Научная статья на тему 'РАСХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ОКАЗАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ): ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА'

РАСХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ОКАЗАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ): ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расходы / местный бюджет / услуга / муниципальная услуга / муниципальное задание / учреждение / субсидия / правовое регулирование / expenses / local budget / service / municipal service / municipal task / institution / subsidy / legal regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колосов Николай Викторович

Исследуются вопросы финансово-правового обеспечения муниципальных услуг (выполнения работ). Особое внимание уделено анализу муниципальных правовых актов в изучаемой области. При этом было выявлено, что расходы местных бюджетов на оказание муниципальных услуг, выполнение работ играют важную роль в решении вопросов местного значения, повышении качества жизни граждан. Отмечается необходимость их бесперебойного осуществления, что возможно только при детальной правовой регламентации особенностей финансового обеспечения муниципальных услуг органами публичной власти всех уровней. Сделан вывод по вопросу, касающемуся возврата субсидии на предоставление муниципальных услуг при нарушении условий ее получения. Обращено внимание на то, что в соответствии с п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) при нарушении получателями субсидий условий их предоставления соответствующие средства подлежат возврату в местный бюджет. Отмечено, что Конституционный Суд РФ, положения п. 3.1 ст. 78 БК РФ о возврате субсидии допускают установление таких требований к предоставлению и возврату субсидии, которые предполагают необходимость возврата части предоставленной субсидии при условии, что в оставшейся части цели, на которые выделялась субсидия, будут полностью достигнуты. Определено, что ст. 78 БК РФ по общему правилу не распространяется на муниципальные учреждения и не касается предоставления субсидий на оказание муниципальных услуг в социальной сфере (ст. 78.4 БК РФ). Предложено подход Конституционного Суда РФ применить по отношению к некоммерческим организациям, а также к субъектам, являющимся получателями субсидий в рамках ст. 78.4 БК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPENDITURES OF LOCAL BUDGETS FOR THE PROVISION OF MUNICIPAL SERVICES (PERFORMANCE OF WORKS): LEGAL CHARACTERISTICS

The issues of financial and legal support of municipal services (performance of works) are investigated. Special attention was paid to the analysis of municipal legal acts in the studied area. At the same time, it was revealed that the expenditures of local budgets for the provision of municipal services, the performance of works play an important role in solving issues of local importance, improving the quality of life of citizens. The necessity of their uninterrupted implementation is noted, which is possible only with detailed legal regulation of the specifics of financial provision of municipal services by public authorities at all levels. The conclusion is made on the issue concerning the return of the subsidy for the provision of municipal services in violation of the conditions for its receipt. In accordance with paragraph 3.1 of Article 78 of the Budget Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the BC of the RF), if the recipients of subsidies violate the terms of their provision, the corresponding funds are subject to return to the local budget. As the Constitutional Court of the Russian Federation noted, the provisions of paragraph 3.1 of Article 78 of the BC of the RF on the return of the subsidy allow the establishment of such requirements for the provision and return of the subsidy, which imply the need to return part of the subsidy provided that in the remaining part the goals for which the subsidy was allocated will be fully achieved. However, Article 78 of the BC of the RF, as a general rule, does not apply to municipal institutions and does not concern the provision of subsidies for the provision of municipal services in the social sphere (Article 78.4 of the BC of the RF). It is proposed to apply the approach of the Constitutional Court of the Russian Federation in relation to non-profit organizations, as well as to entities that are recipients of subsidies under Article 78.4 of the BC of the RF.

Текст научной работы на тему «РАСХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ОКАЗАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ): ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

Научная статья Научная специальность

5.1.2. «Публично-правовые (государственно-правовые) науки» УДК 34, 347.73

DOI https://doi.org/10.26516/2071-8136.20233.26

РАСХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ОКАЗАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ): ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

© Колосов Н. В., 2023

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Исследуются вопросы финансово-правового обеспечения муниципальных услуг (выполнения работ). Особое внимание уделено анализу муниципальных правовых актов в изучаемой области. При этом было выявлено, что расходы местных бюджетов на оказание муниципальных услуг, выполнение работ играют важную роль в решении вопросов местного значения, повышении качества жизни граждан. Отмечается необходимость их бесперебойного осуществления, что возможно только при детальной правовой регламентации особенностей финансового обеспечения муниципальных услуг органами публичной власти всех уровней. Сделан вывод по вопросу, касающемуся возврата субсидии на предоставление муниципальных услуг при нарушении условий ее получения. Обращено внимание на то, что в соответствии с п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) при нарушении получателями субсидий условий их предоставления соответствующие средства подлежат возврату в местный бюджет. Отмечено, что Конституционный Суд РФ, положения п. 3.1 ст. 78 БК РФ о возврате субсидии допускают установление таких требований к предоставлению и возврату субсидии, которые предполагают необходимость возврата части предоставленной субсидии при условии, что в оставшейся части цели, на которые выделялась субсидия, будут полностью достигнуты. Определено, что ст. 78 БК РФ по общему правилу не распространяется на муниципальные учреждения и не касается предоставления субсидий на оказание муниципальных услуг в социальной сфере (ст. 78.4 БК РФ). Предложено подход Конституционного Суда РФ применить по отношению к некоммерческим организациям, а также к субъектам, являющимся получателями субсидий в рамках ст. 78.4 БК РФ.

Ключевые слова: расходы, местный бюджет, услуга, муниципальная услуга, муниципальное задание, учреждение, субсидия, правовое регулирование.

EXPENDITURES OF LOCAL BUDGETS FOR THE PROVISION OF MUNICIPAL SERVICES (PERFORMANCE OF WORKS): LEGAL CHARACTERISTICS

© Kolosov N. V., 2023

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

The issues of financial and legal support of municipal services (performance of works) are investigated. Special attention was paid to the analysis of municipal legal acts in the studied area. At the same time, it was revealed that the expenditures of local budgets for the provision of municipal services, the performance of works play an important role in solving issues of local importance, improving the quality of life of citizens. The necessity of their uninterrupted implementation is noted, which is possible only with detailed legal regulation of the specifics of financial provision of municipal services by public authorities at all levels. The conclusion is made on the issue concerning the return of the subsidy for the provision of municipal services in violation of the conditions for its receipt. In accordance with paragraph 3.1 of Article 78 of the Budget Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the BC of the RF), if the recipients of subsidies violate the terms of their provision, the corresponding funds are subject to return to the local budget. As the Constitutional Court of the Russian Federation noted, the provisions of paragraph 3.1 of Article 78 of the BC of the RF on the return of the subsidy allow the establishment of such requirements for the provision and return of the subsidy, which imply the need to return part of the subsidy provided that in the remaining part the goals for which the subsidy was allocated will be fully achieved. However, Article 78 of the BC of the RF, as a general rule, does not apply to municipal institutions and does not concern the provision of subsidies for the provision of municipal services in the social sphere (Article 78.4 of the BC of the RF). It is proposed to apply the approach of the Constitutional Court of the Russian Federation in relation to non-profit organizations, as well as to entities that are recipients of subsidies under Article 78.4 of the BC of the RF.

Keywords: expenses, local budget, service, municipal service, municipal task, institution, subsidy, legal regulation.

Введение

Муниципальное управление в Российской Федерации на современном этапе исторического развития предусматривает разнообразные формы взаимодействия органов местного самоуправления и граждан. Нередко реализация функций органа местного самоуправления может протекать в виде предоставления муници-

пальных услуг, получателями которых выступают как граждане, так и организации. Например, в г. Ставрополе в Перечень муниципальных услуг включено 68 услуг, предоставляемых органами местного самоуправления1. Если в ока-

1 См.: Об утверждении Перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления города Ставрополя : постановление администрации г. Ставрополя от 17 апр. 2023 г. № 814 // Вечерний Ставрополь. 2023. 20 апр. (№ 58-59).

зании услуг при реализации муниципального задания (заказа) задействованы муниципальные учреждения, то эти услуги вносятся в реестр муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме при условии предварительного включения их в соответствующий перечень Правительства РФ1.

Правовой основой предоставления муниципальных услуг выступает Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - ФЗ № 210-ФЗ)2. Социальная сфера - это область общественных отношений, где реализуется значительное число государственных (муниципальных) услуг населению, касающихся образования, здравоохранения, социальной защиты, других важных социальных вопросов. Поэтому в 2020 г. был принят Федеральный закон № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»3, конкретизировавший особенности формирования и исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов, связанных с предоставлением государственных (муниципальных) услуг гражданам. В субъектах Российской Федерации также могут регулироваться отдельные вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг. Так, в Орловской области был принят закон, в котором были установлены полномочия органов государственной власти области в данной сфере4.

Кроме того, предоставление муниципальных услуг регулируется разнообразными актами органов местного самоуправления, большей частью которых утверждены административные регламенты по предоставлению муниципальной услуги.

Материалы и методы исследования

Материалом для исследования выступило действующее российское законодательство о государственных (муниципальных) услугах и их финансовом обеспечении. Особое внимание было уделено анализу муниципальных правовых актов. Кроме того, были использованы ин-

1 См.: Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме : распоряжение Правительства РФ от 25 апр. 2011 г. № 729-р // Собр. законодательства РФ. 2011. № 18. Ст. 2679.

2 Собр. законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.

3 Собр. законодательства РФ. 2020. № 29. Ст. 4499.

4 О регулировании отдельных отношений в сфере предоставления

государственных и муниципальных услуг в Орловской области :

закон Орловской области от 10 дек. 2019 г. № 2431-О3 // Орловская правда. 2019. 17 дек. (№ 141).

формация Министерства финансов РФ, судебная практика.

В качестве научного инструментария были применены диалектический метод, методы анализа и синтеза, формально-юридический метод.

Результаты исследования

Действующее федеральное законодательство в зависимости от внесения (невнесения) заявителем платы за услуги позволяет выделить государственные (муниципальные) услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и услуги, предоставляемые на возмездной основе. При этом, как следует из формулировки ч. 1 ст. 8 ФЗ № 210-ФЗ, государственные (муниципальные) услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением предусмотренных случаев. В части 3 указанной статьи ФЗ № 210-ФЗ предусматривается оплата заявителем услуг вплоть до момента признания утратившими силу положений правовых актов об оказании государственных (муниципальных) услуг за счет средств заявителя. Если за получение услуги необходимо заплатить государственную пошлину, то ее взимание будет производиться по правилам Налогового кодекса РФ5.

Однако предоставление услуги на безвозмездной для заявителя основе не означает, что эта услуга не имеет денежной оценки. С ее предоставлением может быть связано осуществление финансовых затрат на обеспечение деятельности органов публичной власти, их должностных лиц, иных субъектов, производимых за счет бюджета публично-правового образования. Эти отношения будут уже регулироваться специализированным бюджетным законодательством.

Так, в ст. 69 Бюджетного кодекса РФ (далее -БК РФ)6 первыми в перечне бюджетных ассигнований указаны ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). По мнению Ю. А. Крохиной, эти ассигнования выступают самостоятельной формой расходов [1, с. 235]. Предельные объемы денежных средств, предусмотренных для исполнения бюджетных обязательств на указанные цели в соответствующем финансовом году, устанавливаются законами (решениями) о бюджете.

Статья 69.1 БК РФ содержит детальный перечень подобных ассигнований, анализ которого позволяет выделить несколько критериев, по которому он сформирован.

Во-первых, по субъектам - получателям финансовых средств, которыми могут выступать казенные, бюджетные, автономные учреждения, иные некоммерческие организации. Дополни-

5 Собр. законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

6 Там же. Ст. 3823.

тельно еще может учитываться причина выделения ассигнований. Так, при оказании муниципальных услуг в социальной сфере получателем может быть юридическое лицо (без указания его организационно-правовой формы в БК РФ), индивидуальный предприниматель, физическое лицо, выступающее производителем товаров, работ, услуг.

Во-вторых, по целевой направленности бюджетных ассигнований (без указания конкретного получателя средств). К ним будут относиться ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, а также на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Организационно-правовая форма юридического лица влияет на форму, в которой будут предоставляться денежные средства из бюджета. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы за счет местного бюджета. Иные перечисленные выше лица получают средства из местного бюджета в форме субсидий. Субсидия - это основная форма предоставления средств из местных бюджетов на оказание муниципальных услуг. Особенности предоставления и использования субсидий подробно раскрываются в муниципальных правовых актах.

Формат выделения финансовых ресурсов влияет на правовой режим их использования. Для казенного учреждения обеспечение выполнения его функций будет включать оплату труда его работников, а также денежное содержание муниципальных служащих; уплату обязательных платежей; закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; иные предусмотренные законодательством затраты.

При этом, как справедливо отмечает Ю. В. Пятковская, деятельность казенного учреждения может осуществляться по двум направлениям: исполнение государственных (муниципальных) функций в целях реализации полномочий органов власти и оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ [2, с. 174]. И не всегда эти виды деятельности могут быть четко разграничены, что ведет к проблемам, прежде всего, в планировании расходов местного бюджета, связанных с оформлением муниципального задания, устанавливающего требования к количественным, качественным и иным характеристикам муниципальных услуг (работ).

В соответствии с п. 3 ст. 69.2 БК РФ муниципальное задание формируется для бюджетных, автономных, казенных учреждений по реше-

нию органа местного самоуправления, наделенного полномочиями главного распорядителя бюджетных средств. Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) определяется местной администрацией. Например, администрацией городского округа Балашиха такой Порядок был утвержден 11 июля 2022 г.1 В этой связи часть возникающих вопросов может найти свое решение в актах органов местного самоуправления.

Из пункта 3 указанного Порядка видно, как могут использоваться показатели муниципального задания. Органы местного самоуправления ориентируются на них в бюджетном процессе на стадии составления проекта местного бюджета. Они применяются при планировании бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), учитываются при формировании бюджетной сметы муниципального казенного учреждения. Также эти показатели влияют на объем субсидий, направляемых бюджетным или автономным муниципальным учреждениям округа на выполнение муниципального задания. Для точного определения показателей бюджетной сметы муниципального казенного учреждения в части выполнения муниципального задания учитываются нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).

Похожий правовой акт действует в городском округе Мытищи2. Так, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальным казенным учреждением также осуществляется в соответствии с показателями утвержденной бюджетной сметы казенного учреждения. Но, в отличие от городского округа Балашиха, в городском округе Мытищи учредитель при определении показателей бюджетной сметы муниципального казенного учреждения не обязан использовать нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Он вправе это сделать.

1 См.: Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Балашиха и финансового обеспечения выполнения муниципального задания и признании утратившими силу некоторых постановлений администрации городского округа Балашиха : постановление администрации городского округа Балашиха от 11 июля 2022 г. № 615-ПА // Факт. 2022. 21 июля. (№ 28).

2 См.: Об утверждении Положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Мытищи и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания : постановление администрации городского округа Мытищи Московской области от 7 июля 2022 г. № 2874 // Официальный сайт органов местного самоуправления городского округа Мытищи Московской области. URL: http://www.mytyshi.ru (дата обращения: 07.07.2023).

Также следует отметить, что отказ от использования нормативов затрат на оказание муниципальных услуг в ряде случаев для муниципального образования имеет негативные последствия. Это связано с тем, что органы власти субъекта Российской Федерации могут учитывать их при расчете размера межбюджетных трансфертов из регионального бюджета в местные бюджеты. В частности, в Московской области принят Закон от 28 октября 2011 г. № 176/2011-ОЗ1, устанавливающий состав и величину нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований. Эти нормативы учитываются при определении размера трансфертов из бюджета области в местные бюджеты.

Вместе с тем в некоторых регионах стоимость предоставления муниципальных услуг может отличаться в разных муниципальных образованиях по объективным причинам (например, муниципальные образования в районах Крайнего Севера).

Получателями самых крупных субсидий из местных бюджетов среди юридических лиц выступают, как правило, бюджетные учреждения. Например, в бюджете г. Иркутска на 2023 г. в рамках муниципальной программы «Образование» им предусмотрено выделение наибольшего объема денежных средств в форме субсидий2. Эта практика согласуется с общероссийскими тенденциями в сфере муниципальных финансов. Так, по данным Министерства финансов РФ (далее - Минфин России), функциональная структура расходов местных бюджетов в 2022 г. изменилась по сравнению с 2021 г. несущественно. Основную долю среди них составляют расходы на образование (3015,9 млрд руб., что составляет 47 % расходов) [3, с. 10].

Отражение выделяемых из местного бюджета средств должно осуществляться с учетом существующей бюджетной классификации. Согласно Приказу Минфина России от 24 мая 2022 г. № 82н3 расходы на финансовое обеспечение выполнения функций (оказание услуг) муниципальными учреждениями (в том числе

1О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов : закон Московской области от 28 окт. 2011 г. № 176/2011-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2011. 3 нояб. (№ 205).

2 О бюджете города Иркутска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов : решение Думы г. Иркутска от 14 нояб. 2022 г. № 007-20-044551/2 // Иркутск официальный. 2022. 18 нояб. (№ 46).

3 О Порядке формирования и применения кодов бюджетной клас-

сификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения : приказ Минфина России от 24 мая 2022 г. № 82н // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 07.07.2023).

в форме субсидий) распределяются по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов с учетом осуществляемых учреждениями функций (услуг). Если за учреждением закреплены разные функции (услуги), то его расходы на обеспечение деятельности (функций) необходимо указывать по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов, исходя из отраслевой направленности.

Расходы на предоставление субсидий бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), если их невозможно отнести к деятельности учреждения, связанной с оказанием конкретных муниципальных услуг (выполнением работ), отражаются в рамках того подраздела классификации расходов бюджетов, по которому планируется наибольший объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидии учреждению на финансовое обеспечение оказания муниципальной услуги (выполнения работы).

Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимися муниципальными учреждениями, также может быть связано с оказанием ими муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.

Так, со ссылкой на ст. 69.1 и 78.1 БК РФ Администрацией г. Перми был утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города некоммерческим организациям (кроме учреждений), на финансовое обеспечение затрат по организации занятости молодежи4.

Иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам предоставление субсидий происходит согласно ст. 78 БК РФ. Однако, если для учреждений выделение субсидий связано в первую очередь с выполнением условий, определенных муниципальным заданием, то для других указанных выше субъектов общая цель выделения субсидии более конкретна - возмещение недополученных доходов, компенсация затрат при производстве, реализации отдельных видов товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, как было отмечено выше, возможно предостав-

4 См.: Об утверждении Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией занятости молодежи : постановление Администрации г. Перми от 7 нояб. 2017 г. № 988 // Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. 2017. № 77.

ление субсидий из местного бюджета на оказание муниципальных услуг в социальной сфере. Они предоставляются по трем направлениям.

Во-первых, на финансовое обеспечение выполнения учреждениями (кроме казенных) муниципального задания.

Во-вторых, на оплату соглашения об оказании муниципальных услуг в социальной сфере.

В-третьих, на оплату соглашения о финансовом обеспечении (возмещении) затрат, связанных с оказанием муниципальных услуг в социальной сфере на основе социального сертификата.

Обсуждения и заключения

На практике возникает вопрос, касающийся возврата субсидии при нарушении ее получателем условий предоставления. В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ при нарушении получателями субсидий условий их предоставления соответствующие средства подлежат возврату в местный бюджет. Как обоснованно отметил Конституционный Суд РФ, положения п. 3.1 ст. 78 БК РФ о возврате субсидии допускают установление таких требований к предоставлению и возврату субсидии, которые предполагают необходимость возврата части предоставленной субсидии при условии, что в оставшейся части цели, на которые выделялась субсидия, будут полностью достигнуты. При этом не исключен и вариант возврата субсидии в полном объеме1. Однако ст. 78 БК РФ, как следует из ее названия, по общему правилу не распространяется на муниципальные учреждения. Не применима она и при предоставлении субсидий в целях финансового обеспечения исполнения муниципального заказа на оказание муниципальных услуг в социальной сфере (ст. 78.4 БК РФ). В статье 78.1 БК РФ, регламентирующей предоставление субсидий некоммерческим организациям (в том числе бюджетным и автономным учреждениям), нет нормы, аналогичной норме п. 3.1 ст. 78 БК РФ. Нет ее и в ст. 78.4 БК РФ. Поэтому в данном случае представляется, что подход, предложенный Конституционным Судом РФ, может быть применен и по отношению к некоммерческим организациям, а также к субъектам,

1 См.: Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области на нарушение конституционных прав общества с ограниченной ответственностью «Завод «Дорожных машин» и жалобы общества с ограниченной ответственностью «Завод «Дорожных машин» на нарушение его конституционных прав пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 20 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники : определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2022 г. № 1451-О // КонсультантПлюс : справочная правовая система

являющимся получателями субсидий в рамках ст. 78.4 БК РФ. Тем более что в настоящее время по условиям муниципального задания при его невыполнении допускается частичный возврат субсидии в объеме, соразмерном недостигнутым показателям.

Подводя итог, следует признать, что расходы местных бюджетов на оказание муниципальных услуг, выполнение работ играют важную роль в решении вопросов местного значения, повышении качества жизни граждан. Их бесперебойное осуществление возможно только при детальной правовой регламентации особенностей финансового обеспечения муниципальных услуг органами публичной власти всех уровней. Ш

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крохина Ю. А. Бюджетное право России : учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2023. 374 с.

2. Пятковская Ю. В. Правовое регулирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации / под ред. Е. Ю. Грачевой. М. : Норма, 2017. 288 с.

3. Результаты мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2022 год // Министерство финансов РФ : офиц. сайт. URL: https://minfin. gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_ local?id_38=302619-rezultaty_monitoringa_ispolneniya_mestnykh_ byudzhetov_i_mezhbyudzhetnykh_otnoshenii_v_subektakh_ rossiiskoi_federatsii_na_regionalnom_i_munitsipalnom_ urovnyakh_za_2022_god (дата обращения: 12.08.2023)

REFERENCES

1. Krohina YU.A. Byudzhetnoepravo Rossii: uchebnik dlya vuzov [Budget law of Russia : textbook for universities]. 7 ed., revised. and additional. Moscow, Yurajt Publ., 2023, 374 p. (in Russian)

2. Pyatkovskaya Yu.V. Pravovoe regulirovanie raskhodov byudzheta subekta Rossijskoj Federacii [Legal regulation of budget expenditures of a subject of the Russian Federation]. Ed. E.Yu. Gracheva. Moscow, Norma Publ., 2017, 288 p. (in Russian)

3. Rezultaty monitoringa ispolneniya mestnyh byudzhetov i mezhbyudzhetnyh otnoshenij v subektah Rossijskoj Federacii na regionalnom i municipalnom urovnyah za 2022 god [Results of monitoring the execution oflocal budgets and inter-budgetary relations in the subjects of the Russian Federation at the regional and municipal levels for 2022]. Ministry of Finance of the Russian Federation: official website. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/ regions/monitoring_results/Monitoring_local?id_38=302619-rezultaty_monitoringa_ispolneniya_mestnykh_byudzhetov_i_ mezhbyudzhetnykh_otnoshenii_v_subektakh_rossiiskoi_federatsii_ na_regionalnom_i_munitsipalnom_urovnyakh_za_2022_god (date of access: 12.08.2023) (in Russian)

Статья поступила в редакцию 07.07.2023; одобрена после рецензирования 08.08.2023; принята к публикации 13.09.2023

Received on 07.07.2023; approved on 08.08.2023; accepted for publication on 13.09.2023

Колосов Николай Викторович - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и финансового права, Юридический институт, Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1), e-mail: kolosovnv@mail.ru

Kolosov Nikolai Viktorovich - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law, Law Institute, Irkutsk State University (1, K. Marx st., Irkutsk, 664003, Russian Federation), e-mail: kolosovnv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.