Научная статья на тему 'Рассмотрение экономических перспектив Северо-Западного региона для осуществления перевозки каменного угля из Кузбасса в Амстердам'

Рассмотрение экономических перспектив Северо-Западного региона для осуществления перевозки каменного угля из Кузбасса в Амстердам Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / УГОЛЬ / ПОРТ / СУДНО / TRANSPORT / COAL / PORT / VESSEL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тимошкова Надежда Васильевна

Целью данной работы является анализ экономических перспектив Северо-Западного региона в сфере характеристик транспортных узлов, участвующих в перевозочном процессе, а также выбор и обоснование рациональных маршрутов доставки каменного угля из места добычи (Кузбасс) до места назначения (Амстердам). В статье автор использует методы сравнения и анализа. Таким образом, проведенный в статье анализ позволяет сделать вывод о том, что наиболее рациональным вариантом перевозки каменного угля из Кузбасса в Амстердам является транспортировка из через порт Высоцк.The purpose of the article is to analyze economical perspectives of Severo-Zapadny region in area of characteristic of transportation junctions, which participate at transportation process, conduct a choice of rationale delivery route of coal from Kuzbass to Amsterdam as well. Author uses methods of comparison and analyses in the article. Thereby the conclusion of this article is that the most rational option of transportation of coal from Kuzbass to Amsterdam is transportation via port Vysotsk according to conducted analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рассмотрение экономических перспектив Северо-Западного региона для осуществления перевозки каменного угля из Кузбасса в Амстердам»

УДК 338.47

РАССМОТРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВ СЕВЕРОЗАПАДНОГО РЕГИОНА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ КАМЕННОГО УГЛЯ ИЗ КУЗБАССА В АМСТЕРДАМ

Тимошкова Надежда Васильевна, УФО МО РФ по ЗВО, п. Каменка

E-mail: ntimoshkova@bk.ru

Аннотация. Целью данной работы является анализ экономических перспектив Северо-Западного региона в сфере характеристик транспортных узлов, участвующих в перевозочном процессе, а также выбор и обоснование рациональных маршрутов доставки каменного угля из места добычи (Кузбасс) до места назначения (Амстердам). В статье автор использует методы сравнения и анализа. Таким образом, проведенный в статье анализ позволяет сделать вывод о том, что наиболее рациональным вариантом перевозки каменного угля из Кузбасса в Амстердам является транспортировка из через порт Высоцк.

Ключевые слова: транспорт, уголь, порт, судно.

Abstract. The purpose of the article is to analyze economical perspectives of Severo-Zapadny region in area of characteristic of transportation junctions, which participate at transportation process, conduct a choice of rationale delivery route of coal from Kuzbass to Amsterdam as well. Author uses methods of comparison and analyses in the article. Thereby the conclusion of this article is that the most rational option of transportation of coal from Kuzbass to Amsterdam is transportation via port Vysotsk according to conducted analysis.

Keywords: transport, coal, port, vessel.

Транспорт играет важную роль в приближении сырья к пунктам его переработки и распределении товаров между регионами. Северо-Западный морской бассейн характеризуется динамично развивающимся портами, а также экспедиторскими компаниями, деятельность которых в значительной мере направлена на усиление связей с европейскими клиентами, что в значительной степени способствует экономическому развитию Северо-Западного региона.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что для экспорта российского угля складываются благоприятные условия на мировом рынке, рост добычи в Кузбасском бассейне постоянно увеличивается, а также наращиваются производственные мощности портов Северо-Запада. Перспективы наращивания экспорта возможны при условии предсказуемости и стабильности железнодорожных тарифов и необходимого уровня резервов мощности морских портов.

Каменный уголь имеет соответствующее наименование груза по Единой Тарифно-статистической номенклатурой груза (ЕТСНГ): УГОЛЬ КАМЕННЫЙ. Код каменного угля ЕТСНГ: 161005. [1]

Анализ географического местоположения начального Кузбасс (Кемерово) и конечного пунктов доставки (Амстердам), основанный на справочниках и атласах Ж/Д дорог, позволил разработать 2 варианта Маршрутной Карты для последующего выбора наиболее оптимального варианта перевозки.

Таким образом, расчет перевозки каменного угля из Кузбасса в Амстердам осуществляется двумя маршрутами: [4]

- от железнодорожной станции Кемерово до порта Высоцк, затем на судне (типа Рапатах) в порт Амстердам (рис. 1-2);

- от железнодорожной станции Кемерово до порта Мурманск, затем на судне (типа Рапатах) в порт Амстердам (рис. 3-4).

Соответственно, в данной работе будет рассмотрены факторы, влияющие на развитие экономики Северо-Западного региона на примере выбора наиболее рационального варианта транспортировки каменного угля через порт Высоцк, расположенный в Северо-Западном (Балтийском) морском бассейне, посредством сравнения варианта транспортировки груза через порт Мурманск, расположенный в Северном морском бассейне.

Рис. 1 Маршрут от Кемерово до порта Высоцка

Рис. 2 Маршрут от порта Высоцк до Амстердама

Рис. 3 Маршрут от Кемерово до порта Мурманск

Рис. 4 Маршрут от порта Мурманск до Амстердама

Перевозка из порта Высоцк до Амстердама возможна по двум маршрутам, обозначенным на рисунке 2, через Кильский канал (1 066 миль) или через пролив Скагеррак (1 286 миль).

Глубина пролива Скагеррак, достигает 700 м в районе Норвежской траншеи, а глубина Кильского канала на судоходном фарватере 11,3 м. Также скорость прохода по Кильскому каналу не должна превышать 8 узлов (14,8 км/ч), что увеличивает время доставки каменного угля.

Кильский канал является одним из самых загруженных судоходных путей Европы. Таким образом, для перевозки каменного угля судном типа Рапатах от порта Высоцк до Амстердама выбран пролив Скагеррак.

Расчет времени перевозок производится по каждому из двух маршрутов в отдельности и рассчитывается по формуле:

t = s-,

v'

(1)

где t - время следования по маршруту, ч.; 5 - расстояние перевозки, км (мили); V - скорость перевозки, км/ч (мили/ч).

Скорость для железнодорожной перевозки равна 12 км/ч. Скорость для морской перевозки равна 20 узлов (23 мили/ч).

Расстояние для первого маршрута от железнодорожной станции Кемерово до порта Высоцк, затем на судне (типа Рапатах) в порт Амстердам равно:

- по железной дороге 4 080 км;

- по морю 1 286 миль.

Таким образом, время перевозки для первого маршрута равно 395,91 ч.:

4080

- по железной дороге t = = 340 ч.;

1286 гг _„

- по морю t = = 55,91 ч.

Расстояния для второго маршрута от железнодорожной станции Кемерово до порта Мурманск, затем на судне (типа Panamax) в порт Амстердам равно:

- по железной дороге 4 731 км;

- по морю 1 620 миль.

Таким образом, время перевозки для второго маршрута равно 464,68 ч.:

4 731

- по железной дороге t = = 394,25 ч.;

1620 АГ>

- по морю t = = 70,43 ч.

Расчет времени и расстояния, затрачиваемого на транспортировку каменного угля по железной дороге, представляется для маршрута перевозки через узловые станции.

Также необходимо учитывать остановки подвижного состава на железнодорожных станциях: на 10 минут (0,17 ч.) на каждые 400 км и на 20 минут (0,33 ч.) каждые 1 000 км.

Таким образом, в соответствие с вышеназванными данными, наиболее рациональным вариантом транспортировки каменного угля по времени, расстоянию и количеству является первый маршрут (от железнодорожной станции Кемерово до порта Высоцк, затем на судне в порт Амстердам).

В соответствии с целью исследования экономических перспектив СевероЗападного региона для осуществления перевозки каменного угля из Кузбасса в Амстердам следует провести анализ необходимого количества транспортных средств. В качестве условного примера производится расчет для объемов перевалки угля в порту Высоцк, соответствующих объему перевалки угля с января по август 2019 года и равных 4 356 637 тонн.

Максимальная осадка принимаемых судов в порту Высоцк — 11,9м., что позволяет принимать суда типоразмера Panamax (дедвейтом до 80 000 тонн).

В порту Мурманск обрабатывают суда типоразмера Panamax (дедвейтом до 80 000 тонн) с начала 1999 года.

Расчет необходимого количества судов производится по формуле:

п = Мгруза (2)

с 80 000 т v '

4 356 637 т

пж/ =- = 54,46 шт.

/Д 80 000 т

где пс — количество судов типоразмера Panamax (дедвейтом до 80 000 тонн), шт.

Таким образом, для перевозки 4 356 637 тонн каменного угля потребуется 54,46 судов типа Panamax. В расчетах принимаем 55 судов.

В соответствии с Постановлением ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" для перевозки угля был выбран полувагон 12-4034-02.

По вышеназванному постановлению полувагоне масса груза равна грузоподъемности вагона. Соответственно, принимаем, что при расчете перевозки железнодорожным транспортом масса груза не должна превышать 67 тонн на один четырехосный вагон.

Расчет производится по формуле:

= (3)

/Д 67т '

4 356 637 т ,г пог

пж/ =- = 65 025 шт.

/Д 67т

где пжд — количество железнодорожных вагонов, шт.

Необходимое количество перевозочных средств для каждого маршрута представлено в таблице 1 (табл. 1).

Таблица 1

Необходимое количество транспортных средств

Участки маршрута Виды транспорта Количество транспортных средств

1 2 3

1 маршрут

ж/д станция Кемерово Кемерово - Порт Высоцк Железнодорожный (вагон) 65 025

Порт Высоцк - Порт Амстердам Морской (судно) 55

2 маршрут

ж/д станция Кемерово -Порт Мурманск Железнодорожный (вагон) 65 025

Порт Мурманск - Порт Амстердам Морской (судно) 55

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что при неизменном количестве груза и характеристиках транспортных средств наиболее рациональным вариантом для перевозки каменного угля из места добычи является его транспортировка железнодорожным транспортом до порта Высоцк и дальнейшая перевозка судном типа Рапатах до Амстердама через пролив Скагеррак.

Таким образом, основным фактором, оказывающим влияние на перспективы повышения экономической привлекательности Северо-Западного региона в сфере транспортировки каменного угля из Кузбасса до места назначения (Амстердам), является сокращение расстояния железнодорожной и морской перевозки Балтийского бассейна по сравнению с Северным морским бассейном.

Список использованных источников:

1. Постановление ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)» С изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. - Справочная система КонсультантПлюс.

2. Приказ ФСТ России от 24.12.2013 N 252-т/1 (ред. от 05.12.2014) «Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО «Российские железные дороги» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2014 N 31453). - Справочная система КонсультантПлюс.

3. Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2014 N 1099-р «Об утверждении программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года». - Справочная система КонсультантПлюс.

4. Тарифное руководство N 4 (ред. от 28.03.2014) «Книга 1 «Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог» (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)». -Справочная система КонсультантПлюс.

5. Кириченко A.B., Кузнецов А.Л., Ражев O.A., Фетисов В.А. Введение в транспортную логистику: учебное пособие. - СПб.: ГУАП. - 2011. - 228 с.

6. Поплавский Г.В. Экономика транспорта: учебное пособие. - СПб.: ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова. - 2013. - 450 с.

7. Слицан А.Е. Технология перевозки навалочных грузов морем: учебное пособие. - СПб.: ГМА им. адм. С.О. Макарова. - 2004. - 72 с.

8. Шутенко В.В. Коммерческая работа на морском транспорте (часть 1): учебник. - СПб.: ГМА им. адм. С.О. Макарова. -2011.-216 с.

9. Эглит Я.Я., Иванов A.B. Методика обоснования оптимального выбора доставки: методические указания. - СПб, «Феникс», 2012. - 107 с.

10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://deckofficer.ru/

11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portmurmansk.ru/

12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.port-vysotsky.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.