Научная статья на тему 'Растительноядные нематоды заповедника «Тигровая балка»'

Растительноядные нематоды заповедника «Тигровая балка» Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
140
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the species diversity of the nematodes of Dorylaimida and Tylenchida orders, observed in Tugai and Desert vegetation of Tigrovaya balka preserve.

Текст научной работы на тему «Растительноядные нематоды заповедника «Тигровая балка»»

ДОКЛАДЫ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ___________________________________2009, том 52, №12_______________________________

ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ

УДК 632.651(575.3)

В.К.Канкина, Г.Н.Клишина РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ НЕМАТОДЫ ЗАПОВЕДНИКА «ТИГРОВАЯ БАЛКА»

(Представлено академиком АН Республики Таджикистан И.А.Абдусалямовым 14.08.2009 г.)

Нематоды являются важным компонентом биогеоценоза и влияют на биологическую активность почвы. Среди нематод отмечено немало растительноядных видов, нередко вызывающих угнетение роста и развития растений-хозяев, а при больших плотностях популяций -и их гибель. В наших ранних исследованиях были определены значительные потери урожая сельскохозяйственных культур от вредоносности нематод родов Meloidogyne, Xiphinema, Longidorus, Heterodera и др. [1,2].

Большинство публикаций в основном посвящены видовому составу нематод, обитающих на сельскохозяйственных культурах. Работ по изучению естественных, особенно тугайных и пустынных ландшафтов, где сохраняются природные очаги многих видов нематод, крайне мало.

Так, в 1991 г. Т.С.Ивановой и Т.М.Тебеньковой впервые на территории заповедника «Тигровая балка» было выявлено 20 экто- и эндопаразитических нематод, из них 12 описаны как новые для науки. Такое обилие новых таксонов объясняется слабой изученностью фитонематод пустынных ландшафтов. В тугаях ими отмечено 7 видов, в зоне пустынь - также 7, для обоих флороценотипов общими оказались 6 видов. Авторы отмечают, что фауна нематод пустыни и тугаев характеризуется большим числом эндемичных видов [3,4].

В 1989-1992 гг. Л.М.Джураевой и В.К.Канкиной были проведены нематологические обследования древесно-кустарниковой и травянистой растительности в поймах рек Кафир-ниган и Вахш и в пустынной части заповедника «Тигровая балка». Зарегистрировано 26 видов паразитических нематод, 24 - из отряда Тиленхид и 2 вида - из отряда Дорилаймид. В пойменных лесах обнаружено 8 видов, в пустынной зоне (Курджалакум, Кашкакум) отмечено 11 видов, а 7 видов встречались в обоих типах растительности. Особый интерес представляют 2 вида цистообразующих нематод, ранее зарегистрированных А.Р.Маджидовым [5]. Ephippiodera latipons широко распространенный вид и отмечен преимущественно на диких злаках, а E. turcomanica приурочена исключительно к древесно-кустарниковой растительности. Авторы констатируют, что в экстремальных условиях в тугайных и пустынных ландшафтах юга Таджикистана адаптация экто- и эндопаразитических нематод к суровым условиям жизни позволила претерпеть ряд морфологических изменений, которые являются необходимым условием их существования [6].

В 2008 г. нами были проведены нематологические обследования древеснокустарниковой растительности поймы р. Вахш, тугайных и пустынных зон заповедника

«Тигровая балка». Пробы брались на типичных представителях древесно-кустарниковых растений изучаемого района.

Краткая характеристика растительных сообществ приведена по Ю.И. Молотковскому [7]. Согласно ранним публикациям [3,6] и на основании наших исследований, в заповеднике «Тигровая балка» зарегистрировано 32 вида растительноядных нематод из 16 родов, принадлежащих к отрядам Дорилаймида и Тиленхида.

Тугаи и пойменные леса в пределах заповедника концентрируются на нижних террасах р. Вахш. Эти участки характеризируются высоким термическим режимом и малым количеством осадков. Однако близкие грунтовые воды нивелируют недостаток атмосферных осадков, что дает возможность разрастаться пышной древесно-кустарниковой растительности, представленной мезофильными лоховыми, туранговыми и смешанными турангово-лоховыми сообществами. Наибольшая заселенность нематодами на видовом уровне отмечена в туранговых и лоховых сообществах (19-20 видов) и на произрастающих в них тамариксе и солянке (16-18 видов), на песчаных массивах - на саксауле и джузгуне (по 16 видов).

В период почвенной засухи, которая наступает преимущественно в апреле-мае, растительноядные нематоды в прикорневой почве растений встречаются единично только на глубине 30-40 см. В верхнем слое - до 30 см, преобладают сапрозойные формы нематод, иногда в массе обитающие в загнивающих корнях.

В тугаях нами обнаружено 13 видов нематод, из них редкими оказались Tylenchorhyn-striatus и T. goffarti, они отмечены в единичных пробах на туранге и солянке. 7 видов зарегистрировано в переходной зоне, от тугаев к пескам Кашкакум. Галловые нематоды являются злостными эндопаразитами многих сельскохозяйственных культур и широко распространены в южных районах Таджикистана. Ксифинема индекс в 2008 г. нами впервые отмечена в заповеднике «Тигровая балка», в прибрежной зоне р. Вахш. Очевидно, эти нематоды на территорию заповедника были занесены либо паводковыми, либо сточными поливными водами из близлежащих сельскохозяйственных угодий. Здесь можно наблюдать проникновение паразитов из культурной зоны в естественный ландшафт с образованием устойчивого вторичного очага.

Пустыни на территории заповедника «Тигровая балка» занимают верхние, более удаленные от воды, террасы р. Вахш. Эти участки характеризуются высоким термическим режимом и малым количеством атмосферных осадков, но в отличие от пойменных лесов здесь наблюдается значительное засоление почвы при глубоком залегании грунтовых вод. Такие условия способствуют развитию на пустынных участках гиперксерофильной растительности, представленной саксаулами, джузгунами, черкезами, парнолистником и др. В зоне пустыни нами отмечено 16 видов растительноядных нематод. Наиболее богато нематофауна была представлена на саксауле и джузгуне.

Помимо растительноядных нематод, приуроченных сугубо к тугайным или пустынным ассоциациям, нами выявлено 10 видов, встречающихся в обоих типах растительности, которые зарегистрированы, в основном, в ризосфере пустынных растений, однако отмечены случаи нахождения их и на тугайной растительности, произрастающей на границе обоих биотопов.

Анализ почвенных и корневых проб показал определенную приуроченность растительноядных нематод к тугайным или пустынным ассоциациям.

Приводится перечень обнаруженных видов нематод и их растений-хозяев в заповеднике «Тигровая балка».

Xiphinema index Thorne et Allen, 1950. Обнаружена на лохе и тамариксе во влажной лёссово-песчаной почве левобережья р. Вахш. В заповеднике «Тигровая балка» регистрируется впервые.

X. pachtaicum (Tulaganov, 1938) Kirjanova, 1951. В Таджикистане эта нематода зарегистрирована на различной древесно-кустарниковой растительности как в культурной зоне, так и в естественных стациях [2]. Широко распространена на территории заповедника. Найдена в прикорневой почве лоха, туранги, тамарикса - в тугаях; эриантуса, парнолистника, саксаула белого - в песках ^шкакум.

Longidorus arenosus Kankina et Ivanova, 198б. Довольно часто находили на туранге в пойменной части заповедника, а в песках ^шкакум - на джузгуне, саксауле белом и солянке Рихтера.

Tylenchorhynchus ancorastyletus Ivanova, 1983. Встречается часто, но численность нематод низкая. Отмечен на феруле, саксауле белом в песках ^шкакум; на тамариксе и туран-ге - в пойменной части заповедника.

T. cristatus Ivanova, 1983. Обнаружен в прикорневой почве туранги и верблюжьей колючки произрастающих в тугаях заповедника.

T. goffarti Sturhan, 19бб. В заповеднике отмечен на разных видах солянок.

T. latus Allen, 1955. Этот вид был зарегистрирован на корнях хлопчатника в Вахшской долине. В заповеднике обнаружен в почве у корней лоха и туранги в пойме р. Вахш; на джузгуне и саксауле - в песках ^шкакум.

T. striatus Allen, 1955. Зарегистрирован в засоленной хлоридами почве близ корней туранги, в окрестностях Центрального кордона королевская дача).

Merlinius capitonis Ivanova, 1983. В заповеднике найден в прикорневой почве туранги, лоха, солянки - в пойме р. Вахш; на саксауле и джузгуне - в песках ^рджалакум и ^шка-кум.

Nagelus arenosus Ivanova et Schagalina, 1983. Отмечен на корнях джузгуна, саксаула белого и черного в песках ^рджалакум и ^шкакум.

N. grandis (Allen, 1955) Siddiqi, 1979. Найден в прикорневой почве саксаула белого и черного, кандыма, солянки, парнолистника, тамарикса в песках ^шкакум и лоха - в переходной зоне к тугаям.

Scytylenchus sphaerocephalus Ivanova, 1982. Обнаружен на корнях и в прикорневой почве тамарикса, парнолистника, туранги в прибрежной зоне р. Вахш на территории заповедника.

S. variabilis Ivanova et Schagalina, 1983. Отмечен на корнях и в прикорневой почве солянки, джузгуна, саксаула белого в песках ^шкакум.

Hexadorus deserticola Ivanova et Schagalina, 1983. Зарегистрирован на корнях саксаула белого и солянки в песках ^шкакум.

Telotylenchus indicus Siddiqi, 1960. Найден на корнях джузгуна, саксаула белого и черного, верблюжьей колючке в песках ^рджалакум и ^шкакум.

T. laevis Ivanova et Schagalina, 1988. Обнаружен в почве у корней джузгуна, белого и черного саксаула, парнолистника, солянки Рихтера в песках ^рджалакум и ^шкакум.

Zygotylenchus quevaria (T.Jumenez, Braun, Loof, 1966) Рысс, 1988. Зарегистрирован в прикорневой почве солянки Рихтера.

Rotylenchus salinus Tebencova, 1982. Широко распространенный вид, но численность его невысокая. Найден на солянке, дерезе, джузгуне, пустынноколоснике и туранге в песках ^рджалакум и ^шкакум.

Helicotylenchus californicus Sher, 1966. Вид довольно часто и в значительной численности встречается на лохе, тамариксе, саксауле, эриантусе, парнолистнике в тугайной зоне заповедника и в песках ^шкакум.

Pratylenchus alleni Ferris, 1961. Зарегистрирован в прикорневой почве туранги, лоха и парнолистника в тугайной зоне заповедника.

P. flakkensis Seinhorst, 1968. Найден в смешанной популяции с P.alleni на корнях туранги и лоха.

Ephippiodera latipons (Franklin, 1969), Schagalina et Krall, 1981. Зарегистрирована на корнях дикорастущих злаков в песках ^шкакум.

E. turcomanica (Kirjanova et Schagalina, 1965), Schagalina et Krall, 1981. Отмечена на корнях саксаула белого и черного, солянке Рихтера, кандыме краснеющем в песках ^рджа-лакум и ^шкакум.

Meloidogyne arenaria (Neal, 1889) Chitwood, 1949. Обнаружена на тамариксе, кандыме щетинистом, верблюжьей колючке, солянке.

M. javanica (Treub, 1885) Chitwood, 1949. Широко распростарненный вид в пойме р. Вахш, зарегистрирован на лохе, тамариксе, верблюжьей колючке, на территории заповедника.

M. turkestanica Schagalina et Ivanova, Krall, 1985. Найдена на корнях солянки Рихтера, кандыме краснеющем и щетинистом, саксауле белом и черном в песках ^шкакум.

Criconemella alticola (Ivanova, 1976) Ebsary, 1982. Отмечена в прикорневой почве и на корнях туранги, лоха в низменной части заповедника.

C. curvata (Raski, 1952) Luc et Raski, 1981. Найдена на корнях и в прикорневой почве туранги, тамарикса в смешанной популяции с C.alticola в довольно увлажненных местах заповедника.

C. kralli (Ivanova, 1975) Luc et Raski, 1981. Найдена на корнях туранги, тамарикса, дерезы, эриантуса и пустынноколоснике на более сухих, по сравнению с предыдущими видами местах.

C. parva (Raski, 1952) de Grisse et Loof, 1965. Обнаружена в прикорневой почве лоха в пойме р. Вахш.

C. vallicola (Ivanovaа, 1976) Ebsary, 1982. Зарегистрирована в прикорневой почве лоха, тамарикса и солодки в окрестностях Центрального кордона королевская дача) заповедника.

Nothocriconemella cylindracea Ivanova et Schagalina, 1986. Найдена в прикорневой почве туранги, лоха, тамарикса на левобережье р. Вахш. Плотность популяции нематод на этих растениях была невысокая.

Таким образом, в тугайных и пустынных ландшафтах заповедника «Тигровая балка» зарегистрировано 32 вида растительноядных нематод. Из них наиболее многочисленными были эктопаразитические виды родов: Xiphinema, Longidorus, Tylenchorhynchus, Helicotylen-chus. ^льчатые нематоды - Criconemella отличались большой подвижностью и среди них встречались хищные нематоды. Экто-эндопаразитические виды представлены родами Praty-lenchus, Telotylenchus. Цистообразующие и галловые нематоды представляют группу эндопа-разитических видов, которые плотно заселяют корневую систему зараженных растений, значительно снижая их рост и развитие. Растения при этом теряют морозостойкость и засухоустойчивость.

Характерные климатические условия - высокий термический режим, малое количество атмосферных осадков, значительное засоление почвы - привели к отбору видов растительноядных нематод, приспособленных к жизни в экстремальных условиях.

Институт зоологии и паразитологии Поступило 17.08.2009 г.

им. Е.Н.Павловского АН Республики Таджикистан

ЛИТЕРАТУРА

1. Джураева Л.М. - Изв. АН ТаджССР. Отд. биол. наук, 1982, №4(89), с 28-33.

2. Kанкина В.К - Изв. АН ТаджССР. Отд. биол. наук, 1989, №2(115), с 12-17.

3. Иванова Т.С., Тебенькова Т.М. - Изв. АН ТаджССР. Отд. биол. наук, 1991, №2(123), с 10-14.

4. Викина В.К, Иванова Т.С. - Изв. АН ТаджССР. Отд. биол. наук, 198б, №2(103), с б0-62.

5. Маджидов А.Р. - Изв. АН ТаджССР. Отд. биол. наук, 1985, №3(100), с 4Т-49.

6. Джураева Л.М., ^нкина В.K. - Изв. АН ТаджССР. Отд. биол. и мед. наук, 1998, №3(139), с 49-55.

7. Молотковский Ю.И. - Таджикистан, природа и природные ресурсы. - Душанбе: Дониш, 1982, с. 545-548.

В.К.Канкина, Г.Н.Клишина НЕМАТОДНОЙ РАСТАНИХУРИ МАМНУЪГОНИ «БЕШАИ ПАЛАНГОН»

Дар мак;ола маълумотно оиди нематодной кдтори Dorylaimida ва Tylenchida, ки дар минтакднои тугайзор ва биёбони мамнуъгони «Бешаи палангон» ёфт шудаанд да-рёфт шудааст.

W.K.Kankina, G.N.Klishina VEGETATIVEV NEMATODES PARASITIC OF RESERVE «TIGROVAYA BALKA»

This article describes the species diversity of the nematodes of Dorylaimida and Tylenchida orders, observed in Tugai and Desert vegetation of “Tigrovaya balka” preserve.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.