Научная статья на тему 'Расчёт аккумуляторных батарей космических аппаратов спутниковой системы связи на низкой круговой орбите'

Расчёт аккумуляторных батарей космических аппаратов спутниковой системы связи на низкой круговой орбите Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1047
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА СВЯЗИ / КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ / НИЗКАЯ КРУГОВАЯ ОРБИТА / АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ / БАТАРЕЯ / КА / ССС

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Дыбля Ю.В., Крылова О.С., Яковлев К.В.

Рассматриваются вопросы применения литий-ионных аккумуляторных батарей на космических аппаратах спутниковой системы связи на низкой круговой орбите.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Дыбля Ю.В., Крылова О.С., Яковлев К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчёт аккумуляторных батарей космических аппаратов спутниковой системы связи на низкой круговой орбите»

Все вышеперечисленные коэффициенты, влияющие на площадь БС КА, представлены в таблице 5.

Таблица 5

Значения используемых коэффициентов

Коэффициент Значение

КПД = 28% КПД = 29,3%

kT 0,944 0,946

krp 0,95 0,94

kuv 0,98

kel 0,997

kmm 0,995

ker 0,97

kcos 0,94

ks 0,95

Список использованной литературы:

1. Разработка проектного облика космического аппарата спутниковой системы связи. Научно-технический отчёт. Шифр «МКА-Связь». - М. : НПО им. Лавочкина, 2014. - 371 с.

2. Грабин Б. В. Основы конструирования космических аппаратов: Учебное пособие. - М. : МАИ, 2007. -78 с.

3. Кирилин А. Н. др. Космическое аппаратостроение: Научно-технические исследования и практические разработки ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»/ Под ред. д.т.н. А. Н. Кирилина. - Самара: Издательский дом «АГНИ», - 2011. - 280 с.

© Дыбля А.Ю., Кузина Т.А., Самойлов В.В., 2020

УДК 629.78

Дыбля Ю.В.

Главный специалист НТЦ-2 АО «НПК «ВТиСС»

Крылова О.С.

Аналитик НТЦ-2 АО «НПК «ВТиСС»

Яковлев К.В.

Начальник отдела РЭЗ радиоэлектронных средств НТЦ-2 АО «НПК «ВТиС»

г. Москва, РФ

РАСЧЁТ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗИ НА НИЗКОЙ КРУГОВОЙ ОРБИТЕ

Аннотация

Рассматриваются вопросы применения литий-ионных аккумуляторных батарей на космических аппаратах спутниковой системы связи на низкой круговой орбите.

Ключевые слова:

Спутниковая система связи, космический аппарат, низкая круговая орбита, аккумуляторная батарея, батарея, КА, ССС.

Работоспособность, штатное функционирование и срок активного существования космических аппаратов (КА) спутниковой системы связи (ССС) на низкой круговой орбите в значительной степени зависит от правильного расчёта и выбора аккумуляторных батарей [1, ^120-135], что, в свою очередь, существенно влияет на совокупную стоимость владения и эксплуатационные показатели как самой ССС, так и использующих её потребителей [2, с. 361-365; 3, с. 372-377].

Аккумуляторные батареи (АБ), входящие в состав КА, предназначены:

~ 31 ~

1) в натурных условиях - для накопления электрической энергии на освещенных участках орбиты за счёт энергии, вырабатываемой солнечными батареями (БС), и энергообеспечения бортовой аппаратуры при недостаточной мощности БС (теневые участки, участки выведения, а также аварийные ситуации);

2) при наземной отработке на предприятии изготовителе КА - для обеспечения питания бортовой аппаратуры.

На космических аппаратах, эксплуатируемых на низкой околоземной орбите, в основном используются никель-водородные АБ (НВАБ), но в настоящее время происходит активное замещение НВАБ литий-ионными аккумуляторными батареями (ЛИАБ), несмотря на несомненное превосходство НВАБ в части ресурса, надежности и живучести в нештатных ситуациях. Прежде всего, это обусловлено более высокой удельной энергией и высоким энергетическим КПД ЛИАБ по сравнению с НВАБ (что способствует уменьшению массы АБ и массы БС), а также успешной летной квалификацией литий-ионных батарей в условиях космического пространства, в частности в режимах работы, характерных для низкой околоземной орбиты.

Основные преимущества ЛИАБ:

- высокая удельная энергия ЛИАБ;

- высокий энергетический КПД, а следовательно значительно меньшие тепловыделения, что приводит к снижению массы (площади) БС и радиационных теплообменников;

- упрощение предстартовой подготовки из-за существенно меньшей величины саморазряда ЛИАБ (0,3-0,5 % в сутки против 5-10 % у никель-водородных АБ).

Вместе с тем, при использовании ЛИАБ возникают и ряд проблем, которые необходимо решить при установке на низкоорбитальные КА:

- обеспечения выравнивания аккумуляторов и надежного управления циклированием ЛИАБ;

- обеспечение надежного управления ЛИАБ в нештатной ситуации;

- обеспечения теплового режима ЛИАБ в области температур ниже +10°С, что требует установки дополнительного нагревателя для поддержания температуры АБ на уровне более +10°С в режиме минимального тепловыделения в батарее.

Основные характеристики НВАБ и ЛИАБ приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные характеристики аккумуляторных батарей

Характеристика Тип АБ

НВАБ ЛИАБ

Энергетический КПД, % 72 92

Саморазряд, % за сутки 5...10 0,3.0,5

Температура циклирования, °С - 5.30 5.35

Критерий заряженности Давление Напряжение

Устойчивость к перезаряду и переразряду + -

Сложность выравнивания аккумуляторов - +

Начальная удельная энергия, Вт*ч/кг 60.65 100.125

Глубина разряда для выполнения циклического ресурса (~ 30000 циклов) 40 % 30 %

С учетом вышеперечисленных преимуществ, успешной летной квалификацией ЛИАБ и аппаратуры, решающей технические проблемы, связанные с применением ЛИАБ в автономных системах электроснабжения, целесообразно выбрать ЛИАБ для установки на КА.

Основным производителем ЛИАБ, имеющим лётную квалификацию ЛИАБ в условиях космического пространства является ОАО «Сатурн» (Россия).

Конструкторско-технологические решения элементов конструкции ЛИАБ ОАО «Сатурн» прошли летную квалификацию на АБ 6ЛИ-25 в составе экспериментального модуля КА «Глонасс-М».

По результатам летной квалификации было принято решение о применении ЛИАБ ОАО «Сатурн» на новом поколении навигационных КА «Глонасс-К2» и ряде других КА связи и дистанционного зондирования Земли.

Основные характеристики аккумуляторов ОАО «Сатурн» приведены в таблице 2.

Определяющим фактором в выборе емкости АБ является продолжительность теневых участков на рабочем витке или участке подготовки к работе и поиску Солнца, на которых питание всей служебной и целевой аппаратура будет происходить от АБ. Максимально возможная длительность теневого участка на низкой орбите высотой H = 600 км не превысит 35 мин, этап подготовке к работе и поиска Солнца по продолжительности не превышает 80 мин.

Таблица 2

Характеристики аккумуляторных батарей

Тип ЛИА Номинальная емкость, А-ч Удельная энергия, Вт-ч/кг Среднее разрядное напряжение при разряде С/1,5, В Размеры, HxBxL, мм

ЛИГП - 10 11 110 3,6 54,4x23,4x130

ЛИГП - 25 34 144 53,4x40,8x175,1

ЛИГП - 48 55 154 44,1x104,6x156,3

ЛИГП - 50 65 156 44,1x104,6x156,3

ЛИГП - 65 70 160 44,1x104,6x156,3

ЛИГП - 120 128 162 52,8x133,2x191,6

Максимальный расход энергии АБ на теневом участке с учетом КПД разрядного устройства, стабилизатора напряжения и потерь в бортовой кабельной сети составит:

РЕ = 1060 Вт • ч .

Максимальный расход энергии АБ на участке подготовке к работе и поиске Солнца с учетом КПД разрядного устройства, стабилизатора напряжения и потерь в бортовой кабельной сети оставит:

РЕ = 400 Вт • ч .

Следовательно, определяющим участком для выбора емкости АБ является теневой участок на рабочем витке.

Необходимая энергоемкость АБ для обеспечения требуемого циклического ресурса ЛИАБ в течение заданного срока эксплуатации:

Ре

Реав = —, Реав = 3535 Вт • ч , V

где Реав - требуемая энергия ЛИАБ;

V = 0,3 - допустимая глубина разряда ЛИАБ.

Исходя из циклограммы работы, условие энергобаланса соблюдается при определенных допустимых токах заряда ЛИАБ 1зар > 40 А, среднем разрядном напряжении и соответственно емкости АБ C > 82 А-ч.

В настоящее время ОАО «Сатурн» создано семейство ЛИАБ, разработанных на типовой основе для каждого КА и отличающиеся количеством, типом ЛИГП в батарее и адаптированным корпусом (см. табл. 3).

Из таблицы видно, что подходящей ЛИАБ по параметру необходимой энергоемкости нет и необходима доработка существующих ЛИАБ под характеристики КА. Необходимое напряжение ЛИАБ для эффективной работы ЛИАБ, исходя из массы бортовой кабельной сети, требований вторичных источников питания бортовой аппаратуры и требований системы преобразования и управления ЭРДУ (в случае применения СПД-100) составляет 50 В.

Для набора необходимой емкости и энергоемкости из существующего набора оптимальным будет типоразмер 12*2ЛИ-48. Батарея состоит из двух параллельно соединенных цепей, количество аккумуляторов в последовательной цепи ЛИАБ - 12, основные характеристики ЛИАБ представлены в таблице 4.

Таблица 3

Аккумуляторы производства ОАО «Сатурн»

Энергоемкость, Вт-ч Диапазон рабочего напряжения, В Масса, кг

6ЛИ-25 734 16,2 - 24,6 9

12ЛИ-48 2370 32,4 - 49,8 20

23ЛИ-50 5380 62,1 - 95,5 45

23ЛИ-65 5796 62,1 - 95,5 48

20ЛИ-120 (10*2ЛИ-120) 8640 54 - 83 (27 - 41,5) 65

Таблица 4

Основные характеристики аккумуляторных батарей для типоразмера 12*2ЛИ-48

Характеристика Значение

Количество аккумуляторов 24

Номинальная разрядная емкость, А-ч 110

Энергоемкость, Вт-ч 4752

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диапазон рабочего напряжения, В 32,4 - 49,8

Среднее разрядное напряжение при разряде С/1,5, В 43,2

Ток разряда, А до 66

Ток заряда, А до 40

Температура циклирования, оС 5.30

Температура транспортирования, оС -50.50

Температура хранения в складских условиях, оС -10.10

Наличие байпасных переключателей В наличии

Механические воздействия Наземная экспериментальная отработка

Радиационная стойкость Летные испытания типовых аккумуляторов

Масса, кг 35

Габариты, кг -346x404x220

Список использованной литературы:

1. Технология производства космических аппаратов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 160801 "Ракетостроение", 160802 "Космические летательные аппараты и разгонные блоки" / [Н. А. Тестоедов и др.]; Федеральное агентство по образованию, Сибирский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. М. Ф. Решетнёва, ОАО "Информ. спутниковые системы" им. акад. М. Ф. Решетнева. - Красноярск: Сибирский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. М. Ф. Решетнёва: ОАО "Информ. спутниковые системы" им. акад. М. Ф. Решетнёва, 2009. - 350 с.

2. Лядова Е. Ф. Научно-техническое обеспечение эволюционного развития систем связи и передачи данных (Часть 1). Состав научного потенциала и введение в системно-кибернетический подход к его накоплению и реализации // Славянский форум: Материалы международной научно-практической конференции «Развитие инфокоммуникационных технологий. Теория и практика (г. Бургас, Болгария, 5 декабря 2019 года). - Бургас: ИГНЭИТ, 2019. - С. 361-371.

3. Лядова Е. Ф. Научно-техническое обеспечение эволюционного развития систем связи и передачи данных (Часть 2). Реализация системно-кибернетического подхода к накоплению и реализации научного потенциала // Славянский форум: Материалы международной научно-практической конференции «Развитие инфокоммуникационных технологий. Теория и практика (г. Бургас, Болгария, 5 декабря 2019 года). - Бургас: ИГНЭИТ, 2019. - С. 372-382.

© Дыбля Ю.В., Крылова О.С., Яковлев К.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.