Научная статья на тему 'Рассуждения об особенностях института национальных районных автономий КНР'

Рассуждения об особенностях института национальных районных автономий КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
814
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Ключевые слова
КНР / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ АВТОНОМИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ / CHINA / NATIONAL AUTONOMY / NATIONAL DISTRICT AUTONOMY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ли Цзяньчжун

Национальная проблема является важным вопросом, касающимся государственной политической ситуации и будущего государства. В настоящей статье проанализированы предпосылки и история формирования института национальных районных автономий КНР, а также вопросы установления автономий, структуры аппарата управления национальных меньшинств, пользование правами автономий, ограничение прав автономий и центральное управление национальными районными автономиями; изложены рассуждения об особенностях института национальных районных автономий КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National problem is one of the most important question which touches upon national political situation and its future. In the article the author tries to analyze preconditions and history of forming the institution of national district autonomies in China as well as questions of establishment autonomies, governmental authorities, usage of rights, limitations those rights and central governing of national district autonomies.

Текст научной работы на тему «Рассуждения об особенностях института национальных районных автономий КНР»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№4 (16). Декабрь 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 323 ББК 66.3(5Кит)

Ли Цзяньчжун

РАССУЖДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОННЫХ АВТОНОМИЙ КНР

Национальная проблема является важным вопросом, касающимся государственной политической ситуации и будущего государства. В настоящей статье проанализированы предпосылки и история формирования института национальных районных автономий КНР, а также вопросы установления автономий, структуры аппарата управления национальных меньшинств, пользование правами автономий, ограничение прав автономий и центральное управление национальными районными автономиями; изложены рассуждения об особенностях института национальных районных автономий КНР.

Ключевые слова: КНР; национальная районная автономия; национальная автономия

Li Jian Zhong

REASONING ABOUT PECULIARITIES OF THE INSTITUTION OF NATIONAL DISTRICT AUTONOMIES IN CHINA

National problem is one of the most important question which touches upon national political situation and its future. In the article the author tries to analyze preconditions and history of forming the institution of national district autonomies in China as well as questions of establishment autonomies, governmental authorities, usage of rights, limitations those rights and central governing of national district autonomies.

Key words: China;national district autonomy;national autonomy

Китай объединяет в себе 56 национальностей. Население, относящееся к национальным меньшинствам - сто четырнадцать миллионов человек, что составляет 8,49% от всей численности населения государства. Решать проблемы, возникающие в многонациональном государстве, нужно принимая во внимание их существенность, глобальность и длительность, так как это является важным вопросом, связанным со стабильностью политической обстановки в стране и даже ее будущей судьбой. В КНР решение проблем национальных районных автономий утверждено основным политическим курсом и является одной из

© Ли Цзяньчжун, 2014

основ государственного политического устройства, долгое время упорно отстаиваемой и совершенствуемой, выливающейся в особый китайский метод решения национальных вопросов в государстве.

1. Формирование системы национальных автономных районов КНР.

На начальном этапе создания Коммунистической партии Китая, на нее оказала влияние концепция «национального самоопределения». Это привело к тому, что внимание партии было заострено на национальное самоопределение и осуществление федерализма, а также решение внутригосударственных национальных вопросов стало ведущей идеей и политическим курсом Китая. На II съезде Коммунистической партии Китая был поднят вопрос о принятии политического курса на решение национальных вопросов: «С помощью свободного федерализма, единый Китай, Монголия, Тибет, Хуэйцзян станут Китайской федеративной республикой». 9 июля 1928 г. в принятом «Постановлении шестого съезда Компартии Китая» упомянут «единый Китай, признающий право на национальное самоопределение». В 1930-х гг. китайская нация подверглась серьезной угрозе существования, и теория национального самоопределения уже явно не соответствовала реальной политической обстановке в Китае. В ноябре 1934 г. во время Великого похода Китайской Красной армии была издана первая директива, относящаяся к функционированию этнических групп, в ней упоминалось: «Пользуясь равноправием среди национальностей, все дела, относящиеся к национальности мяо, люди народности мяо должны решать самостоятельно». С этого времени Коммунистическая партия Китая стала упорно добиваться полного распространения теории марксизма-ленинизма среди всех национальностей Китая. Шестой пленум ЦК шестого созыва официально издал распоряжение «Об осуществлении национальными меньшинствами районного самоуправления», сравнительно подробно изложив основные детали районных национальных автономий, обозначив тем самым первый шаг на пути формирования национальных автономных районов.

В сентябре 1949 г. на первом пленарном заседании Народного политического консультативного совета Китая было четко обнародовано: «Все националь-

ности, будучи равными перед законом, сплачиваются и оказывают помощь друг другу, в местах плотного проживания всех национальных меньшинств должны появиться национальные автономные районы». С этого времени национальные автономные районы стали законно сформированной частью основного политического устройства нового Китая.

2. Особенности системы национальных автономий Китая.

«Конституция Китайской Народной Республики» и «Закон КНР об автономных национальных районах» дает автономным национальным районам такое определение: «Под единым государственным руководством в местах плотного проживания всех национальных меньшинств устанавливаются районные автономии, учреждаются самостоятельные органы управления, применяется право автономии. Особо мы разделяем пять аспектов описания характерных черт вышеуказанных режимов.

3. Основные нормы образования автономных районов на законодательном уровне не имеют определенных регламентов и основываются на исторически сформировавшихся географических и административных границах; преимущественно принято во внимание то обстоятельство, что многие китайские национальности большие по численности проживают смешанно, малые по численности проживают компактно, также учитывается ограниченность численности населения в местах компактного проживания и базовые условия для будущего экономического и социального развития вышеуказанных территорий.

При появлении национальных вопросов в автономных районах, существует и еще одна важная проблема - это проблема проживания ханьцев, а в особых случаях могущая касаться и большей части граждан национальности хань. В этом состоит важная разница между самоуправлением в пределах отдельно взятой национальности и национальной районной автономии в Китае. Целью является сохранение законных интересов национальностей со сравнительно небольшой численностью, даже если в некоторых национальных районах компактного проживания процент национальных меньшинств составляет около 10% общего количества проживающих. Примером может быть Автономный

Район Внутренняя Монголия, где процент национального меньшинства, участвующего в самоуправлении составляет только 10,09%.

4. Структура аппарата самоуправления малых и средних этнических групп.

В Конституции Китайской Народной Республики есть четкий регламент для

членов национальных меньшинств, касающийся структуры аппарата самоуправления, «в постоянном комитете Всенародного Собрания народных представителей автономные национальные районы представляет ответственный председательствующий или его заместитель; ответственными лицами в автономии являются ее председатель, в областях автономии - главы областей, в уездах -главы уездов». Таким регламентом автономиям дают гарантированное право на аппарат самоуправления на местах и систему аппарата в органах государственной власти, а также приняты во внимание интересы всех национальностей, находящихся на территории автономий.

5. Создание аппарата самоуправления и осуществление прав автономии.

Закон о национальных автономных районах содержит более 20 статей, касающихся прав автономий, включая статьи об устройстве системы правительственных учреждений автономий и их служащих, использовании языка, некоторые поправки и дополнительные установления соответственно территориальным условиям автономий и другие. Осуществление самоуправления в автономии на местах происходит демократическим способом, самоуправление автономии в целом - так называемым методом «автономного управления». В национальных автономиях КНР уже имеется очень хорошая практическая основа местного самоуправления, она похожа на методы местного самоуправления в западных государствах. Кроме того, что для аппаратов управления автономий гарантировано осуществление функций и прав самоуправления, но и усилен «механизм высшей государственной местной власти». Это является комплексной формой управления местной властью самоуправления, вытекающей из конкретной государственной обстановки. Если рассматривать эту ситуацию со стороны прогресса, то связь органов центральной и местной власти КНР находится в постоянном процессе настройки и обновления, и местное самоуправление по-

падая под влияние таких условий, вместе с целой системой партийного и административного порядка управления, самим аппаратом самоуправления, сетью учреждений, также находится в постоянном обновлении и непрекращающемся поиске. И самоуправление как институт права, неизбежно попадая в такие условия, также непрерывно повышает свою эффективность в проведении реформ аппарата, распространении демократии и трансформациях других направлений. Функционирование органов самоуправления и их непрерывная эволюция плотно связаны с государственным политическим курсом реформ, мерами, предпринимаемыми для их осуществления.

Что касается самоуправления в экономической и политической сферах, то при самоуправлении в национальных автономных районах КНР и при осуществлении управления в государствах с децентрализованной системой существует много различных аспектов. В вопросах деления прав на ресурсы государства с децентрализованной властью и осуществляющие местное самоуправление одинаково имеют общегосударственные единые системы налогообложения, финансирования, общественного образования и другие бюджетные системы, однако именно при распределении прав на ресурсы в государствах с местным самоуправлением существуют некие особенности.

Местные финансы в национальных автономиях КНР - это одноступенчатая система финансов, находящаяся на самостоятельном управлении и распоряжении автономии. Но доходы финансовой системы не могут полностью удовлетворить потребностям автономии, важным пунктом государственного планирования являются гибкие выплаты через специальные фонды, и даже на уровне государственного политического курса (например, масштабное освоение западной части Китая и др.) осуществляется районное планирование финансовой политики и регулирования автономий, совсем не по принципам равноценных местных правоотношений, а по принципам, требующим подтолкнуть более бедные районы к развитию и другим макроэкономическим и политическим уста-

новкам.

6. Ограничение прав автономий и поддержка прав национальных меньшинств.

Режим самоуправления национальных районов, хотя и может гарантировать национальным меньшинствам соблюдение их прав на местное самоуправление, но если это право не будет ограничиваться, особенно в условиях экономической, культурной, социальной, конструктивной отсталости автономий. Причем, на самом деле любое право имеет ограничения и не в состоянии полностью обеспечить участие в государственных делах все большему количеству членов национальных меньшинств. Политический курс реагирует на это путем большого количества тренингов и воспитания кадровых работников представителей национальных меньшинств всех рангов, специалистов - профессионалов и управленцев из числа нацменьшинств. Это шаг за шагом ведет к укреплению правоспособности автономий, укрепляет основу их дальнейшего социального развития. Повышение квалификации, воспитание, подбор, назначение на службу, взаимодействие с кадровыми работниками из числа нацменьшинств стимулируют развитие национальных автономий, направляют национальные меньшинства к самоосвобождению, саморазвитию, укрепляют независимость. Что же касается политического курса Коммунистической партии Китая, касающегося национальных меньшинств, то режим автономных национальных районов можно назвать всеобъемлющим и долгосрочным под верховным руководством партии и социализма.

7. Поддержка, руководство и контроль над автономиями Центрального комитета.

Китайская система управления основана на правящей партии, которая взаимодействует с несколькими фракциями и участием в политической власти многих национальностей через демократические механизмы. Коммунистическая партия Китая является руководящей и правящей партией, во всех административных органах любого ранга партия имеет свои формации, поскольку это помогает сохранять и контролировать установленный Коммунистической партией Китая основной национальный политический курс, реализацию основного ре-

жима, и дает возможность предупредить злоупотребление, что может привести к появлению местного национализма и сепаратизма; возникающие спорные вопросы решаются постоянными демократическими консультациями, политическими консультациями и другими вникающими в обстоятельства национальных меньшинств способами, не прибегая к «референдумам», «судебным усмотрениям» и другим способам, приводящим к противостоянию целой малой нации и центрального правительства.

Не важно, во всем мире или в Китае, задача человеческого общества решать проблемы национальных меньшинств, а это утомительный и тяжелый процесс. Внутринациональные отношения, формации, возникшие в результате разных исторических процессов, разные языки общения, распространение этнических групп - это то, что определяет индивидуальные особенности, но все преследуемые нами цели, в основном, одинаковые и должны способствовать объединению государства, межнациональному сплочению, социальному развитию, поэтому между разными территориями и государствами должны быть взаимный обмен опытом, совместное движение вперед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.