Научная статья на тему 'Расчет издержек дефицита (штрафа за дефицит)'

Расчет издержек дефицита (штрафа за дефицит) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михальченко М.С.

Штраф за дефицит (издержки дефицита) продукции – это штраф за отсутствие продукции на складе. Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет издержек дефицита (штрафа за дефицит)»

мационного программного обеспечения может стать основой и действенным инструментом принятия управленческих решений.

Список литературы:

1. Управление запасами: учебное пособие / Г.Л. Бродецкий - М.: ЭКСМО, 2007. - 400 с.

2. Модели и методы теории логистики / Под ред. Лукинского. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 448 с.

3. Комаха А. Управление запасами // Финансовый директор (Киев). -2002. - № 2. - С. 55-59.

4. Логистический менеджмент. Нормирование и управление товарными запасами и оборотными средствами в коммерческом предприятии / Р.А. Радионов. - М.: А-Приор,2008. - 480 с.

РАСЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ДЕФИЦИТА (ШТРАФА ЗА ДЕФИЦИТ)

© Михальченко М.С.*

Московский государственный технологический университет «Станкин», г. Москва

Штраф за дефицит (издержки дефицита) продукции - это штраф за отсутствие продукции на складе.

Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). Издержки дефицита возникают в случае, когда для удовлетворения требований потребителей запасов оказывается недостаточно. К сожалению, эти издержки трудно поддаются исчислению.

Издержки дефицита можно разделить на две группы:

- жесткие издержки дефицита,

- мягкие издержки дефицита.

Жесткие издержки дефицита непосредственно связаны с появлением дефицита и действиями, требуемыми для его ликвидации. Эти расходы можно определить достаточно точно. Они включают стоимость выдачи дополнительного заказа, то есть дополнительные накладные расходы:

- издержки на поиск дополнительного поставщика,

- стоимость размещения дополнительного заказа,

* Преподаватель кафедры «Производственный менеджмент», аспирант

- стоимость мониторинга поставки,

- стоимость мониторинга транспортировки,

- потери от закупки товара по завышенным ценам,

- стоимость транспортировки.

Мягкие издержки дефицита связаны с последствиями дефицита:

- упущенные продажи,

- потеря имиджа организации,

- потеря сбыта - в случаях, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую фирму (такие издержки измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки),

- потеря заказчика - в случаях, когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения ( такие издержки измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой),

- сужение сегмента рынка покупателей,

- потеря времени (времени на изготовление продукции, рабочего времени, и, возможно, времени из-за дорогостоящих перерывов в производстве при переходах между сложными технологическими процессами).

Многие авторы редко анализируют мягкие издержки дефицита, так как считают, что их практически невозможно измерить, а если и можно, то недостаточно точно. Однако это неверно, поскольку для многих предприятий мягкие издержки являются наиболее весомой частью штрафа за дефицит.

Проведем анализ пяти предприятий, занимающихся различной деятельностью:

1. ЗАО «Мост» - предприятие, занимающееся производством и продажей металлопластиковых конструкций.

Штраф за дефицит, в том числе: 1100 руб.

- потери прибыли от нереализации товара 420руб.

- потеря потенциальных клиентов 63 руб.

- частичная утрата доверия клиентов 31,5 руб.

- дополнительные накладные расходы 420 руб.

- штрафные санкции за невыполнение 126 руб.

- потеря имиджа организации 39,5 руб.

Основная составляющая - потери прибыли от нереализации товара (420 руб.) и штрафные санкции за невыполнение (126 руб.).

2. ООО «Аква-Дон» - занимается добычей и розливом минеральной и питьевой воды.

Штраф за дефицит, в том числе: 0,86 руб.

- потери прибыли от нереализации товара 0,60 руб.

- потеря потенциальных клиентов 0,06 руб.

- частичная утрата доверия клиентов 0,02 руб.

- дополнительные накладные расходы 0,10руб.

- штрафные санкции за невыполнение 0,02 руб.

- потеря имиджа организации 0,06 руб.

Основная составляющая - потери прибыли от нереализации товара (0,6 руб.) и дополнительные накладные расходы (0,1 руб.).

3. ЗАО «Салют» - занимается производством и продажей праздничных фейерверков

Штраф за дефицит, в том числе: 8300 руб.

- потери прибыли от нереализации товара 5000 руб.

- потеря потенциальных клиентов 250 руб.

- частичная утрата доверия клиентов 200 руб.

- дополнительные накладные расходы 1000 руб.

- штрафные санкции за невыполнение 1500 руб.

- потеря имиджа организации 350 руб.

Основная составляющая - потери прибыли от нереализации товара (5000 руб.) и штрафные санкции за невыполнение (1500 руб.).

В ходе анализа выяснилось, что основной влияющей на величину штрафа за дефицит компонентой для каждой из фирм, является «потери прибыли от нереализации товара». Второй же по значению показатель оказался разным для каждого предприятия:

- ЗАО «Мост» - штрафные санкции за невыполнение (126 руб.);

- ООО «Аква-Дон» - дополнительные накладные расходы (0,1 руб.);

- ЗАО «Салют» - штрафные санкции за невыполнение (1500 руб.). Проанализируем какое же влияние на величину штрафа за дефицит (в

процентном отношении) оказывает каждый из показателей:

1. ЗАО «Мост»

Показатель Влияние, %

Потери прибыли от нереализации товара 60,0

Штрафные санкции за невыполнение 18,0

Потеря потенциальных клиентов 9,0

Потеря имиджа организации 5,7

Частичная утрата доверия клиентов 4,5

Дополнительные накладные расходы 2,8

2. ООО «Аква-Дон»

Показатель Влияние, %

Потери прибыли от нереализации товара 69,8

Штрафные санкции за невыполнение 11,6

Потеря потенциальных клиентов 7,0

Потеря имиджа организации 7,0

Частичная утрата доверия клиентов 2,3

Дополнительные накладные расходы 2,3

3. ЗАО «Салют»

Показатель Влияние, %

Потери прибыли от нереализации товара 60,2

Штрафные санкции за невыполнение 18,1

Потеря потенциальных клиентов 12,0

Потеря имиджа организации 4,2

Частичная утрата доверия клиентов 3,0

Дополнительные накладные расходы 2,5

Таким образом, проанализировав пять предприятий, занимающихся различными видами деятельности, можно сделать вывод, что в некоторых случаях мягкие издержки дефицита являются основополагающими.

Рассчитать издержки дефицита (штрафа за дефицит) можно прямым способом, то есть путем суммирования стоимостей всех составляющих:

С4 — Спп + Спи + Спк + Суд + Сдн + Сшс,

где Спп - потери прибыли от нереализации товара;

Спи - потеря имиджа организации;

Спк - потеря потенциальных клиентов;

Суд - частичная утрата доверия клиентов;

Сдн - дополнительные накладные расходы;

Сшс - штрафные санкции за невыполнение.

Также можно использовать метод учитывающий вероятность появления самого дефицита, при этом вышеизложенная формула должна быть скорректирована:

С4 = С5 Х К / Чстр,

где С5 - потери от дефицита за один день необеспеченности;

К - коэффициент пропорциональности, определяющий зависимость числа дней простоя предприятия от величины страхового запаса;

qстp - страховой запас.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе проведенного анализа, выведем формулу (на мой взгляд, более точно учитывающую специфику работы предприятий):

С4 = axСпп + ЬХСпи + cxСпк + dxСуд +exСдн + fxСшс,

где Сдп - потери прибыли от нереализации товара;

Спи - потеря имиджа организации;

Сдк - потеря потенциальных клиентов;

Суд - частичная утрата доверия клиентов;

Сдн - дополнительные накладные расходы;

Сшс - штрафные санкции за невыполнение;

a, Ь, ^ d, e, f - коэффициенты значимости, принимающие разные значения, в зависимости от специфики предприятия:

0 < а < 0,5 0 < Ь < 0,2 0 < с < 0,2 0 < d < 0,1 0 < f < 0,2

Так, например, коэффициент а для производственного предприятия может равняться от 0 (когда для выполнения заказа предприятие несет существенные накладные расходы (как то, доставка комплектующих самолетом)) до 0,5.

Также и остальные коэффициенты определены границами и принимают различные значения (в пределах определенных границами) в зависимости от специфики каждого предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.