УДК 621.315.612.6-49:613.62:638.252.42
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ КОМОРБИДНЫХ СОСТОЯНИЙ У БОЛЬНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ КОЖИ
12 1 11 1
Гимаева З.Ф. ' , Мухаммадиева Г.Ф. , Каримова Л.К. , Валеева Э.Т. , Бадамшина Г.Г.
ХФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», Уфа, Россия 2ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России,
Уфа, Россия
Нами проведено изучение распространенности коморбидных состояний у работников, занятых в производстве стекловолокна, имеющих профессиональные заболевания кожи. Полученные результаты являются основой для разработки комплекса организационно-гигиенических и медико-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников производства стекловолокна.
Ключевые слова: производство стекловолокна, профессиональные заболевания, хронические неинфекционные заболевания, болезни системы кровообращения
PREVALENCE OF COMORBID CONDITIONS IN PATIENTS WITH OCCUPATIONAL SKIN NEOPLASMS
Muratova E.A., Daukaev R.A., Afonkina S.R., Mansurova E.V.
1 2 1 11 1 Gimaeva Z.F. , , Mukhammadieva G.F. , Karimovа L.K. , Valeyevа E.T. , Badamshina G.G.
1Ufa Institute of Occupational Health and Human Ecology, Ufa 2Bashkirian State Medical University, Ufa
We have studied the prevalence of comorbid conditions in fiberglass workers with occupational skin diseases. Based on the results obtained, a complex of organizational and hygienic as well as health preventive measures aimed at health maintenance of fiberglass workers can be developed.
Key words: glass fiber production, occupational diseases, chronic non-infectious diseases, blood circulation diseases.
В настоящее время большое внимание уделяется особенностям диагностики и лечения пациентов с сочетанными или коморбидными заболеваниями. Коморбидность как сосуществование двух и/или более синдромов или заболеваний, патогенетически взаимосвязанных между собой или совпадающих по времени у одного пациента, значительно изменяет клиническую картину и течение основной нозологии, характер и тяжесть осложнений, ухудшает качество жизни больного, ограничивает или затрудняет лечебно-диагностический процесс, оказывает влияние на прогноз и выживаемость пациентов [1,2,3,4,6].
С возрастом число коморбидных заболеваний существенно повышается с 10 % у лиц до 19 лет до 80 % в возрасте 65 лет и старше [5]. Чаще всего в структуре заболеваемости встречается сердечно-сосудистая патология[7].
В связи с вышеуказанным нами были проанализированы данные о распространенности основных сопутствующих заболеваний у работников, занятых в производстве стекловолокна, имеющих профессиональные заболевания кожи.
Цель. Изучить распространенность коморбидных состояний у больных профессиональными новообразованиями кожи для разработки эффективных мер их профилактики.
Материал и методы.
В соответствии с целью настоящей работы проведен ретроспективный анализ архивного материала (истории болезни больных с профессиональными новообразованиями кожи) с оценкой результатов ряда клинико-лабораторных и функциональных методов исследований.
В исследование включен 71 оператор получения непрерывного стекловолокна, который был распределен по группам:
- в I группу вошли 46 больных с профессиональным ограниченным гиперкератозом;
- II группу составили 25 больных с профессиональными злокачественными новообразованиями кожи.
Распределение обследованных больных по полу, возрасту и стажу работы во вредных условиях труда показало, что в I группе 56,5 % составили мужчины и 43,5 % женщины; во II группе было 48,0 % мужчин и 52,0 % женщин. Среди обследованных преобладали лица в возрасте 50-59 лет и 60-69 лет. Стаж работы у всех больных I и II групп составил более 10 лет.
Общеклинический анализ крови с дифференциальным подсчетом лейкоцитарной формулы, биохимические исследования включали определение содержания общего холестерина и липидного спектра, билирубина, общего белка, мочевины, креатинина, определение активности ферментов аспартатаминотрансферазы (АСТ) и аланинаминотрансферазы (АЛТ) выполнены общепринятыми методами (В.С. Камышников, 2009). Иммунологические исследования включали определение субпопуляций T- и B-лимфоцитов, циркулирующих иммунных комплексов и содержание иммуноглобулинов M, G, A.
В целях диагностики распространенности основных сопутствующих заболеваний анализировались анамнестические сведения из амбулаторных карт (обращаемость, результаты проведенных исследований - эхокардиография, велоэргометрия, рентгенография органов дыхания, ФГС, УЗИ ОБП и др.), данные объективного осмотра, анализ ЭКГ с оценкой основных параметров. При необходимости работники направлялись на консультацию кардиолога и невролога.
Результаты исследования.
Наиболее часто в I и II группах обследованных профессиональных больных регистрировались болезни системы кровообращения (БСК) (52,2 % и 80,0 % соответственно) (табл. 1).
Таблица 1.
Распространенность коморбидных заболеваний у лиц обследованных групп (Р+т)
Группа Класс болезней по МКБ-10
больных
болезни системы кровообращени я болезни органов дыхания болезни органов пищеварения болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
I групп М (п=26) 50,0±9,9 30,8±9,2 38,5±9,7 30,8±9,2
а Ж 55,0±11,4 20,0±9,2 35,0±10,9 40,0±11,2
(П=20)
Всего (П=46) 52,2±7,4 26,1±6,5 36,9±7,1 34,8±7,0
II М 83,3±11,2 50,0±15,1 33,3±14,2 41,7±14,9
групп (П=12)
а Ж (П=13) 76,9±12,2 38,5±14,0 38,5±14,0 46,2±14,4
Всего 80,0±8,2 44,0±10,1 36,0±9,8 44,0±10,1
(П=25)
Болезни системы кровообращения в основном были представлены артериальной гипертензией (АГ), цереброваскулярными заболеваниями (ЦВЗ), ишемической болезнью сердца (ИБС). В обеих группах прослеживалась тенденция увеличения частоты БСК с возрастом и стажем работы. Причем у больных обеих групп существенных гендерных различий не отмечалось.
Лидирующее место в структуре болезней системы кровообращения у работников занимала гипертоническая болезнь, которая наблюдалась в обеих группах - у 38,3 % и 42,5 % больных соответственно, чаще у лиц мужского пола.
Цереброваскулярные заболевания (ЦВЗ) также чаще диагностировались во II группе (18,2 %), чем в I группе (14,7 %), и были представлены различными проявлениями недостаточности мозгового кровообращения, дисциркуляторной энцефалопатией 1 и 2 стадии.
Ишемическая болезнь сердца (в том числе со стенокардией напряжения разного функционального класса, нарушением сердечного ритма, постинфарктным кардиосклерозом) встречалась несколько чаще у больных II группы (12,1 %), чем у лиц I группы (7,3 %).
ЭКГ-симптомы изменений сердечно-сосудистых заболеваний регистрировались у 29,4 % обследованных работников обеих групп. Чаще и многообразнее ЭКГ-изменения были у лиц II группы в возрасте старше 55 лет - 38,5 %. Анализ характера изменений ЭКГ в обеих группах обследуемых показал преобладание гипертрофии миокарда левого желудочка,
нарушений процессов реполяризации по типу ишемии, возбудимости по типу суправентрикулярных и желудочковых экстрасистол.
При диагностике заболеваний костно-мышечной системы (КМС) учитывали сведения, представленные в амбулаторных картах: обращаемость, результаты рентгенологического исследования, компьютерной томографии, электронейромиографии, данные объективного обследования.
Болезни костно-мышечной системы были распространены в обеих группах (34,8 % больных в I группе и 44,0 % больных во II группе). В структуре болезней костно-мышечной системы превалировали дорсопатии пояснично-крестцового уровня с рефлекторными проявлениями (вертеброгенные люмбалгии и люмбоишалгии), а также артропатии с преимущественным поражением суставов плечевого пояса. Установлено, что возрастная и стажевая динамика распространенности класса болезней КМС в целом имеет тенденцию к нарастанию в обеих профессиональных группах. В зависимости от половой принадлежности существенных различий в обеих группах не отмечалось.
Болезни органов дыхания у обследованных I, II групп были в основном представлены хроническими бронхитами (ХБ). Как в I, так и во II группах данная патология превалировала у лиц мужского пола (30,8 % и 50,0 % соответственно) по сравнению с лицами женского пола (20,0 % и 38,5 % соответственно). Для постановки диагноза использовались результаты объективного исследования и анамнестические данные из амбулаторных карт (рентгенография органов грудной клетки, оценка статуса курильщика и функции внешнего дыхания, исследование мокроты с бактериологическим посевом), при необходимости назначались бронхоскопия и консультация пульмонолога.
В целях диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта использовали клинико-функциональные данные с учетом анамнеза, результатов биохимического анализа крови, на маркеры вирусного гепатита, ФГДС, УЗИ, представленных в амбулаторных картах.
Заболевания желудочно-кишечного тракта встречались практически с одинаковой частотой в I и II группах обследуемых (36,9±7,1 и 36,0±9,8 соответственно). Среди заболеваний органов пищеварения у больных обеих групп наиболее распространены хронический гастрит и хронический холецистит с дискинетическими проявлениями. Значительно реже встречались язвенная болезнь желудка и (или) 12-перстной кишки, желчекаменная болезнь, хронический колит.
У больных в зависимости от нозологической формы профессиональных новообразований кожи выявлены изменения ряда клинико-лабораторных показателей. По результатам гематологического обследования, у лиц с профессиональными гиперкератозами обнаружено достоверное увеличение показателей содержания эозинофилов (у 34,6 % мужчин и у 10 % женщин) и лимфоцитов (у 34,6 % мужчин и 15 % женщин). При иммунологическом исследовании у 74 % больных этой группы выявлено снижение T-супрессоров (CD8+) на фоне повышения B-лимфоцитов (CD20+) и уровня циркулирующих иммунных комплексов.
У больных профессиональными заболеваниями кожи различий в гематологических показателях в зависимости от пола не отмечено. Выявлены достоверные однонаправленные сдвиги в виде лейкоцитоза (у 41,7 % мужчин и у 30,8 % женщин), увеличения числа палочкоядерных нейтрофилов (у 25,0 % мужчин и у 30,8 % женщин), СОЭ (у 33,3 % у мужчин
и 38,5 % женщин), снижения числа тромбоцитов, а также проявлений анемического синдрома (уменьшение содержания эритроцитов и снижение гемоглобина у 41,7 % мужчин и у 30,8 % женщин). У больных с прогрессированием рака кожи выявлено увеличение содержания в крови общего белка, обнаружены иммуносупрессивные изменения клеточного и гуморального звеньев иммунитета по показателям снижения количества Т-лимфоцитов (CD3+, CD4+, CD8+), В-лимфоцитов (CD16+, CD20+), уровня иммуноглобулинов класса М, G, при увеличении количества циркулирующих иммунных комплексов.
Результаты проведенного комплексного медико-гигиенического исследования условий труда и состояния здоровья работников производства стекловолокна свидетельствовали о необходимости проведения мероприятий по первичной и вторичной профилактике, направленных на сохранение здоровья работающих. Мероприятия по первичной профилактике профессиональных новообразований кожи и хронических неинфекционных заболеваний у работников направлены на устранение факторов риска.
Мероприятия по вторичной профилактике должны включать диспансерное наблюдение за работниками с хроническими заболеваниями, медикаментозную коррекцию в период обострения.
Выводы
1. Высокий уровень риска развития профессиональных новообразований кожи, хронических неинфекционных заболеваний у работников производства стекловолокна обусловлен воздействием комплекса факторов производственной среды, включающего вредные вещества, входящие в состав замасливателей и обладающие канцерогенным действием, мелкодисперсную пыль стекловолокна, нагревающий микроклимат, а также микротравматизацию кожи рук.
2. Приоритетной сопутствующей хронической неинфекционной патологией у работников с профессиональными новообразованиями кожи являлись болезни системы кровообращения, которые составили в I исследуемой группе 52,2 % и во II группе - 80,0 % .
3. У работников производства стекловолокна установлены разнонаправленные изменения ряда гематологических, биохимических, иммунологических показателей в зависимости от нозологической формы профессиональных новообразований кожи.
Список литературы:
1. Белялов Ф.И. Двенадцать тезисов коморбидности // Сочетанные заболевания внутренних органов в терапевтической практике: сб. научн. ст. Иркутск, 2009. - С. 47-52.
2. Верткин А.Л., Скотников А.С. Коморбидность. Лечащий врач. 2013;6:66-70; 8:78-81
3. Денисов, Э.И. Физический и моральный вред здоровью работников: инновационные и математические подходы к их оценке/ Э.И. Денисов, И.В. Степанян, М.В.Шеметов// Охрана здоровья населения промышленных регионов, стратегия развития, инновационные подходы и перспективы: материалы Всероссийской научно- практической конференции.- Екатеринбург, 2009.-С.251-254.
4. Michelson H., Bolund C., Brandberg Y. Multiple chronic health problems are negatively associated with health related quality of life (HRQOL) irrespective of age // Qual Life Res. 2000; 9: 1093-1104.
5. Calderón-Larrañaga, Gimeno-Feliu, González-Rubio, Poblador-Plou, Lairla-San José, Abad-Díez, Poncel-Falcó, Prados-Torres. Polypharmacy patterns: unravelling systematic associations between prescribed medications. PLoS One. 2013;8:1371.
6. Van Weel C., Schellevis F. G. Comorbidity and guidelines: conflicting interests // Lancet. 2006; 367: 550-551.
7. Van den Akker M., Buntinx F., Metsemakers J. F., Roos S., Knottnerus J. A. Multimorbidity in general practice: prevalence, incidence, and determinants of co-occurring chronic and recurrent diseases // J ClinEpidemiol. 1998; 51: 367-375.