Научная статья на тему 'Расширение ассортимента образовательных услуг вуза, как условие обеспечения конкурентных позиций на рынке образовательных услуг'

Расширение ассортимента образовательных услуг вуза, как условие обеспечения конкурентных позиций на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
707
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина А. А.

Рынок труда находится в состоянии непрерывного изменения: изменяются потребности отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре, в уровне подготовки специалистов, происходит старение кадров, участвующих в экономических процессах регионального хозяйства. Образовательный комплекс должен способствовать формированию трудового ресурса (поддержку трудового ресурса на необходимом уровне, исходя из потребностей региональной экономики), предопределяя приоритетные отрасли в развитии регионального хозяйства. Образовательная инфраструктура должна задавать векторы развития рынка труда (а не только обслуживать сложившуюся инфраструктуру регионального хозяйства) для максимального удовлетворения запросов как потребителей образовательных услуг, так и потребностей региональной экономики в квалифицированных кадрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANSION OF THE RANGE OF HIGHER EDUCATIONAL SERVICES AS A CONDITION FOR COMPETITIVE POSITION IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Labour-market is in a state of continuous change: the requirements of industries change in the professional personnel structure; in the level of specialists' training. The staff becomes old, participating in the economic process of regional economy is getting older. The educational complex should promote the formation of a labour resource (labour resource support at the appropriate level, based on the needs of the regional economy), predetermining the priority sector in the development. The educational infrastructure must specify the vectors of the labor market (and not only maintain the existing infrastructure of the regional economy) to satisfy the needs of both consumers of educational services and the need in skilled staff for regional economy.

Текст научной работы на тему «Расширение ассортимента образовательных услуг вуза, как условие обеспечения конкурентных позиций на рынке образовательных услуг»

ОБРАЗОВАНИЕ

РАСШИРЕНИЕ АССОРТИМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА, КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Кузьмина А.А.

Рынок труда находится в состоянии непрерывного изменения: изменяются потребности отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре, в уровне подготовки специалистов, происходит старение кадров, участвующих в экономических процессах регионального хозяйства. Образовательный комплекс должен способствовать формированию трудового ресурса (поддержку трудового ресурса на необходимом уровне, исходя из потребностей региональной экономики), предопределяя приоритетные отрасли в развитии регионального хозяйства. Образовательная инфраструктура должна задавать векторы развития рынка труда (а не только обслуживать сложившуюся инфраструктуру регионального хозяйства) для максимального удовлетворения запросов как потребителей образовательных услуг, так и потребностей региональной экономики в квалифицированных кадрах.

EXPANSION OF THE RANGE OF HIGHER EDUCATIONAL SERVICES AS A CONDITION FOR COMPETITIVE POSITION IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Kuzmina A.A.

Labour-market is in a state of continuous change: the requirements of industries change in the professional personnel structure; in the level of specialists’ training. The staff becomes old, participating in the economic process of regional economy is getting older. The educational complex should promote the formation of a labour resource (labour resource support at the appropriate level, based on the needs of the regional economy), predetermining the priority sector in the development. The educational infrastructure must specify the vectors of the labor market (and not only maintain the existing infrastructure of the regional economy) to satisfy the needs of both - consumers of educational services and the need in skilled staff for regional economy.

Ассортимент образовательных услуг динамичен и представляет собой как элементы товара, так и элемент услуги. Продукт вуза (образовательная услуга) - это комплекс различных товаров и услуг, включающий несколько элементов: собственно образовательные услуги; сопутствующие услуги (услуги гостеприимства, консалтинговые, организационно-управленческие и

т.д.); товары, сопровождающие и обеспечивающие процесс обучения (учебники, производимые вузом; учебные фонды, предоставляемые вузом в пользование студентам, и т.д.). Часть сопутствующих услуг напрямую связана с учебным процессом - обеспечивает, поддерживает, дополняет образовательные услуги: информационные, консалтинговые, экспертные услуги, а также

научные исследования, издание учебников и учебных пособий и т.д. Другие услуги связаны с образовательным процессом косвенно (например, исследовательские проекты, выполняемые преподавателями и студентами вуза по заказам компаний и организаций на платной основе).

Свои образовательные программы вуз предлагает как непосредственным потребителям - студентам и слушателям, так и опосредованно, через своих выпускников, рынку труда. Таким образом, к потребителям образовательных услуг вуза можно отнести, с одной стороны, отдельных личностей (студентов/слушателей), а с другой - родителей, оплачивающих обучение своих детей; государство, формирующее заказ на специалистов с высшим образованием; компании и организации, как направляющие своих сотрудников на обучение, так и предоставляющие вакансии выпускникам.

В современных условиях российские высшие учебные заведения оказались вовлеченными в конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг, а выпускники -на рынке труда. Поэтому для каждого образовательного учреждения большое значение приобретает работа по повышению конкурентоспособности учебного заведения. Это обеспечивается, прежде всего, качеством подготовки выпускаемых специалистов, отвечающих изменяющимся запросам работодателей; работой по установлению партнерских отношений с предприятиями; расширением программ целевой контрактной подготовки специалистов; деятельностью по продвижению своих выпускников на рынке труда. Конкуренция в сфере образования имеет две стороны: конкуренция за ресурсы и конкуренция за качество программ, поэтому вузы стремятся иметь лучший библиотечный фонд, высококвалифицированных преподавателей и проч. Так же наличие дополнительных возможностей увеличивает потребительскую ценность образовательной услуги и повышает ее конкурентоспособность (например,

международные аспекты программ, привлечение зарубежных преподавателей, гибкий график обучения, гибкие формы оплаты обучения и т.п.).

На рынок образовательных услуг оказывают диспропорции спроса и предложения трудового ресурса, усиливающиеся в связи с негативными явлениями, связанными с экономическим кризисом. Особенностью современных региональных рынков труда сегодня являются: несоответствие спроса и предложения трудового ресурса на рынке труда по профессиям, специальностям, квалификациям работников; снижение численности населения, занятого экономической деятельностью; превышение численности выбывающих с предприятий и организаций работников над численностью принимаемых; активизация процесса высвобождения работников.

Сегодня конкурентоспособность учебного учреждения заключается в том числе в необходимости оперативно вырабатывать мероприятия позиционирования на региональном рынке для привлечения и удержания определенной доли абитуриентско-студенческого сегмента, включающей в себя:

1) абитуриентов (потенциальных потребителей);

2) студентов (потребителей образовательных услуг профессионального образования: очное, заочное, вечернее, дистанционное обучение);

3) выпускников (потенциальных потребителей образовательных услуг профессионального образования: повышение квалификации, переподготовка, магистратура, аспирантура, докторантура).

Согласованная региональная образовательная политика, проводимая совместно с образовательными учреждениями, предприятиями и региональной властью для формирования спроса на образовательные услуги в соответствии с современным развитием экономики региона, может заключаться в расширении деятельности в нижеприведенных направлениях:

РАСШИРЕНИЕ АССОРТИМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА, КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Кузьмина А.А.

1. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.

Данное направление связано с важным реальным фактором активной политики содействия занятости населения. Особенность профессионального обучения данных лиц заключается в том, что, с одной стороны, это неотъемлемая составная часть всей системы образования. С другой - профессиональное обучение детерминировано факторами, определяющими особенности современного российского рынка труда, в том числе несоответствием образовательных потребностей личности спросу рабочей силы в условиях кризиса. Поэтому главной целью профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является повышение их конкурентоспособности и обеспечение получения уровня квалификации, адекватного требованиям регионального рынка труда. Акцент деятельности при обучении должен быть на получение новой востребованной специальности в виде прохождения краткосрочных программ: профессиональная подготовка в целях ускоренного приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; обучение лиц, имеющих профессии рабочих, вторым (смежным) профессиям в целях расширения их профессионального профиля, возможностей для совмещения профессий; повышение квалификации лиц из числа рабочих и специалистов в целях обеспечения роста профессионального мастерства по имеющимся у них профессиям, специальностям, освоения прогрессивной технологии, организации труда и другие вопросы по профилю профессиональной деятельности и т.п. То есть профессии, по которым осуществляется обучение, должны соответствовать реальной динамике и потребностям рынка труда.

2. Консалтинговая и образовательная поддержка предпринимательских кадров.

Данное направление призвано решать важнейшие экономические и социальные

функции. В области экономики - это развитие трудовых ресурсов общества, повышение профессиональной мобильности; в социальной области - повышение профессиональной устойчивости и конкурентоспособности предпринимателей на рынке труда, что должно рассматриваться как средство защиты от безработицы. Как правило, потребности предпринимателей на рынке образовательных услуг проявляются в повышении своей квалификации в той области, в которой они уже работают, либо в овладении знаниями в других областях, которыми они сегодня не располагают. Поэтому необходимо уделять внимание осуществлению специальных информационных мероприятийстороны, в форме проведения специальных семинаров, конференций, брифингов, посвященных вопросам малого предпринимательства и направленных на разъяснение информации о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий, об особенностях управления в условиях кризиса и т.п.

Раскрытые направления образовательных услуг перспективны, так как организации существуют в среде, состоящей из множества элементов: рынок с его предложениями и запросами, налоговыми и законодательными требованиями; партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства; деятельность конкурентов; последствия экономических кризисов и т.п. Образовательное учреждение не может пассивно следовать за изменениями, происходящими в экономике региона. Скорость изменений вуза как экономической системы (ассортимента услуг, стратегии развития и проч.) должна по возможности опережать изменения внешней среды. Поэтому маркетинг особо актуален для системы образования, так как способен помочь разрешению обострившихся противоречий между кризисным состоянием экономики и высокими темпами роста сферы образования, между спросом и предложением на образовательные услуги, потребностями народного хозяйства и выпуском специали-

стов. Победить в конкурентной борьбе могут те организации, которые активно используют инструменты маркетинга: постоянно изучают спрос и предложение, предлагают адекватные платежеспособному спросу услуг цены, осуществляют гибкую коммуникационную политику и проч.

Новые взаимоотношения образовательного учреждения с внешней средой, связанные с эффективным приспособлением к изменяющимся условиям, может быть основанием для длительного и успешного существования образовательного учреждения профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Kuzmina A.A. Educational service market development in Tver region: tendencies of regionlization and integration // European journal of natural history. 2008. № 4. P. 84-87.

2. Сагинова O.B. Модели создания вузами потребительской ценности // Вестник Самарской государственной экономической академии. 2005. № 1. С. 16-20.

3. Формирование и реализация региональных программ модернизации профессионального образования: Монография / Под ред. В.М. Жураковского. М., 2003. 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.