УДК 37.035.3 Гамзатов
Расул Гамзатов о традициях трудового воспитания горцев
А. Т. Абдуллаева
В условиях духовного возрождения общества, гуманизации образования и растущих требований к воспитанию подрастающего поколения усилилась необходимость дальнейшего совершенствования системы художественного образования и эстетического воспитания на основе народного худо-жественно-педагогического наследия.
До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества. Сказки, пословицы, поговорки, притчи, предания и песни - замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней.
Много поучительного и полезного для сегодняшнего дня можно найти в педагогическом опыте народов Дагестана, который так умело преобразовал и передал в своих произведениях Расул Гамзатов. Велика созидательная роль его творческого наследия в развитии духовной культуры. Оно предоставляет нам возможность поставить процесс воспитания подрастающего поколения на прочный фундамент выработанных человечеством духовно-нравственных ценностей: общечеловеческих и национальных.
Восприятие художественного произведения базируется на культурном опыте, сложившемся под влиянием определенного социума. С ранних лет у человека одновременно с постепенным
приобретением и преобразованием возрастных манер поведения формируются и проявляются национально обусловленные психологические и культурные установки. Именно они являются ориентиром и помогают молодежи лучше познать культуру своего народа, на основе которой легче будет постичь и общечеловеческие ценности. Полноценное становление личности учащихся, раскрытие их нравственных, эстетических, трудовых, патриотических возможностей не может происходить без целенаправленного приобщения к народному творчеству, а через народное творчество - к труду.
У всех дагестанских народов трудовое воспитание является главной задачей. Это получило отражение в пословицах и поговорках, сказках и притчах, афоризмах и изречениях, тостах и надписях. Огромное собрание их проиллюстрировано в книге Р. Гамзатова «Мой Дагестан». Автор показывает, что труд - это решающее условие нравственного, умственного и физического развития личности. Рассматривая труд как моральный фактор, Р. Гамзатов подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку удовлетворение: «Если хочешь, чтобы рыба была вкусна, иди к озеру и сам поймай ее».
Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство долга и ответственности за результат дела, настойчивость, последовательность, трудолюбие и терпение:
Кто думает, работа наша - мед, Пусть в Кубачи хоть на денек придет.
(Надпись на кубачинском изделии)
Чтоб дальше жить могло стихотворенье, Учусь, друзья, то весел, то суров,
Иметь я кубачинское терпенье, Взыскательность аульских мастеров [2].
Народом создана оригинальная система трудового воспитания, которая включила в себя реализацию определенных задач, общих для всех народов, но каждый народ решает их специфически, в соответствии со своеобразными общественно-экономическими условиями жизни и быта. Первой из этих задач, как видно из произведения «Мой Дагестан», у горцев является воспитание у подрастающего поколения глубокого уважения к простым труженикам и к результатам их труда. Детям внушали: уважать трудовой народ - это прежде всего беречь то, что сделано их руками; чтобы стать в будущем хорошим тружеником, необходимо приучаться к труду, уважать чужой труд.
Вот какой пример приводит Расул Гамзатов словами мудреца Абута-либа.
Притча о балхарских гончарах, об их горшках и о негодных покупателях
Балхарские гончары, уложив свои изделия в большие корзины, а корзины навьючив на ослов и мулов, отправились в город сбывать товар. По дороге им попались озорные парни из ближнего аула.
- Далеко ли отправились, горшечники?
- Продавать горшки.
- Какова цена?
- Маленькие по двугривенному, большие по пятаку.
- Почему так?
- Потому, что маленькие делать труднее, чем большие.
Озорники купили у балхарцев все горшки.
- Останетесь довольны нашим товаром, - говорили гончары, прощаясь и поворачивая мулов, чтобы ехать обратно. - Товар наш сделан на совесть. И до ваших внуков доживут наши горшки.
Поднявшись на гору, горшечники расположились отдохнуть. Они оглядывали с высоты горную дорогу и вдруг
заинтересовались издали, чем это занимаются там парни, скупившие у них звонкий и красивый товар. А парни расставили горшки на краю пропасти и, отойдя на двадцать шагов, кидают в горшки камнями. Очевидно, у них шло соревнование, кто больше разобьет. Горшечники, как по команде, вскочили на ноги и, обнажив кинжалы, бросились к хулиганам.
-Что вы делаете, негодные люди! -закричали они. - Мы продали вам лучшие наши горшки, а вы... Где ваша совесть?
- Почему вы сердитесь? - недоуменно спросили парни. - Вы продали нам свой товар, мы вам хорошо заплатили, горшки теперь наши, какое вам теперь дело, на что мы их употребили?
- Но эти горшки нам не чужие. Много труда мы вложили в глину, прежде чем она стала горшком. Много души мы вложили в нее, чтобы она стала красивым горшком, чтобы им любовались люди. Мы думали, что наши изделия принесут людям радость, что они украсят чью-нибудь жизнь... Вы же, бесчестные люди, превратили в черепки весь наш труд, все наше старание, все наши мечты вы побили камнями на краю пропасти ...
Обиду горшечников поймет каждый, кто сам трудился, вкладывая в свой труд душу, и кто любовался результатами своего труда.
Так закончил Абуталиб свой рассказ [2].
В мировоззрении будущего труженика важное место должно занимать осознание необходимости личного труда. Решая задачу трудового воспитания, народ укреплял в детях чувство любви к труду, поднимал их сознание до понимания важности и необходимости трудиться, воспитывал и развивал в них чувство презрения к привычке удовлетворять свои потребности за счет труда других. Эту тему затрагивает и Р. Гамзатов, приводя в своей книге
притчу о Шангрее, его сыне и пяти рублях.
Некоторое время тому назад жил в Хунзахе состоятельный и уважаемый всеми человек по имени Шангрей. У него был единственный и потому избалованный, капризный сын. Отцу хотелось, чтобы его сын работал, как и все в ауле, чтобы он вырос настоящим человеком. А сыну не хотелось работать. Родные и друзья отца баловали его. Тот подарит коня, тот черкеску, тот даст денег, а тот кинжал.
Однажды Шангрей тяжело заболел. Лекарства не помогали ему. Вся родня, все друзья, все кунаки окружили его.
- Что же нам делать, чтобы вылечить тебя?
- Я-то знаю, что меня могло бы поставить на ноги, но вы бессильны исполнить мое желание.
- В чем же оно? Мы сделаем все, что можно.
- Если сын принесет мне пять рублей, заработанных своим трудом, скажет: «Отец, возьми их, они твои», - тогда я поправлюсь.
Через два дня сын пришел и протянул отцу пять рублей:
- Отец, возьми эти деньги, я сплавлял лес по аварскому ущелью Койсу и заработал.
Отец посмотрел на деньги сына и бросил бумажку в огонь..
Сын не шелохнулся. Он стал бледен, как будто ему дали пощечину.
На самом деле пять рублей ему дали дяди.
Через несколько дней сын снова пришел и опять протянул отцу деньги:
-Я работал в Гунибе на строительстве новой дороги и заработал.
Отец поглядел на деньги, на сына, скомкал бумажку и выбросил ее в окно. Сын не шелохнулся. Эти деньги ему, оказывается, дал кунак отца.
В третий раз сын пришел к отцу, в третий раз протянул пятерку. Отец, не глядя на сына, взял бумажку и разорвал ее на две части. Сын, как ястреб, набросился на обрывки денег, схватил их и начал склеивать. Он закричал на отца:
-Я не для того чистил конюшни в Петровске и заработал эти деньги, чтобы ты их рвал, как простую бумагу. У меня на руках мозоли.
- Вот теперь я вижу, что эти деньги заработал ты сам.
Шангрей стал весел, дело пошло на поправку, и вскоре он окончательно выздоровел [2].
Итак, настоящую цену имеет только то, что заработано своим трудом.
Говоря о воспитании любви к труду, народ имел в виду соединение физического и умственного труда. Р. Гамзатов приводит в этой связи слова своего отца: «...Если работает голова, а руки в это время ничего не делают, это похоже на мельницу, которая крутится вхолостую, вместо того чтобы молоть муку».
Неисчерпаемы методы и приемы народной педагогики, используемые в трудовом воспитании. В своем поэтическом творчестве много труда затратил поэт Дагестана Расул Гамзатов на то, чтобы внушить подрастающему поколению мысль о созидательной силе труда, возвеличивающего человека. Сейчас ни у кого нет сомнения в том, что духовно-нравственное богатство народов необходимо тщательно исследовать, возрождать и культивировать в последующих поколениях.
Литература
1 .Волков Г.И. Этнопедагогика. - М.:
Академия, 2000. 2. Гамзатов Р. Мой Дагестан. - М.: Дружба народов, 1993. Т. 1.
Актуальные вопросы обучения и воспитания учащихся в дагестанской национальной школе. - Махачкала: Даг-учпедгиз, 1985.