Научная статья на тему 'Распространенность тревожных и депрессивных расстройств среди педагогов Сургута'

Распространенность тревожных и депрессивных расстройств среди педагогов Сургута Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
164
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕПРЕССИЯ / ПЕДАГОГИ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ / ANXIETY / DEPRESSION / TEACHERS / PSYCHOEMOTIONAL STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Марина Алексеевна, Говорухина Алена Анатольевна, Щербакова Александра Эдуардовна

Изучена распространенность тревожных и депрессивных расстройств у преподавателей различных образовательных учреждений города Сургута в возрасте от 22 до 60 лет. Выявлены особенности проявления депрессии и тревожности у педагогов различных возрастных категорий. Показано, что показатели личной и реактивной тревожности и тяжести депрессивных состояний педагогов увеличиваются с возрастом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова Марина Алексеевна, Говорухина Алена Анатольевна, Щербакова Александра Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVALENCE OF ANXIETY AND DEPRESSIVE DISORDERS AMONG SURGUT TEACHERS

This work is based on the data of investigation of prevalence of anxiety and depressive disorders among teachers of different educational institutions of Surgut in age from 22 to 60. The peculiarities of depression and anxiety display among teachers of different age are eliminated. It is shown that the rate of personal and reactive anxiety and severity of teachers’ depressive moods increases on account of age.

Текст научной работы на тему «Распространенность тревожных и депрессивных расстройств среди педагогов Сургута»

УДК 612.821 ББК 28.7

М.А. ПОПОВА, А.А. ГОВОРУХИНА, А.Э. ЩЕРБАКОВА

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ТРЕВОЖНЫХ И ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ СУРГУТА

M.A. POPOVA, A.A. GOVORUHINA, A.E. SCHERBAKOVA

PREVALENCE OF ANXIETY AND DEPRESSIVE DISORDERS AMONG SURGUT TEACHERS

Изучена распространенность тревожных и депрессивных расстройств у преподавателей различных образовательных учреждений города Сургута в возрасте от 22 до 60 лет. Выявлены особенности проявления депрессии и тревожности у педагогов различных возрастных категорий. Показано, что показатели личной и реактивной тревожности и тяжести депрессивных состояний педагогов увеличиваются с возрастом.

This work is based on the data of investigation of prevalence of anxiety and depressive disorders among teachers of different educational institutions of Surgut in age from 22 to 60. The peculiarities of depression and anxiety display among teachers of different age are eliminated. It is shown that the rate of personal and reactive anxiety and severity of teachers' depressive moods increases on account of age.

Ключевые слова: тревожность, депрессия, педагоги, психоэмоциональные нагрузки.

Key words: anxiety, depression, teachers, psychoemotional stress.

Среди многих факторов, влияющих на организм современного человека, все большее внимание уделяется психологическим проблемам [5]. В развитых странах проблеме коррекции стресса на рабочем месте уделяется пристальное внимание, поэтому проведено достаточно большое количество исследований, в которых изучены подходы к коррекции психоэмоциональных факторов риска. В последние годы наблюдается повышенное внимание исследователей к профессиональному здоровью преподавателей как представителей стрессо-генной профессии [1].

В нашей стране рост психосоциальных проблем становится новым вызовом в системе охраны здоровья и безопасности на рабочем месте, особенно для представителей социально-значимых профессий - учителей, социальных работников, педагогов высших учебных заведений. Профессиональное здоровье педагога, т.е. способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективности развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности, заслуживает пристального внимания.

Данные литературы свидетельствуют, что как профессиональная группа учителя школ и педагоги других образовательных учреждений отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти пока-

затели снижаются по мере увеличения стажа работы. Спустя 15-20 лет работы в школе для учителей характерны «педагогические кризы», «истощение», «выгорание». К факторам напряженности профессиональной деятельности относятся высокая степень ответственности, загруженность рабочего дня, дефицит времени, излишняя формальная работа, «постоянная слежка, контроль со стороны администрации», пристальное внимание коллег, друзей, других людей, непрестижность профессии, неуверенность в завтрашнем дне и др.

По достижению определенного уровня напряжения организма у преподавателей появляются многочисленные симптомы синдрома профессионального выгорания, усиливаются дизадаптационные процессы и психопатологические состояния невротического или психопатического характера. По данным экспертов ВОЗ, психосоциальные факторы могут способствовать формированию стресса на работе, приводить к ухудшению состояния здоровья работников, снижать эффективность профессиональной деятельности.

Цель исследования - оценить распространенность тревожных и депрессивных стояний среди педагогов различных образовательных учреждений города Сургута.

Материал и методы исследования

Обследование проведено сотрудниками научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья» Сургутского государственного педагогическогоуниверситета в 2011 году. Объект исследования -педагоги различных образовательных учреждений Сургута (п=63). Средний возраст обследованных лиц составил 41±1,4 года. При интерпретации данных обследования выделено две группы: группа 1 - 34 педагога в возрасте от 22 до 40 лет (средний возраст 32,5±0,9 года); группа 2 - 29 педагогов в возрасте от 41 до 60 лет (средний возраст 50,3±1,3 года). Все педагоги на момент проведения исследования не имели жалоб на состояние здоровья и длительное время не обращались в поликлинику по поводу хронических заболеваний.

Для определения тревожности как индивидуального свойства личности (личностная тревожность) и уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) как состояния, нами использована методика, разработанная

Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптированная Ю.Л. Ханиным. Данный метод является достаточно надежным, информативным и удобным в использовании инструментом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как текущее состояние) и тревожности как устойчивой особенности человека (личностная тревожность). Шкала самооценки стояла из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность по предложенным формулам:

РТ=Г-12+50,

где X1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

X2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

ЛТ=Х1-Х2+35,

где X1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

X2 - сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации использовали следующие ориентировочные оценки: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

Уровень депрессии принявших участие в исследовании лиц определяли с использованием шкалы депрессии Бека, которая предназначена для количественной и качественной оценки депрессии и позволяет не только выявить наличие депрессивных симптомов, но и определять степень их выраженности [8; 9]. Анкета состояла из 21 вопроса (1-13 - когнитивно-аффективная субшкала (С-А); 14-21 - субшкала соматических проявлений депрессии ^-Р). Результаты оценивались по следующей шкале: 0-9 - отсутствие депрессивных симптомов; 10-15 -легкая депрессия (субдепрессия); 16-19 - умеренная депрессия; 20-29 - выраженная депрессия (средней тяжести); 30-63 - тяжелая депрессия.

Статистический анализ полученных результатов проводили с использованием пакета программ и <^а^юа 6.0».

Результаты исследования и обсуждение

Термин «тревога» используется для неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективным ощущением беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны - активацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги возникает тогда, когда какой-либо раздражитель или ситуация воспринимаются как несущие в себе элементы опасности, угрозы, вреда. Несмотря на то, что чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса, она играет положительную роль индикатора неблагополучия и во внешней среде и во внутреннем мире человека. Тревога также является силой, мобилизующей резервы психики и подготавливающей организм к действию.

Измерение тревожности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля [8].

Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика, дающая представление о предрасположенности человека к тревожности, т.е. его склонности воспринимать многие ситуации как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревоги различного уровня. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, тревожностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, а высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными, невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями [8].

Анализ уровня личностной тревожности преподавателей выявил достоверные отличия (р=0,05) между возрастными группами (рис. 1).

Группа 1

Группа 2

2.9%

низкии

умеренный

высокий

Рис. 1. Уровень личностной тревожности педагогов Сургута (*- р<0,05 -достоверность различий между группами 1 и 2)

Так, среди преподавателей до 40 лет чаще всего встречался умеренный уровень личностной тревожности (67,7%), тогда как среди педагогов старшей возрастной группы - высокий (65,5%). В группе 2 не встречался низкий уровень личностной тревожности, а доля лиц с умеренной тревожностью составила 34,5%. Умеренный уровень тревожности является необходимым свойством личности, позволяющим адекватно реагировать на изменяющуюся среду.

Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как показатель уровня стресса, которому подвергается индивид. Переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях. Причины, вызывающие тревогу, многообразны и могут лежать во всех сферах деятельности человека. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, можно выделить экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределенностью исхода ситуации. К субъективным причинам можно отнести причины информационного характера, связанные, например, с субъективной значимостью исхода предстоящего события [4]. Установленный нами высокий уровень тревожности педагогов старшей возрастной группы свидетельствует о более напряженном психоэмоциональном состоянии их организма, которое может быть результатом несоответствия повышенных современных требований к организации и обеспечению образовательного процесса.

Реактивная тревожность отражает реакцию организма на текущую ситуацию. Результаты анализа уровня реактивной тревожности педагогов представлены на рис. 2.

■ Группа 1

■ Группа 2

Рис. 2. Распределение педагогов разных возрастных категорий по уровню реактивной тревожности (*- р <0,05 - достоверность различий между группами 1 и 2).

Распределение педагогов по данному показателю позволило установить, что в старшей возрастной группе достоверно больше была доля лиц с высоким уровнем реактивной тревожности. Высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается на качестве социального функционирования личности. Тревожность ведет к снижению уверенности человека в своих возможностях. Люди с высоким уровне тревожности склонны воспринимать окружающий мир как угрожающий и опасный в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. Наиболее часто тревожными расстройствами страдают люди трудоспособного возраста. Чаще тревожными расстройствами страдают женщины. Возможно, именно этим можно объяснить высокие показатели личностной и реактивной тревожности, полученные в результате проведенных исследований. В нашем эксперименте принимали участие только женщины, поскольку доля мужчин в педагогических коллективах невелика и не позволяет выявить достоверные гендерные отличия.

Тревожные расстройства часто сочетаются с депрессией и различными (преимущественно психосоматическими) заболеваниями, такими, как язва 12-перстной кишки, артериальная гипертензия, ревматоидный артрит. Исследование, проводимое под эгидой ВОЗ, выявило относительно неожиданную и, можно сказать, шокирующую тенденцию: к 2020 г. психические заболевания будут среди ведущих причин инвалидизации населения планеты [2]. По данным Всемирной организации здравоохранения депрессиями страдает около 5-8 % населения земного шара, в ближайшие 20 лет ожидается рост распространённости этого заболевания, а инвалидизация по причине депрессии к 2020 г. может выйти на второе место среди всех прочих недугов. Симптомы депрессии так часто обнаруживаются, что её иногда называют «простудой в психопатологии». Частота встречаемости депрессии разной степени выраженности среди преподавателей, принимавших участие в нашем исследовании, представлена на рис. 3.

Группа 1 Группа 2

5,9% 2,9%

тяжелая

"руппа 2

Группа 1

Рис. 3. Распространенность депрессивных расстройств среди преподавателей до 40 лет (группа 1) и старше 40 лет (группа 2) .

Установлено, что среди педагогов первой группы наиболее часто встречающейся была легкая форма депрессии, тогда как в группе 2 - умеренная. Как отмечают многие исследователи, распространённость депрессий связывают как с постарением населения, так и с увеличением количества разнооб-

разных социальных стрессогенных событий, провоцирующих развитие этого нарушения [3, 6, 7, 10].

Таким образом, обследование психологических особенностей педагогов образовательных учреждений Сургута выявило увеличение показателей тревожности и депрессии с возрастом. Реформирование системы образования, внедрение инновационных технологий, высокие рабочие требования и низкий контроль за управлением на рабочем месте многократно увеличивают вероятность эмоционального истощения, которое, в свою очередь, приводит к психоэмоциональным нарушениям. По мнению Е.Н. Илькаевой [5] с соавт., по показателям напряженности трудового процесса «Гигиенической классификации условий труда по тяжести, напряженности и вредным факторам трудового процесса» труд учителя соответствует 3-му классу 2-й степени вредности. Условия труда педагогов складываются из показателей повышенных интеллектуальных эмоциональных и сенсорных нагрузок, а также и режима работы. Все это подтверждает необходимость проведения полномасштабного исследования, посвященного оценке профессионального риска для здоровья педагогов в процессе их трудовой деятельности в условиях модернизации образования.

Литература

1. Бартош, Т.П. Психофизиологическое состояние и свойства личности учителей Магаданской области [Текст] / Т.П. Бартош, О.П. Бартош // Гигиена и санитария. - 2010. -№ 3. - С. 42-45.

2. Брандштейн, Л.М. Биполярное аффективное расстройство / Л.М. Брандштейн [Текст] // Российский медицинский журнал. - 2009. - № 2. - С. 50-53.

3. Вельтищев, Д.Ю. Аффективная модель стрессовых расстройств: психическая травма, ядерный аффект и депрессивный спектр [Текст] / Д.Ю. Вельтищев // Социальная и клиническая психиатрия. - 2006. - Т. 16. - № 3. - С. 104-108.

4. Еникополов, С.Н. Тревожные состояния у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями [Текст] / С.Н. Еникополов // Кардиология. - 2006. - № 2. - С. 1-4.

5. Илькаева, Е.Н. Состояние здоровья учителей по результатам самооценки и дополнительной диспансеризации [Текст] / Е.Н. Илькаева, Р.М. Такаев, Е.Г. Степанов, Р.М. Фасиков, Г.С. Степанова // Здоровье населения и среда обитания. - 2009. -№ 1. - С. 25-28.

6. Иовчук, Н.М., Северный, А.А. «Дидактогенные» депрессии у детей. Современные проблемы охраны психического здоровья детей [Текст] / Н.М. Иовчук, А.А. Северный // Материалы конференции «Проблемы диагностики, терапии и инструментальных исследований в детской психиатрии». - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2007. -

С. 170-175.

7. Мазаева, Н.А., Сиряченко, Т.М., Суетина, О.А. Возрастные особенности непсихитиче-ских форм психогений, вызванных повседневными стрессами [Текст] / Н.А. Мазаева, Т.М. Сиряченко, О.А. Суетина // Журнал неврологии и психиатрии. - 2004. -№ 6.- С. 14-20.

8. Райгородский, Р.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] / Р.Я. Райгородский. - Самара: Изд-во «БФХРАХ». - 1998. - 672 с.

9. Таланов, В.Л. Справочник практического психолога [Текст] / В.Л. Таланов, И.Г. Мал-кина-Пых. - Спб: «Сова», 2005. - 928 с.

10. Carson, R.C., Butcher, J.N., Mineka S. Анормальная психология [Текст] / R.C. Carson, J.N. Butcher, S. Mineka. - 11-е изд. - СПб.: Питер, 2004. -1167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.