Научная статья на тему 'РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ "ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК"'

РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ "ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / МЕДИЦИНА / ПСИХОЛОГИЯ / КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СТРЕСС / СИМПТОМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИСК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Словцова М.М.

В статье представлен анализ распространенности синдрома эмоционального выгорания среди представителей профессий типа «человек-человек». Сделан акцент на негативных последствиях эмоционального выгорания специалистов на их подопечных. Представлены краткие сведения о зарубежных и отечественных исследователях СЭВ. Обобщены и проанализированы основные факторы, причины и симптомы возникновения синдрома эмоционального выгорания. Автором сделан акцент на недостаточности внимания к данному феномену, необходимости предупреждения, профилактики, эффективной коррекционной и реабилитационной работе, а также на необходимости просветительской деятельности в трудовых коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ "ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК"»

М.М. Словцова

РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

В статье представлен анализ распространенности синдрома эмоционального выгорания среди представителей профессий типа «человек-человек». Сделан акцент на негативных последствиях эмоционального выгорания специалистов на их подопечных. Представлены краткие сведения о зарубежных и отечественных исследователях СЭВ. Обобщены и проанализированы основные факторы, причины и симптомы возникновения синдрома эмоционального выгорания. Автором сделан акцент на недостаточности внимания к данному феномену, необходимости предупреждения, профилактики, эффективной коррекционной и реабилитационной работе, а также на необходимости просветительской деятельности в трудовых коллективах.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, медицина, психология, клиническая психология, социальная психология, психология труда, педагогика, профессиональная деформация личности, стресс, симптом, профессиональная деятельность, риск.

Темп современной жизни и научно-технического прогресса не оставляет времени для отдыха и полноценного восстановления сил, а плотный график рабочего дня - для рефлексии. Проявления эмоционального выгорания чаще наблюдаются у специалистов, которые работают с людьми, профессий типа «человек-человек». Существование подобного явления объясняется субъект-субъектным характером профессионального взаимодействия.

Распространённость синдрома эмоционального выгорания среди представителей разных специальностей. реди профессий, при которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), можно отметить врачей, психологов, социальных работников, учителей, работников правоохранительных органов, спасателей и даже священников.

«Почти 80% врачей-психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов имеют различной степени выраженности признаки СЭВ, 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениями. По другому исследованию, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются у 73%. Выраженную фазу истощения имеют 5%, что проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями [9].

«Среди медицинских сестер психиатрических отделений признаки СЭВ обнаруживаются у 62,9% опрошенных. Фаза резистенции доминирует в картине синдрома у 55,9%; выраженную фазу истощения имеют 8,8% респондентов в возрасте 51-60 лет со стажем работы в психиатрии более 10 лет. У 61,8% врачей-стоматологов выявляются признаки СЭВ, причем у 8,1% - синдром в фазе истощения. У 17,7% врачей первичного звена наблюдает ненадлежащее отношение к пациентам и их проблемам, связанным с заболеванием» [7].

«По данным английских исследователей, среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги в 41% случаев, клинически выраженная депрессия - в 26% случаев. Треть врачей принимает медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень. В исследовании, проведенном в нашей стране среди врачей-терапевтов, у 26% отмечен высокий уровень тревожности и у 37% - субклиническая депрессия» [9].

«Лишь в некоторых исследованиях затрагивается проблема способов совладания с профессиональным стрессом. Выявлено, что 30% врачей принимают медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, 11% обращались за психологической помощью, 19% - к врачу общей практики; 51%

© М.М. Словцова, 2022.

Научный руководитель: Абросимова Екатерина Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и клинической психологии факультета психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, Россия.

специалистов серьезно думали о выходе на пенсию, 11% - о самоубийстве. Единичны работы, в которых СЭВ рассматривается как фактор риска совершения «ятрогенных преступлений» медицинскими работниками» [7].

«Исследования распространенности СЭВ среди сотрудников уголовно-исполнительной системы показали, что выраженность симптомов СЭВ характерна для 85% сотрудников исправительных колоний. При этом в 81% случаев на первый план выходит установка

«завуалированная жестокость в отношении к людям». Статистические данные ФСИН за 2016 год свидетельствуют о высоких показателях нарушений законности и служебной дисциплины» [7].

Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников. Сложившийся синдром отмечается у 19% респондентов, в фазе формирования - у 66% опрошенных.

Как показано в работе Проничевой, «у педагогов начальной и средней школы выявлено увеличение частоты использования пассивных, асоциальных и агрессивных моделей преодолевающего поведения по мере нарастания выраженности симптомов СЭВ. Исследования Л.С. Соколковой и Е.В. Волковой (2016) показали, что 40% школьников отмечают, что не чувствуют себя безопасно в школе. 30% детей сообщают, что страдают от насилия, в том числе, и со стороны педагогов. Согласно данным В.В. Диковой (2011) 63% педагогов проявляют вербальную агрессию, 34% - физическую, 15% - скрытую агрессию.

Ряд исследований традиционно посвящен распространенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов и степени его выраженности, в том числе, в зависимости от стажа работы. Выявлено, что у педагогов со стажем работы менее 20 лет синдром только начинает складываться, а у большинства (60%) учителей и преподавателей с большом профессиональным стажем синдром уже сформирован. Среди «складывающихся» симптомов в 52,38% случаев преобладает «неудовлетворенность собой». Уже «сложившиеся» симптомы представлены «неадекватным избирательным эмоциональным реагированием» (55,56%) и «расширением сферы экономии эмоций» (58,73%), что характерно для стадии резистенции.

В отечественных исследованиях педагогов СЭВ рассматривается во взаимосвязи с профессиональным стрессом. У 71% обследованных педагогов отмечается хронификация стресса. При этом наиболее часто встречаются физиологические (34%) и эмоциональные (30%) симптомы стресса» [7].

Следует подчеркнуть, что выгоранию в разной степени подвержены и представители других специальностей, связанных с монотонным, однообразным трудом, высоким напряжением и ответственностью, ненормированным рабочим днем, низкой оплатой труда и т.п.

Данные о распространенности СЭВ подчеркивают его медико-социальную значимость. СЭВ снижает качество профессиональной деятельности работников, негативно сказываются на состоянии их подопечных.

Понятие «эмоциональное выгорание». Зарубежный и отечественный опыт исследования СЭВ.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) определяют как реакцию организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов. Это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения и физического утомления. Выгорание обычно связано с неизменной рутиной и постоянным перенапряжением, которые в конце концов выливаются в полное игнорирование своих обычных дел, неприятие и нежелание действовать.

В начале 70-ых годов прошлого столетия в журнале» Социальные проблемы» ( «Jornal of Social Issues») американский психиатр и психолог Герберт Фрейденберг опубликовал статью, в которой впервые было использован термин «выгорание». В 1974 году выходит его книга «Burnout: The High Cost of High Achievment» («Выгорание: высокая цена высоких достижений»). Именно в ней Фрейденберг использовал термин «выгорание» (Burnout) « для описания состояния деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений» [по 4].

Социальный психолог Кристина Маслач, одна из ведущих специалистов, автор трехфакторной модели определила «эмоциональное (профессиональное) выгорание - это синдром, проявляющийся продолжительной реакцией на хронический стресс, возникающий при работе с людьми. Тремя ключевыми признаками этой реакции являются 1) сильнейшая истощенность, 2) ощущение цинизма и отстраненности от работы, 3) чувство неэффективности и редукция профессиональных достижений» [12].

Исследованиями СЭВ среди зарубежных специалистов занимались J. Greenberg, A. Pines, E.

A

r По мнению отечественных исследователей синдром эмоционального выгорания - «это oыработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего, профессионального поведения. В настоящее время исследователи oсе больше связывают синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-10) СЭВ отнесен к рубрике 273 - «Стресс, J J

o 164

n

e

s

W

связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» [4]. Концепции, объясняющие развитие СЭВ, позволяют предположить, что эта проблема находится на стыке психологии труда и клинической психологии.

Изучением феномена в нашей стране занимались В.В. Бойко, Т.В. Большакова, М.В. Агапова, Б.Г. Ананьев, А.А. Рукавишникова, В.Е. Орёл, О.В. Крапивина, Г.А. Зарипова и другие. Необходимо отметить и вклад педагогов А.А. Реан, О.А. Барониной, Л.М. Митиной, Т.И. Ронгинской и др., медицинских работников Г.С. Абрамовой, Ю.А. Юдчиц, Н.В. Козиной, социальных работников Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой.

В России широкое распространение получила методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, являющаяся аналогом МВ1.

Основные факторы возникновения СЭВ. Выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в формировании синдрома эмоционального выгорания, - личностный, ролевой и организационный [6].

Чердымова Е.И. выделяет индивидуально-психологические, социально-психологические (общественные) и системнно-организационные факторы [11, 20]. Она делает акцент на работе с первым фактором психологическими методами, со вторым - необходимостью что-то менять на политическом уровне с привлечением профсоюзов и в третьем случае развивать организацию по-другому и вводить коучинг.

Так как выбор профессии изначально связан с задатками и способностями, а также установками человека, то выделяют три основных типа акцентуаций характера работников, которым угрожает развитие профессионального выгорания:

педантичный, основные характеристики которого: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть и в ущерб себе); демонстративный стремится первенствовать во всем, всегда быть на виду, им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы;

эмотивный тип - это впечатлительные и чувствительные люди; их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением [6; 9].

В.В. Бойко выделяет следующие личностные факторы, которые способствуют развитию синдрома

[1, 65].

• слабая мотивация эмоциональной отдачи в сфере профессиональной деятельности;

• склонность к сильному переживанию негативных обстоятельств;

• склонность к эмоциональной холодности в профессиональной деятельности.

Также он выделяет ряд внутренних и внешних факторов, которые провоцируют эмоциональное выгорание. К внешним факторам он относит:

- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность.

- дестабилизирующая организация деятельности.

- повышенная ответственность за исполняемые операции и функции.

- неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности по горизонтали и вертикали.

- психологически трудный контингент.

К внутренним факторам, приводящим к эмоциональному выгоранию, В.В. Бойко относит [1, 67]:

- склонность к эмоциональной ригидности.

- интенсивная интериоризация (переживание и восприятие) обстоятельств своей профессиональной деятельности.

- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, в которой выделяется два аспекта:

• специалист в сфере общения не считает для себя необходимым проявлять сопереживание и соучастие субъекту деятельности.

• человек не умеет поощрять себя за соучастие и сопереживание.

- нравственные дефекты и дезориентация личности.

К данному перечню можно добавить факторы, которые выделяет Т.В. Решетова:

- алекситимия, которая проявляется в невозможности высказать словами свои ощущения, и которая связана с тревогой;

- неэмоциональность или неумение общаться;

- трудоголизм, при котором происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой [по 11, 27].

По мнению Кондратьевой О.Г., стресс-факторы, влияющие на человека можно условно классифицировать следующим образом:

1) факторы стресса повседневной жизни;

2) стресс-факторы, связанные с выполнением какой-либо профессиональной задачи (трудноразрешимая задача, оценка со стороны администрации и коллег, индивидуальный стиль деятельности);

3) факторы, связанные с социальным воздействием (повышенное психо-эмоциональное напряжение, условия жесткого дефицита времени);

4) факторы, связанные с личностными особенностями [5].

Симптомы СЭВ. Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ [9]:

-Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; уменьшенный или увеличенный вес; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям); затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы.

-Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черст-вость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение фрустрации, беспомощности, безнадежности; раздражительность, агрессивность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации, своей или других (люди становятся безликими, как манекены); преобладает чувство одиночества.

-Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю; во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть; безразличие к еде; стол скудный, без изысков; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи (например, падения, травмы, аварии и т.д.); импульсивное эмоциональное поведение.

-Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; увеличение предпочтения стандартных шаблонов, рутины, нежели творческого подхода; цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; неохотное участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); формальное выполнение работы.

-Социальные симптомы: нет времени или энергии для социальной активности; уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; социальные контакты ограничиваются работой; скудные взаимоотношения с другими людьми как дома, так и на работе; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Таким образом, несмотря на почти пятьдесят лет наблюдений, теоретических и эмпирических исследований, проблема СЭВ актуальна, нуждается в дополнительных исследованиях и разработке эффективных методов предотвращения, профилактики и коррекции эмоционального выгорания специалистов. Участники современного трудового процесса недооценивают серьезность возникновения синдрома. Просветительская работа ведется недостаточно. Диагностику и предупреждение развития СЭВ необходимо начинать с самого начала профессионального образования.

Библиографический список:

3.Бойко В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении // СПб : Речь, 2003. — 87 c.

4.Бойко В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других // Москва : Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. — 472 c.

5.Ермакова Е. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология.. — 2010. — № 1.

6.Королева Е., Шустер Э. Синдром эмоционального выгорания // Журнал ГрГМУ . — 2007. — № 3.

7.Кондратьева О. Г. Структура синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — № 3.

8.Михайлова О. Н., Спирина Л.И. Исследование синдрома эмоционального выгорания у сотрудников скорой медицинской помощи // Вестник науки. — 2019. — № 6.

9.Проничева М. М., Булыгина В.Г., Московская М.С. Современные исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов профессий социальной сферы // Социальная и клиническая психиатрия. — 2018. — № 4.

10.Салогуб А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый : [сайт]. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10342/ (дата обращения:

11.Сидоров П. И. Синдром эмоционального выгорания: причины, симптомы лечение, профилактика // Вестник науки. — 2013. — № 1.

12.Тулегенова А. Г. Эмоциональное выгорание как один из рисков педагогической карьеры // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. — 2013. — № 2.

13.Чердымова Е.И., Чернышова Е.Л., Мачнев В.Я. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография - Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. - 124 с.- ISBN 978-5-7883-1425-9.

14.Maslach C., Leiter M. P. The concept of emotional burnout syndrome: modern research and its application in psychiatry // World Psychiatry. — 2016. — № 15.

СЛОВЦОВА МУЗА МИЛЬЕВНА -магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.