Научная статья на тему 'Предметы быта в миниатюрах Радзивиловской летописи XV века'

Предметы быта в миниатюрах Радзивиловской летописи XV века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
280
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предметы быта в миниатюрах Радзивиловской летописи XV века»

Предметы быта в миниатюрах Радзивиловской летописи XV века

В. Кулаков,

старший преподаватель кафедры «Рисунок и Живопись»

Анализ изображений в рукописных миниатюрах Радзивиловской летописи XV в. позволяет выявить стилевые особенности натюрмортов и ряда предметов быта. В рукописных миниатюрах Древней Руси, отмечает в своих работах О.И. Подобедова [4], изображения интерьеров преобладают как условные рисунки. Встречаются и миниатюры, в которых, по словам В.Н. Щепкина [9] к условности прибавляется конкретная детализация. Вообще при изложении и воспроизведении праздников, различных событий и пиров в миниатюрах XV в. отсутствовали интерьеры. По мнению В.В. Бычкова, только архитектурный фон мог восприниматься как намек на интерьер помещения, в котором могли происходить события [2]. Предметы быта, изображенные при данном архитектурном фоне, создавали организацию, составляли пространство. На миниатюрах Радзивиловской летописи XV в. различная утварь, столы и иконы выносятся на фасад здания, что символизирует действия, происходившие внутри строения.

История натюрморта шла параллельно с историей предмета, отмечает И.С. Болотина [1] Бытовая утварь всегда была предметом первой необходимости. От примитивных простых форм до декоративности и символистического украшательства - так расценивается сегодня бытовая утварь с позиции истории материальной культуры; менялись формы, материалы, обработка, размеры, но ее функциональность с древних времен не утрачивала своего ведущего значения. По словам Б.А. Рыбакова [7], обязательной частью бытовой утвари также был стол, в изображениях внутри дома он нес охранительно-декоративную нагрузку. Накрывался стол скатертью с вышитым узором, что должно было служить защитой от злых духов. В статье «Русская народная керамика» [5] О.С. Попова объясняет, что в России с XV в. являлось повседневной

296

посудой - деревянные чашки, блюда, миски, солонки, стопы. Пиршественной и праздничной посудой служили братины, резные ковши, блюда, кувшины. Их отличало обилие украшений и богатство форм. Автор считает, что столы в миниатюрах XV в. изображались чаще прямоугольными либо квадратными «стольцами», реже круглыми, а в некоторых случаях овальными.

В.К. Лазурин отмечает, что объединяющим стержнем, образного решения цельного пространства миниатюры становится стол с предметами на нем.

А.С. Трощинская [8] утверждает, что крупные предметы, чаши, блюда были расставлены на столах в соответствии с тщательно продуманным и особо понятым порядком, симметрично или ассимет-рично. Тарелки и прочие столовые приборы, в свою очередь, образовывали обрамления этим художественным аранжировкам.

По мнению Б.А. Колчина [3], деревянная точеная посуда имела наиболее широкое распространение в XV в. Автор рассказывает о принципе построения чаш на стояке полусферической формы, кубков цилиндрической формы на ножке, «солониц» вида тарелок, накрытых крышкой. Цилиндрическое основание характеризует питьевые сосуды -стопы, расширяющие к верху. Из дерева изготовлялись также стаканы и кубки. Выполнялись они в виде цилиндра.

На основании анализа изображений предметов быта, образующих натюрморты в миниатюрах Радзивиловской летописи XV в., нами составлена классификация изображений посуды, наиболее часто встречающихся в иллюстрациях рукописей. Первый тип посуды - многогранные круглые кубки на невысоком стояне. Второй тип - стаканы и стопы; они имеют простую форму и отличаются строгостью силуэта. Третий тип -сосуды с туловом шарообразной формы, с небольшим поддоном, которые предназначались для напитков и назывались братины.

На миниатюре «Приглашение Ростовскими боярами Мстислава Ростисловича Новгородского на Ростовское княжение» (рис. 1) в центральной части среди группы предметов находится сосуд круглой формы с широким верхним краем.

Рис. 1. Миниатюра «Приглашение Мстислава Ростиславича Новгородского на Ростовское княжение». Радзивиловская летопись XV в.

297

На миниатюре «Сватовство Изяслава Давыдовича Вятичско-го за своего племянника Святослава Владимировича Вщижского дочери Андрея Юрьевича Боголюбского» (рис. 2) на столе прямоугольной вытянутой формы располагаются на краях два сосуда с шарообразным ту-ловом и вытянутым горлышком, братины.

Рис. 2. Миниатюра «Сватовство Изяслава». Радзивиловская летопись XV в.

На миниатюрах Радзивиловской летописи XV в. «Совместный обед Киевского князя, Черниговского и Переяславского» (рис. 3), «Возвращение сознания к Васильку Ростиславичу и обед в Звиждине» (рис. 4) видим круглые кубки, которые размещаются в середине стола, они крупнее остальной посуды и являются центром натюрмортной композиции. Вокруг изображены стаканы и стопы, небольшие треугольные куски хлеба, ножи.

Рис. 3. Миниатюра «Совместный обед и обед всех князей». Радзивиловская летопись XV в.

298

На миниатюрах Радзивиловской летописи XV в вся посуда изображена стоящей на столах прямоугольной вытянутой формы с ящичным подстольем, либо на столах полуовальной формы. Основным изображением древнерусского стола является вытянутый прямоугольник. Мы видим столешницы, столы массивные, симметричные, со скатертью. Центр симметрии изображенного стола обычно совпадает с центром симметрии предметных групп, стоящих на нем. Геометрически упрощенная форма стола позволяет сосредоточить внимание на предметах. Главную центральную часть стола занимают более крупные предметы: кубки, чаши, братины. На краях группируются более мелкие предметы быта. Небольшие чаши, куски хлеба, столовые приборы образуют обрамление всей композиции.

На основании подробного изучения композиционных групп предметов быта, изображенных в древнерусских рукописных миниатюрах XV в., и, в частности, в рукописных миниатюрах Радзивиловской летописи XV в. нами установлено, что условно передаваемые формы предметов быта, посуды фактически соответствуют реально существовавшим. Их силуэты просты, орнамента очень мало. Тем самым в миниатюрных изображениях сохраняется и поддерживается спокойный, устойчивый ритм.

Библиографический список

Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. - М., 1989. - 186 с.

БычковВ.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995. - 331 с.

Колчин Б.А. Новгородские древности. Деревянные изделия. М., «Наука» 1968. - 230 с.

Подобедова О.И. Некоторые проблемы изучения рукописной книги / О.И. Подобедова. // Древнерусское искусство. Рукописная книга. - М., 1972. - С. 7-28.

Попова О.С. Русская книжная миниатюра XI-XV вв. / О.С. Попова. // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. -М., 1983. - С. 9-74.

Попова3.П. Русская мебель XVI-XVII вв. / 3.П. Попова. - М.,

1973.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М., 1987. - 460 с.

Трощинская А.В. Взаимодействие и синтез художественных моделей Востока и Запада в искусстве фарфора в России конца XVII -начала XIX веков : автореф. дис. ... докт. искусствовед. - М., 2009. - 56 с.

Щепкина В.Н. Два лицевых сборника исторического музея /

B. Н. Щепкина. // Археологические известия и заметки. - 1897. - № 4. -

C. 97-128.

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.