Научная статья на тему 'РАСШИРЕНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

РАСШИРЕНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логико-математическая подготовка / учитель начальной школы / логико-ориентированная задача / логическая задача / прием решения / классификация логических задач / logical-mathematical preparation / primary school teacher / logical-oriented task / logical task / method of solving / classification of logical tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поморцева Светлана Владимировна

Целью статьи является описание практического опыта решения проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к формированию универсальных логических учебных действий младших школьников. Проанализирована логико-математическая подготовка студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование» в педагогическом вузе. Обоснована целесообразность её расширения за счет включения раздела «Логические задачи». Раскрыто содержание понятия «логическая задача». Выделены виды логических задач. Указаны этапы их решения. Рекомендованы приемы решения различных видов логических задач и соответствующие вспомогательные модели. Подчеркивается наличие затруднений у будущих учителей начальной школы при выборе рационального приема решения логических задач. Представлено содержание дисциплины «Практикум по решению нестандартных задач» для студентов профиля «Начальное образование». Приводятся результаты экспериментального исследования, подтверждающие эффективность расширения логико-математической подготовки будущих педагогов начальных школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поморцева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to describe practical experience in solving the problem of preparing future primary school teachers for the formation of universal logical educational actions of junior schoolchildren. The logical-mathematical preparation of students studying in the “Primary Education” profile at a pedagogical university is analyzed. The expediency of its expansion by including the section “Logical tasks” is substantiated. The content of the concept “logical task” is revealed. The types of logical tasks are highlighted. The stages of their solution are indicated. Techniques for solving various types of logical tasks and corresponding auxiliary models are recommended. It is emphasized that future primary school teachers have difficulties when choosing a rational method for solving logical tasks. The content of the discipline “Workshop on solving non-standard tasks” for students of the “Primary Education” profile is presented. The results of an experimental study are presented that confirm the effectiveness of expanding the logical-mathematical preparation of future primary school teachers.

Текст научной работы на тему «РАСШИРЕНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Следовательно, образование и воспитание должны происходить не только по отношению друг к другу, но и к реальности здесь и сейчас.

Отметим, что формирование научного мировоззрения является насущной потребностью в обновлении общества и имеет особое фундаментальное значение для студентов, будущих специалистов. Государственная система теперь требует от каждого выпускника, глубокого понимания характера современных задач, анализе актуальных научных вызовов, а также принципиальности, обладания высокой духовно-нравственной культурой. Поэтому одной из важнейших задач развития современного общества является формирование личности, в основе которой лежит научное мировоззрение. В современных условиях необходимо обосновать механизм формирования мировоззрения у студентов. В связи с этим были актуализированы потребности в развитии современного содержания образования. Вот почему исследование процесса формирования научного мировоззрения студентов и определения основных функций его формирования для дальнейшего совершенствования системы образования является насущной необходимостью.

Литература:

1. Виноградова, Н.Ф. «Окружающий мир» в 3-4 кл. четырех летней начальной школы: Методические беседы /Н.Ф. Виноградова. -М.: Просвещение, 1999. - 192 с.

2. Гальперина, П.Я. «Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий» / П.Я. Гальперина. - М.: Изд-ва МГУ, 1968. - 135 с.

3. Захарян, М.А. Формирование научного мировоззрения учащихся средствами обобщения знаний. Дис. канд. пед. наук / М.А. Захарян. - Владикавказ, 2002. - 179 с.

4. Колечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Колечиц, З.А. Кайлина. - М.: Просвещение, 2010.-207 с.

5. Никольская, И.Л. О прикладных аспектах обучения логике в школе / Н.Л. Никольская // Углубленное изучение математики и ее приложений. - М.: НИИ СиМО, 2007. - С. 52-54

6. Петровский, A.B. Психология. Словарь / [под ред. A.B. Петровского и М.Г. Ярошевского]. - М.: ИПЛ, 1990.-702 с.

7. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебн. пособие / К.К. Платонов - М.: Высшая школа, 1981.- 175 с.

8. Савенков, А.И Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания / А.И. Савенков.

- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 208 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] // Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. - № 373. - С. 5-6

10. Цыркун, И.И. Формирование научного мировоззрения учащихся. Генеративное обучение педагогике: программно-методический комплекс для 61 организации самостоятельной работы студентов / И.И. Цыркун, Л.А. Козинец, В.Н. Пунчик.

- Минск: Жасскон, 2005. - 192 с.

Педагогика

УДК 378.016

кандидат педагогических наук, доцент Поморцева Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

РАСШИРЕНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

Аннотация. Целью статьи является описание практического опыта решения проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к формированию универсальных логических учебных действий младших школьников. Проанализирована логико-математическая подготовка студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование» в педагогическом вузе. Обоснована целесообразность её расширения за счет включения раздела «Логические задачи». Раскрыто содержание понятия «логическая задача». Выделены виды логических задач. Указаны этапы их решения. Рекомендованы приемы решения различных видов логических задач и соответствующие вспомогательные модели. Подчеркивается наличие затруднений у будущих учителей начальной школы при выборе рационального приема решения логических задач. Представлено содержание дисциплины «Практикум по решению нестандартных задач» для студентов профиля «Начальное образование». Приводятся результаты экспериментального исследования, подтверждающие эффективность расширения логико-математической подготовки будущих педагогов начальных школы.

Ключевые слова: логико-математическая подготовка, учитель начальной школы, логико-ориентированная задача, логическая задача, прием решения, классификация логических задач.

Annotation. The purpose of the article is to describe practical experience in solving the problem of preparing future primary school teachers for the formation of universal logical educational actions of junior schoolchildren. The logical-mathematical preparation of students studying in the "Primary Bducation" profile at a pedagogical university is analyzed. The expediency of its expansion by including the section "Pogical tasks" is substantiated. The content of the concept "logical task" is revealed. The types of logical tasks are highlighted. The stages of their solution are indicated. Techniques for solving various types of logical tasks and corresponding auxiliary models are recommended. It is emphasized that future primary school teachers have difficulties when choosing a rational method for solving logical tasks. The content of the discipline "Workshop on solving non-standard tasks" for students of the "Primary Bducation" profile is presented. The results of an experimental study are presented that confirm the effectiveness of expanding the logical-mathematical preparation of future primary school teachers.

Key words: logical-mathematical preparation, primary school teacher, logical-oriented task, logical task, method of solving, classification of logical tasks.

Введение. Изменения, происходящие на протяжении последних десятилетий в российском школьном образовании, не могли не отразиться на содержании подготовки будущих учителей в педагогическом вузе. Так, в начальной школе потребовался учитель, способный реализовать основные идеи внедренного в 2009 году ФГОС начального общего образования, сделавшего акцент на развивающем характере обучения. В частности, обеспечить овладение детьми «логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям» [10], то есть быть готовым к формированию универсальных логических учебных действий обучающихся.

Авторы программ по математике для начальной школы выбрали два основных направления решения поставленной проблемы: внедрение развивающих технологий обучения традиционному математическому содержанию и включение в учебники нетрадиционного материала - разнообразных логических задач. Например, действующие учебники математики для 1-4 классов по программе «Школа России», которую часто незаслуженно называют консервативной, содержат более 300 таких задач.

Это задачи, отличающиеся от привычных школьникам «стандартных» математических задач, зачастую, требуют не осуществления вычислительной деятельности, а конструирования цепочки правильных рассуждений. Они построены, в основном, на практическом, «житейском» или занимательном материале. Герои любимых сказок, мультфильмов мотивируют к решению даже тех детей, которым сложно дается математика. Логические задачи, использующие числа в качестве своих объектов (числовые головоломки, ребусы и другие), так же носят нестандартный характер, так как предполагают не просто вычисления, но и выявление необходимых закономерностей.

Целесообразность включения в начальный курс математики логических задач подтверждена результатами исследований известного психолога Ж. Пиаже, доказавшего, что операторные структуры детского мышления точно соотносятся с математическими и логическими структурами (алгебраическими, порядка, топологическими) [8].

С одной стороны, логические задачи содействуют формированию таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, логичность, рациональность. С другой стороны, их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки.

В ноябре 2020 года было проведено тестирование студентов-первокурсников Омского государственного педагогического университета, обучающихся по профилю «Начальное образование», позволяющее оценить сформированность у них умения решать логические задачи различных видов. Следует отметить, что все тестируемые обучались в младших классах согласно ФГОС второго поколения начального общего образования. Важным аспектом исследования являлось выяснение их готовности использовать рациональные приемы решения.

Результаты тестирования показали, что 65% студентов смогли решить предложенные логические задачи, однако, воспользовались, в основном, единственным приемом решения - построением словесного рассуждения. Только 20% тестируемых догадались построить таблицу при решении задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами. Ни один из студентов не использовал граф или схему, не смотря на то, что эти графические модели могли значительно облегчить процесс получения и оформления решения.

Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью овладения будущими учителями начальных классов умением решать логические задачи и недостаточным уровнем освоения ими приемов решения.

Изложение основного материала статьи. Очевидно, что для организации эффективной работы по формированию универсальных логических учебных действий обучающихся современный учитель должен овладеть совокупностью знаний о формах и законах мыслительной деятельности; освоить умения оперировать понятиями, правильно выполнять логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать или опровергать их истинность, выбирать наиболее рациональные способы рассуждений, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их. Для будущих педагогов начальной школы такая подготовка организуется в рамках дисциплины «Математика и информатика» и базируется, в основном, на математическом материале, поэтому может быть названа логико-математической.

Курс математики, базовые учебные пособия по математике, предназначенные для студентов-бакалавров, обучающихся по профилю «Начальное образование» (авторы Л.П. Стойлова [9], А.Л. Чекин [7]), традиционно включают раздел, предполагающий изучение элементов логики: построение алгебры высказываний, предикатов, множеств; формирование представлений о понятии как логической категории; ознакомление со структурой и видами математических рассуждений, методами математических доказательств, построение и анализ основных алгоритмических структур.

Тем не менее, все современные исследователи, обращающиеся к анализу содержания математической подготовки будущих учителей начальной школы (Н.М. Евтыхова [1], С.С. Елифантьева [2], Л.Т. Зембатова [3], A.A. Кдырбаева [4], А.Ю. Курин, Н.В. Позднякова [5]), сходятся во мнении о необходимости усиления её логического компонента, эффективным средством реализации которого может являться решение студентами «логико-ориентированных задач, в которых основной акцент ставится на логической составляющей учебного материала начального курса математики» [5, С. 61]. С.С. Елифантьева называет такие задачи «бифункциональными» [2, С. 83]. Очевидно, что решение задач, нацеленных на формирование одновременно как математических, так и логических понятий, безусловно, будет способствовать усилению логико-математической подготовки будущих учителей.

Однако, по нашему мнению, содержание логико-математической подготовки будущих учителей начальных классов необходимо расширить за счет включения в него раздела «Логические задачи», предполагающего ознакомление с существенными признаками, видами логических задач, освоение приемов их решения, доступных для младших школьников.

Следует учитывать, что к наиболее полной классификации нестандартных математических задач для учащихся начальной школы (к которым можно отнести логические задачи), выполненной Е.Ю. Лавлинсковой (по приемам, задействованным в процессе решения; по способу действия, осуществляемого в процессе решения; по характеру требований) [6], целесообразно добавить классификацию задач по содержанию мыслительной операции, задействованной в процессе её решения.

Необходимо познакомить студентов с общими этапами решения логических задач и возможными приемами их выполнения (Табл. 1).

Таблица 1

Этапы решения логической задачи и приемы их выполнения

№ Название этапа Приемы выполнения

1 Усвоение содержания, осмысление условия задачи. - определить в задаче данные и искомое, проверить достаточно ли их и не противоречат ли они друг другу; - по возможности построить модель задачи; - актуализировать знания о уже решённых аналогичных задачах, чтобы опираться на них.

2 Составление плана решения задачи. - определить вид задачи, привести её к ранее решенным задачам; - упростить задачу, убрав всю ненужную информацию, переформулировать условие; - заменить описание «бытовых» понятий, если это возможно, соответствующими математическими терминами; - при необходимости разбить задачу на несколько вспомогательных задач, при последовательном решении которых образуется решение данной задачи.

3 Практическая реализация намеченного плана решения задачи. - выбрать приема решения задачи; - выбрать способа оформления решения; - реализовать приема решения задачи.

4 Проверка решения задачи. - соотнести результат с условием задачи; - решить задачу, используя другой прием; - попытаться найти более простые способы/приемы решения.

Применение любого приема решения по возможности должно быть подкреплено вспомогательной моделью, отображающей структуру задачи, в которой фиксируется состояния её объектов, характер и величина отношений между ними (Табл. 2).

Таблица 2

Рациональные приемы решения логических задач

№ Вид задачи Прием решения Вспомогательная модель

1 Сюжетная логическая задача на построение умозаключения словесное рассуждение зарисовывание построение схемы текст задачи рисунок схема

2 Задача на упорядочивание построение графа ориентированный граф

3 Задача на установление взаимно однозначного соответствия между множествами построение таблицы таблица

4 Задача на анализ нескольких высказываний участников ситуации, только одно из которых является истинным построение графа-дерева граф-дерево

5 Задача на «затруднительное положение» (переливание, перевозка, взвешивание) построение блок-схемы блок-схема таблица

6 Комбинаторная задача на применение правила суммы для двух (трех) пересекающихся множеств построение Кругов Эйлера Круги Эйлера

7 Комбинаторная задача на применение правила произведения построение графа неориентированный граф

8 Числовые головоломки использование взаимообратности арифметических действий или взаимосвязи между их компонентами и результатом запись числового равенства (в строчку или в столбик)

9 Задача на поиск закономерности расположения чисел в числовом ряду словесное рассуждение запись числового ряда

10 Задача на поиск недостающего элемента в таблице словесное рассуждение зарисовывание таблица рисунок

В ОмГПУ расширение логико-математической подготовки студентов (профиль «Начальное образование») организуется на 3 курсе в рамках дисциплины «Практикум по решению нестандартных задач» (вариативная часть Основной образовательной программы).

В содержание обучения входит:

- ознакомление с отличительными особенностями логических задач, их различными классификациями;

- распознавание логических задач и выяснение их вида;

- освоение основных приемов решения логических задач (словесное рассуждение; построение схемы рассуждения; использование символических обозначений; построение таблицы; использование средств алгебры логики; построение графов; использование средств теории множеств; конструирование);

- анализ логических задач, предлагаемых в учебниках по математике и информатике для начальной школы и приемов их решения;

- решение логических задач с помощью известных приемов, выбор наиболее рационального из них.

Результаты контрольного тестирования, проведенного в мае 2023 года, той же группы студентов, что и в 2020 году, подтвердили успешность представленной работы по расширению логико-математической подготовки будущих педагогов начальной школы. 85% тестируемых смогли не только правильно решить предложенные логические задачи, но и выбрать рациональный прием решения, а так же способ оформления решения, доступный для младших школьников.

Выводы. Учитывая полученные положительные результаты исследования, можно утверждать, что расширение логико-математической подготовки будущих педагогов за счет включения в неё изучения раздела «Логические задачи» будет способствовать их успешной работе по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников.

Литература:

1. Евтыхова, Н.М. К вопросу о функциональной математической грамотности будущего учителя начальных классов Н.М. Евтыхова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 9. - С. 81-85. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95033.htm (дата обращения: 13.11.2023)

2. Елифантьева, С.С. Бифункциональные задачи как средство формирования логической грамотности будущих учителей начальных классов /С.С. Елифантьева // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 4. - С. 82-84

3. Зембатова, Л.Т. Совершенствование математической составляющей системы подготовки будущих учителей начальных классов / Л.Т. Зембатова, К.Н. Кириченко // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№76-1. - С. 119-121

4. Кдырбаева, A.A. К вопросу о математической подготовке будущих учителей начальных классов / A.A. Кдырбаева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. -2019. - №2 (42). - С. 55-62

5. Курин, А.Ю. Логический компонент в математической подготовке будущих учителей начальных классов / А.Ю. Курин, Н.В. Позднякова // Гаудеамус. -2017,- №4. - С. 59-63

6. Лавлинскова, Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной сложности в начальной школе / Е.Ю. Лавлинскова. -М.: Панорама, 2006. - 105 с.

7. Математика и информатика. Часть 1: учебное пособие / под ред. А.Л. Чекина. - М.: МПГУ, 2019. - 236 с.

8. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Изд-во «Питер», 1999. - 680 с.

9. Стойлова, Л.П. Математика: учеб. для использования в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по дисциплине «Математика» по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование» / Л.П. Стойлова. - 5-е изд., стер. -М.: Академия, 2015.-464 с.

10. ФГОС Начальное общее образование // ФГОС: [сайт]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения: 13.11.2023)

Педагогика

УДК 570

кандидат психологических наук, профессор Пономарева Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. Рост роли современных информационно-коммуникационных технологий во многих видах человеческой деятельности вполне естественно вызывает изменения в системе образования, направленные на переориентацию учебно-воспитательного процесса с репродуктивных механизмов мышления на поощрение творческой активности личности, которая будет развиваться на базе надлежащего информационного обеспечения.

Ключевые слова: профессиональное образование, современные информационно-коммуникационные технологии, индивидуализированный подход.

Annotation. The growing rôle of modem information and communication technologies in many types of human activity quite naturally causes changes in the éducation system aimed at reorienting the educational process from reproductive mechanisms of thinking to encouraging creative activity of the individual, which will develop on the basis of appropriate information support.

Key words: professional éducation, modem information and communication technologies, individualized approach.

Введение. Первоисточниками всей человеческой культуры всегда были и остаются инновационные, эвристические моменты сознания. Поэтому важнейшей задачей современного образования должна быть выработка творческого отношения к действительности, ведь только тогда может стать творческой и деятельность человека. Особенно привлекательной видится тенденция развивать творческие потенции личности в условиях целенаправленного и целесообразного использования отдельных средств информационно-коммуникационных технологий в учебных заведениях.

Изложение основного материала статьи. В последнее время ученые, исследователи, педагоги-практики все активнее обсуждают проблемы, связанные с внедрением в систему образования современных информационных технологий и инновационный методик [4], а также определяют новые направления применения компьютерной техники, совершенствуют уже разработанные и создают новые учебные методики, формулируют рекомендации по внесению изменений в содержание и структуру учебно-воспитательного процесса, диктуемые новыми веяниями, вводят в обучение эффективные методические разработки, основанные на использовании, проверенных на практике программных средств и информационных ресурсов.

Из психологии известно, что все люди имеют неодинаковую склонность к учебной деятельности, к разного рода занятиям, и каждой личности может быть присущ своеобразный стиль деятельности, темп, условия и методы выполнения любой работы.

И.П. Павлов, разделяя людей по типу высшей корковой деятельности на «художников» и «мыслителей», отмечал, что люди, которым присущ художественный тип высшей корковой деятельности, схватывают действительность целиком, сполна, повсюду, без всяческого разъединения. Мыслители же измельчают ее, делают из нее какой-то временный скелет, а потом постепенно будто собирают ее части. «Мыслители» как тип высшей нервной деятельности - вовсе не идеал для гармоничной учебной деятельности. Особенно если целью педагога является воспитание творчески мыслящей личности, поскольку в процессе творческого мышления требуется способность оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.