Научная статья на тему 'РАСЧЕТ УЧАСТКА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ'

РАСЧЕТ УЧАСТКА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1142
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ТРУДОЁМКОСТЬ / АВТОМОБИЛЬ / УЧАСТОК / DIAGNOSTICS / LABOR INTENSITY / CAR / PLOT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тойгамбаев С.К.

В статье представлены расчеты по совершенствованию участка диагностики автомобилей, расчеты участка диагностирования Д-1 и Д-2 предназначенного для определения технического состояния автомобиля, табель технологического оборудования для участка диагностики и ТО, схема самого реконструируемого участка диагностирования и технического обслуживания автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Тойгамбаев С.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF THE DIAGNOSTIC AREA AND CAR MAINTENANCE

The article presents calculations for improving the car diagnostics section, calculations of the d-1 and D-2 diagnostics section assigned to determine the technical condition of the car, a report card of the technical equipment for the diagnostics and MAINTENANCE section, and a diagram of the newly designed section for diagnosing and maintaining vehicles.

Текст научной работы на тему «РАСЧЕТ УЧАСТКА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ»

UDC 621. 629.3; 669.54. 793

Toigonbaev S. K. Calculation of the diagnostic area and car

maintenance

Расчет участка диагностирования и технического обслуживания автомобилей

Toigonbaev S. K.

Ph. D., Professor of the Department of technical operation of technological machinery and equipment of environmental

engineering. Russian state agrarian University named after MSHA. K. A. Timiryazeva.

Тойгамбаев С.К.

к.т.н., профессор кафедры техническая эксплуатации технологических машин и оборудования природообустройства.

Российский государственный аграрный университет МСХА им. К.А. Тимирязева.

Abstract. The article presents calculations for improving the car diagnostics section, calculations of the d-1 and D-2 diagnostics section assigned to determine the technical condition of the car, a report card of the technical equipment for the diagnostics and MAINTENANCE section, and a diagram of the newly designed section for diagnosing and maintaining vehicles.

Keywords: diagnostics; labor intensity; car; plot.

Аннотация. В статье представлены расчеты по совершенствованию участка диагностики автомобилей, расчеты участка диагностирования Д-1 и Д-2 предназначенного для определения технического состояния автомобиля, табель технологического оборудования для участка диагностики и ТО, схема самого реконструируемого участка диагностирования и технического обслуживания автомобилей.

Ключевые слова: диагностика; трудоёмкость; автомобиль; участок.

Рецензент: Сагитов Рамиль Фаргатович, кандидат технических наук, доцент, заместитель директора по научной работе в ООО «Научно-исследовательский и проектный институт экологических проблем»,

г. Оренбург

Трудоемкость диагностических работ при всех видах воздействий суммируются и распределяются между Д-1 и

Д-2: ТД = Тдх + Тд2 + ТдТр, (1)

где ТдХ - трудоемкость диагностических работ при ТО-1,

(ТД1 = 1141,49 чел. - ч.); Тд2 - трудоемкость диагностических работ при ТО-2,

(ТД2 = 2446,24 чел. - ч.);

Тдтр - трудоемкость диагностических работ при ТР,

(TШр = 546,33 чел. — ч.).

ДТР

Тд = ТД1 + ТД2 + Тдтр = 1141,49 + 2446,24 + 546,33 = 4134,06 чел. - ч.

Распределим общую трудоёмкость всех видов воздействий между Д-1 и Д-2.

Так как мы располагаем большегрузным подвижным составом, являющимся источником повышенной опасности на дорогах общего пользования, то необходимо уделять повышенное внимание системам,

отвечающим за безопасность движения, тогда принимаем Тд1 = 0,6 • Тд, Тд2 = 0,4 • Тд .

ТД1 = 0,6• 4134,06 = 2480,44 чел.-ч.; ТД2 = 0,4 • 5549,58 = 1653,63 чел. - ч.

Трудоемкость диагностирования для одного автомобиля определяем по формулам:

/ t - ТД2

1Д1 = н Г ; Тд 2 м Г (2)

1У Д1 Д 2

где NД = 5050 и NД2 = 1847 - годовые производственные программы по виду диагностирования из предыдущих расчётов.

2480,44 1653,63

=-= 0,49 чел. - ч.; =-= 0,90 чел. - ч.

Д 5050 ; Д 1847

Так как диагностирования Д-1 и Д-2 выполняются на выделенных постах, то необходимо скорректировать годовые объемы работ ТО-1, ТО-2 и ТР, а также трудоемкости обслуживания одного автомобиля при ТО-1 и

ТО-2 по формулам: Тр = Т1 - Тд 1; (3)

Т2П = Т2п - ТД2 ; (4)

ТТРп = ТТРп - ТДТР . (5)

Тр = 10377,2 -1141,49 = 9235,70 чел. - ч.; Тр = 23581,8 - 2446,24 = 21135,52 чел. - ч.; ТрРп = 10380,3 - 546,33 = 9833,98 чел. - ч.

Г к гггр Г-рр

1 , т 2 , ТТРп - соответственно скорректированные годовые объемы работ ТО-1, постовых работ ТО-2, постовых работ ТР.

Скорректированная трудоемкость обслуживания одного автомобиля определяем по формулам:

гг,К ТК

1 1 .к 1

-¿к ^ 1 .¿к 2

г ТО1 = -. I ТО 2 =--(6)

7 т2 ■ (6)

к 9235,7 к 21135,52

гк1 =-— = 2,89 чел. — ч. ■ гк2 =-— = 13,73 чел. - ч.

3192 ■ 1539

Расчёт площадиучастка диагностирования. Расчёт участка Д-1.

Участок диагностирования Д-1 предназначен для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов, узлов и систем, отвечающих за безопасность движения и экологическую безопасность, без их разборки. Диагностирование представляет собой технологический элемент ТО и ремонта, а также основной метод выполнения контрольных работ. Диагностика позволяет обеспечить высокую эксплуатационную надёжность автомобиля, повысить производительность труда и снизить затраты на текущий ремонт, запасные части и материалы. В зоне Д-1 проводятся следующие виды работ: диагностирование тормозов, проверка и регулировка углов установки управляемых колес, проверка токсичности отработавших газов, диагностирование приборов системы освещения и световой сигнализации.

Годовая программа: X = 5050 авт..; суточная программа: Ж' 1 = 20 авт.; трудоемкость Д-1: гД1 = 0,49 чел. — ч.; годовой объем работ: Тд1 = 2480,44 чел. — ч.; время работы зоны: Тоб = 8 ч.

Тоб • 60 8 • 60 _

Определим ритм производства по формуле: лД1 = ——с— = = 24 мин (7)

N Д 1 20

гд! • 60

Определим такт поста по формуле: тп = р + гп, (8)

где Рп - число рабочих на посту (Рп = 1 чел); гп - время движения автомобиля с поста на пост (

0,49 • 60 , ^ ги = 1,5 мин).: Тп =---+1,5 = 32,9 мин.

т

_ п

.исло пос.ов определим по формуле: Д = „ , (9)

К •Лм

где Цм - коэффициент использования рабочего времени поста (Цм = 0,8)■

диагностов (ФШТ = 1840 ч.).: Ршт = = 1,35 « 1,5 чел

32 9

X т =---= 1,79 « 2 поста

Д 24,0 • 0,80 '

В зоне Д-1 2 поста (1 пост - работы по углам установки колес, рулевому управлению, системе освещения и световой сигнализации; 1 пост - работы по тормозам и проверка токсичности). Посты целесообразно разместить на осмотровой канаве в линию.

Т

о _ Т д1

Определим штатное количество рабочих по формуле: ршт = = , (10)

фшт

где ФШТ - годовой фонд времени штатного рабочего, для операторов-

2480,44 1840

В связи с возможным увеличением потока автомобилей, поступающих из зоны ТР и чёткой специализацией постов целесообразно принять штатное число рабочих на участке . Определим явочное количество рабочих по формуле:

РЯ = РШТ • Лшт I (11)

где ЦШТ - коэффициент штатности (7ШТ = 0,93).

Ря = 2,0 • 0,93 = 1,86 « 2 чел.

Площадь зоны Д-1 определим по формуле

Р = 25,63 • 2 • 4,5 = 230,67 « 231 м2. (12)

Расчёт участкаД-2. Участок Д-2 предназначен для диагностирования тяговых свойств автомобиля и его экономических показателей. На участке определяется общее техническое состояние автомобиля по принципу «исправен»-«неисправен», и в случае последнего диагноза проводится уточнение характера неисправности и места её дислокации. Работы на участок диагностирования Д-2 проводятся перед заездом автомобиля на ТО-2 и когда необходимо установить перечень целесообразных технических воздействий. Работы Д-2, как правило, проводятся на специализированном посту. В зоне Д-2 проводятся следующие работы: общая оценка технического состояния автомобиля по мощности на ведущих колёсах и расходу топлива, определение потерь мощности в трансмиссии и оценка её состояния, оценка состояния приборов системы питания, оценка состояния системы зажигания автомобилей, проверка электрооборудования автомобилей,

диагностирование состояния двигателя. Годовая программа: X NД2 = 1847 авт.; суточная программа: = 8 авт.; трудоемкость Д-2: ^Д2 = 0,90 чел. - ч.; годовой объем работ:

Тд2 = 1653,63 чел. — ч.; время работы зоны: Тоб = 8 ч.; коэффициент штатности: = 0,93 ; годовой фонд времени слесарей-диагностов: ФШТ = 1840 ч.

Определим ритм производства: Rд2 — ~ — 60 мин.

8-60 8

0,90 • 60

Определим такт поста: тп =----+ 1,5 = 55,5 мин.

Число постов: Хд2 = л П = 1,02 ~ 1.

60 • 0,9

В зоне Д-2 1 пост, на котором проводятся работы по диагностике двигателя, системы зажигания и электрооборудования. Определим штатное количество рабочих:

= 1653,63 = 0,89 « 1,0 чел. ШТ 1840

Определим явочное количество рабочих: РЯ = 1,0 • 0,93 = 0,93 ~ 1 чел.

2

Площадь зоны Д-2: Р = 25,63 • 1 • 4,5 = 115,34 «115 мг

Назначение зоны Д-1. Участок диагностирования Д-1 предназначен для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов, узлов и систем, отвечающих за безопасность движения и экологическую безопасность, без их разборки с помощью технических средств. Диагностирование представляет собой технологический элемент ТО и ремонта, а также основной метод выполнения контрольных работ. Диагностика позволяет обеспечить высокую эксплуатационную надёжность автомобиля, повысить производительность труда и снизить затраты на текущий ремонт, запасные части и материалы. На данном участке осуществляется процесс диагностирования узлов и элементов, отвечающих за безопасность движения и эксплуатации транспортного средства работ, а так же за экологические показатели автомобиля. Подробный список работ, выполняемых в рамках Д-1 выглядит следующим образом: экспресс диагностика углов установки управляемых колес по уводу автомобиля в сторону от прямолинейного движения, оценка состояния тормозной системы автомобиля, проверка состояния передней подвески и рулевого управления, проверка дымности отработавших газов, проверка и регулировка света фар, проверка работы системы световой сигнализации, оценка соосности мостов автомобиля регулировка схождения передних колёс автомобиля. Перечисленные выше виды работ скомпонованы на 2-х специализированных рабочих постах. На первом посту проверяется состояние тормозной системы автомобиля и оценивается токсичность (дымность) отработавших газов, на втором посту, оборудованном канавой, проводится экспресс диагностика углов установки управляемых колес проверка состояния передней подвески и рулевого управления, проверка и регулировка света фар, проверка работы системы световой сигнализации. Так как на грузовых автомобилях регулируется только схождение, то

целесообразно данные операции производить в зоне Д-1 виду их малой трудоёмкости. На данном участке явочная численность работников, определённая в технологическом расчёте участка Д-1, составляет 2 человека. Так как проведение диагностических операций требует обладания высокими навыками работы со сложным технологическим оборудованием и электронно-вычислительной техникой и от точности определения технического состояния автомобилей зависит весь дальнейший процесс его обслуживания и ремонта, то для обеспечения более высокого качества работ рекомендуется привлекать квалифицированный производственный персонал - операторов-диагностов 5-го разряда. На каждом посту работает по одному оператору. Итого рабочих на участке: 2 оператора-диагноста 5-го разряда, 1 специально обученный водитель, который находится в кабине автомобиля при испытании его на тормозном стенде(возможно привлечение штатных водителей). В качестве поставщика технологического оборудования для разрабатываемого участка мы предлагаем Германскую фирму MAHA Maschinenbau Haldenwang ("МАХА"). Данная фирма является мировым лидером в области производства средств технического диагностирования автомобильного транспорта. "МАХА" - единственная компания, выпускающая на промышленной основе все оборудование, входящее в состав линий технического диагностирования. Даже программное обеспечение и электронные компоненты "МАХА" производит собственными силами. В настоящее время "МАХА" осуществляет поставки оборудования в 90 стран, и география ее присутствия в мире постоянно расширяется. В 1997 году компания вышла на российский рынок, открыв в Санкт-Петербурге свое официальное представительство: ООО "МАХА РУССИА".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Весь перечень необходимого оборудования приведен в табеле технологического оборудования.

Таблица 1

Табель технологического оборудования.

№ Наименование Модель Количество Габаритные размеры

1 Тормозной стенд СТМ-800 1 2950x750

2 Стенд диагностики состояния подвески по боковому уводу автомобиля в сторону от прямолинейного движения MNC 1 1 1050x500

3 Подъемник канавный передвижной - 1 800x600

4 Стенд контроля состояния передней подвески и рулевого управления PMS 3/2 1 1150x850

5 Стойка управления тормозным стендом - 1 590x376

6 Светофор сигнальный - 1 70x200

7 Система управления сбора и обработки данных EURO -SYSTEM 1 500x500

8 Воздухораздаточная колонка - 1 250x250

9 Шкаф инструментальный - 800x300

10 Прибор контроля света фар IS 2 1 600x600

11 Верстак слесарный ВС-1 1 1200x900

12 Дымомер MGT 5 1 560x240

13 Поворотные круги - 2 500x500

14 Стенд для проверки и регулировки углов установки управляемых колес и проверки состояния мостов АВ-03 1 1000x600

Определение производственной площади. Первоначально площадь отделения определяем по суммарной площади оборудования и коэффициенту плотности его расстановки.

Рпр КПл ^ Кбор , (13)

где XробоР - суммарная площадь занимаемая оборудованием; Кпл - коэффициент плотности расстановки оборудования. Для участка диагностики принимаем (Кп: = 4,5).

Окончательная площадь участка определяется с учетом площади оборудования, его расстановки, при этом учитываются расстояния между элементами

здания и контуром каждого вида оборудования.

Рпр = 4,5 • (2,95 х 0,73 +1,05 х 0,5 х 2 + 0,6 х 1,0 х 2 + 0,65 х 0,65 х 2 + 0,59 х 0,375 + + 0,07 х 0,2 + 0,5 х 0,5 + 0,25 х 0,25 + 0,8 х 0,3 х 2 + 0,6 х 0,6 +1,2 х 0,8 + 0,56 х 0,24 = = 4,5 • (2,15 +1,05 +1,2 + 0,845 + 0,22 + 0,014 + 0,25 + 0,48 + 0,36 + 0,96 + 0,13) = = 34,46 м2

С учетом норм расстановки оборудования и площади производственных постов принимаем окончательную площадь отделения равной 1 = 216 м2.

Участок диагностики Д-1 расположен в центре производственного корпуса на одной линии с поточной линией ТО-1. Это обусловлено тем, что необходимо за минимальное время и с минимальными трудовыми затратами доставить подвижный состав в зону ТО. Производственное посты расположены вдоль одной линии в центральной части участка. На первом посту проверяется состояние тормозной системы автомобиля и оценивается токсичность отработавших газов, на втором посту, оборудованном канавой, проводится экспресс диагностика углов установки управляемых колес проверка состояния передней подвески и рулевого управления, проверка и регулировка света фар, проверка работы системы световой сигнализации. Справа от въезда на участок располагается слесарный верстак с дымомером, такое расположение оборудования позволяет уменьшить длину проводов, так как оно расположено максимально близко к задней части автомобиля. Рядом вдоль стены располагается инструментальный шкаф, в котором хранятся все необходимые оператору-диагносту инструменты.

Тормозной стенд с целью отказа от применения въездной и выездной эстакад установлен заподлицо с уровнем пола. Пульт управления стендом предполагается разместить у внешней стены помещения, чтобы обеспечить хорошую освещённость рабочего места. На небольшом расстоянии спереди и слева от первого рабочего поста располагается сигнальный светофор, с помощью которого водителю, находящемуся в кабине автомобиля, сообщается о режиме диагностирования тормозной системы. Светофор располагается в зоне прямой видимости водителя. Воздухораздаточная колонка, предназначенная для подкачки шин

микроавтобуса при отклонении их от нормы расположена рядом с первым рабочим постом слева от въезда на участок.

Рисунок 1. Участок диагностирования автомобилей.

Производственные посты: I - пост проверки тормозной системы и дымности отработавших газов. II -пост диагностики углов установки управляемых колес, проверки состояния элементов подвески и работ по системам освещения и световой сигнализации. Расположения оборудования и стендов в соответствии с табл. 1. Условные рбозначения: И - отсос выхлопных газов; С - рабочее место; А. подвод сжатого воздуха; У - потребитель электроэнергии; ^ - розетка трехфазная.

Стенды для проверки углов установки управляемых колёс, проверки состояния подвески и рулевого управления расположены последовательно друг за другом на канаве. Единая система, контролирующая работу этих стендов располагается напротив поста у внешней стены помещения. При съезде с канавы второго поста располагается передвижной прибор контроля и регулировки системы освещения.

На участке имеются две трёхфазные розетки переменного тока, расположенные по периметру внешней стены. Все оборудование расставлено с учетом норм расстановки оборудования.

Вывод.

Своевременная диагностика машин, выявление неисправностей и своевременное устранение является одним из показателей коэффициента технической готовности машин. Данные расчеты показали эффективность использования данных участков, при наименьших затратах на реконструкцию.

РеТегепоеБ

1. Шнырёв А.П., Тойгамбаев С.К. Основы надёжности транспортных и технологических машин. Учебное пособие для студентов технических ВУЗов УМО МГУП Издательская «Компания Спутник +» 2006, г. Москва.

2. Бондарева Г.И., Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж. Входной контроль и метрологическое обеспечение на предприятиях технического сервиса// Сельский механизатор. 2017. № 4. С. 36-38.

3. Тойгамбаев С.К. Евграфов В. А. Эффективность использования машинотракторного парка предприятия. Доклады ТСХА, выпуск 290 (часть II). Сборник статей Международной научной конференции посвященной 130- летию Н.И. Вавилова 5-7.12.17г. Издательство РГАУ-МСХА 2018.

4. Голиницкий П. В., Вергазова Ю. Г., Антонова У. Ю. Разработка процедуры управления внутренней документацией для промышленного предприятия//Компетентность. 2018. № 7 (158). С. 20-25.

5. Абдулмажидов Х.А. Характеристики изменения размеров осушительных каналов. Вестник. ФГОУ ВПО "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". 2013. № 1 (57). С. 54-57.

6. Варнаков В.В., Стрельцов В.В., Попов В.Н., Карпенков В.Ф. Организация и технология технического сервиса машин. Учебник. - М.: КолосС, 2007 с. 277.

7. Евграфов, В.А. Формирование технологического комплекса машин в мелиоративном строительстве с помощью имитационного моделирования / В.А. Евграфов, А.И. Новиченко, И.М. Подхватилин, В.И. Горностаев, А.В. Шкиленко // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки.-2013.-№ 3-4.-С.44-50.

8. Новиченко, А.И. Применение методов имитационного моделирования в механизации мелиоративного строительства / А.И. Новиченко, И.М. Подхватилин, В.И. Горностаев, А.В. Шкиленко // Природообустройство.-2013.-№ 3.-С.76-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.