Научная статья на тему 'РАССТРОЙСТВА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА'

РАССТРОЙСТВА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
637
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС / НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА / ДИСГРАФИЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гурдаева Наталья Алексеевна, Кобякова Галина Николаевна

Статья посвящена рассмотрению проблемы нарушений письменной речи у школьников. Представлены результаты, раскрывающие осведомленность об этой проблеме родителей и педагогических работников, воспитывающих и обучающих детей с дислексией и дисграфией. Используя письменное анкетирование респондентов и метод беседы, мы установили уровень компетентности взрослых по вопросу нарушений письма. Этиданные представляются нам очень важными, так как неоказание коррекционной помощи таким детям может привести к крайне негативным последствиям, таким как тотальная неуспеваемость в школе и социальная дезадаптация. Чтобы избежать этого, необходимо организовать специальную работу по преодолению таких нарушений, включающую не только логопедические, но и социально-психологические мероприятия, касающиеся и детей-логопатов, и взрослых - всех участников коррекционного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гурдаева Наталья Алексеевна, Кобякова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISORDERS OF WRITTEN SPEECH OF SCHOOLCHILDREN AS A PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND SOCIAL PROBLEM

The article is devoted to the problem of violations of written speech in schoolchildren.The results are presented, revealing the awareness of this problem of parents and teaching staff raising and teaching children with dyslexia and dysgraphia. Using a written questionnaire of correspondents and a method of conversation, we established the level of competence of adults on the issue of violations of writing. These data seem to us very important, since failure to provide correctional assistance to such children can lead to extremely negative consequences, such as total failure at school and social maladaptation. To avoid this, it is necessary to organize special work to overcome such violations, including not only speech therapy, but also socio-psychological measures concerning both children-speech therapists and adults - all participants in the correctional process.

Текст научной работы на тему «РАССТРОЙСТВА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА»

Расстройства письменной речи школьников как психолого-педагогическая и социальная проблема

Гурдаева Наталья Алексеевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка, культуры и коррекции речи, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» E-mail: gurdaevana@mail.ru.

Кобякова Галина Николаевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка, культуры и коррекции речи, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» E-mail: galina-kobyakova2008@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению проблемы нарушений письменной речи у школьников.Представлены результаты, раскрывающие осведомленность об этой проблеме родителей и педагогических работников, воспитывающих и обучающих детей с дислексией и дисграфией. Используя письменное ан-кетированиереспондентов и метод беседы, мы установили уровень компетентности взрослых по вопросу нарушений письма. Этиданные представляются нам очень важными, так как неоказание коррекционной помощи таким детям может привести к крайне негативным последствиям, таким как тотальная неуспеваемость в школе и социальная дезадаптация. Чтобы избежать этого, необходимо организовать специальную работу по преодолению таких нарушений, включающую не только логопедические, но и социально-психологические мероприятия, касающиеся и детей-логопатов, и взрослых - всех участников коррекционного процесса.

Ключевые слова: социологический вопрос, нарушения письма, дисграфия, дети с нарушениями речи, психолого-педагогическое сопровождение.

о с

U OJ

о

см

Известно, что нарушения письменной речи у детей являются социально значимой проблемой. Наличие у школьника дисграфии и дислексии препятствует получению полноценного образования, а также значительно тормозит его социальную адаптацию [3,8]. В связи с этим мы задались вопросом: насколько глубоко сегодняпонимается актуальность данной проблемы теми, кто в значительной степени может поспособствовать базовым специалистам - логопедам - в преодолении у детей проявлений дисграфии и дислексии.

К исследованию были привлечены две группы респондентов: учителя начальной школы и роди-телиучащихся 1-4-ых классов.Вопросы, вошедшие в область исследования, были сформулированы следующим образом:

1. Ваш статус:

а) учитель;

б) родитель (законный представитель ребёнка).

2. Ваш возраст:

а) от 24-36 лет;

б) от 37-50 лет;

в) старше 50 лет.

3. Знаете ли Вы о таких нарушениях речи, как дисграфия и дислексия?

4. Если ДА, поясните, пожалуйста, как Вы их понимаете.

5. Как Вы думаете, каковы причины нарушений письма?

6. Какова, на Ваш взгляд, распространённость нарушений письма?

7. Как Вы думаете, нужно ли привлекать каких-либо специалистовк работе с ребёнком по преодолению нарушений письма или делать этого не стоит: ребёнок «перерастёт» нарушения письма сам, то есть возможен вариант ожидания, что проявления дисграфии и дислексии пройдут со временем?

8. Может ли наличие у ребёнка дисграфии / дис-лексииповлиять на его успеваемость в школе?

9. Есть ли такие специалисты в школе, где

а) учится Ваш ребёнок (для родителей/ законных представителей);

б) Вы работаете (для учителей начальных классов)?

10.Какова, на Ваш взгляд, роль родителей в реализации коррекционного процесса?

11.Есть ли в Вашем окружении дети, страдающие дисграфией/дислексией?

Результаты анкетирования показали следующее:

1. В исследовании приняли участие 28 учителей начальной школы и 66 родителей (законных

представителей) учащихся 1-4-ых классов массовой школы.

2. Учителяраспределились по возрастным группам следующим образом: от 24-36 лет - 17 человек, от 37-50 лет - 5 человек, старше 50 лет - 6 человек; родители: от 24-36 лет - 12 человек, от 37-50 лет - 54 человека.

3. О нарушениях письменной речи не знают55 (85%) родителей и 5(7%)учителей начальной школы, причем нами было отмечено, что неосведомлённость родителей не зависела от их возраста, и, напротив, ответы учителей коррелировали с их возрастом напрямую: все молодые учителя (от 24 до 36 лет) знали рассматриваемые термины, а 5 учителей, не знающих о нарушениях письма, относились к категории «старше 50 лет». Это может быть связано, на наш взгляд, с тем, что в последние 10-15 лет в программу педвузов стали входить дисциплины, рассматривающие (хотя бы ознакомительно) нарушения речи у детей.

4. Из тех участников, которым термины дисгра-фия и дислексия были знакомы, далеко не все показали адекватное их понимание:

• из 23-х (100%)учителей, заявивших о знании таких нарушений, верный ответ дали 7 человек (30,5%), остальные 16 (69,5%) сделали попытку дать толкование (никто из них не оставил строку ответа пустой), однако их определения были неточны и расплывчаты, поэтому не могут быть признаны верными;

• из 66-ти родителей, принявших участие в эксперименте, оказалось только 11 (16,6%) человек, заявивших о знании данных нарушений. Из 11 «осведомлённых» респондентов (100%) 6 (54,5%)не смогли дать верное толкованиетер-минов, итолько 5опрошенных(45,4% от данной группы и 7,5% от всех родителей, участвующих в эксперименте) действительно имеют представления о дисграфии и дислексии.

5. На вопрос о причинах нарушений письма ответы распределились следующим образом:

• 14 (50%) учителей главной причиной назвали педзапущенность, невнимание к детям со стороны родителей, 6 (22%) учителей назвали нейро-биологические факторы, 8 (28%) учителей отметили не только нейро-биологические причины, но и социальные;

• 47 (71%)опрошенных родителейне смогли ответить на данный вопрос (оставили строчку пустой), 10 (15%)убеждены, что причина воз-никновениянарушений письма в неразвитости мышления, внимания, памяти у ребёнка, 5 человек (7,5%) написали, что виноваты взрослые (родители, учителя), которые не проявляют должного внимания к воспитанию и обучению детей, 4 (6%) назвали причиной нарушений письма тяжелую программу в начальной школе, нерационально организованный учебный процесс, повышенные требования учителей и перегруженность детей. Как видим, никто из родителей не указал нейро-биологические

причины, в отличие от учителей (50%), а ведь именно эти факторы (органическое поражение и недоразвитие корковых зон головного мозга, участвующих в формировании письменной речи) являются важнейшими в возникновении нарушений письма.

6. На вопрос о распространенности нарушений письма ответы распределились следующим образом:

• 20 учителей начальной школы считают, что данные нарушения являются распространенным явлением (ссылаясь на источники СМИ и свой практический опыт) - до 30-40% учащихся общеобразовательных школ; 6 человек ответили, что дисграфией и дислексией страдают 1-2 человека (т.е. 3-5%) в классе, 2 человека не смогли ответить на этот вопрос;

• 49 (74%) родителей не смогли ответить (оставили пустую строку), 11 человек(16,5%) написали, что она невелика (1-2 ученика в классе), остальные 6 (9,5%) считают нарушения письма проблемой редкой, встречаютсяиногда в каждой школе, указывая количество 1-2 ребенка на ОУ.

7. На вопрос о необходимости привлечения специалистов к работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи, респонденты дали следующие ответы:

• 13 учителей начальной школы (46%) убеждены, что для преодоления дисграфии и дислексии необходимо осуществлять комплексный подход, т.е. привлекать нескольких специалистов, в первую очередь - логопеда, 8 (29%) человек считает, что необходимо обратиться к психологу, чтобы понять причину появления этих нарушений и получить рекомендации специалиста, 7(25%) человек ответили, что никакие специалисты ребёнку не нужны, достаточно подключиться родителям и организовать ежедневные занятия по русскому языку и чтению (списывать тексты, писать диктанты, а также «побольше читать»).

• 56 (85%) родителей считают, что не нужно привлекать никаких специалистов, поясняя, что ребенку нужночаще писать и читать, то есть нарабатывать практический опыт этой деятельности, 5 (7,5%) родителей ответили, что нужно обратиться к врачу (не указав его профиля), 5 (7,5%) опрошенных считают, что нужно обратиться к школьному психологу.

8. На вопрос о влиянии нарушений письменной речи на успеваемость ребенка в школе мы получили следующие ответы:

• 19 (68%) учителей считают, что нарушения письма влияют на успеваемость по двум предметам - «русский язык» и «литературное чтение», 5 (18%) человек убеждены, что не влияют на успеваемость, остальные 4 (6%) убеждены, что данные нарушения могут привести к тотальной школьной неуспеваемости (что соответствует действительности);

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

• 56 (85%) родителей считают, что данные нарушения влияют только на успеваемость по двум предметам - «русский язык» и «литературное чтение»,10 (15%) родителей написали, что дисграфия и дислексия не влияют на успеваемость.

9. На вопрос о наличии в ОУ специалистов, способных проводить коррекционные мероприятия по данному профилю

• 18(64%) учителей заявили, что в их школе логопед не работает, 8(29%) человек сообщили, что такие специалисты в школе есть (без уточнений, какие именно), 2 (7%) учителя написали о том, что не имеют сведений, какие специалисты нужны для преодоления нарушений письма и о наличии таковых в организации, где они работают;

• 62 (93%) родителя ответили, что не имеют сведений об этом, 2(3%)родителя сообщили о том, что таких специалистов в школе нет (они столкнулись с проблемой нарушений письма у ребёнка) и вынуждены обращаться к логопедам платных развивающих центров, 2(3%) родителя написали, что в школе, где учатся их дети, работают логопед и психолог (таким образом, их проблема решается бесплатно).

10.На вопрос об участии родителей в коррекцион-ном процессе ответы были следующими:

• все 28 (100%) учителей написали, что доля ответственности за результат коррекционных мероприятий у родителей велика («как минимум 50/50»);

• 55 (83%) родителей убеждены, что, не являясь компетентными в этой области, они не могут быть участниками коррекционного процесса, 7 (11%) родителей выразили готовность стать участниками коррекционного процесса, если у их детей обнаружится такая проблема, 4 (6%) затруднились ответить («не думал об этом», «не знаю» и др.).

11.На вопрос о наличии детей-дисграфиков в окружении опрашиваемых ответы были такими:

• 18 (64%) учителей заявили, что дети с нарушениями письменной речи постоянно присутствуют в их практике (до 30% от количества детей в классе, по данным логопеда), 5 (18%) учителей отметили, что в их классах всегда есть глубоко неуспевающие, нечитающие / очень плохо читающие дети, однако этот факт они не могут связать именно с нарушениями письменной речи, а специалистами в этой области школа не располагает, 5(18%) человек не знают ни о нарушениях письма, ни об их проявлениях, ни, соответственно, о количестве детей с такими нарушениями в их окружении;

• 55 (83%) родителей ответили, что не слышали ни о нарушениях письма, ни о детях с таким нарушением. 6 (9%) родителей сообщили, что слышали о таком нарушении, но детей с «таким диагнозом» в их окружении нет, 5 (8%)

родителей имеют детей с таким нарушением,

но от окружения это скрывают.

Эти данные позволяют сделать следующие выводы:

К сожалению, подавляющее большинство родителей (85%) не знают о нарушениях речи и, следовательно, не могут опознать патологические проявления дисграфии и дислексии у своих детей, что, в свою очередь, может привести к запущенности патологии - неоказанию или несвоевременному оказанию помощи детям. А укоренившиеся нарушения речи неизбежно приведут к глубокой неуспеваемости в школе и социальной дезадаптации.

Беседа с родителями показала, что многие из них не понимают глубины существующей проблемы у ребёнка. Они убеждены, что нарушения чтения касаются только «речевых предме-тов»школьного курса, не понимая того, что именно через чтение происходит освоение всех школьных предметов. У родителей нет осознания того, что неправильное чтение влечет неправильное понимание прочитанного, ребенок читает механически, не вникая в суть написанного. Кроме того, сам процесс чтения вызывает у него стойкий негативизм, сопровождающийся даже вегетативными проявлениями: головокружением, головной болью, тошнотой, и даже эпилептическими припад-ками[1].

Некоторые родители описали проявления нарушений письменной речи у ребёнка, не подозревая о дефекте: «при попытке посадить его за книгу или за письмо он начинает плакать, кричать», то есть любыми средствами и способами он пытается избежать этого страшного занятия и, если это удаётся, повторяет использование «удачного» способа снова и снова. Родители же списывают такое поведение на леность, неусидчивость, скуч-ность этой деятельности для их ребёнка. Они даже находят утешение во фразе «сейчас молодежь не читает» и при каждом удобном случае, когда встает вопрос о неосвоенной читательской деятельности (а констатацию этого факта они будут часто слышать от учителей разных направлений в течение всего школьного обучения), они используют её своеобразным способом - как защиту от проблемы, сути которой они не понимают. Отрицая наличие речевого нарушения у своего ребёнка, они лишают его не только школьной успешности, но и, шире, социальной устойчивости.

Надо добавить, что, по мнению логопедов, родителям легче согласиться на коррекционную работу с ребёнком при наличии нарушений устной речи, нежели нарушений письма. С чем это может быть связано? Безусловно, с тем, что нарушения устной речи наглядны, в отличие от нарушений письма. Занятия в школе у логопеда или психолога остаются непопулярными и у детей, и у их родителей. Коррекционные занятия воспринимаются ими как подтверждение недостатков развития, неуспешности, учебной несостоятельности. А ведь именно своевременное оказание специальной помощи такому ребёнку несомненно изменило бы

тяжелую ситуацию с освоением им письменной речи, обучением и социальной адаптацией.

На материале данной выборки мы увидели не-дооценённость проблемы нарушений письменной речи не только со стороны родителей, но со стороны учителей. В основном знают и понимают суть проблемы те из них, кто сталкивался с ней на практике. А те учителя, в чьих школах нет логопедов, которые бы смогли выявлять данные нарушения и которые могли бы вести с коллегами просветительскую работу, не могут диагностировать их самостоятельно, поэтому склонны, как и родители, считать, что ребёнок невнимателен, медленно соображает, у него снижено внимание и пр.

Отрадно отметить тот факт, что половина опрошенных учителей верно назвала базовые причины возникновения нарушений письма - нейробио-логические и социальные. Конечно, список причин достаточно широк: генетическая предрасположенность, родовые травмы, асфиксия, травмы головного мозга, некоторые инфекционные заболевания, воспалительные процессы и др. Однако учителя показали значительно большую осведомлённость в этом вопросе, нежели родители.

Итак, результаты проведённого нами исследования показали, что и учителя, и родители нуждаются в знаниях, необходимых для организации учебной деятельности ребёнка. Без широкой и многоуровневой просветительской работы со взрослыми (например, как в Европе) невозможно справиться с растущим потоком детей, не способных освоить школьный курс только потому, что взрослые вовремя не увидели проблему и не помогли с ней справиться.

Литература

1. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Психология» (бакалавриат, магистратура), «Клиническая психология» (специалитет) ФГОС ВО / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.: Академия, 2015. - 282 с.

2. Величенкова, О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников / О.А. Величенкова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учеб.пособие / под общ. ред. О. Б Иншаковой. - М.: МПСИ, 2001. - С. 45-51.

3. Величенкова, О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 316 с.

4. Григоренко, Е.Л. Чтение о чтении / Е.Л. Гри-горенко, Дж. Дж. Эллиотт. - Воронеж: Аист, 2012. - 415 с.

5. Иншакова, А.Г. Динамический анализ процесса овладения чтением детей с дислексией / А.Г. Иншакова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. 12.- С. 335-343.

6. Корнев, А.Н. Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации / А.Н. Корнев // Материалы конференции «Изучение нарушений чтения и письма. Итоги и перспективы». - М.: Изд-во Моск. социально-гуманитарного ин-та, 2004. -С.117-125.

7. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2003. - 330 с.

8. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Сфера: В. Секачев, 2008. - 125 с.

9. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Элет-крон. текстов. данные. - Режим доступа: https:// fgos.ru/.

DISORDERS OF WRITTEN SPEECH OF SCHOOLCHILDREN AS A PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND SOCIAL PROBLEM

Gurdaeva N.A., Kobyakova G.N.

Taganrog Institute named after A. p. Chekhov (branch) FGBOU VO "of Rostov state University (RINH)"

The article is devoted to the problem of violations of written speech in schoolchildren.The results are presented, revealing the awareness of this problem of parents and teaching staff raising and teaching children with dyslexia and dysgraphia. Using a written questionnaire of correspondents and a method of conversation, we established the level of competence of adults on the issue of violations of writ-ing.These data seem to us very important, since failure to provide correctional assistance to such children can lead to extremely negative consequences, such as total failure at school and social maladaptation. To avoid this, it is necessary to organize special work to overcome such violations, including not only speech therapy, but also socio-psychological measures concerning both children-speech therapists and adults - all participants in the correctional process.

Keywords: sociological question, writing disorders, dysgraphy, children with speech disorders, psychological and pedagogical support.

References

1. Akhutina T.V. Overcoming Learning Difficulties: Neuropsychological Approach: textbook for students of higher education institutions studying in Psychology (Bachelor's and Master's Degree), Clinical Psychology (Specialist's Degree) / T.V. Akhutina, N.M. Pylaeva. - M.: Academy, 2015. - 282 p.

2. Velichenkova O.A. Analysis of specific errors in writing junior high school students / O.A. Velichenkova // Writing and reading: difficulties in learning and correction: textbook / ed. by O.B. In-shakova. - M.: MPS, 2001. - С. 45-51.

3. Velichenkova O.A. Logopedic work to overcome reading and writing disorders in younger schoolchildren / O.A. Velichenkova, M.N. Rusetskaya. - Moscow: National Book Center, 2015. -316 с.

4. Grigorenko E.L. Reading about reading / E.L. Grigorenko, J.J. Elliott. - Voronezh: Stork, 2012. - 415 с.

5. Inshakova A.G. The dynamic analysis of the process of mastering reading of children with dyslexia / A.G. Inshakova // Siberian pedagogical journal. - 2008. - С. 335-343.

6. Kornev, A.N. Dyslexia and its twins: criteria of differentiation / A.N. Kornev // Proceedings of the conference "The study of violations of reading and writing. Results and prospects. - Moscow: Publishing house of the Moscow Socio-Humanitarian Institute. 2004. - С. 117-125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kornev, A.N. Violations of reading and writing in children / A.N. Kornev. - SPb.: Rech, 2003. - 330 с.

8. Neuropsychological diagnostics, examination of writing and reading of younger schoolchildren. - M.: Sphere: V. Sekachev, 2008. - 125 с.

9. Federal state educational standards [Electronic resource]. -Eletron. text. data. - Mode of access: https://fgos.ru/.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.