Научная статья на тему 'Расчетное определение кинематических параметров лесовозного автопоезда при движении на кривых'

Расчетное определение кинематических параметров лесовозного автопоезда при движении на кривых Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
113
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Соколов Г. М., Стариков С. А.

В эксплуатационных условиях движение лесовозного автопоезда по кривым характеризуется явно выраженной нестационарностью. Целью работы является расчетное определение кинематических параметров автопоезда в зависимости от условий движения. Полученные кинематические соотношения могут быть положены в основу динамических исследований движения многозвенного лесовозного автопоезда по кривым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTATIONAL DEFINITION OF KINEMATIC PARAMETERS OF THE HAULING RIG AT MOTION ON CURVES

In an operating conditions the motion hauling rig on curves is characterized by obviously expressed non-sta-tionarity. The purpose of activity is the computational definition of kinematic parameters of the hauling rig depending on conditions of motion. The obtained kinematic expressions can be trusted in the basis of dynamic motion studies of the multilink hauling rig on curves.

Текст научной работы на тему «Расчетное определение кинематических параметров лесовозного автопоезда при движении на кривых»

параметры его функционирования и создавать гибкие технологические процессы по обработке древесного сырья с учетом конъюнктуры рынка на лесопродукцию.

Библиографический список

1. Редькин, А.К. Лесообрабатывающие цехи лесозаготовительных предприятий / А.К. Редькин, В.Д. Никишов, A.A. Шадрин. - М.: МГУЛ, 2002. -101 с.

2. Галушкин, А.И. Теория нейронных сетей / А.И. Галушкин. - М.: ИПРЖР, 2000.

3. Головко, В.А. Нейронные сети: обучение, организация и применение / В.А. Головко. - М.: Радиотехника, 2001. - 256 с.

4. Белозеров, И.Д. Теоретическая основа для ней-рокомпьютерной оптимизации производственной программы лесопильного предприятия / И.Д. Белозеров, П.П. Кибяков, A.A. Пижурин // Деревообрабатывающая промышленность. - 2000. - № 4. -С. 14-16.

РАСЧЕТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЛЕСОВОЗНОГО АВТОПОЕЗДА ПРИ ДВИЖЕНИИ НА КРИВЫХ

Г.М. СОКОЛОВ, проф. каф. сопротивления материалов и прикладной механики МарГТУ, д-р техн. наук,

С.А. СТАРИКОВ, асп. каф. сопротивления материалов и прикладной механики МарГТУ

В эксплуатационных условиях движение лесовозного автопоезда (ЛАП) по кривым характеризуется явно выраженной нестационарностью и качественно отличается от стационарного движения. При складывании ЛАП изменяется взаимное положение его основных элементов (геометрическая нестационарность), а скорости и ускорения переменны по времени (кинематическая нестационарность) [3]. Эти обстоятельства необходимо учитывать при проектировании ЛАП.

Целью работы является расчетное определение кинематических параметров (скоростей и ускорений) автопоезда в зависимости от условий движения.

Рассмотрен лесовозный автопоезд с крестообразной сцепкой для перевозки хлыстов (рис. 1).

В основу положены известные допущения, позволяющие движение каждого элемента ЛАП в проекции на опорную поверхность (плоскость) считать плоско-параллельным [2, 3].

Выделены характерные точки: А, В, Я - средние точки передней и задней осей автомобиля и площадки роспуска соответственно, .К" - сцепной крюк.

В системе «человек - автомобиль - дорога» водитель играет роль регулирующего устройства с обратной связью.

Рис. 1. Лесовозный автопоезд. Основные элементы: 1 - автомобиль-тягач; 2 - роспуск; 3 - пакет хлыстов; 4 - дышло; 5, 6 - тяговые балки автомобиля и роспуска; 7 - тросы; размеры: I - база автомобиля, £ - длина дышла, п - вынос сцепного крюка, В!, В2, р() ,60 - конструктивные параметры крестообразной сцепки

Ориентируясь на дорожные условия, он намечает путь следования передних колес автопоезда сообразно создавшейся ситуации и своими действиями обеспечивает движение точки А по заданной траектории. Поэтому траекторию точки А целесообразно назвать управляющей траекторией наряду с понятием основной траектории (точки В), введенной Я.Х. Закиным [2].

Разработанная ранее математическая модель [3] позволяет решать кинематические задачи для общего случая, когда движение т. А задано произвольно.

Положим, известны траектория и закон движения т. А

Уа = УАМ^а=5а{Г). (1)

Тогда зависимость координат от времени ^

хА{1) = хА(8А{1)), ^(0 = ^(^(^(0))- (2) Выражение хА(аА) находится как обратная функция

*л _

JV1 + y%dxA

(3)

Скорость, касательное и нормальное ускорения [4]

VA = SA

W,

sA,w"A=^,( 4)

где РА - радиус кривизны траектории.

Р А=(хА2+уА2у/(хАуА+хАуА). (5)

При голономных связях все остальные кинематические величины выражаются через параметры т. А.

На рис. 2 показана схема скоростей и ускорений. Точки Рх, Р2, Рг - мгновенные центры скоростей автомобиля, дышла и пакета хлыстов соответственно, - углы между продольными осями элементов ЛАП и положительным направлением оси х.

Скорости.

Скорости точек.

При отсутствии бокового увода вектор скорости т. В направлен вдоль продольной оси автомобиля (ав = 0 ). Поэтому

vB = cosa,,,

(6)

где аА - угол между вектором уа и продольной осью автомобиля

aA=arctg(y\xA)-^v Точка К

VK=VA

cosoc.

cosa

(7)

(8)

к

' Гй^аольнеось

---J^ "diurna

Продольная ось роспуска

„°9

Рис. 2. Схема скоростей и ускорений

где ак - угол между вектором ук и продольной осью автомобиля

г \

ак = arctg

п

-tg<*A

Центр масс автомобиля т. Са cosa,

VQ, = VA

(9)

(10)

cosccCa

где аСа - угол между направлением \с и продольной осью автомобиля

aCe

arctg

r L -АС Л

La У

(П)

Зависимость \|/ =\|/(ф), выражающая функциональную структуру крестообразной сцепки, определяется конструктивными параметрами [3]

п

-arceos

+arceos

Ld-Bl cos(9+50) -y/5,2 - 2 Lá Bí cos(9 +b0) + Ld

0 ,5(L2+B2+B2-LT2)--LbB{ cos(<p+80)

■ +

52A/512-2Z,d51cos(9+50) + Id

.(12)

где

LT ~~

¡L2 + B2 + B22+2B,52 sin(50 - p0) --2 LñBx cos80 + 2 LdB2 sin P0

- длина троса;

Ф = С, [ - С, 2 - угол складывания автопоезда. Центр масс дышла т. С.й со$аА соэ(ф +

VG) =

cosa^ cosaCÓ

(13)

где аСд - угол между направлением vc и прод ольной осью дышла

аСд = arctg

КСЛ

ítg(q>+aK)-tgy)

.(14)

v*= V

(15)

Роспуск - т. Я

_ ^ собос,, соэ(ф + а^)

сова^ соэ\|/ Абсолютная скорость т. Я пакета равна векторной сумме скоростей точки роспуска и скорости относительного скольжения пакета УКпр

Rr¡

VR+VRnp,

(16)

ее модуль

vr» = у]vl+ vlp ~ 2vRvRnP cos(C4 " Сз)

где

VR„p =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п L() этф

■sjn2 +üd +2«Х()С08ф

Угол между вектором vRn и продоль-

ной осью пакета хлыстов

/

«Л« =Í4-C3+arCSÍn

Rnp

\VRn

sin(C4-C3)

Центр масс пакета т. Сп

vcn = Va

cosa^ cosA, cosac„

.(17)

(18)

где з - угол между продольными

осями автомобиля и пакета. Угол аСп между направлением ус и продольной осью пакета

аСп = arctg

tgX-

ВСп sin(A, -a„J BR cosañ„cos/l

. (19)

где ВЯ - -^п1 + 1}д + 2пЬд соэф - расстояние между кониками. Угловые скорости элементов автопоезда Автомобиль

Бша,

0)„ = V,

Дышло

cosa,, вт(ф + а^ -\|/)

Роспуск

Ld cosa^ cos\j/

Пакет хлыстов

у1(п 5т(Х-аЯп)

оз., =■

ВЯ собА Ускорения

Линейные ускорения точек

Касательные ускорения центров масс

Автомобиль

(20)

(21)

(22) (23)

WCY, =

т cosa„

созаСа Дышло

+ Va, (tgaCaáCa -tgaAáA). (24)

cosa¿ соб(ф + а^)

cosa^ cosaca

+v,

tgaKáK+tgaCááCd--tg(ф + a^)(cp + áK)-tgaAáA

(25)

Роспуск

•И'

созал соб(ф +06^)

+

СОБСХ^ СОБЩ/

tgaкdк+tg\^fц -

-/&(Ф +а/,)(ф +ак)-(§алаА Пакет

т сова, собА,

.(26)

"а,

■ +

С0ШСп

Нормальное ускорение к-й точки г'-го элемента автопоезда

<(=г£/рй, (28)

где рш определяется аналогично (5). Угловые ускорения Автомобиль

чСОБа,

/ т ■ ч1-

1а = {?>АШаА + уАаАу

(29)

Дышло

х со8алзт(ф -ц/)

+

-но.

Ьд сошк совц/ tgaкdк+tgyy +с^(ф +

-\|/)(ф +ак

Роспуск

.(30) (31)

Пакет

, зю(Л-а„п)

+

+со„

ВЯ соэА

. пЬАътф . +*8 —

(32)

ХР1 ~ хт

У

Пх„

Ур,=Уп,+-

а)

V

П,хп

т

где хП:, уп, - координаты точки Д., принятой за полюс, в неподвижной системе координат.

Уравнение подвижной центроиды (ПЦ)

= ^77, - (Упх„, СОЙ ^ - эшд, ) , ' V» + (соз <;, - уПхт этс;,)

Ут,

V1 + )2

,(34)

(в последующем участвующие в расчетах производные \|/, \]/ из-за их большого объема не приводятся, а при расчетах на ПЭВМ находятся с помощью программных средств).

Уравнение неподвижной центроиды (НЦ) г'-го элемента

(33)

где \1ш,уП1 - координаты полюса в подвижной системе координат. Наглядной иллюстрацией картины распределения ускорений точек подвижной плоскости, связанной с элементом автопоезда, служат круги Лагира и Бресса [1,4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Круг Лагира (круг перегибов) ограничен окружностью, нормальные ускорения точек которой равны нулю,

(х-хш)2+(у-ул1)2=г1 (35) Ее радиус и координаты центра

='где = \Мл2+Ур,2; (36)

ХЛ1 ~ ХР!

Ур,

2<0, ■ - йГ- <37>

Круг Бресса (круг перемены) ограничен окружностью, касательные ускорения точек которой равны нулю,

(Х-Хбр,)2+(У-Убр,)2=г1,. (38) Ее радиус и координаты центра

= , где е, = аг^-^; (39)

со.

хбр, = ХР, + —, Убр, = Ур, + %г —. (40)

Например, рассмотрим движение лесовозного автопоезда МАЗ-509А + ГКБ-9383 + пакет хлыстов [5] на криволинейном участке пути, когда средняя точка передней оси тягача (т. А) следует по траектории в виде «восьмерки» - двух соприкасающихся окружностей радиусов Я{ = Я2 = 20 м с центрами О^О; 20) и 02(0; - 20). Вид траектории и направление движения показаны на рис. За.

Положительной особенностью такого движения является то, что оно сопровождается знакопеременностью кривизны траекторий характерных точек.

Уп

\ ^ траектория т. А

\

а)

б)

Рис. 3. К примеру: а) траектория т. А и направление движения; б) движение ЛАП на участке 5-2-6

О

-1

10 20 .:...............................!.......... 1 1 \ : , ' ' ' ' 1 V Ц'.. V 30 40

0.5 1 1.5 \2 V 2.5 3 г 3.5 4 V-. \ ---У-............

>44 - - -............-"• ;

5,4, М

40

б)

Рис. 4. Графики зависимостей: а) = V? (0 ; б) М>" = м>"(0; в) Ш = (О (Г) , г) £ = £(/)

Поэтому результаты его изучения могут служить основой критериальных оценок эксплуатационных качеств лесовозного автопоезда в условиях движения на кривых.

Основные размеры автопоезда: Ьа = 3,95 м,п = 1,25 м,Ьд =10 м,Вх= 1,34 м, В2 = 1,5 м, Р0 = 4°, 50 = 85° (рис. 1). Положения центров масс элементов ЛАП: АСа =3м, КСд =1м, ВСп = 4 м (рис. 2)

Проведена сравнительная оценка различных законов движения т. А по заданной траектории: равномерное движение, разгон и торможение. Установлено, что нестационарность наблюдается на переходных участках 1-2-3 (вход в кривую), 5-2-6 (переход с одной окружности на другую), 8-2-9 (выход из кривой). Наибольший интерес представляет движение по участку 5-2-6 в режиме разгона или торможения.

Рассмотрен закон движения т. А по этому участку

<,■ (Л = \2t--t2 (режим торможения).

На рис. З-б показаны траектория т. А, подвижная и неподвижная центроиды, для момента времени 7 = 3,5 с кругиЛагираиБресса, относящиеся к пакету хлыстов. В частности, из рисунка видно, что к заданному моменту времени перемена знака нормального ускорения состоялась (центр масс пакета находится за пределами круга Лагира), а для касательного ускорения она еще не произошла (центр масс находится внутри круга Бресса).

Зависимости касательных и нормальных ускорений центров масс, угловых скоростей и ускорений элементов ЛАП от времени и пройденного пути показаны на рис. 4. Очевидно, что на переходном участке 5-2-6 нестационарность кинематических параметров имеет явно выраженный характер.

Выводы

1. Нестационарное криволинейное движение является наиболее распростра-

ненным и ответственным видом эксплуатационных режимов лесовозных автопоездов. Поэтому результаты его кинематических исследований должны учитываться при их проектировании и назначении норм эксплуатации.

2. Построенная математическая модель позволяет проводить расчет кинематических параметров лесовозного автопоезда для общего случая криволинейного движения. При этом имеется возможность их расчета для многозвенных ЛАП с двумя и большим числом пакетов хлыстов.

3. Ускорения центров масс и угловые ускорения элементов ЛАП имеют место как при неравномерном движении вследствие кинематической нестационарности, так и при равномерном, когда сказывается геометрическая нестационарность.

4. Полученные кинематические соотношения могут быть положены в основу динамических исследований движения многозвенного лесовозного автопоезда по кривым. Они позволяют провести анализ изучаемых процессов при различных траекториях и законах движения.

Работа выполнена при финансировании гранта Конкурсного центра фундаментального естествознания для поддержки аспирантов 2004 г. (шифр А04-3.21-660).

Библиографический список

1. Артоболевский, И.И. Теория механизмов / И.И. Артоболевский. - М: Наука, 1967. - 719 с.

2. Закин, Я.Х. Маневренность автомобиля и автопоезда / Я.Х. Закин. - М.: Транспорт, 1986. - 136 с.

3. Соколов, Г.М. Движение лесовозного автопоезда на кривых. Теория. Расчет. Эксперимент / Г.М. Соколов. - ВИНИТИ, 1998. - № 2507-В98. - 274 с.

4. Соколов, Г.М. Исследование точек подвижной плос-

кости по геометрическим признакам / Г.М. Соколов. - ВИНИТИ, 1985. - № 3309-85. - 34 с.

5. Тягач лесовозный МАЗ-509А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации / М.С. Высоцкий. - Минск, «Полымя», 1980. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.