Научная статья на тему 'Расчетное исследование процесса сгорания и характеристик дизельного двигателя и HCCI-двигателя'

Расчетное исследование процесса сгорания и характеристик дизельного двигателя и HCCI-двигателя Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
154
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / DIESEL ENGINE / КОМПРЕССИОННОЕ ВОСПЛАМЕНЕНИЕ ОДНОРОДНОЙ СМЕСИ / HOMOGENEOUS CHARGE COMPRESSION IGNITION / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / DIESEL FUEL / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / NATURAL GAS / ДИМЕТИЛОВЫЙ ЭФИР (ДМЭ) / DIMETHYL ETHER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Камалтдинов Владимир Анатольевич, Марков Владимир Анатольевич, Драгунов Геннадий Дмитриевич

Показаны преимущества рабочего цикла HCCI-двигателя. Представлена математическая модель процессов, протекающих в цилиндре двигателя внутреннего сгорания. Приведены результаты расчетных исследований процесса сгорания смеси 83 % природного газа и 27 % диметилового эфира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Камалтдинов Владимир Анатольевич, Марков Владимир Анатольевич, Драгунов Геннадий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Calculation Research of the Combustion Process and Characteristics of the Diesel Engine and HCCI Engine

The advantages of HCCI Engine working cycle characteristics are demonstrated. Mathematical model of the process occurring in the internal combustion engine cylinder has been presented. Results of the calculation research of the process of combustion of the 83 % natural gas and 27 % dimethyl ether mixture have been given.

Текст научной работы на тему «Расчетное исследование процесса сгорания и характеристик дизельного двигателя и HCCI-двигателя»

Расчетное исследование процесса сгорания и характеристик дизельного двигателя и HCCI-двигателя

В.Г. Камалтдинов, доцент Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), к.т.н., В.А. Марков, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, д.т.н.,

Г. Д. Драгунов, профессор Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), д.т.н.

Показаны преимущества рабочего цикла HCCI-двигателя. Представлена математическая модель процессов, протекающих в цилиндре двигателя внутреннего сгорания. Приведены результаты расчетных исследований процесса сгорания смеси 83 % природного газа и 27 % диметилового эфира.

Ключевые слова: дизельный двигатель, компрессионное воспламенение однородной смеси, дизельное топливо, природный газ, диметиловый эфир (ДМЭ).

В последние годы проводятся многочисленные исследования нового типа организации рабочего процесса, который получил название HCCI (Homogeneous Charge Compression Ignition - компрессорное воспламенение гомогенного заряда) [1, 2]. В двигателях с HCCI-процессом, как в дизелях, воспламенение происходит от сжатия смеси в цилиндре. HCCI-процесс подразумевает последовательное протекание реакций, которые приводят к тому, что сгорание охватывает одновременно весь объем заряда или, по крайней мере, значительную его часть, а не распространяется перемещающимся фронтом пламени. Основные положения физико-химической природы такого сгорания изложены в работе [3].

В результате исследований было установлено, что этот подход к организации воспламенения смеси, названный гомогенным сгоранием, вследствие значительно возросших возможностей по его управлению поз-

воляет улучшить стабильность и равномерность процесса. Кроме того, использование принципа гомогенного сгорания позволяет реализовать самовоспламенение топлив с низким цетановым числом (природный газ, метанол и др.) при существенно меньших степенях сжатия, необходимых для топлив с плохой воспламеняемостью. При реализации рабочего цикла НСС1 могут быть существенно уменьшены выбросы с отработавшими газами (ОГ) наиболее значимых токсичных компонентов ОГ - оксидов азота ЫОх [4-7]. В целом можно отметить, что НСС1-двигатели имеют ряд серьезных преимуществ, а именно:

• радикально низкое образование оксидов азота за счет низкотемпературного и полного сгорания топлива;

• значительную энергоэффективность, обеспечиваемую высоким КПД за счет одновременного выделения теплоты по всему объему камеры сгорания;

• использование экологически более чистых и дешевых

газообразных топлив (метан, природный газ, пропан и др.).

Благодаря названным преимуществам сжигание гомогенных смесей в двигателях с воспламенением от сжатия признано во всем мире перспективным направлением развития ДВС. В США, Европе и Азии интенсивно ведутся НИОКР, изготовлены и испытаны опытные образцы автомобилей с такими двигателями. Число публикаций по этой проблематике стремительно растет.

Специфика организации рабочего процесса в НСС1-двигате-лях определяется в зависимости от процессов воспламенения и сгорания сочетанием различных факторов, например, вида применяемого топлива, конструкции и теплового состояния двигателя, скоростного и нагрузочного режимов его работы и др. Температура самовоспламенения горючей смеси в определенный момент времени при определенном угле поворота коленчатого вала (ПКВ) достигается в результате сжатия. Для

Научные разработки и исследования

^^ОЦИКЛ**

300

250 -

Ш 2 и

о «

П

200

130 -

100

330

340

370

380

азо збо ф,°ПКВ

Рис. 1. Зависимость изменения скорости тепловыделения % в цилиндре НСС1-двигателя

от угла поворота коленчатого вала ф при постоянной подаче топлива (продолжительность впрыскивания 1,4 мс), параметрах окружающего воздуха 7"о=305 К и ро=0,1 МПа, различных частотах вращения коленчатого вала п, мин- и коэффициентах X: 1 - пп =800, Х=0,71; 2 - п=1000, Х=0,74; 3 - п =1200, Х=0,79; 4 - п =1400, Х=0,85; 5 - п=1600, Х=0,91; 6 - п =1800, Х=0,96;

фазы газораспределения: открытие впускного клапана - 50 °ПКВ после верхней мертвой точки (ВМТ), закрытие выпускного клапана - 70 °ПКВ до ВМТ

различных топлив расчетно-теоретически и экспериментально установлено влияние на момент самовоспламенения состава смеси (коэффициент избытка воздуха а, подача топлива), температуры Та и давления ра топливно-воздушной смеси в начале сжатия, температуры огневой поверхности цилиндра, геометрической степени сжатия, угла закрытия впускных клапанов [4-7].

Результаты исследований позволяют моделировать рабочий процесс НСС1-двигателя при заданных конструктивных параметрах, различных тепловом и нагрузочном режимах. В то же время абсолютное большинство исследований выполнено при постоянных частотах п вращения коленчатого вала двигателя [8-12]. Это объясняется особым характером влияния фактора времени на воспламенение и сгорание, которое в распространенных моделях процесса

сгорания в явном виде не учитывается.

В реальных условиях работы НСС1-двигателя необходима корректировка момента воспламенения и скорости сгорания с учетом частоты вращения коленчатого вала. Это вызвано тем, что при увеличении п воспламенение и сгорание происходят с запаздыванием. Экспериментально установлено существенное смещение максимума скорости тепловыделения при постоянной подаче топлива и увеличении частоты вращения (рис. 1) [13]. Здесь состав топливно-воз-душной смеси оценивался коэффициентом

Л=1/а (а - коэффициент избытка воздуха). Аналогичные результаты приведены в работе [14] (рис. 2). В соответствии с законами химической кинетики для развития процессов воспламенения необходимо определенное время. Однако при повышении частоты вращения продолжительность сжатия сокращается, и начало сгорания по углу поворота коленчатого вала происходит позже (рис. 3) [14]. Такое запаздывание сгорания может привести к существенному изменению индикаторных показателей рабочего цикла.

Целями данного исследования являлись определение влияния частоты вращения коленчатого вала на параметры сгорания и рабочего цикла в целом, а также обоснование возможности корректировки момента воспламенения и скорости сгорания топлива в НСС1-двигателе, конвертированном из дизеля 4Ч13/15 ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и работающем на смесевом топливе (природный газ с диметило-вым эфиром), для обеспечения максимальной эффективности

Рис. 2. Индикаторные диаграммы давления в цилиндре НСС1-двигателя при параметрах воздушного заряда в начале сжатия ра=89±0,1 кПа (избыточное), Га=91±0,5 °С, Х=0,56±0,01 и различных частотах вращения коленчатого вала п, мин-1: 1 - 870; 2 - 920; 3 - 970; 4 - 1015; 5 - 1065; 6 - 1115

Рис. 3. Изменение угла начала сгорания топлива фнач сг относительно ВМТ (фнач сг=0) в цилиндре НСС1-двигателя в зависимости от частоты вращения коленчатого вала п при различных параметрах топливно-воздушной смеси в начале сжатия:

1 - ра=89±0,1 кПа (избыточное), Га=91±0,5°С, Х=0,56±0,01;

2 - ра=110±0,4 кПа (избыточное), Га=101±0,8 °С, Х=0,42;

3 - ра=112±0,4 кПа (избыточное), Га=104±0,4 °С, Х=0,46;

4- о =91±0,1 кПа (избыточное), Га=103±0,6 °С, Х=0,56±0,01

рабочего цикла при изменении частоты вращения коленчатого вала. Для достижения этих целей решались следующие задачи:

• расчетно-теоретическое определение изменения параметров сгорания и индикаторных показателей при изменении частоты вращения коленчатого вала на режимах внешней скоростной характеристики;

• расчетно-теоретический подбор оптимальной температуры начала сжатия, обеспечивающей наилучшие индикаторные показатели для каждого скоростного режима.

Исследование проводилось с использованием однозонной модели горения топлива [15, 16], разработанной на кафедре «Двигатели внутреннего сгорания» Южно-Уральского государственного университета. В этой модели процесс сгорания рассматривается как реакция окисления, подчиняющаяся закону Аррени-уса, но с переменной энергией активации. Особенности модели

заключались в введении нового параметра - условной продолжительности реакции окисления молекулы топлива т. Она

У

определяется как период времени, в течение которого полностью прореагируют молекулы топлива с энергией, превышающей условную энергию активации.

При моделировании сгорания двухкомпонентного топлива в НСС1-двигателе выгорание с различными скоростями каждого компонента определяется параллельно по законам химической кинетики в условно отдельных объемах, но с одинаковыми давлением и температурами [4, 16]. Модель учитывает влияние на сгорание основных физико-химических свойств компонентов топливно-воз-душной смеси (метан, диметиловый эфир, кислород, азот, аргон, оксид и диоксид углерода, вода), тепловыделения, теплообмена со стенками цилиндра, утечек рабочего тела [17] и изменения молекулярного состава. На основе этой

модели разработаны методика и программа расчета рабочего цикла НСС1-двигателя [18].

Поскольку в разработанной модели в явном виде учитывается фактор времени, то с ее помощью можно исследовать влияние температуры начала сжатия Та на показатели рабочего цикла двигателя при изменении частоты вращения коленчатого вала в широких пределах. Наибольший интерес представляет определение влияния частоты вращения коленчатого вала на параметры процесса сгорания и рабочего цикла двигателя в целом на режимах внешней скоростной характеристики, а также корректировка характеристики тепловыделения изменением температуры начала сжатия.

В качестве постоянных исходных данных принимались следующие параметры: геометрическая степень сжатия е=16; давление начала сжатия

Научные разработки и исследования

Ш

^^ОЦИКЛ**

155 Ш .170 (р^ПКН

Рис. 5. Влияние частоты вращения коленчатого вала п (мин-1) НСС1-двигателя на давление, температуру и скорость тепловыделения в цилиндре при постоянной температуре начала сжатия Г =350 К: 1 - п=1100; 2 - п=1300; 3 - п=1500; 4 - п=1700; 5 - п=1900; 6 - п=2100

ра=0,098 МПа; смесевое топливо на основе природного газа с добавлением диметилового эфира в количестве, соответствующем массовой доле фДМЭ=0,27; цикловая подача смесевого топлива 6,0-10-5 кг. В результате с изменением температуры на впуске автоматически менялся коэффициент избытка воздуха смеси асм в диапазоне 2,0...2,17.

Для заданных конструктивных параметров НСС1-двигателя определена температура в начале сжатия Та=350 К, при которой обеспечиваются наилучшие индикаторные показатели при п =2100 мин-1 [19]: среднее индикаторное давление р,=0,615 МПа; индикаторный КПД п,=0,462; удельный индикаторный расход топлива д.=176,3 г/(кВт-ч). Максимальная скорость сгорания достигается при угле а,„ =367 °ПКВ (рис. 4).

М'сг тах '

По мере уменьшения частоты вращения коленчатого вала от

ление р

• гг

2100 до 1000 мин-1 сгорание начинается все раньше. При постоянной температуре Та=350 К угол максимальной скорости сгорания изменился с 367 при п=2100 мин-1 до 357 °ПКВ при п = 1100 мин-1 (рис. 5).

Характер процесса сгорания практически не изменился, но максимальная скорость тепловыделения dQс/dф постепенно увеличивалась в диапазоне 1580...2000 Дж/°ПКВ (рис. 5). В результате максимальные дав-температура Ттах и скорость нарастания давления тах в цилиндре заметно увеличились: на 1,02 МПа (12,7 %), 92 К (4,5 %) и 1,2 МПа/°ПКВ (40 %) соответственно, а индикаторные показатели ухудшились примерно на 3 % (см. рис. 4).

Раннее начало сгорания устранялось снижением температуры начала сжатия. Для каждого скоростного режима расчетом подобрана оптимальная температура Т ,

1 ' 1 а опт

обеспечивающая наилучшие индикаторные показатели рабочего цикла. При этом угол максимальной

скорости сгорания а^сг тах находился на уровне около 367 °ПКВ. Вследствие снижения температуры начала сжатия (от 350 до 324 К) на режимах с меньшими частотами вращения коленчатого вала коэффициент избытка воздуха асм увеличился с 2,0 (п=2100 мин-1) до 2,17 (п=1000 мин-1), то есть примерно на 8,5 %, а максимальная температура Ттах снизилась на 178 К и составила 1979 К. При Та=350 К эта температура была равна 2157 К (рис. 6). При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя до 1000 мин-1 в результате своевременного развития сгорания индикаторные показатели улучшились примерно на 2,2 %. Так, среднее индикаторное давление р, возросло с 0,615 до 0,629 МПа, индикаторный КПД п, увеличился от 0,462 до 0,472, удельный индикаторный расход топлива д. снизился от 176,3 до

172,5 г/(кВт-ч). Единственным отрицательным эффектом снижения частоты вращения коленчатого вала осталось повышение максимального давления в цилиндре и скорости его нарастания. Однако по сравнению с расчетами при постоянной температуре Та=350 К это повышение стало значительно меньше. Например, при п=1000 мин-1 максимальное давление pmax снизилось от 9,08 до 8,31 МПа (на 8,5 %), а скорость нарастания давления W уменьшилась на

p max

19 % (от 4,2 до 3,4 МПа/°ПКВ). Это способствует снижению механической нагрузки на кривошип-но-шатунный механизм.

Результаты проведенных исследований подтверждают возможность реализации высокоэкономичного рабочего процесса HCCI-двигателей, превышающего эффективность рабочего процесса дизелей, а также радикального (в сотни раз по сравнению с традиционными ДВС)уменьшения выбросов оксидов азота NOx и сажи за счет низкотемпературного и полного сгорания топлива. Известный недостаток HCCI-двигателей, заключающийся в повышенной эмиссии таких токсичных компонентов, как монооксид углерода СО и несгоревшие углеводороды СН, сравнительно легко устраняется, поскольку в этих двигателях могут быть эффективно использованы традиционные для бензиновых двигателей системы очистки отработавших газов. Следует также отметить совместимость HCCI-тех-нологии со всеми имеющимися в продаже сортами бензина, а также с топливом Е85 на базе этанола.

Литература

1. Альтернативные топлива для двигателей внутреннего сгорания / А.А. Александров, И.А. Архаров, В.А. Марков и др. Под ред. А.А. Александрова, В.А. Маркова.

- М.: Изд-во ООО «Онико-М», 2012. - 791 с.

2. Ricklin P.U., Kazakov A., Dryer F.L. et al. The Effects of NOx Addition on the Auto Ignition Behavior of Natural Gas under HCCI Conditions // SAE Technical Paper Series.

- 2002. - № 2002-01-1746. - P. 1-11.

3. Blank D.A., Pouring A.A., Lu J. Methanol Combustion in Low Compression Ratio D.I.Engines Enabled by Sonex Piston Design // SAE Technical Paper Series. - 2001. -№ 2001-01-1197. - P. 1-10.

4. Камалтдинов, В.Г. Влияние состава двухкомпонентного топлива на процесс сгорания в двигателе с объемным самовоспламенением от сжатия / В.Г. Камалтдинов, Е.В. Абелиович // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». - 2008. - Вып. 12.

- № 23. - С. 46-53.

5. Камалтдинов, В.Г. Влияние параметров свежего заряда на показатели рабочего цикла HCCI двигателя с наддувом / В.Г. Камалтдинов, В.А. Марков // Изв. вузов. Серия «Машиностроение». - 2011. - № 6. - С. 31-37.

6. Камалтдинов, В.Г. Расчетное исследование процесса сгорания и показателей рабочего цикла HCCI двигателя, работающего на смеси природного газа и ди-метилового эфира / В.Г. Камалтдинов, В.А. Марков // АГЗК+АТ. - 2010. - № 6. - С. 8-15.

7. Камалтдинов, В.Г. Влияние геометрической степени сжатия и угла закрытия впускных клапанов на процесс сгорания и показатели рабочего цикла HCCI двигателя с наддувом / В.Г. Камалтдинов, В.А. Марков // АГЗК+АТ. - 2011. - № 2. - С. 9-16.

8. Гусаков, С.В. Оценка влияния ДМЭ в смеси с природным газом на работу ДВС с гомогенным самовоспламенением / С.В. Гусаков, М.М. Эльгобаши Эльхагар, И.В. Епифанов // Транспорт на альтернативном топливе. - 2010. - № 2. - С. 10-13.

9. Гусаков, С.В. Опыт моделирования рабочего процесса ДВС с воспламенением гомогенного заряда от сжатия / С.В. Гусаков, М. М. Эльгобаши Эльхагар // Вестник РУДН. Серия «Инженерные исследования». - 2004. - № 2. - С. 25-28.

10. Федянов, Е.А. Моделирование основной фазы процесса сгорания в двигателе с самовоспламенением от сжатия гомогенной метановоздушной смеси / Е.А. Федянов, Е.М. Иткис, В.Н. Кузьмин // Известия ВГТУ. - 2008. - Т. 6, № 1. - С. 11-13.

11. Chen, Z. Experimental study of CI natural-gas/DME homogeneous charge engine / Z. Chen, M. Konno, M. Oguma, T. Yanai // SAE Technical Paper Series. - 2000. - № 200001-0329. - 10 рр.

12. Kong, S.C. A study of natural gas/DME combustion in HCCI engines using CFD with detailed chemical kinetics / S.C. Kong // Fuel. - 2007. - 86. - P. 1483-1489.

13. Luszcz, P.M. Combustion Diagnostics in Homogeneous Charge Compression Ignition Optical and Thermal Single Cylinder Engines / P.M. Luszcz // University of Birmingham. - 2009. - 293 pp. - http://etheses.bham.ac.uk/524/VLuszcz09PhD.pdf

14. Mahdi Shahbakhti, М. Modeling and Experimental Study of an HCCI Engine for Combustion Timing Control / М. Shahbakhti // University of Alberta. - 2009. - 282 pp.

- http://www.me.berkeley.edu/~mahdi/PhDThesis_Shahbakhti.pdf

15. Камалтдинов, В.Г. Новая модель процесса горения топлива в ДВС / В.Г. Камалтдинов // Двигателестроение. - 2008. - № 3. - С. 17-20.

16. Kamaltdinov, V. Combustion process modeling in HCCI engine / V. Kamaltdinov // SAE Technical Paper Series. - 2011. - № 2011-01-1789. - 10 pp.

17. Камалтдинов, В.Г. Уточненная методика расчета параметров рабочего тела на пусковых режимах дизеля / В.Г. Камалтдинов // Двигателестроение. - 2008. -№ 2. - С. 31-34.

18. Свидетельство ФГУ ФИПС № 2010617228. Программа расчета рабочего цикла двигателя с воспламенением от сжатия «Рабочий цикл» / Камалтдинов В.Г.; выдано 29.10.2010 г.

19. Камалтдинов, В.Г. Управление рабочим процессом в HCCI двигателе / В.Г. Камалтдинов, С.С. Никифоров // Двигателестроение. - 2010. - № 3. - С. 3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.