Научная статья на тему 'Раскрытие информации в интегрированной отчетности о ключевых показателях эффективности и бизнес модели организации'

Раскрытие информации в интегрированной отчетности о ключевых показателях эффективности и бизнес модели организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Раскрытие информации в интегрированной отчетности о ключевых показателях эффективности и бизнес модели организации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 33

Ткачева Светлана Евгеньевна

магистрантка 2 курса группы 21-512 (38.04.01 «Экономика», магистерская программа «Интегрированная отчетность в бизнесе» Высшей школы бизнеса КФУ)

Tkacheva-Sveta@mail. ru Научный руководитель: Л.А. Плотникова к.э.н., доцент кафедры управленческого учета и контроллинга Института управления, экономики и финансов КФУ

lpl.kazan@gmail.com Svetlana E. Tkacheva master of the second year group 21-512, Kazan Federal University, Higher school of business Scientific leader: Lyubov A. Plotnikova PhD, associate professor of Kazan Federal University, Institute of Management, Economics and Finance

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ О КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ И БИЗНЕС МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

Качество управления организацией определяется качеством формируемой в учете информации. При современных технологиях уже невозможно представить офис компании не только без компьютера, но и без специальных программных средств, предоставляющих возможность автоматизировать всю работу, связанную с документацией. В повышении качества учетной информации заинтересованы многие современные руководители организаций, поскольку это является одним из требований широкого круга пользователей информации. По нашему мнению, улучшение качественных характеристик учетной информации в настоящее время является актуальным вопросом, который требует дополнительных исследований в поиске новых качественных характеристик информации, формируемой в учете и влияющей на уровень достоверности отчетности.

Целью исследования является применение особенностей бизнес-модели при разработке стратегии компании и формировании интегрированной отчетности.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

- анализ бизнес-процессов предприятия;

- анализ функциональной структуры компании;

- построение компонентной бизнес-модели в рамках разработки IT-стратегии компании;

- оценка экономической эффективности и обоснованности данного проекта.

Объектом исследования является медицинская организация, осуществляющая свою деятельность на рынке медицинских услуг.

Описать бизнес-процессы довольно легко. Но самая большая проблема реальности в том, что на любых предприятиях в нашей стране редко можно найти человека, действительно заинтересованного в повышении эффективности различных процессов производства. Малый и средний бизнес старается использовать давно устаревшие методы уменьшения затрат, в то время, как на западе давно поняли, что успех дела зависит от грамотного наемного менеджера, который заинтересован в получении максимальных результатов от своей работы.

Создание бизнес-процессов дает четкое понимание: кто отвечает за какой этап, какую должность занимает, и что должен делать. Такая структуризация делает прозрачной схему организации производства и дает возможность проще управлять им. Как показывает опыт успешных компаний8, в результате

8 Молодчик М.А. Самоорганизация и саморазвитие компании: анализ успешных практик // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки [Электр. журнал]. 2012. Вып. 4.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_

структурных нововведений формируется внутреннее обязательство сотрудников внести полезный вклад в деятельность компании, что способствует проявлению инициативы, самостоятельности, инновационной активности.

Донеся дерево целей до сотрудников, можно повысить их мотивацию, демонстрируя, что их работа направлена на общие цели. Кроме того, организация бизнеса таким образом поможет выявить лишние затраты финансовых и временных ресурсов.

Исследуемая компания занимается профилактикой, диагностикой и лечением стоматологических заболеваний. От правильно организованной работы в стоматологической клинике будет зависеть качество оказываемой больным людям помощи. Сюда можно отнести различные моменты: и адекватное взаимодействие между сотрудниками, и техническую оснащённость стоматологических кабинетов, и наличие в них необходимых для работы инструментов и приспособлений. Структура клиники представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная структура

Количественные методы анализа бизнес- процессов, основанные на сборе и обработке статистической информации, используются на предприятиях при внедрении систем менеджмента качества, а также реализации учетно-контрольных функций. В настоящее время широкое распространение получили такие методы количественного анализа, как ФСА и АВС-анализ бизнес-процессов.

Врачи-стоматологи - это старший медицинский персонал, который на разных уровнях воздействует со средним медицинским персоналом (ассистентами стоматолога, зубными техниками, медицинскими сёстрами), отвечающими за исполнение второстепенных и вспомогательных процедур (применение пылесоса, слюноотсоса, воздуховодомётного пистолета, коффердама, ватных роликов и прочих специальных материалов). В задачи медицинской сестры входит стерилизация и предстерилизационная подготовка и дезинфекция стоматологических инструментов. Зубные техники отвечают за технологию ортопедических аппаратов. Заведующий отделением занимается организацией, планированием и контролем качества оказываемой стоматологической помощи.

Стоматологическая клиника состоит из лечебных кабинетов, зуботехнической лаборатории, ординаторской (административно-бытового помещения для медицинского персонала), регистратуры, зала ожидания для пациентов и вспомогательных помещений. К правильной организации деятельности стоматологической клиники относится чёткая работа регистратуры, высокая исполнительская,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 2410-700Х

технологическая и организационная дисциплина персонала, рациональное использование аппаратуры и технических средств.

Таким образом, закладывая механизмы изменений в структуре управления, компания создает потенциал эффективного взаимодействия с персоналом - независимость, удовлетворение, самостоятельность, уважение, достижение, что является условием запуска мотивации саморазвития работника.

В клинике уделяют внимание решению социальных вопросов внутри коллектива. Организовано питание персонала. Скидки на лечение персонала 20%. Согласно условиям коллективного договора в соответствии с нормами по охране труда персонал обеспечен спецодеждой. Оборудовано помещение гардероба для хранения верхней одежды работников ООО.

Трое работников направлены на повышение квалификации.

Качество управления организацией, определяется качеством используемой информации. В рамках бизнес-организации, документ, и его информация обычно представляет собой актив компании.

По большей части, компьютерные системы предназначены для обработки фактической информации представленной набором данных. Отчеты, извлекаемые из электронной базы данных, играют важную роль в оценке и контроле деятельности компании, но чаще всего они должны сопровождаться письмами, который объясняет и истолковывает отчет компьютера. Система электронного документооборота, применяемая для обработки документов, дает возможность улучшить качество общения между подразделениями и сотрудниками компании.

Опишем модели «А8 18» («как есть») - модель существующего состояния компании. Алгоритм взаимодействия клиента с сотрудниками стоматологической клиники представлен на рисунке 2.

В бизнес-процессе «продажа медицинских услуги» принимают участие кассир, администратор и сам клиент. При обращении в стоматологическую клинику клиент обязан заключить публичный договор на оказание услуги. За эту часть процесса отвечает администратор. При выполнении, которого, он руководствуется внутренним регламентом организации. Если все условия соответствуют требованиям клиента, тогда он рассчитывается за услугу.

Если возникает необходимость в повторном посещении, ему необходимо заново заключать договор. Кассир отвечает за все расчетно - кассовые операции.

Ответственным за контроль количества сеансов, посещаемых клиентом, является администратор.

Рисунок 2 - Бизнес-процесс «Продажа медицинских услуг»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_

При таком алгоритме бизнес-процесса учета посетителей, предприятие не только несет большие финансовые потери, нерациональное использование человеческого ресурса, но и приводит к нарушению техники безопасности из-за превышения нормы количества посетителей в течение одного сеанса.

Отсутствие учета посетителей и посещений клиента, не позволяют организовать рациональную и продуктивную работу медицинской клиники, поэтому необходимо автоматизировать процесс учета посещений и отслеживание количества посетителей в течение сеанса.

Рассмотрим процесс формирования и предоставление отчётности, которые занимает большое количество времени. Бизнес-процесс ведение отчетности представлен на Рисунке 3. В конце каждого рабочего дня формируется отчетность, для качественного составления которой, необходимо повторно рассчитать количество посещений.

Рисунок 3 - Бизнес-процесс «Формирование отчетности»

Основным его недостатком является его высокая длительность по времени. Каждый день администратор формирует отчет, в котором указывает все финансовые операции, совершенные в течение дня. Если отчет не соответствует требованиям, или допущены ошибки, его возвращают обратно, на доработку администратору. Поэтому необходимо автоматизировать процесс формирования отчетных документов, для упрощения взаимодействия с бухгалтерией, поиска необходимых данных и минимизацией допущения ошибок при их составлении.

При внедрении Система электронного документа оборота (далее по тексту СЭД) в бизнес-процессе продажа медицинской услуги происходят следующие изменения:

- при покупке электронной карты у клиента фиксируется время начала сеанса, что упрощает процесс учета посетителей и посещений клиента, также при помощи идентификатора можно в личном кабинете на сайте выбрать удобное время для посещения, а также в личном кабинете можно будет просмотреть всю информацию по полученным услугам. Это позволит врачу просматривать какие услуги медицинского характера уже были получены, для администратора уменьшить трудоемкость документооборота, для клиента также видеть объем оказанных услуг, получать дополнительные скидки и участвовать в акциях, проводимых ООО;

- создает личную карточку клиента, для ускорения процесса приобретения электронной карты;

- автоматизирует процесс формирование документов для начисления заработной платы медицинского персонала;

- контроль нормы посетителей.

Таким образом, использование системы электронного документооборота позволит полностью

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_

автоматизировать процесс учета, что существенно упростить работу персонала. В свою очередь это повлияет на качество обслуживания клиентов, быстрый поиск клиентов, минимизацию вероятности возникновения ошибок и уменьшение работы с бумажными документами. При заполнении документов в целом отразится на качестве предоставляемой услуги клиенту. Очевидным плюсом является формирование лояльности у клиента, которая достигается при ускорении процесса повторных продаж.

Изменения в процессе показаны на рисунке 4.

Рисунок 4 - Бизнес-процесс «Формирование отчетности «TO BE»»

При внедрении СЭД в бизнес-процессе ведение отчетности - услуги происходят следящие изменения:

- автоматизация формирование отчетности;

- ускорения процесса корректировки, поиска документации;

- составление отчетности в соответствии с регламентом;

- регистрация документов в едином пространстве, исключение потери отчетности.

При жесткой конкуренции в индустрии медицинских услуг, на выбор стратегии развития бизнеса, компания большую роль отдают информационным технологиям. Для получения показателей оценки, которые дают возможность оценить эффект от использования СЭД, необходимо проводить оценку экономической эффективности от внедрения системы электронного документооборота.

Одной из самых распространенных методик оценки экономической эффективности является методика сбалансированных показателей (BSC или Balanced Scorecard). В этом методе оценивают: финансовые показатели, отношения с клиентами (внутренними и внешними); показатели внутренних бизнес-процессов; персонал и организационное развитие. Как следует из названия, сбалансированная система показателей процветает на балансе, то есть компании следует быть успешной в каждой из четырех составляющих в равной степени.

Рассмотрим особенности управления успешностью проекта, что представлено на рисунке 5.

Бизнес-процесс — это горизонтальная структура элементов взаимодействия, при которой выпуск продукции или отдельных ее компонентов становится реализуемой целью.

Медицинская клиника состоит из лечебных кабинетов, зуботехнической лаборатории, ординаторской (административно-бытового помещения для медицинского персонала), регистратуры, зала ожидания для пациентов и вспомогательных помещений. К правильной организации деятельности стоматологической

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_

клиники относится чёткая работа регистратуры, высокая исполнительская, технологическая и организационная дисциплина персонала, рациональное использование аппаратуры и технических средств.

Ключевые факторы Предложения по управлению проектом

0 0

Заинтересованные стороны

Поддержка от заинтересованных сторон

В состав проектной команды входят ключевые функциональные руководители Заказчика, заинтересованные в соблюдении интересов компании и последующей реализации результатов проекта.

Бизнес выгоды

Реализуются бизнес выгоды

( \ Виды и график работы

Предсказуемость состава и графика работы

На начальном этапе оцениваются гютенциапьные выгоды Заказчика от разработки Стратегии ИТ В дальнейшем будет отслеживаться процесс достижения этих выгод.

Измерение соответствия работ установленному уровню эффективности и приемочным требованиям. Работы по планированию проекта и анализ требований для уточнения графика работ.

( Команда

Высокое качество работы специалистов_

Тесное взаимодействие со специалистами Заказчика & ходе проекта. Совместная команда экспертов, специалистов и консультантов (опыт в отрасли, понимание ситуации, функциональный опыт).

0 0

0

В результате проекта более точно формулируются цели и задачи ИТ, состав и сроки выполнения проектов ИТ, определяющие необходимые ресурсы, масштаб и порядок действий. ___

Объем

Реалистичный, управляемый

Риски

Минимизированные риски

Реализация

Выгоды от внедрения

Регулярные встречи с менеджерами. Систематическая оценка и разрешение рисков и проблем. Мониторинг проекта относительно детального плана и достижения планируемых результатов_

Определение, согласование и отслеживание выгод. Поддержание и защита интересов Заказчика в процессе разработки и реализации Стратегии ИТ.

Рисунок 5 - Управление успешностью проекта

Суммарное среднее время, которое сотрудники стоматологической клиники тратят на рутинную обработку документов - более 60%.

Сокращение временных затрат: на работу по заключению договора с клиентом (20%), на согласование и утверждение документов по кассовым операциям (20%), на передачу документов между подразделениями (10%), на подготовку стандартных пакетов документов по отчетным периодам (10%).

После рассмотрения основных процессов медицинская клиники, при помощи модели деятельности «AS-IS» («как есть»), можно сделать вывод, что сотрудники выполняют рутинный, а главное неэффективный процесс регистрации клиентов на бумажных носителях. Его нерациональность проявляется в большей степени при возрастающем потоке клиентов. Не только работа отдельного сотрудника усложняется, но и работа всей медицинской клиники.

Список использованной литературы:

1. Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" (в ред. от 08.11.2010). URL: www.consultant.ru

2. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)" (в ред. от 27.04.2012). URL: www.consultant.ru

3. Приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)" (в ред. от 27.04.2012). URL: www.consultant.ru

4. Приказ Минфина России от 02.02.2011 № 11н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011)" // Российская газета. 2011. № 87.

5. Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" (в ред. от 08.11.2010). URL: www.consultant.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)" (в ред. от 27.04.2012).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_

URL: www.consultant.ru

7. Белов В. С. Информационно-аналитические системы. Основы проектирования и применения: учеб. пособие. М.: Московск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2015. 111 с.

8. Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем: [Электронный ресурс]. /А.М. Вендров- Электрон. дан. - Режим доступа: http://case-tech.h1.ru/library/vendrov/index.htm.

9. Ивашкевич В.Б., Шигаев А.И. Раскрытие результатов исполнения стратегии в отчете об устойчивом развитии // Аграрная наука, творчество, рост: материалы Международной научно-практической конференции. Т.1. Перспективы развития учетно-аналитической работы на предприятиях различных отраслей экономики (Секция факультета «Учетно-финансовый»). Ч. 1. - Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013

10.Каспина Р. Г. Бухгалтерская отчетность - важный инструмент корпоративного управления / Р. Г. Каспина // Вестник КГФЭИ. - 2006. - № 1(2).

11.Каспина Р. Г. Институциональные аспекты потенциала высококачественной корпоративной отчетности / Р. Г. Каспина //Аудиторские ведомости. - 2013. - № 5

12.Каспина Р. Г., Шнейдман Л. З. Новые подходы при формировании корпоративной отчетности в нефтяных компаниях / Р. Г. Каспина, Л. З. Шнейдман // Нефтяное хозяйство. - 2013. - № 9.

13.Ковалев С. М., Ковалев В. М. Методы анализа и оптимизации бизнес-процессов / С. М. Ковалев, В. М. Ковалев// Консультант директора. 2005. № 7

14.Кригер А.Б., Попенко Е.А. Оценка эффективности внедрения системы электронного документооборота в культурно развлекательном центре // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 9

15.Крутова А.В., Молодчик М.А., Пустовойт К.С. Методические вопросы оценки процессов саморазвития организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012, № 4. С. 160-169.

16.Куняев Н.Н., Демушкин А.С., Фабричнов А.Г. Конфиденциальное делопроизводство и защищенный электронный документооборот. - М: Логос, 2011. -452 с.

17.Молодчик М.А. Самоорганизация и саморазвитие компании: анализ успешных практик // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки [Электр. журнал]. 2012. Вып. 4.

18.Применение SADT-методологии для проведения функционально-стоимостного анализа в производственных системах / А. Н. Набатов [и др.] // Управление в сложных системах: Межвуз. науч. сб., 2011. С. 189-194.

19.Плотникова Л. А. Влияние взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей на оценку эффективности деятельности компании // Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики: Материалы докладов итоговой научно-практической конференции. Том I. - Казань: КГФЭИ, 2010 - с.418-420.

20.Плотникова Л.А. Процедуры внутреннего контроля внешнеторговых сделок как инструмент снижения рисков экономического субъекта / Казанский экономический вестник. 2015, № 1(15) - с.21-24.

21.Плотникова Л.А., Трофимова Д.А., Тукшаитова Д.З. Взаимосвязь учетной политики и корпоративной отчетности в системе управления компании // Научные труды Вольного экономического общества России. - Москва, 2015, Том 191, №2/2015, с. 291-301.

22.Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. - Издательство: Манн, Иванов и Фербер. - М., 2013.

23.Семенова И.В. Организационная структура предприятия как фактор мотивации саморазвития работника // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9

24.Эсаулова И.А. Мотивационный механизм саморазвития сотрудников как фактор инновационного развития организации // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». 2014. № 1(19). С. 68-72.

© Ткачева С.Е., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.