Научная статья на тему 'Расчетная модель с учетом зависимости вязкости и проницаемости пористого слоя от давления трехслойной гидродинамической смазки радиального подшипника, обладающего повышенной несущей способностью и демпфирующими свойствами'

Расчетная модель с учетом зависимости вязкости и проницаемости пористого слоя от давления трехслойной гидродинамической смазки радиального подшипника, обладающего повышенной несущей способностью и демпфирующими свойствами Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
117
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРЕХСЛОЙНАЯ СМАЗКА / ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ СИЛА / АДАПТИРОВАННЫЙ ПРОФИЛЬ / СТРАТИФИЦИРОВАННОЕ ТЕЧЕНИЕ / THREE-LAYER LUBRICATION / MAINTENANCE FORCE ADAPTED PROFILE STRATIFIED FLOW

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Мукутадзе Мурман Александрович

В работе на основе уравнений Навье-Стокса, уравнения неразрывности с учетом зависимости вязкости от давления, уравнения Дарси с учетом зависимости проницаемости пористого слоя от давления дается метод формирования точного автомодельного решения задачи гидродинамического расчета радиального подшипника, работающего на трехслойном смазочном материале. В результате найдено поле скоростей и давлений в смазочных слоях и получены аналитические выражения для компонент вектора поддерживающей силы и силы трения. Найдены рациональные по несущей способности значения параметров характеризующих различные аспекты функционирования рассматриваемого узла трения, а именно: профиль опорной поверхности; особенные взаимодействия смазочной жидкости с поверхностями узла трения с учетом зависимости вязкости от давления (образование промежуточных слоев смазки с разными вязкостями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Мукутадзе Мурман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The computational model is based on the dependence of viscosity and permeability of the porous layer of the pressure-layer hydrodynamic lubrication

In this paper, based on the Navier-Stokes equations, the continuity equation, taking into account the pressure dependence of viscosity, Darcy equation taking into account the dependence of the permeability of the porous layer of the pressure given by the exact method of forming a self-similar solution of the problem of calculating the hydrodynamic journal bearing operating at three-layer lubricant. As a result, found the velocity field and the pressure in the lubricating layer and the analytical expressions for the components of the supporting forces and friction. Found rational bearing capacity values ​​characterizing different aspects of the functioning of the knot of friction, namely profile support surface ; special lubricating fluid interaction with the surfaces of the friction unit, taking into account the pressure dependence of viscosity ( the formation of intermediate layers with different lubricant viscosities ).

Текст научной работы на тему «Расчетная модель с учетом зависимости вязкости и проницаемости пористого слоя от давления трехслойной гидродинамической смазки радиального подшипника, обладающего повышенной несущей способностью и демпфирующими свойствами»

Расчетная модель с учетом зависимости вязкости и проницаемости пористого слоя от давления трехслойной гидродинамической смазки радиального подшипника, обладающего повышенной несущей способностью и демпфирующими свойствами

М.А. Мукутадзе

Введение.

Анализ существующих работ [1 - 11], посвященных расчету подшипников скольжения, показывает, что приведенные в основном здесь расчетные модели не полностью учитывают ряд факторов, влияющих на функционирование трибосистемы. Это прежде всего учет зависимости вязкости и проницаемости пористого слоя от давления; образование промежуточных слоев смазки разной вязкости.

Ниже приведем расчетную модель с учетом зависимости вязкости и проницаемости пористого слоя от давления трехслойной смазки радиального подшипника, обладающего повышенной несущей способностью и демпфирующими свойствами.

Постановка задачи. Рассматривается установившееся стратифицированное течение трехслойной смазки в зазоре радиального подшипника с адаптированным профилем опорной поверхности при наличии пористого слоя на рабочей поверхности вала. Предполагается, что пространство между подшипником и валом полностью заполнено трехслойной вязкой несжимаемой жидкостью. Вал вращается с угловой скоростью О, а подшипник неподвижен. Также предполагается, что зависимость вязкости и коэффициента проницаемости пористого слоя от давления выражается формулами:

ц = ц0/р', к' = к/р', \ = 1,2,3. (1)

Здесь а - экспериментальная постоянная; ц0 - характерные значения динамического коэффициента смазочных слоев; к' - проницаемость пористого слоя; р' - гидродинамическое давление.

В полярной системе координат с полюсом в центре вала уравнение адаптированного контура опорной поверхности подшипника, границы раздела слоев и кругового шипа с пористым слоем на его рабочей поверхности можно записать в виде (рис. 1)

c0: r/ = r0 + H, c0: r' = r0, c1: r' = r0 + 5a + 5aecos0-aAsinЮ0;

c2: r = r0 +ps + pe cos 0-pA sin ю0; c3: r' = r3 + e cos 0- A sin ю0, (2) где ae [0,1], a<P< 1, H - толщина пористого слоя.

Рис. 1. Схематическое изображение шипа с пористым слоем на его рабочей поверхности в радиальном подшипнике, работающего на трехслойной смазочной композиции

Основные уравнения и граничные условия

В качестве исходных уравнений берутся безразмерная система уравнении движения вязкой несжимаемой жидкости с учетом вязкости от давления для случая «тонкого слоя», уравнение неразрывности, а также уравнение Дарси с учетом зависимости проницаемости от давления

^ = , ^ + ^ = 0, , = 1,2,3;

дг2 ' сКд дг дв

д2р др др=0

дг *2 + г * дг * + г *2 дв2 , ( 3

где размерные величины г', и', и \, р', ^ в смазочном слое связаны с безразмерными соотношениями

г' = г, + 5г, и ' = Огои, и' = Оди,, р' = р р,

Ц I = Ц, Л, = §2Рк / Ш) Аг0 + Н)2, 5 = Г2 - Г0 - Н.

(4)

В пористом слое переход к безразмерным переменным осуществлен по формулам

г ' = (г + Н)г*, р' = рёР. (5)

Здесь и', и ' - компоненты вектора скорости; р§ - характерное давление. Система уравнений (3) решается при следующих граничных условиях:

и1 г=0

дР

дг

г =1 :

дР 0 Г,

—* = 0 при г = —0 дг

г, + Н

, и1 г=0 = ^

и3 = 0, и3 = 0, и3 = 0 при г = /(0);

Р = Р|г*=1, Р(0) = Р(2п) = 1; и2 = иъ, и2 = и при г = р/; ди1 Ц02 ди2 и1

и1 = и2, и1 = и2,

дг ц01 дг и1

— = ак'(0) при г = а/(0);

^ = р//(0) при г = р//; ^ = ^ при г = р//; и2 дг Ц02 дг

к Р

О-Г .

е ^

/(0) = 1 + ПСОБ0-П181П Ю0, п = 7, П = —, М = -

5 5 Ш)Р5(г0 + Н)

(6)

Точное автомодельное решение задачи

Уравнение Дарси осредним по толщине смазочного слоя

1 /

д2Р 1 дР 1 д 2Р

дг г дг г д0

+

+ •

*2 лл2

йг = 0

(V)

и точное автомодельное решение системы уравнений (3), удовлетворяющее граничным условиям (6), будем искать в виде

и.

+и(г,0), и, = ^ + У(г,0), ^ = %(£)

д0

дг

и = - (^)/'(0), У (г, 0) = ц (£), \

1 = 1,2,3,

/(0) Л е

й0 /2 ' /3' й0 /2 ' /3' 3 й0 /2 ' /3'

Л -аР йр = _£]_ + ^ Л е-аР йр = + ^ л -ар йр = +

1 7Л _ ; 2 ; 3 ' 2^ 7Г, _ , 2 ; 3 ' 3^ ~ , 2 ; 3

Р = Д0)(г* -1)(г* - у)2 + с* (г* - у)2 (г* -1)/(0) + р,

у:

г + Н

. (8)

Подставляя (8) в (3) и (6), будем иметь

г

г

0

V = ^ Ц = С^ и1 + = 0, ^2 = ^ и2 = с^

,— г т .—. ^^п ,— .—

и2 +^1)2 =0, \|/з =с4, из =Сз, из + =0, (9)

Н

Г гг \2

^ (0) = 0, и1(0) = -ЛС

V г0 + Н у

в, ц(0) = 1, уз(1) = 0, из(1) = 0,

из (1) = 0, V (а) = \|/2 (а), и1 (а) = и2 (а), и1 (а) = и2 (а), и1 (а)=—и2 (а),

—1

——и2(в)=из(в), и2(в)=из(в), ^2'(в)=м —1

^(в) = —" УзЪ), Мв) = —" Оз'(Р), —2 — 2

а _ в __1 _

{и^ + + ^ = в*. (10)

0 а в

Решение задачи (9) - (10) находится непосредственным интегрированием. В результате будем иметь

V1 Ф = С2у + С2^ + С3, V2 = С2 у + С4^ + С5 ,

и1 = С1 у + С6^ + С7, и2 = С1 у + С8^ + С9,

- =_-и- И ~ =-си- и

и1 С'1 з С6 2 +С10, С'1 з С8 2 +С11,

1|/з = С4у + С12^> + С1з, 13з = Сзу + С14^ + С15, -з ~-Сзу - С14 у + С16,

Л1е~ар = Л^-а-а[32(в)С1 + Уз(0)С2], Л2е~ар =Л2е"а-а[/2(9)^+ /з(6)5],

~ ~ ~ в ¡в Лзе-ар = Лзе-а - а[32(в)с3 + ^(в)^], 3к(в) = {—- (11)

0 ^ (в)

Для определения постоянных С(/ = 2, з, ...16) С1, С2, С1, С2,Сз и С4 придем к следующей алгебраической системе уравнений:

_1 _____ С4 _ Сз _ Сз С14

С7 = 1, С10 = 0, Сз = 0, С1з = 2 С12, С15 =- у - С14, С16 = у + "у,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С6 = к1(С1а + С8) - ^lа, С4 = к2(С4в + С12) - С2в

2 2 = ъ = ъ ~ -С - - =0

С2 = ъ1С4, С8 = ъ2 С14, С2 2 + С2а + Сз С2 2 С4а С5 = 0,

2 2 „ а ~ а

с1 — + с6а + с7 - с1 — - с8а - с9 = 0, _= ~ = 0

с1 з с 8 2 + с 1 + + с л л 0-.

"14

"16

~ В2 в2

С2"у + С4в + С5 - С4у - С12в - С13 = 0,

~ В2 в2

С1 — + С8в + С9 - С3 — - СмР-С15 = 0,

а3 а2 ~ р3 р2 ~ а3 а2

с, — + ¿6 — + с7а + + + с9в- - - с9а +

2 6 2 6 2

с3 с14 ~ Р Р п п*

+ "Г + "Г + С15 - ^Т" - - С15в = в , 6 2 6 2

1 6

С1 к1 С2 к1 С1 к2 C3, С2 к2 С4

J 2(2п)

(2 п)

(12)

Здесь к2

Решение системы (12) сводится к решению следующего матричного уравнения:

М • х = Ь, (13)

с3; с4; С5; с6; С9; с11; с12; ¿14} , Ь = {0; 0; 0; - 1; 0; 0; 0 ; - 6а

" 0 1 0 0 0 0 к2 0 "

0 0 0 1 0 0 0 - к1к2

а1 а2 -1 0 0 0 0 0

а3 0 0 а -1 0 0 - ка

М = 2

а 4 0 0 0 0 1 0 а 5

а 6 Р 1 0 0 0 а7 0

а8 0 0 0 1 0 0 а 9

_а10 0 0 3а2 а11 0 0 а12 _

(14)

Здесь а1 = ^2-^О2^ (1 - а2 = а(к -1), а3 = ^у (к -1),

а4 = 3( - ^Р3 -1); а5 = 2(( -Р2^2 -1); а6 = 2^(р2 - -1)

а.

= 1 -Р; а8 = -2(1 -Р2 + к2в), а9 = 1 + р^-Р,

2 J3 (2п)

а10 =-2 -вз + зв- к2а3 + к2в3 + Ъ1Ъ2аз, а11 = 6(в - а),

а12 = 6в + з (1 - в2 - к2а2 + к2в2). (15)

Решая матричное уравнение (1з), получим:

за2к1к2 - а12 - 6а2к2 + 6ак1к2в* + а11а9 + 6а9а + 6а9а + 6а9в* - 6к2ав*

сз =

А

А = а11а8ак1к2 - а11а 8к2а а^кк + а^а I за кк2а8 +

I з к1к2аз а 19^х<з I са< 128 I 12^^з.

(16)

Значения других констант, входящих в систему (1з), ввиду громоздкости их выражений здесь не приводятся. Перейдём к определению основных рабочих характеристик подшипника.

Определение гидродинамического давления и основных рабочих характеристик подшипника

В принятом нами приближении для гидродинамического давления получим выражения, аналогичные (10). Безразмерные расходы Q1,Q2 и Q3 трехслойной смазочной жидкости определяются выражениями

~ „ аз а2 _ ~ рз в2 ~ аз а2

й = С2~ + С2 — + С3а, Q2 = С2 — + С4~ + С5в С2— С4~ - С5а,

6 2 6 2 6 2

Q =с 1 1 -с в

^ С4 г + С12 ~ + С13 С4 г С12 ~ С13в.

6 2 6 2

Для безразмерных компонент поддерживающей силы и безразмерного момента трения, получим выражения:

Я

Я- ^

у р г0 0 йв

{ ¡^еов вй в = С1 + П

1

соя(ю - 1)2п -1 + соя(ю + 1)2п -1

ю-1

ю +1

Я * ¡р яи вйв = -~СП ¡в 2

Я = -

рг

00

ят(ю - 1)2п ят(ю + 1)2п

тр

—1Ог0

ю -1 Л И2 И

ю +1

г

с

1+а

л

1+а

V 2 у

еарй в.

0 0

§=0

Основные выводы

Результаты численного анализа, приведенные на рис. 2-3, показывают:

1 Безразмерная Ry - составляющая вектора поддерживающей силы -существенно зависит от параметра а, к и k2.

2 При значениях р, близких к единице, с увеличением значения вязкостного отношения к2 =ц3 / ц2 несущая способность возрастает. Наиболее резкое возрастание несущей способности достигается при к2 > 3.

3 При к «1,1, к2 > 3 наличие пористого слоя на рабочей поверхности вала способствует существенному снижению значения силы трения подшипника, при этом практически не влияет на его несущую способность, в этом случае подшипник обладает повышенной несущей способностью и минимальной силой трения.

"1

Рис. 2. Зависимость безразмерной несущей способности Яу от параметров п и ю к = 1,1:

1 - а = 0,1; к2 = 1,2; 2 - а = 0,3; к2 = 1,3; 3 - а = 0,5; к2 = 1,4; 4 - а = 0,9; к2 = 1,5

Рис. 3. Зависимость безразмерной несущей способности ^ от параметров п1 и ю,

к = 1,1:

1 - а = 0,1; к2 = 1,2; 2 - а = 0,3; к2 = 1,3;

3 - а = 0,5; к2 = 1,4; 4 - а = 0,9; к2 = 1,5

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Коровчинский М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения. [Текст] М.: Машгиз, 1959, 404 с.

2. Ахвердиев К.С., Приходько В.М., Шевченко А.И., Казанчян О.Р. Математическая модель течения смазки в зазоре радиального подшипника конечной длины со слоистым пористым вкладышем переменной толщины [Текст] // Проблемы машиностроения. РАН М.: Наука - 2000 г. - № 6, - С. 85 - 91.

3. Ахвердиев К.С., Прянишникова Л.И., Пустовойт Ю.И. Гидродинамический расчет пористых подшипников с переменной проницаемостью вдоль оси с учетом нелинейных факторов. [Текст] // Трение и износ. - 1993 - Т. 14, № 5, - С. 813-821.

4. Савенкова С.С. Изучение несущей способности пористого подшипника -[Текст] // Изв. Сев.-Кавк. науч. Центра высш. школы. Сер. Техн. Науки - 1975 г. -№ 3,- С. 56-57.

5. Дерлугян Ф.П., Щербаков И.Н. Обоснование процесса получения композиционных антифрикционных самосмазывающихся материалов с заданными техническими характеристиками методом химического наноконструирования. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2010 г., №4 - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/287 (доступ свободный) - Загл. с экрана. -Яз. рус.

6. Ахвердиев К.С., Прянишникова Л.И. Об одном точном решении задачи о радиальном пористом подшипнике конечной длины [Текст] // Трение и износ. -1993. - Т. 12, № 1, - С. 24-32.

7. Конри К., Кузано К. Об устойчивости пористых радиальных подшипников [Текст] // Конструирование и технология машиностроения. - 1974. - № 2. - С. 206216.

8. Ахвердиев К.С., Муленко О.В. Об устойчивости двухслойных пористых радиальных подшипников [Текст] // Вестник РГУПС. - 2002. - № 3.- С. 5-7.

9. Ахвердиев К.С. Мукутадзе М.А., Задорожная Н.С., Флек Б.М., Поляков Е.В., Расчетная модель гидродинамической смазки неоднородного пористого подшипника конечной длины, работающего в устойчивом нестационарном режиме трения при наличии принудительной подачи смазки [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2013 г., № 3. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1765 (доступ свободный) - Загл. С экрана. -Яз. Рус.

10. Gear C.W., Numarical Initial Value Problems in Ordinary Differential Equations, Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs. - N.J., 1972.

11. Reynolds, O. On the theory of lubrication and its application to Mr. Beauchamp Towers experiments / O. Reynolds. - Phil. Trans. Roy. Soc. - London, 1886, vol. 177, pt. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.