Научная статья на тему 'Распространенность и влияние хронической усталости на психоэмоциональный статус, когнитивные и познавательные функции школьников г. Перми'

Распространенность и влияние хронической усталости на психоэмоциональный статус, когнитивные и познавательные функции школьников г. Перми Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHOOLCHILDREN / CHRONIC FATIGUE / PSYCHOEMOTIONAL STATUS / COGNITIVE AND PERCEIVING FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Матвеева С. К., Санакоева Л. П.

Prevalence of various types of chronic fatigue in schoolchildren of Perm at the age of 12-16 years old was studied. Investigation of psychoemotional status and cognitive functions in 45 children with idiopathic chronic fatigue (ICF) and in 25 healthy pupils was carried out. It has been established that each second pupil has complaints for fatigue; prolonged fatigue (during 1 month) was revealed in 38 % pupils, chronic one (duration more than 6 months) in 14,% and idiopathic chronic fatigue in 4,4 %. Increased situational and personal anxiety, depression, emotional instability and low extravertness were typical for ICF children. Lower indices of distribution of attention and decrease in acoustic and combined memory volumes were also found. It has been established that in ICF children, disorders of psychoemotional state prevail over cognitive ones. Obligatory observation of such pupils by psychologist is needed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVALENCE AND EFFECT OF CHRONIC FATIGUE ON PSYCHOEMOTIONAL STATUS, COGNITIVE AND PERCEIVING FUNCTIONS IN SCHOOLCHILDREN

Prevalence of various types of chronic fatigue in schoolchildren of Perm at the age of 12-16 years old was studied. Investigation of psychoemotional status and cognitive functions in 45 children with idiopathic chronic fatigue (ICF) and in 25 healthy pupils was carried out. It has been established that each second pupil has complaints for fatigue; prolonged fatigue (during 1 month) was revealed in 38 % pupils, chronic one (duration more than 6 months) in 14,% and idiopathic chronic fatigue in 4,4 %. Increased situational and personal anxiety, depression, emotional instability and low extravertness were typical for ICF children. Lower indices of distribution of attention and decrease in acoustic and combined memory volumes were also found. It has been established that in ICF children, disorders of psychoemotional state prevail over cognitive ones. Obligatory observation of such pupils by psychologist is needed.

Текст научной работы на тему «Распространенность и влияние хронической усталости на психоэмоциональный статус, когнитивные и познавательные функции школьников г. Перми»

УДК 616.8-022:578.8]-008.6-053.5(470.53)

С.К. Матвеева, Л.П. Санакоева

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ВЛИЯНИЕ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС, КОГНИТИВНЫЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНИКОВ г. ПЕРМИ

В последние годы у педиатров вызывает тревогу ухудшение здоровья детей и подростков, многие из которых приобретают болезни, обучаясь в общеобразовательной школе. Одной из актуальных проблем школьной гигиены и педиатрии является проблема умственного утомления школьников. Отрицательное воздействие на здоровье оказывает постоянно возникающее хроническое утомление, которое сопровождается снижением умственной и физической работоспособности, нервно-психическими расстройствами, нарушениями высшей нервной деятельности в виде ослабления внимания, раздражительности, ухудшения памяти, затруднений при усвоении информации [3,4]. В отечественной литературе имеются многочисленные сведения о влиянии утомления и переутомления на состояние здоровья и качество жизни школьников, которые рассматриваются преимущественно с позиций школьной гигиены и возрастной физиологии как факторы, способствующие формированию глубоких и стойких патологических изменений в различных системах организма [1]. В то же время высказывается предположение о том, что несвоевременное выявление хронического утомления у подростков может привести к развитию в дальнейшем синдрома хронической усталости (СХУ), имеющего у подростков особенности течения [6]. Известно, что в России проблемой СХУ стали заниматься сравнительно недавно. В доступной литературе данных о распространенности его у детей и подростков в нашей стране мы не

нашли, малочисленны данные ОСХУи в зарубежной литературе [7]. По литературным данным, 2/3 детей с повышенной интеллектуальной нагрузкой отмечают состояние усталости, у них выявлены высокие показатели тревожности [5]. Однако комплексной оценки психо-

эмоционального статуса, когнитивных и познавательных функций у детей с идио-патической хронической усталостью не проводилось .

В связи с этим нами была поставлена цель - изучить, насколько распространены различные виды усталости (пролонгированной, хронической и идиопатической хронической) у школьников 12-16 лет г. Перми (при этом мы основывались на международных критериях СХУ), оценить психоэмоциональное состояние детей с идиопатической хронической усталостью, их когнитивно-позновательные функции.

Было проведено одномоментное эпидемиологическое исследование (первичный скрининг) среди 1030 12-16-летних школьников на выявление среди них тех, кто предъявляет жалобы на усталость. Методом сплошной выборки было обследовано 440 мальчиков (42,7 %) и 590 девочек (57,3 %), обучающихся в трёх школах, расположенных в разных районах г. Перми, характеризующихся одинаковыми экологическими и антропогенными условиями городской среды, но с разной программой среднего образования. В средней школе № 15 реализовывалась образовательная программа с углублённым изучением гуманитарных дисциплин; в гимна-

зии № 6 обучение проводилось по трём направлениям - гуманитарному, техническому и естественно-научному; а в средней школе № 115- по общепринятой образовательной программе. Для исследования использован метод анкетирования по специально разработанной модифицированной анкете («интеллектуальный продукт»), позволяющей выявить симптомы СХУ у детей. В основу анкеты включены международные клинические критерии СХУ по Холмсу и Каплану, «критерии CDC» - Американского национального института здоровья и Центра контроля и профилактики заболеваний (1988-1991). Первичный скрининг у детей всех школ проведен в середине 4-й учебной четверти (после весенних каникул), когда у школьников наблюдается оптимальная общая работоспособность (С.Б. Шварков,1991). С целью убедительного подтверждения наличия хронической усталости (продолжительностью более 6 месяцев) у школьников, которые по результатам первичного скрининга имели жалобы на хроническую усталость, было проведёно повторное анкетирование после летних каникул в середине 1-й учебной четверти, когда имеется оптимальная адаптация к увеличивающейся нагрузке. Было проведено углубленное клиническое обследование школьников, которые по результатам двух анкетирований предъявляли жалобы на хроническую усталость, с целью выявления среди них детей с идиопатической хронической усталостью (ИХУ). Эти дети составили основную группу. В контрольную группу были включены 25 практически здоровых школьников, не предъявивших жалоб на усталость, сопоставимых по возрасту с детьми основной группы и обучающихся в тех же учебных заведениях.

Оценку когнитивно-познавательных функций проводили путём определения

объёма внимания и различных видов памяти [5]: индивидуального объема памяти (зрительной, слуховой, моторной, смешанной) по модифицированной методике Е.Л. Крушельницкой; объема словесно-логической (смысловой) памяти и устойчивости внимания по Л.М. Фридман; объема и распределения внимания по В.Л. Марищук с соавт. Для оценки психоэмоционального состояния детей проводилось тестирование на определение степени тревожности, экстравертированности, нейро-тизма и депрессии с использованием адаптированного варианта опросника С. Ай-зенка для детей и подростков - EPI (c); тестов для диагностики состояния тревоги и личностной тревожности по Ч.Д. Спил-бергеру и Ю.Л. Ханину и шкалы депрессии SCL-90 для самооценки наличия депрессивной симптоматики

Математическая обработка результатов исследования проводилась на персональном компьютере при помощи статистического пакета программ «Statistika» и «Биостатистика». Достоверность различия исследуемых признаков оценивалась по ¿-критерию Стъюдента с использованием математико-статистических таблиц значения t при данном числе степеней свободы и величине вероятности p. Для качественных показателей вычисляли частоту встречаемости в виде процента. Достоверность различий в этом случае рассчитывали с помощью критерия «хи-квадрат». Различия считали статистически значимыми при уровне достоверности p<0,05.

По результатам первичного скрининга всего на усталость пожаловались 536 школьников (52 %) - 329 девочек (61 %) и 207 мальчиков (39 %), в том числе на усталость в течение 1 месяца (пролонгированную усталость) - 391 человек (38 %), 238 девочек (61 %) и 153 мальчика (39 %); на усталость в течение более 6 месяцев (хроническую усталость) - 145 школьников (14,1 %), в том числе 91 девочка (63 %) и 54

мальчика (37 %). Распространённость пролонгированной и хронической усталости у детей и подростков разных школ достоверно не отличалась. Значимых отличий по распространенности пролонгированной усталости среди мальчиков и девочек не выявлено (34,8 и 40 % соответственно). Также не установлено различий по частоте встречаемости хронической усталости в популяции мальчиков и девочек: 12,3 и 15 % соответственно. Из 145 школьников с хронической усталостью выявлено 45 детей и подростков (32 девочки и 13 мальчиков) с идиопатической хронической усталостью (ИХУ), предъявлявших жалобы на хроническую усталость и имеющих симптомы, характерные для СХУ, но у которых не выявлены заболевания, объясняющие наличие хронической усталости. Распространенность ИХУ среди детей и подростков составила 4,4 %. Доля мальчиков с ИХУ в общем количестве мальчиков, участвовавших в первичном скрининге, составила 2,95 %. Доля девочек с ИХУ в общем количестве девочек, участвовавших в первичном скрининге, составила 5,4 % (разница с мальчиками не достоверна). Распространенность ИХУ среди школьников, обучающихся в разных школах, достоверно не отличалась: в школе № 15 - 4,59 %; в школе № 115 - 3,2 %; в гимназии - 6 %.

При исследовании когнитивно-познавательных функций у школьников с ИХУ выявлены существенные отличия средних значений изучаемых показателей внимания и объёма различных видов памяти от таковых у детей контрольной группы. У детей с усталостью по сравнению с детьми группы сопоставления достоверно более низкими были показатели распределения внимания (р=0,02), объёма слуховой (р=0,028) и комбинированной (р=0,000) памяти. При изучении распространенности различных вариантов оценки показателей внимания установлено, что у детей основной группы в 1,6 раза чаще встречалось удовлетвори-

тельное распределение внимания (р=0,01) и реже - хорошее, высокое и очень высокое распределение внимания. По распространенности вариантов оценки объёма различных видов памяти также выявлены различия в наблюдаемых группах детей: в основной группе достоверно чаще встречались дети с удовлетворительным объёмом комбинированной памяти и реже - с суммой хорошего, высокого и очень высокого объёма, чем в контрольной группе (р=0,000). По распространенности вариантов оценки объёма других видов памяти отличий между основной и контрольной группами не установлено.

При исследовании психоэмоционального статуса у школьников с ИХУ наблюдались (рисунок) достоверно большие средние значения показателей депрессии по шкале самооценки, ситуативной и личностной тревожности по сравнению с детьми контрольной группы (р=0,000). Изучение распространенности различных вариантов оценки депрессии показало, что у детей с ИХУ в 1,5 раза чаще, чем в контрольной группе, встречались варианты «наличие депрессии» и «склонность к депрессии». Только у детей основной группы встречалась «высокая» ситуативная тревожность, «низкая» ситуативная тревожность наблюдалась у них реже, чем у школьников контрольной группы. У девочек с ИХУ определялась «высокая» личностная тревожность в 6,9 раза чаще, чем у девочек контрольной группы, а среди мальчиков ее имели только дети с ИХУ. «Низкая» личностная тревожность выявлялась у детей с ИХУ в 8 раз реже, чем у школьников контрольной группы. При изучении таких свойств темперамента, как экстраверсия - интраверсия и нейротизм -эмоциональная стабильность, выявлено, что нарастание нейротизма (эмоциональной неустойчивости) было достоверно выше, а степень экстравертированности (общительность, стремление к другим лю-

дям, стремление к переменам и преобразованиям) - ниже у детей с хронической усталостью по сравнению с детьми контрольной группы (р=0,000); (рисунок). В основной группе было в 2,6 раза больше детей с нейротизмом и в 3,3 раза меньше

Найрошзи

детей с эмоциональной стабильностью, чем в контрольной группе (р=0,000). Среди школьников с ИХУ было в 2 раза больше детей-интровертов и в 2 раза меньше детей-экстравертов, чем среди детей контрольной группы (р=0,000).

Коктралькая

Рис. Средние показатели депрессии, тревожности, нейротизма, экстраверсии у школьников с идиопатической хронической усталостью (в баллах);* - р < 0,001

Таким образом, в г. Перми каждый второй школьник в возрасте 12-16 лет предъявляет жалобы на усталость. У 38 % детей выявляется пролонгированная усталость, у 14 % - хроническая и у 4,4 % -идиопатическая хроническая усталость. Не выявлено зависимости распространенности различных вариантов усталости от пола детей и реализуемых учебных программ. Школьники с идиопатической хронической усталостью имеют более низкие показатели распределения внимания и объемов слуховой и комбинированной памяти. Изменения в психоэмоциональной сфере у них выра-женнее, чем нарушения в когнитивно-познавательных функциях, и характеризуются повышением ситуативной и личностной тревожности, депрессией, эмоциональной нестабильностью и меньшей степенью экстравертированности. Учитывая подростковый возраст и изменения в психоэмоциональном статусе, можно сделать вывод, что школьники с идиопатической хронической усталостью нуждаются в наблюдении психолога.

Библиографический список

1. Гигиенические аспекты обучения учащихся 5-7-х классов / М.В. Антропова, Г.Г. Манке, Г.В. Бородкина и др.// Гигиена и санитария. - 1994. - № 4. - С. 46-49.

2. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков/ В.Р. Кучма. - М.: Медицина, 2003. - 347 с.

3. Медведев А.И. Физиология трудовой деятельности/ А.И. Медведев, В.С. Аверьянов. - М.: Наука, 1993. - 528 с.

4. Рочев В.П. Основы внимания и памяти (Виды, механизмы, способы оценки и улучшения внимания и памяти): Метод. пособие / В.П. Рочев, Л.И. Рочева, Т.Е. Яницкая. - Пермь: ПОИПКРО, -1996. - 70 с.

5. Экологические и физиологические проблемы адаптации / А.И. Кусельма, И..Л. Соловьёва, А.П. Черданцев, Р.Ш. Азизова - М., 1998. - С. 233.

6. Синдром хронической утомляемости/ Н.Г. Арцимович, В.С. Чугунов, А.В. Корнев и др.// Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1994. - Т. 94. -№5. - С. 47-50.

7. Bell D.S. Chronic Fatigue Syndrome in children/ D.S. Bell// J. of Chronic Fatigue

Syndrome (The Haworth Medical Press). -1995. - № 1. - P. 9-33.

S.K. Matveeva, L.P. Sanakoeva

PREVALENCE AND EFFECT OF

CHRONIC FATIGUE ON PSYCHOEMOTIONAL STATUS, COGNITIVE AND PERCEIVING FUNCTIONS IN SCHOOLCHILDREN

Prevalence of various types of chronic fatigue in schoolchildren of Perm at the age of 12-16 years old was studied. Investigation of psychoemotional status and cognitive functions in 45 children with idiopathic chronic fatigue (ICF) and in 25 healthy pupils was carried out. It has been established that each second pupil has complaints for fatigue; prolonged fatigue (during 1 month) was revealed in 38 % pupils, chronic one (duration more

than 6 months) - in 14,% and idiopathic chronic fatigue - in 4,4 %. Increased situational and personal anxiety, depression, emotional instability and low extravertness were typical for ICF children. Lower indices of distribution of attention and decrease in acoustic and combined memory volumes were also found. It has been established that in ICF children, disorders of psychoemotional state prevail over cognitive ones. Obligatory observation of such pupils by psychologist is needed.

Keywords, schoolchildren, chronic fatigue, psychoemotional status, cognitive and perceiving functions.

Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е.А. Вагнера

Материал поступил в редакцию 12.05.2006

УДК 616-02:621.397

Е.В. Малышева

О ВЛИЯНИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Средства массовой информации, включая теле-, радиопередачи, электронные и печатные СМИ, прочно вошли в жизнь людей.

Курение, алкоголь, ожирение, насилие, сексуальность, психическое здоровье и развитие, познавательное развитие, как доказано во многих зарубежных исследованиях, имеют связь с телевидением. Наша страна находится на этапе становления и развития западной модели телевидения и если не учитывать зарубежный опыт, то в скором времени нам придется пожинать те его плоды, что сейчас уже имеют развитые страны.

Критическая оценка воздействия телевидения на здоровье человека, в особенности детей и подростков, дана исследователями «Школы медицины» университета Питтсбурга (Пенсильвания): «Добрый вечер и добро пожаловать в шестичасовые новости! Сегодня вечером мы собираемся пропустить наши обычные сенсационные истории и сообщить вам нечто действительно очень важное. Знаете ли вы, что ваши дети подвергнуты воздействию более чем 45 часов в неделю различных видов электронных медиа-средств, включая радио и телевидение? Знаете ли вы, что прежде чем ваши дети достигнут совершен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.