Научная статья на тему 'Расчет срока службы дорожной одежды переходного типа, армированной геоячейками (на основе теории риска)'

Расчет срока службы дорожной одежды переходного типа, армированной геоячейками (на основе теории риска) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПУСТИМЫЙ РИСК / СРОК СЛУЖБЫ / ГЕОЯЧЕЙКИ / ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА / ЭКВИВАЛЕНТНЫЙ МОДУЛЬ УПРУГОСТИ / ТЕОРИЯ РИСКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кокодеева Н.Е., Москалев O.Ю.

В статье рассмотрены конструкции дорожных одежд переходного типа с геоячейками и без них. Приведена методика по определению срока службы данных конструкций. Установлена эффективность применения геоячеек в конструкциях дорожных одежд, выраженная в увеличении срока их службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет срока службы дорожной одежды переходного типа, армированной геоячейками (на основе теории риска)»

УДК 625.7/8

Н.Е. КОКОДЕЕВА, канд. техн. наук (kokodeewa@mail.ru), О.Ю. МОСКАЛЕВ, инженер (moskalev-oleg@rambler.ru), Саратовский государственный технический университет

Расчет срока службы дорожной одежды переходного типа, армированной геоячейками (на основе теории риска)

В последние годы в дорожном строительстве все чаще применяются геосинтетические материалы. Эффективность их применения доказана мировой и отечественной практикой [1]. Использование геосинтетики, в частности геоячеек (объемной георешетки), — это один из наиболее простых способов улучшения транспортно-эксплуатационных качеств дороги, не требующих от дорожной организации использования сложных, дорогих технологий и оборудования.

Если практическая эффективность применения геосинтетических материалов не вызывает вопросов, то с экономическим обоснованием и расчетами дорожных конструкций при использовании этих материалов дело обстоит сложнее. Например, на практике в дорожных одеждах, армированных геоячейками, возникает меньше разрушений (колейность, просадки) и соответственно увеличивается срок службы, но рассчитать это увеличение существующими (детерминированными) методами не представляется возможным.

Решение этой задачи возможно в рамках научного направления «Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог по условию обеспечения безопасности движения с учетом теории риска», основателем которого является профессор СГТУ В.В. Столяров. В этом случае основным критерием оценки дорожной одежды будет риск ее разрушения на определенный год эксплуатации дороги и его соотношение с допустимым риском. Такой подход отвечает цели Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также основным положениям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».

Рассмотрим пример влияния геоячеек на срок службы дорожной одежды переходного типа. Выбрана типовая конструкция дорожной одежды в соответствии с ВСН 26-90 «Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири» (Министерство транспортного строительства СССР. М.: Транспорт, 1990. 94 с.) и рассчитана по ОДН 218.046—01 «Проектирование нежестких дорожных одежд» [2]. Такие конструкции используются на промысловых дорогах в Западной Сибири (рис. 1).

По результатам расчета общий эквивалентный модуль упругости конструкции без геоячеек составил 162 МПа при минимальном требуемом модуле упругости для дорожных одежд переходного типа — 100 МПа [2]. Конструкция удовлетворяет требованиям прочности по критериям упругого прогиба и сдвигоустойчивости подстилающего грунта.

Расчетный модуль упругости конструкции с геоячейками был вычислен исходя из результатов испытаний, проведенных СоюздорНИИ [3], которые показали, что модуль упругости щебня, помещенного в геоячейки, увеличивается в 1,2 раза. Таким образом, расчетный модуль упругости, рассмотренный в примере конструкции с геоячейками, равен 194,4 МПа, т. е. 162x1,2 = 194,4 МПа.

Методика расчета срока службы дорожной одежды нежесткого типа

1. Устанавливается коэффициент вариации эквивалентного модуля упругости, соответствующий текущему году эксплуатации ? по формуле:

Сщ = СуТ + у ■ I,

(1)

где у — коэффициент, учитывающий снижение однородности эквивалентного модуля упругости во времени. В работе [4] установлено, что коэффициент у зависит от влажности грунта земляного полотна (Мр) и коэффициента вариации требуемого модуля упругости. Для рассматриваемых конструкций у = 0,22; ? — текущий год эксплуатации, годы; Су — коэффициент вариации приведенного к расчетной температуре эквивалентного модуля упругости на момент пуска дороги в эксплуатацию, С|т = 0,05.

2. Вычисляется среднее значение эквивалентного модуля упругости Еэти, приведенное к расчетной температуре, спустя ? лет после обследования дорожной одежды по формуле:

-,эт

Еж(1) ~ Е,

эт

(1

чЭТ

•у О,

(2)

где Еэт — среднее значение эквивалентного модуля упругости в момент пуска дороги в эксплуатацию, МПа.

Рис. 1. Схемы конструкций дорожных одежд: а - без геоячеек; б - с геоячейками; 1 - покрытие - щебень фракционированный 40-80 мм с заклин-кой мелким щебнем, Ь=20 см; 2 - подстилающий слой - песок пылеватый с расчетной влажностью Wp=0,59 WT; 3 - геоячейки высотой 15 см, со стороной ячейки 21 см, Ь=20 см

научно-технический и производственный журнал ф/рЦУГ/^^Ц^^ 58 январь 2012 Ы *

Основные показатели дорожной конструкции Грунт земляного полотна - песок пылеватый, Wp = 0,59 WT

Дорожная конструкция

без геоячеек с геоячейками

годы эксплуатации годы эксплуатации

0 1 2 3 0 1 2 3 4

Г^ЭГТ - 0,27 0,49 0,71 - 0,27 0,49 0,71 0,93

-^этм 162 155,4 154,73 154,47 194,4 186,48 185,67 185,82 185,36

°ЭТ(0 - 41,96 75,82 109,67 - 50,35 90,98 107,23 131,61

r« ^0 0,0206757 0,1313573 0,2206502 ^0 0,0101710 0,080273 0,1400715 0,1894300

3. Определяется среднее квадратическое отклонение эквивалентного (общего) модуля упругости после t лет эксплуатации дороги:

°эт(о _ С^ • -Еэт(!).

(3)

4. Устанавливается значение минимального модуля упругости, при котором разрушение одежды будет достигать 50%:

при * 0,2

„ _ Ыр + [(с3/)2 - 1] • (Ег2р - 254р) —Eyp ,

iM »г- / >-»ЭТ\2 i ,

при cf = 0,2

Ем —

25 ■ (СуТ)2— 1

(4)

(5)

минимального модуля упругости:

JM

= С

эт

(6)

6. Определяется риск разрушения дорожной одежды спустя t лет эксплуатации дороги:

ЧаЭТ»+ам/

(7)

3,2 3

2,2 2

0,01

-4,6

~~Г -3

-2,3

-1,9

-1,6

-1,4

-1,2

Рис. 2. Зависимость срока службы дорожной одежды от риска ее разрушения: t - срок службы дорожной одежды; г - риск разрушения дорожной одежды; 1п г - натуральный логарифм риска разрушения: 1 - без геоячеек; 2 - с геоячейками

Если риск разрушения дорожной одежды в какой-либо год эксплуатации равен или превышает допустимый риск, то фактическим сроком службы дорожной одежды является период до этого года. Допустимый риск вычисляется по зависимости:

1 - Кн.

(8)

JM 2 • iJpp 5. Вычисляется среднее квадратическое отклонение

где Кн — требуемый минимальный коэффициент прочности, принимаемый для дорожных одежд переходного типа 0,85. Следовательно, допустимый риск рассмотренных выше конструкций (с геоячейками и без них) равен: гдоп = 1 — 0,85 = 0,15. Результаты расчета приводятся в таблице.

В результате проведенных расчетов при совместном использовании предложенной выше методики и исследований СоюздорНИИ [3] установили, что срок службы дорожной одежды переходного типа (при гдоп = 0,15) без применения в ней геоячеек составляет 2,2 года, а с использованием геоячеек — 3,2 года.

Дальнейшие исследования по оценке риска разрушения дорожных конструкций должны быть направлены на изучение работы слоя «геоячейки + щебень» в защемленном состоянии, т. е. когда слой «геоячейки + щебень» не является верхним в конструкции. Модель, описывающая защемленное состояние, представлена Н.Н. Ивановым [5]. Принципы конструирования, описанные им, до сих пор применяются на практике и заложены в действующие нормативные документы.

Ключевые слова: допустимый риск, срок службы, геоячейки, дорожная одежда, эквивалентный модуль упругости, теория риска.

Список литературы

1. Львович Ю.М. Геосинтетические и геопластиковые материалы в дорожном строительстве // Автомобильные дороги. Обзорная информация / М.: Информавтодор, 2002. Вып. 7.

2. Проектирование нежестких дорожных одежд (ОДН 218.046—01) / Гос. служба дор. хоз. Министерства транспорта РФ. М.: Транспорт, 2001. 145 с.

3. Пшеничникова Е.С., Хусаинов И.Ж. Метод расчета прочности дорожной одежды с объемной георешеткой // Дороги. Инновации в строительстве. 2011. № 7. С. 28-30.

4. Кокодеева Н.Е. Определение срока службы дорож-1П г ной одежды и темпов ее разрушения с учетом изменения влажности грунта в расчетный период года (с позиции теории риска) // Строительство и реконструкция. 2009. № 6/26 (574). С. 86-90.

5. Иванов Н.Н. Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд. М.: Транспорт, 1973. 328 с.

'Е eö ЁС ёс Е eö Ei ёс

r

дои

4

0

rj научно-технический и производственный журнал

J^J ® январь 2012 59~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.