Научная статья на тему 'Расположение натюрмортов по их композиционным и конструктивным признакам в житийных миниатюрах Лицевого Летописного свода XVI века'

Расположение натюрмортов по их композиционным и конструктивным признакам в житийных миниатюрах Лицевого Летописного свода XVI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расположение натюрмортов по их композиционным и конструктивным признакам в житийных миниатюрах Лицевого Летописного свода XVI века»

Расположение натюрмортов по их композиционным и конструктивным признакам в житийных миниатюрах Лицевого Летописного свода XVI века

В.В. Кулаков,

ст. преподаватель кафедры рисунка и живописи

Известно, что древнерусская миниатюра XVI в. с изображениями предметов быта отличается особой информативностью. В рукописных иллюстрированных книгах XVI в. при внимательном рассмотрении находим много интересного материала по вопросу материальной культуры. В задачу нашего исследования входит анализ житийных миниатюр Лицевого Летописного свода XVI в., с изображениями натюрмортов.

Лицевой летописный свод был создан на основе Никоновской летописи во 2-й половине XVI в. по распоряжению царя Ивана Грозного [3]. Над книгами работали митрополичьи и «государевы» мастеровые, около 15 писцов и 10 художников. Свод состоял из десяти томов, украшенных иллюстрациями, изобразительный материал занимал две трети всего объема памятника. Рисунки-миниатюры церковного, исторического, батального и бытового жанров повествуют и знакомят с архитектурой былых времен, утварью и бытом наших предков. На житийных иллюстрациях представлены различные виды изображений натюрморта в искусстве Руси XVI в.

Исследование Лицевых миниатюр Лицевого свода XVI века позволяет не только изучить изображения отдельных предметов, понять их место в быту, но определить их роль в целом, в композиции миниатюр.

Считается, что в рукописных книгах встречаются два вида миниатюр [1]. Это фронтисписные, занимающие один лист в начале кни-

ги, и миниатюры, расположенные в окружении текста или на отдельных листах. Внутритекстовые миниатюры-иллюстрации встречаются лишь в житийной и летописной литературе [2] .

Обычно в миниатюрах летописей отсутствовало их украшение орнаментом. Все элементы, составляющие древнерусскую книгу, подчинялись внутренней логике и характеру повествования. Миниатюра информативна (точнее - бытоописательна).

Поэтому миниатюры можно назвать изобразительным языком книги. Текст этого зрительного повествования обычно существует параллельно с литературным и включает в себя множество сюжетов. К XVI в. иллюстрации становятся полнее и информативнее. Начиная с XVI в. миниатюра приобретает более светский характер и тем самым отдаляется от иконописи. В композиции становится заметным влияние светского искусства - многофигурность и многосюжетность. Художник как бы рассказывает о жизни святых земным языком, сообщает информации больше, чем летописец, и в то же время, осовременивает отдаленные события. Миниатюры XVI в. дополняют рассказ рукописного материала разнообразными изобразительными деталями, взятыми из реальной жизни.

На основании исследования композиций миниатюр житийных текстов Лицевого Летописного свода XVI в. нами выстроена особая классификация натюрмортов. При изучении миниатюр жития Александра Невского, жития Сергия Радонежского, повести о Петре и Февронии, и жития Михаила Тверского отмечено существование «линейных», «изогнутых», «круглых», а также «замкнутых» и «открытых» натюрмортов.

Рассмотрим изображения «линейных» натюрмортов, представленных в миниатюрах жития Сергия Радонежского, жития Александра Невского и жития Михаила Ярославича великого князя Тверского и Владимирского XVI в.

На миниатюре жития Михаила Тверского, изображающей болезнь князя (илл. 1). Можно отметить, что в верхней части композиции показаны тяжкие бедствия: горят леса, боры, болото, мхи, поля; «и быть нужда велия, и бысть мор на скот»; в нижней же части композиции лежит больной Михаил Ярославич. Несколько бояр пришли навестить его. У его постели установлен стол квадратной формы, на столе располагается натюрморт из трех предметов. В центре стола - кунган, справа и слева - две чарки с лекарствами. Натюрморт можно назвать симметричным, «линейным». «Линейные» натюрморты находятся на прямоугольных столах (илл.1, 2, 3).

Рассмотрим миниатюру жития Сергия Радонежского XVI в., изображающую монастырскую мастерскую по переписи книг. Натюрморт размещается на столе ящичного типа. Мы видим на первом плане композицию, состоящую из четырех чернильниц, по краям стола - двух

Илл. 3

открытых свитков и в центре композиции - двух закрытых свитков. Натюрморт является «Линейным» и симметричным.

На миниатюрах жития Александра Невского XVI в. «Чтение книг» (илл. 2) и «Съезд князей» (илл. 3) представлено два несимметричных натюрморта «линейного типа». Миниатюрист на столах ящичного типа изображает открытые священные книги, листы бумаги и свитки. Столы, на которых располагаются натюрморты, подчеркивают своей формой «линейный-прямоугольный» стиль. Это изображение в виде кубических ящиков с четырьмя небольшими ножками по углам. Декоративные детали этих столов имеют простые геометрические формы.

На миниатюре жития Александра Невского, повествующей о посещении князем храма после победы над врагами, изображен симметричный «линейный» натюрморт (илл. 4). На первом плане с правой стороны расположен стол простой прямоугольной формы, далее размещены линейно, параллельно краю столешницы четыре одинаковых закрытых сосуда, позади стола мы видим горловину большого кувшина и две иконы.

Илл. 4

На миниатюре жития Михаила Ярославича Тверского XVI в. «Постриг Дмитрия» представлено два «линейных» натюрморта (илл. 5). На первом и на втором планах иллюстрации мы видим два массивных стола; предметы же размещаются параллельно по краям столешницы. «Прямоугольные» натюрморты состоят из большого количества предметов, где миниатюрист изображает кубки, чаши и тарелку больших размеров, что характеризует значимость княжеского пира.

Илл. S

Илл. 6

Илл. 7

При анализе миниатюр жития Александра Невского выявлено существование небольших простых «квадратных» натюрмортов.

На иллюстрациях «Александр Невский идет к иконе святой Троицы, а потом отправляется в поход на врага» (илл. 6) и «Встреча князя с боярами и монахами» (илл. 7) в правой части миниатюр изображены натюрморты, состоящие из двух предметов, на небольших столах, покрытых скатертью.

При изучении миниатюр Лицевых житий XVI в. можно отметить и существование натюрмортов, размещавшихся на «изогнутых», овальных и круглых столах. Подобные натюрморты размещались на столах с облегченной конструкцией подстолья.

Стилистический анализ изображенных натюрмортов, представленных в миниатюрах Лицевых житий XVI в., позволяет отнести их к типу «изогнутых» - открытых натюрмортов.

Рассмотрим миниатюры Лицевого Летописного свода XVI в.; показывающих величие торжественных пиров того времени.

Так на миниатюре «Свадебный пир царевича Кайбулы» (илл. 8), на столах небольшого размера размещены золотые сосуды. В центре композиции расположены два пиршественных стола, основной стол изображен в виде полукруга и покрыт скатертью. На первом плане изображен кравчий, который подносит напитки с дополнительного стола, который уставлен большими золотыми сосудами и кубками. Натюрморт не симметричный. На втором плане иллюстрации представлен «изогнутый» натюрморт на полукруглом небольшом столе. На краю стола размещаются пять кубков с овальной верхней частью. Подобное расположение предметов придает натюрморту «изогнутый» характер. Таким образом сохраняется принцип иконной-обратной перспективы. Пространство же всей композиции как двояко-выгнутая линза.

На миниатюре жития Михаила Тверского XVI в. «Свадьба князя Михаила Тверского и дочери князя Дмитрия Ростовского» (илл. 9) на втором плане также представлен подобный «изогнутый» натюрморт. Предметы быта расположены на краю стола, изображенного в виде полукруга, и не заслоняют друг друга.

В центре натюрморта показан золотой потир, слева разместились кубок и тарелка, с правой стороны - кубок и тарелка возможно с монетами в честь праздника. Между предметами видны куски хлеба треугольной формы и столовые принадлежности. Предметы повторяют форму полукруглого стола. Натюрморт имеет «открытый» характер, так как предметы размещены не замкнутым полукругом.

На миниатюре Лицевого Летописного свода (илл. 10) изображен свадебный пир. В центре композиции представлен массивный стол полукруглой формы с декоративными большими резными ножками. Все предметы натюрморта, размещенные по изогнутой незамкнутой

Илл. 10

плоскости столешницы. Композиция имеет ярко выраженный симметричный характер. Монументальность и торжественность сцены иллюстрации отражается на рисунке большими пропорциями предметов: крупные бокалы и кубки, большое блюдо, круглый хлеб и большой стол.

Аналогичный натюрморт представлен на миниатюре Лицевого Летописного свода XVI в. (илл. 11). В нижней части композиции -массивный стол с витыми подстольями в виде полукруглых арок. Монументальность стола подчеркивается общими пропорциями предметов и пышной его декорировкой, что выражено в сложных формах массивных опор стола, представляющих витые колонны. Натюрморт размещенный на столе, состоит из четырех предметов. В центре находится большая открытая чаша, справа и слева от нее изображены кубки меньшей формы. Предметы не заслоняют друг друга, они находятся на внутреннем краю стола и своим расположением подчеркивают изогнутую открытую форму столешницы. В реальности столешница прямоугольной формы.

Существование «круглых» натюрмортов нами отмечено в миниатюрах лицевых житий XVI в. Рассмотрим изображения иллюстраций Лицевого Летописного свода XVI в. (илл. 12). На первом плане художник выделяет круглые столы, накрытые скатертью. На житийной миниатюре Лицевого летописного свода XVI в., повествующей о жизни Петра и Февронии (илл. 13) изображен праздничный пир. Князь и княгиня сидят за большим прямоугольным столом. В нижней правой части композиции миниатюрист представил небольшой круглый стол, покрытый длинной скатертью. По всей плоскости столешницы располагаются предметы различных форм и объемов. Такие круглые столы в XVI в. встречаются в Италии. В них сказывается влияние форм стационарной мраморной мебели античного Рима. Однако круглые столы были невелики размером и предназначались не для трапезы, а для установки на них особо значимых предметов.

На данной миниатюре стол круглой формы выполняет композиционную роль. «Круглый» натюрморт на иллюстрации повторяет размещение фигур пирующих и создает замкнутую круговую композицию.

На миниатюре Лицевого Летописного свода XVI в. (илл. 14) на первом плане изображен также «круглый» замкнутый натюрморт с небольшим количеством предметов. Большая чаша, кубки и треугольный кусок хлеба своим размещением на плоскости подчеркивают форму столешницы. Это своего рода значимая точка в композиции первого плана. А далее, в глубине ей вторит «точка» меньшего размера - всего лишь один предмет (чаша) на прямоугольном столе.

Таким образом, исследование миниатюр житийных циклов Лицевого Летописного свода XVI в. позволяет классифицировать изображения натюрмортов по их композиционным и конструктивным

Илл. 11

Илл. 12

Илл. 1З

Илл. 14

признакам. Нами установлено существование трех типов натюрмортов -«линейные», «изогнутые открытые», и «круглые замкнутые». На основании анализа древнерусских натюрмортов, можно отметить, что «линейные» натюрморты разделяются также на прямоугольные и квадратные.

Исследование натюрмортов, представленных в житийной миниатюре XVI в., относится к числу важных искусствоведческих проблем, так как в настоящее время вопрос о роли изображений натюрмортов в иллюстрации является недостаточно изученным.

Исходя из проведенного анализа натюрмортных изображений в миниатюре, представляется возможным сделать следующие выводы: с одной стороны, они историко-информативны, а с другой, композиционно-значимы (пластические деформации постоянно присутствующие в них, являются важным элементом формирования особой пространственности композиций).

Библиографический список

1. Алпатов М.В. Древнерусская миниатюра / М.В. Алпатов, Г.П. Георгиевский // 100 листов миниатюр из собрания публичной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. С описаниями и статьями М. Владимирова и Г.П. Георгиевского. - М., 1933.

2. Подобедова О.И. К вопросу о составе и происхождении Лицевого летописного свода второй половины XVI в. / О.И. Подобедова // Проблемы источниковедения. - Т. IX. - М., 1961. - С. 280-332.

3. Шмидт С.О. К истории лицевого летописания времен Ивана Грозного / С.О. Шмидт // в кн.: Древняя Русь и славяне. - М., 1978. -С. 265-281.

4. Щепкина М.В. Царские лицевые рукописи конца XVI -начала XVII в. / М.В. Щепкина : автореф. дисс. канд. иск. наук. - М., 1945.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.