Научная статья на тему 'Распространенность факторов риска сердечнососудистых заболеваний у работников локомотивных бригад Сахалинского региона Резюме'

Распространенность факторов риска сердечнососудистых заболеваний у работников локомотивных бригад Сахалинского региона Резюме Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ РИСКА БОЛЕЗНЕЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ / РАБОТНИКИ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД / CARDIOVASCULAR DISEASES (CVD) RISK FACTORS / LOCOMOTIVE CREW MEMBERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ким Ен Гир, Одарченко Сергей Юрьевич, Гонохова Людмила Георгиевна

Представлены данные о распространенности факторов риска болезней системы кровообращения у работников локомотивных бригад, проживающих в условиях северного региона. Выявлена высокая распространенность основных факторов риска болезней системы кровообращения, структура которых имеет особенности в зависимости от возраста и стажа работы. В возрасте до 40 лет при стаже работы не более 6,57±1,4 года преобладали поведенческие факторы риска. В возрастной группе 40 лет и старше негативное воздействие производственных факторов в течение 20 лет и более в сочетании с поведенческими факторами риска способствовало развитию нарушений липидного обмена, формированию избыточной массы тела либо ожирения и развитию гипертонической болезни у 50-70% работников. Артериальная гипертензия сопровождалась повышенным уровнем тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ким Ен Гир, Одарченко Сергей Юрьевич, Гонохова Людмила Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVALENCE OF RISK FACTORS OF CARDIOVASCULAR DISEASE IN WORKERS OF THE LOCOMOTIVE CREWS OF THE SAKHALIN REGION

The paper deals with the information about cardiovascular diseases (CVD) risk factors of locomotive crew members living in the North region. The high prevalence of major CVD risk factors with their structures depending on age and years of work was revealed. Behavioral risk factors prevailed at the age of 40 with service length not more than 6,57 ± 1,4 years. In the age group of 40 and over the negative 20 years’ impact of workplace factors together with the behavioral risk factors facilitated the development of lipid metabolism disorders, overweight or obesity and hypertensive disease in 50-70% of workers. Arterial hypertension was accompanied by increased level of anxiety.

Текст научной работы на тему «Распространенность факторов риска сердечнососудистых заболеваний у работников локомотивных бригад Сахалинского региона Резюме»

особенности у женщин // Пульмонология. 2009. № 2. С.102-112.

8. Чучалин А.Г. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. М.: Атмосфера, 2007.104 с.

9. Чучалин А.Г. Пульмонология. Клинические рекомендации. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. С. 171-211.

10. Хелимская И.В. Первый опыт измерения температуры выдыхаемого воздуха для ранней диагностики обструктивных заболеваний легких / И.В. Хелимская // Дальневосточный медицинский журнал. 2010. №4. С. 18-21.

11. Хоменя А.А. Статус курения и функция внешнего дыхания у пациентов молодого возраста с дисплазией соединительной ткани // Современные проблемы медицинской науки и практики. Челябинск, 2006. С. 221-225.

12. Celli B., MacNee W. Standards for the diagnosis and treatment of patients with COPD: a summary of the ATS/ERS-position paper // Eur. Respir. J. 2004: 23; 932-946.

13. Enright P.L., Sherill D.L. Reference equations for the six minute walk in healthy adults// Am J Respir Crit Care Med 1998: 158; 1384-1387

14. Feenstra T.L., van Genugten M.L., Hoogenveen R.T., Wouters E.F., Rutten-van Mblken MPMH. The impact of aging and smoking on the future burden of chronic obstructive pulmonary disease// Am J Respir Crit Care Med 2001; 164: 590-596.

15. Global Initiative for Chronic Obstructive Lung Disease(GOLD): Global strategy for the diagnosis, management and prevention of chronic obstructive pulmonary disease NHLBI/WHO Workshop Report updated 2008. [http://www.goldcopd.com].

16. Kanner R.E., Connett J.E., Williams D.E. Effects of randomized assignment to a smoking cessation intervention and changes in smoking habits on respiratory symptoms in smokers with early chronic obstructive pulmonary disease: the Lung Health Study // Am. J. Respir. Crit. Care Med. 1999; 106(4): 410-6.

17. Kralimarkova T., Dimitrov V., Popov T. Exhaled breath temperature - a new marker for assessment of airway inflammation.// Thoracic Medicine. Vol 1. 2009. P. 37-38.

18. Mannino D.M. Obstructive lung disease deaths in the United States from 1979 throught 1993. An analysis using multirli-cause mortality //Am. J. respir. Crit. Care Med. 1997. Vol. 156. P. 814-818.

Координаты для связи

Хелимская Ирина Васильевна, доктор мед. наук, профессор кафедры госпитальной терапии ГБОУ ВПО ДВГМУ МР, главный внештатный пульмонолог ДВЖД. 680000 г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35. E-mail:irinavh@mail.ru

Бондарь Валентина Григорьевна, врач-терапевт НУЗ «Дорожная больница на станции Хабаровск-! ОАО «РЖД». 680022, г. Хабаровск, ул. Воронежская, 49.

<

0Q О с!

ш

^ S

у =

S т ш V

-О о X ю

5

а

s ®

I *

CL 1Г

О оо

УДК 616.1:616-057:625.1/5

Е.Г. Ким1, С.Ю. Одарченко1, Л.Г. Гонохова2

НУЗ «Дорожная больница на станции Южно-Сахалинск ОАО «РЖД»1 г. Южно-Сахалинск РДМО на Дальневосточной железной дороге - филиал ОАО «РЖД»2 г. Хабаровск

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ФАКТОРОВ РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД САХАЛИНСКОГО РЕГИОНА

Проблема формирования трудовых ресурсов в Сахалинской области, как и в целом в Дальневосточном федеральном округе, является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено оттоком населения за пределы области, сохранением высокого уровня смертности населения трудоспособного возраста [10]. По итогам 2012 г. смертность мужчин трудоспособного возраста, проживающих на территории Сахалинской области (12,5 на 1000 чел. соответствующего возраста) в 1,4 раза превышала показатель по Российской Федерации (8,9 на 1000 чел. соответствующего возраста). Основной причиной смерти оставались болезни системы кровообращения (БСК) [2].

Современная стратегия профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) базируется на концепции факторов риска, наиболее значимыми среди которых являются пол, возраст, наследственность, курение, артериальная гипертен-зия (АГ), гиперхолестеринемия, сахарный диабет 2 типа, абдоминальное ожирение [6, 11, 12]. Однако в жизни человека трудоспособного возраста огромное значение имеет труд. Среди факторов производственного процесса, оказывающих влияние на развитие нарушений сердечно-сосудистой системы, наиболее значимыми являются шум, вибрация, работа в ночные смены, воздействие стрессогенных факторов [4, 5, 8].

Цель исследования: изучить распространенность и структуру основных факторов риска развития ССЗ среди работников локомотивных бригад, проживающих и работающих на территории, приравненной к условиям Крайнего Севера.

Материал и методы исследования

Комплексное обследование работников локо-

мотивных бригад, проживающих и работающих на территории Сахалинской области, проводилось на базе негосударственного учреждения здравоохранения «Дорожная больница на станции Южно-Сахалинск ОАО «РЖД». Сплошным методом в исследование были включены 103 работника в возрасте от 18 лет до 59 лет. Для проведения сравнительного анализа распространенности и структуры факторов риска развития ССЗ были сформированы 4 возрастные группы: 1 группа - в возрасте до 29 лет (п = 40 чел.), 2 группа - 30-39 лет (п = 21 чел.), 3 группа - 40-49лет (п = 23 чел.), 4 группа - 50-59 лет (п = 21 чел.).

Всем работникам локомотивных бригад проводился предварительный и периодический медицинский осмотр, психофизиологический отбор, в ходе которых решался вопрос о профессиональной пригодности. Для изучения распространенности факторов риска развития ССЗ исследование проводилось с определением некоторых из них: семейный анамнез, курение, индекс массы тела, состояние липидного обмена, клинико-лабора-торные данные, в том числе артериальное давление (АД). Оценку факторов риска осуществляли в соответствии с критериями, определенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 100бн «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения». Нарушение липидного обмена регистрировалось при отклонении от нормы уровня общего холе-

РЕЗЮМЕ

Представлены данные о распространенности факторов риска болезней системы кровообращения у работников локомотивных бригад, проживающих в условиях северного региона. Выявлена высокая распространенность основных факторов риска болезней системы кровообращения, структура которых имеет особенности в зависимости от возраста и стажа работы. В возрасте до 40 лет при стаже работы не более 6,57±1,4 года преобладали поведенческие факторы риска. В возрастной группе 40 лет и старше негативное воздействие производственных факторов в течение 20 лет и более в сочетании с поведенческими факторами риска способствовало развитию нарушений липидного обмена, формированию избыточной массы тела либо ожирения и развитию гипертонической болезни у 50-70% работников. Артериальная гипертензия сопровождалась повышенным уровнем тревожности.

Ключевые слова: факторы риска болезней системы кровообращения, работники локомотивных бригад.

стерина более 5 ммоль/л или проведении гипо-липидемической терапии. Курение табака - ежедневное выкуривание одной сигареты и более. Избыточная масса тела - индекс массы тела 25 -29,9 кг/м2, ожирение - индекс массы тела более 30 кг/м2. Диагноз гипертонической болезни был подтвержден клинико-лабораторными и инструментальными методами исследования.

Психофизиологическое обследование работников локомотивных бригад проводилось по утвержденным методикам, которые позволяли выявить профессионально важные качества, а также изучить показатели, характеризующие уровень стресса. Уровень тревоги оценивался с помощью методики, разработанной Ч.Д. Спилбер-гером и адаптированной Ю.Л. Ханиным. Изучался уровень тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Опросник САН позволил оценить субъективное состояние по трем факторам: самочувствие, активность, настроение. В работе использована компьютерная версия теста Люшера, позволяющая объективизировать цветовой ряд по следующим параметрам: фактор нестабильности выбора, отклонение от аутогенной нормы, тревожность, активность, работоспособность и показатель вегетативного тонуса.

Статистическая обработка данных выполнена с использованием пакета прикладных программ 51а11Б11са 6.0.

Результаты исследования и их обсуждение

PREVALENCE OF RISK FACTORS OF CARDIOVASCULAR DISEASES IN WORKERS OF THE LOCOMOTIVE CREWS OF THE SAKHALIN REGION

E.G. Kim, S.Y. Odarchenko, L.G. Gonohova

ABSTRACT

The paper deals with the information about cardiovascular diseases (CVD) risk factors of locomotive crew members living in the North region. The high prevalence of major CVD risk factors with their structures depending on age and years of work was revealed. Behavioral risk factors prevailed at the age of 40 with the service length not more than 6,57 ± 1,4 years. In the age group of 40 and over the negative 20 years' impact of workplace factors together with the behavioral risk factors facilitated the development of lipid metabolism disorders, overweight or obesity and hypertensive disease in 50-70% of workers. Arterial hypertension was accompanied by increased level of anxiety.

Key words: cardiovascular diseases (CVD) risk factors, locomotive crew members.

Таблица 1. Сравнительная характеристика работников локомотивных бригад в зависимости от возраста и стажа работы

Факторы риска 1 группа до 29 лет 2 группа 30-39 лет 3 группа 40-49 лет 4 группа 50-59 лет

п=40 п=21 п=23 п=21

М±т М±т М±т М±т

Возраст 24,8±0,39 34,0±0,67 45,5±0,62 53,8±0,85

Стаж работы 3,57±0,4 6,57±1,4 20,47±1,8 28,78±1,7

Работа машиниста и его помощника связана со значительным психоэмоциональным напряжением, острыми стрессовыми ситуациями, ответственностью за жизни пассажиров и перевозимые грузы, она требует оперативной переработки поступающей информации, выработки и принятия решений и их исполнения. Все это происходит в условиях дефицита времени и на фоне монотонии [9]. В проводимом исследовании дополнительными неблагоприятными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека, были отмечены климатические условия северного региона.

Изучаемые группы работников локомотивных бригад достоверно различались в зависимости от возраста (р< 0,05) и стажа работы (р< 0,05) (табл.

1).

При изучении распространенности факторов риска выявлено, что отягощенный семейный анамнез встречался во всех возрастных группах в 19-23% случаев (табл. 2).

Учитывая воздействие на организм работников множества стрессогенных производственных факторов, представляется важным оценка поведенческих признаков как проявлений стресса. В настоящем исследовании с этой целью изучалась распространенность курения. Доля курящих была наиболее высока в возрастной группе 30-39 лет (80,9%) при стаже работы 6,5711,4 лет. В возрастных группах до 29 лет и 40-49 лет число курящих было в 1,8-2 раза меньше в сравнении со 2 группой (р < 0,01). Наиболее низким данный показатель был у работников в возрасте 50-59 лет при стаже работы 28,7811,7 лет (23,1%) (р < 0,001).

Одной из особенностей производственной деятельности работников локомотивных бригад является гиподинамия. Об уровне физической активности и характере питания можно судить по такому показателю как индекс массы тела. Доля работников, имеющих нормальную массу тела, была наиболее высокой в возрастной группе до 29 лет при стаже работы 3,5 года (71,4%). С уве-

личением возраста и стажа работы число мужчин с нормальной массой тела уменьшилось в 2 и более раза (р < 0,01). Избыточная масса тела выявлена у 25% мужчин молодого возраста (1 группа). В возрасте 40 лет и старше более 50% работников локомотивных бригад имели избыточную массу тела, около 20-30% - ожирение.

Известно, что наиболее неблагоприятен абдоминальный тип ожирения. Средние размеры окружности талии мужчин в 1 и 2 возрастных группах (80,8±1,8 см и 85,912,4 см соответственно) были достоверно меньше (р < 0,05) в сравнении с мужчинами 3 и 4 групп (96,611,9 см и 98,712,5 см соответственно).

Состояние липидного обмена служит одним из наиболее значимых модифицируемых факторов риска БСК. Нарушение содержания холестерина было обнаружено во всех возрастных группах. Однако гиперхолестеринемия в 1 и 2 группах исследования имела место в 27,5 и 38,1% случаев. Достоверный рост числа работников с гиперхолестеринемией выявлен в возрастных группах 40-49 лет и 50-59 лет, достигая 67-70% (р < 0,05).

Артериальная гипертония выявлена в возрастной группе до 29 лет только в 1 случае. Среди работников 30-39 лет повышение уровня АД не зарегистрировано, тогда как с увеличением возраста до 40 лет и старше при стаже работы свыше 20 лет число работников с артериальной гипертензией резко возрастало и составляло соответственно 47,8 и 57,1% случаев в 3 и 4 группах исследования (р < 0,01). В результате обследования во всех случаях диагностирована гипертоническая болезнь 1 или 2 стадий.

Одним из проявлений психологической адаптации на психо-эмоциональный стресс является выраженность тревожного синдрома. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение человека. В результате психофизиологического обследования работников неза-

Таблица 2. Распространенность факторов риска БСК среди работников локомотивных бригад в зависимости от возраста

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

50 лет

Факторы риска до 29 лет 30 -39 лет 40 -49 лет и старше

п =40 п=21 п=23 п =21

абс. % абс % абс % абс. %

Семейный анамнез ранних ССЗ 8 20 4 19,0 5 21,7 5 23,8

Курение 18 45 17 80,9 9 39,1 5 23,8

Индекс массы тела, кг/м2 < 25 20 71,4 7 38,9 2 9,5 3 14,3

Индекс массы тела, кг/м2 2529,9 7 25,0 9 42,9 12 52,2 14 66,7

Индекс массы тела, кг/м2 > 30 1 3,6 2 9,5 7 30,4 4 19,0

Общий холестерин >5,0 ммоль/л 11 27,5 8 38,1 16 69,6 14 66,7

АГ 1 2,5 - - 11 47,8 12 57,1

БСК

висимо от возраста и стажа работы в профессии не выявлено существенного отклонения показателей от оптимальных значений. В связи с этим нами проведен сравнительный анализ показателей, отражающих профессионально важные качества и уровень тревожности между двумя группами работников: в основную группу были включены работники с диагностированной гипертонической болезнью (п= 24), в группу сравнения - работники без гипертонической болезни (п=27) (табл. 3).

Показатели, характеризующие профессионально важные качества, такие как готовность к экстренным действиям, скорость переключения внимания, сложная и простая двигательные реакции в обеих группах были одинаковыми, как и результаты оценки самочувствия с применением опросника САН и данные интегрального показателя здоровья. Достоверные различия получены в отношении показателя, отражающего уровень тревожности. Работники локомотивных бригад, страдающие гипертонической болезнью, имели умеренный уровень тревожности (33,8710,89), который достоверно превышал показатель группы сравнения (низкий уровень тревожности: 30,4810,91) (р<0,01).

По цветовому тесту Люшера у работников локомотивных бригад основной группы также выявлена повышенная тревожность (310,34 баллов) по сравнению с группой сравнения (1,0710,09 баллов) (р<0,001), что отражает более выраженные нарушения механизмов саморегуляции артериального давления у работников основной группы.

Более тревожные личности склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в более широком диапазоне ситуаций и интенсивнее реагировать на физиологическом

11 47,8 12 57,1

уровне. Адаптация к стрессовым ситуациям у таких личностей происходит медленнее и приводит к стимуляции адренергетического (энергозатратного) механизма приспособления организма, истощающего адаптационные резервы [1]. Более высокие значения тревоги в основной группе работников свидетельствуют о сниженной способности к преодолению стрессовой ситуации, снижению компенсаторных возможностей. Возникающие при этом мобилизационные психофизиологические реакции являются основой формирования состояния дезадаптации и факторами риска развития психосоматических заболеваний. Повышенный уровень тревожности является одним из маркеров состояния дезадаптации [3, 4] и ориентирует на проведение восстановительных и коррекционных мероприятий для работников локомотивных бригад, страдающих гипертонической болезнью.

Коэффициент вегетативного баланса (КВБ) определяет энергетический потенциал обследуемого, связан с симпатической и парасимпатической вегетативной нервной системой и рассматривается в качестве физиологической основы эрго- и трофотропного типа доминирования. Полученные в проведенном исследовании значения КВБ свидетельствуют об оптимальном уровне активности с высокой вероятностью успешной деятельности работников локомотивных бригад обеих групп.

Высокая напряженность труда машинистов и помощников машинистов в течение первых 5-6 лет работы обусловливают формирование поведенческих факторов (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание) как защитную реакцию организма на стресс. Проживание в

1 5,6

Таблица 3. Сравнительная оценка профессионально важных качеств и уровня тревожности среди работников локомотивных бригад с гипертонической болезнью и нормальным уровнем артериального давления

Показатели Основная группа п=24 Группа сравнения п=27 Р

Готовность к экстренным действиям 113±9,96 144,37±17,98 >0,05

Переключение внимания 95,35±5,69 88,14±6,48 >0,05

Стрессоустойчивость 404,94±12,08 0,376±0,008 >0,05

Сложная двигательная реакция 489,6±14,29 485,4±10,422 >0,05

Простая двигательная реакция 320,2±9,87 316,55±6,88 >0,05

Теппинг-тест 60,23±1,76 58,86±1,57 >0,05

Опросник САН 5,84±0,127 5,58±0,17 >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интегральный показатель здоровья 2,69±0,36 2,31±0,25 >0,05

Спилбергер-Ханин 33,87±0,89 30,48±0,91 <0,01

Люшера тревога 3±0,34 1,07±0,09 <0,001

Люшера КВБ 1,11±0,12 1,7±0,304 >0,05

ус ловиях Крайнего Севера, либо на территориях, приравненных к нему, является дополнительным фактором, оказывающим негативное влияние на формирование поведенческих факторов, тип питания.

По данным проведенных медицинских осмотров, «практически здоровыми» были признаны 27,5 и 19% машинистов и помощников машинистов только в двух возрастных группах: до 29 лет и 30-39 лет при стаже работы 3,5 - 6,5 лет. Все остальные работники имели те или иные заболевания. При увеличении возраста работников старше 40 лет и стажа работы свыше 20 лет около 50-60% работников локомотивных бригад имели БСК, в частности, гипертоническую болезнь.

Контроль факторов риска ССЗ остается неадекватным. Наиболее эффективно организован контроль за достижением целевого уровня АД, что обусловлено требованиями, предъявляемыми к состоянию здоровья во время предрейсовых медицинских осмотров. Для модификации поведенческих факторов риска необходима реализация комплексной программы, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.

Результаты настоящего исследования в сравнении с данными других авторов выявили более высокую распространенность таких факторов риска как курение, АГ и ожирение среди работников локомотивных бригад. По данным Р.Г. Ога-нова и соавт., в России курят 59,8 % взрослых мужчин, АГ имеют 39,9 %, гиперхолестеринемию - 56,9 %, ожирение - 11,8% [6]. В этой связи нельзя не учитывать роль профессии и условия проживания. Воздействие комплекса неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, ночные смены) в сочетании с высоким психоэмоциональным напряжением, хроническим

стрессом способствуют формированию факторов риска и развитию БСК, в первую очередь АГ. На начальных стадиях развития АГ повышен уровень функционирования симпато-адреналовой системы. Психологический профиль такой личности имеет повышение по шкалам тревожности и поисковой активности. Эмоциональные реакции, такие как тревога, страх и тоска, признаются в качестве связующего звена между психической и соматической сферами. Ухудшение функционального состояния организма приводит к снижению компенсаторных возможностей, усилению воздействия комплекса неблагоприятных факторов. В результате формируется «порочный круг», приводящий к развитию соматической патологии, такой как БСК.

Заключение

Таким образом, среди работников локомотивных бригад, проживающих и работающих в северном регионе, выявлена высокая распространенность основных факторов риска ССЗ. В возрасте до 40 лет при стаже работы не более 6,5711,4 лет преобладали поведенческие факторы риска, такие как курение и гиподинамия на фоне непрерывного воздействия комплекса неблагоприятных производственных и стрессоген-ных факторов. В возрастной группе 40 лет и старше у 50-70% работников локомотивных бригад развивалось нарушение липидного обмена, происходило формирование избыточной массы тела либо ожирения и гипертонической болезни. Артериальная гипертензия сопровождалась повышенным уровнем тревожности. Контроль большинства факторов риска ССЗ остается неадекватным. Все это необходимо учитывать при разработке профилактических программ БСК.

Литература

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 352 с.

2. Здравоохранение в России: стат.сб. / Росстат. М., 2013 г. 380 с.

3. Крылов А.А. Психосоматические особенности у больных гипертонической болезнью // Клиническая медицина. 2001. Т.79. №6. С. 56-57.

4. Любченко П.Н. Профилактика и купирование профессионального стресса // Клиническая медицина. 2007. № 9. С. 24-27.

5. Мелентьев А.В. Стратификация сердечно-сосудистого риска у рабочих шумовибрационных профессий // Здравоохранение Российской Федерации. 2013. № 6. С. 39-40.

6. Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. Эпидемию сердечно-сосудистых заболеваний можно остановить усилением профилактики // Профилактическая медицина. 2009. №6. С. 3-7.

7. Чазов Е.И., Оганов Р.Г., Погосова Г.В. и соавт. Клинико-эпи-демиологическая программа изучения депрессии в кардиологической практике: у больных артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца (КООРДИНАТА): результаты многоцентрового исследования // Кардиология. 2007. №3. С. 28-37.

8. Цфасман А.З., Алпаев Д.В., Горохов В.Д. Суточные ритмы артериального давления у работающих с ночными сменами в возрастно-ста-жевом аспекте: вопросы адаптации //Медицина труда и промышленная экология . 2013. № 5. С. 12-16.

9. Цфасман А.З. Курс железнодорожной медицины. М.: Репро-центр-М, 2011. 368 с.

10. Хорошавин А.В., Заусаев В.К. Дальний Восток России: как жить и хозяйствовать: монография. Хабаровск: КГУП «Хабаровская краевая типография», 2012. 512 с.

11. The Lipid Research Clinics Coronary Primary Prevention trial results. Reduction in incidence of coronary heart disease : Lipid Research Clinics Prorgamm // JAMA. 1984. Vol. 251. P. 351-364.

12. World Health Organization. The World Health Report 2002: Reducing risk, Promoting healthy life. Geneva: World Health Organization, 2002. 108 р.

Координаты для связи

Ким Ен Гир, зав. терапевтическим отделением НУЗ «Дорожная больница на станции Южно-Сахалинск ОАО «РЖД». Е-mail: kimengir.doctor@mail. ru

Одарченко Сергей Юрьевич, главный врач НУЗ «Дорожная больница на станции Южно-Сахалинск ОАО «РЖД». E-mail: rwh@mail.ru.

Почтовый адрес больницы: 6930012, г. Южно-Сахалинск, ул. Украинская, 10.

Гонохова Людмила Георгиевна, доктор мед. наук, начальник отдела лечебно-профилактической работы РДМО на ДВЖД - филиал ОАО «РЖД». 680000, г. Хабаровск, ул. Комсомольская, 67. E-mail: lggonokhova@yandex.ru

<

СО О с!

ш

^ S

ы =

S т

ш О) JQ §

X \о

5

9)

S ^

I н

£ х

О оо

УДК 616.12-008. 331. 1: 615.036.8 С.Б. Пономарёва

НУЗ «Отделенческая больница на станции Тында ОАО «РЖД» г. Тында

ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ У РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ПО ДАННЫМ НУЗ «ОТДЕЛЕНЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА НА СТАНЦИИ ТЫНДА ОАО «РЖД»

Работники локомотивных бригад (РЛБ) - это образец профессии, в которой сочетается ряд вредных экзогенных факторов, имеющих отношение к возникновению гипертонической болезни (ГБ). Ведущим из всех этих факторов является значительное продолжительное психоэмоциональное напряжение в сочетании с частыми острыми стрессовыми ситуациями. На втором месте стоит шум. Затем следуют ночные смены, гиподинамия и другие составляющие [1].

Лечебная тактика при артериальной гипертонии (АГ) детально разработана, а арсенал эффективных антигипертензивных средств достаточно широк. Однако при назначениитерапии необходимо учитывать не только целесообразность назначения того или иного препарата, но и отсутствие их отрицательного влияния на скорость реакций у машинистов локомотивов и их помощников. В то же время рекомендуется отдавать приоритет тем группам лекарственных препаратов, которые наряду с высокой гипотензивной эффективностью, увеличивают толерантность миокарда к нагрузке, предупреждают развитие дилатации левого желудочка и гипертрофии миокарда или способствуют их обратному развитию, снижают количество случаев внезапной смерти, а также возможность развития нарушений коронарного кровотока, ишемии миокарда. Регулярная гипотензивная терапия препаратами, обладающими перечисленными свойствами, способствует сохранению профпригодности в профессии, связанной с обеспечением безопасности движения поездов.

Материалы и методы исследования

Предметом исследования явилась диспансерная группа пациентов, являющихся работниками локомотивных бригад, находящихся под наблюдением производственного врача НУЗ «Отделенческая больница на ст. Тында ОАО «РЖД».

Осуществлялось непосредственное наблю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.