Научная статья на тему 'РАСТИТЕЛЬНОСТЬ БАССЕЙНА оз. ЧИРИНДА (СЕВЕРНАЯ ЭВЕНКИЯ) В ПОЗДНЕМ ГОЛОЦЕНЕ'

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ БАССЕЙНА оз. ЧИРИНДА (СЕВЕРНАЯ ЭВЕНКИЯ) В ПОЗДНЕМ ГОЛОЦЕНЕ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Л. Н. Савина, O. H. Мироненко

Приводятся материалы палинологического изучения профиля торфяно-болотных почв северотаежных лиственничных редколесий. Установлены смены растительности за последние 4500 лет, определены тенденции современного развития редколесий в бассейне оз. Чиринда под влиянием антропогенных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАСТИТЕЛЬНОСТЬ БАССЕЙНА оз. ЧИРИНДА (СЕВЕРНАЯ ЭВЕНКИЯ) В ПОЗДНЕМ ГОЛОЦЕНЕ»

Яцко И.Я. Континентальные фации в верхнем неогене юга УССР и их униониды. — Тр. Одес. ун-та. Сер. геол. и геогр. наук, 1959, т. 149, вып. 6.

Chom Minchen. New elasmotheriine Rhinoceroses from Shansi. — Vertebrata palasiat., 1958, vol. 2, N 2/3, p. 135-142.

Deschaseaux C. Encephales de Perisodatvles fossiles. — In: Traite de Paléontologie. 1958, t. VI (2), p. 491.

Ringström T. Nashörner der Hipparionen-Fauna Nord-Chinas. — Palaeontol.sinica. Ser. C, 1924, vol. 1, p. 123-156.

Sinzov I. Geologische und palaentologische Beobachtungen in Südrussland. — Mem. Univ. Nouvelle Russie, 1910, vol. 79.

УДК 551.796(571.512)

Л.Н. САВИНА, О.Н. МИРОНЕНКО

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ БАССЕЙНА оз. ЧИРИНДА

(СЕВЕРНАЯ ЭВЕНКИЯ) В ПОЗДНЕМ ГОЛОЦЕНЕ

'Район исследования по лесорастительному районированию (Смагин и др., 1977) относится к Котуйскому округу северотаежных лиственничных лесов и редколесий, на "Геоботанической карте СССР" (1957) — к восточносибирским кустарниково-мохо-вым и лишайниково-кустарничковым лиственничным, елово-лиственничным и сосново-лиственничным лесам.

Растительность бассейна оз. Чиринда представлена лиственничными редколесьями из 1_апх дтеМпи (Рирг.). В кустарниковом ярусе доминирует Веги1а ехМ^ Бикасг. с примесью некоторых видов ив и А1пи$ {тирана Яирг. Обильны кустарнички, травы менее обильны, развиты зеленые мхи и лишайники. Среди лиственничных редколесий распространены избыточно увлажненные пушициевые, ивняковые и ерниково-моховые коч-карные тундры. Встречаются верховые болота. Небольшие площади занимают кустарниковые заросли, представленные преимущественно формацией ивняков, встречается ольховниково-ивняковая формация. В поймах рек распространены разнотравно-вейни-ковые луга, на отмелях — хвощи, папоротники, злаки, осоки, кустарнички, разнотравье. На мелководных участках озер — прибрежно-водная растительность, свидетельствующая о заболачивании территории. На местах бывших стоянок оленеводов и поселений леммингов распространены лугоподобные группировки (Мироненко, 1970).

Флора высших растений содержит ксерофильные и криоксерофильные элементы, что свидетельствует о ее континентальном характере. Провинциальная самостоятельность, отсутствие эндемов объясняются молодостью флоры. Формирование ее происходило в эпоху зырянско-сартанского похолодания и завершилось в голоцене (Юрцев и др., 1971).

Представление о растительности бассейна оз. Чиринда в позднем голоцене (в понимании Н.В. Кинд, 1974) дают палинологические профили разрезов торфяно-болотных почв, заложенных В.Д. Нащокиным в 1966 г. в окрестностях фактории Чиринда (разрезы 3 и 4) ив долине р. Ланга (разрез 5) к западу от нее.

Анализ спорово-пыльцевых диаграмм (см. рисунок) позволил выделить пыльцевые зоны, отражающие смены в растительном покрове под влиянием изменений экологических условий и антропогенного воздействия. На диаграмме в общем составе отдельно подсчитывалась сумма пыльцы кустарников — березы, ольхи и ив. Процентное содержание пыльцы трав и спор определялось от суммы древесной пыльцы, принятой за 100%. Выделены следующие четыре пыльцевые зоны.

1 зона — глубина 0,35—0,4 м. Зона ольхи, лиственницы, ели; пыльцы кустарниковых берез и сосны очень мало, в общем составе преобладает пыльца деревьев и кустарников, много вересковых, водных. Зона 1 выделяется лишь на диаграмме разреза 3, отражает распространение лиственничных лесов с подлеском из ольховника; в составе лесов

Спорово-пыльцевые диаграммы разрезов торфяно-болотных почв у Чиринды (разрезы 3, 4) ив долине р. Ланга (разрез 5)

1 — пыльца древесных пород; 2 — пыльца кустарников; 3 — пыльца травянистых растений и кустарничков; 4— споры; 5 — Pinus silvestris; 6 — Larix gmelinii; 7 — Picea obovata; 8 — Abies sibirica;9— Betula exilis; 10 — Alnus fruticosa; 11 — зоны; 12 — фазы и рубежи

встречались ель и сосна; леса занимали склоны и долины рек. Климат был мягче современного.

2 зона — глубина 0,23—0,35 м. Зона кустарниковой березы и ольховника, вересковых и спор сфагновых мхов. Эта зона выделяется на всех трех диаграммах. Она отражает господство лиственничных редколесий,увеличивающуюся роль кустарниковых зарослей из Betula exilis с примесью ольховника, период начала заболачивания территории.

3 зона — глубина 0,16—0,23 м. Зона трав и кустарников с преобладанием пыльцы кустарниковой березы, осок, злаков, заметное участие в спектрах принимает пыльца полыни и маревых. Зона отражает господство лиственничных редколесий, кустарниковых зарослей из березы, ивы; осоковые болота были распространены не только по долинам рек, но и по днищу котловины озера. В более южных районах большую площадь занимали сосна, ель и пихта. Появляются сорные растения — злаки, полыни, маревые, свидетельствующие о проникновении человека в эти районы.

4 зона — глубина 0,0—0,16 м. Зона кустарников ольхи и березы, среди пыльцы трав гоподствует пыльца Rubus chamaemorus L. Лиственничные редколесья сочетаются с кустарниковыми зарослями из березы и Betula exilis, развиты пушициевые тундры с морошкой и кустарничками. По долинам рек преобладают кустарниковые заросли из березы.

Выделенные пыльцевые зоны четко коррелируются с пыльцевыми зонами и подзонами (фазами изменения растительности) первой для севера Сибири стандартной пыльцевой диаграммы голоценового торфяника мыса Каргинского,на правом берегу Енисея (Фирсов и др., 1974). Эта корреляция показывает совпадение основных рубежей изменения растительности на севере Сибири и в бассейне оз. Чиринда.

Наиболее существенный рубеж наметился примерно 4500 лет назад (см. рис. 1). В результате похолодания (Кинд, 1974) на территории бассейна оз. Чиринда лиственничные леса с ольховником в подлеске сменились лиственничными редколесьями и кустарниковыми тундрами. На рубеже 3650 лет назад потепление климата способствовало небольшому расширению площади лесов, наступлению леса на заболоченные территории. В период 2000-3650 лет назад создались условия для продвижения пихты в более северные районы, в связи с этим усилился принос ее пыльцы. Территория стала подвергаться антропогенному воздействию.

В последние 2000 лет (зона 4) наметилась тенденция к расширению ареала лиственничных лесов и зарослей ольховника. Процесс облесения территории с наиболее благоприятными для него экологическими условиями еще не закончен. Относительно большая урожайность шишек, наличие подроста и молодых деревьев с неплохой жизненностью на верхнем пределе лесной растительности, небольшой возраст, относительно хороший прирост, обильный подрост деревьев на приустьевых участках речных долин — все это говорит о том, что лесные ценозы расширяют свои границы.

Впервые полученные для бассейна оз. Чиринда спорово-пыльцевые диаграммы палинологических профилей торфяно-болотных почв свидетельствуют о позднеголоцено-вом возрасте этих почв.

Л ИТЕ РАТУРА Геоботаническая карта СССР/Под ред. Е.М. Лавренко, В.Б. Сочавы, 1957.

Кинд Н.В. Геохронология позднего антропогена по изотопным данным. М.: Наука, 1974'. 255 с.

(Тр. ГИН АН СССР; Вып. 257) . Мироненко О.Н. Растительность бассейна верхнего течения р. Котуй (Северная Эвенкия) : Автореф.

дис.... канд. биол. наук. Красноярск, 1970. 30 с. Смагин В.Н., Ильинская СЛ., Короткое ИЛ. и др. Лесорастительное районирование Сибири. — В кн.: Первое Всесоюзное совещание по проблеме районирования лесного фонда СССР. Красноярск, 1977, с. 17—30.

Фирсов Л.В.. Троицкий CJ1., Левина Т.П. и др. Абсолютный возраст и первая для севера Сибири стандартная пыльцевая диаграмма голоценового торфяника. — Бюл. Комис. по изуч. четвертич. периода, 1974, №41, с. 121-127. Юриев Б.А., Мироненко О.Н., Петровский BS. О географических связах и происхождении флоры Путораны (Средне-Сибирское плоскогорье).— Ботан. журн., 1971, т. 56, № 9, с. 1263—1271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.