УДК 616.85/616-053.2
Хакимова С.З.
Доктор мед. наук, доцент СамГМУ г. Самарканд, Узбекистан
Гулямова Г.А. Ассистент СамГМУ г. Самарканд, Узбекистан Маматкулова Ш. Ш. докторант СамГМУ г. Самарканд, Узбекистан
РАСПРОСТРАНЕНИЕ, СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ РИСКА ГОЛОВНОЙ БОЛИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Аннотация
В данной статье проведен анализ исследований головной боли у детей, которая является одной из самых распространенных проблем в педиатрии. Она может возникать у детей и подростков разного возраста, и ее распространенность значительно растет с возрастом. Проанализированы распространение, структура и факторы риска головной боли у детей и подростков, проведен комплекс исследований, объединяющий ретроспективные и проспективные методы: анкеты, интервью, ведение дневников и клинические обследования.
Ключевые слова
Головная боль, мигрень, посттравматическая, головная боль напряжения, дети, подростки.
Khakimova S.Z.
Doctor med. Sciences, Associate Professor SamSMU
Samarkand, Uzbekistan Gulyamova G.A.
Assistant SamSMU Samarkand, Uzbekistan Mamatkulova Sh. Sh. doctoral student SamSMU Samarkand, Uzbekistan
DISTRIBUTION, STRUCTURE AND RISK FACTORS OF HEADACHE IN CHILDREN AND ADOLESCENTS
Annotation
This article analyzes studies of headaches in children, which is one of the most common problems in pediatrics. It can occur in children and adolescents of all ages, and its prevalence increases significantly with age. The distribution, structure and risk factors of headaches in children and adolescents were analyzed, and a set of studies was conducted that combined retrospective and prospective methods: questionnaires, interviews, diaries and clinical examinations.
Keywords
Headache, migraine, post-traumatic, tension headache, children, adolescents.
Головная боль - распространенное явление среди детей и подростков, которое может сильно сказываться на их качестве жизни и общем благополучии. Чтобы более полно понять эту проблему,
необходимо изучить ее распространенность, структуру и факторы риска.
По данным исследований, головная боль является одной из самых распространенных проблем в педиатрии. Она может возникать у детей и подростков разного возраста, и ее распространенность значительно растет с возрастом. Также головная боль встречается как у мальчиков, так и у девочек, но существуют различия в ее характере и особенностях у обоих полов.
Структура головной боли детей и подростков может быть разной и зависит от многих факторов. Она может быть острым или хроническим видом, иметь эпизодическое или хроническое течение. Также головная боль может быть напряженной, мигреневой или связанной с другими заболеваниями. Продолжительность и интенсивность головной боли также могут варьироваться.
Одним из важных аспектов изучения головной боли у детей и подростков являются факторы риска. Среди них могут быть генетическая предрасположенность, физическая активность, психологические факторы, сон, питание и травмы головы. Некоторые из этих факторов могут быть модифицируемыми, то есть изменяемыми, и их учет может помочь в разработке эффективных стратегий предотвращения и лечения головной боли у детей и подростков.
Таким образом, изучение распространенности, структуры и факторов риска головной боли у детей и подростков является важной задачей для нас, и результаты таких исследований помогут улучшить их здоровье и качество жизни. В большинстве случаев головная боль у детей и подростков при своевременной и точной диагностике и адекватном лечении имеет благоприятный прогноз. Однако интенсивный характер головной боли и ее сочетание с другими симптомами (тошнотой, рвотой, бледностью, сонливостью) часто вызывают излишнее беспокойство как у родителей, так и у пациентов. Обращаясь к врачу, родители хотят быть уверены, что головная боль не является следствием серьезного заболевания (например, опухоли мозга). С другой стороны, некоторые утверждают, что головные боли у детей могут возникать регулярно, но это связано с возрастными изменениями и не требует особого внимания. По их мнению, если пик головных болей приходится на "переходный период" между 9 и 15 годами, то появление не регулярных головных болей свидетельствует о том, что в организме идет процесс возрастной перестройки и его функциональная адаптивная система не справляется с возросшей нагрузкой.
Цель исследования: проанализировать распространение, структуру и факторы риска головной боли у детей и подростков.
Материалы исследования: 40 больных с жалобами на головную боль обратившиеся в течение года в неврологическое отделение городского медицинского объединения города Самарканда и 40 пациентов получавших стационарное лечение.
В структуре головной боли преобладали головной боль напряжения и мигрень, на их долю пришлось 89,5% и 92,8% случаев (рис.1). Посттравматическая головная боли (ПГБ) диагностирована у 5,7% и 4,4% детей, другие варианты цефалгии, связанные с патологией шеи, пазух, глаз, неклассифицированные, встречались редко.
Другие головные боли
Посттравматичес 5%
Мигрень 18%
кая головная боль 6%
Головная боль напряжения 71%
Рисунок 1 - Структура головной боли в детском возрасте обратившихся амбулаторно
С возрастом наблюдается заметное увеличение частоты появления первичных головных болей. Первый скачок наблюдается после посещения школы и достигает 7-7,5 раз, второй - во время пубертатного периода и составляет 2-2,5 раза. В целом, среди детей старше 10 лет головная боль обнаруживается в 4 раза чаще. Также в этом возрасте девочки чаще страдают от головной боли (гендерный коэффициент 1,4-1,35).
Среди 40 госпитализированных больных головной болью, жалобы на нее предъявляли 49,2% пациентов. Большая часть из них - 74,3% - составляли жители города, а всего лишь 25,6% жили в сельской местности. Анализ структуры головной боли показал значительное преобладание головной боли напряжения (75,6%) (рис. 2).
4% 5% □ Мигрень
15%
□ Головная боль
■ напряжения
V j □ Посттравматическая
76°% головная боль
□ Другие головные боли
Рисунок 2 - Общая структура головной боли у стационарных больных
Хроническая головная боль напряжения встречалась в 56,6% случаев, эпизодическая- в 43,4%. Мигрень встречалась в 15,5%случаев, причем мигрень без ауры-в85,2%, а мигрень с аурой - в13,3%. Сочетание головной боли напряжения и мигрени (коморбидная головная боль) наблюдалось в 4,5% случаев.
Симптоматическая головная боль наблюдалась в 8,9%случаев. Посттравматическая головная боль встречалась в 4% случаев, чаще у мальчиков 10-13 лет (5,2%) и была в основном частью постэмоционального синдрома. Головная боль, связанная с эпилепсией, диагностировалась в виде эпилептического сердцебиения и постиктальной головной боли в сочетании с межприступной головной болью напряжения или мигренью у другого пациента. К редким симптомам относились головная боль, связанная с патологией шейного отдела позвоночника, головная боль в период восстановления после перенесенной нейроинфекции (менингита, энцефалита), опухолей головного мозга и доброкачественной внутричерепной гипертензии.
Частота первичной головной боли была одинаковой у детей 10-12и 13-17 лет (44,8 и 43,7%), но в 4раза реже встречалась у детей младшего школьного возраста 6-9 лет (11,5%) (табл. 1).
Таблица 1
Частота головной боли напряжения и мигрени у пациентов с учетом возрастно-половых различий
Возраст/ пол Всего ЭГБН ХГБН Мигрень
6-9 лет: 11,5% 56,9% 29,9% 13,2%
м: 51,8% 64,8%* 22,5% 12,7%
д: 48,2% 48,5% 37,9%* 13,6%
10-12 лет: 44,8% 41,1% 41,9% 17%
м: 49,4% 49,6%* 35,9% 14,5%
д: 50,6% 32,8% 47,7%* 19,5%
13-17 лет: 43,7% 25,6% 56,4%* 18%
м: 45,5% 31,7%* 52,3% 16%
д: 54,5% 20,6% 59,8% 19,6%
Всего: 100% 36% 47%* 17%
Всего м: 47,9% 43,9%* 41,2% 14,9%
Всего д: 52,1% 28,8% 52,3% 18,9%
*р<0,05
Структура головной боли по полу показала, что у мальчиков чаще встречалась эпизодическая головная боль типа напряжения (58,4%), а основной причиной стационарного лечения часто являлись коморбидные расстройства, такие как тики, энурез, когнитивно-поведенческие нарушения и их последствия. Девочки чаще встречались среди пациентов с хронической головной болью напряжения (58%), мигренью (57,9%) и ГБ (69,5%).
Головные боли напряжения чаще встречались в 7 и 10 лети, как правило, совпадали с началом обучения в школе или переходом на классно-урочную систему в 5-м классе, что увеличивало эмоционально-психологическую нагрузку. Дебют мигренозных головных болей чаще встречался в возрасте от 7 до 12 лет и также был связан с влиянием школьной нагрузки, а у половины девочек-со временем наступления менархе.
Учащение приступов головной боли в большинстве случаев было связано с периодом пубертата. В 69,7% случаев это усугублялось увеличением академических нагрузок в старших классах, в 59,4% случаев — стрессовыми ситуациями, а в 18,2% случаев причина оставалась неопределенной.
Следует отметить, что распространенность сопутствующих расстройств при головной боли напряжения была выше, чем при мигрени. Эмоциональные нарушения встречались в 1,4 раза чаще, астения — в 2 раза, инсомния, энурез — в 3 раза, тики — в 5 раз чаще у детей с головной боли напряжения. Логоневроз наблюдался только у детей с головной болью напряжения.
Особенно характерным был широкий спектр сопутствующей патологии у детей с хронической головной болью напряжения. У них была эмоциональная лабильность, проявления синдрома вегетативной дистонии, чаще с преобладанием вагусных влияний в начальном вегетативном статусе. Пароксизмальные расстройства, такие как липотимии, обмороки и панические атаки, наблюдались в 3 раза чаще. Астения, инсомния, логоневроз и тики встречались в 3 раза чаще, когнитивные нарушения и энурез в 2 раза чаще, а также у них была более высокая предрасположенность к хроническим соматическим заболеваниям, низкая резистентность к инфекциям и различные формы аллергии, включая медикаментозную, пищевую, бытовую и поллиноз.
80,5% случаев головной боли у детей были связаны с различными патологиями беременности у их матерей, включая ранний и поздний гестоз, угрозу прерывания беременности, соматические и инфекционные заболевания, стрессы, а также недоношенность. Аналогично, при 79,6% случаев мигрени у детей также наблюдались эти патологии в анамнезе матерей.
Генетическая предрасположенность была выявлена у 75,2% детей, страдающих мигренью, и в трех четвертях случаев она передавалась через другие члены семьи, что подтверждает генетическую природу этого заболевания.
Также было выявлено, что у детей, страдающих головной болью, повышенные умственные нагрузки играли роль в развитии этого состояния. Например, 10,4% пациентов учились в лицеях и гимназиях, и хронический характер головной боли встречался в 3 раза чаще среди старшеклассников.
Итак, обращение детей за медицинской помощью у неврологов из-за головной боли увеличилось на 40,65% в среднем каждый год, и более 90% случаев этой болезни были связаны с психосоматическими факторами, включая первичные цефалгии, такие как головная боль и мигрень.
Исследование, проведенное L. Кан и его коллегами, позволило оценить распространенность головной боли у детей, поступивших в больницу неотложной помощи в течение одного года. Оказалось, что всего 0,7% госпитализированных детей предъявляли жалобы на головную боль. Большинство случаев головной боли были симптоматическими и связаны с разными медицинскими проблемами, такими как респираторные инфекции (28,5%), легкие черепно-мозговые травмы (20%), и 18,4% детей нуждались в нейрохирургической помощи из-за опухолей, абсцессов головного мозга, эпидуральных и субдуральных гематом, а также нарушений функции вентрикулоперитонеального шунта. Первичные формы головной боли, такие как мигрень и головная боль напряжения, составили всего 10% от общего числа случаев головной боли, при этом мигрень составляла 8,5%, а головная боль напряжения - 1,5%.
Эти результаты согласуются с данными других исследований, таких как исследование И.В. Квасковой и её коллег, и свидетельствуют о том, что в неврологические стационары с жалобами на головную боль в основном попадают дети с головной болью психогенной природы. Симптоматические формы головной боли составляют менее 10% случаев.
Как на амбулаторном, так и на стационарном уровне неврологической помощи было отмечено преобладание головной боли среди школьников старших классов. В подростковом возрасте головная боль чаще встречалась у девочек, чем у мальчиков, и включала в себя хроническую головную боль напряжения, мигрень и их сочетанные формы.
У детей с мигренью и особенно с головной болью напряжения была выявлена высокая коморбидность с другими психосоматическими расстройствами, в первую очередь с вегетативной дисфункцией и эмоциональными нарушениями. Они также часто имели хронические соматические заболевания, низкую резистентность к инфекциям и неблагоприятный перинатальный и семейный анамнез. Важное влияние на развитие головной боли оказывали интенсивные информационные нагрузки.
Из проведенного исследования, включающего анкетирование, ведение дневника головной боли и клинический опрос, была получена более достоверная информация о распространенности головной боли среди школьников.
Согласно полученным данным, 42,1% школьников сообщали о периодической головной боли. Головная боль напряжения была наиболее распространенным типом головной боли, встречаясь у 30,6% всех учащихся и составляя 72,6% от общего числа детей, страдающих головной болью. Эпизодическая головная боль напряжения была выявлена у 24,8% школьников (58,9% от общего числа с головной болью), в то время как хроническая головная боль напряжения у 5,8% (13,7%).
Мигрень была установлена у 7,8% учащихся, и она составила 18,6% от числа детей, страдающих головной болью. Мигрень с аурой была обнаружена в 21% случаев. Это соответствует данным из литературы, которая указывает, что частота мигрени с аурой в детском возрасте колеблется от 10% до 50%.
Исследование позволило получить более детальное представление о распространенности разных видов головной боли среди школьников и о том, какие дополнительные факторы и методы оценки могут быть полезными при исследовании этого явления.
■ Мигрень
■ Головная боль напряжения
■ Посттравматическая головная боль
■ Другие головные боли
Рисунок 3 - Структура головной боли у школьников по данным популяционного исследования
Из ваших данных видно, что с возрастом наблюдается отрицательная динамика распространенности головной боли среди детей и подростков. Особенно выделяется рост числа детей, страдающих периодической головной болью: от 19,7% в младших классах до 55,2% в 8-9 классах, с пиком в 13 лет (59,3%). Эпизодическая головная боль напряжения также значительно возрастала с возрастом, увеличившись с 13,5% у детей 7-9 лет до 34,4% у подростков 13-17 лет.
Число детей с мигренью выросло в 3 раза в препубертатном периоде и в 4 раза в пубертатном периоде, особенно выражено у старших девочек. Также была заметна половая дифференциация при мигрени и хронической головной боль напряжения, начиная с 10 лет. У старших девочек, мигрень
становится более распространенной, и половой диморфизм при мигрени становится более выраженным (1:1,7).
У подростковых девочек встречается сочетание головной боли напряжения и мигрени в 6 раз чаще, чем у мальчиков (6,2% против 1,1%). Также отмечается связь между мигренью и началом менструаций (менархе), особенно в возрасте 12-13 лет.
Эти данные подчеркивают важность понимания динамики головной боли среди детей и подростков, а также влияния различных факторов, включая пол и возраст, на распространенность разных видов головной боли.
В ваших данных указано, что у младших детей отмечается достаточно высокий процент посттравматической и неклассифицированной головной боли. Посттравматическая головная боль более распространена у мальчиков, особенно до 13 лет, возможно, связана с их повышенной активностью и импульсивностью, что может приводить к большему числу травматических ситуаций.
У детей в возрасте 7-9 лет может возникать затруднение в определении характера головной боли и соотнесении её с классифицированными типами из-за неполного соответствия диагностическим критериям. Это связано с тем, что младшие дети могут иметь трудности в описании боли, вспоминании её проявлений и симптомов, сопутствующих ей. Такие неклассифицированные случаи головной боли могут быть связаны с различными факторами, включая патологию рефракции, проблемы в шейном отделе позвоночника или придаточных пазух. Для верификации этих случаев требуется проведение дополнительных исследований.
Извлеченные данные также показывают, что большинство детей (92,6%) впервые жалуются на головную боль в возрасте от 7 до 11 лет. Дебют головной боли напряжения совпадает с началом школьного обучения в 25,2% случаев, с началом пубертатного периода в 40,7%, и с увеличением учебных нагрузок в 57,1%. У мигрени 25% случаев начинаются в возрасте от 7 до 10 лет, 39,3% начинаются в препубертатном периоде, и 45,7% начинаются в период пубертата. Продолжительность болезни у детей варьируется от 1 года до 7 лет, средняя продолжительность составляет 2,2 года для эпизодической головной боли напряжения, 3,7 года для хронической головной боли напряжения и 3,2 года для мигрени. Хронические головные боли чаще встречаются при раннем дебюте и длительности болезни.
В случае хронической головной боли напряжения, у большинства пациентов эта форма боли начиналась эпизодически и была связана с эмоциональным и умственным напряжением (95,3%). Длительность этого этапа хронической головной боли напряжения составила от 1 до 3 лет. У 3,7% пациентов головная боль напряжения сразу стала хронической.
Трансформация эпизодической головной боли напряжения в хроническую происходила в большинстве случаев во время пубертатного периода и под воздействием психогенных факторов, а также значительного увеличения учебных нагрузок в старших классах. Более 90% детей отмечали усиление головной боли во время учебы, особенно в период экзаменов, и её уменьшение или исчезновение во время каникул.
Эти данные подчеркивают важность воздействия факторов, связанных с образованием и психоэмоциональным состоянием, на развитие хронической головной боли напряжения у детей, и подчеркивают значение управления учебными нагрузками и стрессом в предупреждении этой проблемы.
Таблица 2
Связь головной боли напряжения и мигрени со школьными нагрузками в течение учебного года
Провоцирующий фактор ГБН Мигрень
Начало учебного года 46,2%** 26,8%
Экзамены, контрольные работы 65,7% 51,8%
Большой объем домашних заданий 71,8%** 44,6%
Подготовка доклада или реферата 41% 33,9%
Страх перед учителем 33,4%* 17,8%
*р<0,05; **р<0,001
В течение учебной четверти у детей с частой эпизодической головной боли напряжения и хронической головной боли напряжения отмечалось ухудшение самочувствия в наиболее "загруженные" школьные дни и улучшение в воскресенье. При мигрени значимыми факторами, провоцирующими болевые приступы, были экзаменационный стресс и большой объем домашних заданий. В случае головной боли напряжения, влияние оказывали начало учебного года, высокие учебные нагрузки и страх перед учителем.
Помимо головной боли, 45% учащихся также страдали болями другой локализации, такими как абдоминальные боли, кардиалгии, цервикалгии, дорсалгии и боли в конечностях. Боли в разных областях тела чаще встречались у детей с разными формами головной боли. Например, боли в шее, надплечьях и спине чаще ассоциировались с головной болью напряжения, в то время как боли в животе чаще сопровождали мигрень. Полиалгический синдром, включая несколько видов болей, был характерен для многих детей, особенно для тех с хронической головной болью напряжения.
Таблица 3
Частота астено-вегетативных нарушений у школьников
Синдром Всего Без ГБ С ГБ
СВД: 49,8% 18,3% 93,2%*
7-9 18,7% 4,7% 75,4%*
10-12 55,8%* 21,5% 94,5%*
13-17 68,8%* 33,9% 97,1%*
Астения: 48,6% 23,3% 83,4%*
7-9 11,8% 5,2% 38,6%*
10-12 54,9%* 27,6% 85,5%*
13-17 71,7%* 44% 94,2%*
*р<0,001
Почти половина респондентов отмечала повышенную утомляемость и вегетативную дисфункцию, и эти симптомы становились более выраженными в пубертатном периоде. Коморбидность с головной болью была высокой: сосудистая дистония (СВД) в 5 раз и астения в 3,5 раза чаще встречались у детей, страдающих головной болью.
С возрастом и увеличением частоты головной боли у детей также увеличивалась выраженность вегетативных и астенических нарушений. У старшеклассников, страдающих головной болью, умеренная астения была выявлена в 47% случаев, а выраженная астения наблюдалась только у подростков с хронической головной болью напряжения или при сочетании хронической головной болью напряжения с мигренью (4%).
У детей младшего возраста умственная и физическая утомляемость проявлялись в основном при увеличении нагрузок, и только 12,3% из них имели умеренные астенические расстройства. У младших детей также чаще наблюдались нарушения внимания. В пубертатном периоде более типичными были психическая усталость, снижение памяти, раздражительность и эмоциональная лабильность.
Дети без головной боли, согласно тесту И.К. Шаца, в основном проявляли признаки утомления (легкая астения), и только 9% подростков имели умеренную степень астении.
Что касается наследственной предрасположенности, 73,2% детей с мигренью имели наследственные факторы, чаще через материнскую линию. 58% детей с головной болью напряжения росли в семьях, где один из близких родственников также страдал от периодической головной боли.
Из представленных данных видно, что головная боль чаще встречалась у детей из неполных семей с низким социально-экономическим уровнем, с бытовыми проблемами, часто болеющих, имеющих отягощенный перинатальный анамнез и хроническую соматическую патологию. Эти факторы могут оказывать влияние на развитие головной боли у детей.
Дети, страдающие мигренью, более часто пропускали школу из-за головной боли по сравнению с
детьми, у которых головная боль была напряжения (44,6% против 21,5%). Они также чаще использовали анальгетики (85,7% против 60,6%). Использование обезболивающих увеличивалось с возрастом без гендерных отличий.
Таблица 5
Сравнительная оценка выраженности некоторых количественных показателей, полученных при
ретроспективном и проспективном исследовании детей с головной болью
Характеристика ГБ ГБН Мигрень
Анкета Дневник Анкета Дневник
ВАШ 5,8±0,2* 5,1±0,2 8,1±0,S* 7,2±0,2
Длительность более 4 часов 47,7%* S5% 72,7%* 52,S%
Частота более 1 раза в неделю 18,8% 42,7%* 11,4% 1S,6%
*р<0,05
Что касается обращения к медицинским специалистам, только небольшая доля детей с головной болью и мигренью была систематически наблюдаема у детского невролога в поликлинике. Большинство детей обращались к врачу эпизодически или однократно. Также наблюдались случаи самолечения среди больных. Информация, представленная в анкетах и дневниках, была близка в части частоты головной боли при мигрени, но различалась при головной боли напряжения. У детей с головной болью напряжения, головная боль отмечалась не менее одного раза в неделю в дневнике в 2,7 раза чаще.
Из ваших сообщений видно, что дебют и характер головной боли у детей имеют сильную связь с различными факторами, включая семейные проблемы, школьный стресс, пубертатный период и компьютерную нагрузку. Эти факторы могут влиять на нервно-психическое здоровье детей и способствовать развитию головной боли.
Выводы. Для более точного понимания распространенности и характеристик головной боли у детей, проведение комплексных исследований, которые объединяют ретроспективные и проспективные методы, представляется важным. Это включает в себя анкеты, интервью, ведение дневников и клинические обследования. Важно также соблюдать диагностические критерии для различных типов головной боли, чтобы точно определить их тип и патогенез. Понимание этих факторов может помочь разработать более эффективные стратегии профилактики и лечения головной боли у детей, а также улучшить их качество жизни.
Список использованной литературы:
1. Будчанова Н.Ю., Делягин В.М., Хондкарян Г.Ш. Распространенность и особенности клинических проявлений первичных головных болей у школьников // Педиатрия. 2008. №87 (5). C1S8-140.
2. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В. и др. Астенические расстройства и когнитивные нарушения у пациентов с головной болью напряжения // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 201S. №11S (5). С. S1-S5.
S. Di Donato I., Bianchi S., De Stefano N., Dichgans M., Dotti M.T., Duering M., et al. Cerebral Autosomal Dominant Arteriopathy with Subcortical Infarcts and Leucoencephalopathy (CADASIL) as a model of small vessel diseas: update on clinical, diagnostic, and management aspects. BMC Med. 2017; 15(1): 41.
4. Ямин М.А., Черникова И.В., Арасланова Л.В., Шевкун П.А. Митохондриальная энцефалопатия с инсультоподобными эпизодами и лактат-ацидозом (синдром MELAS): критерии диагностики, особенности эпилептических приступов и подходы к лечению на примере клинического случая. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2017; 9(4): 65-9.
5. Posadas E., Fisher J. Pediatric bacterial meningitis: an update on early identification and management. Pediatr. Emerg. Med. Pract. 2018; 15(11): 1-20
© Хакимова С.З., Гулямова Г.А., Маматкулова Ш. Ш., 202S