Научная статья на тему 'РАССКАЗЫ СТАРОВЕРОВ МОЛДОВЫ О РЕЛИГИОЗНОМ ВОСПИТАНИИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ'

РАССКАЗЫ СТАРОВЕРОВ МОЛДОВЫ О РЕЛИГИОЗНОМ ВОСПИТАНИИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русские старообрядцы Молдовы / фольклор / культура детства / рассказы о воспитании / Великая Отечественная война / Бессарабия / жития святых / Russian Old Believers of Moldova / folklore / childhood culture / stories about upbringing / the Great Patriotic War / Bessarabia / the lives of saints

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — О.Ф. Ежова

В ходе работы экспедиции Археографического кабинета МГУ и отдела фольклора ИМЛИ РАН к русским староверам Молдовы в 2020 году были собраны рассказы членов современных старообрядческих общин о детстве в годы войны и в послевоенное время. Повторяющимся сюжетом в воспоминаниях респондентов является рассказ о том, как родители-старообрядцы учили детей вере и строго придерживались церковных правил. Приведённые в статье интервью впервые вводятся в научный обиход. Они имеют общую структуру, в которой прослеживаются черты эпического повествования, волшебной сказки и житий святых. Мотив справедливого воздаяния ещё в земной жизни за строгое следование правилам близок библейской логике, описанию жизни ветхозаветных пророков и принципам христианской европейской протестантской этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STORIES OF OLD BELIEVERS OF MOLDOVA ABOUT RELIGIOUS EDUCATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR AND THE POST-WAR YEARS

During the expedition of the Archeographic Cabinet of Moscow State University and the Folklore Department of the IMLI RAS to the Russian Old Believers of Moldova in 2020, stories of members of modern communities of Old Believers about childhood during the war and in the postwar period are collected. A recurring theme in the respondents’ memoirs is a story of how Old Believers’ parents taught their children their faith. The interviews are introduced into scientific use for the first time. They have a common structure in which the features of an epic narrative, a fairy tale and the lives of saints are traced. The motive of just retribution in earthly life for strict adherence to the rules is close to biblical logic, the description of the life of the Old Testament prophets and the principles of Christian European Protestant ethics.

Текст научной работы на тему «РАССКАЗЫ СТАРОВЕРОВ МОЛДОВЫ О РЕЛИГИОЗНОМ ВОСПИТАНИИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ»

References

1. Ivanova N.B. Smeh protivstraha, iliFazil'Iskander. Moskva, 1990.

2. Melamed S.L. Leksicheskie sredstva i nacional'nyj kolorit v romane F. Iskandera «Sandra iz Chegema». Russkaya rech'. 2000; № 6: 21 - 27.

3. Tomashevskij B.V. Stilistika i stihoslozhenie. Moskva, 1959.

4. Fazil' Iskander: Antologiya satiry i yumora Rossii XX veka. Moskva: 'Eksmo, 2005.

5. Maslova V.A. Lingvokul'turologiya. Moskva, 2004.

6. Arutyunova N.D. Metafora i diskurs. Teoriya metafory. Moskva, 1990. 5-32.

7. Rassadin S. Poslednij chegemec. Novyj mir. 1989; № 9: 232-247.

8. Sugyan I.M. Fazil' Iskander. Russkij pisatel', no pevec Abhazii. Kazanskaya nauka. Kazan': Kazanskij Izdatel'skij Dom, 2010; Vypusk 2, № 8: 467 - 471.

9. Ogol'cev V.M. Ustojchivye sravneniya vsistemerusskoj frazeologii. Leningrad, 1978.

10. Shendeleva E.A. Kategoriya obraznosti: Problemy leksikologicheskoj interpretacii i perspektivy issledovaniya. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj universitet, 1999.

11. Gasanova G.A. Avtorskie sravneniya v proizvedeniyah Efendi Kapieva. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 576 - 578.

12. Gasanova G.A. Slovoobrazovatel'nye sredstva vyrazheniya ocenki v russkom yazyke (na materiale 'emocional'no-ocenochnyh naimenovanij lica). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 701 - 703.

13. Iskander F.A. Sobranie: v 2 t. Sozvezdie kozlotura. Moskva: Vremya, 2003; T. 2.

Статья поступила в редакцию 28.11.21

УДК 398.2

Yezhova O.F., postgraduate, Gorky Institute of World Literature of the Russian Science Academy (Moscow, Russia), E-mail: oks-ezhova@yandex.ru

STORIES OF OLD BELIEVERS OF MOLDOVA ABOUT RELIGIOUS EDUCATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR AND THE POST-WAR YEARS.

During the expedition of the Archeographic Cabinet of Moscow State University and the Folklore Department of the IMLI RAS to the Russian Old Believers of Moldova in 2020, stories of members of modern communities of Old Believers about childhood during the war and in the postwar period are collected. A recurring theme in the respondents' memoirs is a story of how Old Believers' parents taught their children their faith. The interviews are introduced into scientific use for the first time. They have a common structure in which the features of an epic narrative, a fairy tale and the lives of saints are traced. The motive of just retribution in earthly life for strict adherence to the rules is close to biblical logic, the description of the life of the Old Testament prophets and the principles of Christian European Protestant ethics.

Key words: Russian Old Believers of Moldova, folklore, childhood culture, stories about upbringing, the Great Patriotic War, Bessarabia, the lives of saints.

О.Ф. Ежова, аспирант, Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук, г. Москва, Е-mail: oks-ezhova@yandex.ru

РАССКАЗЫ СТАРОВЕРОВ МОЛДОВЫ

О РЕЛИГИОЗНОМ ВОСПИТАНИИ ВО ВРЕМЯ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

В ходе работы экспедиции Археографического кабинета МГУ и отдела фольклора ИМЛИ РАН к русским староверам Молдовы в 2020 году были собраны рассказы членов современных старообрядческих общин о детстве в годы войны и в послевоенное время. Повторяющимся сюжетом в воспоминаниях респондентов является рассказ о том, как родители-старообрядцы учили детей вере и строго придерживались церковных правил. Приведённые в статье интервью впервые вводятся в научный обиход. Они имеют общую структуру, в которой прослеживаются черты эпического повествования, волшебной сказки и житий святых. Мотив справедливого воздаяния ещё в земной жизни за строгое следование правилам близок библейской логике, описанию жизни ветхозаветных пророков и принципам христианской европейской протестантской этики.

Ключевые слова: русские старообрядцы Молдовы, фольклор, культура детства, рассказы о воспитании, Великая Отечественная война, Бессарабия, жития святых.

Актуальность основной проблематики настоящей статьи заключается в том, что на протяжении трёх последних десятилетий существенные метаморфозы фиксируются в политической, социальной, экономической жизни стран бывшего СССР Указанные трансформации в различных аспектах их жизни не могли не оказать деструктирующего влияния на представления их граждан о национальной и культурной идентичности. Для формирования соответствующих представлений, в т.ч. у представителей подрастающего поколения, полезным может оказаться обращение к опыту религиозного воспитания староверов Молдовы [1-5].

Цель данной статьи - выявление и характеристика основных черт религиозного воспитания, фиксирующегося в среде староверов Молдовы в период Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи статьи:

- определить влияние основных тенденций развития региона в Новое и Новейшее время на духовную сферу проживающих в нём староверов;

- рассмотреть особенности рассказов староверов о религиозном воспитании как источнике его истории;

- выявить наиболее характерные черты религиозного воспитания староверов Молдовы в годы ВОВ и первого послевоенного десятилетия.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез опыта автора, связанного с работой в составе комплексной экспедиции Археографического кабинета МГУ и отдела фольклора ИМЛИ РАН к русским староверам Молдовы и Приднестровья, организованной в январе 2020 г

В результате проведения экспедиции нами были собраны рассказы пожилых членов современных старообрядческих общин о детстве в годы войны и в послевоенное время. Русские староверы, проживающие на Украине, в Молдове, Приднестровье и дельте Дуная, в Румынии, при различиях исторического пути в настоящее время являются единой общностью. Они объединены как территориально и семейно, так и иерархически - старообрядцы этих территорий относятся практически исключительно к пастве, возникшей в 1846 г на территории

Австро-Венгрии так называемой Бело-Криницкой иерархии, духовными центрами которой в настоящее время являются митрополии в г Браила (Румыния) и в г Москве (Российская Федерация) в Рогожском посёлке [3, с. 155].

Характерной особенностью и повторяющимся сюжетом в воспоминаниях респондентов является рассказ о том, как родители-старообрядцы учили своих детей вере и строго придерживались церковных правил, невзирая на присоединение незадолго до войны части этих территорий к СССР и на активно проводившуюся в СССР антирелигиозную политику

В области фольклористики большинство исследований в той или иной степени являются мультидисциплинарными. Любой литературный народный текст, произведение устного народного творчества требуют изучения в совокупности контекстов - исторического, этнографического, психологического, музыковедческого, и этот ряд можно продолжить [1; 3]. Если говорить о фольклоре и культуре детства какого-либо сообщества, то исторически его изучение начиналось с описания игр, практик и обстоятельств их бытования по воспоминаниям взрослых людей. Лишь к 1920-м гг. появилась практика наблюдения за детьми, опросов непосредственно детей [3; 5]. В процессе экспедиционной работы мы имели возможность работать как с детьми, так и со взрослыми. Наши опросы пожилых членов староверческих общин Кишинёва и Бендер были связаны с широким кругом вопросов, касающихся фольклора и культуры детства староверов, и сюжет о религиозном воспитании не был ведущим в построении опросов. Его акцентуация и важность для большинства взрослых респондентов обнаружилась в процессе исследования.

Начиная с XVI в., Молдавия, Валахия и большая часть территории нынешней Одесской области были частью Турции.

Трагический раскол в Русской Церкви произошёл в XVII в., все приверженцы старой веры были объявлены вне закона и вынуждены были скрываться для того, чтобы придерживаться своих убеждений.

Турецкие власти не препятствовали русским староверам селиться на неосвоенных территориях. Условия этого поселения могли быть различные -

казаки-некрасовцы, например, первоначально скрывавшиеся как участники восстания Кондратия Булавина и представлявшие, видимо, неоднородное по конфессиональному составу собрание людей, впоследствии все примкнули к староверам, переправились в Турцию и жили там до их депортации в СССР в 1960-е гг.

Так возникли и поселения староверов в дельте Дуная, где почвы были заболочены, их обработка была связана со значительными сложностями, культивация таких земель была выгодна турецкой власти, с одной стороны, а с другой -изгнанникам легче было затеряться и спрятаться от гонений российской царской власти [1; 3].

В 1812 году, согласно Бухарестскому мирному договору, эти территории отошли к Российской Империи и были названы Бессарабской губернией.

Путь переселения староверов с западнорусских территорий, с так называемой Ветки - из Брянских лесов и Белорусского полесья шёл через Западную Украину и Подолье, через территорию нынешней Молдовы к Чёрному морю [5, с. 25].

По всему пути переселения возникали сёла, где следующие поколения переселенцев могли останавливаться у единоверцев. Так, Александр Анатольевич Пригарин пишет, что на Украине, например, переселенцы могли временно, в течение 5-7 лет работать на земле помещика, но не быть крепостными. Впоследствии такие семьи либо двигались дальше, в Молдавию и Румынию, либо с помощью других староверов записывались в горожане какого-либо уездного города неподалёку [3, с. 121]. Отголоском этих уловок с большой вероятностью, в частности, служит сюжет произведения Н.В. Гоголя (1809-1952) «Мёртвые души».

После Октябрьской революции советская власть в Молдавии была установлена, но продержалась год, до 1918 г. Затем Бессарабия была аннексирована Румынией и вновь присоединена к СССР только летом 1940 г В 1941 г немцы и союзные им румынские войска опять захватили Бессарабию, которую советские войска освободили вновь только в 1944 г Отношение к этому периоду у различных этнических и политических групп, проживавших и живущих на этой территории до сих пор, неоднозначное - хорошо было, что Советский Союз пришёл в 1940 г или плохо, в частности потому, что коммунисты были против веры в Бога, а румыны - за. Разнятся и высказывания староверов. Среди наших информантов все оценивали советскую власть, скорее, положительно. Двое из наших информантов - Е.ГО. (в девичестве С., уроженка города Тирасполь, 1950 г.р.) и Ф.А.Е., уроженец деревни Сыркова, Резинского района Молдовы, 1944 г.р.) описывали воодушевление староверов (по рассказам своих родителей) как по поводу освобождения от румын, так и от немцев.

В некотором роде положение староверов на этих землях оказалось уникальным. Как известно, старообрядцы в большинстве своём поддержали революцию и даже её спонсировали (так, ленинская газета «Искра» издавалась частично на купеческие старообрядческие деньги). Когда началось раскулачивание, а большинство крестьянских староверческих семей были зажиточными, Н.К. Крупская сказала, и это стало лозунгом, что «борьба с кулачеством есть и борьба со старообрядчеством» [2], и в северных областях России, в Сибири так и случилось. Но в Бессарабии, во многом благодаря религиозности румын, возможность исповедовать веру не отнималась, и не было экспроприации имущества. Были другие ограничения и сложности, связанные с употреблением русского языка в присутственных местах, с принудительной румынизацией всех представителей этнического многообразия региона.

Гонения на верующих развернулись после присоединения Бессарабии в 1940 г., но опять приостановились в оккупацию. После войны некоторое время их не было, но во время хрущёвской оттепели гонения на старообрядцев возобновились, среди членов городских общин было много репрессированных, есть свидетельства староверов о том, как они отбывали наказание вместе с «никонианами» (членами господствующей церкви) и протестантами и вместе читали Евангелие.

В настоящее время большинство прихожан городских староверческих храмов Молдовы - либо в первом поколении переселенцы из окрестных старообрядческих сёл, либо их дети и внуки. Широкого распространения прозелитизма в староверческом кругу нет - присоединение или переход к староверам бывает чаще всего связан с матримониальными обстоятельствами.

Самый старший из наших респондентов, П.П.Н., 1934 г.р., уроженец села Большое Плоское (Великоплоское) Велико-михайловского района Одесской области, так вспоминает про своё воспитание и образование:

«Примерно с восьми лет, в школу я не пошёл ещё, а почему так вышло? Потому что, когда румыны пришли, я пошёл уже в школу. Ну, знаете, я ж маленький был. Пришли, когда в школу, а там румыны - и я туда больше не пошёл, подумал, что школы нема и мене определили в церковную школу учиться. Я ходил в церковную школу. Когда я пошёл, я вообще не представлял, что такое «аз, буки». Учителя были такие, что надо было хоть буки выучить, а они сразу «Богородице Дево». Я на память её выучил, а спросить, где какое слово, я не мог. А этот учитель, он в основном пас скот и занимался тока зимой. Зимой ходил три месяца, я абсолютно ничего не выучил, ну не занимался он мной, а на память я выучил «Богородице Дево радуйся...». А был человек, который именно держал школу, нашего дьякона дядька. А там было - ни дисиплины, хочешь - учись, хочешь выйти побаловаться, поиграться. Я когда пришёл, жил напротив меня, на год или на два меня старше, он уже был в этой школе. А я пришёл - вижу нихто не смотрит, я вышел и пошёл на гарод, знаете красные комарики, солдатики, ну, я сижу играю.

Прихожу, а он мене спрашивает - а где ты был? А у кого ты брал басловение? А я и не знаю, шо надо какой-то басловение брать. Говорю - не знаю. Я маленький был, он мене не наказывал, а вообще - наказывал. Плётка была, не помню, или двадцать раз што ли, или по лестовке помолиться - такое надо наказание. Ну, я молился и чего-то упустил, а он поставил человека, чтоб тот смотрел за мной и считал, а я боюсь, говорю - я уже помолился, а он того спрашивает - правильно он помолился? Тот говорит - правильно, може, я и неправильно, но тот сказал, что правильно, пожалел. Теперь вот это интересно всё. Самому нельзя было - у каждого своя завучка, ну было человек восемнадцать, може, двадцать. И что характерно - оны в этой хате жили, и мы в этой хате занимались. Порядок такой - приходим - все завтракаем, кто с собой чего принёс. Девочек не бил плёткой, а хлопцев - бил (если разговаривали)».

После войны П.П. учился в обычной, уже советской школе, но учителя были сами из села, сами из староверов: «Нихто проти веры не учил. Бох - усё видит, за собой гляди». П.П. всю жизнь работал на ответственной работе, но при этом не вступал в партию. То, что ему доверяли, он связывает с тем, что знали, что он верующий, что Бог помогал.

Ф.А.Е., 1944 гр., уроженец села Сыркова, Резинского р-на Молдовы, учился в советской школе после войны. Старший сын в семье, где было 9 детей. «Не было такого, чтоб кто-то с детьми возился - работали все. Я в 7 лет борщ варил, отец рано умер, я матери помогал детей поднимать... были бабушки, но тоже при работе, ей некогда было сидеть, лялякать, лясы точить. В наше время служба на Пасху ночная, все шли. 4 года не брали - маленькие, но чтоб могли сами идти, не нести шоб далеко и по грязи. прямо с пяти лет на клирос брали, отец дома учил псалтирь читать, крюки (невматическая музыкальная запись, которой староверы пользуются при совершении богослужения (прим. автора) это щас - телевизор, мобильный, всё отвлекает это во, а тогда ж такого не было - всё внимание на то, шо старший сказал, прослушал это всё - это запоминалось, запечатлевалось, это на всю жисть... В пионеры мы не вступали. Не, родители не запрещали. Ну все же знали - наши же все дома, не заставляли. В соревнованиях школьных участвовали, спорт не избегали, урок надо было посещать. В школе не кормили - дети пост держали и на исповедь ходили каждый год, ну да. помню, отец Софроний приезжал, всех загонял от то разом, все заходите, дитям, общая исповедь, смутно помню. для нас, детей, Великий Пост - всё, скоромного не було, только и ждёшь когда ж он кончится, такое нудное время було... када ж, када ж эта Пасха будет, на Пасху ждали яичко. худобе, животным, скотине нужен фураж, корм, вот отец ходил добывал. Староверы работали в колхозе. Отец счетоводом был, не простым рабочим».

Ф.А. служил в армии водолазом-сварщиком на Северном флоте, после армии - учился. «После смерти Брежнева перестал бороду брить, на работе с пониманием относились, уважали». Он ещё до армии работал экскаваторщиком, после армии - доучился и работал в железнодорожном управлении.

Е.ГО. (в девичестве С.), 1950 гр., уроженка г Тирасполь. «Мама всегда в Бога веровала, но была в партии и на большой должности, ещё до войны - управляла заводом, а муж был еврей и председатель комитета. У них была большая любовь, они дружили с детства. Его вначале друзья прятали, как румыны пришли. Но кто-то предал, раскрыл, и его расстреляли. А с папой они поженились уже после войны. Отец очень любил меня - и подбрасывал на руках, и качал. Но был строгий. Мы каждый вечер Евангелие читали по часу. И отец объяснял. А так - каждая минута была расписана, всё по дому делали. Я, когда в школу пришла, уже все буквы знала и считала лучше всех. Мы псалтырь читали. Но в школе от учителей доставалось хорошо за веру. Я всегда была тихая, но упорная. В октябрята и пионеры вступала, папа разрешил, а в комсомол - уже нет. И в партию. Уговаривали, просили. И мне начальник потом и говорит: Лена, скорее ты меня в Церковь приведёшь, чем я тебя в партию! И отстал тогда. А по работе меня повышали». Эти интервью являются страницами устной истории, уникальными свидетельствами, но одновременно они имеют ярко выраженную общую структуру. Мы можем проследить в них как черты эпического повествования и волшебной сказки, так и сходства с наиболее авторитетными и сакрализова-ными в старообрядческой среде источниками - книжными. В первую очередь -с описаниями житий святых. В древних житиях святые демонстрируют верность выбранному пути, стойкость, но, зачастую, награда их ждёт не в земной жизни, а в будущей, загробной. У наших же респондентов хорошие обстоятельства (повышения по службе, доверие начальства), которые они связывают с правильным воспитанием и верностью своим принципам, случаются при «этой» жизни, что ближе к богатырской сказочной героике. Мотив справедливого воздаяния ещё в земной жизни за строгое следование духовным правилам и предписаниям также очень близок дохристианской библейской логике, описанию жизни ветхозаветных пророков. Парадоксальным образом подобный взгляд, скорее, сродни принципам христианской европейской протестантской этики, а не мистическим учениям восточных церквей. Если говорить о сказочном мотиве - трудности и тяготы, перенесённые в детстве, - это те испытания царевича, избранного, Золушки, которые открывают героям путь к «чудесной силе или умению». Чудесной силой в случае наших респондентов является их вера. Высокий статус, избранность - это принадлежность к старообрядчеству, единственно правильному пути исповедания христианства в их понимании. Верность вере приносит им успех и удачу в материальном мире, уважение и почтение как среди единоверцев, так и среди всех прочих людей [4, с. 52].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать выводы о том, что правильный выбор жизненного пути и удачные обстоятельства жизни, по мнению членов старообрядческих общин Молдовы, стали следствием правильного религиозного воспитания, правильных впечатлений, отложившихся в их памяти с детского возраста. Корни взрослого осознанного выбора жизненного пути респондентов, следуя логике рассказов, связаны с сохранением их родителями правильных, традиционных стратегий воспитания.

Научная новизна статьи определяется выявлением наиболее характерных черт религиозного воспитания у русских староверов Молдовы во время Великой

Библиографический список

Отечественной войны и послевоенные годы и соответствующих тенденций на основании рассказов современников.

Теоретическая значимость статьи состоит в расширении знания о наиболее значимых характерных чертах религиозного воспитания у русских староверов Молдовы во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

Практическая значимость заключается в определении направлений работы по изучению религиозного воспитания у староверов и его дальнейшему использованию в педагогической деятельности.

1. Комарова ГА. Этнография детства: междисциплинарные исследования. Москва, 2014.

2. Крупская Н.К. О борьбе с сектантством. Известия. 1929; № 66, 22 марта.

3. Пригарин А.А. Русские старообрядцы на Дунае. Москва, 2010.

4. Пропп В.Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. Москва, 1998.

5. Таранец С. Старообрядчество Подолии. Киев, 2000.

References

1. Komarova G.A. 'Etnografiya detstva: mezhdisciplinarnye issledovaniya. Moskva, 2014.

2. Krupskaya N.K. O bor'be s sektantstvom. Izvestiya. 1929; № 66, 22 marta.

3. Prigarin A.A. Russkie staroobryadcy na Dunae. Moskva, 2010.

4. Propp V.Ya. Morfologiya <volshebnoj> skazki. Istoricheskie korni volshebnoj skazki. Moskva, 1998.

5. Taranec S. Staroobryadchestvo Podolii. Kiev, 2000.

Статья поступила в редакцию 16.11.21

УДК 398.2

Yezhova O.F., postgraduate, Gorky Institute of World Literature of the Russian Science Academy (Moscow, Russia), E-mail: oks-ezhova@yandex.ru

YULETIDE CELEBRATIONS OF CHILDREN FROM FAMILIES OF OLD BELIEVERS OF THE CITY OF BENDERY (BASED ON THE MATERIALS OF THE 2020 EXPEDITION). This article describes the Christmas greetings tradition by children and adults existing among the city of Bendery Russian Old Believers-Lipo-vans. Based on the special literature analysis and the author's work experience as part of an expedition organized in January 2020 by the Archeographic Office of Lomonosov Moscow State University with the participation of the IMLI RAS Folklore Department employees, this article provides a version of the tradition comparative analysis. Its variant, which existed from the 1940s to the 1960s, is also being considered. Interviews of Bendery residents obtained during the above-mentioned expedition are also provided in this article, and thus they are introduced into scientific use. In addition, the existing folklore practice pedagogical aspects are mentioned, the communicative functions of actions traditional for the culture of childhood Lipovans from the 1940s to the present are considered.

Key words: Russian Old Believers-Lipovans, Christmas greetings, Moldova, Transnistria, Benders, folklore and culture of childhood.

О.Ф. Ежова, аспирант, Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук, г. Москва, E-mail: oks-ezhova@yandex.ru

СВЯТОЧНЫЕ СЛАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ СТАРООБРЯДЦЕВ ГОРОДА БЕНДЕРЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИИ 2020 ГОДА)

В данной статье описывается существующая у русских староверов-липован города Бендеры традиция Рождественских славлений детьми и взрослыми. На основе анализа специальной литературы и опыта работы автора в составе экспедиции, организованной в январе 2020 г. Археографическим кабинетом МГУ им. Ломоносова при участии сотрудников отдела фольклора ИМЛИ РАН, в настоящей статье даётся сравнительный анализ существующей традиции. Рассмотрению также подвергается ее вариант, отмеченный с 1940-х по 1960-е гг. Интервью жителей города Бендеры, полученные в ходе вышеозначенной экспедиции, также предоставлены в этой статье, и тем самым они вводятся в научный обиход. Кроме того, упоминаются педагогические аспекты существующей фольклорной практики, рассматриваются коммуникативные функции действий, традиционных для культуры детства липован с 1940-х гг по настоящее время.

Ключевые слова: русские староверы-липоване, Рождественские славления, Молдова, Приднестровье, Бендеры, фольклор и культура детства.

Актуальность основной проблематики настоящей статьи заключается в том, что за последние тридцать лет на территории стран бывшего СССР происходят существенные трансформации в политической, социальной, экономической и культурной жизни. Такого рода изменения оказали определённое, в первую очередь негативное влияние на представления их граждан о национальной, культурной идентичности. Таким образом, в современных условиях для формирования соответствующих представлений у подрастающего поколения полезным может оказаться обращение к опыту традиционного воспитания староверов-липован, в частности изучение характерных для них святочных славлений [1-5].

Цель данной статьи - выявление и характеристика существенных черт святочных славлений детей из семей старообрядцев города Бендеры.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи статьи:

- выявить влияние наиболее значимых тенденций развития г Бендеры и его округи в Новое и Новейшее время на духовную сферу проживающих в нём староверов-липован;

- рассмотреть особенности рассказов староверов о святочных славле-ниях как источнике их истории;

- выявить наиболее характерные черты святочных славлений детей из семей старообрядцев г. Бендеры.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез опыта автора, связанного с работой в составе комплексной экспеди-

ции Археографического кабинета МГУ и отдела фольклора ИМЛИ РАН к русским староверам Молдовы и Приднестровья, организованной в январе 2020 г

Зимой 2020 г, с пятого по одиннадцатое января, мы работали в двух городских общинах приходов русской старообрядческой епархии республики Молдова - в г. Кишинёве и г. Бендеры (Приднестровская непризнанная республика). Экспедиция была организована Археографическим кабинетом МГУ им. Ломоносова при участии сотрудников отдела фольклора ИМЛИ РАН.

Время проведения экспедиции было выбрано неслучайно - Рождественский Сочельник, с вечера 5-го января открывается период Святок. Существует множество традиций и обычаев для проведения этого сакрального времени, а у исследователя есть возможность брать интервью у интересующих его респондентов, так как в продолжение этого времени - от Рождества до Крещения - у староверов не принято работать [4, с. 43].

Русские староверы, проживающие компактно в Молдавии, Румынии, на Украине и в Болгарии, составляют этнорелигиозную общность - липоване. Есть несколько версий возникновения такого названия. По одной из них лидером переселенцев был человек по имени Филипп, по другой - их дома, постройки были из липы, согласно третьей - они селились в лесу, «под липами» [4, с. 45].

Накануне праздника Рождества мы прибыли в Бендеры. История этого города древняя - первые письменные упоминания о нём относятся к XV в. В 1408 г. молдавский господарь Александр Добрый выдал грамоту львовским купцам с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.