Научная статья на тему 'Расселение этнических групп в России (1926-2002)'

Расселение этнических групп в России (1926-2002) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трифонова З. А.

Transformation of the ethnic composition of population for 32 national-territorial units of Russia during the period from 1926 till 2002 was analyzed. The units were then classified according to the growth of particular ethnoses within their territories. Urban settlement of peoples belonging to the national-territorial units was studied, as well as the quality of ethnic and social environment in the towns of these units. The integrated study resulted in the classification of the types of social-cultural environment transformation for the towns of the national-territorial units of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patterns of ethnic groups distribution in Russia (1926-2002)

Transformation of the ethnic composition of population for 32 national-territorial units of Russia during the period from 1926 till 2002 was analyzed. The units were then classified according to the growth of particular ethnoses within their territories. Urban settlement of peoples belonging to the national-territorial units was studied, as well as the quality of ethnic and social environment in the towns of these units. The integrated study resulted in the classification of the types of social-cultural environment transformation for the towns of the national-territorial units of Russia.

Текст научной работы на тему «Расселение этнических групп в России (1926-2002)»

УДК 911.3:301.312 З.А. Трифонова

РАССЕЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В РОССИИ (1926-2002)

Постановка проблемы. Спецификой пространства Российской Федерации является его этническая мо-заичность, которая продолжает определять своеобразие социального и политического развития, а также объясняет неугасающий интерес к изучению этнических процессов в стране. Первоначальные исследовательские задачи в этнографии были связаны с исследованием характера расселения этносов, выявлением границ их проживания и проводились Русским географическим обществом еще в XIX в. В XX в. о связи географических и этнографических исследований писали Б.В. Андриянов, С.И. Брук, В.И. Козлов, В.В. Покшишевский, H.H. Чебоксаров и др. [1, 12, 18]. Во второй половине XX в. появилась серия этно-географических работ, посвященных выявлению характера расселения отдельных народов под общим названием "Этническая карта этноса". В.П. Иванов довольно подробно описал расселение и социально-демографический состав чувашей в России в 1989— 2002 гг. [5]. Аналогичные работы проводились и для других народов, например этнографические работы Д.М. Исхакова и Р.В. Фахрутдинова, касающиеся татар [6, 16]. A.B. Псянчин обобщил историю этнической картографии в России XVIII—XIX вв. и проанализировал особенности расселения башкир [14].

Несмотря на значительный объем этнографических исследований, сравнение этнических изменений во всех национально-территориальных образованиях России отечественными географами не проводилось. Подобная работа была опубликована американским географом Ч. Харрисом, который на статистическом материале некоторых переписей проанализировал динамику расселения нерусских народов на территории России и стран СНГ [20].

В статье сравнивается динамика титульных этносов в национально-территориальных образованиях по материалам переписей с 1926 по 2002 г., а также раскрываются особенности расселения этносов в России.

Методика исследований. В качестве исходного материала использованы статистические данные этнического состава в пределах существовавших на момент переписей границ национально-территориальных образований, а также данные о численности этносов, проживающих в целом по стране. Кроме того, использованы сведения о степени владения этносами русским языком и родным языком (языком матери). В работе использованы также материалы переписей 1926, 1959, 1989 и 2002 гг. Всего проанализировано 32 национально-территориальных образования, для 6 из них рассчитаны среднеарифметические значения: три бурятских образования (Республика Бурятия, Агинский Бурятский АО и Усть-Ордынский Бурятский

АО), три ненецких образования (Долгано-Ненецкий, Ненецкий и Ямало-Ненецкий АО). Для сравнения динамики национального состава национально-территориальных образований и характера расселения исследуемых этносов вычислялись коэффициент этнической однородности и коэффициент этнической концентрации, а также темпы прироста за межпереписные периоды (таблица).

Коэффициент этнической однородности демонстрирует величину удельного веса титульного этноса среди населения национально-территориальных образований. Коэффициент этнической концентрации показывает удельный вес титульного этноса, проживающего в национально-территориальном образовании, от общей численности народа, проживающего в стране. Графическое распределение этносов позволяет визуально сравнить характер изменений расселения этносов во времени. С этой целью представлены графики, отражающие их распределение по уровню этнической однородности и концентрации в 1959, 1989 и 2002 гг. [7-10] (рисунок).

Результаты исследования. Формирование национально-территориальных образований в России началось в 1920-е гг. в соответствии с принятой программой решения национального вопроса в советском государстве. Первыми в пределах современной России статус автономий получили немцы Поволжья (1918) и башкиры (1919 , АССР со столицей в Стерлитамаке), в 1920 г. было создано 8 автономий: Дагестанская АССР, Горская АССР, Татарская АССР, Карельская трудовая коммуна (в 1923 г. преобразована в АССР), Чувашская АО, Марийская, Вотская (Удмуртская) и Калмыцкая автономные национальные области [15]. Впоследствии территориальные границы автономий перекраивались, соответственно изменялось и соотношение этнического состава населения. В 1921 г. из состава Горской АССР выделилась Кабардинская АО, затем Балкария и Карачаевский национальный округ, в результате в 1922 г. образовались СевероОсетинская АО, Кабардино-Балкарская АО и Карачаево-Черкесская АО. В том же году образовалась Черкесская (Адыгейская) АО, в 1921 г. — АО Зырян (Коми АО), в 1922 г. — Ойратская АО (Горно-Алтайская АО), Чеченская АО, Якутская АССР, в 1923 г. — Бурят-Монгольская АССР, а в 1925 г. — Коми-Пермяцкий национальный округ.

К переписи 1926 г. на территории России существовало 19 автономных образований (таблица). Величина этнической концентрации повсеместно была достаточно высокой; у северокавказских народов (у даргинцев и балкарцев — 100%), якутов, алтайцев, башкир, коми она превышала 80%. В пределах 50— 80% эта величина варьировала у народов Поволжья,

Динамика расселения народов, проживающих в НТО1 и в стране

НТО и основные народы Коэффициент этнической однородности, % / коэффициент этнической концентрации, % Прирост численности этноса, проживающего в стране, %

1926 1959 1989 2002 1959-1989 1989-2002

1. Адыгея адыгейцы 45 23/84 22/78 24.2/84 56 4.9

2. Алтайская республика алтайцы 36/91 24/85 31/85 30.6/92 55 -2.9

3. Башкирия башкиры 23/88 22/77 22/64 29.8/73 41 24.5

4. Бурятия буряты" 44 34/81 41/82 43,3/84 66 6,7

5. Дагестан аварцы даргинцы кумыки лезгины лакцы 18/99 14/100 11/93 11/97 5/99 23/96 14/97 11/91 10/95 5/92 28/91 16/79 13/84 11/79 5/86 29.4/93 16.5/83 14.2/80 13.1/89 5,4/89 118 132 109 125 82 49.6 44.5 52.3 60.3 48.1

6. Ингушетия ингуши3 18/97 7/87 13/76 77.3/86 285 92.1

7. Кабардино-Балкария кабардинцы балкарцы 60/88 16/100 45/95 8/97 48/94 9/90 55.3/96 11.6/97 92 122 34.7 38.5

8. Карыия карелы 37/41 13/52 10/63 9.2/70 -24 -25.6

9. Калмыкия калмыки 76/83 35/64 45/88 53.3/90 65 4.8

10. Карачаево-Черкесская АО карачаевцы черкесы 53/95 3/78 24/96 9/83 31/86 10/79 38.5/88 11.3/82 113 74 28 19.6

11. Коми коми 92/85 30/87 23/87 25.2/87 19 -12.8

12. Марий Эл марийцы 51/58 43/56 43/50 42.9/52 29 -6.2

13. Мордовия мордва 36/30 33/29 31.9/34 -11 -21.4

14. Северная Осетия осетины 84/82 48/87 53/83 62.7/87 62 28.1

15. Татарстан татары 45/41 47/33 48/32 52.9/68 36 0.6

16. Тыва тувинцы 57/98 64/96 77/97 106 17.9

17. Удмуртия удмурты 52/78 36/77 31/69 29.3/72 16 -10.9

18. Хакасия хакасы 12/87 11/80 11.9/87 40 -2.6

19. Чеченская республика чеченцы4 76/91 34/93 58/82 93.5/76 244 51.3

20. Чувашия чуваши 75/60 70/54 68/51 67.7/54 23 -7.7

21. Якутия якуты 82/98 46/96 33/96 45.5/97 61 16.8

22. Еврейская автономная область евреи5 9/2 4/2 1.2/1 -39 -57.2

23. Долгано-Ненецкий АО долганы 9/79 13,9/87 31 37,5

24. Корякский А О коряки 19/83 16/73 26,7/77 45 0

25. Коми-Пермяцкий А О коми-пермяки6 77/79 58/88 60/65 59/64 3 -14,9

26. Ненецкий АО ненцы7 13/91 7/87 10,5/90 49 20,6

27. Ханты-Мансийский АО ханты манси 9/59 5/89 1/53 1/79 1,2/60 0,7/87 16 31 31,8 37,5

28. Чукотский АО чукчи 21/85 7/79 23,5/80 29 6,7

29. Эвенкийский АО эвенки 34/14 14/12 21,5/11 22 20

1 Рассчитано по [3, 7—10]; 2 данные по бурятам представлены как среднеарифметические величины по Бурятской республике,

Агинскому Бурятскому АО и Усть-Ордынскому Бурятскому АО; 3 до 2002 г. расчеты велись в составе Чечено-Ингушской республики;

4 до 2002 г. расчеты велись в составе Чечено-Ингушской республики; 5 Еврейская автономная область была образована в 1934 г.; 6 с 2005 г.

Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область объединены в Пермский край; 7 данные по ненцам представлены как

среднеарифметические величины по трем АО (Ненецкому, Долгано-Ненецкому и Ямало-Ненецкому).

80-|

706050403020100

1959

эвенки ♦

♦ евреи

♦ татары ♦ мордва

♦чуваши Коми-пермяки

♦ ♦тувинцы осетины

♦ марийцы удМуртСякуты

♦ ♦♦ . ♦ чеченцы калмыки ♦ аварцы

карелы * * ± + даргинць ♦ — • балкарцы

сьп^ лакцы

♦ханты

черкесьг

к

о

о.

X 80-|

70-

о 60-

ш

50-

40-

X ш 30-

=г 20-

■8-я- 10-

<п о 0-1

0

20

40

60

80

100

120

1989

чуваши

* коми-пермяки ♦тувинцы

осетинь1*чеченцы

эвенки ♦

♦ евреи

♦ татары

Ф мариицы

♦ мордва

башкиру

V

4 ♦якуты калмыки

♦ ^удмурты ♦ ♦

ка^ель1^Даргинцы

^антычерке'

¡еа>! ♦л;

.балкарцы шкцы

0

100 90 80-| 70 60-| 50 40-| 30 20 10 О

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40

60

80

100

120

2002

♦чеченцы

эвенки ♦

евреи

чуваши ♦ ♦тувинцы

♦ осетины, коми-пермяки♦ татары*ф фякуть|

марийцы*УРЯ|Ы калмыки ♦

удмурты ♦ аварцы ♦ мордва ф _ ^

¡^^аргинцы

О

20

40

карелы^ 'г*'""" ф ♦балкарцы

хантьи черкесы лакцы

■ манси1 1

60

80

100

120

Коэффициент этнической концентрации

Распределение этносов по уровню этнической концентрации и однородности

меньше 50% — у татар и карелов. В то же время коэффициент этнической однородности имел существенный разброс от 3% у черкесов в Карачаево-Черкесии до 92% у коми в Республике Коми. Относительно низкая этническая однородность в республиках Северного Кавказа была связана с этнической мозаичностью территорий и дисперсным проживанием северокавказских народов в пределах нескольких республик. Новые АО, образованные из Горской АССР, в 1926 г. не отличались моноэтничностью, за исключением Северной Осетии, в которой доля осетин составляла 84%. В автономиях Поволжья, Урала, Сибири и Европейского Севера титульный народ превышал по численности русское население (за исключением Карелии, Башкирии и Алтая, где русские составляли 57, 40 и 51% соответственно). Сложив-

шаяся ситуация объяснялась спецификой формирования границ автономий. В 1922 г. к северным и северо-западным границам Башкирской АССР были присоединены районы Уфимской губернии, столицу республики перенесли в Уфу, в результате выросла численность русских, татар и других народов. В том же году в состав Карельской трудовой коммуны включили районы Олонецкой губернии с русскоязычным населением. Будущая Горно-Алтайская республика, а в 1922 г. еще Ойратская АО, была выделена из состава Алтайской губернии, ее территория включала районы компактного проживания русских, немаловажен факт незавершенной к тому времени консолидации алтайского этноса.

Конструирование оптимального административно-территориального деления страны не прекращалось в первой половине XX в. В 1930-е гг. были сформированы Мордовская АО, Еврейская АО и Хакасская АО, а также национальные округа, входившие в состав краев, в итоге их стало 10. В 1940-е гг. в официально принятом примордиалистском подходе1 к теории наций обозначились элементы конструктивизма. Народы СССР были поделены на лояльные советской власти и нелояльные. Такой "конструктивизм" обернулся трагедией, ряд этносов насильственно депортировали в восточные районы СССР. В 1941 г. ликвидировали АССР немцев Поволжья, в 1943 г. — Калмыцкую АССР, в 1944 г. — Чечено-Ингушскую АССР и Карачаевскую АО, а Кабардино-Балкарская АО была переименована в Кабардинскую АССР (балкарцы были депортированы), в 1945 г. — Крымскую АССР. Этот факт, несмотря на то что к 1957 г. практически все ликвидированные автономии были восстановлены (за исключением немцев Поволжья), отразился на количественных изменениях в расселении этносов.

К переписи 1959 г. насчитывалось 28 национальных образований, в большинстве из которых снизилась величина этнической однородности. В 11 образованиях удельный вес титульных этносов стал ниже 50%, лишь в Татарстане и Дагестане доля татар и аварцев соответственно увеличилась. Снижение коэффициента этнической однородности происходило под влиянием нескольких причин. Сыграли свою роль события 1940-х гг., связанные с депортацией северокавказских народов; более чем в 2 раза сократилась доля балкарцев, чеченцев, калмыков, карачаевцев (таблица). Снижение в 2 раза за 1926—1959 гг. удельного веса "ненаказанных" народов (якутов, удмуртов, хакасов, коми, карелов) в одноименных национальных образованиях объяснялось иной причиной.

Индустриализация национальных окраин, а также активное освоение минерального сырья на Севере и в Сибири определили массовые трудовые миграции русскоязычного населения из Центральной России. В 1960—1970-е гг. В.В. Покшишевский, ис-

1 Согласно примордиалистскому подходу нации — объективно складывающиеся сообщества людей, которые имеют свои интересы.

следуя национальный состав столиц союзных республик, пришел к выводу, что при динамичном индустриальном росте городов приток русского населения "перекрывает" стягивание коренного населения в национально-этнические центры. При замедленном темпе индустриализации доля коренного населения в национально-этническом центре оказывается более высокой [13]. Аналогичные процессы наблюдались и в автономиях России. В Удмуртии и Карелии индустриализация определяла приток русскоязычного населения в их столицы, а также в города, имеющие стратегически важные промышленные производства, связанные с ВПК. В Якутии, Коми, Хакасии главной причиной миграционного прироста стало освоение минеральных ресурсов. В свою очередь происходила и обратная миграция титульных этносов из национальных образований в крупные промышленные центры, в столицу и ресурсные районы страны.

Массовые миграции повлияли на снижение величины этнической концентрации у большинства народов. К 1959 г. у мордвы и татар она снизилась до 30%. Особая ситуация с очень низкой этнической концентрацией сложилась в Еврейской АО, в которой численность евреев изначально была невысокой (таблица). В то же время у 8 этносов: карелов, коми, коми-пермяков, осетин, кабардинцев, чеченцев, карачаевцев и черкесов концентрация этноса в автономиях увеличилась. С одной стороны, здесь сказались последствия административных преобразований, последовавших за возвращением депортированных народов. Вместо упраздненной Грозненской области была восстановлена Мечено-Ингушская АССР, в состав Кабардино-Балкарской АССР была возвращена высокогорная Балкария, а в Карачаево-Черкесскую АССР — земли Карачая. С другой стороны, сказалась ускоренная ассимиляция русскими коми и карелов за пределами национально-территориальных образований. Кроме того, сильное влияние оказал естественный прирост населения, особенно у северокавказских народов. Доминирующий в первой половине XX в. сельский образ жизни в большинстве автономий на фоне сохранявшихся традиций определял довольно высокие показатели естественного прироста титульных этносов в республиках и округах, в отличие от русских, проживающих в тех же автономиях, но в основном в городах, у которых завершился демографический переход от многодетных семей к малодет-ным.

Трансформация этнического состава в национальных образованиях продолжалась во второй половине XX в. Если в период с 1926 по 1959 г. численность всех народов росла, то в период с 1959 по 1989 г. у трех этносов — евреев, мордвы и карелов — началась убыль населения. В последующем с 1989 по 2002 г. этот процесс продолжился и число народов с убывающей численностью населения достигло 9 (таблица).

По характеру изменения этнической однородности обозначились две группы регионов — с растущей и снижающейся долей титульного этноса. В

1959—1989 гг. в 17 национальных территориях доля титульных этносов увеличилась. В этой группе оказались все северокавказские республики (за исключением Адыгеи), 4 из 7 республик Урало-Поволжья (не вошли Удмуртия и Мордовия), а также 3 из 5 республик Сибири (не вошли Республика Алтай и Якутия), сюда же вошли 4 автономных округа (из 10). В вышеуказанных национальных образованиях увеличение этнической однородности связано с высоким естественным приростом, который определял общий рост титульного населения. Не случайно у большинства северокавказских народов темпы прироста за 1959— 1989 гг. были выше 100%, а у чеченцев и ингушей — выше 200%.

Вторую группу образовали 13 территорий с убывающим удельным весом титульных этносов, в том числе 3 национальных образования, численность титульных этносов которых уменьшилась с 1959 по 1989 г. (карелы, мордва и евреи). В большинстве регионов второй группы ресурсного типа интенсивное освоение природных ресурсов и значительный прирост русскоязычного населения увеличили их этническую неоднородность (Коми, Хакасия и 6 автономных округов). Положение во второй группе — Удмуртия и Мордовия — объясняется своеобразием индустриализации этих регионов, где действовали предприятия ВПК, которые в свою очередь притягивали высококвалифицированных специалистов из других регионов страны. Кроме того, у мордвы сохранялась слабая этническая консолидация; наличие двух языков (мокша и эрзя), по-видимому, ускорило языковую, а затем и этническую ассимиляцию. Так, по данным В.И. Козлова, лишь 78,1% мордвы говорило в 1959 г. на родном языке, в то время как у других народов Урало-Поволжья эта величина превышала 90%. Заметим, что у удмуртов доля говорящих на родном языке также была ниже, чем у соседних народов Урало-Поволжья, - 89,1% [11].

Таким образом, можно выделить еще один фактор, определявший трансформацию этнического состава национально-территориальных образований и мозаичность этнокультурного пространства России, — ассимиляцию. Действие ассимиляционных процессов начиналось через языковую ассимиляцию — русский язык стал языком межнационального общения, увеличилось число межнациональных браков; кроме того, технологическое развитие страны требовало высококвалифицированных специалистов с высшим образованием, которое преподавалось на русском языке. В итоге постепенно снижалась доля говорящих на родном языке [11]. Например, в 1989 г. доля чувашей, говорящих на родном языке, составила 85,8% (в 1959 г. - 90,8%), марийцев - 78,5% (95,1%), карелов — 50% (71,3%). Позднее у титульных народов повышался уровень знания русского языка: к 1989 г. доля говорящих на русском в среднем была ниже 50%, лишь у евреев она составляла 91%; в 2002 г. доля говорящих на русском варьировала от 82,9% у чеченцев до 99,8% у карелов [17].

В конце XX в. произошли серьезные изменения в общественно-экономическом развитии страны. С одной стороны, усилились этнокультурные движения за сохранение и укрепление этнической уникальности, которые в свою очередь определили изменения ассимиляционных процессов предшествующего этапа. С другой стороны, негативные последствия социально-экономических реформ и экономический кризис практически парализовали хозяйственную систему наиболее отдаленных периферийных регионов. К таковым относились автономные округа и национальные республики, особенно Восточной Сибири и Дальнего Востока. В результате проявились миграционные движения русскоязычного населения страны из восточных и северных территорий в Центральную Россию.

Итогом столь разных по содержанию социальных процессов стало увеличение числа национальных образований, в которых вырос удельный вес титульных этносов, с 17 в 1989 г. до 25 субъектов в 2002 г. В эту группу вошли все республики Северного Кавказа, Сибири, две республики Урало-Поволжья — Башкирия и Татарстан, а также все автономные округа. Положение в этой группе республик Сибири и автономных округов обусловлено оттоком в 1990-е гг. из них русскоязычного населения, что повысило долю титульных этносов в регионах. Определенную роль сыграли и высокие (по сравнению с русскими) показатели естественного прироста титульных этносов. В свою очередь миграции русскоязычного населения наблюдались из Северного Кавказа. На фоне высокого естественного прироста северокавказских народов доля титульных этносов в численности населения регионов значительно выросла. В случае с Чеченской и Ингушской республиками действие фактора миграций русских и естественного прироста титульных этносов усугубилось административными реформами, обе республики образовались после распада Чечено-Ингушской республики.

Следует отметить, что в этой группе оказалось 7 национально-территориальных образований с величиной этнической однородности более 50%. Причем только у тувинцев и чеченцев эта величина и в 1989 г. была выше 50%, а у ингушей, кабардинцев, калмыков, татар и осетин она возросла в последний межпереписной период. Несмотря на действие в вышеназванных регионах объективных факторов движения населения (высокий естественный прирост титульных народов, миграции русских и административные реформы), на наш взгляд, здесь сказалось влияние фактора этнокультурных различий. Религия, как и язык, признаются главными индикаторами дифференциации культурных человеческих групп [2, 17, 19]. Согласно получившему распространение в последние

годы модернистскому подходу2, интенсивность ассимиляции зависит от характера и уровня идентификации взаимодействующих народов. У вышеперечисленных народов доминирует ислам, встречаются буддизм, язычество, в меньшей степени распространено православие. В результате религиозная идентичность притормозила ассимиляцию титульных этносов с русскими. Не случайно у титульных народов достаточно высок показатель владения этническим языком — около 90%, а у даргинцев, кумыков и лезгинов — 99,1% [17].

В 7 субъектах второй группы (таблица) в 2002 г. снизился удельный вес титульного этноса, причем увеличилась доля русских. А в Республике Алтай одновременно сократился удельный вес русских и алтайцев за счет появления кумандинцев, в прошлом входивших в состав алтайцев, а также в связи с увеличением числа казахов. На наш взгляд, снижение доли титульных этносов в Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Карелии и Коми-Пермяцком АО обусловлено усиленным влиянием ассимиляционных процессов. Будучи православными, народы этих республик легче и быстрее проходили этап языковой ассимиляции, например в 2002 г. доля знающих родной язык среди карелов снизилась до 48,4%. Вслед за языковой ассимиляцией в совокупности с межнациональными браками пришла этническая ассимиляция. По данным наших наблюдений, дети от смешанных браков определяют себя русскими. В составе второй группы имеются народы с убывающей численностью населения с 1959 г. — карелы, мордва и евреи, а также народы с убывающей численностью населения в последний межпереписной период: чуваши, марийцы, удмурты, коми-пермяки, коми, алтайцы (таблица). Главной причиной убыли этносов послужила естественная убыль населения.

Заключение. Подводя итоги, можно отметить следующее. На характер расселения этносов и национальный состав автономий влияет совокупность факторов объективного и субъективного характера. В первой половине XX в. доминировали объективные причины, определившие, с одной стороны, сохранение высокой этнической однородности автономий, что было обусловлено высоким естественным приростом титульных народов, с другой стороны, постепенно снижалась эта величина, что связано с административными преобразованиями, индустриализацией и освоением северных и восточных регионов страны, это определило массовые миграции русскоязычного населения в национальные автономии. Во второй половине XX в. усилилось влияние ассимиляционных процессов, что на фоне миграционного движения населения обозначило снижение удельного веса титульных этносов в национально-территориаль-

2 Модернистский подход (Э. Гэллерн, Б. Андерсон, П. Сорокин) предлагает рассматривать национальные и этнические сообщества в качестве рефлектирующих целостностей. Мир народностей и этнических идентификаций исключительно подвижен в силу того, что этнические сообщества не изолированы, а находятся во взаимодействии, что опыт одних этнических сообществ передается другим.

ных образованиях. На современном этапе степень воздействия ассимиляционных процессов проявляет-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андриянов Б. В., Брук С. И., Козлов В. И. Этническая география и ее место в системе этнографической и географической наук // Проблемы этнической географии и картографии. М.. 1978.

2. Вебер М. Социология религий. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 78-308.

3. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Т. 9. РСФСР. Отд. 1. Народность. Родной язык. Возраст. Грамотность. М.: ЦСУ, 1929. С. 34-40; 65-79.

4. Галямов P.P. Элита Башкортостана: политическое и конфессиональное измерения. Казань, 2006.

5. Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2005.

6. Исхаков Д. М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. Казань, 1997.

7. Итоги всероссийской переписи населения 2002 г. Т. 4.

8. Итоги всесоюзной переписи населения 1959 года. РСФСР. М.: ЦСУ, 1963. С. 300-337.

9. Итоги всесоюзной переписи населения 1989 года. Т. 1. Численность населения СССР, союзных и автономных республик, краев и областей. М.: Госкомстат СССР, 1991.

10. Итоги всесоюзной переписи населения 1989 года. Т. 4. Национальный состав населения СССР. М.: Госкомстат СССР, 1991. С. 48-51.

11. Козлов В. И. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. М.: Наука, 1969.

Чувашский государственный университет

ся с разной силой в зависимости от идентификационной близости отдельных этнических групп.

12. Козлов В. И., Покшишевский В. В. Этнография и география // Сов. этнография. 1973. N° 1. С. 3.

13. Национальный состав и владение языками, гражданство. М.: ИИЦ "Статистика России", 2004. Т. 4, кн. 2.

14. Покшишевский В.В. Этнические процессы в городах СССР и некоторые проблемы их изучения // Сов. этнография. 1969. N° 5. С. 14.

15. Псянчин Л.В. Очерки истории этнической картографии в России XVIII-XIX вв. М.: ЦИМО, 2004.

16. Tapxoe С.Л. Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет // География. 2001. № 21. С. 28.

17. Фахрутдинов Р.Г. Атлас истории Татарстана и татарского народа. Казань; М.: Дрофа, 1999.

18. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 33-48.

19. Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области // Советская этнография. 1955. № 4. С. 15.

20. Gorenburg D. Nationalism for the Masses: popular support for nationalism in Russia's etnic republics // Europe-Asia studies. 2001. Vol. 53. N 1. P. 73-104.

21. Harris Chauncy D. A geographic analysis of non-russian minorities in Russia and ist ethnic homelands // Post-Soviet Geography. 1993. Vol. 34, N 9. P. 543-597.

Поступила в редакцию 15.03.2007

Z.A. Trifonova

PATTERNS OF ETHNIC GROUPS DISTRIBUTION IN RUSSIA (1926-2002)

Transformation of the ethnic composition of population for 32 national-territorial units of Russia during the period from 1926 till 2002 was analyzed. The units were then classified according to the growth of particular ethnoses within their territories. Urban settlement of peoples belonging to the national-territorial units was studied, as well as the quality of ethnic and social environment in the towns of these units. The integrated study resulted in the classification of the types of social-cultural environment transformation for the towns of the national-territorial units of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.