Научная статья на тему 'РАСЧЕТ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ПО ПРОГИБУ'

РАСЧЕТ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ПО ПРОГИБУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
14
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Ключевые слова
ОСТАТОЧНЫЙ РЕСУРС / ПРОВИСАНИЕ / МЕРЫ ПОВРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Саатова Нодира Зияевна

В статье обосновано, что одним из главных факторов, снижающих грузоподъемность и остаточный ресурс элементов пролетных строений, является накопление остаточных прогибов (провисаний). Показано, что основной причиной развития недопустимых прогибов является постоянное наращивание проезжей части асфальтобетонным покрытием и солевая коррозия бетона и арматуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF THE RESIDUAL RESOURCE OF REINFORCED CONCRETE FLYING STRUCTURES FOR BENDING

The article proposes dependencies on predicting the residual life of spans based on the results of deflection (sagging) accumulated by the time of technical diagnostics.

Текст научной работы на тему «РАСЧЕТ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ПО ПРОГИБУ»

3. Повышение эффективности очистных объектов для промышленных выбросов и сточных вод;

4. Переработка или ликвидация твердых отходов;

Библиографический список

1.Машиностроение и металлообработка // https://geographyofrussia.com/mashinostroenie-i-metalloobrabotka/ (дата обращения: 15.11.2018).

2.Машиностроение в России // http://greenologia.ru/eko-problemy/mashinostroenie/mashinostroenie-v-rossii.html (дата обращения: 15.11.2018)

3. Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-03 (с изменениями на 12 июля 2011 года) "ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ (ПДК) ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ"

4. ГОСТ 12.1.007-76 «Классификация вредных веществ и общие требования безопасности»

5. ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе // Аэролайф URL: https://vozdyx.ru/article/pdk-vrednyx-veshhestv-v-atmosfernom-vozduxe/#1 (дата обращения: 21.11.2018).

РАСЧЕТ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ПО ПРОГИБУ

Саатова Нодира Зияевна

Доктор философии по техническим наукам, PhD Ташкентский институт по проектированию, строительству и

эксплуатации автомобильных дорог (Узбекистан, Ташкент)

CALCULATION OF THE RESIDUAL RESOURCE OF REINFORCED CONCRETE FLYING STRUCTURES FOR BENDING

Saatova Nodira Ziyaevna

Doctor of philosophy in technical sciences, PhD Tashkent Institute for The Design, Construction and Operation of Roads

(Uzbekistan, Tashkent)

В статье обосновано, что одним из главных факторов, снижающих грузоподъемность и остаточный ресурс элементов пролетных строений, является накопление остаточных прогибов (провисаний). Показано, что основной причиной развития недопустимых прогибов является постоянное наращивание проезжей части асфальтобетонным покрытием и солевая коррозия бетона и арматуры.

The article proposes dependencies on predicting the residual life of spans

based on the results of deflection (sagging) accumulated by the time of technical diagnostics.

Ключевые слова: остаточный ресурс, провисание, меры повреждения

Keywords: residual life, sagging, damage measures

Прогнозирование остаточного ресурса железобетонных пролетных строений по прогибу становится актуальным в связи с имеющимися многочисленными провисаниями балок, особенно консольных плит, в процессе эксплуатации [1].

Провисание - появление недопустимых прогибов в изгибаемых конструкциях происходит из-за деградации структуры бетона в сжатой зоне, вследствие чего развиваются чрезмерные деформации ползучести. Кроме этого развитие процесса коррозии в растянутой арматуре также способствует увеличению трещин и уменьшению жесткости сечения в целом [2].

Меру повреждения по прогибу принимаем в виде:

_ Ín ~ fo ^

fer ~ fo

где fN - значение прогиба в момент технической диагностики; f0 - значение прогиба в начале эксплуатации; fcr - предельное значение прогиба при достижении второго предельного состояния.

Для (1) выполняется условие:

f=fo; щ = 0 при t = 0;

f = Ща; Щ = 1 при t = Tres.

Из (1) имеем:

ф = fNa(1~fo) (2)

1

а = (3)

1er J0

Подставив (3) в (2), получим:

а(1 ~ fo)N Xp = f" ar + N (4

Дифференциальное уравнение для меры накопления прогиба имеет

вид:

d^ af + N~N fc-a^gr(1~fo)

= fcra(1~fo) , , ЛП2 =-. , ЛП2- (5)

или:

dN Jtr v yoy (af + N)2 (af + N)

У N

f f dN

J йф = fcra •ar{l -fQ) J + (6)

0 1 Количество циклов нагружения до наступления предельного прогиба

определяется при ^=1:

j d^ = fcra(1- f0) j —^dN (7)

0 1 Интегрирование дает:

1

1 = /сга •а/(1- /0) • ^ ) аг + Ысг = - 1)а • аг (8)

Отсюда:

Ысг = аг(аГсг(/о - 1) - 1) (9)

Накопленная мера повреждения к моменту приложения циклов

нагружения N определяется интегрированием уравнения (6 ):

Ф N1

| аф = Гсга(1-Го) I ¿-^¡¡м (10)

о 1 ^

Накапливаемое значение меры повреждения с момента технической

диагностики до наступления предельного состояния по прогибу определяется уравнением [3]:

1 исг

1(14 = ^(1-/0) I (11)

Решение (11) дает:

(аг + N1)^1 -1)= /сга • аг(1 - Го) (12)

fcraar(1 - fo)

Ф1-1

Отсюда:

N1 =--j----af

M M л дг (f rf лл fcra(1 - fo)\ fcra • ar(fo

Ncr - Ni = ANres = af (fcMfo - 1)--xp1-\ ) = =-ïpx-l-; (13)

где ANres - количество циклов нагружения с момента технической диагностики до наступления предельного состояния.

Переход на шкалу времени можно выполнить используя зависимость

[4]:

ANres ^ ATres

Щч) M«) ( )

где àN(q) - базовое количество циклов до наступления предельного прогиба; AT(q) - базовый срок службы, определяемый с момента технической диагностики.

ANres

АТ™ = АТ«)щ-; (15)

Предложены зависимости по прогнозированию остаточного ресурса пролетных строений по результатам определения прогибов (провисаний), накопленных к моменту технической диагностики.

Список литературы

1. Васильев А.И. Вероятностная оценка остаточного ресурса физического срока службы железобетонных мостов // Проблемы нормирования и исследования потребительских свойств мостов. Сб. науч. тр./ ЦНИИС. - М., 2002. Вып.208. С.101 - 121.

2. Иосилевский Л.И., Щербаков Е.Н., Мамажанов Р.К. Прогнозирование остаточного ресурса элементов, подверженных режимным нагруже-ниям. Доклады Акад. Наук УзССР. - Ташкент: Фан, 1988. №13. С. 7 - 9.

3. Мамажанов Р.К., Ахмедов Ч.М. Повреждения железобетонных сооружений и прогнозирование их остаточного ресурса // Транспорт: наука, техника, управление / ВИНИТИ. 2002. № 10. С. 38 - 40.

4. Мамажанов Р. Прогнозирование процессов накопления повреждений в элементах, подверженных режимным нагружениям // Изв. АН УзССР. Серия технических наук. 1989. № 2. С.22 - 25.

МЕТОД РАСЧЕТА ПРОГИБОВ ИЗГИБАЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ С УЧЕТОМ ИХ ФАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ В МОМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Саатова Нодира Зияевна

Доктор философии по техническим наукам, PhD Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог (Узбекистан, г. Ташкент)

METHOD FOR CALCULATING FLEXIBLE BENDING ELEMENTS OF A FLIGHT STRUCTURE TAKING INTO ACCOUNT THEIR ACTUAL CONDITION AT THE MOMENT OF TECHNICAL DIAGNOSTICS

Saatova Nodira Ziyaevna

Doctor of filosofy in technical sciences, PhD Tashkent Institute for the design, construction and operation of roads

(Uzbekistan, Tashkent)

В статье дается результаты анализа опытных данных по испытаниям железобетонных элементов на многократно-повторные нагружения и натурным испытаниям эксплуатируемых пролетных строений. В статье предлагается зависимости по определению прогибов в период эксплуатации.

The article presents the results of the analysis of experimental data on the testing of reinforced concrete elements for multiple-repeated loads and field tests of operated span structures. The article proposes dependencies on the definition of deflections during the operation period.

Ключевые слова: пролетные строения, прогибы, железобетонные элементы, методика расчета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.