Научная статья на тему 'РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЙ "КОНКУРЕНЦИЯ" И "КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ" В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ'

РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЙ "КОНКУРЕНЦИЯ" И "КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ" В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никольский Ярослав Сергеевич

В статье рассматриваются понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность». Автор анализирует данные термины и раскрывает их сущность. В ходе написании статьи автор обнаружил огромное количество трактовок конкуренции, которые были сгруппированные по идеологическим признакам. Помимо прочего были представлены основные виды конкуренции, а также описаны существующие рынки по степени конкурентной борьбы. Автор раскрывает полностью термин «конкурентоспособность». В ходе изучения данной тематике автор исследования трактует собственное видение понятия «конкуренция», а также взаимосвязь понятий конкурентоспособности товара, компании и страны.The article discusses the concepts of "competition" and "competitiveness". The author analyzes these terms and reveals their essence. In the course of writing the article, the author discovered a huge number of interpretations of competition, which were grouped according to ideological characteristics. Among other things, the main types of competition were presented, as well as existing markets were described according to the degree of competition. The author fully discloses the term "competitiveness". In the course of studying this topic, the author of the study interprets his own vision of the concept of "competition", as well as the relationship between the concepts of competitiveness of goods, companies and countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЙ "КОНКУРЕНЦИЯ" И "КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ" В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 339.137.2

Экономические науки

Никольский Ярослав Сергеевич, магистр экономики, Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления «НИНХ» (НГУЭУ), г.

Новосибирск

РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЙ «КОНКУРЕНЦИЯ» И

«КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ» В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ

ЭКОНОМИКЕ

Аннотация: В статье рассматриваются понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность». Автор анализирует данные термины и раскрывает их сущность. В ходе написании статьи автор обнаружил огромное количество трактовок конкуренции, которые были сгруппированные по идеологическим признакам. Помимо прочего были представлены основные виды конкуренции, а также описаны существующие рынки по степени конкурентной борьбы.

Автор раскрывает полностью термин «конкурентоспособность». В ходе изучения данной тематике автор исследования трактует собственное видение понятия «конкуренция», а также взаимосвязь понятий конкурентоспособности товара, компании и страны.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, экономика, эффективность, рыночная экономика.

Annotation: The article discusses the concepts of "competition" and "competitiveness". The author analyzes these terms and reveals their essence. In the course of writing the article, the author discovered a huge number of interpretations of competition, which were grouped according to ideological characteristics. Among other things, the main types of competition were presented, as well as existing markets were described according to the degree of competition.

The author fully discloses the term "competitiveness". In the course of studying this topic, the author of the study interprets his own vision of the concept of "competition", as well as the relationship between the concepts of competitiveness of goods, companies and countries.

Keywords: competition, competitiveness, economy, efficiency, market economy.

Практически каждая частная компания (за исключением монополистических компаний и компаний специфического сектора) находится в постоянном состоянии конкуренции с аналогичными компаниями. Борьба с конкурентами ведется путем эффективной стратегии развития и постоянному анализу конкурентов, находя как слабые, так и сильные преимущества собственной компании перед конкурирующими. Именно поэтому каждому экономисту необходимо знать сущность понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» [1. с. 54].

Нам необходимо понимать, что конкуренция присутствует на каждом этапе производственного процесса и в широком понимании является механизмом экономике. «Конкуренция осуществляется как между производителями, так и между производителями и потребителями» [2. с. 48]. Каждый элемент конкуренции связан с разделением труда, с соответствующей специализацией имеющихся специальных профессиональных групп на определенных элементах.

И можно с полной определенностью сказать, что все участники воспроизводственного процесса являются участниками конкурентной борьбы, так как конкуренция выступает на всех его (воспроизводственного процесса) этапах.

Конкуренция происходит во множестве процессов, в таких как:

- процесс производства;

- распределение;

- обмен;

- потребление;

- производства;

- товаров;

- услуг.

Прежде всего стоит понимать, что понятие «конкуренции» в экономике произошел от латинского языка, в этом языке есть слово «cоncurere», что в переводе означает «соревнование» или «состязание», некоторые его трактуют, как «столкновение» [9. с. 39]. Если мы прибегнем к изучению различных экономических научных словарей, то там термин конкуренция трактуют, как соперничество, состязательность между конкурентами (юридическими или физическими лицами), которые заинтересованы в достижении одной и той же цели. Главная их цель — это благоприятные условия производства и реализации продукции (услуг). На территории Российской Федерации действуют закон о конкуренции № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция подразумевается, как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [7. с. 4].

В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Стоит отметь, что именно эта трактовка о «конкуренции» считается одной из правильных с точки зрения экономистов в России, а также в странах западного мира.

Изучая термин «конкурентоспособность» стоит отметь, что огромное количество известных ученых экономистов трактуют его совершенно по-разному. Автором была составлена таблица где были продемонстрированы наиболее известные высказывания всемирно известных экономистов.

Таблица 1. Экономисты о понятии «конкурентоспособность»

Автор понятия Раскрытие понятия

Ламбен Жан-Жак «Конкурентоспособность фирмы - ее способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты» [3, с.36]

Лебедева О.А., Лыгина Н.И. «Конкурентоспособность - комплексное понятие, предполагающее несколько уровней конкурентного превосходства. Чтобы обеспечить достойное (лидирующее) положение фирмы на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного преимущества» [4, с.125]

М. Портер «Конкурентоспособность- свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» [6, с.17]

Макдоналд М., Данбар Я. «Конкурентоспособность компании - это мера реальной силы организации в каждом сегменте, объективная оценка способности компании удовлетворить потребности каждого сегмента в сравнении с конкурентами» [5, с. 28]

Фурс И.Н. «Конкурентоспособность товара-т.е. его приобретение должно быть более выгодно и удобно покупателю, чем покупка другого товара, удовлетворяющего те же потребности, или аналогичных изделий у иного продавца» [8, с.12]

Исходя из того, что термин «конкурентоспособность» раскрывают совершенно по-разному, мы можем сделать вывод о том, что единого определения для этого термина не существует. Здесь стоит пояснить, почему нету точного и универсального понятия «конкурентоспособности», дело в том, что связано с тем, что термин конкурентоспособность имеет универсальные свойства. Если речь идет о конкурентоспособности в таких категориях, как:

- конкурентоспособность продукции, а также услуг;

- конкурентоспособность компаний;

- конкурентоспособность страны.

Мы приходим к ответу на заданный вопрос, что без учета каждой категории невозможно дать точное научное и единое определение термину «конкурентоспособность».

Библиографический список:

1. Антощенкова И.В., Быкадоров И.А. Модель монополистической конкуренции: влияние технологического прогресса на равновесие и общественную оптимальность // Математическая теория игр и ее приложения. -2014. - Т. 6. - № 2. - С. 3-31.

2. Жгунова П.А. Повышение конкурентоспособности компаний на основе логистического подхода / П.А. Жгунова // Рязанский государственный радиотехнический университет. - 2019. - С. 152-154.

3. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. Питер, 2004. - 800 с.

4. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 192 с.

5. Макдоналд М., Данбар Я. Сегментирование рынка: Практическое руководство. - М.: Изд-во 'Дело и сервис', 2002. - 288 с.

6. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.

7. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (ред. от 05.10.2015).

8. Фурс И.Н. Конкурентоспособность продовольственных товаров: Учебное пособие. - Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2004. - 346 с.

9. Ягафарова, Е. Ф. Взгляд на конкурентное преимущество фирмы с позиций экономической теории / Е. Ф. Ягафарова // Журнал экономической теории. - 2018. - №4. - С. 181-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.