Научная статья на тему 'Распространение и биология короткокрылой камышевки Horeites diphone sakhalinensis на острове Сахалин'

Распространение и биология короткокрылой камышевки Horeites diphone sakhalinensis на острове Сахалин Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
95
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Нечаев Виталий Андреевич

Второе издание. Первая публикация: Нечаев В.А. 1991. Распространение и биология короткокрылой камышевки на острове Сахалин // Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2, 2: 116-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распространение и биология короткокрылой камышевки Horeites diphone sakhalinensis на острове Сахалин»

малой выпью Ixobrychus minutus, водяной полёвкой Arvicola terrestris. Не исключено, что в разорении гнёзд тонкоклювой камышевки участвует и усатая синица Panurus biarmicus. Тонкоклювая камышевка и усатая синица приступают к размножению очень рано, что вызывает между ними конкуренцию за места, удобные для постройки гнёзд в период недостатка пригодных для гнездования участков. Нами был отмечен случай, когда из полной кладки (5 яиц) тонкоклювой камышевки, законченной 2 мая, 14 мая исчезло одно яйцо, на следующий день исчезли все яйца, а уже 16 мая пара усатых синиц, чья кладка была разорена неподалёку, надстраивала своё гнездо поверх гнезда тонкоклювой камышевки. Подобные случаи были отмечены и другими орнитологами (Олейников, Казаков 1970).

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 603: 1836-1838

Распространение и биология короткокрылой камышевки Horeites diphone sakhalinensis на острове Сахалин

В. А. Нечаев

Второе издание. Первая публикация в 1991*

Короткокрылая камышевка Horeites diphone sakhalinensis (Yama-shina, 1927) распространена в южных и центральных районах острова Сахалин, до 51° с.ш. Северная граница её ареала проходит на севере Западно-Сахалинских гор, в северных отрогах Камышового хребта, немного севернее Александровска. На Тымь-Поронайской равнине и в Восточно-Сахалинских горах эта камышевка не обнаружена.

Основные места обитания короткокрылой камышевки — густые заросли курильского бамбука, иногда с примесью кустарников и трав. Эти заросли занимают безлесные или слабо облесенные горные склоны или образуют полог в разреженных смешанных лесах. Распространение вида по Камышовому хребту в северные районы острова совпадает с произрастанием там курильского бамбука. Камышевка проникает в горы до высоты 900 м н.у.м. Охотно заселяет поляны во вторичных смешанных лесах, покрытые зарослями курильского бамбука. В местах, где курильский бамбук не произрастает или не образует

* Нечаев В. А. 1991. Распространение и биология короткокрылой камышевки на острове Сахалин //Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2, 2: 116-117.

сплошных зарослей, птицы поселяются редко. Иногда они гнездятся на вырубках в густых порослевых зарослях из пихт и елей с бузиной, шиповником и малиной, в кустарниково-травянистых зарослях и крупнотравных ценозах.

Численность в разреженных лесах на склонах долин рек — до 10 самцов на 1 км, в горах — 3-5 самцов на 2 км маршрута.

Весенняя миграция в конце апреля — первой половине мая; в отдельные годы прилёт птиц продолжается до конца мая. Осенью улетают в сентябре — первой декаде октября. Одиночные птицы задерживаются до конца октября.

Самцы поют с первой декады мая по июль — начало августа. Гнездовой период растянут и длится со второй половины мая по август. Это обусловлено как двумя нормальными репродуктивными циклами у рано гнездящихся самок и частыми повторными кладками, так и полигинией, когда на гнездовом участке одного самца в разные сроки или одновременно размножаются 2-3 самки. Поэтому в июле-августе можно одновременно встретить птенцов различное возраста.

Гнездо строит самка. Постройки помещаются в верхней части стеблей и листьев бамбука на высоте 20-100 см. Форма гнёзд шарообразная или яйцеобразная, с летком в верхней части. Размеры гнёзд (п = 13), мм: наружный диаметр 11-18 (в среднем 13.8), высота гнезда 14.523.0 (18.0), диаметр лотка (на уровне летка) 5.3-7.0 (5.8), глубина лотка (от нижнего края летка) 3.0-10.0 (6.7). Размеры летков (п = 8), мм: 4.0-5.0x4.5-5.0, в среднем 4.5x4.8. Строительный материал — кусочки сухих листьев бамбука (100% встреч), реже используются листья мятлика, вейника и других злаков. В лотке — узкие полоски листьев бамбука, кусочки тонкой коры берёзы, перья.

Откладка яиц начинается в конце мая - начале июня и продолжается разными самками до конца июня. Кладки содержат 4-6, чаще 6 яиц. Размеры яиц (п = 48), мм: 16.4-19.5x13.1-15.0, в среднем 18.03x14.07. Окраска скорлупы красновато-бурая, иногда с тёмными расплывчатыми пятнами. Насиживает самка в течение 14-15 сут. Первые птенцы вылупляются в конце второй - начале третьей декады июня. Гнёзда птенцы оставляют на 13-14-е сутки жизни; первые слётки встречаются в первой декаде июля. До отлёта молодые держатся выводковыми стайками.

Полная линька взрослых птиц происходит в августе-сентябре, нередко заканчивается в первой половине октября. Молодые птицы проходят полную линьку из гнездового в осенний наряд с конца июля до середины октября.

Основная пища - насекомые (жуки, цикадки, двукрылые, гусеницы бабочек) и пауки. Осенью короткокрылые камышевки поедают сочные плоды растений (бузины, аралии и др.).

На Сахалине и Южных Курильских островах (Кунашир, Итуруп, Уруп, Шикотан) гнездится H. d. sakhalinensis (Vaurie 1959; Степанян 1990; наши данные), на Северных Японских островах — H. d. cantans (Temminck et Schlegel, 1847). Залёт японского подвида зарегистрирован на Южном Сахалине; в коллекции Зоологического института АН СССР хранятся 2 самки, добытые 15 сентября 1947 в окрестностях Но-во-Александровска. В отличие от H. d. sakhalinensis, они выглядят немного темнее, с заметным развитием оливково-зелёного цвета на верхней стороне и боках тела. Эти экземпляры ввели в заблуждение Л.А.Портенко (1955, 1969), который ошибочно считал, что гнездящиеся сахалинские и японские птицы идентичны по окраске и относятся к одному подвиду H. d. cantans.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2010, Том 19, Экспресс-выпуск 603: 1838-1839

Роль лесных избушек

в жизни врановых птиц северной тайги

Т. В. Плешак

Второе издание. Первая публикация в 1991*

Материалы собраны в Холмогорском и Пинежском районах Архангельской области. В 1977-1990 годах во все сезоны обследовали охотничьи избушки и некоторые другие жилые сооружения, удалённые от населённых пунктов на расстояние не менее 15 км.

В глухой тайге, особенно у водоёмов, серая ворона Corvus cornix порой гнездится непосредственно у охотничьих избушек или рядом с ними, но ведёт себя осторожно. Гнездо может использоваться несколько лет подряд. Встречается обычно с марта по октябрь. Собирает около избушек строительный материал, преимущественно для выстилки лотка гнезда, поедает пищевые остатки, отбросы промысла.

Ворон Corvus corax встречается у избушек и балков лесорубов на протяжении всего года. У групп балков подпускает человека на близкое расстояние, но у одиночных лесных избушек держится настороженно, предпочитая наведываться к ним (как и серая ворона) в отсутствие человека. Часто посещает помойки у балков, где поедает различные отбросы. Гнёзд ворона вблизи жилых построек не находили.

* Плешак Т. В. 1991. Роль лесных избушек в жизни врановых птиц северной тайги //Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2, 2: 152-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.