Научная статья на тему 'Распространение интернет-технологий в России и «Гуглизация» сознания молодежи'

Распространение интернет-технологий в России и «Гуглизация» сознания молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1378
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ / ВОЗДЕЙСТВИЕ ИКТ НА МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Медведева Е.И., Крошилин С.В.

Развитие современного общества сложно представить без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Интернет-технологии напрямую воздействуют на формирование человеческого капитала, становятся источником получения новых знаний. Все большая доступность и возможность повсеместного использования ИКТ делают их влияние на реализацию индивидов очевидным. Люди уверены, что интернет-технологии способны давать необходимый уровень знаний. Это повлекло за собой возникновение такого понятия как «гуглизация» сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Медведева Е.И., Крошилин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распространение интернет-технологий в России и «Гуглизация» сознания молодежи»

УДК 316.77+007

распространение интернет-технологий в россии

и «гуглизация» сознания молодежи*

е. и. Медведева,

кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник E-mail: e_lenam@mail.ru

С. В. КРОШИЛИН,

кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник E-mail: krosh_sergey@mail.ru Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН

Развитие современного общества сложно представить без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Интернет-технологии напрямую воздействуют на формирование человеческого капитала, становятся источником получения новых знаний. Все большая доступность и возможность повсеместного использования ИКТ делают их влияние на реализацию индивидов очевидным. Люди уверены, что интернет-технологии способны давать необходимый уровень знаний. Это повлекло за собой возникновение такого понятия, как «гуглизация» сознания.

Ключевые слова: информатизация общества, информационно-коммуникационные технологии, экономика знаний, интернет-технологии, коммуникации молодежи, воздействие ИКТ на молодежь.

Современные мировые тенденции характеризуются быстро изменяющейся средой - технологической, рыночной, информационной. Экономики различных стран функционируют в условиях глобализации и усиления конкуренции, что в свою очередь приводит к ускорению производства инноваций (генерации идей). Уход от сырьевой зависимости

* Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ №№ 12-3201340 «Формирование человеческого потенциала молодежи в современном информационном обществе (на примере региона России)».

российской экономики - основная задача, решение которой невозможно без развития технологий, в том числе информационных и коммуникационных. Например, в своих работах И. С. Мелюхин так определяет особенности процессов информатизации общества: «Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют первичный (аграрный) и вторичный (промышленный) секторы, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством, растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии» [4].

Следует отметить, что Россия вошла в список 30 стран-лидеров, обладающих потенциалом развития цифровых и информационных технологий. Хотя уровень распространения Интернета в российском обществе ниже, чем в большинстве западных стран, однако он уже составляет 50 % от всего населения России [6]. Согласно данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), количество пользователей Интернета выросло с 2 млн чел. в 2000 г. до 46,5 млн чел. в 2010 г. [1] (рис. 1). Осенью 2013 г. ежемесячная интернет-аудитория в России составила 66,1 млн чел. в возрасте старше 18 лет, или 57 % населения страны, заявила руководитель проекта «ФОМ-Рунет» С. Борисова на конференции «Не- 9

деля Интернета в России - 2013» (Russian Internet Week - RIW).

Интернет-аудитория выросла за 2011 г. на 5,4 % по отношению к 2010 г., согласно официальным данным и заявлению главы Министерства связи РФ И. Щеголева. «По сравнению с 2010 годом темп уменьшился, но аудитория продолжает увеличиваться», - заявил министр [6].

Для большинства пользователей Интернет стал повседневным, привычным явлением. Почти 75 % выходящих в сеть (около 47 млн чел.) делают это ежедневно. Рост интернет-аудитории замедляется -с осени 2011 г. по осень 2012 г. она увеличилась на 12 %, а годом ранее рост составлял 17 %. Основным источником прироста аудитории Интернета являются регионы. Там проживают 93 % новых интернет-пользователей. Интересно, что данные технологии все активнее распространяются в селах: за 2012 г. аудитория увеличилась на 33 %, в то время как в Москве и Санкт-Петербурге рост составил всего 6 % [6]. Среди федеральных округов Центральный и Уральский увеличили темпы роста, остальные округа показали снижение. Так, рост замедлился в Дальневосточном федеральном округе. Мегаполисы Москва и Санкт-Петербург увеличили темпы прироста лишь за счет увеличения населения, а не за счет доли пользователей Интернета среди жителей.

Аудитория Интернета стремительно «молодеет». В 2010 г. пользователями Интернета были 84 % детей в возрасте от 12 до 17 лет [1]. Можно предположить, что информационные технологии становятся дополнительным источником доступа к

Пользователи Годовой прирост числа пользователей,

Источник: [1,

Рис. 1. Рост месячной интернет-аудитории, млн чел.

информации молодого поколения граждан России. По оценкам исследователей ООН, по индексу развитости опНпе-сервисов Россия сегодня занимает 37-е место в мире, по уровню развития ИКТ-инфраструк-туры - 30-е место, по человеческому капиталу - 44-е место. В 2011 г. зафиксирован самый высокий рост уровня развития ИКТ-инфраструктуры (с 0,0913 до 0,6583) [3, 6].

Доступность Интернета в России для всех категорий граждан возрастает с каждым годом. За год проникновение Интернета (т. е. отношение месячной аудитории Интернета в регионе к населению региона для жителей старше 18 лет) в целом по России выросло до 52 % (по данным исследования Фонда «Общественное мнение» и Аналитической группы компании «Яндекс» [1, 8]). Основной рост показателя произошел в городах с населением менее 100 тыс. чел. Здесь проникновение Интернета увеличилось на 7 процентных пунктов, достигнув среднего уровня по России.

Всеобщая доступность и распространенность интернет-технологий качественно меняет коммуникационные возможности современной молодежи, формы и способы формирования человеческого потенциала. Сам процесс получения новых знаний в молодежной среде становится все в большей степени зависимым от «сети». Коммуникации среди подростков напрямую определяются возможностями использования мобильных устройств для общения и поиска информации: телефонов, смартфонов и планшетов. Их активное использование меняет привычные процессы обучения и получения новых знаний. Однако кроме позитивных есть и

негатавные последствия воздействия ИКТ на молодых людей: например возникают различные зависимости, проблемы со здоровьем, «гуглизация» процессов получения знаний и др.

Для того чтобы оценить степень влияния процессов информации российского общества, было проведено исследование населения юго-востока Подмосковья (Коломна, Луховицы, Воскресенск, Егорьевск,

Зарайск, Озеры). Опрошено 600 чел. в возрасте от 15 до 33 лет (41,3 % - мужского пола и 58,7 % -женского). Изучалось отношение школьников и студентов к информационно-коммуникационным технологиям в целях выявления различных положительных и отрицательных сторон их использования. Для возможности сопоставления мнений различных групп людей выборка каждого города была квотирована по 2 подгруппам: 1) школьники - 38,3 %; 2) студенты - 61,7 %.

Исследуемые подгруппы в большинстве случаев используют возможности и службы Интернета как средство коммуникаций, развлечений и доступа к всевозможным видам информации: начиная с текстовой, заканчивая видео- и музыкальной. Причем объем скачивания в настоящее время практически не ограничен. У большинства интервьюируемых Интернет является безлимитным (около 90 %). Лишь незначительная часть опрошенных (8,3 % школьников и 6,6 % студентов) пользуются Интернетом с тарификацией трафика.

Согласно исследованиям, по данным сервисов Яндекс. Метрика, Яндекс. Новости, Яндекс. Справочник и Яндекс. Каталог, а также Фонда «Общественное мнение», исследовательской группы TNS и Технического центра Интернет (ТЦИ), аудитория мобильного Интернета выросла на треть [1, 7, 8]. За 2012 г. скорость фиксированного широкополосного доступа к Интернету также значительно возросла. В регионах в тарифных планах за 500-600 руб. в мес. скорость доступа увеличилась в 4,4 раза и составила

22 Мбит/с [7]. Это позволяет пользоваться Интернетом гораздо больше времени и скачивать желаемое количество информации без ограничений (имеются лишь технические ограничения по скорости, но и они с развитием интернет-услуг оказывают все меньшее влияние).

В стоимостном выражении доступность Интернета за 2012 г. стала более привлекательной. По данным Аналитической группы компании «Яндекс», цена в пересчете на 1 Мбит/с снизилась в 4 раза - до 26 руб. за 1 Мбит/с. Однако большинство пользователей не стали платить меньше: изменилась скорость доступа, финансовые затраты остались на прежнем уровне. Средняя стоимость тарифа составляет 500-600 руб. в мес. В регионах среди таких тарифов скорость доступа в сеть выросла в 4,4 раза и составила 22 Мбит/с. В Москве скорость удвоилась, а в Санкт-Петербурге утроилась [7] (рис. 2).

Очевидно, что доступность Интернета как услуги в сфере ИКТ зависит не только от стоимости тарифа, но и от уровня доходов граждан в регионе. По индексу доступности (соотношению средней зарплаты и стоимости доступа) лидирует Москва, в числе аутсайдеров - Дальний Восток. Жители ДФО тратят на Интернет ту же часть зарплаты, что и москвичи, но получают скорость в 18 раз ниже.

О необходимости преодоления неравных возможностей доступа к интернет-ресурсам в регионах неоднократно говорил премьер-министр Д. А. Медведев. Так, в ходе заседания Правительства РФ, прошедшего 07.11.2013, премьер-министр

Цена за 1 Мбит/с, руб.

Индекс доступности

Москва кш 3,39

Санкт-Петербург ЕЕ! 2,72

УрФО 1,34

ЦФО 1,14

СФО 0,93

ПФО 0,88

СЗФО 0,73

ЮФО 0,55

ДВФО 1 197

Источник: [1, 8].

50

100

150

200

Рис. 2. Стоимость доступа и индекс доступности Интернета, руб.

заявил, что необходимо покончить с цифровым неравенством в целях создания единого информационного пространства страны. Он также отметил, что Интернет должен быть быстрым, хорошего качества и недорогим, в том числе и на территориях, которые в настоящий момент удалены от основных центров развития связи. Кроме того, премьер-министр добавил, что наиболее эффективным инструментом цифрового выравнивания является формирование современного уровня конкуренции в секторе [5]. Ранее Д. А. Медведев особо отмечал, что учебные заведения по всей стране должны быть обеспечены хорошим доступом к Интернету.

Реализация широкомасштабной национальной программы по подключению общеобразовательных учреждений к Интернету в 2006-2009 гг. способство-

вала тому, что практически все общеобразовательные учебные заведения сегодня оборудованы компьютерными классами с доступом в Интернет (табл. 1).

Из анализа данных табл. 1 видно, что за последние 20 лет произошел качественный скачок в обеспечении российских школ классами для преподавания основ информатики и вычислительной техники. Количество рабочих мест для учеников увеличилось почти в 5 раз, а за период реализации национального проекта «Образование» в наших школах стало почти на 100 тыс. больше компьютерных мест. На начало 2011/12 учебного года 41 220 общеобразовательных учреждений имели собственный сайт в сети. Однако общая обеспеченность средствами ИКТ учебных заведений все еще оставляет желать лучшего (табл. 2).

Таблица 1

Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения, оснащенные кабинетами основ информатики и вычислительной техники (ОИВТ),

на начало учебного года

Показатель Учебный год

1990/91 1995/96 2001/02 2003/04 2005/06 2007/08 2009/10 2011/12

Число учреждений, имеющих учебные 12 155 24 472 27 787 33 762 35 073 34 988 43 209 42 302

кабинеты ОИВТ, всего

Доля от общего числа учреждений, % 37,1 68,6 74,5 90,6 94,8 96,7 78,6 83,0

Количество рабочих мест с ЭВМ в 142,8 315,7 311,0 336,5 381,4 419,6 522,3 535,6

учебных кабинетах ОИВТ, тыс.

Источник: Российский статистический ежегодник 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. С. 228.

Таблица 2

Электронные средства обучения в учебных учреждениях различных уровней образовательной системы, на начало учебного года

Показатель Учебный год

2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12

Общеобразовательные учреждения

Число ПК*, тыс. шт. В том числе: 674,5 — 1 056,1 1 169,8 1 363,6

- в локальной вычислительной сети 353,2 - 555,3 630,1 752,5

- имеющие доступ к сети Интернет 286,5 - 524,3 611,0 776,4

Число ПК на 100 чел. обучающихся, шт. 4,0 - 6,2 6,9 8,1

Средние профессиональные учреждения

Число ПК, тыс. шт. В том числе: 181,3 192,4 202,8 216,5 227,0

- в локальной вычислительной сети 124,5 139,2 151,7 168,2 176,7

- имеющие доступ к сети Интернет 78,6 94,7 116,9 135,8 151,0

Число ПК на 100 чел. обучающихся, шт. 7,9 9,0 13,5 14,6 13,5

Высшие профессиональные учреждения

Число ПК, тыс. шт. В том числе: 568,1 603,7 626,2 643,3 689,1

- в локальной вычислительной сети 409,4 461,2 520,5 548,0 586,6

- имеющие доступ к сети Интернет 382,3 430,9 488,0 504,2 562,0

Число ПК на 100 чел. обучающихся, шт. 9,2 9,7 16,2 17,7 20,0

* ПК - персональный компьютер.

Источник: Российский статистический ежегодник 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. С. 229.

1? -

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Если проанализировать данные, приведенные в табл. 2, то становится очевидно, что назвать «качественными» изменениями в использовании информационных и компьютерных технологий можно лишь на уровне общего образования - как по технике, так и по выходу в Интернет. Лишь 57 % компьютеров в школе на начало 2011-2012 учебного года имели выход в Интернет. На уровне средних профессиональных учреждений рост незначительный - с 2010 по 2011 г. количество персональных компьютеров (ПК) увеличилось лишь на 10,5 тыс. шт. Из них лишь 66 % имеют выход в Интернет. В высшей школе количество ПК увеличилось лишь на 7,1 % и составило 689,1 тыс. ед., причем из них 81,5 % подключены к интернет-ресурсам.

Более важный и интересный показатель с точки зрения информатизации процесса образования -это число компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 чел. обучающихся (рис. 3). На конец 2012 г. в общеобразовательных учреждениях данный показатель был на уровне 8,1 шт. на 100 чел., по отношению к уровню 2010 г. он вырос лишь на 2 шт.

В учреждениях среднего профессионального образования данный показатель с 2010 г. остался неизменным и составил 13,5 шт. ПК на 100 обучающихся человек. В системе высшего образования произошли самые заметные изменения: с 2009 г. отмечен рост больше чем в 2 раза, а в 2012 г. уровень составил 20 шт. Разумеется, наметилась положительная тенденция по сравнению с предыдущими периодами, но все же этого явно недостаточно для современных форм образовательного процесса с использованием электронных средств обучения, эффективность которых в первую очередь зависит от использования каждым обучающимся персонального компьютера.

Проблемы в образовательных учреждениях связаны не только с возможностью получения (приобретения) компьютеров и средств ИКТ. Многие столкнулись с тем, что на

обслуживание полученной техники у учебных заведений нет финансовых возможностей, а у ряда учебных учреждений такие расходы вообще не предусмотрены в бюджете. В результате многие технические средства простаивают в классах и не используются в учебном процессе. У многих не хватает практического опыта и знаний для эксплуатации новой техники (например, интерактивные доски в учебных заведениях иногда используют просто для демонстрации презентаций). Поэтому необходимо ясно понять, насколько система образования готова к процессам информатизации и готова ли она использовать новейшие ИКТ в образовательном процессе [2].

В процессе исследования было установлено, что 86,1,7 % школьников и 62,7 % студентов работают на компьютерах в учебном заведении только на уроках информатики. Только у 10,4 % школьников и 11,9 % студентов компьютерные классы активно используются в учебном процессе. Из опрошенных групп лишь у 1,7 % школьников и 2,7 % студентов есть возможность воспользоваться компьютерным классом в свободное от учебы время, причем 1,7 % школьников и 22,7 % студентов указали на его отсутствие (рис. 4).

Отметим, что учебные классы подключены к Интернету у 67,0 % школьников и 43,8 % студентов. Однако лишь 11,3 % и 16,8 % соответственно пользуются им во время занятий. Не имеют выхода в Интернет 21,7 % школьников, еще хуже ситуация у студентов - 39,5 % из них указали на отсутствие возможности пользоваться сетью.

Источник: данные из Российского статистического ежегодника 2012 г и расчеты авторов. Рис. 3. Число компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 чел. обучающихся, по учебным учреждениям различных уровней образования в 2008-2012 гг., шт.

Рис. 4. Диапазон мнений школьников и студентов о том, как используется компьютерный класс, %

Отсутствие возможности использования интернет-технологий в учебном заведении молодежь компенсирует собственными мобильными устройствами и «домашним» Интернетом. Из всех опрошенных возможность использования глобальной сети дома есть практически у каждого (около 98 % по двум группам респондентов). Только 2,2 % студентов вынуждены ходить в интернет-кафе или к друзьям, но это, как правило, приезжие, которые живут в общежитии. Они обычно используют интернет-кафе для компьютерных сетевых игр.

Чаще всего Интернет используется для общения с друзьями (утверждают это 91,3 % школьников и

93,0 % студентов). Большая часть студентов (89,7 %) выполняют задания по учебе (поиск информации для рефератов и курсовых работ), школьники в меньшей степени используют Интернет для данных целей (65,2 %). Данные категории опрошенных заняты поиском интересующей их информации (83,5 % школьников и 91,9 % студентов). Также посредством сети молодежь скачивает музыку и фильмы (рис. 5).

Исследование показало, что лишь около половины опрошенных пользуются образовательными порталами (64,3 % - школьников, 48,1 % - студентов). Треть студентов знают о существовании та-

кнх ресурсов, но не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Диапазон мнений школьников и студентов о том, для чего молодежь использует Интернет, %

знают их адресов (у школьников таких лишь 20,9 %). Не видят необходимости в использовании данных интернет-ресурсов 19,5 % студентов. Отсутствие знаний адресов, необходимых для учебы, полезных источников, сайтов и порталов отчасти свидетельствует о том, что учащиеся плохо информированы об их существовании. Однако им, как выяснилось,

хорошо известны другие адреса. Перечень 20 самых посещаемых молодежью порталов приведен в табл. 3.

Как видно из анализа данных табл. 3, наиболее посещаемым ресурсом остается социальная сеть «ВКонтакте» (81,3 %). Данный ресурс лидировал и в предыдущих исследованиях, которые проводились два года назад. Это еще раз подтверждает, что сейчас молодежь чаще общается посредством сети. На 2-м месте поисковый сервер Yandex, на 3-м -почтовый Mail. ru (31,7 %), на 4-м - социальная сеть «Одноклассники» (23,3 %), на 5-м - поисковик Google (20,3 %). Следует отметить, что большинство учащихся используют свободную энциклопедию Wikipedia (6-е место). Как правило, это связано с заданиями по учебе. Далее идут социальные сети: Youtube (7-е место), Facebook (8-е место), Twitter (9-е место). 10-е место разделили кино- и музыкальные порталы («Кинопоиск», «Зайцев. нет»).

Социальные сети все больше вытесняют общение посредством электронной почты (рис. 6).

Самой посещаемой является сеть «ВКонтакте» (90,4 % школьников и 88,6 % студентов). «Одноклассники» были указаны у 38,4 % студентов и лишь 13,9 % - школьников. Популярный на западе ресурс Facebook среди нашей молодежи практически не востребован (около 6 % - указали только студенты). Лишь незначительная часть опрошенных совсем не общается в социальных сетях (1,7 % школьников и 0,5 % студентов). В социальных сетях проводят все свободное время 12,8 % школьников и 8,3 % студентов. Практически треть опрошенных (28,4 % школьников и 33,7 % студентов) тратят на социаль-

Таблица 3

Наиболее часто упоминаемые интернет-порталы

Рей- Доля опрошенных Доля

тинг Сайт лиц, указавших от указанных

данный сайт, % сайтов, %

1 ВКонтакте 81,3 24,9

2 Yandex 36,0 11,0

3 Mail. ru 31,7 9,7

4 Одноклассники 23,3 7,1

5 Google 20,3 6,2

6 Wikipedia 13,3 4,1

7 Youtube 9,7 3,0

8 Facebook 6,3 1,9

9 Twitter 5,3 1,6

10 Кинопоиск 4,3 1,3

11 Зайцев. нет 3,3 1,0

12 Книгофонд 3,3 1,0

13 Контакт 3,3 1,0

14 instagram 2,7 0,8

15 Rambler 2,3 0,7

16 SportBox 2,3 0,7

17 спортбокс.ру 2,3 0,7

18 avto.ru 2,0 0,6

19 rutracker.org 2,0 0,6

20 ask.fm 1,7 0,5

ные сети от 1 до 3 ч в день и практически столько же (25,7 и 29,3 % соответственно) от 0,5 до 1 ч.

Современные средства связи (смартфоны, айфоны и планшеты) позволяют присутствовать в Интернете практически в любом месте. При этом они пользуются всеми службами, которыми располагает сеть (рис. 7).

Рис. 6. Социальные сети, которые используют опрошенные школьники и студенты, %

Рис. 7. Службы Интернет, которые обычно используют школьники и студенты, %

и 30,4 % школьников. Студенты более активно пользуются интернет-магазинами -27,6 %.

Тематика посещаемых ресурсов весьма разнообразна. Лидерами остаются поисковики, средства общения и развлечения (кино, видео, музыка) (рис. 8).

У двух рассматриваемых групп интересы почти одинаковы: около трети посещают образовательные сайты и новостные порта-

Как уже было сказано, основная функция Интернета, которую активно использует молодежь, это поиск. Блоги, форумы и социальные сети -на 2-м месте. На 3-м - мгновенные сообщения (программы типа ICQ, mail-агент, skype). Выбор в пользу электронной почты сделали 59,5 % студентов

лы. Здоровьем и спортом в большей степени интересуются студенты (27,0 %), а школьники - наукой и новыми технологиями (20,0 %). Остальные сайты указывались респондентами чаще всего исходя из личных интересов, увлечений и хобби. Некоторые связывали посещение интернет-порталов с направ-

Рис. 8. Тематические сайты (страницы), чаще всего посещаемые школьниками и студентами, % НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

лениями своей трудовой деятельности (работающие студенты): экономика, финансы, бизнес, производство и возможное трудоустройство в будущем.

Как показало исследование, в Интернете 39,1 % школьников и 37,8 % студентов проводят от 1 до 3 ч. От 3 ч и больше в сети проводят соответственно 27,0 и 23,2 %. Все свободное время уделяют Интернету 15,7 % школьников и 8,6 % студентов. Половина опрошенных лиц может некоторое время спокойно обойтись без Интернета. У 32 % это вызывает легкое негодование. Достаточно эмоционально реагируют и сильно переживают по этому поводу почти 17,4 % школьников и 16,2 % студентов.

Практически 50 % опрошенных лиц испытывает постоянную необходимость своего присутствия в интернет-пространстве до такой степени, что это может сказаться на психическом здоровье опрошенных. Причем на вопрос «Если бы Вы вдруг лишились возможности пользоваться Интернетом, Ваша жизнь изменилась бы?» характерный ответ «Да, сильно» прозвучал у 38,5 % школьников и 34,3 % студентов (рис. 9).

Однако около 50 % респондентов спокойно отнеслись бы к варианту отсутствия сети, они дали ответ «Нет, несильно». Совсем не видят проблемы в отсутствии Интернета 14,7 % школьников и 9,9 % студентов.

Практически все опрошенные уверены, что в настоящее время уровень владения компьютерной техникой влияет не только на перспективы трудоустройства молодежи, но и на возможность получения новых знаний, информации. Отсутствие навыков владения современной компьютерной техникой значительно снижает возможности повышения своего человеческого потенциала. С другой стороны, сам процесс общения упрощается, ведь интерфейс с каждым новым поколением техники становится все

проще, что в конечном итоге позволяет достаточно быстро осваивать новые устройства.

Практически все опрошенные уверены, что умение владеть компьютером необходимо человеку в современном обществе, лишь 0,9 % школьников и 2,2 % студентов так не считают. При этом около 85 % интервьюируемых отмечают, что использование информационны технологий дает возможность получать более качественные знания.

Именно уверенность молодежи в том, что информационные технологии и Интернет способны давать необходимый уровень знаний, а не просто информацию, привело к такому понятию, как «гуг-лизация» сознания. Изучаемая группа лиц констатирует, что все необходимые знания (и информацию) можно найти с помощью поисковой услуги в Интернете, не затрачивая практически никаких особых усилий. При этом известный лозунг «Яндекс -найдется все!» для большинства стал панацеей при выполнении любого задания и даже при решении проблемной жизненной ситуации. «Вбивание» в поисковую строку нового понятия представляется для многих единственной возможностью получить необходимые новые знания. Это подтвердили и исследования авторов (рис. 10).

Как видно из анализа данных рис. 10, около 90 % опрошенных при необходимости определения нового понятия или неизвестного термина набирают его в поисковой строке (Yandex, Google и др.). Спрашивать у наставников или преподавателей считают возможным лишь 7,3 % школьников и 3,9 % студентов. Проконсультируются у друзей 2,8 и 1,1 % опрошенных соответственно. Увы, никто из школьников не собирается при этом идти в библиотеку, только 4,4 % студентов все же ее посетят.

Очевидно, что процессы информатизации, которые происходят в российском обществе, качес-

Рис. 9. Диапазон ответов школьников и студентов на вопрос «Если бы Вы вдруг лишились возможности пользоваться Интернетом, Ваша жизнь изменилась бы?», %

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 10. Действия молодежи при необходимости поиска значения неизвестного термина, %

твенно меняют возможности молодежи в получении информации и знаний. Каждое поколение по-своему воспринимает информационные и интернет-технологии: одни считают ИКТ необходимым современным инструментом во всех сферах деятельности, другие воспринимают как страшную угрозу для нашего общества, которая связана с проблемой генерации новых знаний. Третьи скажут, что ИКТ открыли новую страницу транснациональной преступности, упростив заключение сделок.

Чаще всего опрошенные считают, что информатизация - это использование интернет-технологий во всех секторах экономики и сферах деятельности. К данному процессу относят повсеместное использование компьютеров 17,4 % школьников и 32,4 % студентов, возрастающее значение знаний - 37,4 и 18,9 % опрошенных соответственно, «лавинообразное» увеличение количества информации - около 6 % респондентов.

Основная проблема Интернета видится в том, что благодаря неограниченным возможностям поиска информации и ее доступности происходит подмена генерации знания, мыслительной деятельности «вбиванием запроса» в строку поиска. Больше 90 %, согласно исследованиям, поступают именно так, когда встречаются с новым понятием, термином или явлением. Важно уметь ориентироваться в лавинообразном нарастании информации, но при этом не следует переоценивать возможностей ИКТ, которые являются лишь эффективным инструментом для обработки информации, но не могут генерировать

знаний. Именно поэтому школьник или студент, скачивая реферат или курсовую работу по заданной теме, не могут понять, что именно преподаватель хочет на защите, когда задает вопрос «Что ты понял из данного материала?». Гипотетически большинство учащихся сегодня искренне считают, что такая форма отчетности, как реферат или курсовая, подразумевает именно правильное нахождение и скачивание материала. Среди выпускников очень трудно найти специалистов, которые готовы мыслить нестандартно, генерировать идеи и создавать интеллектуальный продукт.

Отметим, что отсутствие креативного мышления у части молодежи не должно стать причиной полного отказа от новых технологий, ведь с точки зрения источника информации ИКТ сегодня не имеют аналога. Широкие возможности получения информации и знаний, которые существуют сегодня, трудно переоценить: стали доступны практически без ограничения любые библиотеки, периодические издания, информация научно-исследовательских центров, аналитических статей и учебников. Эффективное использование и правильное цитирование могли бы способствовать генерации новых знаний. Задача научного сообщества и профессорско-преподавательского состава вузов видится в том, чтобы научить молодежь России правильно использовать этот уникальный всемирный информационный ресурс - Интернет. Ведь без решения данной задачи будет невозможен инновационный прорыв в развитии России и формирование экономики знаний.

Список литературы

1. Исследования «Интернет в России». Вып. 33 (Весна 2011) / Обследование интернет-аудитории России на основании скрининг-отбора интернет-пользователей по методу компании Nielsen// NetRatings, Inc. Фонд «Общественное мнение». URL: http://bd. fom. ru/map/projects/internet.

2. Крошилин С. В., Медведева Е. И. Влияние информационно-коммуникационных технологий на формирование человеческого капитала или перспективы построения информационного общества в Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 41 (134). С. 22-30.

3. Лаврентьева Н. Россия взлетела на 32 позиции в мировом рейтинге развития Электронного правительства // Издание о высоких технологиях Cnews. URL: http://www.cnews.ru/news/top/ index.shtml?2012/03/06/480310 (дата обращения: 10.11.2013).

4. Мелюхин И. С. Информационное общество и государство. [Электронный ресурс]. URL: www. relcom. ru/Archive/1997/ComputerLaw/State. htm.

5. Медведев Д. А. призывает покончить с цифровым неравенством // Специализированный портал по вопросам связи и информационных технологий Rspectr при поддержке Роскомнадзора. URL: http://www. rspectr. com/index. php/news2012/ item/3069-medvedevcyfr71113.html (дата обращения: 09.11.2013).

6. На пути к электронной демократии: информационные технологии общественной экспертизы в России и за рубежом / А. Г. Захаренков, К. Н. Кудрявцев, Е. А. Савостина и др.; под общ. ред. Е. В. Коч-киной; отв. ред. О. А. Бессолова. М.: АНО «Совет по вопросам управления и развития», ООО «Вариант», 2013.

7. Поколение Рунета: поисковое исследование российского цифрового пространства: доклад. ЮНИСЕФ. М., 2011. С. 4.

8. Развитие Интернета в регионах России, 2013 // Отчет Аналитической группы департамента маркетинга компании «Яндекс». URL: http://company. yandex. ru/researches/reports/2013/ya_internet_ regions_2013.xml (дата обращения: 10.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.