2009
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы
№ 143
УДК 339.138:629.7
РАСШИРЕНИЕ НЕАВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АЭРОПОРТАХ
М.О. ДОМОКУРОВА
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.
В статье приведены виды неавиационной деятельности, обоснована необходимость развития указанных видов деятельности в аэропортах.
Ключевые слова: неавиационная деятельность, аэропорт, аренда, аутсорсинг услуг, стратегия развития.
Термин «неавиационная деятельность» подразумевает развитие на территории аэропортов дополнительных видов деятельности, не связанных с обеспечением основных функций по приему и обслуживанию самолетов, пассажиров и грузов. Неавиационная деятельность коммерческой направленности весьма разнообразна, к наиболее распространенным концессиям в аэропортах относятся: концессии на продажу продуктов питания и напитков (рестораны, кафе, бары, торговые автоматы и т.д.); различные магазины (торгующие товарами с уплатой пошлины); банки/ пункты обмена иностранной валюты; службы бортпитания при авиакомпаниях; такси; прокат автомобилей; стоянки автомобилей; реклама в аэропорту; общественный транспорт, обеспечивающий сообщение между аэропортом и городом; магазины беспошлинной торговли; заправочные станции/станции техобслуживания автомобилей; парикмахерские; торговые автоматы; гостиницы/ мотели; агенты по отправке грузов/ экспедиторы или транспортные агенты; магазины по продаже сувениров.
Ведущие западные аэропорты (равно как и восточные - в Южной Корее, Гонконге и др.) получают до 40-60% общего объема доходов именно от неавиационного сектора, в то время как в России этот показатель гораздо ниже. По мнению экспертов, такая ситуация связана с тем, что вопросам ритейла в отечественных аэропортах в прошлом уделялось мало внимания, в результате чего нынешние показатели столь отличаются от иностранных. Однако в настоящее время аэропорты стремятся к мировым стандартам в этой области, но пока для этого есть не все условия.
Одна из проблем, встающих на пути развития неавиационной деятельности, - неприспособленность помещений аэропорта для развития ритейла и организации предприятий общественного питания. Это в особенности касается старых зданий аэровокзалов региональных аэропортов. Проблема номер два - отсутствие в нашей стране должного концессионного законодательства, по крайней мере, в том виде, в котором оно могло бы отвечать интересам аэропортов. Аэропорт может только сдавать в аренду площади, получая арендную плату, в то время как иметь процент от выручки (дохода) предприятия, расположенного на территории, что является нормальной мировой практикой, юридически закрепить весьма непросто. И, наконец, проблема человеческого ресурса, заключающаяся в отсутствии опыта у управленцев в организации подобного аэропортового бизнеса. Шаги по решению этой проблемы, однако, предпринимаются, в частности, посредством привлечения зарубежных консультантов из крупных, развитых аэропортов.
Лидерами по уровню неавиационных доходов в России являются, в основном, аэропорты московского авиационного узла. Так, например, международный аэропорт «Домодедово» получает за счет неавиационной деятельности порядком 45 долл. США из расчета на одного пассажира, что в 5 раз превышает среднемировой уровень, составляющий 8 долл. США. Представители «ИСТ ЛАЙН» объясняют столь высокие показатели тремя основными факторами: проведенной модернизацией аэровокзального комплекса; значительным пассажиропотоком и боль-
шим количеством встречающих и провожающих, которое в России определяется по формуле «+ 50% ко всему пассажиропотоку» в отличие от мировой практики, где это количество составляет «+ 30%»; грамотным менеджментом аэропорта, при котором руководство уделяет большое внимание развитию коммерческой деятельности.
Выручка ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», исходя из консолидированной финансовой отчетности предприятия по МСФО за 2007 год, выросла на 12,8% и составила 23,44 млрд. руб., чистая прибыль - на 9%, до 970 млн.руб., причем высокие темпы роста прибыли были достигнуты прежде всего за счет увеличения неавиационных доходов аэропорта, которые в основном состоят из арендных платежей. Доходы от неавиационной деятельности составили около 2 млрд. руб, то есть около 40% от выручки головной компании. В течение прошедших месяцев 2008 г. наблюдался тот же тренд развития неавиационной деятельности и, соответственно, роста доходов от этого вида деятельности.
В целом по стране ситуация далеко не столь оптимистичная, и показатели находятся на значительно меньшем уровне, по сравнению с аналогичными среднемировыми показателя. Так, прибыль от неавиационной коммерции в аэропорту «Краснодар» в 2007 г. составила около 3%, а в международном аэропорту Омска даже не превысила 2% от общей прибыли предприятия. Хотя есть и парадоксальный пример небывало высокого процента неавиационных доходов в аэропорту Самары, где данный показатель составляет 80%. Причем порт почти не принимает самолеты, обслуживает только одиночные рейсы. Зато здесь проводятся автогонки.
В то же самое время, несмотря на столь большую разницу показателей неавиационной активности, стратегия всех российских аэропортов направлена на достижение цели увеличить доли доходов от неавиационной коммерческой деятельности. В такой ситуации необходимо ознакомиться и перенять лучшее из практики мировых аэропортов и рекомендаций ИКАО с учетом специфики ведения данного бизнеса в нашей стране.
Следует учесть, что по мере роста аэропортов в мире наблюдается тенденция ко все большему разнообразию и специализации неавиационной деятельности, к расширению отдельных предприятий. Акцент в сбыте товаров делается на легкие и компактные изделия, которые можно перевозить в ручной клади и которые отличаются относительно высокой стоимостью на единицу веса и объема.
Значительное внимание должно быть уделено рекламной деятельности, поступления от которой могут являться основным источником дохода аэропорта. Логичными местами для размещения рекламы в здании аэровокзала являются телетрапы, места выдачи багажа, пол, вращающиеся двери и другие объекты, где можно привлечь внимание посетителей и пассажиров. Однако количество рекламных носителей должно быть регламентировано, поскольку они не должны мешать установленным в аэропорту знакам и обозначениям.
Постоянный рост количества пользователей Интернета и продаж различных категорий товаров через всемирную сеть стал стимулом создания веб-сайтов, при помощи которых некоторые аэропорты сумели увеличить поступления от неавиационной деятельности. На Интернет-сайтах этих зарубежных аэропортов будущим пассажирам предоставляется возможность предварительно заказать и оплатить товары розничной и беспошлинной торговли с их последующим получением на вылете.
Изначально большая часть концессионной торговли была, в основном, ориентирована на обслуживание пассажиров и сопровождающих/встречающих их посетителей аэропорта. Однако все больше аэропортов стали уделять возрастающее внимание потребительскому спросу таких сегментов потребителей, как персонал аэропорта и лица, проживающие в близлежащих районах, создавая для них универсамы, кинотеатры и рестораны. Предприятия такого характера не требуют размещения в дорогостоящих зонах аэропорта с интенсивным пассажиропотоком, что позволяет более рентабельно использовать площадь, которая, в противном случае, могла бы использоваться недостаточно рентабельно.
Что касается аренды, то, в дополнение к сдаче помещений в аренду торговым предприятиям в здании аэровокзалов при наличии дополнительных свободных площадей могут сдаваться внаем и служебные помещения. В роли съемщиков данных площадей могут выступать авиакомпании и государственные учреждения.
Неавиационная деятельность в аэропорту может осуществляться двумя способами: либо собственными ресурсами аэропорта, либо при помощи передачи этой деятельности в ведение других организаций, т.е. посредством осуществления аутсорсинга услуг.
При передаче неавиационной коммерческой деятельности в ведение сторонних организаций, специализирующихся в такой деятельности, аэропорт сохраняет за собой право на общее руководство путем заключения договорных соглашений. Также по своему усмотрению аэропорты могут возложить ответственность за отделку и меблировку сдаваемых помещений на концессионеров и арендаторов.
Однако в ряде случаев для аэропорта невыгодно отдавать услуги на аутсорсинг, а имеет смысл заниматься отдельными видами такой деятельности самостоятельно, особенно тогда, когда для этого не требуется значительных капиталовложений, специальных знаний или создания товарных запасов. Даже при отсутствии предшествующего опыта непосредственно розничной торговли аэропорты получают все больше информации об особенностях своих пассажиров на основании проведения усовершенствованных опросов пассажиров и посетителей аэропорта, которые позволяют определять направление для дальнейшего развития бизнеса. Результаты таких опросов помогают менеджменту аэропорта более тщательно разрабатывать как стратегии в отношении розничной торговли, так и стратегию развития аэропорта в целом, полагаясь на потребности и различный уровень финансовых возможностей пассажиров на основе точной сегментации рынка.
В последнее время значительное распространение получила концепция «город-аэропорт». В рамках этой концепции на территории аэропортов получают распространения неавиационные услуги, которые далеки от основной авиатранспортной деятельности. Помимо того, что аэропорты являются катализаторами обеспечения рабочих мест и экономического развития, они также привлекают широкий спектр коммерческих предприятий, становясь, таким образом, центрами коммерческой деятельности. Так, например, некоторые современные аэропорты становятся удобными местами для проведения совещаний, а многие гостиницы в аэропортах являются наиболее прибыльными в рамках своей сети не только по причине большой востребованности номеров, но и в результате поступлений от предоставления услуг и обслуживания конференций. «Города-аэропорты» могут располагаться как на территории, принадлежащей аэропорту, так и за ее пределами.
Примерами коммерческой деятельности, которая может осуществляться в непосредственной близости от аэропортов, помимо гостиниц и помещений для проведения совещаний и конференций, являются рестораны, торговые центры, агентства по отправке груза, склады, оптовые базы для электронной торговли, центры для распространения печатной продукции и легкая промышленность. Однако, что касается поступлений доходов эксплуатантов аэропорта от такого вида деятельности, ситуация складывается не всегда однозначно по сравнению с деятельностью на территории аэропорта и зависит от местного законодательства.
Выбор тех или иных видов неавиационной деятельности, а также выбор подрядчиков при осуществлении аутсорсинга услуг производится с учетом обеспечения максимальной прибыли, с одной стороны, и удовлетворения интересов потребителей этих услуг, с другой.
Одним из наиболее распространенных способов выбора подрядчиков при организации концессий, а также сдачи в аренду помещений или участков земли аэропорта, является объявление публичных торгов, или тендеров. Данная практика проведения тендеров зачастую позволяет наиболее удачно определить рыночную стоимость коммерческих прав в аэропорту или помещениях аэропорта. Эта практика также создает руководству аэропорта широкие возможности для выбора клиентуры и нанимателей на выгодных условиях. При этом не всегда целесообразно
стремиться к получению самой высокой цены, предлагаемой на торгах, так как другие факторы - качество обслуживания или конкурентоспособные цены - могут играть не менее важную роль в процессе выбора наиболее выгодного варианта для аэропорта. В целях удовлетворения всех требований многие аэропорты используют конкретные формы объявления торгов и обработки поступивших предложений о ценах. В некоторых случаях, особенно, когда речь идет о крупных концессиях, этот процесс разбивается на два этапа: на первом выбираются перспективные подрядчики, которые отвечают основным условиям, обеспечивающим желательное качество обслуживания, а на втором этим перспективным подрядчикам предлагается представить на рассмотрение предложение о ценах. Упрощенная схема выбора концессионеров представлена на рис. 1.
Рис. 1. Упрощенная схема выбора концессионеров
После выбора видов неавиационной деятельности и передачи некоторых видов деятельности в аутсорсинг концессионерам оператору аэропорта необходимо обеспечивать координацию видов коммерческой деятельности при их развитии и соразмерность генерального плана. Особенно важно учитывать все факторы коммерческой деятельности на начальном процессе генерального планирования и на последующем этапе проектирования нового аэропорта или аэровокзала, когда при выборе тех элементов, которые нужны для обеспечения основных эксплуатационных функций аэропорта, и тех, которые обеспечивают прибыль от осуществления неавиационной деятельности, возможно, придется пойти на компромисс. Кроме того, в целях оптимального использования имеющейся площади понадобится проводить периодический анализ различных осуществляемых на территории аэропорта видов деятельности, с тем, чтобы определить, приносят ли они достаточный доход или их, возможно, следует заменить другими видами деятельности.
Поскольку клиентура магазинов, ресторанов и других предприятий на территории аэропорта состоит из пассажиров, посетителей и сотрудников аэропорта, то в отношении этих трех групп потребителей целесообразно получить информацию об их предпочтениях и факторах, влияющих на покупательную способность. Данная информация должна включать сведения о видах обслуживания, пользующихся наибольшим спросом, а также мнение относительно уровня цен и качества предлагаемых товаров и услуг, что может быть сделано посредством проведения периодических опросов. Администрации аэропорта также полезно иметь информацию о
прошлом, текущем и прогнозируемом объеме воздушных перевозок, включая разбивку пассажиров международных и внутренних рейсов на прибывающих и вылетающих и транзитных\ трансферных; о количестве посетителей и сотрудников аэропорта в настоящий момент и по прогнозам на будущее; о средней продолжительности нахождения различных категорий пассажиров в аэропорту и распределении пассажиропотоков по времени суток, дням недели и месяцам года.
По мере расширения неавиационной деятельности администрация аэропорта может принять решение о целесообразности создания самостоятельного административного органа по руководству этой деятельностью. В задачи такого органа, как правило, входит выбор ассортимента услуг, оказываемых потребителям, выбор концессионеров и арендаторов, а также заключение соглашений и договоров о найме, включая выбор соответствующей структуры концессионных платежей и последующий контроль за уровнем цен, качеством обслуживания и соблюдением других условий, предусмотренных в договорных соглашениях.
Деловые круги, особенно на начальных этапах развития неавиационной деятельности аэропорта, могут не до конца оценить те коммерческие возможности, которые предлагает оператор. В такой ситуации аэропорт должен самостоятельно осуществлять активную рекламную деятельность, пользуясь такими средствами, как подготовка и распространение рекламных материалов с описанием предлагаемого потенциального рынка, включая описание его размеров и норму прибыли. Следует также пользоваться средствами массовой информации, в которых аэропорт может быть представлен в качестве места осуществления торговых операций; устанавливать контакты с такими заинтересованными группами, как местные торговые палаты и другие учреждения. Эти различные аспекты расширения и поощрения неавиационной деятельности также свидетельствуют о необходимости разработки единого плана маркетинга аэропорта.
Необходимо понимать, что соотношение выручки от авиационной и неавиационной деятельности - ключевой показатель того, насколько эффективно управляется аэропорт. А увеличение доли выручки от неавиационной деятельности за счет предоставления широкого спектра различных услуг, помимо всего прочего, создает благоприятный образ для потребителей, что является непременным условием развития аэропортов, построения хабов и усовершенствования российской авиатранспортной системы в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Л.П. Организационно - правовые основы управления деятельностью аэропорта.- М.: Авиа Бизнес Групп, 2007.
2. Руководство по экономике аэропортов. ИКАО. Doc 9562. Издание второе - 2006.
DEVELOPMENT OF NON-AERONAUTICAL ACTIVITIES IN AIRPORTS
Domokurova M.O.
Development of non-aeronautical activities in airport, which are not connected with standard activities like ground handling, serving aircraft, passengers and cargo for flight are dealt with in the artule.
Сведения об авторе
Домокурова Марина Олеговна, окончила МГТУ ГА (2007), специалист по маркетингу ОАО "Терминал", область научных интересов - маркетинг, менеджмент.