Научная статья на тему 'РАСЧЕТ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ ПЛОСКОЙ СПЛОТОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ'

РАСЧЕТ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ ПЛОСКОЙ СПЛОТОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Resources and Technology
ВАК
AGRIS
Ключевые слова
КРУГЛЫЕ ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ / ПЛОСКАЯ СПЛОТОЧНАЯ ЕДИНИЦА / ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ / ОБЪЁМ / КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛНОДРЕВЕСНОСТИ / КОЭФФИЦИЕНТ ЗАПАСА ПЛАВУЧЕСТИ / ОСАДКА / ВОЛНОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЖЁСТКОСТЬ / ПРОЧНОСТЬ / РАСХОД СПЛОТОЧНОГО ТАКЕЛАЖА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Васильев В. В.

Реализация транспортировки древесины по водным объектам Российской Федерации специализированными транспортно-технологическими схемами, функционирующими на базе плоских сплоточных единиц, требует совершенствования данных сплоточных единиц по направлению сокращения затрат на их изготовление. Рассмотрена усовершенствованная плоская сплоточная единица, приспособленная к сплотке в специальной сплоточной машине. Конструктивной особенностью сплоточной единицы является соединение гибкими связями рядов круглых лесоматериалов, уложенных перпендикулярно друг другу, с обязательной фиксацией между собой крайних круглых лесоматериалов первого (нижнего) и третьего рядов, а также второго и четвёртого рядов с помощью скоб. Это даёт возможность снизить затраты на изготовление плоской сплоточной единицы с обеспечением высокой жёсткости, а следовательно, и волноустойчивости конструкции. Для осуществления планирования сплава древесины в плоских сплоточных единицах и обеспечения дальнейшего безопасного выполнения сплавных работ предложена методика расчёта основных транспортно-эксплуатационных показателей усовершенствованной сплоточной единицы. В приведённой методике представлен расчёт габаритных размеров сплоточной единицы, объёма содержания в ней древесины, коэффициента полнодревесности, коэффициента запаса плавучести, осадки, волноустойчивости, жёсткости, прочности, расхода сплоточного такелажа. Каждый из этих показателей рассчитывается с учётом конструктивных особенностей усовершенствованной плоской сплоточной единицы, габаритов сплавного хода, размера используемых круглых лесоматериалов, плотности сплавляемой древесины и всех внешних сил, действующих на сплоточную единицу при её эксплуатации. Приведённые показатели обеспечивают плоскую сплоточную единицу определёнными характеристиками, на основании которых осуществляется первоначальное планирование транспортировки лесоматериалов по водным объектам и рассчитывается эффективность сплава древесины на базе усовершенствованной плоской сплоточной единицы. Выполнение сплава древесины на базе рассмотренной усовершенствованной плоской сплоточной единицы с предварительным расчётом её основных транспортно-эксплуатационных показателей по представленной методике даст возможность ввести в эксплуатацию малые и средние реки, обеспечив этим выполнение полного цикла поставок древесины потребителям водным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF TRANSPORTATION AND OPERATION INDICATORS OF AN IMPROVED FLAT RAFT UNIT

The implementation of the transportation of wood through the water bodies of the Russian Federation by specialized transport and technological schemes operating on the basis of flat units requires reducing the cost of their manufacture. An improved flat raft unit manufactured in a special bundling machine is considered. A proposed flat raft design features the connection of round timber rows laid perpendicular to each other with flexible links. The extreme logs of the first (lower) and third rows, as well as the second and fourth rows must be fastened with clamps. This allows reducing the cost of manufacturing a flat raft unit with high rigidity, and consequently, the raft wave resistance of the structure. The authors propose a method for calculating the main transport and operational indicators of an improved raft unit that will ensure water logging planning in flat raft units and its safe practicing. They present the calculation of the overall dimensions of the flat raft unit, its wood content volume, stacking factor, buoyancy coefficient, coefficients of draft, wave resistance, stiffness, strength, and floating implements expenditure. Each of these indicators is calculated taking into account the design features of the improved flat raft unit, its external dimensions, the size of the round timber used, floating wood density and all external forces acting on the raft unit during its operation. These indicators allow the initial planning of timber transportation through water bodies and the efficiency of wood rafting is calculated on the basis of an improved flat raft unit. Wood rafting based on the proposed improved flat raft unit with a preliminary calculation of its main transportation and operation indicators according to the presented methodology will make it possible to put small and medium-sized rivers into operation, thereby ensuring the implementation of a full cycle of wood supplies to consumers by water transportation.

Текст научной работы на тему «РАСЧЕТ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ ПЛОСКОЙ СПЛОТОЧНОЙ ЕДИНИЦЫ»

Б01: 10.15393/]2.аП.2022.6365 удк 630*378.33

Статья

Расчёт транспортно-эксплуатационных показателей усовершенствованной плоской сплоточной единицы

Васильев Владимир Викторович

кандидат технических наук, Филиал АО «УК ЭФКО» в г. Алексеевке (Российская Федерация), уа$Шеу.vladimir87@ma.il.ги

Получена: 26 апреля 2022 /Принята: 17 октября 2022 / Опубликована: 8 ноября 2022

Аннотация: Реализация транспортировки древесины по водным объектам Российской Федерации специализированными транспортно-технологическими схемами, функционирующими на базе плоских сплоточных единиц, требует совершенствования данных сплоточных единиц по направлению сокращения затрат на их изготовление. Рассмотрена усовершенствованная плоская сплоточная единица, приспособленная к сплотке в специальной сплоточной машине. Конструктивной особенностью сплоточной единицы является соединение гибкими связями рядов круглых лесоматериалов, уложенных перпендикулярно друг другу, с обязательной фиксацией между собой крайних круглых лесоматериалов первого (нижнего) и третьего рядов, а также второго и четвёртого рядов с помощью скоб. Это даёт возможность снизить затраты на изготовление плоской сплоточной единицы с обеспечением высокой жёсткости, а следовательно, и волноустойчивости конструкции. Для осуществления планирования сплава древесины в плоских сплоточных единицах и обеспечения дальнейшего безопасного выполнения сплавных работ предложена методика расчёта основных транспортно-эксплуатационных показателей

усовершенствованной сплоточной единицы. В приведённой методике представлен расчёт габаритных размеров сплоточной единицы, объёма содержания в ней древесины, коэффициента полнодревесности, коэффициента запаса плавучести, осадки, волноустойчивости, жёсткости, прочности, расхода сплоточного такелажа. Каждый из этих показателей рассчитывается с учётом конструктивных особенностей усовершенствованной плоской сплоточной единицы, габаритов сплавного хода, размера используемых круглых лесоматериалов, плотности сплавляемой древесины и всех внешних сил, действующих на сплоточную единицу при её эксплуатации. Приведённые показатели обеспечивают плоскую сплоточную единицу определёнными характеристиками, на основании которых

осуществляется первоначальное планирование транспортировки лесоматериалов по водным объектам и рассчитывается эффективность сплава древесины на базе усовершенствованной плоской сплоточной единицы. Выполнение сплава древесины на базе рассмотренной усовершенствованной плоской сплоточной единицы с предварительным расчётом её основных транспортно-эксплуатационных показателей по представленной методике даст возможность ввести в эксплуатацию малые и средние реки, обеспечив этим выполнение полного цикла поставок древесины потребителям водным транспортом.

Ключевые слова: круглые лесоматериалы; плоская сплоточная единица; габаритные размеры; объём; коэффициент полнодревесности; коэффициент запаса плавучести; осадка; волноустойчивость; жёсткость; прочность; расход сплоточного такелажа

DOI: 10.15393/j2.art.2022.6365 Article

Calculation of transportation and operation indicators of an improved flat raft unit

Vladimir Vasiliev

Ph. D. in engineering, Branch of JSC «UKEFKO» in Alekseevka (Russian Federation), vasiliev.vladimir87@mail.ru

Received: 26 April 2022 /Accepted: 17 October 2022 /Published: 8 November 2022

Abstract: The implementation of the transportation of wood through the water bodies of the Russian Federation by specialized transport and technological schemes operating on the basis of flat units requires reducing the cost of their manufacture. An improved flat raft unit manufactured in a special bundling machine is considered. A proposed flat raft design features the connection of round timber rows laid perpendicular to each other with flexible links. The extreme logs of the first (lower) and third rows, as well as the second and fourth rows must be fastened with clamps. This allows reducing the cost of manufacturing a flat raft unit with high rigidity, and consequently, the raft wave resistance of the structure. The authors propose a method for calculating the main transport and operational indicators of an improved raft unit that will ensure water logging planning in flat raft units and its safe practicing. They present the calculation of the overall dimensions of the flat raft unit, its wood content volume, stacking factor, buoyancy coefficient, coefficients of draft, wave resistance, stiffness, strength, and floating implements expenditure. Each of these indicators is calculated taking into account the design features of the improved flat raft unit, its external dimensions, the size of the round timber used, floating wood density and all external forces acting on the raft unit during its operation. These indicators allow the initial planning of timber transportation through water bodies and the efficiency of wood rafting is calculated on the basis of an improved flat raft unit. Wood rafting based on the proposed improved flat raft unit with a preliminary calculation of its main transportation and operation indicators according to the presented methodology will make it possible to put small and medium-sized rivers into operation, thereby ensuring the implementation of a full cycle of wood supplies to consumers by water transportation.

Keywords: round timber; flat raft unit; overall dimensions; volume; full-wood ratio; buoyancy reserve coefficient; draft; wave resistance; stiffness; strength; floating implements expenditure

1. Введение

Современное развитие водного транспорта лесоматериалов на территории Российской Федерации должно осуществляться на опыте проведения сплавных работ, как на территории страны, так и за рубежом, с учётом всех требований [1], [2], предъявляемых при эксплуатации различных видов водных объектов. Многолетний опыт проведения сплавных работ показал [2—11], что на первоначальном сплаве древесины рационально использовать различного рода сплоточные единицы, обладающие малой осадкой и высоким содержанием древесины, которые способны транспортироваться самостоятельно, т. е. самосплавом, или в составе плота. Такими лесотранспортными единицами являются плоские сплоточные единицы. На магистральном сплаве древесины целесообразно осуществлять сплав лесоматериалов [2], [5], [7—9], [12—23] в крупногабаритных плотах или выполнять транспортировку лесоматериалов на баржах и судах. При этом первоначальный и магистральный сплав древесины строго должен осуществляться посредством транспортно-технологических схем, разработанных с учётом особенностей используемых сплоточных единиц.

Для выполнения транспортировки древесины на базе плоских сплоточных единиц были разработаны современные специализированные транспортно-технологические схемы [24—28], которые предусматривают все особенности транспортировки лесоматериалов не только на малых и средних реках, но и на больших и крупных водных объектах. Каждая транспортно-технологическая схема включает определённый вариант сплава лесоматериалов на первоначальном сплаве древесины. Первый вариант — это сплав лесоматериалов в плоских сплоточных единицах по несудоходным рекам самосплавом, до переформировочного или погрузочного рейда. Второй вариант — это сплав лесоматериалов в линейках, сформированных из плоских сплоточных единиц, по судоходным рекам за тягой буксировщика, до переформировочного рейда. В каждом варианте предусматривается обязательное использование плоских сплоточных единиц, конструкции которых приспособлены к машинной сборке и разборке.

Проведённый анализ всех существующих плоских сплоточных единиц показал [29], что данные сплоточные единицы имеют общий недостаток — конструктивные особенности этих сплоточных единиц не позволяют осуществлять их изготовление в сплоточных машинах. Приведённый фактор препятствует применению разработанных транспортно-технологических схем как базовых на водном транспорте древесины. В результате этого внедрение транспортно-технологических схем, функционирующих на базе плоских сплоточных единиц, ограничено и требует совершенствования существующих плоских сплоточных единиц в плане их приспособленности к изготовлению в сплоточных машинах. На основании вышесказанного определена цель работы: усовершенствовать конструкцию плоской сплоточной единицы для обеспечения возможности машинной сборки, а также

разработать методику расчёта основных транспортно-эксплуатационных показателей данной сплоточной единицы.

2. Материалы и методы

На базе прототипа — плоской сплоточной единицы, выполненной по типу безбабочной клетки, разработана усовершенствованная плоская сплоточная единица, представленная на рисунке 1 [30], которая содержит ряды 1—4 круглых лесоматериалов, уложенных в разнокомелицу, причём круглые лесоматериалы второго 2 и четвёртого 4 рядов уложены перпендикулярно лесоматериалам первого (нижнего) 1 и третьего 3 рядов. Первый 1 и третий 3 ряды круглых лесоматериалов соединены между собой гибкими связями 5, второй 2 и четвёртый 4 ряды круглых лесоматериалов соединены между собой гибкими связями 6, расположенными перпендикулярно гибким связям 5, соединяющим первый 1 и третий 3 ряды круглых лесоматериалов. Гибкие связи 5 оснащены соединительными устройствами 7, а гибкие связи 6 — соединительными устройствами 8.

а

t

тххйх

ыни

б

Рисунок 1. Усовершенствованная плоская сплоточная единица [30]: а — вид спереди; б — вид сбоку

Figure 1. Improved flat raft unit [30]: (a) front view; (b) side view

Для повышения жёсткости, а следовательно, и волноустойчивости плоской сплоточной единицы, изображённой на рисунке 1, была проведена модернизация данной сплоточной единицы, в результате этого получена новая конструкция усовершенствованной плоской сплоточной единицы, которая приведена на рисунке 2.

а

м-

ппА

2Z22YY

б

Рисунок 2. Усовершенствованная плоская сплоточная единица: а — вид спереди; б — вид сбоку

Figure 2. Improved flat raft unit: (a) front view; (b) side view

Усовершенствованная плоская сплоточная единица включает ряды 1—4 круглых лесоматериалов, уложенных в разнокомелицу, причём круглые лесоматериалы второго 2 и четвёртого 4 рядов уложены перпендикулярно лесоматериалам первого (нижнего) 1 и третьего 3 рядов. Первый 1 и третий 3 ряды круглых лесоматериалов соединены между собой гибкими связями 5, второй 2 и четвёртый 4 ряды круглых лесоматериалов соединены между собой гибкими связями 6, расположенными перпендикулярно гибким связям 5, соединяющим первый 1 и третий 3 ряды круглых лесоматериалов. Гибкие связи 5 оснащены соединительными устройствами 7, а гибкие связи 6 — соединительными устройствами 8. Крайние круглые лесоматериалы первого (нижнего) 1 и третьего 3 рядов соединены между

собой скобами 9, а крайние круглые лесоматериалы второго 2 и четвёртого 4 рядов соединены между собой с помощью скоб 10.

Конструктивные особенности плоской сплоточной единицы, изображённой на рисунке 2, позволяют осуществлять её изготовление в специальных сплоточных машинах с минимальными трудовыми и финансовыми затратами. При этом практическая эксплуатация данной сплоточной единицы требует от конструкции не только обеспечения высокой жёсткости и волноустойчивости, но и другие ключевые транспортно-эксплуатационные показатели, которые будут обеспечивать безаварийную транспортировку лесоматериалов в рассматриваемой сплоточной единице.

Обоснование методики расчёта основных транспортно-эксплуатационных показателей усовершенствованной плоской сплоточной единицы основывается на методах теоретического исследования.

3. Результаты

Основными транспортно-эксплуатационными показателями плоской сплоточной единицы, представленной на рисунке 2, являются: габаритные размеры, объём содержания древесины, коэффициент полнодревесности, коэффициент запаса плавучести, осадка, волноустойчивость, жёсткость, прочность и расход сплоточного такелажа. Каждый из приведённых показателей обеспечивает плоской сплоточной единице определённый уровень надёжности при сплаве данной сплоточной единицы самосплавом или в составе плота, а также при перемещении её на береговых складах, на переформировочных и погрузочных рейдах и рейдах приплава.

Габаритные размеры плоской сплоточной единицы определяются тремя показателями, а именно: длиной ЬПСЕ, шириной ВПСЕ и высотой НПСЕ. Длина плоской сплоточной единицы

^псе будет равна длине круглых лесоматериалов, уложенных в первом (нижнем) 1 ряду или третьем 3 ряду. В свою очередь, ширина плоской сплоточной единицы Впсе регламентируется двумя условиями. Если плоская сплоточная единица сплавляется самосплавом, то её ширина будет равна:

где

Ьтт ЛХ минимальнаЯ ширина сплавного хода, м; Сш запас для безопасного сплава

сплоточных единиц, равный 2—3 м [16].

При условии сплава плоской сплоточной единицы в составе плота её ширина Впсе будет

определяться транспортно-эксплуатационными показателями (габаритные размеры) малогабаритных плотов (линеек), предназначенных для сплава по малым и средним рекам. Также ширина сплоточной единицы может устанавливаться произвольно, но она не должна превышать расчётную максимально допустимую ширину линейки, определяемую для рассматриваемого водного объекта.

(1)

Высоту плоской сплоточной единицы НпСЕ рекомендуется [17] определять из выражения

H —

1 1 ПГ< Т7

ТПСЕРВ __ТПСЕ РВ

псе К + к ' (2)

рд рппк кпп + ропк коп где ТпСЕ — допустимая осадка плоской сплоточной единицы, м; рВ — плотность воды,

3 3

кг/м ; Рд — плотность древесины, кг/м ; рппк — плотность лесоматериалов повышенной плавучести, кг/м ; кпп — коэффициент учёта процентного соотношения древесины повышенной плавучести в сплоточной единице; Ропк — плотность лесоматериалов ограниченной плавучести, кг/м ; кпп — коэффициент учёта процентного соотношения древесины ограниченной плавучести в сплоточной единице.

При этом допустимая осада плоской сплоточной единицы определяется из выражения [ 16]

ТпСЕ = АптЛХ — 2 Д , (3)

где ИптЛХ — минимальная глубина сплавного хода, м; 2ц — донный запас, равный 0,2—0,3 м [16].

Так как наиболее правильно выполнять укладку радов круглых лесоматериалов таким образом, чтобы в каждом ряду присутствовали сортименты одинакового диаметра в верхнем отрезе, то высоту плоской сплоточной единицы наиболее точно можно определить следующим образом:

п

Нпсе = 2 агС , (4)

1 =1

где — диаметр в нижнем отрезе применяемого сортимента 1-го ряда, м.

Используя выражения (2)—(4), можно определить количество укладываемых рядов круглых лесоматериалов с определённым диаметром и плотностью древесины в плоскую сплоточную единицу, чтобы обеспечить безопасное выполнение сплавных работ.

Объём плоской сплоточной единицы определяется из выражения

^псе = ^псе впсе Н псе К ппсе , (5)

где КппСЕ — коэффициент полнодревесности плоской сплоточной единицы.

Анализируя выражение (5), можно сделать однозначный вывод, что объём плоской сплоточной единицы зависит не только от её габаритных размеров, но и от коэффициента полнодревесности.

Коэффициент полнодревесности определяется по формуле

V

г _ у ДпСЕ

ппСЕ V ' (6)

" ГпСЕ

3

где VдПСЕ — объём древесины в плоской сплоточной единице, м ; VШСЕ — геометрический объём плоской сплоточной единицы, м3.

Объём древесины в плоской сплоточной единице равен:

п

УДПСЕ =ЪУгС , (7)

i=1

3

где ¥гС — объём /-го сортимента в плоской сплоточной единице, м . Геометрический объём плоской сплоточной единицы составит:

VГПСЕ LnCEBПСЕHПСЕ • (8)

Из выражений (6)—(8) видно, что чем больше древесины в плоской сплоточной единице, тем больше коэффициент полнодревесности. При этом коэффициент полнодревесности не может быть больше единицы, т. е. КППСЕ < 1, в практических условиях он определяется

экспериментальным путём.

Коэффициент запаса плавучести определяет ряд показателей, основным из которых является продолжительность нахождения плоской сплоточной единицы на плаву. Данный показатель является основным при установлении наиболее оптимальной начальной средневзвешенной плотности плоской сплоточной единицы перед спуском её на воду, чтобы она оставалась на плаву на всём протяжении запланированной транспортировки. Таким образом, согласно исследованию [2], коэффициент запаса плавучести КЗП составляет:

РСВПСЕ , _

■»- -—■ (9)

Кт = 1 —

где рСВПСЕ — средневзвешенная плотность плоской сплоточной единицы, кг/м3.

Используя методику определения коэффициента запаса плавучести, приведённую в источнике [2], которая учитывает вес плоской сплоточной единицы и архимедову силу, получим коэффициент запаса плавучести сплоточной единицы после спуска её на воду, т. е. в первоначальный момент времени. Конечная формула расчёта коэффициента запаса плавучести плоской сплоточной единицы будет иметь следующий вид:

ИГ — 1 ^ППК РППК + ^ОПК ропк + тСТ

К ЗП = 1--V-Р-, (10)

* ОПСЕУВ

где УППК — объём лесоматериалов повышенной плавучести с учётом коры, м3; УППК — объём лесоматериалов ограниченной плавучести с учётом коры, м3; тСТ — масса сплоточного такелажа, кг; УОПСЕ — общий объём плоской сплоточной единицы, включающий объём древесины и коры круглых лесоматериалов повышенной плавучести и ограниченной плавучести, а также объём сплоточного такелажа, м3.

Так как с течением времени древесина, находящаяся в плоской сплоточной единице, при контакте с водой будет увеличивать свою плотность, то коэффициент запаса плавучести будет уменьшаться. На основании сказанного и с учётом данных, приведённых в работе [2], коэффициент запаса плавучести плоской сплоточной единицы в конкретный период времени рассчитывается по формуле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

KOT1 — 1 -

^ЗП

1 _ VnnK (рППК + ЬПСИПtH ) + VOnK (рОПК + ЬОСИПtH ) + mCT

(11)

КОПСЕ рв

где ЬПСИП — средняя интенсивность поглощения жидкости лесоматериалами повышенной

3

и • /"»Л/ТТЛ-ТV ь

уОСИП

3

плавучести, кг/(м -сутки); ЬОсИП — средняя интенсивность поглощения жидкости

3

лесоматериалами ограниченной плавучести, кг/(м - сутки); 1Н — время намокания, сут.

Учитывая зависимость (11) и методику определения осадки плоских сплоточных единиц, которая приведена в работах [2], [8—10], [11], запишем формулу расчёта осадки плоской сплоточной единицы в конкретный период времени:

_ VnnK (рППК + ЬПСИПtH ) + VOnK (рОПК + ЬОСИПtH ) +

m,

СТ

тпсе - ..............—""';*" ""_""*"—........—— • (12)

ТПСЕ ВПСЕ РВ К ППСЕ

Если плоская сплоточная единица собирается только из круглых лесоматериалов одинаковой плотности, то равенство (12) запишется следующим образом:

гр _ КДПСЕ ( рДПСЕ + ЬдПСЕ^Н ) + тСТ

ТПСЕ _ Т в РК ' ( )

ПСЕ ПСЕРВ ППСЕ

3

где КдПСЕ — общий объём древесины с корой в плоской сплоточной единице, м ; РдПСЕ — средняя плотность древесины в плоской сплоточной единице, кг/м3; ЬдПСЕ — средняя интенсивность поглощения жидкости древесиной в плоской сплоточной единице, кг/(м /сут.).

Преобразуем зависимость (13), выразим максимальное время намокания плоской сплоточной единицы до момента потери плавучести, т. е. максимальное время нахождения лесотранспортной единицы в воде:

t — ТПСЕ LnCEBПСЕРВK ППСЕ VДПСЕPДПСЕ тСТ

Н max — V Ь ' (14)

' ДПСЕ ДПСЕ

Волноустойчивость — это способность плоской сплоточной единицы противостоять выплыванию отдельных круглых лесоматериалов или разрушению при транспортировке на волнении. Также волноустойчивость плоской сплоточной единицы обусловливается жёсткостью конструкции. Волноустойчивость рассматриваемой плоской сплоточной единицы зависит от трёх условий, а именно: от плотности укладки в рядах круглых лесоматериалов, силы прижатия рядов друг к другу при натягивании и соединении обвязок, а также от качества крепления между собой крайних круглых лесоматериалов в рядах. Таким образом, для обеспечения волноустойчивости сплоточной единицы необходимо укладывать круглые лесоматериалы в разнокомлицу с одинаковым диаметром в верхнем отрезе или с допустимым диапазоном варьирования диаметра круглых лесоматериалов, который устанавливается экспериментальным путём. При этом прижатие рядов друг к другу обязательно выполняется в специализированной сплоточной машине, разработанной для

http://rt.petrsu.ru

сплотки рассматриваемой сплоточной единицы. Соединение между собой крайних круглых лесоматериалов первого (нижнего) 1 и третьего 3 рядов и крайних круглых лесоматериалов второго 2 и четвёртого 4 рядов необходимо осуществлять с помощью скоб оптимального поперечного сечения, которые забиваются в торцы соединяющихся лесоматериалов. В качестве скоб могут использоваться брус или железная пластина, которые закрепляются к торцам лесоматериалов гвоздями или саморезами.

Прочность плоской сплоточной единицы зависит от прочности используемого сплоточного такелажа, т. е. от прочности гибких связей. Определяем, что расчёт на прочность гибких связей будет осуществляться при возникновении в них продольной растягивающей силы. При этом все изгибающие моменты, возникающие в сплоточном такелаже, а также растягивающую силу из-за собственного веса, выразим через коэффициент knrc . Так как планируется поднимать и опускать сплоточную единицу при спуске её на воду

и выгрузке из воды, а также при транспортировке за гибкие связи, то сила растяжения, действующая на сплоточный такелаж PCPCT , будет складываться из силы распора, т. е. из веса сплоточной единицы GnCE. На основании вышесказанного и с учётом основных условий прочности [31—40], которые справедливы для всех видов материала, запишем условие прочности гибких связей

N г -,

— max ГС уГ.,. ,

°maxW -—F- ~[аР ] , (15)

F ГС

где amax ГС — максимальное напряжение, возникающее в поперечном сечении гибкой связи, Па; Nmax ГС — максимальная продольная растягивающая сила, возникающая в поперечном сечении гибкой связи, Н; FK — площадь поперечного сечения гибкой связи, м2; [аР ] — допускаемое напряжение при растяжении, Па.

Площадь поперечного сечения гибкой связи Fw из условия (15) равна:

N

Т7 _ max ГС

Fс . (16)

В зависимости (16) допустимое напряжение при растяжении [аР ] для гибких связей рассчитывается по формуле

[1 ®Рпрд

°Р ]-[k ]k , (17)

1Лзпр j пПГС

где сгРпрд — предельно допускаемое напряжение при растяжении, Па; [ k3np ] — коэффициент запаса прочности при растяжении; kПГС — понижающий коэффициент для гибкой связи.

Для данных условий коэффициент запаса прочности [k3np ] для проволоки следует принимать 3 [16]. Понижающий коэффициент kПГС для гибкой связи данной плоской сплоточной единицы устанавливается 1,5—2,0.

Максимальная продольная растягивающая сила NmaxГС рассчитывается по формуле

^шахГС = РСРСТ = 0,5^ПСЕ • (18)

В равенстве (18) вес плоской сплоточной единице равен:

^ПСЕ = ё (УппкРППК + УОПКРОПК + тСТ ) , (19)

где ё — ускорение свободного падения, м/с ; УППК — объём лесоматериалов повышенной плавучести с учётом коры, м3; рППК — плотность лесоматериалов повышенной плавучести, кг/м3; УОПК — объём лесоматериалов ограниченной плавучести с учётом коры, м3;

РППК — плотность лесоматериалов ограниченной плавучести, кг/м3; тСТ — масса

ОПК

уППК ~

сплоточного такелажа, кг.

Так как гибкая связь может представлять собой трос единой структуры, т. е. трос из одной проволоки, стальные проволочные канаты или тросы и канаты, изготовленные из полимерных материалов [41], то расчёт площади поперечного сечения гибкой связи, с учётом рекомендаций работы [42], выполняется по формуле

жа2пгс

^ГС = 2ПГС 4 , (20)

где % ПГС — число проволоки в гибкой связи; п — число пи, постоянное, приблизительно равное 3,14; ёПГС — диаметр одной проволоки в гибкой связи, м.

В зависимости (20) диаметр одной проволоки в гибкой связи ёПГС будет равен диаметру гибкой связи ёГС , тогда когда гибкая связь будет представлять единую структуру

в поперечном сечении, т. е. состоять, например, из одной проволоки с отсутствием пустот в поперечном сечении.

Подставив зависимости (18)—(20) в равенство (17), при этом сделав ряд преобразований, выразим минимальный допустимый диаметр проволоки в гибкой связи, который будет равен:

dmin ПГС

V

2 [ k3np J k ПГС G ПСЕ

- (21)

П2ПГС®Рпрд

Из равенства (21) минимальный допустимый диаметр гибкой связи составит:

dmin ГС

2 [ k3np J knrc G ПСЕ

• (22)

Ж°Рпрд

Зависимости (21) и (22) справедливы для гибкой связи, которая соединяет между собой второй и четвёртый ряды круглых лесоматериалов, т. к. при поднятии плоской сплоточной единицы она воспринимает основную нагрузку от её веса. В свою очередь, гибкая связь, соединяющая первый и третий ряды круглых лесоматериалов, при поднятии сплоточной единицы будет воспринимать нагрузку только от веса первого (нижнего) ряда круглых

лесоматериалов. Таким образом, минимальный допустимый диаметр проволоки в гибкой связи и минимальный допустимый диаметр гибкой связи рассчитываются соответственно по формулам:

dmin ПГС

dmin ПГС

1

1

2 [ k3np J knrc GРКЛ

- (23)

nznrC®Pnpd

2 [k3np J knrcGPKЛ гъл\

' (24)

ПС7Рпрд

где GРКЛ — вес первого (нижнего) ряда круглых лесоматериалов, Н.

Если известно, что первый (нижний) ряд собирается из круглых лесоматериалов определённого диаметра, следовательно, зная длину сортиментов и их диаметр в верхнем отрезе, можно определить объём каждого круглого лесоматериала, то вес первого (нижнего) ряда можно рассчитать по формуле

п

GРКЛ = ?!РД '^^УСРКЛ , (25)

i =1

где Рд — плотность древесины первого ряда, кг/м ; ^СРКЛ — объём /-го сортимента

в первом (нижнем) ряду плоской сплоточной единицы, м3.

В практических условиях гибкая связь может представлять собой сложную структуру в поперечном сечении, т. е. состоять из нескольких сплетённых материалов, в т. ч. и полимерных. Следовательно, подбор гибких связей, соединяющих между собой второй и четвёртый ряды круглых лесоматериалов, с учётом рекомендаций работы [16], необходимо выполнять согласно условию

0, 5 \_кШр ] к ПГС ^ПСЕ — РДНГС , (26)

где РдНГС — допускаемая нагрузка для применяемого вида гибкой связи, Н.

В свою очередь, подбор гибких связей, соединяющих первый и третий ряды круглых лесоматериалов, следует выполнять по условию

0, 5 [кЗПР ] кПГСGРКЛ — РДНГС . (27)

Концы гибких связей фиксируются соединительными устройствами. Подбор соединительных устройств для гибких связей, соединяющих между собой второй и четвёртый ряды круглых лесоматериалов и первый и третий ряды круглых лесоматериалов, следует осуществлять по неравенствам соответственно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0, 5 \_кЗПР ] кПГСGПСЕ — РДНСУ; (28)

0, 5 \кЗПР ] кПГСGРКЛ — РДНСУ , (29)

где РдНСУ — допускаемая нагрузка для соединительных устройств, Н.

Сплоточный такелаж для данной плоской сплоточной единицы: цепные комплекты или обвязочные комплекты, которые рекомендуется применять при сплотке пучков [15]. Таким образом, изготовление плоской сплоточной единицы, в случае использования в качестве сплоточного такелажа цепных или обвязочных комплектов для соединения между собой второго и четвёртого рядов круглых лесоматериалов, первого и третьего рядов круглых лесоматериалов, выполняется по неравенствам соответственно:

0, 5 \_кЗПр ] кПГс О псе — РДНЦО ; (30)

0, 5 [кзпр ] кпгс0РКЛ — РДНЦО , (31)

где Рщцо — допускаемая нагрузка для цепных или обвязочных комплектов, Н.

Так как цепные и обвязочные комплекты имеют в своей конструкции цепи, то в неравенствах (30), (31) коэффициент [ кЗПР ] = 4 [16].

Расход сплоточного такелажа, а именно потребная длина четырёх гибких связей, две из которых соединяют первый и третий ряды круглых лесоматериалов, а остальные две — второй и четвёртый ряды круглых лесоматериалов, зависит от высоты Н ПСЕ, длины ЬПСЕ и ширины ВПСЕ плоской сплоточной единицы.

Длина гибких связей, соединяющих первый и третий ряды круглых лесоматериалов, при условии, что все ряды круглых лесоматериалов собираются из сортиментов одного диаметра, определяется из выражения

РГС123

' ПГС123 ( Агс123 (l + тзГС )) ПГС123 ^ 3 HПСЕ + 2BПСЕ ^ (l + тзГС ,

(32)

где иГС123 — число гибких связей, соединяющих первый и третий ряды круглых лесоматериалов; £1ГС123 — длина одной гибкой связи, соединяющей первый и третий ряды круглых лесоматериалов, м; тЗГС — коэффициент запаса, принимается равным 0,08—0,10 [16].

В свою очередь, длина гибких связей, соединяющих второй и четвёртый ряды круглых лесоматериалов, при условии, что все ряды круглых лесоматериалов собираются из сортиментов одного диаметра, рассчитывается по зависимости

Lrc 234

' ПГС234 (Ц.ГС234 (l + тзГС )) ПГС234 ^ 3 HПСЕ + 2РПСЕ ^ (l + тзГС

(33)

где пГС234 — число гибких связей, соединяющих второй и четвёртый ряды круглых лесоматериалов; Ь1ГС234 — длина одной гибкой связи, соединяющей второй и четвёртый

ряды круглых лесоматериалов, м.

Если ряды круглых лесоматериалов собираются из сортиментов различного диаметра, т. е. каждый ряд имеет свой диаметр, то длина гибких обвязок, соединяющих первый

и третий ряды круглых лесоматериалов, и длина гибких обвязок, соединяющих второй и четвёртый ряды круглых лесоматериалов, определяются соответственно по формулам:

(( п Л л

^ГС123 = пгс123 (Агс123 (1 + тзГС )) = пгс123 I ^Ср + 2ВПСЕ I (1 + тзГС ) ; (34)

ЧЧ ¿=1 У У

(( п Л Л

^ГС234 = ПГС234 (^1ГС234 (1 + тзГС )) = ПГС234 I ^Ср + 2^ПСЕ I (1 + тзГС ) , (35)

ЧЧ ¿=1 У у

где ёССр — средний диаметр круглых лесоматериалов ¿-го ряда, м.

Обоснование основных транспортно-эксплуатационных показателей плоской сплоточной единицы, изображённой на рисунке 2, по вышеизложенной методике даёт возможность определить требуемые показатели для организации эффективного сплава лесоматериалов по водным путям.

4. Обсуждение и заключение

Усовершенствованная конструкция плоской сплоточной единицы имеет определённые преимущества над существующими сплоточными единицами, которые дают возможность минимизировать затраты при её изготовлении. К основным преимуществам относятся следующие показатели: простата конструкции, возможность изготовления плоской сплоточной единицы в специализированных сплоточных машинах, высокие жёсткость и волноустойчивость конструкции. Приведённые преимущества формируются за счёт укладки рядов круглых лесоматериалов перпендикулярно друг другу с последующим соединением данных рядов гибкими связями и обязательной фиксации крайних круглых лесоматериалов первого (нижнего) и третьего рядов между собой, а также фиксации крайних круглых лесоматериалов второго и четвёртого рядов между собой с помощью специальных скоб.

Для стабильной и безаварийной эксплуатации усовершенствованной конструкции плоской сплоточной единицы в реальных условиях необходимо осуществлять расчёт её основных транспортно-эксплуатационных показателей. Предложена методика расчёта транспортно-эксплуатационных показателей сплоточной единицы, где акцент был поставлен на определение габаритных размеров, объёма содержания древесины, коэффициента полнодревесности, коэффициента запаса плавучести, осадки, прочности и расхода сплоточного такелажа. Каждый из приведённых показателей обеспечивает плоскую сплоточную единицу определёнными характеристиками, на основании которых осуществляется первоначальное планирование транспортировки лесоматериалов по водным объектам и рассчитывается эффективность сплава древесины на базе усовершенствованной плоской сплоточной единицы.

Крупномасштабное внедрение предложенной плоской сплоточной единицы на первоначальный сплав древесины, независимо от способа её транспортировки по водным

объектам, даст возможность возобновить сплав лесоматериалов по рекам с лимитирующими габаритами сплавного хода. В результате этого транспортировка древесины от мест заготовки к пунктам потребления будет осуществляться одним видом транспорта, а именно водным. Так как водный транспорт в настоящее время является наиболее рентабельным, то применение усовершенствованной плоской сплоточной единицы позволит снизить затраты на перевозки древесины из эксплуатационных лесов.

Список литературы

1. Водный кодекс Российской Федерации: текст с последними изм. и доп. на 2022 г. М.: Эксмо, 2022. 64 с. (Законы и кодексы).

2. Васильев В. В., Афоничев Д. Н. Усовершенствованные системы плотового сплава лесоматериалов: монография. Saarbrucken (Германия): Изд-во LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 284 с.

3. Патент 199681 Р. Ф., МПК B65G 69/00, 57/18. Сплоточная машина / В. В. Васильев, Д. Н. Афоничев, В. А. Морковин, Е. В. Позняков; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова» (RU). № 2020119839; заявл. 08.06.2020; опубл. 14.09.2020, Бюл. № 26. 5 с.

4. Brevet 2882723 FR, Int. CI.8 В 63 В 35/00, 3/08, 7/02. Embarcation modulaire pour le transport des grumes par voie d'eau / demandeur Roumengas Jonsa Guy; Mandataire SCHMITT. No. 0502132; la date de la demande 03.03.05; la date de parution 21.10.2005, bulletin 06/36. 14 р.

5. PerfilievP., Zadrauskaite N., Rybak G. Study of hydrodynamic resistance of a raft composed of the flat rafting units of various draft // International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM 18 (1.5), Austria, 2018. P. 765—772.

6. Васильев В. В., Афоничев Д. Н. Использование плоских сплоточных единиц на первоначальном сплаве лесоматериалов // Известия вузов. Лесной журнал. 2022. № 1. С. 128—142. DOI: 10.37482/0536-1036-2022-1-128-142.

7. Митрофанов А. А. Лесосплав. Новые технологии, научное и техническое обеспечение. Архангельск: Изд-во АГТУ, 2007. 492 с.

8. Васильев В. В. Модернизированный плот для рек с малыми глубинами // Вестник ПГТУ. Серия: Лес. Экология. Природопользование. 2015. № 1. С. 45—58.

9. Васильев В. В., Гоптарев С. М., Афоничев Д. Н. Обоснование инерционных характеристик плотов со сплоточными единицами стабилизированной плавучести // Лесотехнический журнал ВГЛТА. 2014. Т. 4, № 2 (14). С. 110—115.

10. Васильев В. В. Особенности формирования осадки плоской сплоточной единицы // Лесотехнический журнал ВГЛТА. 2014. № 1 (13). С. 79—84.

11. Васильев В. В. Плоская сплоточная единица для первоначального и магистрального плотового сплава круглых лесоматериалов // Актуальные проблемы развития лесного комплекса: Материалы междунар. научно-технич. конф. / ВоГТУ. Вологда, 2015. С. 66—68.

12. Brevet 1461583 FR, Int. CI. B 63 b, В 65 g. Remorquage de billes de bois / société anonyme dite: compagnie maritime des chargeurs réunis résidant en France (Seine). No. 36,157; la date de la demandé 26.10.1965; la date de publié 02.10.1966. 4 р.

13. Brevet 1286734 FR, Int. CI. В 65 g. Procédé de flottage des bois en grumes et dispositif d'attaehe pour la mise en oeuvre de se procédé / M. Roger Jandin résidant en France; la date de la demandé 23.01.1961; la date de publié 29.01.1962. 4 р.

14. Васильев В. В. Анализ распространённых транспортно-технологических схем водного транспорта лесоматериалов // Научный журнал молодых учёных ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ». 2019. № 4 (17). С. 48—52.

15. ОвчинниковМ. М., Полищук В. П., Григорьев Г. В. Транспорт леса: В 2 т. Т. 2. Лесосплав и судовые перевозки: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 208 с.

16. Донской И. П. Водный транспорт леса. М.: Гослесбумиздат, 1955. 332 с.

17. Лебедев А. Н. Водный транспорт леса. Л.: Гослестехиздат, 1939. 464 с.

18. Patent 57167892 JP, Int. CI. В 63 В 35/58, В 65 G 1/00. Water surface receiving tools for driftwood / Kitai Toshiro; Kitai Tekkosho:kk. No. 56053830; date of filing 10.04.1981; date of publication of application 15.10.1982.

19. Patent 3662413 USA, Int. CI.2 В 63 b 35/00. Metal ring for fastening parts by means of ocean wave force / Toshiro Andoh; Toshiro Andoh. No. 10, 354; filed: 13.04.1970; date application 16.05.1972.

20. Patent 5119529 USA, Int. CI.5 В 63 В 35/62. Cable hook / Wire Rope Industries Ltd., Pointe-Claire, Canada. No. 703,844; filed: 21.05.1991; date application 09.06.1992.

21. Patent 2961671 USA, Int. CI.9-15 В 63 В 35/62. Bundle raft with quick detachable fitting / William A. Meighan, Portland, Oreg. No. 684,450; filed: 17.09.1957; date application 29.11.1960.

22. Patent 3556319 USA, Int. CI. В 63 b 27/16. Log-bundling apparatus / M. Ray Holden, P. O. Box 716, Ketchikan, Alaska. No. 857,247; filed: 30.06.1969; date application 19.01.1971.

23. Patent 3971309 USA, Int. CI.2 В 63 В 27/16. Log bundling apparatus and method of bundling logs / Wilfred Spry Brodie, P. O. Box 175, Gibsons, British Columbia, VON 1VO, Canada. No. 566,904; filed: 10.04.1975; date application 27.07.1976.

24. Васильев В. В. Обоснование параметров транспортно-технологической схемы поставки древесины в плоских сплоточных единицах по принципу плот (линейка) — плот // Resources and Technology. 2021. Т. 18, № 2. С. 48—78. DOI: 10.15393/j2.art.2021.5603.

25. Васильев В. В. Усовершенствованная транспортно-технологическая схема поставки древесины водным транспортом в плоских сплоточных единицах по принципу плот (линейка) — плот // Арктика: инновационные технологии, кадры, туризм: Материалы междунар. научно-практич. онлайн-конф.; г. Воронеж, 17—19 ноября 2020 г. Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова», 2020. С. 341—346.

26. Васильев В. В. Транспортно-технологическая схема поставки древесины водным транспортом в плоских сплоточных единицах по принципу плоская сплоточная единица — плот // Арктика: инновационные технологии, кадры, туризм: Материалы междунар. научно-практич. онлайн-конф.; г. Воронеж, 17—19 ноября 2020 г. Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова», 2020. С. 335—340.

27. Васильев В. В., Аксенов И. И. Транспортно-технологическая схема поставки лесоматериалов потребителям в плоских сплоточных единицах по принципу плоская сплоточная единица — баржа // Наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы междунар. научно-практич. конф. г. Воронеж 24—25 ноября 2020 г. Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский ГАУ», 2020. С. 30—33.

28. Васильев В. В., Афоничев Д. Н. Особенности расчёта параметров погрузочного рейда при использовании на сплаве плоских сплоточных единиц // Современные машины, оборудование и IT-решения лесопромышленного комплекса: теория и практика: Материалы Всерос. научно-практич. конф. г. Воронеж, 17 июня 2021 г. Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова», 2021. С. 40—48. DOI: 10.34220/MMEITSIC2021_40-48.

29. Васильев В. В., Аксенов И. И. Анализ конструкций перспективных плоских сплоточных единиц // Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции — новые технологии и техника нового поколения для АПК: Сб. науч. докл. XX междунар. научно-практич. конф. г. Тамбов, 26—27 сентября 2019 г. Тамбов: Изд-во «Студия печати Галины Золотовой», 2019. С. 188—191.

30. Патент 210485 Р. Ф., МПК B 63 B 35/62. Плоская сплоточная единица / В. В. Васильев, Д. Н. Афоничев, В. А. Морковин, В. В. Абрамов, Е. В. Поздняков; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова». № 2021125409; заявл. 19.10.2020; опубл. 18.04.2022, бюл. № 11. 5 с.

31. Belyayev N. M. Problems in strength of materials. Elsevier, 1966. 539 р.

32. Stephens R. C. Strength of materials. Theory and examples. Edward Arnold, 1970. 314 р.

33. Vitor Dias da Silva. Mechanics and strength of materials. Springer, 2006. 531 р.

34. PatnaikS., Hopkins D. Strength of aterials: a new unified theory for the 21st century. Butterworth; Heinemann (Elsevier), 2004. 771 р.

35. Boresi A. P., SchmidtR. J., Sidebottom O. M. Advanced mechanics of materials. Wiley, 1993. 827 р.

36. Strength of Materials and Structures, Fourth Edition / Carl T. F. Ross BSc PhD DSc CEng FRINA, The late John Case, A. Chilver. Arnold, 1999. 719 р.

37. Broutman L. Interfaces in composites. ASTM, 1968. 198 р.

38. DenHartog J. P. Strength of materials. Dover Publications, 1961. 346 р.

39. SkalmierskiB. Mechanics and strength of materials. Academic Press, Elsevier, 1979. 435 р.

40. Komarovsky A. A., Astakhov V. P. Physics of strength and fracture control: adaptation of engineering materials and structures. CRC Press, 2002. 629 р.

41. Липман Д. Н. Такелаж из полимеров: Обзор. М.: ВНИПИЭИлеспром, 1975. 20 с.

42. Заводчиков Д. А. Грузоподъёмные машины. Второе изд., доп. и перераб. М.: Гос. научно-техн. изд-во «Машиностроительная литература», 1962. 312 с.

References

1. The Water Code of the Russian Federation: the text with the latest amendments and additions for 2022. Moscow, Eksmo, 2022. 64 p. (Laws and Codes). (In Russ).

2. Vasiliev V. V., Afonichev D. N. Improved systems of raft timber alloy: monograph. Saarbrucken (Germany): Publishing house LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 284 p. (In Russ).

3. Vasiliev V. V., Afonichev D. N., Morkovin V. A, Poznyakov E. V. Patent 199681 R. F., IPC B65G 69/00, 57/18. The Splotch machine. Applicant and patent holder Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Voronezh State Forestry University named after G.F. Morozov» (RU). No. 2020119839; application. 08.06.2020; publ. 14.09.2020, Bul. No. 26. 5 p. (In Russ.).

http://rt.petrsu.ru

4. Patent 2882723 FR, Int. THIS.8 B 63 B 35/00, 3/08, 7/02. Modular boat for the transport of logs by water. Applicant Roumengas Jonsa Guy; Agent SCHMITT. No. 0502132; the date of application 03.03.05; the date of publication 21.10.2005, bulletin 06/36. 14 p.

5. Perfiliev P., Zadrauskaite N., Rybak G. Study of hydrodynamic resistance of a raft composed of the flat rafting units of various draft. International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM18 (1.5). Austria, 2018, pp. 765—772.

6. Vasiliev V. V., Afonichev D. N. The use of flat splice units on the initial timber alloy. Izvestiy vuzov. Lesnoi zhurnal, 2022, no. 1, pp. 128—142. doi: 10.37482/0536-1036-2022-1-128-142. (In Russ.).

7. Mitrofanov A. A. Lesosplav. New technologies, scientific and technical support. Arkhangelsk, Publishing House of ASTU, 2007. 492 p. (In Russ.).

8. Vasiliev V. V. Modernized raft for rivers with shallow depths. Vestnik PSTU. Series: Forest. Ecology. Environmental management PSTU, 2015, no. 1, pp. 45—58. (In Russ.).

9. Vasiliev V. V., Goptarev S. M., Afonichev D. N. Substantiation of inertial characteristics of rafts with cohesive units of stabilized buoyancy. Forestry Journal VGLTA, 2014, vol. 4, no. 2 (14), pp. 110—115. (In Russ.).

10. Vasiliev V. V. Features of the formation of the precipitation of a flat flat unit. Forestry journal VGLTA, 2014, no. 1 (13), pp. 79—84. (In Russ.).

11. Vasiliev V. V. A flat cohesive unit for the initial and main raft alloy of round timber. Actual problems of the development of the forest complex: mater. international Scientific and Technical conference. VoGTU. Vologda, 2015, pp. 66—68. (In Russ.).

12. Brevet 1461583 FR, Int. CI. B 63 b, B 65 g. Remorquage de billes de bois. Société anonyme dite: compagnie maritime des chargeurs réunis résidant en France (Seine). No. 36,157; la date de la demandé 26.10.1965; la date de publié 02.10.1966. 4 p.

13. Brevet 1286734 FR, Int. CI. B 65 g. Procédé de flottage des bois en grumes et dispositif d'attaehe pour la mise en oeuvre de se procédé. M. Roger Jandin résidant en France; la date de la demandé 23.01.1961; la date de publié 29.01.1962. 4 p.

14. Vasiliev V. V. Analysis of common transport and technological schemes of water transport of timber. Scientific Journal of Young scientists of the Oryol State Agrarian University, 2019, no. 4 (17), pp. 48—52. (In Russ.).

15. Ovchinnikov M. M., Polishchuk V. P., Grigoriev G. V. Forest transport: In 2 t. T. 2. Timber and ship transportation: Textbook for students. higher. studies. institutions. Moscow, Publishing center «Academy», 2009. 208 p. (In Russ.).

16. Donskoy I. P. Water transport of the forest. Moscow, Goslesbumizdat, 1955. 332 p. (In Russ.).

17. Lebedev A. N. Water transport of the forest. Leningrad, Goslestehizdat, 1939. 464 p. (In Russ.).

18. Kitai Toshiro; Kitai Tekkosho:kk. Patent 57167892 JP, Int. CI. B 63 B 35/58, B 65 G 1/00. Water surface receiving tools for driftwood. No. 56053830; date of filing 10.04.1981; date of publication of application 15.10.1982.

19. Toshiro Andoh; Toshiro Andoh. Patent 3662413 USA, Int. CI.2 B 63 b 35/00. Metal ring for fastening parts by means of ocean wave force. No. 10,354; filed: 13.04.1970; date application 16.05.1972.

20. Wire Rope Industries Ltd., Pointe-Claire, Canada. Patent 5119529 USA, Int. CI.5 B 63 B 35/62. Cable hook. No. 703,844; filed: 21.05.1991; date application 09.06.1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. William A. Meighan, Portland, Oreg. Patent 2961671 USA, Int. CI.9-15 B 63 B 35/62. Bundle raft with quick detachable fitting. No. 684,450; filed: 17.09.1957; date application 29.11.1960.

22. M. Ray Holden, P. O. Box 716, Ketchikan, Alaska. Patent 3556319 USA, Int. CI. B 63 b 27/16. Log-bundling apparatus. No. 857,247; filed: 30.06.1969; date application 19.01.1971.

http://rt.petrsu.ru

23. Wilfred Spry Brodie, P. O. Box 175, Gibsons, British Columbia, VON 1VO, Canada. Patent 3971309 USA, Int. CI.2 B 63 B 27/16. Log bundling apparatus and method of bundling logs. No. 566,904; filed: 10.04.1975; date application 27.07.1976.

24. Vasiliev V. V. Substantiation of the parameters of the transport and technological scheme for the supply of wood in flat raft units according to the raft (ruler) — raft principle. Resources and Technology, 2021, vol. 18, no. 2, pp. 48—78. doi: 10.15393/j2.art.2021.5603. (In Russ.).

25. Vasiliev V. V. Improved transport and technological scheme for the supply of wood by water transport in flat-flow units on the principle of raft (ruler) — raft. Arctic: innovative technologies, personnel, tourism: materials of international scientific practice. Online conferences; Voronezh, November 17—19, 2020. Voronezh, Voronezh State Forestry University named after G. F. Morozov, 2020, pp. 341—346. (In Russ.).

26. Vasiliev V. V. Transport and technological scheme of wood supply by water transport in flat-flow units according to the principle of flat-flow unit — raft. Arctic: innovative technologies, personnel, tourism: materials of international scientific practice. Online conferences. Voronezh, November 17—19, 2020. Voronezh, Voronezh State Forestry University named after G. F. Morozov, 2020, pp. 335—340. (In Russ.).

27. Vasiliev V. V., Aksenov I. I. Transport and technological scheme of timber supply to consumers in flat-flow units according to the principle of flat-flow unit — barge. Science and education at the present stage of development: experience, problems and solutions: materials of the international scientific and practical conference. Voronezh 24—25 November 2020. Voronezh, Voronezh State Agrarian University, 2020, pp. 30—33. (In Russ.).

28. Vasiliev V. V., Afonichev D. N. Features of calculating the parameters of a loading raid when using flat raft units on an alloy. Modern machines, equipment and IT solutions of the timber industry complex: theory and practice: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Voronezh, June 17, 2021. Voronezh, FSBEI VO «Voronezh State Forestry Engineering University named after G. F. Morozov», 2021, pp. 40—48. doi: 10.34220/MMEITSIC2021_40-48. (In Russ.).

29. Vasiliev V. V., Aksenov I. I. Analysis of the designs of promising flat cohesive units. Improving the efficiency of the use of resources in the production of agricultural products - new technologies and equipment of a new generation for the agro-industrial complex: collection of scientific reports of the XXInternational Scientific and practical Conference. Tambov, September 26—27, 2019. Tambov, Publishing House «Printing Studio Galina Zolotova», 2019, pp. 188—191. (In Russ.).

30. Vasiliev V. V., Afonichev D. N., Morkovin V. A., Abramov V. V., Pozdnyakov E. V. Patent 210485 RF, IPC B 63 B 35/62. Flat cohesive unit. Applicant and patent holder of the Voronezh State Forestry University named after G. F. Morozov. No. 2021125409; application 19.10.2020; publ. 18.04.2022, bul. No. 11. 5 p. (In Russ.).

31. Belyayev N. M. Problems in strength of materials. Elsevier, 1966. 539 p.

32. Stephens R. C. Strength of materials. Theory and examples. Edward Arnold, 1970. 314 p.

33. Vitor Dias da Silva. Mechanics and strength of materials. Springer, 2006. 531 p.

34. Patnaik S., Hopkins D. Strength of aterials: a new unified theory for the 21st century. Butterworth; Heinemann (Elsevier), 2004. 771 p.

35. Boresi A. P., Schmidt R. J., Sidebottom O. M. Advanced mechanics of materials. Wiley, 1993. 827 p.

36. Carl T. F. Ross BSc PhD DSc CEng FRINA, The late John Case, A. Chilver. Strength of Materials and Structures, Fourth Edition. Arnold, 1999. 719 p.

37. Broutman L. Interfaces in composites. ASTM, 1968. 198 p.

38. Den Hartog J. P. Strength of materials. Dover Publications, 1961. 346 p.

http://rt.petrsu.ru

39. Skalmierski B. Mechanics and strength of materials. Academic Press, Elsevier, 1979. 435 p.

40. Komarovsky A. A., Astakhov V. P. Physics of strength and fracture control: adaptation of engineering materials and structures. CRC Press, 2002. 629 p.

41. Lipman D. N. Polymer rigging: review. Moscow, Vnipielesprom, 1975. 20 p. (In Russ.).

42. Breeders D. A. Lifting machines: second edition supplemented and revised. Moscow, State Scientific and Technical Publishing house machine-building literature, 1962. 312 p. (In Russ.).

© BacH^beB B. B., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.