Научная статья на тему 'Расширение профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в рамках психологии образования'

Расширение профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в рамках психологии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / CULTURE OF HEALTH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СОХРАНЯЮЩЕЕ ЗДОРОВЬЕ / PRESERVING HEALTH / EXPERTISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романцов Михаил Григорьевич, Поднебесных Елена Леонидовна

Здоровье сохраняющее образование ориентировано на формирование ответственности к своему здоровью. В статье указывается на безопасность образовательной среды, на развитие антропологизации образования и формирование компетентностного подхода в современном высшем педагогическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романцов Михаил Григорьевич, Поднебесных Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расширение профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в рамках психологии образования»

Expansion of the professional competencies of students

of pedagogical University in the framework of psychology of education

1 2 Romancov M. , Podnebesnyh E.

Расширение профессиональных компетенций студентов

педагогического вуза в рамках психологии образования

Романцов М. Г.1, Поднебесных Е. Л.

1Романцов Михаил Григорьевич /Romancov Mihail - профессор, доктор медицинских наук,

кандидат педагогических наук, кафедра естественных наук, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калининградской области Педагогический институт, г. Черняховск, кафедра педиатрии и детской кардиологии, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо-западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург;

2Поднебесных Елена Леонидовна /Podnebesnyh Elena - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра естественных наук, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калининградской области Педагогический институт, г. Черняховск

Аннотация: здоровье сохраняющее образование ориентировано на формирование ответственности к своему здоровью. В статье указывается на безопасность образовательной среды, на развитие антропологизации образования и формирование компетентностного подхода в современном высшем педагогическом образовании. Abstract: health education is aimed at preserving the formation of responsibility for their own health. The article points to the safety of the learning environment for the development of education and formation anthropologization competency approach in modern higher pedagogical education.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, культура здоровья, образование, сохраняющее здоровье.

Keywords: competence, expertise, culture of health, education, preserving health.

Подготовка специалиста в вузе должна начинаться с формирования интегративных представлений о человеке, основанных на основополагающих принципах -системности, целостности, гуманизме, создавая базу для изучения дисциплин, рассматривающих человека в конкретных сферах его жизнедеятельности, таких как труд, семья, политика, экология, образование, культура [1].

Решение задач здоровье сохраняющего образования сводится к реализации единой системы междисциплинарного направления, ориентированного на понимание и решение проблем взаимодействия человека и окружающей среды, формирование ответственности к своему здоровью и окружающей среды. Основная цель такого образования - формирование культуры здоровья, посредством повышения здоровья сохраняющей компетенции, поддержание развития личности с выраженным полифункциональным профилем [2].

Новая парадигма образования, предполагает ориентацию на развитие личности, на введение проектных форм обучения, на увеличение доли в объеме часов на индивидуальные формы подготовки, на обеспечение индивидуальных траекторий обучения студентов, а в рамках психологии образования необходимо формировать

безопасность образовательной среды, развивать антропологизацию образования и компетентностный подход в современном высшем образовании [3, 4. 5].

Идеи педагогической антропологии, интенсивно развивающиеся в России в 60-х годах прошлого столетия (Н. И.Пирогов, К. Д.Ушинский), на многие десятилетия оказались неактуальны ни в теории, ни в практике отечественного образования, но в связи с гуманизацией общественного сознания идеи педагогической антропологии вновь стали востребованы. Основатели педагогической антропологии (О. Больнов) уверены, что педагогическая антропология - это педагогически ориентированная философская теория [6, 7].

Великий немецкий философ И.Кант много уделял внимания разработке проблем педагогики, исходил из идеи «воспитуемости» человека, по его мнению, просвещение выводит человека из его природного существования, приобщает к культуре, воспитывает социальную дисциплину. Великий И.Кант писал о влиянии нравственного облика на устойчивость психосоматических функций организма и состояние сферы здоровья. О выработке необходимых навыков психогигиены, рациональных здоровье ценностных предпочтений. О формировании здорового образа жизни, особенностях характера и свойств личности. Об овладении приемами сохранения и укрепления собственного психического здоровья. О саморегуляции, об эмоциональной устойчивости, об уровне работоспособности. О преодолении психоэмоционального напряжения (стресса). Идеи и принципы И.Канта и в современных условиях XXI века сохраняют свою здоровье ценностную направленность и важны для практической работы психологов, педагогов, использующих здоровье сохраняющие и развивающие технологии. [8, 9, 10].

Качество образования зависит от качеств педагога, сформированных в процессе его профессиональной подготовки. Формирование и укрепление здоровья здоровых -задача всей системы обучения и воспитания. Педагог, занимаясь воспитанием человека, обязан изучать механизмы формирования психосоматического здоровья, постоянно совершенствуя валеологическую подготовку студентов, закладывая установки на ценность здоровья, на разумность и целесообразность формирования мотиваций к здоровому образу жизни. Уместно сказать, что каждый образованный человек, должен иметь представление о своем организме, об особенностях его строения и функциях различных органов и систем, об индивидуально -психологических особенностях личности, о способах и методах коррекции своего состояния, физической и умственной работоспособности. Комплекс характеристик мотивационно-потребностной основы жизнедеятельности составляет «нравственное здоровье»; основу этой компоненты здоровья человека определяет система ценностей, установок, мотивов поведения индивида в социальной среде, определяясь духовностью человека, его воспитанием и знаниями. Владея психолого -развивающими и валеологическими технологиями обучения, педагог может предупредить и скорректировать дефекты возрастного и личностного развития.

К возможностям, предупреждающим разрушение здоровья, относятся: изменение образовательного поля на уровнях технологий, содержания, структуры образовательного процесса, что обеспечивает высокую мотивацию образования и сохранение здоровья, а также новое сознание, новое отношение к учащемуся: не ценность знаний, а ценность здоровья; развитие «культуротворческой и здравотворческой» концепции образования. Валеологическое образование будущего педагога - личностно-ориентированный на всех этапах процесс благоприятный для формирования культуры здоровья, которая должна формировать мышление, ориентированное на здоровый образ жизни; воспитывать авторитет семьи как основного социального института, формирующего здоровье индивидуальности.

Основой обучения является гуманитарный стиль мышления. Ведущим компонентом является медико-педагогическое обучение посредством создания мотиваций и условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора

развития личности. Эффективная реализация этого обучения ведет к формированию «культуры здоровья» - заинтересованности в деятельности, направленной на оздоровление собственного организма, раскрытие резервных возможностей человека и формирование навыков ведения здорового образа жизни [11].

Суть антропологического подхода в педагогике включает знания об образовательных явлениях и процессах и знания о природе человека (социализация человека, совокупности умственного, нравственного, физического в развитии человека, пластичности всех личностных свойств и т.д.). Сегодня антропологическое знание признается ядром профессиональной компетенции педагога, поскольку связывает цели, задачи, содержание, технологию образования в целостную гуманистическую систему. Именно антропологическое знание обусловливает осознанное использование личностно-ориентированных педагогических технологий, что актуально в современных условиях [7].

Концепция психологической безопасности образовательной среды включает систему взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. Школа как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» - личность, способную к самоактуализации, должна создавать условия, содержащие минимальный риск по нанесению вреда процессу формирования и развития личности. Образовательная политика направлена на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья субъектов системы образования и на предотвращение угроз для позитивного устойчивого развития личности.

Особая угроза во взаимодействии участников образовательной среды - это получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы -психологическое насилие в процессе взаимодействия. В организационном аспекте здоровью участников образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи как неэффективность деятельности службы сопровождения в системе образования. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и охрана, и поддержание психического здоровья должно быть приоритетным направлением [12].

Изменения в области образования вызывают необходимость обеспечения образованием личностного и социально интегрированного результата. Понятия компетенции/компетентность выступают в качестве интегрального социально-личностно-поведенческого феномена, как результат образования [13]. Компетенция и компетентность проявляются в деятельности. Компетенция включает требования к человеку, которые позволяют стать ему компетентным в определенном виде деятельности. Признаки компетенции представляются в виде требований к человеку, необходимых для успешного выполнения определенного вида деятельности, в виде совокупности требований, включающих знания, умения, способности, личностные качества для успешного выполнения определенного вида деятельности.

Валеологическая (медико-педагогическая) грамотность преподавателя (профессиональные компетенции в области психологии здоровья) представлены в табл.1.

Тема модуля Контролируемые профессиональные компетенции

Модуль Психология здоровья Студент должен: Иметь представление о здоровье, его уровнях и факторах, определяющих здоровье. Уметь охарактеризовать признаки здоровья. Знать критерии психического, физического и нравственного здоровья. Уметь объяснить элементы «пародкса нервно-психической эволюции», описанного Давиденковым. Иметь представления о критериях здоровой личности и дать ей характеристику. Студент готов оценить актуальность изучения психологии здоровья и перечислить задачи специалиста по психологии здоровья. Уметь провести анкетирование состояния и самочувствия здоровья, обработать анкеты и сделать заключение. Дать характеристику и трактовку понятия «качество жизни». Уметь провести анкетный опрос, обработать результаты тестирования и сделать заключение по опроснику. Дать характеристику здоровья с позиций понятия благополучие. Знать место здоровья в структуре ценностей. Уметь описать элементы дискомфорта. Иметь представления по проблеме психо-социального здоровья педагогов. Знать основные невротические и психопатические синдромы, возникающие при психосоматических нарушения и иметь представление о культуральных синдромах.

Модуль Формирование здорового образа жизни Студент должен: Иметь представления и о здоровом образе и качестве жизни. Знать характеристики ЗОЖ и основные компоненты качества жизни. Знать пагубное влияние алкоголя и наркотиков и курения на здоровье детей и подростков. Знать приоритетные направления профилактики инфекций с половым путем передачи среди подростков-школьников. Студент должен включаться во взаимодействие с родителями, школьниками, коллегами и социальными партнерами по проблемам девиантного поведения. Знать современные проблемы в девиантном поведении. Охарактеризовать мероприятия по профилактике девиантного поведения. Роль родителей в вопросах профилактики девиантного поведения, профилактики наркоманий и алкоголизма. Знать возрастные требования к режиму школьников и вопросы организации физического воспитания и питания в школе и уметь их применять в своей будущей педагогической деятельности.

Модуль Здоровье сберегающие принципы в образовательной среде Студент должен: Иметь представления о состоянии проблемы здоровье сбережения школьников. Уметь обосновать технологии, применяемые для здоровья сбережения в образовательном процессе. Знать технологию психологически безопасной образовательной среды и использовать в своей будущей педагогической деятельности.

Компетентность характеризует достижения человека в усвоении и реализации компетенций. Компетентность развивается и проявляется в ситуациях, где выполняемая деятельность приобретает личностную значимость. К признакам компетентности можно отнести степень овладения компетенциями и их реализации в определенном виде деятельности [14].

Важной тенденцией образования является повышение роли психологических знаний в основных сферах жизни человека. В личной сфере психологическая подготовка рассматривается как основа, обеспечивающая успешность профессиональной деятельности, личностное развитие специалиста, достижение самоактуализации, подготовленность к решению психологических проблем, развитие стрессоустойчивости и сохранение здоровья. Под психологической компетентностью педагога понимается профессионально-значимое личностное образование,

обеспечивающее готовность преподавателя мыслить и действовать в учебно -познавательной, реальной профессионально-педагогической деятельности. В психологической компетентности педагога выделяют интеллектуальный (когнитивный) компонент (психологическое знание и мышление), практический компонент - психологические умения и навыки [15].

Одним из подходов развития психологогической компетенции и формирования психологической компетентности у студентов педагогического вуза является необходимость и целесообразность разработки новых здоровье сберегающих, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий в модульной программе психология здоровья. Сегодня здоровье сберегающие технологии - это форма развития психофизиологических и социально-психологических возможностей детей и подростков [16].

Современная система высшего образования сегодня должна быть динамичной, обеспечивать быструю адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям. Необходимо опережающее развитие образования по отношению к обществу, а результаты образовательной политики, внедрения инноваций сказываются только через 10-15 лет, они непредсказуемы, и при отсутствии грамотного планирования и постоянного контроля могут повлечь системные проблемы.

Литература

1. Царевский Л. П., Романцов М. /".Здоровье сохраняющее образование: инновационные, креативные и социокультурные аспекты. - М.,-2003.-С.3-8.

2. Смирнов Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. 272-278.

3. Бодрова Е. В., Никитина С. Б. Кризис системы образования, Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX - XXI веков // официальный сайт Московского Гуманитарного Университета [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/professor.ru/Bodrova&Nikitina.pdf (дата обращения: 10.02.2012).

4. Андрущенко Т. Ю., Меркулова О. Л. Психология образования в XXI веке: теория и практика // Психологическая наука и образование2012.1.92-99.

5. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 17.02.1012).

6. Коджиспарова Г. М. Педагогическая антропология. Москва. ГАРДАРИКИ.2005.39-40.

7. Максакова В. И. Педагогическая антропология. Москва. ACADEMIA.2001.7-18.

8. И. Кант Избранные сочинения. Том 2 / Под ред. А. П. Клемешева, В. Н. Брюшинкина. Калининград. Издательство РГУ им. И. Канта. 2005. 162-193.

9. Царевский Л. П. Кант и здоровье-сфера культуры человека // Диететика Канта, или искусство быть здоровым. Калининград. Издательство КГУ. 2004.3-20.

10. Романцов М. Г. Об образовании и здоровье (из наследия И. Канта) Медицинское образование и профессиональное развитие. 2015.2.59-62.

11. Романцов М. Г., Поднебесных Е. Л. Культура здоровья студентов педагогического вуза // Новая наука: стратегии и вектор развития: материалы международной научно-практической конференции. Стерлитамак. 2016.160-162.

12. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды и психическое здоровье учащихся // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. Издательство Санкт-Петербургского университета. 2008.361-386.

13. Ермакова Н. И. Этапы становления компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании / Под ред. Т. Б. Гребенюк. Калининград. Издательство РГУ им. И. Канта. 2008.60-63.

14. Гребенюк Т. Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании / Под ред. Т. Б. Гребенюк. Калининград. Издательство РГУ им. И. Канта. 2008.7-15.

15. Кваша И. Н. Формирование психологической компетентности специалиста в системе высшего профессионального образования / Под ред. Т. Б. Гребенюк. Калининград. Издательство РГУ им. И. Канта. 2008.137-144.

16. Романцов М. Г., Поднебесных Е. Л. Здоровье сберегающее образование в педагогическом вузе // Психология и педагогика: теория, практика и перспективы: материалы международной научно-практической конференции. Чебоксары. 2016.367-369.

Formation of information competence of the students of technical universities in the framework of the disciplines of computer graphic cycle Babayev D.1, Shaprova G.2 Формирование информационной компетентности студентов технических вузов в рамках дисциплин компьютерно-графического цикла Бабаев Д. Б.1, Шапрова Г. Г.2

1Бабаев Доолотбай Бабаевич /Babayev Doolotbay - доктор педагогических наук, профессор,

директор,

Центр повышения квалификации, г. Бишкек, Кыргызская Республика; 2Шапрова Гульнара Габидуловна /Shaprova Gulnara - кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор, Казахская головная архитектурно-строительная академия, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена исследованию подходов в формировании компетенций современного специалиста, охарактеризованы этапы формирования информационной компетентности в системе непрерывного образования республики Казахстан.

Abstract: the article is devoted to the studying approaches in the formation of professional competencies of modern specialists. The formation stages of information competence in the system of continuing education of the Republic of Kazakhstan were characterized in the article.

Ключевые слова: информационная грамотность, информационная образованность, информационная компетентность, компьютерная графика.

Keywords: information literacy, information education, information competence, computer graphics.

Герман Греф в своем выступлении на «Гайдаровском форуме» в январе 2016 говорит о создании совершенно новой модели образования, реализующей единство науки, бизнеса и образования. Данная модель будет основана на междисциплинарном взаимодействии, специализации в конкретной отрасли знаний. Бизнесу нужен специалист, позволяющий осуществить горизонтальную структуру управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.