Научная статья на тему 'Распространение информации как объект права'

Распространение информации как объект права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
760
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / ОГРАНИЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / OBJECT OF LEGAL RELATIONSHIP / OBJECT OF INFORMATION RELATIONSHIP / INFORMATION DISSEMINATION / OBJECT OF INFORMATION DISSEMINATION / ABRIDGEMENT OF INFORMATION DISSEMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дженакова Е.В.

На основе анализа теоретико-правовых концепций понимания категории «объект правоотношения» определяются объекты информационных правоотношений. Последние предлагается трактовать как структурно сложные объекты, состоящие из одного или нескольких самостоятельных элементов. В связи с этим распространение информации необходимо рассматривать в одних случаях как простое правоотношение, объектом которого является сама деятельность по распространению, в других как сложное правоотношение, объект которого представляет собой единство интересов распространителя и получателя информации, охватывающих содержание информации, технико-технологический ресурс и действия по распространению и получению информации. Соответственно, под распространением информации понимается структурно сложное информационное правоотношение, что позволяет точнее определить пределы распространения информации, а также уточнить круг субъектов распространения, их функциональную роль и правовой статус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dissemination of information as an object of law

Based on the analysis of legal conceptions of an object of legal relationship, objects of information relationships are determined. The latter are considered as structural objects consisting of one or several substantive elements. Consequently, dissemination of information is presented in two respects: as a simple legal relation, object of which is the dissemination activity itself, and as a complex legal relation, object of which consists of disseminator’s and recipient’s interests covering the actions for disseminating and receiving information, the information and telecommunication resources, and the contents of information. Thus, dissemination of information is defined as a legal relationship with a complicated structure, and this allows to specify the limits of information dissemination, to define the list of subjects of dissemination, their capacities and legal nature.

Текст научной работы на тему «Распространение информации как объект права»



РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ПРАВА

Дженакова Екатерина Всеволодовна

Старший преподаватель кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: djencath@mail.ru

На основе анализа теоретико-правовых концепций понимания категории «объект правоотношения» определяются объекты информационных правоотношений. Последние предлагается трактовать как структурно сложные объекты, состоящие из одного или нескольких самостоятельных элементов. В связи с этим распространение информации необходимо рассматривать в одних случаях как простое правоотношение, объектом которого является сама деятельность по распространению, в других - как сложное правоотношение, объект которого представляет собой единство интересов распространителя и получателя информации, охватывающих содержание информации, технико-технологический ресурс и действия по распространению и получению информации. Соответственно, под распространением информации понимается структурно сложное информационное правоотношение, что позволяет точнее определить пределы распространения информации, а также уточнить круг субъектов распространения, их функциональную роль и правовой статус.

Ключевые слова: объект правоотношения, объект информационного правоотношения, распространение информации, объект правоотношения распространения информации, ограничение распространения информации

DISSEMINATION OF INFORMATION AS AN OBJECT OF LAW

Dzhenakova Ekaterina

Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: djencath@mail.ru

Based on the analysis of legal conceptions of an object of legal relationship, objects of information relationships are determined. The latter are considered as structural objects consisting of one or several substantive elements. Consequently, dissemination of information is presented in two respects: as a simple legal relation, object of which is the dissemination activity itself, and as a complex legal relation, object of which consists of disseminator's and recipient's interests covering the actions for disseminating and receiving information, the information and telecommunication resources, and the contents of information. Thus, dissemination of information is defined as a legal relationship with a complicated structure, and this allows to specify the limits of information dissemination, to define the list of subjects of dissemination, their capacities and legal nature.

Key words: object of legal relationship, object of information relationship, information dissemination, object of information dissemination, abridgement of information dissemination

Исследование вопроса об объекте правоотношений по распространению информации невозможно без анализа теоретико-правовых концепций понимания самой категории «объект правоотношения».

По мнению О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородского, определение объекта правоотношения должно быть основано на общефилософском понимании объекта как внеш-

него, противостоящего субъекту предмета, на который направляются сознание и деятельность субъекта1. Они также считали, что юридическая наука самостоятельно общую категорию объекта не разрабатывает, а использует именно философское понимание объекта определенного явления как того, на что данное явление оказывает или может оказать воздействие2.

В отечественной дореволюционной науке проблема объекта права исследовалась достаточно глубоко. Наиболее подробно она разрабатывалась в гражданском праве, однако и общетеоретическая значимость изучения категории объекта права осознавалась учеными предельно ясно.

Так, Р. О. Халфина отмечает, что «прежде всего необходимо уточнить применение термина „объект". В литературе он употребляется, как „объект права", „объект правового регулирования", „объект правоотношения". В действительности здесь имеются в виду различные понятия, которые следует обозначать различными терминами... Применение одного и того же термина к понятиям, находящимся в различных плоскостях, имеющим отличное содержание, всегда является источником теоретических и практических затруднений»3. Она считает понятия «объект права» и «объект правоотношения» тождественными и определяет объекты правоотношения как реальные предметы материального мира, продукты духовного творчества в объективированной форме: вещи, рукописи, изобретения, исполнительское искусство, закрепленное в фильме, на пленке и т. п.4

С. С. Алексеев, напротив, полагает, что объект права и объект правоотношения являются связанными, но не сводимыми друг к другу юридическими категориями5. Сложившиеся «многие недоразумения по пониманию объекта права» С. С. Алексеев предлагает разрешить, прояснив в первую очередь значение термина «право», а затем установив соответствующую его природе трактовку объекта6. По его мнению, специфика объектов субъективных прав позволяет выделить категорию «благо», поскольку она уточняет общее понимание объектов внешнего мира через субъективный аспект - интерес управомоченного.

В. А. Лапач, рассматривая систему гражданских прав, отмечает, что требуется последовательное различение понятий объекта права, объектов прав и объектов правоотношений. Объект права, как утверждает ученый, един и универсален, и это есть общественные отношения, требующие правового урегулирования, в то время как объекты прав и правоотношений множественны, что обусловлено природой и разнообразием соответствующих внеюридических социальных и индивидуальных благ7.

Следовательно, объект правоотношения представляет собой все существующие и будущие объекты реальной действительности (материальные или нематериальные), обладающие признаками блага или способные их приобрести в определенных социальных, экономических, политических условиях.

1 Иоффе О. С., Шаргородский М Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 230.

2 Там же. С. 229.

3 Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 212.

4 Там же. С. 212-213.

5 Алексеев С. С. Об объекте права и правоотношения // Вопросы общей теории советского права: сб. ст. / под ред. С. Н. Братуся. М., 1960. С. 285.

6 Там же. С. 286.

7 Лапач В. А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. СПб., 2002. С. 68-71.

Вопрос о том, что является объектом информационных правоотношений, дискуссионный и поэтому остается предметом исследований, а сложная природа информационных объектов требует использования комплексных методов изучения1.

Объектами информационных правоотношений считаются собственно информация2, документы, информационные ресурсы3, различные виды тайн4, массовая информация, реклама5 и т. д., процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации6 и связанные с информационными процессами определенные действия, поступки и поведение сторон7.

А. В. Минбалеев в качестве объектов информационных правоотношений предлагает рассматривать виды информации: открытая информация (массовая информация, информация, являющаяся общественным достоянием, правовая информация, реклама и т. п.) и информация, ограниченная в доступе и / или использовании (пропаганда войны, различных видов ненависти, посягательства на честь, доброе имя и т. п.)8.

Универсальное определение объекта информационного права дает П. У. Кузнецов. Он понимает под ним «обусловленное нормами права структурно сложное нематериальное благо информационного содержания или информационный интерес участников информационных правоотношений»9. Информационный интерес трактуется не только как интерес к сведениям об обстоятельствах жизни (нематериальное благо), но и как потребность в технических средствах (материальное благо) и интерес к действиям и процессам по обработке сведений для реализации информационных потребностей (организационное благо)10.

Целевая направленность реализации информационной потребности возникает по поводу того или иного информационного блага, например официальной информации государственных органов (основной информационный объект - нематериальное благо) или обеспечения каждому возможности ознакомления с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (основной информационный объект - организационное благо).

1 Кузнецов П. У. Теоретические основания информационного права: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 50.

2 См., например: Рассолов М. М. Информационное право: учеб. пособие. М., 1999. С. 47; Тиновицкая И. Д. Институты административного права (Третьи «Лазаревские чтения» В. П. Антонова) // Государство и право. 1999. № 10. С. 16; Снытников А. А. Информация как объект гражданских правовых отношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 7; Семилетов С. И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. 2000. № 5. С. 67; Огородов Д. В. Правовые отношения в информационной сфере: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 99; Тюрина Е. Н.. Объекты правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел: вопросы теории: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 8, 16.

3 Ковалева Н.. Н. Информационное право России: учеб. пособие. М., 2007. С. 45.

4 См., например: Богославская О. В. Медицинская тайна в российском гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006; Викулин А. Ю. Банковская тайна как объект правового регулирования // Государство и право. 1998. № 7.

5 Минбалеев А. В. Понятие и виды рекламы как объекта информационных правоотношений // Информ. право. 2009. № 2. С. 9-12.

6 Копылов В. А. Об основных теоретических положениях информационного права // НТИ. Сер. 1. 1998. № 8. С. 2.

7 Иванов Д. Е. Информационные правоотношения в производстве по делам об административных правонарушениях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 66-67; Огородов Д. В. Указ. соч. С. 86, 99.

8 Минбалеев А. В. Система информации: теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 72, 126, 161.

9 Кузнецов П. У. Информационное право: учеб. М., 2017. С. 143.

10 Там же. С. 144.

В отношениях, складывающихся по поводу реализации потребностей субъекта в поиске, обработке, хранении, распространении сведений, интерес может представлять именно деятельность. Например, применительно к официальному опубликованию законов (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ) объектом таких отношений является только организационное благо. Вместе с тем удовлетворение информационной потребности связано с деятельностью, предметной составляющей которой выступает информация. При этом информационный объект содержит следующие самостоятельные элементы: деятельность (действие, последовательность связанных действий - процесс); сведения или иной информационный объект, составляющий предмет этой деятельности; в определенных случаях - технико-технологические объекты, используемые для осуществления информационной деятельности.

Распространение информации представляет собой деятельность, связанную с доведением содержания информации до сведения многих. При реализации субъективного права на распространение информации формируются отношения, из всего многообразия которых наиболее важные и социально значимые регулируются нормами права. Соответственно, распространение информации следует рассматривать как правоотношение, обязательными участниками которого являются распространитель и получатели информации.

Исходя из наиболее общего понимания объекта информационного правоотношения, объект распространения информации складывается из объектов, составляющих информационный интерес участников коммуникации. В связи с этим правоотношение по распространению информации и соответственно объект распространения можно рассматривать в двух аспектах.

В первом случае речь идет об информационном правоотношении, объектом которого является сама деятельность по распространению. Будучи внешним выражением свободы информации, распространение как деятельность представляет собой самостоятельное социальное благо. Здесь интерес составляют конституционно закрепленные возможность распространения субъектом информации, свобода слова, массовой информации, запрет цензуры, а также запрет на нарушение прав и свобод других лиц. Правовое регулирование направлено на обеспечение информационной потребности - реализации права на свободу информации. В этом случае распространение информации является благом только для одной стороны - распространителя (отправителя).

Во втором случае распространение информации рассматривается как деятельность, направленная на доведение содержания информации до сведения многих. Распространение информации как форма информационного поведения, выраженная в информационном отношении, существует тогда и только тогда, когда есть предполагаемый оконечный абонент-получатель информации. Здесь определяется уже два непосредственных участника процесса распространения: субъект, осуществляющий распространение информации, - распространитель (отправитель) - и субъект, заинтересованный в получении информации, - пользователь информации.

Реализация субъектом права распространять информацию подразумевает осознанные и целенаправленные действия распространителя, в то время как субъект, получающий информацию, не во всех случаях заинтересован и стремится приобрести эти сведения. Яркие примеры - распространение операторами сотовой связи и получение абонентами рекламной информации в форме СМС-оповещений о предлагаемых

услугах, рассылка электронных сообщений пользователям без их предварительного согласия, не позволяющая установить отправителя сообщения (спам).

Неопределенность волеизъявления получателя в отношении распространения информации должна компенсироваться возможностью выбора: получить информацию или отказаться от ее получения. Вместе с этим реализация информационной потребности получателем информации является обязательным условием его жизнедеятельности, необходимым элементом личностного становления и развития, и в этом случае распространение информации становится благом для ее получателя. Следовательно, интерес распространителя информации находится в диалектическом единстве с интересом ее потенциальных получателей в соблюдении и защите их информационных прав. Соответственно, право распространять информацию существует в неразрывном единстве с правом отказаться от ее получения. При этом субъект, распространяющий информацию, должен создать условия, обеспечивающие возможность не получать информацию или отказаться от ее получения. Исключение составляет информация, которая должна быть доведена до сведения многих в силу объективной значимости ее содержания.

Основной объект правоотношения по распространению информации - нематериальное благо информационного характера - складывается из информационного интереса распространителя информации и взаимосвязанного с ним информационного интереса получателя информации. Информационный интерес распространителя -это распространение как последовательность действий, предметная составляющая которой - собственно информация и обеспечивающий возможность распространения технико-технологический ресурс; информационный интерес пользователя - получаемая информация, а также обеспечивающий возможность ее получения технико-технологический ресурс.

Таким образом, в зависимости от сложности структуры объекта информационных отношений распространение информации необходимо рассматривать как простое (однообъектное) правоотношение, объектом которого является сама деятельность по распространению, и как сложное (многообъектное) правоотношение, объект которого состоит из единства интересов распространителя и получателя информации (содержание информации, технико-технологический ресурс и связанная с ним деятельность субъекта по распространению и получению информации, которые представляют собой самостоятельные объекты правового воздействия).

Информация, включаемая в социальный оборот, является благом в силу своего содержания, имеющего существенное значение для субъектов информационных отношений. При этом содержание информации опосредует виды и формы информационной деятельности, определяет правила, порядок и границы ее реализации.

Законодатель, регулируя отношения по поводу распространения информации, для уточнения границ дозволенного поведения также исходит из содержания информации. Так, Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» предъявляются общие требования к содержанию рекламы: реклама признается недостоверной, если она содержит не соответствующие действительности сведения; не допускается реклама, формирующая у несовершеннолетних комплекс неполноценности, дискредитирующая родителей и воспитателей, подрывающая доверие к ним у несовершеннолетних, и др. Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определяются виды социально вредной информации.

Нормами права устанавливается законность оборота информации, закрепляется круг субъектов распространения информации, пределы допустимого информационного взаимодействия, обеспечивается механизм регулирования информационных отношений.

Рассмотрение правоотношения по распространению информации как структурно сложного информационного блага позволяет точнее определять пределы распространения информации, особенно в части его ограничения (ограничения могут быть направлены на содержание, информационно-телекоммуникационный ресурс или действия субъекта распространения); формировать систему норм, гарантирующих комплексную защиту прав и интересов получателей информации, механизм обеспечения информационной неприкосновенности; детализировать круг субъектов распространения, устанавливать их правосубъектность, права, обязанности, ответственность, функциональную роль.

Список литературы

Алексеев С. С. Об объекте права и правоотношения // Вопросы общей теории советского права: сб. ст. / под ред. С. Н. Братуся. М., 1960.

Богославская О. В. Медицинская тайна в российском гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.

Викулин А. Ю. Банковская тайна как объект правового регулирования // Государство и право. 1998. № 7.

Иванов Д. Е. Информационные правоотношения в производстве по делам об административных правонарушениях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

Иоффе О. С, Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961. Ковалева Н. Н. Информационное право России: учеб. пособие. М., 2007.

Копылов В. А. Об основных теоретических положениях информационного права // НТИ. Сер. 1. 1998. № 8.

Кузнецов П. У. Информационное право: учеб. М., 2017.

Кузнецов П. У. Теоретические основания информационного права: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2005.

Лапач В. А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. СПб., 2002. Минбалеев А. В. Понятие и виды рекламы как объекта информационных правоотношений // Ин-форм. право. 2009. № 2.

Минбалеев А. В. Система информации: теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.

Огородов Д. В. Правовые отношения в информационной сфере: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. Рассолов М. М. Информационное право: учеб. пособие. М., 1999.

Семилетов С. И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. 2000. № 5.

Снытников А. А. Информация как объект гражданских правовых отношений: автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2000.

Тиновицкая И. Д. Институты административного права (Третьи «Лазаревские чтения» В. П. Антонова) // Государство и право. 1999. № 10.

Тюрина Е. Н. Объекты правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел: вопросы теории: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

References

Alekseev S. S. Ob ob"ekte prava i pravootnosheniya // Voprosy obshchei teorii sovetskogo prava: sb. st. / pod red. S. N. Bratusya. M., 1960.

Bogoslavskaya O. V. Meditsinskaya taina v rossiiskom grazhdanskom prave: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Volgograd, 2006.

Ioffe O. S., Shargorodskii M. D. Voprosy teorii prava. M., 1961.

Ivanov D. E. Informatsionnye pravootnosheniya v proizvodstve po delam ob administrativnykh pravona-rusheniyakh: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005.

Khalfina R. O. Obshchee uchenie o pravootnoshenii. M., 1974.

Kopylov V. A. Ob osnovnykh teoreticheskikh polozheniyakh informatsionnogo prava // NTI. Ser. 1. 1998. № 8.

Kovaleva N. N. Informatsionnoe pravo Rossii: ucheb. posobie. M., 2007. Kuznetsov P. U. Informatsionnoe pravo: ucheb. M., 2017.

Kuznetsov P. U. Teoreticheskie osnovaniya informatsionnogo prava: dis. ... d-ra yurid. nauk. Ekaterinburg, 2005.

Lapach V. A. Sistema ob"ektov grazhdanskikh prav: teoriya i sudebnaya praktika. SPb., 2002. Minbaleev A. V. Ponyatie i vidy reklamy kak ob"ekta informatsionnykh pravootnoshenii // Inform. pravo. 2009. № 2.

Minbaleev A. V. Sistema informatsii: teoretiko-pravovoi analiz: dis. ... kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2006. Ogorodov D. V. Pravovye otnosheniya v informatsionnoi sfere: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2002. Rassolov M. M. Informatsionnoe pravo: ucheb. posobie. M., 1999.

Semiletov S. I. Informatsiya kak osobyi nematerial'nyi ob"ekt prava // Gosudarstvo i pravo. 2000. № 5. Snytnikov A. A. Informatsiya kak ob"ekt grazhdanskikh pravovykh otnoshenii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2000.

Tinovitskaya I. D. Instituty administrativnogo prava (Tret'i «Lazarevskie chteniya» V. P. Antonova) // Gosu-darstvo i pravo. 1999. № 10.

Tyurina E. N. Ob"ekty pravootnoshenii, voznikayushchikh v deyatel'nosti organov vnutrennikh del: vo-prosy teorii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2013.

Vikulin A. Yu. Bankovskaya taina kak ob"ekt pravovogo regulirovaniya // Gosudarstvo i pravo. 1998. № 7.

U U W tí

О p^

с

о

и

<

р^ с

w О W

и

к

<

Рч 1-н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.