Научная статья на тему 'Расширение источников финансирования инновационного развития экономики'

Расширение источников финансирования инновационного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД / ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ЧАСТНЫЕ И ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаева Шахло Рустамовна, Алимова Юлдуз Равшановна

В статье рассматриваются современные тенденции, проблемы и перспективы расширения источников финансирования инновационных проектов в Республике Узбекистан с учетом принимаемых государством мер по созданию инвестиционных компаний, венчурных фондов, привлечению частных и иностранных инвестиций, активизации использования инструментов рынка ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расширение источников финансирования инновационного развития экономики»

РАСШИРЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Абдуллаева Шахло Рустамовна

кандидат экономических наук, доцент (e-mail: [email protected]) Алимова Юлдуз Равшановна, преподаватель Ташкентский Филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Казахстан (e-mail: [email protected])

В статье рассматриваются современные тенденции, проблемы и перспективы расширения источников финансирования инновационных проектов в Республике Узбекистан с учетом принимаемых государством мер по созданию инвестиционных компаний, венчурных фондов, привлечению частных и иностранных инвестиций, активизации использования инструментов рынка ценных бумаг.

Ключевые слова: инновационная экономика, венчурный фонд, инвестиционная компания, цифровая экономика, источники финансирования, частные и иностранные инвестиции.

Сегодня уровень конкурентоспособности каждой страны во многом определяется уровнем инновационного развития, использования информационных технологий в государственной системе управления, коммерческой деятельности, науке и образовании, социальной жизни.

Формирование цифровой экономики кардинально преобразовывает не только процессы в экономике, но и в самом обществе. Благодаря сокращению издержек на основе использования цифровых технологии, снижается стоимость экономических и социальных транзакций для государства, компаний и физических лиц, что способствует дальнейшему развитию инноваций, при которых транзакционные издержки становятся практически нулевыми.

И, наконец, цифровые технологии способствуют интеграции: люди получают возможность пользования ранее недоступными им услугами1. По оценкам различных международных аналитических центров, доля цифровой экономики в ВВП развитых стран с 2010 по 2016 годы в среднем выросла с 4,3 до 5,5%, а в развивающихся странах — с 3,6% до 4,9%.

Узбекистан также вступил в этап цифровой трансформации. Приоритет ускоренного развития информационно - коммуникационных технологий определен и в принятой Стратегии дальнейшего развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годы. Государством принимаются широкомасштабные меры по развитию цифрового сектора экономики, внедряются системы электронного документооборота, развиваются электронные платежи и со-

1 Word Bank. World Development Report 2016: Digital Dividends / Word Bank Group, 2016.

вершенствуется нормативно-правовая база в сфере электронной коммер-

2

ции .

Так в целях дальнейшего совершенствования и условий для внедрения и развития цифровой экономики были приняты постановления Президента Республики Узбекистан о мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан, об образовании «Фонда поддержки развития цифровой экономики «цифровое доверие».

Согласно документу, Фонд будет осуществлять привлечение и консолидацию средств инвесторов для развития проектов в сфере цифровой экономики, в том числе связанных с внедрением блокчейна. Средства фонда будут формироваться за счет отчислений Национального агентства проектного управления при Президенте Узбекистана (НАПУ), грантов и кредитов международных организаций, доходам по принадлежащим НАПУ долям в уставном капитале компаний, доходов от размещения временно свободных средств и другие источников, не запрещенных законодательством.

21 сентября 2018 года Указом Президента Республики Узбекистан была утверждена Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы. Согласно утвержденного законопроекта, основной целью инновационного развития Узбекистана являются увеличение доли финансирования на научно-исследовательскую деятельность в ВВП страны с 0,21% в 2016 году до 0,8%. Также планируются создать инновационные и венчурные фонды по финансированию инновационной деятельности.

Учитывая то, что на текущий момент государственному сектору Узбекистана принадлежит доминирующая роль в экономике, и именно государство выступает инициатором развития венчурного сектора рынка, так что создание венчурной системы должно осуществляться в рамках четкой государственной стратегии. Уверенность в правильности такого подхода основывается на анализе опыта таких стран, как Великобритания, Финляндия, Израиль, Сингапур, Китай, где государство брало на себя инициативу и ответственность за развитие рынка венчурных инвестиций, а также выделяло бюджетные средства для создания государственных венчурных фондов.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан в качестве дополнительных мер по совершенствованию механизмов финансирования проектов, было принято решение о создании инвестиционных компаний, управляющих компаний и венчурных фондов. При этом предусматривается разделение функций привлечения и управления инвестиционными средствами. Так инвестиционные компании будут только осуществлять привлечение и аккумулирование денежных средств, а управляющие компании осуществлять управление инвестиционными вкладами. Венчурные фонды

2 Постановление Президента Республики Узбекистан №3832 от 3 июля 2018 года «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан».

создаются в целях аккумулирования денежных средств для инвестиций исключительно в высоко рискованные венчурные проекты, решение о финансировании которых также будут приниматься управляющими компаниями.

При этом вводится понятие квалифицированного инвестора, которым могут стать юридические и физические лица, в том числе иностранные, инвестиционный вклад которых превышает 500 миллионов сум, что по текущему курсу составит около 60240 долл. США.

Деятельность новых финансовых институтов не требует лицензирования, они могут создаваться в любой организационно-правовой форме в рамках общего законодательства, основным документом, регулирующим все обязательства и права сторон, станет договор.

Единственным ограничением является невозможность участия в качестве учредителей управляющей компании юридических лиц, в уставном капитале которых имеется государственная доля, а также государственных органов и некоммерческих организаций. При этом данное ограничение не распространяется на участие в инвестиционной компании. Учитывая, это потенциально основными инвесторами могут стать коммерческие банки, но они же не смогут создавать управляющие компании, учредителями которых, видимо, станут зарубежные инвесторы, с учетом имеющейся уже практики привлечения внешнего управления для крупных промышленных предприятий.

В качестве гарантии и обеспечения прозрачности деятельности установлено обязательство по созданию в управляющих компаниях службы внутреннего аудита, а вот инвестиционным компаниям установлено обязательство по ежегодному проведению внешнего аудита, хотя данное требование должно было бы распространяться и на управляющую компанию.

Интересным является предоставление права непосредственно инвестиционным компаниям выдавать займы, в том числе беспроцентные с наличием залога или без залогового обеспечения. При этом не оговаривается участие управляющей компании, возникает вопрос о возможности разделения денежных потоков внутри инвестиционной компании, которая будет также финансировать государственные объекты, что совсем недавно подверглось критике со стороны миссии МВФ в отношении коммерческих банков Узбекистана.

В целях поддержки деятельности новых финансовых институтов им предоставлено освобождение от уплаты всех видов налогов и обязательных платежей, за исключением единого социального платежа, до 1 января 2023 года, при этом льготы распространяются как на создаваемые венчурные фонды, софинансирующие высокотехнологичные предпринимательские проекты-стартапы, так и на высокотехнологичные проекты-стартапы, софинансируемые из венчурных фондов.

Для инвестиционных и управляющих компаний данные льготы также предоставлены, но на срок до 1 января 2022 года. В целом принятое реше-

ние можно назвать достаточно смелым, экспериментальным, при этом результаты и эффективность новых институтов, законодательная основа их дальнейшей деятельности будут рассматриваться в декабре 2021 года.

Какие положительные аспекты, и какие риски можно ожидать от деятельности данных новых институтов в контексте требований активного инновационного развития и формирования цифровой экономики, которые требуют больше инвестиций в новые технологии и высоко рискованные инновации. В первую очередь, в качестве бесспорно положительного решения следует назвать появление возможности привлечь больше денежных средств частных инвесторов на рынке, так как растущая инфляция и низкие депозитные процентные ставки коммерческих банков не делают больше банковские вклады привлекательными в качестве инвестиций.

Во-вторых, возможно, благодаря деятельности новых финансовых институтов появятся инструменты, которые смогут направить инвестиции на развитие рынка ценных бумаг, сделают его более прозрачным и доступным опять-таки для частных инвесторов. В качестве возможных рисков следует отметить недобросовестное выполнение своих функций со стороны управляющих компаний, когда возникает риск формирования финансовых пирамид или риск оттока капитала.

В то же время следует отметить, что без участия государства на первоначальном этапе будет достаточно сложно финансировать научные разработки посредством создаваемых венчурных фондов, деятельность которых в основном будет направлена на коммерциализацию уже полученных научных результатов. В этой связи полагается целесообразным рассмотреть вопрос о создании модели инвестирования государственных средств через государственный венчурный фонд.

По организационной форме фонд может быть некоммерческой организацией со 100% государственным участием, основной целью деятельности которой станет создание и развитие в Республике Узбекистан системы венчурного инвестирования как одного из механизмов финансового рынка, а также формирование сети венчурных инвестиционных институтов.

Венчурные инвестиционные институты с участием государственного фонда должны создаваться с целью прямого инвестирования в инновационные компании. Однако дальнейшее развитие деятельности венчурной индустрии будет осуществляться на использовании механизма государственно-частного партнерства.

Анализ зарубежного опыта также показывает, что наибольшая эффективность инновационной деятельности и устойчивый экономический рост могут быть достигнуты лишь при одновременном и взаимно заинтересованном участии, как государства, так и частного сектора. Соответственно, основная задача государства заключается не только в одностороннем расширении прямого государственного участия в инновационном процессе, но еще и в развитии эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса, активизации инструментов рынка ценных бумаг. С целью при-

влечения дополнительных ресурсов и повышения эффективности выхода компаний малого и среднего бизнеса на IPO следует сформировать соответствующую инфраструктуру фондового рынка, которая включает специализированные площадки. Где, в первую очередь, могут реализовать свои акции или другие виды ценных бумаг молодые высокотехнологичные компании с относительно низким уровнем капитализации, которые не могут получить доступ на традиционные фондовые биржи из-за отсутствия финансовой истории и по иным причинам.

Shakhlo Abdullaeva, Rustamovna candidate of economic Sciences, associate Professor (e-mail: [email protected]) Alimova Yulduz Ravshanovna, teacher

Tashkent Branch of the Russian University of Economics. G. V. Plekhanova, Kazakhstan (e-mail: [email protected])

THE EXPANSION OF SOURCES OF FINANCING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY

The article deals with the current trends, problems and prospects of expanding sources of financing of innovative projects in the Republic of Uzbekistan, taking into account the measures taken by the state to create investment companies, venture funds, attracting private and foreign investments, enhancing the use of securities market instruments. Keywords: innovative economy, venture Fund, investment company, digital economy, sources of financing, private and foreign investments.

УДК 34.096

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РАБОТ Анисимов Сергей Александрович, студент

(e-mail:[email protected]) Абакумов Роман Григорьевич, к.э.н., доцент (e-mail:[email protected]) Научный руководитель: Доан Зыонг Хай, к.т.н., профессор Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова

В рамках данной статьи авторами рассматриваются основы нормативно-правового регулирования судебной экспертизы строительных материалов. Систематизирована информация о порядке проведения экспертизы. На практическом примере показана последовательность проведения экспертизы и её результаты.

Ключевые слова: право, регулирование, методы, инструменты, алгоритм, процедуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.