Научная статья на тему 'Распределение ресурсов в топливно-энергетическом комплексе Оренбургской области'

Распределение ресурсов в топливно-энергетическом комплексе Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров П. П., Еремякин А. В.

В данной статье авторами приводится анализ состояния газовых ресурсов на региональном топливном рынке Оренбургской области. Дана характеристика газотранспортной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, поставляющей газовые ресурсы на оренбургский рынок, охарактеризовано распределение товарных потоков газа на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource distribution in the fuel-energy complex of the Orenburg region

The paper contains an analysis of the gas-resource situation on the regional fuel market of the Orenburg region. The gas-transport infrastructure of the fuel-energy complex that is supplying gas resources to the Orenburg market and the means of gas commodity flow on the market are characterized.

Текст научной работы на тему «Распределение ресурсов в топливно-энергетическом комплексе Оренбургской области»

Распределение ресурсов в топливно-энергетическом комплексе Оренбургской области

П.П. Гончаров, д.э.н, профессор, А.В. Еремякин, аспирант, Оренбургский ГАУ

Формирование и развитие регионального рынка топливных ресурсов, в т.ч. и рынка газоснабжения, зависит от экономических, демографических и климатических факторов, а также от политики государства. Внешней средой для формирования рынка газоснабжения выступает общий рынок топливно-энергетических ресурсов, где консолидированный спрос полностью удовлетворяется собственной добычей и производством ресурсов.

Отметим, что в 2006 г. по итогам социальноэкономического развития Оренбуржье заняло

6 первых мест в рейтинге субъектов Приволжского федерального округа. Особое развитие получили машиностроение и металлообработка (40%), металлургия (32%), топливная промышленность (12%). Область занимает ведущее место в стране по потреблению газа. Все 12 городов и 1607 поселков области имеют возможность потреблять газ в быту и на производстве.

Говоря о структуре спроса на топливные ресурсы в Оренбуржье, отметим, что за период 1996— 2007 гг. она существенно изменилась в части потребления природного газа и мазута, что обусловлено проведением программы газификации (табл. 1). На долю ТЭК Оренбургской облас-

1. Индексы развития ТЭК Оренбургской области в 1998—2006 г.

Отрасль 1998 г. 2000 г. 2002 г. 2004 г. 2006 г. 2006 г. к 2004 г.,%

Промышленность 96,0 98,0 103,0 108,0 109,0 47,4

всего, в т.ч.: 88,7 93,9 94,5 106,2 110,9 60,7

ТЭК (из него) 96,4 102,7 101,4 102,2 103,3 67,7

электроэнергетика 98,0 98,0 98,0 100,2 101,8 78,5

78,8 95,1 97,6 98,7 97,3 63,2

нефтедобывающая промышленность 98,0 101,0 99,0 100,4 105,9 58,9

93,3 101,1 99,0 100,5 101,4 39,5

нефтеперерабатывающая промышленность 91,0 100,9 93,0 103,0 103,0 61,5

99,5 106,7 88,1 92,1 112,5 59,6

газовая промышленность 99,0 98,0 100,8 100,4 104,8 91,0

95,5 105,5 90,3 123,5 113,3 71,3

угольная промышленность 88,0 95,0 95,0 106,0 108,0 65,5

69,5 72,1 93,3 128,0 124,3 62,1

ти в 2006 г. приходилось около 46% полного объема промышленного производства. Потребление газа увеличилось в 4,7 раза, в связи с чем можно сделать вывод об увеличении потребления природного газа с одновременным снижением потребления мазута, угля и прочих видов топлива. На потребительском рынке спрос на ресурсы отличен от спроса отраслей народного хозяйства, где топливные ресурсы выступают в качестве предметов производства. Потребителями области используются бензин (34% в структуре спроса), уголь (13%) и газ (более 29%) [1].

По нашим сведениям, основную долю в структуре спроса на топливные ресурсы занимают промышленность, ЖКХ и бюджетные потребители, сельское хозяйство, транспорт. Более половины потребления топливных ресурсов приходится на электроэнергетику, которая обеспечивает потребность в тепловой и электрической энергии. Основной спрос на газ создают электроэнергетика (43,2%), химическая и нефтехимическая отрасли промышленности, ЖКХ и бюджетные потребители, на уголь — электроэнергетика, ЖКХ и бюджетные потребители; на мазут — топливная, машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность, ЖКХ, сельское хозяйство, бюджетные потребители [2]. Поэтому по рынку продуктов газонефтепереработки область можно отнести к регионам с наиболее благоприятными условиями развития производства, которые по своим масштабам в состоянии обеспечивать внутрирегиональные, межрегиональные и межгосударственные потребности. Производимые в Оренбуржье газ, мазут, бензин, дизельное топливо позволяют обеспечить не только платежеспособный спрос в регионе, но и поставляются в другие регионы Российской Федерации и на экспорт.

В среднем по России в 2006 г. газифицировано более 26 тыс. населенных пунктов, что составляет 63% от общего количества (в сельской местности

— 39,6%, в городах — 68,7%). В Оренбургской области уровень газификации жилого фонда превысил 85%, природным газом обеспечено 85%, сжи-

женным газом — 12%. Уровень газифицирован-ности разнится: Светлинский, Ясненский районы области практически не газифицированы, а Тюльганский, Бузулукский и некоторые другие районы газифицированы на 100%.

Именно газовый товарный поток является системообразующим во всех производственных и коммерческой функциях газовых хозяйств на топливно-энергетическом рынке Оренбуржья.

Проведем структурирование газовых товарных потоков:

— в зависимости от конечного использования — химия, энергетика, отопление, коммунальнобытовое потребление;

— по формам товародвижения газовые товарные потоки подразделяются на оптовый и розничный потоки;

— территориальный принцип предполагает выделение в газовом товарном потоке районных направлений поставок газа.

Говоря о движении газовых товарных потоков (рис.), отметим, что они формируются сразу после добычи из месторождений и подразделяются на:

1) транспортировку газа по магистральным распределительным газопроводам, региональным и местным сетям среднего и низкого давления;

2) налив газа на газоналивной эстакаде в цистерны и перевозку залитых цистерн железнодорожным транспортом;

3) налив газа на газоналивной эстакаде в автомобильные цистерны и их перевозку автомобильным транспортом;

4) налив газа на газоналивной станции в коммунально-бытовые баллоны и доставку-перевозку баллонов автомобильным транспортом до конечных потребителей.

Охарактеризуем каждое из существующих транспортных звеньев логистической системы газоснабжения в отдельности. Из устья скважины добытый газ поступает в соединительные газопроводы и транспортируется по ним на газоперерабатывающие заводы, по магистральным газопроводам — на экспорт и крупным потребителям в дру-

Добыча газа из месторождения (поставка давальческого сырья)

Транспортировка добытого газа по магистральным газопроводам ЕСГ РФ

г г г

Поставка на газоперерабатывающие заводы Транспортировка по магистральным газопроводам и газовым сетям среднего давления Поставка на экспорт зарубежным потребителям

г —— ь. 1

Поставка на экспорт зарубежным потребителям Поставка региональным газовым хозяйствам Налив СУГ в железнодорожные цистерны и поставка по железной дороге Налив в автомобильные цистерны и перевозка автотранспортом

Транспортировка переработанного сжиженного газа по региональным газораспределительным сетям

Поставка газораспределительным хозяйствам населенных пунктов

Поставка крупным потребителям — юридическим лицам

Поставка физическим лицам в областные населенные пункты

Рис. - Движение газовых товарных потоков на оренбургском газовом рынке топливных ресурсов

гие регионы [3]. От поставщика до потребителей товарный газовый поток проходит по системе магистральных газопроводов, газораспределительных сетей среднего давления и газопроводов-отводов низкого давления, которые подразделяются в зависимости от давления газа (табл. 2).

Перечислим основные распределительные газопроводы, проходящие и транспортирующие газ по территории Оренбургской области:

— Орск — Новотроицк — Гай — Медногорск;

— Бухара — Урал;

— Челябинск — Петровск;

— Оренбург — Новопсков;

— Домбаровка — Оренбург;

— Оренбургский ГПЗ — ПХГ Совхозное;

— Оренбург — Самара;

— Оренбург — Заинск;

— Похвистнево — Бугуруслан;

— Октябрьское — Оренбург;

— ДКС-1 - Союз;

— ДКС-2 — Оренбургский ГПЗ;

— ДКС-3 — Оренбургский ГПЗ;

— Дочернее газотранспортное предприятие ОАО «Газпром» — ООО «Уралтрансгаз»;

— Управление по эксплуатации соединительных продуктопроводов ООО «Оренбурггазпром», которое охватывает своими трубопроводами 3 дожимных компрессорных станции высокого давления (ДКС №1, №2, №3) и ПХГ «Совхозное».

Ключевую роль в логистической системе газоснабжения Оренбургской области играют областные газораспределительные организации (ГРО) — ООО «Оренбургрегионгаз» и ОАО «Оренбургобл-газ». Они являются оптово-розничным звеном, поставляя газ с помощью ООО «Уралтрансгаз» на региональный рынок и удовлетворяя общественные потребности. Функции этих газовых хозяйств сводятся к оказанию снабженческо-сбытовых услуг и услуг по транспортировке газа от добыва-

2. Виды газопроводов, применяемых в региональном газоснабжении

Класс газопровода Рабочее давление, кг/см2 Диаметр газопровода, мм

1 - высокого давления свыше 25 350-1220

2 - среднего давления от 12 до 25 (включительно) 250-350

3 - низкого давления до 12 (включительно) до 250

3. Виды ГРС, используемых в газовых хозяйствах Оренбуржья

Тип ГРС Наименование газораспределительной станции Производительность при Р = 10 кг/см2 (м3/ч)

ТР-884 Автоматизированная с надомным обслуживанием без подогрева газа 100 с 1 потребителем 170 с 2 потребителями

ТР-885 Автоматизированная с надомным обслуживанием с подогревом газа До 50 с одним потребителем

ТР-886 Автоматизированная с надомным обслуживанием малой производительности до 50 с двумя потребителями

ющих предприятий по распределительным сетям газотранспортных компаний. Они осуществляют преддоговорную работу, заключают договоры поставок газа, поставку газа конечным потребителям и прием платежей за поставленный газ.

Отметим, что розничное звено и распределительно-транспортное звено технологически объединены друг с другом. На функционирование логистической системы газоснабжения определяющее воздействие оказывают как распределительное звено, так и производители газа, находящиеся на межрегиональном уровне и задающие параметры движения газовых потоков.

Общая протяженность магистральных газопроводов области составляет 4680 км. С газопроводов высокого давления газ распределяется по сетям среднего и низкого давления. Распределением газа на территории области занимаются ГРО ОАО «Оренбургоблгаз», имеющее 12 филиалов (трестов) с газонаполнительными станциями практически в каждом районе Оренбуржья. Транспортировку газа по территории области обеспечивает распределительно-транспортное звено, являющееся составной частью ЕСГ РФ. На территории Оренбургской области собственниками газопроводов являются ООО «Уралтрансгаз», ООО «Тат-трансгаз», ООО «Самаратрансгаз», в меньшей степени — Управление по эксплуатации соединительных продуктопроводов ООО «Оренбурггаз-пром», а также компании — владельцы железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, предназначенного для перевозки газа — Оренбургские филиалы ООО «Газпромтранс» — дочернего общества ОАО «Газпром» и ООО «СГ-транс».

Согласно договорам транспортировки газа, по трубопроводам продукция поставляется по газовым сетям, принадлежащим ООО «Уралтрансгаз», в адрес ООО «Оренбургрегионгаз». Из этих газопроводов газ поступает в газовые сети низкого давления, принадлежащие газораспределительной компании — ОАО «Оренбургоблгаз», которое через свои филиалы организует транспортировку газа до конечных потребителей.

Неотъемлемой частью распределительнотранспортного звена, по которому газ поступает коммунально-бытовым и промышленным предприятиям, являются региональные газораспределительные системы. Они представляют собой сложные разветвленные газотранспортные систе-

мы, функционирование которых протекает под воздействием многих природных и техногенных факторов. Газовые сети вместе с расположенными на них сооружениями входят в состав городских и районных ГРО, эксплуатацией которых занимаются «горгазы» и «межрайгазы». Отметим, что в целом ГРО представляют собой сложную многоступенчатую систему распределения газа с газораспределительных станций (ГРС) и газорегуляторных пунктов (ГРП) по газопроводам среднего и низкого давления, обеспечивающим подачу газа потребителям и безопасную эксплуатацию систем газоснабжения. ГРС предназначены для подачи газа под заданным давлением, с необходимой степенью очистки и одоризации (табл. 3).

Для предупреждения перебоев и улучшения логистики газоснабжения при проектировании газораспределительных сетей применяют следующие способы:

— резервирование в виде избыточных элементов в сети;

— дублирование участков трубопровода;

— кольцевание наиболее ответственных потребителей газовой сети;

— резервирование пропускной способности газовой системы;

— создание резервов газового топлива в ПХГ. Резервирование газа связано с большими материальными затратами, поэтому при проектировании газоснабжающих систем структура и размеры резервов газового топлива оптимизируются с учетом вероятных потерь и минимально необходимых поставок газа ответственным потребителям.

Приведем уравнение по расчету объема газового товарного потока, проходящего по участку газопровода высокого и среднего давления, где, согласно принятой нормативной документации, учитываются характер, условия течения газа и технические параметры газопровода:

2 2 / П УЁ. 0 25 0 т

Р1 - Р2 = Ф (0) = (т^ + ~д)’ ^ Р '1 ’

где 0 — часовой расход газа, м3;

Б — диаметр трубы, м;

Ь — длина участка трубы, м; п — абсолютная шероховатость внутренней поверхности трубы;

V, р — кинематическая вязкость и плотность газа соответственно.

При этом отличительной чертой региональных распределительных сетей высокого и среднего давления является то, что к одной сети обычно присоединяют нескольких крупных потребителей газа, режимом потребления которых управляет диспетчерская служба. Эта служба в экстренных ситуациях может дать указание снизить потребление газа, изменить направление его движения на определенных участках, подкорректировать объемы расхода газа, перейти с отдельных котельных на резервное газоснабжение. Однако во всех случаях распределение давления в сети должно обеспечивать нормальную работу газогорелочных устройств на энергетических объектах особой важности, принципиально не отключаемых от газоснабжения [4].

Благодаря осуществлению программы по газификации Оренбуржье занимает одно из первых мест в России по протяженности этих сетей и охвату ими населенных пунктов области.

Несмотря на вышесказанное, недостатком такого вида формирования и движения газовых потоков является отсутствие газовых линий во многих удаленных регионах страны, а также сложные условия и дороговизна постройки этих линий.

Следующий способ формирования и движения товарных потоков газа — его налив на эстакадах в железнодорожные цистерны и поставки по железной дороге. Потребители заключают договоры налива продукции в цистерны на эстакадах, принадлежащих дочерним компаниям ОАО «Газпром» или местным независимым собственникам. Юридической основой для перемещения газовых потоков железнодорожным подвижным составом являются договоры транспортировки газа по железной дороге. Экспедиторами, осуществляющими перевозку цистерн с газом, являются Оренбургский филиал ООО «Газпром-транс» — транспортная структура ОАО «Газпром», а также Оренбургский филиал ОАО «СГ-транс». На долю ОАО «СГ-транс» приходится около 70% общего объема железнодорожных перевозок сжиженного газа в стране. Большая часть газа для коммунально-бытовых нужд перевозится цистернами ОАО «СГ-транс», причем его территориальные филиалы, обеспечивающие реализацию газа, являются базами хранения газа для снабжения населения. Затраты предприятия на перевозку сжиженного газа по железным дорогам состоят из регулируемого государством тарифа и нерегулируемой стоимости услуг ОАО «СГ-транс». Стоимость услуг указанного предприятия составляет в среднем 40—60% железнодорожного тарифа. Данная схема предусмотрена «Положением об обеспечении доступа независимых организаций к логистической газотранспортной системе ОАО «Газпром» [5].

На Оренбургском газоперерабатывающем заводе имеются две железнодорожные наливные эс-

такады, принадлежащие ЗАО «Южно-Уральская промышленная компания» и ООО «Сырт». Налив газа осуществляется в цистерны объемом 25 и 33 т. Эстакада может принадлежать собственнику продукции либо налив осуществляется в соответствии с договорами на оказание услуг по наливу между компанией-владельцем эстакады и компанией-собственником газа. Подвижной состав также может быть собственным, или пользование им осуществляется на основании договора аренды цистерн. Так, газ поставляется на экспортную продажу газовым хозяйствам других областей, на переработку. Это очень распространенный способ поставок газа, ограниченный лишь тем, что не во всех районах РФ и области имеется сеть железных дорог.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, на данном рынке часто присутствует дефицит подвижного состава, нередко искусственно созданный, который заставляет грузоотправителей производить отгрузку продукции не тогда, когда это необходимо предприятиям-потребителям, а когда подается подвижной состав. На железной дороге также действуют жесткие нормы и правила по времени погрузки-выгрузки подвижного состава и не допускаются встречные перевозки другой продукции.

Заметим, что в настоящее время сохраняется господствующее положение железнодорожного транспорта, являющегося так называемой естественной монополией. Несмотря на то, что Правительством РФ предпринимаются действия, направленные на ликвидацию или, по крайней мере, на ослабление влияния естественных монополий, более эффективным средством создания рыночной конкурентной среды является появление на газовом рынке множества транспортно-экспедиторских, стивидорских, автотранспортных фирм.

Охарактеризуем формирование товарного потока газа посредством налива газа в автоцистерны весом 25 т и их перевозки автомобильным транспортом (пропановозами). Эта услуга осуществляется на эстакаде по наливу газа в автоцистерны, откуда газ развозится конечным потребителям — предприятиям, местным газовым хозяйствам, на автогазозаправочные станции, в отдаленные населенные пункты и т.д. [3]. Как правило, владельцами выступают частные компании, закупающие газ в региональных филиалах ООО «Оренбургрегионгаз» и в районных трестах ОАО «Оренбургоблгаз». Наполнение автомобильных цистерн сжиженным углеводородным газом (СУГ) производится на газонаполнительных колонках. Для контроля степени заполнения автоцистерн применяются автомобильные весы или устройства для определения массы газа (степени заполнения) в автоцистернах и железнодорожных цистернах. При использовании подогретого газа контролируется его температура, по технологическим методикам не превышающая 45°С.

Налив газа в газовые баллоны весом 50 кг является очередным логистическим звеном в цепи движения газа. Данным способом формирования товарных потоков занимаются районные филиалы ГРО, которые поставляют газ в собственных либо арендованных баллонах. Газ в баллонах поставляется потребителям коммунально-бытового сектора, в том числе населению (индивидуальные дома и дачные постройки), или с использованием групповых резервуарных установок (для газоснабжения многоэтажных домов, коммунально-бытовых, сельскохозяйственных и промышленных предприятий).

Количество газа, поставляемого в баллонах, значительно меняется в зависимости от региона, но в среднем по России составляет около 55% и превышает 90% в 22 областях страны. Сжиженный газ, поставляемый из групповых резервуар-ных установок, преимущественно потребляется в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах (там доля сжиженного газа, поставляемого в баллонах, составляет примерно 30% потребления сжиженного газа населением в бытовых целях). В Сибирском федеральном округе

доля газа, поставляемого из групповых резерву-арных установок, составляет около 53%, а в Уральском — около 44%.

Данный способ поставки газа в пропановых баллонах конечным потребителям уменьшается в связи со строительством газовых сетей низкого давления в негазифицированных населенных пунктах, в соответствии с выполнением действующих программ газификации регионов, принятых областными администрациями и газораспределительными компаниями.

Литература

1. Российская промышленность в 1 квартале 2006 г.: сборник по материалам Госкомстата РФ. 2006. №4. 115 с.

2. Российская экономика: тенденции и перспективы. Сентябрь 2006 г. М.: ИЭПП, 2006. С. 52-61.

3. Сборник Министерства промышленности и энергетики РФ: Российский ТЭК — состояние и перспективы. М., 2005. 67 с.

4. Дурзина, М.А. Региональный рынок топливных ресурсов. Новосибирск: Западносибирское книжное издательство, 2005. 79 с.

5. Поршаков, Б.П. Энергетика и транспортировка газа. М.: Потенциал, 2003. С. 69—72.

6. Спиридонова, Т.В. О некоторых аспектах реформирования энергетики в системе регионального маркетинга / Т.В. Спиридонова, М.А. Дурзина; Омская региональная маркетинговая ассоциация, 2003. 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.