Научная статья на тему 'Расширение влияния БРИКС в Латинской Америке: геополитическое значение для России'

Расширение влияния БРИКС в Латинской Америке: геополитическое значение для России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
130
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / Россия / геополитическая трансформация / гибридная война / Латинская Америка / антиамериканизм / стратегические интересы / BRICS / Russia / geopolitical transformations / hybrid war / Latin America / anti-Americanism / strategic interests

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Илья Олегович Кореньков, Оксана Валерьевна Ерохина

В статье анализируется геополитическая ситуация в Латинской Америке и Карибском бассейне (далее — ЛАКБ). Рассматриваются перспективы расширения межгосударственного объединения БРИКС в регионе и преимущества этой организации для страны ЛАКБ. На основе выдвинутых авторами критериев проводится анализ возможных сценариев расширения БРИКС в контексте стратегических интересов РФ на международной арене, определяются направления для наиболее благоприятного сотрудничества и обеспечения интересов России в условиях напряженной политической обстановки и развернутой коллективным Западом гибридной войны против нашей страны. Значение БРИКС повышается в условиях изменения баланса сил в ООН, группах G20 и G7 после начала специальной военной операции РФ. Теоретико-методологической основой работы выступает неореализм, в рамках которого рассматривается и глобальная ситуация в сфере международных отношений, и возможности России для продвижения своих интересов во взаимодействии с различными акторами. Основные используемые методы: ситуационный анализ и анализ документов. Цель статьи заключается в определении стратегических преимуществ для реализации внешнеполитических интересов России в связи с потенциальным расширением БРИКС в Латинской Америке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expanding BRI CS Authority in Latin America: Geopolitical Significance for Russia

The paper analyzes the geopolitical situation in Latin America and the Caribbean (LACB), examines the prospects for expanding the BRICS interstate association in the region and the advantages of this organization that attracts LACB countries. Based on the criteria the authors carried out put forward, the analysis of scenarios to expand the BRICS in the strategic interests of the Russian Federation in the international arena, the directions for the most favorable cooperation and ensuring the interests of Russia in the conditions of a tense political situation and a hybrid war launched by the collective West against our country are determined. The role of BRICS is increasing in a change in the balance of power in the UN, G20 and G7 groups after the start of a special military operation by the Russian Federation. The work is based on neorealism, which considers both the global situation in international relations and Russia’s possibilities for promoting its interests in interaction with various actors. The major methods used: situational analysis and document analysis. The paper’s aim is to determine the strategic advantages of implementing Russian foreign policy interests associate the potential expansion of BRICS in Latin America.

Текст научной работы на тему «Расширение влияния БРИКС в Латинской Америке: геополитическое значение для России»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2226-7867-2024-14-1-97-102 УДК 327.7(045)

Расширение влияния БРИКС в Латинской Америке: геополитическое значение для России

И.О. Кореньков, О.В. Ерохина

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется геополитическая ситуация в Латинской Америке и Карибском бассейне (далее - ЛАКБ). Рассматриваются перспективы расширения межгосударственного объединения БРИКС в регионе и преимущества этой организации для страны ЛАКБ. На основе выдвинутых авторами критериев проводится анализ возможных сценариев расширения БРИКС в контексте стратегических интересов РФ на международной арене, определяются направления для наиболее благоприятного сотрудничества и обеспечения интересов России в условиях напряженной политической обстановки и развернутой коллективным Западом гибридной войны против нашей страны. Значение БРИКС повышается в условиях изменения баланса сил в ООН, группах G20 и G7 после начала специальной военной операции РФ. Теоретико-методологической основой работы выступает неореализм, в рамках которого рассматривается и глобальная ситуация в сфере международных отношений, и возможности России для продвижения своих интересов во взаимодействии с различными акторами. Основные используемые методы: ситуационный анализ и анализ документов. Цель статьи заключается в определении стратегических преимуществ для реализации внешнеполитических интересов России в связи с потенциальным расширением БРИКС в Латинской Америке. Ключевые слова: БРИКС; Россия; геополитическая трансформация; гибридная война; Латинская Америка; антиамериканизм; стратегические интересы

Для цитирования: Кореньков И.О., Ерохина О.В. Расширение влияния БРИКС в Латинской Америке: геополитическое значение для России. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(1):97-102. РОМ 10.26794/2226-7867-2024-14-1-97-102

ORiGiNAL PAPER

Expanding BRICS Authority in Latin America: Geopolitical Significance for Russia

I.O. Korenkov, O.V. Erokhina

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The paper analyzes the geopolitical situation in Latin America and the Caribbean (LACB), examines the prospects for expanding the BRICS interstate association in the region and the advantages of this organization that attracts LACB countries. Based on the criteria the authors carried out put forward, the analysis of scenarios to expand the BRICS in the strategic interests of the Russian Federation in the international arena, the directions for the most favorable cooperation and ensuring the interests of Russia in the conditions of a tense political situation and a hybrid war launched by the collective West against our country are determined. The role of BRICS is increasing in a change in the balance of power in the UN, G20 and G7 groups after the start of a special military operation by the Russian Federation. The work is based on neorealism, which considers both the global situation in international relations and Russia's possibilities for promoting its interests in interaction with various actors. The major methods used: situational analysis and document analysis. The paper's aim is to determine the strategic advantages of implementing Russian foreign policy interests associate the potential expansion of BRICS in Latin America.

Keywords: BRICS; Russia; geopolitical transformations; hybrid war; Latin America; anti-Americanism; strategic interests

For citation: Korenkov I.O., Erokhina O.V. Expanding BRICS authority in Latin America: Geopolitical significance for Russia. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. Humanitarian and social sciences. Bulletin of the Financial University. 2024;14(1): 97-102. DOI: 10.26794/2226-7867-2024-14-1-97-102

© Кореньков И.О., Ерохина О.В., 2024

ВВЕДЕНИЕ

Политическая ситуация в мире характеризуется трансформацией системы международных отношений на основе принципов многополярности и равенства ее участников, а также геополитической нестабильностью, в результате которой возрастает политический вес стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна.

Одной из ведущих площадок, наряду с РФ объединяющих ведущие страны данных регионов, является БРИКС — организация, развивающая экономическое партнерство, в составе Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР. БРИКС как межгосударственная экономическая платформа выступает с критикой международной финансовой системы, где ведущую роль играет доллар США, поддерживает идею многополярного мира, который придет на смену однополярному во главе с США, стимулирует торговые связи и инвестиции между странами-участницами.

После начала специальной военной операции на Украине и обострения гибридной войны [1] коллективного Запада против России поиск новых международных связей приобрел особую актуальность. Одним из приоритетных направлений российской внешней политики стало укрепление потенциала межгосударственного объединения БРИКС, которое на фоне геополитических изменений 2022-2023 гг. получило новый виток своего развития, когда 23 страны (Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Аргентина, Нигерия и др.1) заявили о желании присоединиться к данной организации. Рассмотрим перспективы дальнейшего расширения БРИКС и значение этого процесса для положения России на международной арене.

ОСОБЕННОСТИ БРИКС

Латинская Америка, обладающая большим количеством полезных ископаемых (18% мировых запасов нефти, 30% мировых запасов пресной воды, черных и цветных металлов) [2] и быстрорастущим населением, с каждым годом увеличивает свой геополитический вес, что привлекает внимание таких крупных игроков, как США, Китай и Россия. Вступление стран ЛАКБ в БРИКС позволит России и Китаю улучшить свои позиции на международной арене относительно США [3]. В свою очередь,

1 URL: https://ria.ru/20230807/briks-1888714969.html7ysclid

=1М6г85И827390508)

имеется ряд особенностей, которые позволяют считать членство в организации привлекательным для стран ЛАКБ. Рассмотрим их подробнее.

БРИКС присущ диалоговый формат ввиду отсутствия организационной структуры, устава, программы, что создает пространство для маневра стран, имеющих диверсифицированную экономику и в разной степени зависящих от американских инвестиций. Эти преференции могут быть потеряны в случае проведения БРИКС единой политики.

Риторика антиколониализма и антиамериканизма близка ряду стран ЛАКБ (Венесуэла, Боливия, Куба), чья история тесно связана с колониальным прошлым и национально-освободительными движениями [4]. Также для стран Латинской Америки остро стоит вопрос социальной справедливости, а БРИКС, как отмечал Вал-лерстайн [5], создает препятствия для накоплений верхушке капиталистического общества [6].

Организация включает государства с разными идеологическими установками, культурными, политическими, экономическими, этнорелигиозными характеристиками, привлекая развивающиеся страны, чьи особенности государственного строя не вписываются в рамки евроатлантических объединений. БРИКС может стать интеграционной площадкой для стран, входящих в такие региональные объединения, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Болива-рианский альянс для народов Америки (АЛБА).

Объединение выступает за сотрудничество государств с уважением их суверенитета и на основе равноправия, что создает дополнительные преимущества участникам ЛАКБ, испытывающим экономические трудности или находящимся под санкционным давлением, как, например, Венесуэла.

Вступление в БРИКС позволит авторитарным странам Латинской Америки получить международное признание, существенно улучшить свой имидж на мировой арене и в перспективе усилить собственное влияние в рамках макрорегиона.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАСШИРЕНИЯ БРИКС В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ ДЛЯ РОССИИ

Среди стран ЛАКБ, выказавших желание вступить в БРИКС, — Куба, Гондурас, Венесуэла, Боливия и Аргентина. Последняя получила офици-

альное приглашение стать членом клуба на 15-м саммите организации в столице ЮАР г. Йоханнесбурге (22-24 августа 2023 г.), где было принято решение о присоединении к БРИКС с 1 января 2024 г. 6 стран: Аргентины, Египта, Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии и Эфиопии2. В итоге общее число участников БРИКС увеличится до 11.

С точки зрения геополитических интересов Россия получает ряд преимуществ при присоединении стран Латинской Америки к БРИКС. «Как и все виды политики, международная политика — это борьба за власть» [7]. Расширение международной организации, в которой РФ играет лидирующую роль, имеет важное значение в условиях развернутой Западом информационной войны, направленной на изоляцию России. Речь идет о повышении потенциала «мягкой силы»: согласно концепции Дж. Ная, этот термин означает способность государства достичь желаемых результатов в международных делах через убеждение, а не подавление (насилие, принуждение) [8].

Применение инструментов «мягкой силы» позволяет формировать положительный имидж государства и развивать институты неформального влияния в сфере международных отношений. Рассмотрим несколько вероятных эффектов.

Во-первых, развеивание политического мифа об изоляции России, помимо повышения авторитета нашей страны на международной арене, уменьшит влияние западной пропаганды на политическое сознание россиян, а также вызовет у них чувство национальной гордости, что является важной частью национальной идентичности. Кроме того, в условиях вооруженных конфликтов с участием России важно привлекать на свою сторону нейтральные государства, не принимающие в нем непосредственного участия, каковыми и являются страны ЛАКБ.

Во-вторых, расширение БРИКС затрагивает и экономическую сторону «мягкой силы», которая формируется посредством реализации крупных инфраструктурных проектов за рубежом и экономической помощи нуждающимся странам.

Отдельно стоит сказать о Новом банке развития3, созданном странами БРИКС для финан-

2 URL: https://www.kommersant.ru/doc/6174392 (дата обращения: 09.11.2023).

3 Новый банк развития (НБР) — международная финансовая организация, основанная в 2015 г. странами — членами БРИКС в целях увеличения их финансовой стабильности.

сирования проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития, к которому в 2022 г. присоединились Уругвай, ОАЭ, Египет и Бангладеш4. Дальнейшее расширение организации и кредитование развивающихся стран ЛАКБ увеличит экономическое влияние России и Китая в данном регионе.

В-третьих, расширение БРИКС на запад ограничит влияние США в стратегически важной зоне Латинской Америки и Карибского бассейна. На протяжении XIX-XX вв. США во внешней политике касательно стран Латинской Америки руководствовались доктриной Монро5, основополагающим принципом которой было невмешательство европейских государств в политику на обоих американских континентах и право США на вмешательство в дела стран Америки. Таким образом, декларативно закреплялось главенствующее положение США в Западном полушарии6. В 2013 г. американские власти официально отказались от доктрины Монро [9], однако влияние Соединенных Штатов на страны ЛАКБ сохраняется. Важнейшие направления связаны с экономикой и военным присутствием. Инвестиции американских компаний в развивающиеся страны Латинской Америки укрепляют влияние США, а введение санкций против государств, ведущих антиамериканскую политику [10], служит рычагом давления на процессы принятия решений. Размещение военных баз в регионе (Куба, Пуэрто-Рико, Гондурас, Сальвадор, Коста-Рика, Панама и пр.) позволяет США контролировать морские коммуникации в Карибском бассейне и Панамский перешеек, а также миграционные потоки, которые влияют на экономическое положение стран Центральной Америки.

Таким образом, принятие в БРИКС стран, еще не подпавших под влияние США, сможет нанести ущерб геополитическим интересам этого государства в качестве организатора агрессивной антироссийской политики коллективного Запада. Наиболее перспективно, с точки зрения продвижения интересов России, выглядит возможное присоединение к БРИКС Венесуэлы и Боливии.

4 URL: https://tass.ru/press-relizy/13416693?ysclid=llc 0i7075971087413

5 Доктрина Монро — декларация принципов внешней политики США, озвученная в послании пятого президента США Джеймса Монро к Конгрессу США. Долгие годы она служила оправданием вмешательства США во внутренние дела стран Западного полушария вплоть до отторжения территорий в пользу США.

6 URL: https://urait.ru/bcode/510661

Во-первых, стоит учесть позицию указанных государств на международной арене, например, при голосовании в ООН по антироссийским резолюциям после начала специальной военной операции на Украине. И Боливия, и Венесуэла традиционно голосовали либо против, либо воздерживались. В то же время многие страны Латинской Америки не демонстрировали такого постоянства, периодически выступая против действий России на Украине.

Во-вторых, Венесуэла и Боливия имеют долгую историю взаимной поддержки с РФ, в том числе на уровне глав государств [11]. Президент Венесуэлы Н. Мадуро неоднократно публично выражал поддержку России, в свою очередь, РФ содействовала руководству Венесуэлы в период антиправительственных протестов во главе с Х. Гуайдо и пандемии коронавируса. Россия заинтересована в доминировании пророссийски настроенной части элиты в Венесуэле и предотвращении новых попыток госпереворота в интересах США. Одним из способов дальнейшей поддержки может стать вовлечение Венесуэлы в международные организации с сохраняющимся влиянием РФ, например, БРИКС. В то же время президент Боливии Л. Арсе продолжает курс Э. Моралеса и подтверждает, что поддерживает «отличные отношения» с Президентом РФ В. В. Путиным7.

В-третьих, существенным фактором является наличие в Венесуэле и Боливии полезных ископаемых, имеющих для России стратегическое значение в условиях геополитических трансформаций. Так, по данным ОПЕК, Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами нефти — свыше 300 млрд баррелей8, или 19% от мировых разведанных запасов.

Боливия — лидер по запасам лития, которые в 2023 г. достигли отметки в 23 млн тонн9. На данный момент право на добычу лития в этой стране получили Россия (входящая в «Росатом» компания Uranium One) и Китай (консорциум во главе с CBC Group). Таким образом, Китай становится конкурентом России, и вступление Боливии в БРИКС расширило бы возможности для многостороннего диалога по данному вопросу.

7 URL: https://ria.ru/20220921/boliviya-1818300305. html?ysclid=llai7xzi47329186686

8 URL: https://asb.opec.org/

9 URL: https://tass.ru/ekonomika/183269017ysdid4lbrsqh

vs790823120

Литий — один из наиболее востребованных редких металлов в мире, он входит в состав литий-ионных аккумуляторов, используемых в электронике, автомобилестроении, ядерной энергетике, современной ядерной технике, авиастроении и военной технике; в производстве беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Производство гражданских БПЛА — неотъемлемая часть достижения технологического суверенитета РФ10, а БПЛА военного назначения превосходят по эффективности традиционную авиационную технику [12]. Дальнейшее развитие отношений с Боливией, наряду с разработкой крупнейшего российского Колмозерского литиевого месторождения, позволит ускорить обновление арсенала Вооруженных Сил РФ.

Последний фактор, обуславливающий выбор Боливии и Венесуэлы как первостепенных кандидатов на вступление в БРИКС, — их историческое прошлое и идеологические установки по отношению к странам Запада. Это страны «левого поворота», «левого популизма», где в конце XX — начале XXI в. установились неосоциалистические режимы. «Открытый антиамериканизм лег в основу легитимности Уго Чавеса и Николаса Мадуро в Венесуэле, Эво Моралеса в Боливии...»

[13].

Также Венесуэла, а чуть позже и Боливия, были у истоков создания АЛБА, изначально направленного на противодействие развитию Панамериканской зоны свободной торговли11 — проекту, который продвигался США для помощи рыночным экономикам Латинской Америки и в итоге провалился из-за противоречий между США и странами ЛАКБ [14].

Помимо Венесуэлы и Боливии, заявки на вступление в БРИКС были поданы еще тремя государствами ЛАКБ: Кубой, Гондурасом и Аргентиной. Аргентина выступает значимым политическом игроком в Латинской Америке, однако изменения во внутриполитическом поле могут оказать большое влияние на перспективы ее членства в БРИКС. Недавно избранный президент Х. Милей демонстрирует проамерикан-

10 URL: https://rg.ru/2023/06/28/pravitelstvo-utverdilo-strategiiu-razvitiia-bespilotnoj-aviacii. html?ysclid=llai0dumkd852569261

11 Панамериканская зона свободной торговли — проект экономического союза, существовавший до 2005 г. и предполагавший объединение 34 стран Западного полушария, кроме Кубы.

ские взгляды и негативное отношение к России, Китаю и БРИКС, а министр иностранных дел Д. Мондино уже заявила, что Аргентина не собирается вступать в БРИКС12. Вероятно, Аргентина будет принимать минимальное участие в деятельности БРИКС, при этом нестабильная экономика и значительное присутствие западных компаний на рынке страны могут стать факторами, препятствующими расширению влияния БРИКС в ЛАКБ.

Менее существенное влияние, с точки зрения интересов России, может иметь вступление в БРИКС Кубы и Гондураса. По совокупности выделенных критериев (позиция по отношению к России на международном уровне; личностные контакты лидеров государств; наличие полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение; историческое прошлое) положительные для РФ изменения в сфере международных отношений не столь вероятны.

12 URL: https://iz.ru/1613683/2023-11-30/budushchii-glava-mid-argentina-zaiavila-ob-otkaze-vstupat-v-briks

ВЫВОДЫ

Потенциальное расширение БРИКС в Латинской Америке и Карибском бассейне может способствовать усилению позиций РФ на международной арене; увеличению политического и экономического фактора «мягкой силы» России в Латинской Америке; сокращению возможностей США по добыче лития и нефти в данном регионе в долгосрочной перспективе; увеличению возможностей для многостороннего сотрудничества между странами ЛАКБ, Россией и набирающим влияние в данном регионе Китаем.

Перспектива вступления разных государств в БРИКС, с точки зрения интересов России на международной арене, определяется такими факторами, как обладание ценными природными ископаемыми и политическая лояльность к РФ. Наиболее благоприятным для России представляется вступление в БРИКС Венесуэлы и Боливии. Основную угрозу для расширения влияния альянса представляет недружественное отношение политического руководства Аргентины к России, Китаю и другим его участникам.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Hoffman F. G. Conflict in the 21st Century: The Rise of Hybrid Wars. Arlington: Potomac Institute for Policy Studies; 2007. 72 p.

2. Морозов Ю. В. Стратегический треугольник США-КНР-РФ: вызовы и перспективы безопасности России. М.: Институт Китая и современной Азии Российской академии наук; 2022. 544 с.

3. Емельянов А. И. Латинская Америка: зарождение нового геополитического центра силы. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017;2(786):21-32.

4. Acemoglu D. Why nations fail: the origins of power, prosperity, and poverty. New York: Crown Publishers; 2012. 571 p.

5. Wallerstein I. Structural crisis in the world-system: Where do we go from here? Monthly Review Foundation. 2011;62(10):31-39 p. DOI: 10.14452/MR-062-10-2011-03_2

6. Wallerstein I. The Curve of American Power. New Left Review. 2006;(40):77-95.

7. Morgenthau H. J. Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace. New York City: Knopf; 1948. 489 p.

8. Nye Jr. J. S. Soft power the means to success in world politics. New York City: PublicAffairs; 2005. 191 p.

9. Pires M. The Monroe Doctrine 2.0 and U.S.-China-Latin America Trilateral Relations. International Organisations Research Journal. 2020;(15):202-222. DOI: 10.17323/1996-7845-2020-03-08

10. Яковлев П. П. Взаимодействие России с латиноамериканскими странами в условиях геополитического перелома. Актуальные проблемы Европы. 2022;3(115):227-253. DOI: 10.312249/ape/2022.03.10

11. Яковлев П. П. Стратегическое партнерство России со странами Латинской Америки: тенденции и контртенденции. Перспективы. Электронный журнал. 2016;1(5):40-51.

12. Левандровская Н. В. Беспилотные летательные аппараты и их использование в военных операциях. Межвузовский сборник научных трудов. 2018;(22):47-51.

13. Подобный В. В. Легитимность политической власти: эволюция теории и практики. Современный мир и Россия. М.: Международные отношения; 2022. 344 с.

14. Nolte D. Geopolitics in Latin America, old and new. Oxfordshire, England: Routledge; 2016.

references

1. Hoffman F. G. Conflict in the 21st Century: The Rise of Hybrid Wars. Arlington: Potomac Institute for Policy Studies; 2007. 72 p.

2. Morozov Yu. V. The US-China-RF strategic triangle: challenges and security prospects for Russia. Moscow: Institut Kitaya i sovremennoj Azii Rossijskoj akademii nauk; 2022. 544 p. (In Russ.).

3. Emelyanov A. I. Latin America: the emergence of a new geopolitical center of power. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennye nauki = Bulletin of Moscow State Linguistic University. Social Sciences. 2017;2(786):21-32. (In Russ.).

4. Acemoglu D. Why nations fail: the origins of power, prosperity, and poverty. New York: Crown Publishers; 2012. 571 p.

5. Wallerstein I. Structural crisis in the world-system: Where do we go from here? Monthly Review Foundation. 2011;62(10):31-39 p. DOI: 10.14452/MR-062-10-2011-03_2

6. Wallerstein I. The Curve of American Power. New Left Review. 2006;(40):77-95.

7. Morgenthau H. J. Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace. New York City: Knopf; 1948. 489 p.

8. Nye Jr. J. S. Soft power the means to success in world politics. New York City: PublicAffairs; 2005. 191 p.

9. Pires M. The Monroe Doctrine 2.0 and U.S.-China-Latin America Trilateral Relations. International Organizations Research Journal. 2020;(15):202-222. DOI: 10.17323/1996-7845-2020-03-08

10. Yakovlev P. P. Russia's interaction with Latin American countries in the context of a geopolitical turning point. Aktual'nye problemy Evropy = Current problems of Europe. 2022; 3(115):227-253. (In Russ.). DOI: 10.312249/ ape/2022.03.10

11. Yakovlev P. P. Russia's strategic partnership with Latin American countries: trends and counter-trends. Aktual'nye problemy Evropy = Prospects. Electronic journal. 2016;1(5):40-51. (In Russ.).

12. Levandrovskaya N. V. Unmanned aerial vehicles and their use in military operations. Interuniversity collection of scientific papers. 2018;(22):47-51. (In Russ.).

13. Podobnyj V. V. Legitimacy of political power: the evolution of theory and practice. The modern world and Russia. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya; 2022. 344 p. (In Russ.).

14. Nolte D. Geopolitics in Latin America, old and new. Oxfordshire, England: Routledge; 2016.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABoUT THE AUTHoRS

Илья Олегович Кореньков — студент 4-го курса факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия

Ilya O. Korenkov — 4th year student, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://orcid.org/0009-0007-3855-9984 [email protected]

Оксана Валерьевна Ерохина — кандидат политических наук, доцент факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва Россия

Oksana V. Erokhina — Cand. Sci. (Pol.), Associate Professor, Department of Social Sciences and Mass

Communications, Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-5453-4118

Автор для корреспонденции / Corresponding author:

[email protected]

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 15.11.2023; принята к публикации 20.12.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received on 15.11.2023; accepted for publication on 20.12.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.