Научная статья на тему 'РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПЛАНЕТАРНЫХ РЯДОВ'

РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПЛАНЕТАРНЫХ РЯДОВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНЕТАРНОГО МЕХАНИЗМА / ШЕСТЕРНЯ / ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА / ПРОЧНОСТЬ / ДЕФОРМАЦИЙ / PLANETARY GEAR / PINION / COGWHEEL / STRENGTH / DEFORMATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Жураева Гулчехра Шодиевна, Авазниёзов Алишер Бектемирович

В статье расчет мощности планетарных шестерен сделан только для сателлитной пары, поскольку кольцевой редуктор имеет нарастающую мощность. Из-за повышенной несущей способности зубьев, соприкасающихся с вогнутой кольцевой стороной подбарабанья и выпуклой зависимости рабочих поверхностей зубьев от сателлита, уменьшение радиуса кривизны контактных поверхностей намного превышает радиус кривизны внешних соединительных зубцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Жураева Гулчехра Шодиевна, Авазниёзов Алишер Бектемирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION FOR THE STRENGTH OF GEAR WHEELS OF PLANETARY ROWS

In the article, the calculation of the power of the planetary gears is made only for the satellite pair, since the ring gear has an increasing power. Due to the increased bearing capacity of the teeth in contact with the concave annular side of the concave and the convex dependence of the working surfaces of the teeth on the satellite, the reduction in the radius of curvature of the contact surfaces is much greater than the radius of curvature of the external connecting teeth.

Текст научной работы на тему «РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПЛАНЕТАРНЫХ РЯДОВ»

№1X82)

AuiSli Лт те)

UNIVERSUM:

технические науки

январь, 2021 г.

DOI: 10.32743/UniTech.2021.82.1-1.34-36

РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПЛАНЕТАРНЫХ РЯДОВ

Жураева Гулчехра Шодиевна

доцент

Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова,

Республика Узбекистан, г.Ташкент E-mail: gulchehra2767@mail.ru

Авазниёзов Алишер Бектемирович

магистрант,

Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова,

Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: avazniyozov@inbox. ru

CALCULATION FOR THE STRENGTH OF GEAR WHEELS OF PLANETARY ROWS

Gulchekhra Zhuraeva

Associate professor

Tashkent State Technical University named after Islam Karimov,

Uzbekistan, Tashkent

Alisher Avazniyozov

Master

Tashkent State Technical University named after Islam Karimov,

Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В статье расчет мощности планетарных шестерен сделан только для сателлитной пары, поскольку кольцевой редуктор имеет нарастающую мощность. Из-за повышенной несущей способности зубьев, соприкасающихся с вогнутой кольцевой стороной подбарабанья и выпуклой зависимости рабочих поверхностей зубьев от сателлита, уменьшение радиуса кривизны контактных поверхностей намного превышает радиус кривизны внешних соединительных зубцов.

ABSTRACT

In the article, the calculation of the power of the planetary gears is made only for the satellite pair, since the ring gear has an increasing power. Due to the increased bearing capacity of the teeth in contact with the concave annular side of the concave and the convex dependence of the working surfaces of the teeth on the satellite, the reduction in the radius of curvature of the contact surfaces is much greater than the radius of curvature of the external connecting teeth.

Ключевые слова: планетарного механизма, шестерня, зубчатого колеса, прочность, деформаций.

Keywords: planetary gear, pinion, cogwheel, strength, deformation.

Расчет на прочность зубчатых зацеплений планетарного механизма проводится только для пары солнечная шестерня - сателлит, поскольку коронная шестерня обладает повышенной несущей способностью. Повышенная несущая способность обусловлена контактированием вогнутых на коронной шестерне и выпуклых на сателлите рабочих поверхностей зубьев. При этом приведенный радиус кривизны контактирующих поверхностей значительно выше приведенного радиуса кривизны зубьев внешнего зацепления, следовательно, ниже действующие

контактные напряжения. Расчет на контактную прочность при максимальной нагрузке [1, 2, 3].

При действии максимальной нагрузки Мтах наибольшее за заданный срок службы контактное напряжение не должно превышать допустимого оНРтах:

Допустимое контактное напряжение при максимальной нагрузке, не вызывающее остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверхностного

Библиографическое описание: Жураева Г.Ш., Авазниёзов А.Б. Расчет на прочность зубчатых колес планетарных рядов // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2021. 1(82). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/11130 (дата обращения: 24.01.2021).

№1X82)

AuiMi Лт те)

UNIVERSUM:

технические науки

январь, 2021 г.

слоя, зависит от способа химико термической обработки зубчатого колеса и характера изменения твердости по глубине зуба.

Для зубьев, подвергнутых цементации или контурной закалке [4, 5],

^нртах = 44ЯДС = 44 • 60 = 2640 МПа.

Максимальное контактное напряжение аЯтах рассчитывают по формуле:

tftfmax — °НР ^

J

Mmax'KHmax Мн-Кн '

где КНтах - коэффициент нагрузки при моменте Мтах. Прямое действие нагрузки Расчетный момент:

Мн=МСАТПРЗ(УП)=10,48 №м ;

КН = 1,84.

Максимальный момент (Н-м)

Мтах — МСАТПР3(КЯ)тах

МДВСтах"ММЦКПР3(у//)

астПР3"и

3-1,893

— 16,12.

Окружная сила на делительном диаметре при расчете на контактную выносливость (Н):

R

2000-М.

2000-16,12

— 729,85 '

Х Й1САТПР3 44,161

Коэффициент нагрузки:

КНшах = КА • КНУ • КН£ • КНа.

Коэффициент Ка учитывает внешнюю динамическую нагрузку. Для трансмиссий автомобилей, работающих совместно с многоцилиндровыми поршневыми двигателями, Ка = 1,75 [6, 7].

Рисунок 1. Определение коэффициента КНа (цифры у кривых соответствуют степени точности зубчатой передачи по нормам плавности работы)

Коэффициент КНа распределения нагрузки между зубьями зависит от окружной скорости зубчатого венца V и степени точности по нормам плавности работы; для косозубых передач его определяют по графику на рис. 1. Для седьмой степени точности и максимальной окружной скорости на делительном диаметре при действии максимального момента

ММЦК-САТПР3 (V//) = 1,09 м/с.

Кн« = 1,015; при этом должно выполняться неравенство

Ко™ <

£у _

2,864

1.552-0.8022

— 2,87.

Коэффициент распределения нагрузки по ширине венца КН^ можно найти по графикам на рис. 2. в зависимости от отношения = схемы

расположения зубчатых колес и твердости активных поверхностей зубьев:

Кн^ = 1,01.

Коэффициент динамической нагрузки, возникающей в зацеплении,

Кн„ — 1 + Vv'

320-0,286

Рисунок 2. Определение коэффициента КНд (цифры у кривых соответствуют номеру схемы расположения зубчатых колес)

№ 1 (82)

AuiMi лт те)

UNIVERSUM:

технические науки

январь, 2021 г.

Динамическая добавка = 0,029, ственно KHv = 1 + 0,029 = 1,029.

В результате коэффициент нагрузки:

КН = 1,75 • 1,029 • 1,01 • 1,015 = 1,84.

соответ-

а действующие в полюсе зацепления контактные напряжения (МПа) [8],

°"НПР3(ПРЯМ) = 245,8 • V1,84 = 334,0 < 0"НРПР3(ПРЯМ) = 1023.

Список литературы:

1. С.А. Харитонов, М.В. Нагайцев, Е.Г. Юдин. Расчет и проектирование планетарных коробок передач. Москва Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана 2012.

2. Носов Н.А., Галышев В.Д., Волков Ю.П., Харченко А.П. Расчет и конструирование гусеничных машин. Л.: Машиностроение, 1972.

3. Иванов В.А. Основы теории и конструирования гусеничных машин. М.: ЦНИИ информации, 1975.

4. Планетарные передачи: Справочник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, Ю.Н. Кирдяшева. Л.: Машиностроение, 1977.

5. Машиностроение. Энциклопедия. Т. IV-1. Детали машин. Конструкционная прочность. Трение, износ, смазка / Д.Н. Решетов, А.П. Гусенков, Ю.Н. Дроздов. М.: Машиностроение, 1995.

6. Красненьков В.И., Вашец А.Д. Проектирование планетарных механизмов транспортных машин. М.: Машиностроение, 1986.

7. Зубчатые передачи: Справочник. 2-е изд., перераб. и доп. / Е.Г. Гинзбург, Н.Ф. Голованов и др.; / Под ред. Е.Г. Гинзбурга. Л.: Машиностроение, 1980.

8. Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости: Расчет агрегатов и систем / Под ред. Н.Ф. Бочарова, Л.Ф. Жеглова. М.: Машиностроение, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.