Научная статья на тему 'РАСЧЕТ РИСКОВ ОТ ПОЖАРОВ НА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ЗА 2008 г.'

РАСЧЕТ РИСКОВ ОТ ПОЖАРОВ НА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ЗА 2008 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянский И.С.

В статье анализируется состояние пожарной безопасности в 2008 г. на объектах Восточно-Сибирской железной дороги. Возгорания классифицированы по различным параметрам. Расчет пожарных рисков осуществлен на основа-нии статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Calculation of risks from fires on East-Siberian railway for 2008

In article the condition of fire safety in 2008 on objects EastSiberian railway is analyzed. The analysis of fires for a year is carried out. Ignitions are classified on various parameters. Calculation of fire risks on the basis of the statistical data for 2008 is carried out.

Текст научной работы на тему «РАСЧЕТ РИСКОВ ОТ ПОЖАРОВ НА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ЗА 2008 г.»

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3(54) 2010

РАСЧЕТ РИСКОВ ОТ ПОЖАРОВ НА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ

ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ЗА 2008 г.

И.С. Полянский,

преподаватель кафедры информатики и математики ФГОУ ВПО ВСИ МВД России

В статье анализируется состояние пожарной безопасности в 2008 г. на объектах Восточно-Сибирской железной дороги. Возгорания классифицированы по различным параметрам. Расчет пожарных рисков осуществлен на основании статистических данных.

In article the condition of fire safety in 2008 on objects East- Siberian railway is analyzed. The analysis of fires for a year is carried out. Ignitions are classified on various parameters. Calculation of fire risks on the basis of the statistical data for 2008 is carried out*.

Трудно переоценить роль железной дороги в жизни общества на современном этапе развития экономики. На ОАО «Российские железные дороги» лежит большая ответственность за своевременность доставки грузов, безопасность жизни пассажиров.

*

Polyanskiy I.S. Calculation of risks from fires on East-Siberian railway

for 2008.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

77

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3(54) 2010

C 2007 г. ОАО «РЖД» начала реализацию проекта, рассчитанного до 2011 г. по организации комплексной системы капитального ремонта, монтажа и технического обслуживания автоматических систем охранно-пожарной, пожарной сигнализации и пожаротушения. Одной из задач этого проекта является создание автоматизированной системы мониторинга за состоянием пожарной безопасности. Это существенно повлияло на снижение числа пожаров и ущерба от них в целом по РЖД, так и на филиалах, в том числе и ВСЖД.

Несмотря на меры по предупреждению аварийных ситуаций, на объектах железной дороги случают-

ся аварийные ситуации, нередко приводящие к пожарам.

За 2008 г. на ВосточноСибирской железной дороге произошло 18 пожаров. Десять (55 %) пришлось на подвижной состав (на январь 2009 г. - 2931 объекта), из них восемь (45 %) пожаров в вагонах, платформах и два (10 %) пожара на тяговом составе. Еще 8 (45 %) пожаров произошли на стационарных объектах - 2933 объекта (см. рис. 1).

Общий ущерб от пожаров за год составил 15 450 692 руб. Из них: 4 063 543 руб. - это ущерб от пожаров на стационарных объектах; 246 811 и 11 140 338 руб., соответственно, пожары в вагонах, платформах и на тяговом составе.

Рис. 1. Классификация пожаров по местам возникновения

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

78

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3(54) 2010

г. из-за отказа произошло 13

В 2008 оборудования пожаров (72 % от общего

количества пожаров за этот период). По вине человека 5 пожаров - 28 %.

Согласно общепринятой методике оценки рисков1 риск деструктивного события, например пожара, определяется как:

R = PU, (1)

где Р - вероятность наступления деструктивного события; U -среднее значение ущерба от него.

Под вероятностью подразумевается какая-либо частотная характеристика наступления неблагоприятного события, имеющая определенную размерность.

Опираясь на это определение и вышеприведенную статистику, оценим риски возникновения пожара на стационарных объектах и подвижном составе ВСЖД.

За вероятность P в (1) обычно принимают выражение:

^ (2) объектов.

Дп =

N.

об

пожар

1ЧТПОЖ

1No6

N0$-T [объект-год] '

где, - число - количество пожаров на объектах за Т лет.

Средний ущерб от одного пожара вычисляется по формуле:

рублей"

г =

^пож

Оу

N

об

. пожар.

(3)

где, - суммарный ущерб от пожаров. С у- средний ущерб от одного пожара.

Тогда риск одного возможного пожара за год будет равен:

Ry =

N.

об

гпож

ч___

гпож

ч___

[-

рублей

-], (4)

No6 Кб Кб-т 1-объект -год)

Рассчитывая по (2) вероятность возникновения пожара на подвижном составе ВСЖД, получаем:

D —

Г'плпс

10

= О, О О 3 4 1 1 [ ”ожар ], (5)

|_объект ■ годJ v у

подв 293 1 ■ 1 ' [объект ■ год)

Аналогично вероятность возникновения пожара на стационарных объектах ВСЖД составляет:

R

= 0,00273

пожар

.объект -год.

,.(6)

стац — 2933-1

Средний ущерб от одного пожара на подвижном составе и на стационарных объектах составляет:

[рублей]

I

— _ 4063543

Ly —

8

= 507942

. пожар

на подвижном составе;

11387149

10

рублей]

], (7) (8)

с =

У ю пожар.

на стационарных объектах.

Учитывая (2)-(8) получаем следующие значения риска: на подвижном составе

Ry = 0,003411 • 507942 = 1733 руб. (объект в год);

на стационарных объектах Ry = 0,00273 • 1138715 = 3109 руб. (объект в год).

С целью обеспечения сравнимости степени риска для различных сфер деятельности используются показатели риска: качественные,

количественные. Используя качественное описание характеристик последствий происшествий, характеристик реализуемости, а также матрицу качественно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

количественных характеристик риска, приведенные в табл. 1, 2, 3, мы можем сделать качественное описание характеристик риска2.

Таблица 1

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

79

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3(54) 2010

Качественное описание характеристик последствий происшествий

Уровень послед- ствий Степень последствий Описание последствий Соответствующая количественная оценка ущерба долл./авария

1 Незначи- тельные Отсутствие травм, незначительные повреждения, выбросы, сбросы <10

2 Малые Малые повреждения, незначительные травмы, быстрая ликвидация последствий собственными силами О -О О

3 Умеренные Повреждения средней тяжести, несущественные нарушения функций объекта, травмы с временной потерей трудоспособности, наличие аварийных сбросов, выбросов Г) о о

4 Значитель- ные Несчастные случаи с длительной потерей трудоспособности, небольшие разрушения, существенные нарушения функций объекта, значительные аварийные сбросы, выбросы о О Г) О

5 Катастро- фические Смертельные случаи, значительные разрушения, полное нарушение функций объекта, ликвидация последствий требует значительных ресурсов >106

По данным ЦБ РФ курс доллара колебался от 26 - 30 рублей за один доллар. Примем среднее значение этого курса - 28 рублей за один доллар. По нему и будем вести расчеты количественной характеристики риска.

Таблица 2

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

80

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3(54) 2010

Качественное описание характеристик реализуемости

Уро- вень реали- зуемо- сти Степень реализуемости Описание реализуемости Соответствующая количественная оценка вероятности события, 1/год

1 Невероятно Событие может произойти только в исключительных обстоятельствах. Можно полагать, что оно не произойдет за все время существования системы <103

2 Маловероят- но Событие может случиться, но весьма редко, т.е. вряд ли произойдет за время существования системы, но его нельзя исключать 0,001.. .0,01

3 Вероятно Может произойти в некоторых случаях (происходит в среднем один раз на протяжении времени существования системы) о о о

4 Весьма вероятно Вероятно будет происходить в большинстве обстоятельств (происходит несколько раз на протяжении времени существования системы) о о 1у1

5 Почти наверняка Ожидается, что событие будет происходить при всех обстоятельствах. Для системы происходит достаточно часто на протяжении времени ее существования >0,5

Таблица 3

Матрица качественно-количественных характеристик риска

Реализу- емость Последствия

1 2 3 4 5

1 1 2 3 4 5

2 2 4 6 8 10

3 3 6 9 12 15

4 4 8 12 16 20

5 5 10 15 20 25

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

81

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3(54) 2010

Величину риска R как произведения вероятности наступления какого-либо деструктивного события на среднее значение ущерба от него подразделяют на пять категорий, как представлено в табл. 4.

Таблица 4

Качественное описание характеристик риска

Категория риска R Характеристика Приемлемость

Экстремальный >20 Необходимы немедленные действия Недопустимый

Высокий 16-20 Необходимо повышенное внимание высшего руководства и ответственных лиц

Средний 11-15 Необходимо определение ответственных лиц Ограничено допустимый

Низкий 5-10 Применяются обычные процедуры управления

Пренебрежимый <5 Безусловно допустимый

В нашем случае средний ущерб от пожаров на одном из объектов подвижного состава составляет 1 138 715 руб., что приравнивается к 40 668 долларам. Вероятность возникновения пожара на одном из объектов, составляет 0,003411 пожаров в год. Принимая во внимание табл. 14, риск пожара на подвижном составе будет пренебрежимым (безусловно допустимым/

Средний ущерб от пожаров на стационарных объектах составляет 507 942 руб., что соответствует 18 140 долларам. Частота возникновения пожара, составляет 0,00273 пожаров в год. Риск пожара на стационарных объектах будет также

пренебрежимым (безусловно допустимым).

Полученные результаты показывают, что несмотря на то, что железная дорога является достаточно пожароопасным объектом, риски пожаров, например на ВосточноСибирской железной дороге, являются безусловно допустимыми.

ПРИМЕЧАНИЯ 1 См.: Пожарные риски. Вып.1: Основные понятия / под ред. Н.Н. Брушлин-ского. М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2004. 57 с.

См.: Риски в природе, техносфере, обществе и экономике / В.А. Акимов, В.В. Лесных, Н.Н. Радаев; МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2004. 32 с.

ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.