Научная статья на тему 'РАСЧЁТ РЕАКЦИЙ КОНСТРУКЦИИ ФРОНТАЛЬНОГО ПРОКАЛЫВАТЕЛЯ-ЩЕЛЕРЕЗА ПРИ РАБОТЕ НА СКЛОНАХ'

РАСЧЁТ РЕАКЦИЙ КОНСТРУКЦИИ ФРОНТАЛЬНОГО ПРОКАЛЫВАТЕЛЯ-ЩЕЛЕРЕЗА ПРИ РАБОТЕ НА СКЛОНАХ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРОНТАЛЬНЫЙ ПРОКАЛЫВАТЕЛЬ-ЩЕЛЕРЕЗ / ПОЛУРАМНЫЙ ТРАКТОР / ДВИЖИТЕЛЬ / ПОВЕРХНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / СИЛОВЫЕ РЕАКЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сурин Роман Олегович, Кузнецов Евгений Евгеньевич, Щитов Сергей Васильевич, Бурмага Андрей Владимирович, Решетник Екатерина Ивановна

Особенностью Амурской области является высокая степень переувлажнения несущего почвенного слоя в период сбора урожая, в связи с чем возникает необходимость снижения влияния осадков на плодородный слой, улучшения его водопроницаемости, снижение эффекта переуплотнения и формирование плужной подошвы. Это позволит повысить тягово-сцепные свойства средств механизации, сохранить плодородие, повысить урожайность и увеличить валовые сборы сельскохозяйственных культур. В статье теоретически обоснованы параметры воздействия на конструкцию трактора и почвенный фон перспективного устройства в условиях склонового земледелия - фронтального прокалывателя-щелереза, предназначенного для снижения влияния природно-климатических и техногенных факторов при проведении полевых работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Сурин Роман Олегович, Кузнецов Евгений Евгеньевич, Щитов Сергей Васильевич, Бурмага Андрей Владимирович, Решетник Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF THE REACTIONS OF THE DESIGN OF THE FRONTAL PIERCING-CUTTER WHEN WORKING ON SLOPES

A feature of the Amur Region is a high degree of waterlogging of the bearing soil layer during the harvesting period, which makes it necessary to reduce the effect of precipitation on the fertile layer, improve its water permeability, reduce the effect of overconsolidation and form a plow pan. This will improve the traction and coupling properties of mechanization, preserve fertility, increase productivity and increase the gross harvest of agricultural crops. The article theoretically substantiates the parameters of the impact on the design of the tractor and the soil background of a promising device in the conditions of sloping agriculture - a frontal piercer-slitter designed to reduce the influence of natural, climatic and technogenic factors during field work.

Текст научной работы на тему «РАСЧЁТ РЕАКЦИЙ КОНСТРУКЦИИ ФРОНТАЛЬНОГО ПРОКАЛЫВАТЕЛЯ-ЩЕЛЕРЕЗА ПРИ РАБОТЕ НА СКЛОНАХ»

Научная статья УДК 631.372:629.114.2

Расчёт реакций конструкции фронтального прокалывателя-щелереза при работе на склонах

Роман Олегович Сурин, Евгений Евгеньевич Кузнецов, Сергей Васильевич Щитов,

Андрей Владимирович Бурмага, Екатерина Ивановна Решетник

Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск, Россия

Аннотация. Особенностью Амурской области является высокая степень переувлажнения несущего почвенного слоя в период сбора урожая, в связи с чем возникает необходимость снижения влияния осадков на плодородный слой, улучшения его водопроницаемости, снижение эффекта переуплотнения и формирование плужной подошвы. Это позволит повысить тягово-сцепные свойства средств механизации, сохранить плодородие, повысить урожайность и увеличить валовые сборы сельскохозяйственных культур. В статье теоретически обоснованы параметры воздействия на конструкцию трактора и почвенный фон перспективного устройства в условиях склонового земледелия - фронтального прокалывателя-щелереза, предназначенного для снижения влияния природно-климатических и техногенных факторов при проведении полевых работ.

Ключевые слова: фронтальный прокалыватель-щелерез, полурамный трактор, движитель, поверхность движения, силовые реакции, эффективность.

Для цитирования: Расчёт реакций конструкции фронтального прокалывателя-щелереза при работе на склонах / Р.О. Сурин, Е.Е. Кузнецов, С.В. Щитов и др. // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2022. № 2 (94). С. 155 - 160.

Original article

Calculation of the reactions of the design of the frontal piercing-cutter when working on slopes

Roman O. Surin, Evgeny E. Kuznetsov, Sergey V. Shitov, Andrey V. Burmaga, Ekaterina I. Reshetnik

Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russia

Abstract. A feature of the Amur Region is a high degree of waterlogging of the bearing soil layer during the harvesting period, which makes it necessary to reduce the effect of precipitation on the fertile layer, improve its water permeability, reduce the effect of overconsolidation and form a plow pan. This will improve the traction and coupling properties of mechanization, preserve fertility, increase productivity and increase the gross harvest of agricultural crops. The article theoretically substantiates the parameters of the impact on the design of the tractor and the soil background of a promising device in the conditions of sloping agriculture - a frontal piercer-slitter designed to reduce the influence of natural, climatic and technogenic factors during field work.

Keywords: front-end piercing machine, semi-frame tractor, mover, movement surface, force reactions, efficiency.

For citation: Calculation of the reactions of the design of the frontal piercing-cutter when working on slopes / R.O. Surin, E.E. Kuznetsov, S.V. Shitov et al. Izvestia Orenburg State Agrarian University. 2022; 94(2): 155160. (In Russ.).

Важной особенностью Амурской области и некоторых регионов Дальнего Востока Российской Федерации, значимо влияющей на сроки и объёмы проведения полевых работ, является быстрый переход от затяжных низкотемпературных режимов, так как зима в рассматриваемой климатической зоне продолжается с октября до конца апреля, к достаточно жарким, до плюс 20 °С в начале мая. При поверхностном оттаивании над подстилающим мерзлотным уровнем в почвенном слое формируется низко несущая прослойка толщиной не более 7 - 9 см. Именно в этот период и происходят основные мероприятия почвенной обработки в регионе. При последующем оттаивании в глубину, учитывая наличие в типе материнской породы тяжёлых по механическому составу глинистых и тяжелосуглинистых почв, имеющих неблагоприятные водно-физические свойства и препятствующих распространению влаги в глубину, поверхностный

слой теряет несущую способность. В результате проведение работ при помощи колёсных тракторов высокой мощности и массовой нагрузки становится достаточно проблематичным [1 - 5]. Переувлажнение наблюдается вплоть до июня сельскохозяйственного года, что часто не позволяет аграрным организациям провести качественную обработку посевных площадей и посев бобовых культур, в частности сои, являющейся основной сельскохозяйственной культурой региона.

Таким образом, возникает насущная необходимость включения в перечень необходимых полевых операций основной обработки почвы операции щелевания, позволяющей отвести подпочвенную влагу в более глубокие почвенные горизонты.

Материал и методы. В процессе патентного поиска, базируясь на глубоком анализе исследований авторов [6 - 9], была предложена конструкция фронтального прокалывателя-щелереза по патенту

2 3 4

5 6 7 8 9 Рис. 1 - Принципиальная схема фронтального прокалывателя-щелереза:

1 - трактор; 2 - передний бампер трактора; 3 -кронштейн гидроцилиндра; 4 - нагружающий гидроцилиндр; 5 - передняя полурама трактора;

6 - установочный кронштейн прокалывателя;

7 - продольная тяга рамы прокалывателя;

8 - поперечная тяга рамы прокалывателя;

9 - подшипниковый узел с лучеобразными прокалывающими рабочими органами

РФ N° 2754595 [10]. Принципиальная схема предлагаемого устройства представлена на рисунке 1.

Обоснование воздействия динамических параметров фронтального прокалывателя-щелереза на конструкцию трактора при прямолинейном движении дано в ранее опубликованном материале [11]. Вместе с тем определённый теоретический интерес представляет рассмотрение работы трактора с установленным фронтальным прокалывателем-щелерезом в условиях работы на склонах, так как более 34 % пахотных земель Амурской области относится именно к категории склоновых земель.

При работе на склонах необходимо учитывать возможность бокового опрокидывания.

Результаты и обсуждение. Для проведения обоснования используем известные методы

теории равновесия и определяемые зависимости согласно схемам на рисунках 2 и 3.

Рассматриваемая конструкция состоит из основной части, собственно трактора, включающей переднюю пару колёс, из прокалывателя D с соединительной рамой AD и из опорной части, включающей заднюю пару колёс. Прокалыватель соединяется с рамой шарниром D (опора типа цилиндрический шарнир), рама прокалывателя соединяется с основной частью шарниром А (опора типа цилиндрический шарнир) и вертикальной пневматической подвеской В (опора типа тонкий стержень). Основная часть соединяется с опорной частью устройством Q, допускающим их взаимный разворот вокруг вертикальной оси, а также относительное изменение бокового крена каждой части вокруг продольной горизонтальной оси.

Все расчёты проводили для прямого рабочего хода трактора в направлении V.

Для большей ясности изображения угол а прямого подъёма в направлении V и угол у бокового крена учитываем изменением наклона линии горизонта, углы считаем одинаковыми для обеих частей трактора (рис. 2, 3); Сь С2 -центры тяжести отдельных частей (полурам) трактора, точки приложения сил тяжести Gl, G2 при любых углах наклона а и у (при спуске вниз с горы а > 0, при подъёме вверх в гору а < 0; при перемещении по поверхности с уклоном влево у > 0, с уклоном вправо - у < 0); Gj (] = 1, 2) -проекции сил тяжести на продольную плоскость, Н; G"j - проекции сил тяжести на поперечную плоскость, Н. Принимаем

G' =

Gj /cosа

Vi

2 2 + tg а + tg у

Gj =

G. / cos y

д/l + tg2 а + tg2 y

(j = l, 2).

линия горизонта

bed

Рис. 2 - Схема сил, действующих на трактор и прокалыватель в продольной плоскости Oxy

156

линия горизонта

Рис. 3 - Схема сил, действующих на трактор и прокалыватель Оух для задней пары колёс

А, ра А

В

- опоры рамы прокалывателя: опо-шарнирно неподвижная, реакция включает две неизвестные составляющие XA, YA (Xa = XA, УА = YA ); опора В - стержневая, реакция определяется одной неизвестной составляющей R'B (RB = R'B). Считаем, что на раму действуют силовые реакции X'A, YA, RB, на основную часть трактора - реакции XA, YA, RB.

На раму также действуют задаваемые силы: M'A - силовой момент торсионного вала, Н; Fx, F y, Fz - составляющие силового действия прокалывателя в точке D, Н; в рабочем режиме Fx < 0, Fy > 0; составляющая Fz проявляется при боковом поперечном сносе трактора на склоне Y Ф 0, приводит к появлению дополнительной пары сил, действующей на торсионный вал (далее не рассматриваем, Fz = 0).

R - радиус колёс трактора, м; a, b, c, d, e, r, s, h1, h2, h3, h\, h'2, l - размеры трактора (рис. 2), м; j - угол наклона рамы прокалывателя к обрабатываемой плоскости, град.

N\, N2, N3, N4 - нормальные силовые реакции поверхности движения, действующие на колёса трактора; считаем движение безотрывным, поэтому вертикальные составляющие нормальных реакций должны быть направлены вверх, Н, при Ni > 0 (i = 1, 4).

F\, F'2, F'3, F'4 - силы сцепления колёс трактора, движущие силы ведущих колёс, направлены в сторону движения трактора, Н; F", F2'', F3", F4'' -силы поперечного (бокового) трения скольжения, направлены в сторону, противоположную предполагаемому относительному проскальзыванию соприкасающихся поверхностей, Н.

YQ, ^ MQ (XQ = X'Q, YQ = Y'Q, ZQ = Z'Q, Mq = M'q) - составляющие реакции соединительного устройства Q, для всей конструкции в целом являются внутренними силами и в её

уравнения движения (равновесия) не включаются. Будем считать, что силы Xq, Yq, Zq, Mq действуют на основную часть со стороны опорной, Н, а силы X'q, Y'q, Z'q, M'q действуют со стороны основной части на опорную, Н.

M\k, M2k, M3¿, Мцъ - моменты трения качения в колёсах трактора; в приближённых расчётах ими можно пренебречь, если это не противоречит уравнениям движения, Н.

f, S - коэффициенты трения скольжения (покоя) и трения качения, считаем, что они одинаковы для всех колес трактора, зависят от качества грунта, состояния колёс и погодных условий; если трением качения пренебрегаем, то полагаем S = 0.

Мдв, Мдв - силовые моменты двигателя, действуют на оси ведущих колёс, определяют движущие силы сцепления, но сами относятся к внутренним силам и в уравнения движения трактора не включаются, Н.

M'a - момент торсионного вала, Н, оказывает прижимающее действие на раму прокалывателя, является внутренним усилием и в уравнения движения (равновесия) трактора с прокалыва-телем не включается. Силовой момент Мд = M'a действует на основную часть со стороны рамы. Для направления, изображённого на чертеже МА = M'A < 0.

Для наглядности изображения на рисунке 2 центр тяжести С2 опорной части трактора находится справа от линии Ех касания колёс задней пары поверхности грунта на расстоянии s. Если центр тяжести С2 на самом деле расположен слева от Ех на расстоянии s, то всюду в представленных расчётах следует заменить s на -s.

Опрокидывание трактора на склоне произойдёт при нарушении одного из следующих условий:

IМ тх = 0;

-(N3 + N4) • 2l + G"(l • cos y - H • sin y) +

+G2'(l • cos y-H ' • sin y) - Fy • l = 0 при опрокидывании влево по направлению хода трактора;

(N + N2) • 2l - Gj"(l • cos Y + H • sin y) -

-G2" (l • cos y + H' • sin y) + Fy • l = 0 при опрокидывании вправо.

Конкретно, при условии:

Gj"(l • cos y - H • sin y) +

+G2" (l • cos y - H' • sin y) - Fy • l < 0 происходит опрокидывание трактора вправо.

При условии

-G"(l • cos y + H • sin y) -

-G2' (l • cos Y + H' • sin y) + Fy • l > 0 происходит опрокидывание влево по направлению хода трактора.

Для наглядности узел установки устройства укрупним и вынесем в виде схемы на рисунок 4.

z

линия горизонта

Fy\ Su tp, А

0 k

DJ G„I —\

\\\\\\\\\\\ S\\V\\\\\\\ wwwww \\W

Рис. 4 - Схема сил, действующих на трактор и прокалыватель

В конструкции прокалывателя считается, что он соединён шарнирно в точке А с трактором (рис. 2). Прижатие к грунту происходит за счёт сил тяжести, собственно, прокалывателя D и его рамы AD. Для установившегося рабочего движения трактора можно считать, что силы, действующие на элементы конструкции, находятся в равновесии. Рама прокалывателя AD находится в равновесии под действием силы тяжести Gq и реакций шарниров D и А, причём в шарнире реакции Fx и Fy определяются характеристиками грунта его поверхности и считаются заданными. Уравнения равновесия рамы AD имеют вид (направление всех осей сохранено):

X Fx = 0; - XA + Fx + GQ • sin a = 0; (1) XFiy = 0; - YA - GQcosa + Fy = 0; (2) XMiAz = 0; GQ • b0 (cos a - tg j • sin a) -

-Fx • h - Fy • a + bo) = 0.

Из уравнений (1) - (3) находим:

XA = Fx + GQ • sin a; (4)

YA =-GQcos a + Fy; (5)

GQ • bocosa-Fy • (ao +

(3)

tg Ф = ^Г

(6)

Q ~ j

Q d + e + r (7)

x[-Fx • h3 + Fy • (a + b + c) + G1 • d + G2 • 5];

N2 = N3 =

1

2(d + e + r )

-Fx • h3 + Fy • (a + b + c) + +G1 • d + G2 • 5

(8)

+ -G2; 2 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

N1 = N4 =-1 Fy +1G1 —

1 4 2 y 2 1 2(d + e + r)

-Fx • h3 + Fy • (a + b + c) + +G1 • d + G2 • 5

*q=-—---

Q d + e + r G1 + G2 - Fy -Fx • h3 + Fy • (a + b + c) + +G1 • d + G2 • (d + e + r + 5)

1 F

F ' = F ' =__-___F_

2 3 2(d + e + r) G1 + G2 - Fy

-Fx • h3 + Fy • (a + b + c) + +G1 • d + G2 • (d + e + r + 5)

1___Fx

2(d + e + r) G1 + G2 - F

(9)

(10)

(11)

F'= F' =

-Fx • h3 + Fy • (a + b + c) + +G1 • d + G2 • (d + e + r + 5)

-1F ■

2 x'

(12)

(r +-

Fx

MQ =-- v

Q d + e + r G1 + G2 - Fy

-Fx • h3 + Fy • (a + b + c) +

+G1 • d + G2 • (d + e + r + 5)

• h2) x

(13)

- G2 • (r + 5).

• ь0 sin а + ^ • (а0 + ь0) При этом уравнение (3) можно использовать для расчёта одной из составляющих Fx или Fy, если считать угол ф определённым.

В частности, для прямого рабочего хода трактора по строго горизонтальной плоскости без учёта трения качения имеем а = у = 0, ц = 0. Причём из соображений симметрии можно считать = 0, F^= F2" = F'= F; = 0.

Тогда формулы для реакций, действующих на трактор, принимают вид:

к =■ 1

Вывод. нами получены математические зависимости, являющиеся теоретическим обоснованием параметров воздействия предложенной конструкции на трактор и поверхность движения при выполнении работ щелевания новым и перспективным устройством - фронтальным прокалывателем-щелерезом в условиях склонового земледелия. Это позволит произвести детальный расчёт конструкции, подбор элементной базы и его силовых характеристик.

Список источников

1. Повышение продольно-поперечной устойчивости и снижение техногенного воздействия на почву колёсных мобильных энергетических средств: монография / С.В. Щитов, Е.Е. Кузнецов, Е.С. Поликутина и др. Благовещенск: Изд-во Дальневост. гос. аграр. ун-та, 2020. 148 с.

2. Способ корректирования тягово-сцепных свойств колёсного энергетического средства в повороте / А.С. Вторников, С.Н. Марков, А.А. Шуравин и др. // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2021. № 2 (88). С. 129 - 132.

x

x

х

X

х

3. Кушнарев А.Н., Щитов С.В., Кузнецов Е.Е. К вопросу оптимизации ширины транспортного коридора многозвенных тракторно-транспортных поездов при движении по дорогам сельскохозяйственного назначения // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2021. № 1 (87). С. 129 - 133.

4. Расчёт силовых реакций транспортного агрегата с догружающе-корректирующим устройством положения центра тяжести трактора / А.А. Шуравин, Е.С. Поли-кутина, С.В. Щитов и др. // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2021. № 3 (89). С. 135 - 139.

5. Алдошин Н.В., Пехутов А.С. Повышение производительности при перевозке сельскохозяйственных грузов / Н.В. Алдошин, // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2012. № 4. С. 26 - 27.

6. Беляев В.И., Вольнов В.В. Ресурсосберегающие технологии возделывания зерновых культур в Алтайском крае: монография. Барнаул: Алт. ГАУ, 2010. 178 с.

7. Методы оптимизации конструктивных и эксплуатационных параметров тракторных транспортно-технологических агрегатов: монография / Н.Ф. Скуря-тин, Е.В. Соловьев, С.В. Соловьёв и др. М.; Белгород: ООО «Издательско-книготорговый центр Колосс», 2020. 129 с.

8. Щитов С.В. Перераспределение сцепного веса в составе машинно-тракторного агрегата при проведении предпосевной обработки / С.В. Щитов, П.В. Тихончук, Е.Е. Кузнецов и др. // Дальневосточный аграрный вестник. 2017. № 1 (41). С. 88 - 95.

9. Перспективные конструктивные схемы сельскохозяйственных машин для проведения полевой обработки почвы / Р.О. Сурин, А.Е. Слепенков, С.В. Щитов и др. // Евразийское научное объединение. 2020. № 7-2 (65). С. 132 - 135.

10. Пат. RU2754595C1. Российская Федерация. Пунктирный прокалыватель-щелеватель / Кузнецов Е.Е., Щитов С.В., Бурмага А.В, Сурин Р.О., Панова Е.В.; заявл. 2020-10-06; опубл. 2021-09-03.

11. Влияние установки прокалывателя-щелевателя на распределение нормальных реакций почвы и нагрузки на движители полурамного трактора [Электронный ресурс] / Р.О. Сурин, Е.Е. Кузнецов, С.В. Щитов и др. // АгроЭкоИнфо: Электронный научно-производственный журнал. 2021. № 2. URL: Ы1р:// agroecoinfo.ru/ STATYI/2021/2/st_217.pdf.

References

1. Increasing the longitudinal-transverse stability and reducing the technogenic impact on the soil of wheeled mobile power equipment: monograph / S.V. Shitov, E.E. Kuznetsov, E.S. Polikutina et al. Blagoveshchensk, 2020. 148 p.

2. A method for correcting the traction-coupling properties of a wheeled power tool in a turn / A.S. Vtornikov, S.N. Markov, A.A. Shuravin et al. Izvestia Orenburg State Agrarian University. 2021; 88(2): 129-132.

3. Kushnarev A.N., Shchitov S.V., Kuznetsov E.E. On the issue of optimizing the width of the transport corridor of multi-link tractor-transport trains when driving on agricultural roads. Izvestia Orenburg State Agrarian University. 2021; 87(1): 129-133.

4. Calculation of power reactions of a transport unit with a loading and correcting device for the position of the center of gravity of the tractor / A.A. Shuravin, E.S. Polikutina, S.V. Shitov et al. Izvestia Orenburg State Agrarian University. 2021; 89(3): 135-139.

5. Aldoshin N.V., Pekhutov A.S. Increasing productivity in the transportation of agricultural goods. Mechanization and Electrification of Agriculture. 2012; 4: 26-27.

6. Belyaev V.I., Volnov V.V. Resource-saving technologies for the cultivation of grain crops in the Altai Territory. Monograph: Barnaul: Alt. GAU, 2010. 178 p.

7. Methods for optimizing the design and operational parameters of tractor transport-technological units: monograph / N.F. Skuryatin, E.V. Solovyov, S.V. Solovyov M. et al. Belgorod: Colossus Publishing and Bookshop Center LLC, 2020. 129 p.

8. Shitov S.V. Redistribution of the coupling weight in the composition of the machine-tractor unit during pre-sowing treatment / S.V. Shitov, P.V. Tikhonchuk, E.E. Kuznetsov et al. Far East Agrarian Bulletin. 2017; 41(1): 88-95.

9. Perspective design schemes of agricultural machines for field tillage / R.O. Surin, A.E. Slepenkov, S.V. Shitov et al. Eurasian Scientific Association. 2020; 65(7-2): 132-135.

10. Pat. RU2754595C1. The Russian Federation. Dotted piercer-slitter / Kuznetsov E.E., Shitov S.V., Burmaga A.V., Surin R.O., Panova E.V.; dec. 2020-10-06; publ. 2021-09-03.

11. Influence of the installation of a piercer-slotter on the distribution of normal reactions of the soil and the load on the propellers of a semi-frame tractor [Electronic resource] / R.O. Surin, E.E. Kuznetsov, S.V. Shitov et al. AgroEcolnfo: Electronic scientific and production journal. 2021; 2. URL: http://agroecoinfo.ru/STATYI/2021/2/st_217.pdf.

Роман Олегович Сурин, аспирант, roman_surin81.81@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7667-551Х Евгений Евгеньевич Кузнецов, доктор технических наук, доцент, ji.tor@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0725-4444

Сергей Васильевич Щитов, доктор технических наук, профессор, shitov.sv1955@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2409-450X

Андрей Владимирович Бурмага, доктор технических наук, доцент, burmaga@mail.ru, https://orcid.org/0000-

0002-1388- 9465

Екатерина Ивановна Решетник, доктор технических наук, профессор, soia-28@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1368- 9365

Roman O. Surin, postgraduate, roman_surin81.81@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7667-551Х Evgeny E. Kuznetsov, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, ji.tor@mail.ru, https://orcid.org/0000-

0003-0725-4444

Sergey V. Shitov, Doctor of Technical Sciences, Professor, shitov.sv1955@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2409-450X

Andrey V. Burmaga, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, burmaga@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1388- 9465

Ekaterina I. Reshetnik, Doctor of Technical Sciences, Professor, soia-28@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1368- 9365

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: all authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 16.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 05.03.2022.

The article was submitted 16.02.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 05.03.2022. -♦-

Научная статья

УДК 631.173

Производственный опыт организации технического сервиса машин в АПК

Сергей Юрьевич Журавлев

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты анализа производственного опыта в области организации технического сервиса (ТС) сельскохозяйственной техники. Проанализированы распространённые формы организации техобслуживания сельскохозяйственной техники, используемой в производстве продукции АПК. Показано, что рекомендуемая заводами-изготовителями планово-предупредительная система технического сервиса недостаточно адаптирована к производственным возможностям современных дилерских центров, которые, как правило, не имеют необходимого технологического оборудования для проведения работ по ТО и качественному ремонту различных машин в нужном объёме. Выявлены причины, препятствующие реализации современных требований на проведение технического обслуживания сельскохозяйственной техники. Даны рекомендации по совершенствованию организации технического обслуживания отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники.

Ключевые слова: сельскохозяйственная техника, технический сервис, формы организации, дилерский центр, сельхозпроизводитель.

Для цитирования: Журавлёв С.Ю. Производственный опыт организации технического сервиса машин в АПК // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2022. № 2 (94). С. 160 - 165.

Original article

Production experience of organization of technical service of machines in the agro-industrial complex

Sergey Yu. Zhuravlev

Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia

Abstract. The article presents the results of the analysis of production experience in the field of organization of technical service (TS) of agricultural machinery. The common forms of organization of maintenance of agricultural machinery used in the production of agricultural products are analyzed. It is shown that the planned preventive maintenance system recommended by manufacturers is not sufficiently adapted to the production capabilities of modern dealerships, which, as a rule, do not have the necessary technological equipment to carry out maintenance work and high-quality repairs of various machines in the required volume. The reasons that impede the implementation of modern requirements for the maintenance of agricultural machinery are identified. Recommendations are given for improving the organization of maintenance of domestic and foreign agricultural machinery.

Keywords: agricultural machinery, technical service, forms of organization, dealer center, agricultural producer.

For citation: Zhuravlev S.Yu. Production experience of organization of technical service of machines in the agro-industrial complex. Izvestia Orenburg State Agrarian University. 2022; 94(2): 160-165. (In Russ.).

Большие масштабы сельскохозяйственного сектора в экономике России, разнообразие сельскохозяйственных зон и выпускаемых заводами машин и оборудования, низкая эффективность обеспечения предприятий агропромышленного комплекса машинными комплексами, наличие собственной действующей базы ТО и ремонта машин у многих предприятий АПК - все эти перечисленные особенности существенно влияют на реструктуризацию системы технического сервиса (ТС) в АПК. Необходимо дальнейшее

совершенствование технического сервиса парка машин в АПК для повышения эффективности результатов его работы.

Основной целью исследования является анализ современного производственного опыта в области организации ТС в современных условиях работы различных структур и предприятий АПК РФ.

Изучены возможности более эффективного применения в сфере АПК концепции фирменного технического сервиса машин и оборудования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.