Научная статья на тему 'Распространенность хламидийной и герпетической инфекций у жителей Санкт-Петербурга по данным серологического мониторинга'

Распространенность хламидийной и герпетической инфекций у жителей Санкт-Петербурга по данным серологического мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.Б. Куляшова, Л.А. Березина, А.В. Закревская, А.Б. Жебрун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распространенность хламидийной и герпетической инфекций у жителей Санкт-Петербурга по данным серологического мониторинга»

Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.

Инфекция и иммунитет

торая относится к числу наиболее чувствительных и простых полуколичественных методов.

Цель работы — выявление штамма B.pseudomallei с оптимальным составом антигенов для создания чувствительного и специфичного мелиоидозного эритроцитарного антигенного диагностикума.

Для создания диагностикума использовали антигены штаммов возбудителя мелиоидоза и близкородственного вида B. thailandensis с различной вирулентностью (ЛД50 для золотистых хомячков: B. pseudomallei 57 576 (< 101 м.к.), B. pseudomallei 111 (< 101 м.к.), B. pseudomallei 107 (> 107 м.к.) и B. thailandensis 264 (> 106 м.к.). Антигенные препараты получали водно-солевой экстракцией и осаждением 40% сульфатом аммония. Состав оценивали в реакции имму-нодиффузии и иммуноэлектрофорезе. Полученная фракция содержала нейтральный антиген 8 и отрицательно заряженный антиген d, присутствующие во всех штаммах B. pseudomallei коллекции инститита и играющие роль при идентификации мелиоидоза.

Диагностикумы проверяли в РНГА с сапными и мелиоидозными сыворотками: гипериммунными, иммунными и от зараженных животных. РНГА с анализируемыми диагностикумами позволила выявить антитела в гипериммунных сыворотках в разведениях от 1:5000 до 1:100 000, а в сыворотках животных, зараженных сапом и мелиоидозом (белая крыса и морская свинка) — от 1:80 до 1:640. РНГА с диагностикумами на основе антигенов B.pseudomallei 107 и смеси антигенов B. pseudomallei 57 576 и 111 с сыворотками кроликов, вакцинированных авирулентными живыми культурами B. pseudomallei VPA, 107 и B. thailandensis 264 выявила титры от 1:640 до 1:2560. РНГА с диагностикумом на основе антигенов B. thailandensis 264 выявила максимальный титр 1:640 с этими же сыворотками. Контроль специфичности осуществляли, используя гетерологичные иммунные сыворотки и интактные сыворотки лабораторных животных. РНГА со всеми диагностикумами с гетерологичными сыворотками показала титры антител от 0 до 1:140, а с интакт-ными сыворотками — от 0 до 1:40. Диагностикум на основе антигена B. pseudomallei 107 показал большую специфичность и чувствительность. Учитывая авирулентность B. pseudomallei 107, из этого штамма получали комплекс антигенов, оптимальный для создания мелиоидозного эритроцитарного диагно-стикума.

ПЕРСПЕКТИВЫ МОНИТОРИРОВАНИЯ АНТИБИОТИКОУСТОЙЧИВОСТИ УСЛОВНО-ПАТОГЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ENTEROBACTERIACEAE МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ Б.Р. Кулуев12, Д.Н. Дубровская2, Д.Я. Хайдарова2, И.А. Шакирова2, А.Р. Мавзютов2

1Учреждение Российской академии наук Институт биохимии

и генетики Уфимского научного центра РАН;

2ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, г. Уфа

В настоящее время для контроля за распространением антибиотикоустойчивости и профилактики внутрибольничных инфекций преимущественно используются методы серийных разведений, диско-диффузионный, Е-тест. Они отличаются трудоемкостью, продолжительностью и низкой воспроизводимостью, поскольку ориентированы на выявление

фенотипических признаков. Указанное не позволяет использовать их для решения эпидемиологических задач.

В связи с этим нами был проведен поиск нуклеотидных последовательностей генов Enterobacteriaceae, отвечающих за их антибиоти-коустойчивость и подобраны соответствующие праймеры, характеризующиеся схожими температурами отжига, но разными размерами ампликонов для возможности в дальнейшем множественной ПЦР и одновременной детекции нескольких генов антибиотикоустойчивости. В качестве тестовых использовали 150 клинических штаммов условно-патогенных энтеробактерий (Klebsiella pneumoniae, Proteus mirabilis, Proteus morganii и Escherihia coli). В результате проведенных исследований нам удалось обнаружить 10 исследуемых генов, а именно гены marA, marQ гены устойчивости к амино-гликозидам, сульфаниламидам, тетрациклину, фосфомицину, бацитрацину, эритромицину, три-метоприму и блеомицину, тогда как гены устойчивости к тобрамицину, гентамицину, хлорамфени-колу и альбицидину выявлены не были. У Klebsiella pneumoniae обнаруживаются гены устойчивости к 6 антибиотикам (аминогликозидам, сульфаниламидам, фосфомицину, эритромицину, триме-топриму, блеомицину) и два гена множественной антибиотикоустойчивости — marA и marG Причем 4 штамма Klebsiella pneumoniae имели гены устойчивости к трем антибиотикам и 2 штамма к двум антибиотикам одновременно. У E. coli обнаруживались гены резистентности к 3 антибиотикам (сульфаниламидам, тетрациклину, бацитрацину), причем практически все анализируемые штаммы были резистентны к бацитрацину. Для Proteus mirabilis был характерен лишь ген устойчивости к эритромицину. Чаще всего резистентность среди условно-патогенных энтеробактерий наблюдалась к триметоприму, тетрациклину, бацитрацину, сульфаниламидам, фосфомицину. Реже встречалась устойчивость к блеомицину и эритромицину.

Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг., в рамках реализации мероприятия 1.2.1. (ГКП385от 30.07.2009).

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ХЛАМИДИЙНОЙ И ГЕРПЕТИЧЕСКОЙ ИНФЕКЦИЙ У ЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПО ДАННЫМ СЕРОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Л.Б. Куляшова, Л.А. Березина, А.В. Закревская, А.Б. Жебрун

ФБУН НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера, Санкт-Петербург

Урогенитальный хламидиоз относится к одной из самых распространенных инфекций передаваемых половым путем и является важным фактором формирования вторичного бесплодия. В настоящее время отсутствуют объективные данные об инфи-цированности Chlamydia trachomatis и вирусами семейства Herpesviridae общей популяции населения Санкт-Петербурга.

Целью настоящего исследования явилось изучение распространенности хламидийной и герпетической инфекций в Санкт-Петербурге по данным се-роэпидемиологического мониторинга.

2012, Т. 2, № 1-2

Современное лабораторное обеспечение.

За период с 2008 по 2011 гг. было исследовано 2390 сывороток детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет и 1843 — взрослых в возрасте 19—70 лет.

Выявлен высокий уровень серопозитивно-сти в отношении хламидий в группе детей до года (10,1%). В возрастных группах 1—5 и 6—11 лет уровень серопозитивности оставил в среднем 4,4%, в группах подростков — 21%. Во всех возрастных группах детей в 2010 г. установлено достоверное увеличение числа положительных результатов.

У детей от 1 года до 11 лет серологические маркеры острой EBV-инфекции регистрировались достоверно чаще (68,5-59,1%), чем у детей 14-18 лет (38,8%). В возрастных группах 12-18 лет достоверно реже регистрировались случаи острой EBV-инфекции в 2010 г. по сравнению с теми же показателями в 2008-2009 гг.

Установлен высокий уровень серопозитивности у взрослых в отношении вирусов простого герпеса первого и второго типов, вируса герпеса 6 типа, цито-мегаловируса и вируса Эпштейна-Барр (89,7-93,8%). Достоверных различий в динамике наблюдения не выявлено. Уровень антител к вирусам герпеса восьмого типа незначительный (от 0 до 2%) во всех возрастных группах.

Материалы, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о широкой распространенности, неполной регистрации и гиподиагностике и хлами-дийной и герпетической инфекций.

ОЦЕНКА МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ КОКЛЮША И КОНТРОЛЯ ПРОТИВОКОКЛЮШНОГО ИММУНИТЕТА В УСЛОВИЯХ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ

Н.Н. Курова1, Г.Я. Ценева1, И.В. Бабаченко2, В.Н. Тимченко3, Т.А. Каплина3, С.И. Минченко4, Е.Д. Соколова4, М.Ф. Пясецкая4, Е.В. Тимофеева5

ФБУН НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера, Санкт-Петербург; 2НИИдетских инфекций ФМБА России, Санкт-Петербург; 3ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития России, Санкт-Петербург; 4ДГКБ № 5 им. Н.Ф. Филатова, Санкт-Петербург; 5Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, Санкт-Петербург

«Золотым стандартом» диагностики коклюша был и остается бактериологический метод. Однако в условиях массовой вакцинопрофилактики возросла доля легких и стертых форм заболевания, что приводит к поздним обращениям к врачу и затрудняет клиническую и лабораторную диагностику. В последние годы бактериологическая подтверждае-мость коклюша не превышает 10-15%, чему также способствует начатая в ряде случаев до проведения исследования антибактериальная терапия. Особую актуальность в этих условиях приобрел метод по-лимеразной цепной реакции (ПЦР), позволяющий выявлять ДНК возбудителя на поздних сроках и на фоне лечения антибиотиками. Так, в 2010 г. у стационарных больных диагноз был подтвержден бактериологическим методом в 11,9% случаев, методом ПЦР — в 58%. При обследовании на поздних сроках заболевания возрастает роль серологических методов диагностики. Большое значение при этом исследовании имеет возраст и вакцинальный статус пациента. При обследовании в стационаре непривитых пациентов (большинство — дети в возрасте до 1 года)

в реакции агглютинации (РА) антитела обнаруживались у 16% детей, среди привитых — у 57%; при обследовании методом иммуноферментного анализа (ИФА) с определением антител класса О к коклюшному токсину — у 71 и 91% соответственно. В то же время, при изучении состояния иммунитета к коклюшу у здоровых детей, привитых АКДС, наибольшее число положительных результатов было получено в РА: исследование сывороток с титрами антител 1/160 и более (в РА) дало отрицательные результаты в 19, 50 и 57% случаев при использовании трех различных ИФА-тест-систем. При этом в группе детей 3—4 лет положительный результат в ИФА получен в 15% сывороток с титром антител 1/160 (в РА) и 30% сывороток с титром 1/320, в группе подростков 16—17 лет — в 55 и 75% соответственно, что свидетельствует о перенесенном заболевании или «проэпидеми-чивании» значительной части старшей возрастной группы. Таким образом, в условиях массовой вак-цинопрофилактики возрастает диагностическое значение ПЦР и серологических методов. Для диагностики на поздних сроках заболевания оптимально использовать метод ИФА. Для серомониторинга противококлюшного иммунитета у детей, привитых цельноклеточной вакциной (АКДС), используется реакция агглютинации.

ОСОБЕННОСТИ САЛЬМОНЕЛЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ В МЕГАПОЛИСЕ

Т.Б. Кутасова2, Л.А. Кафтырева3, Н.С. Григорьева2, А.А. Соболевская2, А.Н. Афанасьева1, Л.Е. Семенова2, Н.Н. Прокофьева2, И.А. Кулемин2, М.А. Кожемякина2, Г.Г. Темкина2, Н.А. Волкова2, Е.Н. Гришина2, О.Г. Земскова2, В.А. Мособова2, Р.П. Назаренкова2, Е.Н. Зугаирова2

1Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, Санкт-Петербург; 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург», Санкт-Петербург; 3ФБУН НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера, Санкт-Петербург

В 2009—2011 гг. сальмонеллезы оставались одной из актуальных проблем в инфекционной патологии жителей Санкт-Петербурга, причем показатели заболеваемости в Санкт-Петербурге превышали показатели заболеваемости по РФ: всех жителей — в 1,3 раза, а в группе детей до 14 лет — в 1,6 раза. Наибольшие уровни заболеваемости сальмонелле-зом в 2011 г. регистрировались в группе детей до 14 лет (170,3), превышая показатель у взрослых в 5,7 раза. Дети до 14 лет составили 44,0% (2010 г. — 41,5%) от всех зарегистрированных случаев сальмонеллезов. Рост заболеваемости в этой возрастной группе в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 31,7%. В структуре заболеваемости сальмонеллезами детей до 14 лет около 80% составляли дети до 6 лет (43% — от 3 до 6 лет). Среди заболевших детей до 6 лет самый высокий показатель заболеваемости регистрировался у детей 1—2 лет. В группе заболевших детей 3—6 лет более 75% составляли дети, посещающие детские образовательные учреждения.

Обследование очагов по месту жительства позволило выявить некоторые особенности. Так, первичный диагноз «острое кишечное инфекционное заболевание» был поставлен более чем в 74,0% случаев, госпитализированы 59,9% заболевших. Не удалось

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.