Научная статья на тему 'Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния по заявлению обоих супругов'

Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния по заявлению обоих супругов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1994
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БРАК / СУПРУГИ / ОРГАНЫ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ / УПРОЩЁННЫЙ ПОРЯДОК / ЗАЯВЛЕНИЕ ОБОИХ СУПРУГОВ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пуцко Зоя Сергеевна

В статье анализируется правовое регулирование расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния. На основе рассмотрения общей характеристики будет выделена основная проблематика в данной правовой сфере. В основе статьи были применены как теоретические, так и практические исследования, на основе которых будут выявлены имеющиеся недостатки законодательства и его возможные пути усовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния по заявлению обоих супругов»

контрафактного контента, данный сайт перестанет существовать и пользоваться спросом. Думается следующим этапом в совершенствовании российского «антипиратского» законодательства будет введение ответственности конечных пользователей с параллельным формированием культуры потребления платного контента по доступным ценам, как это предусмотрено в законодательствах государств с развитым правопорядком, как, например, в Германии, Китае, Франции, что должно уравновесить баланс интересов всех заинтересованных лиц в цивилизованном использовании объектов авторских и смежных прав в сети Интернет.

Список литературы

1. Медведев С. Российский антипиратский закон: особенности применения и тенденции развития // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2014. № 11. С. 43, 44.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2013 № 18-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова» // Вестник Конституционного Суда РФ, 2013. № 29. Ст. 4019.

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В ОРГАНАХ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ОБОИХ СУПРУГОВ Пуцко З.С.

Пуцко Зоя Сергеевна - бакалавр, направление: юриспруденция, магистрант, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Международный институт экономики и права, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется правовое регулирование расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния. На основе рассмотрения общей характеристики будет выделена основная проблематика в данной правовой сфере. В основе статьи были применены как теоретические, так и практические исследования, на основе которых будут выявлены имеющиеся недостатки законодательства и его возможные пути усовершенствования.

Ключевые слова: брак, супруги, органы записи актов гражданского состояния, упрощённый порядок, заявление обоих супругов, административный порядок.

Семья как социальный институт является базовой ячейкой общества, значение которой весьма велико как для жизни человека, так общества и государства в целом. Брак считается одним из важнейших юридических фактов, порождающий ряд прав и обязанностей между супругами. Его прекращение влечет к существенным последствиям как имущественного, так и личного неимущественного характера. В связи с этим, вся цепочка юридических процедур, связанных с возникновением, изменением и прекращением брачных отношений, подробно регламентируется законом.

Политика приоритета семьи закреплена во многих нормативных актах, как на государственном, так и на международном уровне. Однако, отсутствие в правовом регулировании конкретизации и более полного регламента, влечет к возникновению целого ряда проблем. Нестабильность и уязвимость семейных отношений подтверждается и на практике, на современном этапе развития общества, уровень

числа разводов только растет. В пример можно привести статистические исследования на территории России бракоразводных процессов.

В Республике Саха (Якутия) в 2010 году расторгли брак 4464 пар, в 2011 году -4764 пар, в 2012 году - 4316 пар, в 2013 году - 4634 пар, 2014 - 4105. В 2014 году по сравнению с соответствующим периодом 2013 года наблюдается снижение показателей разводов на 3,3% [6].

Осуществление государством выработки политики по усовершенствованию законодательства, в сфере бракоразводного процесса, может послужить, как уменьшению роста судебных процессов по расторжению брака, так и внесению некой стабильности в брачно-семейные отношения. Но, все же в настоящий момент, политика государства в этой сфере, больше направлена на установление диспозитивности норм и на осуществление упрощения процедур порядка заключения и расторжения брака. Однако, диспозитивность норм в данной сфере, ставит под вопрос дальнейшее улучшение и укрепление семьи как социально-правового института.

Приступим к рассмотрению общей характеристики расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния по заявлению обоих супругов для выявления основной проблематики в этой сфере.

Момент заключения брака, порождающий права и обязанности супругов, считается его государственная регистрация в органах записи актов гражданского состояния. Запись акта о заключении брака и свидетельство о заключении брака - являются подтверждением данного юридического факта. Государственная регистрация устанавливается в целях охраны как имущественных, так и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Для реализации вышеупомянутых целей, органами загса осуществляются следующие основные задачи:

- осуществление контроля над соблюдением, установленных законом, порядка и условий вступления в брак;

- официальное оформление возникающих брачных отношений;

- учет каждого факта заключения и расторжения брака, а также хранение сведений о брачном статусе граждан;

- и т.д.

Как заключение брака, так соответственно и его расторжение подлежит государственной регистрации. Расторжение брака - это его прекращение по воле одного или обоих супругов, совершаемое при жизни данных супругов [2].

Основным (административным) порядком расторжения брака, признано считать расторжение брака в органах загса. Осуществление расторжения брака, в данном порядке, допускается лишь по взаимному заявлению супругов или же по заявлению одного из супругов.

Расторжение брака по взаимному согласию обоих супругов производится при условии наличия самого согласия обоих супругов и отсутствия у обоих из них общих несовершеннолетних детей (включая усыновленных) п. 1 ст. 19 СК РФ. Следует отметить, что наличие общих несовершеннолетних детей исключает возможность расторжения брака в органах загса.

Взаимное согласие выражается путем подачи обоих супругов заявления в органы загса, выраженного в письменной форме, поданного в виде совместного или двух раздельных заявлений. Способ подачи заявления может осуществляться как лично, так и дистанционно, в виде отправки электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Также, заявление может быть подано через многофункциональный центр [7]. При отсутствии возможности одного из супругов осуществить подачу заявления (имея при этом уважительную причину), в случаи подачи совместного заявления о расторжении брака, волеизъявление супругов оформляется отдельным заявлением о расторжении брака. Подпись отсутствующего супруга, в данной ситуации, подлежит нотариальному удостоверению, в установленном законом порядке [3].

51

Содержание и форма заявления о расторжение брака по взаимному согласию устанавливается и детально регламентируется законодателем.

Заявление о расторжении брака, как и любой другой документ, имеет свое содержание, реквизиты и форму, которые устанавливаются правовыми нормами.

Проблеме оформления заявления о расторжении брака следует посвятить следующий пример из судебной практики.

Гражданин К. намеревается расторгнуть с гражданкой В., с которой, в последние три года, он не проживает, общих несовершеннолетних детей не имеет, и открывать спор о разделе совместно нажитого имущества не собирается. К. обратился в отдел загса по городскому округу г. Кострома с соответствующим заявлением, однако в приеме заявления ему было отказано, так как В. проживающая в Украине, на его подачу не явилась и заявление не подписала. С заявлением о расторжении брака он обращался к мировому судье по месту своего жительства, но заявление ему было возвращено со ссылкой на то, что оно должно быть подано по месту жительства ответчика, а доказательств, свидетельствующих о невозможности выезда к месту жительства ответчика, им не представлено. По смыслу п. 3 ст. 33 Закона об актах гражданского состояния заявление супруга, не имеющего возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния, должно содержать сведения, перечисленные в абзацах 2 - 7 пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», а подпись заявителя на нем должна быть нотариально удостоверена.

Далее по делу, заявление В., с ее нотариально удостоверенной подписью, которое было предъявлено К. в отдел записи актов гражданского состояния, этим требованиям не соответствует, поскольку не содержит сведений о месте ее рождения, гражданстве, реквизитах записи акта о заключении брака, о фамилии, которую она избирает после расторжения брака. Заявление, оформленное от ее имени на бланке формы № 8, также оформлено ненадлежащим образом, так как подпись В. на нем нотариально не удостоверена. Поскольку, предъявленное К. вместе с другими документами заявление В., не имеющей возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи заявления, не соответствовало требованиям, установленным Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» и Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 года № 1274 у руководителя отдела записи актов гражданского состояния по городскому округу г. Кострома имелись основания для отказа в приеме документов на государственную регистрацию расторжения брака. Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. (в редакции от 6 апреля 2015 г.)41, судебная коллегия определила решение Свердловского районного суда Костромы от 27 июня 2014 года отменить, принять по делу новое решение. В удовлетворении заявления К. об оспаривании решения руководителя отдела записи актов гражданского состояния по городскому округу г. Кострома управления записи актов гражданского состояния Костромской области об отказе в приеме заявления о расторжении брака отказать [5].

Данный случай, из судебной практики, подчеркивает всю значимость требований, предъявляемых законодателем, по оформлению документации, и пример последствий их не соответствия, в конкретном случае - отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния.

Государственная регистрация расторжение брака производиться органом загса по месту жительства супругов (одного из них) или по месту государственной регистрации заключения брака. В соответствии со ст. 333.26 Налогового Кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, уплачиваемая при регистрации расторжения брака, включая выдачу свидетельства, при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, составляет 650 рублей с каждого из супругов.

Законодательно, обязанность в выяснении причин и установления примирения между супругами для органов загса не регламентируется. Однако, для реализации вышеупомянутых целей, направленных на восстановление семьи, законодателем

52

вводится норма, в п.3 ст.19 СКРФ, устанавливающая само расторжение брака и выдачу свидетельства о его расторжении органами загса по истечению месяца, со дня подачи супругами заявления о разводе. Течение указанного срока начинается на следующий день после подачи супругами заявления о расторжении брака и истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если это число приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Органами загса, данный месячный срок не может быть ни сокращен, ни увеличен. Только при наличии причин, мешающим супругам явиться в назначенный день, и их совместной просьбе, возможен перенос срока для оформления развода.

Представительство в случае расторжение брака не допускается. П. 4 ст. 33 Закона об актах гражданского состояния, допускает расторжение брака в присутствии и одного из супругов. После расторжения брака ставится соответствующая отметка в паспорте или ином документе удостоверяющего личность.

Споры, возникающие при расторжении брака (раздел имущества, выплата средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга и т.д.), рассматриваются лишь в судебном порядке. Однако, наличие имущественных споров, не является преградой для расторжения брака органами загса. Перечисленные споры, независимо от расторжения брака в органах загса, разрешаются судом по заявлению одного из супругов или опекуна недееспособного супруга в порядке искового производства, осуществляемого как в период брака, так и после его расторжения. Не стоит лишь забывать о сроке исковой давности, установленного для лиц, расторгнувших брак, раздел общего имущества которых, осуществляется в трехлетний срок (п. 7 ст. 38 СК РФ). С требованиями о взыскании алиментов, по ст. 107 СК РФ, супруг в праве в любое время, независимо от срока истекшего с момента возникновения права на алименты, если супруги (бывшие супруги) не достигли соглашения по данному вопросу [4].

Рассматривая процедура расторжения брака в органах загса, по взаимному согласию супругов, следует охарактеризовать ее как весьма быструю, отличающуюся простотой юридического состава и в основном беспрепятственно реализующую осуществление юридических действий, направленных на расторжение брака. Отсутствие применения к супругам примирительных мер и выявлению причин развода, способствует легкому и быстрому распаду семьи, чему и свидетельствует огромное количество разводов.

Административная процедура развода, рассматривается как более либеральный тип развода и как вершина законодательства о свободе развода [1]. Несомненно, концепция о свободе развода имеет право на существование, в рамках конституционных свобод предоставленных гражданам. Значение семьи велико для жизни не только человека, но и общества в целом. Процветание семьи - залог процветания всего общества. Представив в совокупности вышеупомянутые факты, можно прийти к выводу, что концепция свободы развода влияет на семейные отношение весьма не позитивным образом, порождая не только не стабильность в браке, но еще и не учитывает заинтересованность общества в реализации семейных отношений.

Кардинальным шагом к решению проблем, связанных с увеличением количества числа разводов в стране, было бы возможное исключение из законодательной системы административного порядка расторжения брака.

Предложение по изменению ст. 18 СК РФ, которую можно было бы изложить в следующей редакции:

«Расторжение брака производится в судебном порядке по взаимному заявлению обоих супругов или по заявлению одного из супругов».

Таким образом, убрав административную процедуру расторжение брака, и тем самым осуществив перенос всех дел по данному вопросу на плечи судебных органов, явным образом уменьшит число желающих осуществить бракоразводный процесс. Установив лишь судебный порядок расторжения брака, увеличит как срок, выделенный на его прекращения, так и усложнит всю процедуру всего бракоразводного процесса.

53

Также актуально и предложение по увеличению государственной пошлины при расторжении брака в органах загса, которое не только бы сберегло огромное количество семей от распада, а также заставило бы многих «новобранцев» задуматься «а стоит ли создавать семью?». Тем самым это бы избавило органы загса от «лишней бумажной волокиты», выраженной в частой регистрации и расторжении «спонтанных» браков.

Список литературы

1. Вершинина Е.В. Концепции расторжения брака в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ // Семейное и жилищное право, 2013. № 5. С. 8.

2. Семейное право России: Учебник для вузов. / Под ред. Л.М. Пчелинцева. М., 2014. 688 с.

3. Семейное право: Учебник. / Под ред. Е.П. Войтович. РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. Новосибирск: СибАГС, 2014. 192 с.

4. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации: Учебно -практический. / Под ред. С.А. Степанова. М., 2015. 365 с.

5. Апелляционное определение Костромского областного суда от 10 ноября 2014 г. по делу № 33-1730/2014 «Об оспаривании решения об отказе в приеме заявления о расторжении брака» // Архив Костромского областного суда, 2014. № 33-1730.

6. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): статистический сборник / Федер. служба гос. статистики. Якутск, 2014.

7. Как расторгнуть брак без согласия супруга? / Электронный журнал «Азбука права», 2015. // Справочная правовая система «Гарант-Максимум» от 07.12.2016 г.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ЗАСТРОЙЩИКОВ Пашинская Л.А.

Пашинская Любовь Александровна - студент магистратуры, юридический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье описано правовое регулирование банкротства застройщиков, особенности, предусмотренные § 7 гл. IX ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», приведен краткий обзор изменений норм законодательства, регулирующих банкротство застройщиков и направленных на защиту прав участников долевого строительства.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, застройщик, участник долевого строительства, защита прав, арбитражный суд.

Комплексное правовое регулирование банкротства осуществляется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ) [1].

Особенности банкротства застройщиков предусмотрены § 7 гл. IX Закона № 127-ФЗ, введенным Федеральным законом от 12.07.2011 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.