Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ПОЧВЫ ПРИ РАБОТЕ КОЛЁСНОГО АГРЕГАТА НА НАКЛОННЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ ДВИЖЕНИЯ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ПОЧВЫ ПРИ РАБОТЕ КОЛЁСНОГО АГРЕГАТА НА НАКЛОННЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЁСНЫЙ ТРАКТОР / ПРИЦЕП / НОРМАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ / УГОЛ НАКЛОНА / ПОВЕРХНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шуравин Александр Александрович, Кушнарев Алексей Николаевич, Кузнецова Ольга Александровна, Кузнецов Евгений Евгеньевич, Щитов Сергей Васильевич

Основным энергетическим средством в крестьянско-фермерских хозяйствах являются колёсные тракторы класса 1,4 - 2, которые широко применяются и на транспортных работах, в частности в процессе перевозки сельскохозяйственной продукции с полей в условиях слабой несущей способности почвы. Транспортные работы приходится проводить в различных ландшафтных и погодно-климатических условиях, от которых зависит состояние дорог, расположение углов наклона поверхности движения, что значительно влияет на продольную устойчивость тракторно-транспортного агрегата (ТТА). В статье представлены результаты теоретических исследований использования перспективного устройства по определению нормальных реакций почвы при работе колёсного агрегата на наклонных поверхностях движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шуравин Александр Александрович, Кушнарев Алексей Николаевич, Кузнецова Ольга Александровна, Кузнецов Евгений Евгеньевич, Щитов Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF NORMAL SOIL REACTIONS DURING OPERATION OF THE WHEEL UNIT ON INCLINED SURFACES OF MOVEMENT

The main energy source in peasant farms are wheeled tractors of class 1.4-2, which are widely used in transport work, in particular, in the process of transporting agricultural products from fields in conditions of poor soil bearing capacity. Transport work has to be carried out in various landscape and weather-climatic conditions, which determine the condition of the roads, the location of the angles of inclination of the driving surface, which significantly affects the longitudinal stability of the tractor-transport unit (TTA). The article presents the results of theoretical studies of the use of a promising device to determine the normal reactions of the soil during the operation of a wheeled unit on inclined surfaces of movement.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ПОЧВЫ ПРИ РАБОТЕ КОЛЁСНОГО АГРЕГАТА НА НАКЛОННЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ ДВИЖЕНИЯ»

Oleg S. Volodko, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, volodko-75@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8478-1358

Alexander P. Bychenin, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, bap63@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8896-7547

Nikolai P. Kryuchin, Doctor of Technical Sciences, Professor, miignik@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5330-4903

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: all authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 24.02.2022; одобрена после рецензирования 15.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 24.02.2022; approved after reviewing 15.03.2022; accepted for publication 15.03.2022. -♦-

Научная статья УДК 631.372:629.114.2

Определение нормальных реакций почвы при работе колёсного агрегата на наклонных поверхностях движения

Александр Александрович Шуравин1, Алексей Николаевич Кушнарев1,

Ольга Александровна Кузнецова2, Евгений Евгеньевич Кузнецов2,

Сергей Васильевич Щитов2

1 Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, Благовещенск, Россия

2 Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск, Россия

Аннотация. Основным энергетическим средством в крестьянско-фермерских хозяйствах являются колёсные тракторы класса 1,4 - 2, которые широко применяются и на транспортных работах, в частности в процессе перевозки сельскохозяйственной продукции с полей в условиях слабой несущей способности почвы. Транспортные работы приходится проводить в различных ландшафтных и погодно-климатических условиях, от которых зависит состояние дорог, расположение углов наклона поверхности движения, что значительно влияет на продольную устойчивость тракторно-транспортного агрегата (ТТА). В статье представлены результаты теоретических исследований использования перспективного устройства по определению нормальных реакций почвы при работе колёсного агрегата на наклонных поверхностях движения.

Ключевые слова: колёсный трактор, прицеп, нормальные реакции, угол наклона, поверхность движения, энергетическое средство, эффективность.

Для цитирования: Определение нормальных реакций почвы при работе колёсного агрегата на наклонных поверхностях движения / А.А. Шуравин, А.Н. Кушнарев, О.А. Кузнецова и др. // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2022. № 2 (94). С. 143 - 148.

Original article

Determination of normal soil reactions during operation of the wheel unit on inclined surfaces of movement

Alexander A. Shuravin1, Alexey N. Kushnarev1, Olga A. Kuznetsova2,

Evgeny E. Kuznetsov2, Sergey V. Shchitov2

1 Far East Higher Combined Command Military School named after Soviet Union Marshal K.K. Rokossovsky, Blagoveshchensk, Russia

2 Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russia

Abstract. The main energy source in peasant farms are wheeled tractors of class 1.4-2, which are widely used in transport work, in particular, in the process of transporting agricultural products from fields in conditions of poor soil bearing capacity. Transport work has to be carried out in various landscape and weather-climatic conditions, which determine the condition of the roads, the location of the angles of inclination of the driving surface, which significantly affects the longitudinal stability of the tractor-transport unit (TTA). The article presents the results of theoretical studies of the use of a promising device to determine the normal reactions of the soil during the operation of a wheeled unit on inclined surfaces of movement.

Keywords: wheeled tractor, normal reactions, angle of inclination, surface of movement, energy facility, efficiency.

For citation: Determination of normal soil reactions during operation of the wheel unit on inclined surfaces of movement / A.A. Shuravin, A.N. Kushnarev, O.A. Kuznetsova et al. Izvestia Orenburg State Agrarian University. 2022; 94(2): 143-148. (In Russ.).

В Амурской области на долю крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) приходится до 28 % всей валовой сельскохозяйственной продукции региона. Эти КФХ образовались в основном на базе ранее существовавших сельскохозяйственных предприятий путём их реорганизации, которые в своё время наряду с растениеводством занимались и животноводством, что определённым образом отразилось на формировании состава машинно-тракторного парка [1]. Вкупе с энергонасыщенными тракторами, выполняющими основные работы в растениеводстве, в состав машинно-тракторного парка сельхозпредприятий входили и универсальные колёсные тракторы класса 1,4, которые широко использовались в животноводстве на заготовке, подвозе, раздаче кормов, вывозе органических продуктов жизнедеятельности животных [2]. При этом количество универсальных тракторов составляло до 40 %, а в отдельных хозяйствах, специализировавшихся на производстве именно продукции животноводства, и до 60 % от общего количества тракторов. Все вышеприведённые обстоятельства повлияли на основной состав машинно-тракторного парка современных сельхозпредприятий. До сих пор в силу своей надёжности и неприхотливости в эксплуатации находятся универсальные колёсные тракторы марки Минского тракторного завода (МТЗ, класс 1,4,), которые используются как на полевых, так и на работах транспортно-технологического обеспечения деятельности хозяйств [3 - 5].

Материал и методы. Одним из способов повышения эффективности использования тракторно-транспортных агрегатов на транспортных работах является их адаптация к условиям эксплуатации. При выполнении транспортных работ возникает проблема обеспечения продольной устойчивости тракторно-транспортного агрегата, что возможно за счёт корректирования сцепного веса в его системе в зависимости от условий эксплуатации [6]. Это приводит к своевременному перераспределению нагрузки, приходящейся на движители тракторно-транспортного

агрегата, что в конечном счёте позволяет влиять на продольную устойчивость, стабилизировать курсовую и траекторную устойчивость трактора при работе на склоновых поверхностях. Кроме того, изменение нагрузки, приходящейся на движители тракторно-транспортного агрегата в условиях недостаточных тягово-сцепных свойств энергетического средства, позволяет повышать его технологические характеристики.

Для повышения тягово-сцепных свойств, стабилизации курсовой и траекторной устойчивости колёсного трактора при работе на склоновых поверхностях предлагается применение в его ходовой системе дополнительных устройств, позволяющих корректировать нагрузку на движители.

Основными задачами исследования являются: определение нормальных реакций почвы на опоры трактора при работе колёсного агрегата на наклонных поверхностях движения; анализ работы агрегата с установленным экспериментальным устройством, позволяющим корректировать изменение нормальных реакций почвы за счёт перераспределения нагрузки на движители.

Результаты и обсуждение. Предложено буксирно-распределяющее устройство [7], позволяющее равномерно распределять нагрузку, приходящуюся на движители энергетического средства и прицеп, на которое получен патент РФ N° 2753047, а конструктивные характеристики описаны в ранее опубликованных работах [8, 9].

Рассмотрим более подробно механизм формирования нормальных реакций почвы на опоры в зависимости от угла наклона поверхности движения при применении предлагаемого устройства, используя схемы на рисунке 1. Для универсализации расчётов системы координат тягача и прицепа рассмотрим раздельно, углы подъёма и спуска колёсного агрегата определим углами а, у.

А, В - опоры тяги устройства: опора А - шар-нирно неподвижная, реакция включает две неизвестные составляющие Х'А ,У'А (ХА = Х'А, УА = У'А) ; опора В - шарнирно подвижная, реакция

Рис. 1 — Схема сил, действующих на агрегат:

А - силы, действующие на тягач и на тягу АВ; Б - силы, действующие на прицеп

определяется одной неизвестном составляющей КБ (RB = ); С, С" - центры тяжести тягача и прицепа, точки приложения сил тяжести G, G" при любом угле наклона а, у направления движения V, V" относительно линии горизонта; г, R, г" - радиусы колёс тягача и прицепа; а, Ь, с, d, е, Н, h - размеры тягача; а", Ь", с", Н", - размеры прицепа; в, ф - углы направления сил тяги Т', Т" (Т = Т") по отношению к направлениям движения тягача и прицепа; Л^,Л2,Л',Ы"2 - нормальные реакции шероховатой поверхности для тягача и прицепа; ¥2,'- силы трения скольжения (сцепления) колёс тягача и прицепа; М1к,Ы2к,М',М "кк - моменты трения качения в колёсах тягача и прицепа; / 5 - коэффициенты трения скольжения (покоя) и трения качения; Мдв - силовой момент двигателя.

При определении нормальных реакций почвы на движители примем некоторые допущения:

- для совместности (выполнения условия равенства Т = Т" необходимо согласование углов, а + в = у - ф;

- при определении нормальных реакций шероховатой поверхности для тягача и прицепа считаем движение безотрывным, поэтому вертикальные составляющие нормальных реакций должны быть направлены вверх;

- силы трения скольжения (сцепления) колёс тягача и прицепа направлены в сторону, противоположную предполагаемому относительному проскальзыванию соприкасающихся поверхностей;

- моментами трения качения в колёсах тягача и прицепа в приближённых расчётах ими можно пренебречь, если это не противоречит уравнениям движения;

- коэффициенты трения скольжения (покоя) и трения качения считаем одинаковыми для всех колёс тягача и прицепа; они зависят от качества грунта, состояния колёс и погодных условий, при этом если трением качения пренебрегаем, то полагаем 5 = 0;

- силовой момент двигателя действует на ось ведущего колеса радиусом R, определяет движущую силу трения (сцепления) ^2, но сам относится к внутренним силам и в уравнения движения агрегата не включается.

Если обозначить цг = тт( / ■ г, 5),

= тт( f ■ R, 5), цГ = тт( f ■ г' , 5) - параметры трения, то во время движения вперёд тягача с прицепом для сил сопротивления имеем:

= —</■ Л2,

\F\ = ^Nl,

r

RR

\f" 1 = ^N" If; 1 = N2,

14 r '' I 2 I r" 2' M1k M2k =ЦRN2,

Mlk = Ц ;N; M 2'k = ц N2 .

Для безотрывности движения необходимо выполнение условий:

- неотрицательности нормальных реакций,

N > 0, Л > 02, л;> 0, N2 > 0;

- для реализации движения вперёд необходимо Мдв > цды2;

- отсутствие проскальзывания (пробуксовки) движителя гарантируется неравенством

</■ Л2.

В случае если

M д

R

-^RLN2 > f • N2, следует

с сохранением направления

считать F2 = / ■ Л2 силы трения

Направления остальных сил сопротивления (сил трения и моментов трения качения) сохраняются в случае перемещения агрегата вперёд и меняются на противоположные при сползании назад (как это допускается в случаях, изображённых на рисунках 2 Г, Д). Конкретная реализация определяется из уравнений баланса всех внешних сил. В частности, если пренебречь трением качения, считать 5 = 0, то

Мдв- < f ■ N2, F'= F'= 0,

Fl = G,

F; =:

R

Mk = M 2k = Mk = M"2k = 0.

Для установившегося рабочего движения трактора можно считать, что силы, действующие на элементы агрегата, находятся в равновесии. Выбираем в качестве координатных осей: оси х, y - для трактора и тяги, оси x",y" - для прицепа.

Уравнения равновесия тяги AB имеют вид: X Fx = 0; - XA + T' cos P = 0; (1)

X Fy = 0; - YA - RB + T' sin p = 0; (2) XMA, = 0; - R'B • AB + T sin p. AE = 0, (3) при AB = b + c + d, AE = b + c + d + e.

Уравнения равновесия тягача имеют вид:

X Fx = 0; F - F2 + XA - G • sin a = 0; (4)

X Fv = 0; N1 + N2 + Ya + Rb - G • cos a = 0; (5)

XMa, = 0; - Mlk - M2k + Fxh - F2h +

+RB • AB - N1a + N2(b + c) + (6)

+G((H - h)sin a - b cos a) = 0.

Уравнения равновесия прицепа имеют вид:

XFX = 0; -T 'cos j + F"-G "siny + F2''= 0; (7)

XFy = 0; T'sinФ+N1 -G"• cosY + N2' = 0; (8)

XM'Pi = 0; -Mi'k -M2k + +T' (h "cos Ф- a "sin ф) + (9)

+G ' (H "sin y- b' cos у) + N2" (b " + c " ) = 0.

Уравнения (1) - (9) представляют собой систему девяти линейных алгебраических уравнений

относительно девяти неизвестных: ХА, YA, RB, N2, F2(M№), Т'(Т "), Л," N2 .

Обозначим Т = Т = Т". Будем считать, что состав движется вперёд без пробуксовки,

M д

-—N2 < f • N2. Тогда из уравнений

Л Л (7) - (9) сначала находим:

T = ц" cos у- r ' sin y ^ „;

цГ sin j+r"cos j

N„ = (ц r + b'' ) cos Y- H' sin Y G „ +

(10)

+

ц

b " + с ' (a " - ц ' )sin j - h" cos j b" + с ' (a ' + b'' )cos y sin j--(H" - r ") sin y sin j --(h"- r' )cosycosj

T =

(b " + с '' )(ц r sin j+r' cos j) (H"- h ')sin y cos j--b "cos y cos j + a "sin y sin j

G " -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(11)

G ' - N2 =

(b ' + с'')(ц' sin j + r''cos j)

N,= r''cos(j-Y) 1 ц ''sin j+r "cos j

(H"- h") sin Y cos j + +(a ' + b')sin y sin j + с" cos( j - y)

G'

(b " + с'')(цГ sin j + r''cos j)

(a ' + b")cos y sin j-ц r'[ -(H ' - r " ) sin Y sin j--(h"- r ' )cosycosj

G" - (12)

-G''.

(b " + с ' )(ц r sin j + r ' cos j) Затем из уравнений (1) - (3) находим: , в цГ cos y-r "sin y„ „ e

xa = xA = T cosP = ^--;-G cos P; (13)

ц r sin j + r cos j

G' sin P;

AF

RB = ЛВ =--T sin p =

B B AB P

= b + с + J + e ^cosy-r "siny

b + с + J цГ sin j+r"cos j

AF

Ya = YA = T sin p-Rb = (1 - —) • T sin p =

=—e__цГ cos Y-r''sin y G ''sin p.

b + с + J ^sinj + r"cosj Из уравнений (4) - (6) получаем: G[^ - цR) cos a + H sin a] --T[hcosp-(J + e + цЛ)sinP];

(14)

(15)

N1 =-

a + b + с + цг -цr

(16)

N2 = -N1 + Gcos a- T sin p = G[(a + b + цг) cos a - H sin a]

+

+

a + b + с + цг -цЛ (17)

T [h cos p-(a + b + с + J + e + цг )sin P]

a + b + с + цг - цЛ

ц

F2 = -G sin a + XA + F1 = -G sin a + T cos P + — N1 =

(a + b + с + ц -цЛ)rcosp + +(J + e + цЛ sin p - |arh cos p

G

a + b + с + ц -ц R (a + b + с + ц -цЛ )r sin a--(с - цЛ )ц cos a - |arH sin a

(18)

a + b + с + ц - цЛ В частности, если пренебрегать трением

качения, 5 = 0, то

N'=-

N2' = -

T = - sin Y G ' .

cos j

(H'' - h '' )sin y cos j+ +(a " + b" ) sin y sin j+с" cos( j - y)

(b " + с ' )r''cos j

b''cos y cos j--(H" - h ")sin y cos j - a" sin y sin j

Rb =-

Ya =

(b " + с' )r''cos ф Xa = - ^in^ g ''cos p.

cos j

b + с + J + e sin y

b + с + J cos j e sin y

G ''sin P;

N1 =

G ''sin P; b + с + J cos j

G^ • cos a + H sin a] -

-T[h cos P - (J + e) sin P].

(19) G; (20)

G"; (21) (22)

(23)

(24)

N2 =

a + b + с G[(a + b) cos a - H sin a] + +T[h cos p- (a + b + с + J + e)sin P];

(25)

, ; (26)

a + b + с

F2 = T cos P-G sin a. (27)

Различные случаи сочетания значений углов a, Р, у, ф (a + Р = y - ф) при движении агрегата по наклонным поверхностям движения представлены на рисунке 2.

Проведённые исследования позволяют обосновать параметры взаимодействия звеньев, составляющих транспортно-тракторный агрегат, при работе на склоновых поверхностях и установке в ходовую систему трактора корректирующе-распределяющего устройства, обладающего новизной, изобретательским уровнем при простоте конструкции, значимой перспективой внедрения в производство.

г

г

г

г

г

]

а = у = 0; ß = - ф > О

Рис. 2 — Различные случаи сочетания значений углов а, в, у, ф (а + в = у - ф) при движении агрегата по наклонным поверхностям движения

Экспериментальными способами при проверке полученного теоретического обоснования установлено, что использование буксирно-распределяющего устройства позволяет за счёт перераспределения нагрузки, приходящейся на движители трактора и прицепа, повысить продольную устойчивость ТТА на 18 - 23 % и увеличить тягово-сцепные свойства до 20 %

при работе колёсного агрегата на наклонных поверхностях движения.

Таким образом, предлагаемое решение в сравнении с ранее проведёнными исследованиями [10, 11], обладая сходными технологическими характеристиками, отличается оригинальным техническим решением, способным значительно расширить функциональность применения ТТЛ в условиях склоновых земель.

№ основании проведённых исследований можно сделать вывод, что использование предлагаемого буксирно-распределяющего устройства, позволяющего равномерно распределять нагрузку, приходящуюся на движители энергетического средства и прицепа, приводит к повышению тягово-сцепных свойств ТТЛ, стабилизации курсовой и траекторной устойчивости трактора при работе на склоновых поверхностях.

Список источников

1. Повышение продольно-поперечной устойчивости и снижение техногенного воздействия на почву колёсных мобильных энергетических средств: монография

I С.В. Щитов, Е.Е. Кузнецов, Е.С. Поликутина и др. Благовещенск: Изд-во Дальневост. гос. аграр. ун-та, „0„0. 148 с.

„. Кузнецов Е.Е., Щитов С.В. Повышение эффективности использования мобильных энергетических средств в технологии возделывания сельскохозяйственных культур: монография I Дальневост. гос. аграр. ун-т. Благовещенск: Изд-во Дальневост. гос. аграр. ун-та, „017. „7„ с.

3. Алдошин H^., Пехутов Л.С. Повышение производительности при перевозке сельскохозяйственных грузов

II Механизация и электрификация сельского хозяйства. „01„. № 4. С. „6 - „7.

4. Belyaev V.I., Fruhauf M., Mainel T. Ecological Consequences of Conversion of Steppe to arable Land in Western Siberia. Europa Regional. „004; 4(1): 1З-„1.

5. Кушнарев A.H. Совершенствование использования многозвенных тракторно-транспортных поездов II Техника и оборудование для села. „0„0. № 6 („76). С. 14 - 17.

6. Кушнарев A.H., Щитов С.В., Кузнецов Е.Е. К вопросу оптимизации ширины транспортного коридора многозвенных тракторно-транспортных поездов при движении по дорогам сельскохозяйственного назначения II Известия Оренбургского государственного аграрного университета. „0„1. № 1 (87). С. 1„9 - 1ЗЗ.

7. Пат. на изобретение № „75З047 Рос. Федерация Буксирно-распределяющее устройство I Кушнарев A.H., Щитов С.В, Кузнецов Е.Е.; заявит. и патентооблад. Дальневосточный гос. агр. университет; № „0„01З„941; заявл. 06.10.„0„0; опубл. 11.08.„0„1; Бюл. № „З. 10 с.

8. Способ корректирования тягово-сцепных свойств колёсного энергетического средства в повороте I Л.С. Вторников, QH. Марков, Л.Л. Шуравин и др. II Известия Оренбургского государственного аграрного университета. „0„1. № „ (88). С. 164 - 167.

9. Шуравин Л.Л., Поликутина Е.С., Кузнецов Е.Е. Повышение тягово-сцепных свойств колёсного трактора в условиях продольного уклона поверхности движения II Лгропромышленный комплекс: проблемы и перспективы развития: матер. всерос. науч.-практич. конф. Ч. 1. Благовещенск: Дальневосточный ГЛУ, „0„1. 459 с.

10. Кушнарев А.Н., Шуравин А.А., Кидяева Н.П. Перспективная конструкция для корректирования траектории движения тракторно-технологического агрегата // Агропромышленный комплекс: проблемы и перспективы развития: матер. всерос. науч.-практич. конф. Ч. 1. Благовещенск: Дальневосточный ГАУ, 2021. 459 с.

11. Increasing the shallowness of the wheeled tractors / S.V. Shchitov, P.V. Tikhonchuk, I.V. Bumbar et al. Journal of Mechanical Engineering. 2018; 41(2): 31 - 34.

References

1. Increasing longitudinal and transverse stability and reducing the anthropogenic impact on the soil of wheeled mobile energy means: monograph / S.V. Shitov, E.E. Kuznetsov, E.S. Polikutina et al. Blagoveshchensk: Publishing House of the Far Eastern State Agrarian University. un-ta, 2020. 148 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kuznetsov E.E., Shitov S.V. Increasing the efficiency of the use of mobile energy resources in the technology of cultivation of agricultural crops. Blagoveshchensk: Publishing House of the Far Eastern State Agrarian University. un-ta, 2017. 272 p.

3. Aldoshin N.V., Pekhutov A.S. Increasing productivity in the transportation of agricultural goods. Mechanization and Electrification of Agriculture. 2012; 4: 26-27.

4. Belyaev V.I., Fruhauf M., Mainel T. Ecological Consequences of Conversion of Steppe to arable Land in Western Siberia. Europa Regional. 2004; 4(1): 13-21.

5. Kushnarev A.N. Improving the use of multi-link tractor-transport trains. Machinery and Equipment for Rural Area. 2020; 276(6): 14-17.

6. Kushnarev A.N., Shchitov S.V., Kuznetsov E.E. On the issue of optimizing the width of the transport corridor of multi-link tractor-transport trains when driving on agricultural roads. Izvestia Orenburg State Agrarian University. 2021; 87(1): 129-133.

7. Pat. for invention No. 2753047 Ros. Federation Towing and distributing device / Kushnarev A.N., Shitov S.V, Kuznetsov E.E.; will declare and patented. Far Eastern State agr. university; No. 2020132941; dec. 06.10.2020; publ. 08/11/2021; Bull. No. 23. 10 p.

8. Shuravin, A.A. A method for correcting traction-coupling properties of a wheeled power vehicle in a turn. Izvestia Orenburg State Agrarian University. 2021; 88(2): 164-167.

9. Shuravin A.A., Polikutina E.S., Kuznetsov E.E. Improvement of traction properties of a wheeled tractor in conditions of longitudinal slope of the movement surface / A.A. Shuravin // Agro-industrial complex: problems and prospects of development: materials of the All-Russian Scientific and practical conference Part. 1. Blagoveshchensk: Far Eastern State University, 2021. 459 p.

10. Kushnarev A.N., Shuravin A.A., Kidyaeva N.P. A promising design for correcting the trajectory of a tractor-technological unit // Agro-industrial complex: problems and prospects of development: materials of the All-Russian scientific and practical conference Part. 1. Blagoveshchensk: Far Eastern State University, 2021. 459 p.

11. Increasing the shallowness of the wheeled tractors / S.V. Shchitov, P.V. Tikhonchuk, I.V Bumbar et al. Journal of Mechanical Engineering. 2018; 41(2): 31-34.

Александр Александрович Шуравин, аспирант, Sh.aleksandr.2019@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0071-4575

Алексей Николаевич Кушнарев, аспирант, leha.kushnarev.79@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-3736-9923

Ольга Александровна Кузнецова, кандидат технических наук, olika_kuznetsova@mail.ru

Евгений Евгеньевич Кузнецов, доктор технических наук, доцент, ji.tor@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0725-4444

Сергей Васильевич Щитов, доктор технических наук, профессор shitov.sv1955@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2409-450X

Alexander A. Shuravin, postgraduate, Sh.aleksandr.2019@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0071-4575

Alexey N. Kushnarev, postgraduate, leha.kushnarev.79@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-3736-9923

Olga A. Kuznetsova, Candidate of Technical Sciences, olika_kuznetsova@mail.ru

Evgeny E. Kuznetsov, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, ji.tor@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0725-4444

Sergey V. Shchitov, Doctor of Technical Sciences, Professor, shitov.sv1955@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2409-450X

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: all authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 18.03.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 18.03.2022. -♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.