Научная статья на тему '«Рано стал и до конца жизни оставался ученым» (к 100-летию со дня рождения Е. А. Луцкого)'

«Рано стал и до конца жизни оставался ученым» (к 100-летию со дня рождения Е. А. Луцкого) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
209
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Рано стал и до конца жизни оставался ученым» (к 100-летию со дня рождения Е. А. Луцкого)»

Л.А. Молчанов*

«РАНО СТАЛ И ДО КОНЦА ЖИЗНИ ОСТАВАЛСЯ УЧЕНЫМ» (К 100-летию со дня рождения Е.А. Луцкого)

Слова, вынесенные в название статьи, были написаны В.О. Ключевским о своем учителе С.М. Соловьеве1. Их можно в полной мере отнести к научной и педагогической деятельности видного отечественного историка, крупного специалиста в области источниковедения, археографии и историографии советского общества, талантливого педагога, профессора Московского государственного историко-архивного института Евгения Алексеевича Луцкого. 8 декабря 2007 г. ему исполнилось бы 100 лет. В жизни Луцкого было немало достойного внимания. Сын известного участника гражданской войны на Дальнем Востоке А.Н. Луцкого, трагически погибшего в 1920 г., Евгений Алексеевич посвятил свою жизнь исторической науке. начав свою трудовую биографию преподавателем обществоведения в г. Козлове (ныне Мичуринск), он завершил ее доктором исторических наук, маститым ученым. Своим собственным трудом и способностями завоевал он достойное место в научном мире России.

Замечательной для своего времени была его многогранная деятельность. Научной работой Луцкий занимался более 55 лет. Еще на студенческой скамье, в семинарах профессора А.В. Шестакова, у него зародился прочный интерес к истории революционных событий 1917 г. После окончания историко-экономичес-кого отделения Московского государственного педагогического института им. В.и. Ленина Евгений Алексеевич в аспирантуре Музея революции СССр под руководством того же Шестакова подготовил и в 1940 г. защитил диссертацию о крестьянском восстании в Тамбовской губернии в сентябре 1917 г.

* т

' Молчанов Леонид Алексеевич - доктор исторических наук, профессор кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Российского государственного гуманитарного университета. © Молчанов Л.А., 2008

Л.А. Молчанов

По окончании аспирантуры Луцкий занимался многоплановой научно-организационной, исследовательской и педагогической деятельностью. С 1950 г. он связал свою судьбу с МГИАИ, где проработал более 35 лет. В 1960-1976 гг. он возглавлял кафедру вспомогательных исторических дисциплин. За время работы в Историко-архивном институте Луцкий читал курсы лекций по истории СССР, источниковедению, исторической библиографии. В Луцком-лекторе чувствовалась увлеченность, эрудиция и профессионализм. Его лекции отличались логичностью, богатым фактическим материалом и глубоким знанием источников. Они пробуждали у студентов интерес к исследовательской работе, к профессии историка. Это вызывало у студентов чувство доверия к преподавателю. Одной из вершин преподавательской деятельности Луцкого были его спецкурсы. Особенно был интересен его спецкурс, посвященный источникам по истории аграрных преобразований в России в 1917-1920 гг. Данный спецкурс представлял собой образец источниковедческого исследования документов разной видовой принадлежности. В нем затрагивались многие аспекты аграрной революции. Детально зная историю советского общества, Евгений Алексеевич увлеченно рассказывал о революционных событиях 1917 г., об аграрной политике советской власти, о произведениях Ленина, о его соратниках и оппонентах. В спецкурсе давался сравнительный анализ советского декрета «О земле» с проектом закона о земле Учредительного собрания. В условиях идеологизации исторической науки того времени компаративный подход к источникам советского общества был достаточно новым и требовал от ученого гражданской смелости. При этом Евгений Алексеевич в целом оставался в рамках так называемой марксистско-ленинской парадигмы.

Лекционная деятельность Луцкого опиралась на глубокие знания источников, полученные в результате целенаправленной научной работы. им было опубликовано более 170 работ. Среди них - пять учебных пособий и более 160 статей и рецензий2. Основной сферой исследовательской деятельности Евгения Алексеевича стало широкое и обстоятельное изучение аграрного вопроса в России в 1917-1918 гг. Ключевой темой его научных изысканий был большевистский декрет о земле 1917 г. Луцкий привнес в отечественное источниковедение новейшего времени метод работы, основанный на всестороннем и детальном изучении отдельного источника. В докторантуре института истории АН СССР (1943—1947 гг.) им была подготовлена диссертация «Аграрная политика советского правительства в 1917-1918 гг.».

«Рано стал и до конца жизни оставался ученым»...

Для ее написания им был изучен широкий круг документов по аграрной революции в России, разработана методика их изучения. В диссертации впервые раскрывалась политика правых и левых эсеров во время передела земли весной и летом 1918 г.

Но усиление идеологического диктата сталинского режима во второй половине 40-х гг. не позволило Евгению Алексеевичу защититься. На предварительном обсуждении диссертация была осуждена за использование в ней документов, подписанных репрессированными советскими государственными деятелями -А. Колегаевым, В. Милютиным и др. По той же причине были забракованы подготовленные под редакцией Луцкого первые два тома четырехтомной публикации документов «Национализация земли в СССР». В дальнейшем итоги проведенных за эти годы исследований были опубликованы автором в ряде статей3.

Хрущевская «оттепель» и связанные с ней изменения политической и духовной атмосферы в стране открыли новые возможности для углубленного изучения истории советского общества. Луцкий продолжал работу над историей аграрных преобразований 1917-1918 гг. В своих статьях, докладах и особенно в докторской диссертации «Источники Ленинского декрета «О земле»», защищенной в 1970 г., Луцкий дал всеобъемлющий, глубокий анализ декрета. он проанализировал источники этого акта, доказав, что в его основе лежали аграрная политика большевиков, разработанная Лениным, документы крестьянского правотворчества - крестьянские наказы, отразившие представления многомиллионного российского крестьянства о новых, справедливых, принципах землеустройства и формах землепользования, а также резолюции и постановления большевистской партии и Советов накануне октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. изучив источники декрета «о земле», Луцкий восстановил историю его подготовки и утверждения, начиная с работы Ленина над проектом декрета в сентябре 1917 г. и кончая оформлением и редактированием Владимиром ильичом текста документа после его обсуждения на заседаниях ЦК РСДРП(б) и фракции большевиков II Всероссийского съезда Советов. Ученый показал, что в основе декрета, принятого этим съездом, лежит проект, составленный Лениным.

Луцкого, ученого и человека, всегда отличала научная добросовестность, принципиальная честность и чувство ответственности по отношению к самому себе и своему труду. Он справедливо считал, что издание скороспелых работ недопустимо, так как отрицательно сказывается на развитии отечест-

Л.А. Молчанов

венной исторической науки. Эта требовательность проявилась при подготовке докторской диссертации Евгения Алексеевича, которая прошла несколько этапов. На каждом этапе тематика работы сужалась, а глубина и фундаментальность исследования увеличивались. Он сузил рамки своей работы от изучения всего аграрного законодательства советской власти 19171918 гг. до анализа одного декрета. И на защиту было представлено капитальное исследование, многоплановость, оригинальность и новизна которого вызвали многочисленные положительные отклики историков.

Анализируя декрет «О земле», Луцкий проявил себя крупным специалистом в области текстологии. изучение декрета осложнялось тем, что его автограф, черновой вариант и официальная копия не сохранились, а поэтому научное воспроизведение его текста было сильно затруднено. В первых публикациях декрета встречались тексты с большими разночтениями. Луцкий, используя исследовательские подходы профессора С.Н. Валка, продолжил работу над декретом. Он сгруппировал все известные публикации декрета, сопоставил их между собой и с данными по истории подготовки этого документа. После тщательного изучения он показал, какие публикации и в какой мере воспроизводят подлинный текст ленинского декрета. им была убедительно подтверждена точка зрения Валка о том, что публикации газет «Известия Центрального исполнительного комитета и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов» и «Рабочий и солдат» наиболее точно воспроизводят текст декрета. Благодаря плодотворной работе Валка и Луцкого в Полном собрании сочинений Ленина (5-е изд.) был опубликован полный текст декрета, не нарушавший структуру протографа4. Луцкий провел также политический, социально-экономический и юридический анализ содержания данного законодательного акта.

Отличавшая Луцкого сила воли сказалась в той настойчивости, с которой он вел свои научные изыскания. Вместе с изучением декрета «О земле» Луцкий исследовал другие аспекты аграрной революции в россии. Это, в свою очередь, оказывало плодотворное влияние на изучение самого декрета. Евгением Алексеевичем изучался весь корпус законодательных и нормативных актов, касавшихся разрешения аграрного вопроса в Советской России. Им были проанализированы инструкция о волостных земельных комитетах от 31 октября 1917 г., положение о земельных комитетах, утвержденное в дека-

«Рано стал и до конца жизни оставался ученым»...

бре 1917 г., основной закон о социализации земли от 27 января 1918 г. и другие постановления, инструкции и циркуляры СНК и Наркомзема. Данный анализ помог более обстоятельно понять содержание декрета «О земле» и прояснить, как формы аграрного правотворчества крестьянства, выработанные в ходе буржуазно-демократических преобразований 1917 г., в условиях политического господства большевиков наполнялись другим содержанием5. Евгений Алексеевич ввел в научный оборот новые источники по истории аграрного вопроса в Советской России (анкетные обследования Наркомзема и губземотделов 1918 г., акты и описи приема имений и др.) и разработал методику их изучения.

Большой вклад внес Луцкий в изучение произведений Ленина. Евгений Алексеевич всегда считал, что подлинно научное изучение трудов первого главы советского правительства возможно только в результате их последовательного источниковедческого анализа. Проведенное им исследование ленинских произведений 1917 г., которые предшествовали созданию декрета «О земле», выяснение вопросов их происхождения и содержания, определение тематической структуры и круга используемых источников вскрыли значение этих работ для изучения подготовки Лениным земельного декрета и выработки аграрно-крестьянской политики советской власти.

Собрав, систематизировав и обобщив все высказывания Ленина об аграрных преобразованиях в Советской России, Луцкий впервые в советской историографии показал роль Ленина как первого историка декрета «О земле», советского аграрного законодательства, аграрной революции в России. В работах Луцкого труды Ленина были разбиты на три группы. К первой отнесены ленинские произведения, представляющие собой источники по истории аграрной революции и советского аграрного законодательства. Ко второй группе - произведения историко-исследовательского характера с обобщениями и выводами по данным вопросам. В третью группу выделены работы Ленина, анализирующие и критикующие точки зрения его идейных и политических противников. Разбирая произведения Ленина в хронологическом порядке, Луцкий проследил последовательность изменения тематики ленинских высказываний и замечаний по истории аграрной революции и советского аграрного законодательства, углубление его обобщений и выводов по данной теме, наметил периодизацию изучения этих вопросов большевистским лидером, предложил рекомендации

Л.А. Молчанов

по источниковедческому анализу произведений Ленина, касавшихся данной проблематики.

Труды Луцкого представляют собой образцы источниковедческого анализа самых разных по характеру и виду документов. На них молодые ученые-источниковеды учились всесторонне исследовать письменные источники, проникая в самую их суть. В работах, посвященных исследованию крестьянских наказов о земле как одного из источников ленинского земельного декрета, Луцкий определил основные приемы их изучения. Он провел систематизацию основных требований, содержащихся в наказах, и показал, какое отражение эти требования нашли в опубликованном 19 августа 1917 г. на страницах эсеровской газеты «Известия Всероссийского Совета крестьянских депутатов» Примерном наказе, второй раздел которого полностью вошел в текст ленинского декрета. Для этого Луцким было проведено сравнительное изучение и анализ содержания 66 наказов, помещенных в указанной газете летом 1917 г., и 151 наказа, опубликованного в советское время, а также крестьянских наказов о земле и земельных законопроектов трудовиков и эсеров периода Первой русской революции, которые оказали большое влияние на наказы крестьян 1917 г.

научная деятельность Луцкого была отражением упорной и настойчивой внутренней работы его мысли. Анализ ленинского литературного наследия, источниковедческое изучение крестьянских наказов, текстологическое исследование декрета «О земле» и других законодательных и нормативных актов советского аграрного права позволили Луцкому обосновать ответы на вопросы о соотношении декрета «О земле» и аграрной программы большевиков, об особенностях национализации земли в Советской России, о значении декрета для создания коллективных форм крестьянского землепользования.

Целям более глубокого изучения декрета «О земле» было подчинено у Луцкого исследование воспоминаний о жизни и деятельности Ленина. В статьях, посвященных мемуарным источникам о заседании ЦК РСДРП (б) 24-25 октября 1917 г., он провел анализ происхождения и содержания этих материалов и показал их значение как исторического источника для изучения деятельности РСДРП(б) в период подготовки и проведения Октябрьского вооруженного восстания.

Значительный вклад внес Луцкий в развитие советской археографии. Помимо всестороннего изучения истории публикации декрета «О земле», он исследовал вопросы подготовки

«Рано стал и до конца жизни оставался ученым»...

к изданию, состав и содержание первого советского сборника документов, первого советского тематического сборника произведений Ленина и первых публикаций документов крестьянских организаций периода осени 1917 г. Он показал, что первым советским сборником документов следует считать изданную в ноябре 1917 г. брошюру Ленина «Как обманули народ социалисты-революционеры и что дало народу новое правительство большевиков», куда были включены ленинская статья «Новый обман крестьян партией эсеров», декрет «О земле» и земельный законопроект эсеровского министра Маслова.

Луцкий известен научной общественности как историограф и библиограф. Для программы курса лекций по историографии истории СССР, который готовился в МГИАИ в конце 50 - начале 1960-х гг., им был написан раздел о советской историографии6. Позднее для учебника по историографии, подготовленного в том же институте, он написал пять глав, охватывающих развитие советской историографии с 1917 по 1945 г.7 Наряду с разработкой историографических проблем Луцкий подготовил новый лекционный курс по исторической библиографии. им были изданы учебные пособия о библиографическом аппарате в историческом исследовании и о библиографии произведений Ленина и литературы о нем8.

исследовательская работа Луцкого всегда была самым тесным образом связана с научно-педагогической. За время работы Луцкого на кафедре вспомогательных исторических дисциплин МГИАИ на ней сложился очень сильный творческий коллектив преподавателей, ядро которого составляли известные ученые Е.И. Каменцева, О.М. Медушевская, А.Т. Николаева, М.Н. Черноморский и другие. Каждый из них имел свою научную школу. В этом ряду научно-педагогическая школа Луцкого занимала достойное место. С 1942 г. под его руководством было подготовлено и защищено более 50 диссертаций, из них 16 - по источниковедению. Как педагог он прививал своим подопечным убеждение, что добротное диссертационное исследование возможно только на основе целенаправленного труда, помноженного на знание, терпение и упорство. Под руководством Луцкого работа по подготовке диссертаций была прекрасной школой, дававшей его аспирантам и соискателям научную выучку на всю жизнь. Общаясь со своими учениками, Луцкий вносил в их среду «начало повышенной научной культурности»9. Ученики Евгения Алексеевича могут смело сказать, что годы работы над диссертацией стали для них временем подлинного научного

Л.А. Молчанов

роста. Консультации и беседы с ним, работа по обсуждению и доработке диссертационных исследований навсегда останутся в памяти его учеников как уроки профессионального мастерства. Луцкий прививал своим подопечным любовь к труду историка-источниковеда, учил широко осмысливать и глубоко исследовать избранную тему, усваивать навыки источниковедческого анализа, щедро делился своим богатым опытом.

Многие из бывших диссертантов Луцкого успешно вели и до сих пор ведут научную и педагогическую деятельность, являются авторами серьезных монографических исследований. Восемь из них защитили докторские диссертации, стали видными советскими историками-аграрниками, источниковедами. В их числе А.А. Говорков, В.И. Кострикин, А.Д. Малявский, Д.В. Ознобишин, Б.А. Томан и другие. Лучшая награда учителю -успешная работа учеников, которые продолжают его дело, разрабатывают новые темы, вносят достойный вклад в развитие российской исторической науки.

Несмотря на большие проблемы со зрением, Евгений Алексеевич до конца жизни (1991 г.) продолжал заниматься историческими изысканиями. он всегда был полон обширных научных замыслов и исследовательских планов. Луцкий являлся членом бюро и редколлегии дальневосточной секции историко-литературного объединения старых большевиков, членом бюро Научного совета по комплексной проблеме «История Великой Октябрьской социалистической революции», а также членом Археографической комиссии АН СССР. В последние годы жизни он продолжал исследование проекта закона о земле Учредительного собрания. Евгений Алексеевич основательно разобрал вопросы о ходе подготовки проекта, критически проанализировал его содержание. Луцкий много внимания уделял анализу ленинских произведений периода подготовки и осуществления Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, а также истории гражданской войны на Дальнем Востоке. Он исследовал историю борьбы большевиков Приморья и Восточной Сибири с белогвардейцами и интервентами и участие в ней своего отца. Евгений Алексеевич готовил книгу о А.Н. Луцком.

Вся жизнь Евгения Алексеевича Луцкого была наполнена упорным научным трудом. Занятия историей составляли его внутреннюю потребность, являлись делом его жизни, придавали ей смысл и цель. М.М. Богословский, подводя итог научной карьере С.А. Белокурова, подчеркивал, что последний «имел завидную долю» уйти из жизни со спокойной совестью10. Ев-

«Рано стал и до конца жизни оставался ученым».

гений Алексеевич также имел эту «завидную долю» и умирал с сознанием исполненного долга перед отечественной исторической наукой.

Примечания

1 Ключевский В.О. Памяти С.М. Соловьева (4 октября 1879 года) // Очерки и речи. Второй сборник статей В. Ключевского. М., 1913. С. 37.

2 Список трудов Луцкого по 1977 г. был опубликован к 70-летию ученого (Археографический ежегодник за 1977 год. М., 1978. С. 336-339), список трудов с 1977 по 1986 гг. опубликован к его 80-летию (Археографический ежегодник за 1987 год. М., 1988. С. 181-182).

3 Луцкий Е.А. К истории конфискации помещичьих имений в 19171918 гг. // Известия АН СССР. Сер. ист. и филос. 1948. Т. V. № 6. С. 503-515; Он же. Передел земли весной 1918 года // Там же. Т. VI. № 3. С. 227-245 и др.

4 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 24-26.

5 Луцкий Е.А. Аграрное законодательство в Октябрьской революции в трудах В.И. Ленина // В.И. Ленин и историческая наука. М., 1968. С. 372-386; Он же. Ленинская инструкция крестьянам (история и источниковедческий анализ письма В.И. Ленина «Ответ на запросы крестьян») // Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1973. Вып. V. С. 12-30.

6 Программа курса «Историография истории СССР». М., 1957.

7 Историография истории СССР: эпоха социализма: Учебник. М., 1982. Раздел 1: Историография отечественной истории в годы борьбы за построение социалистического общества в СССР в годы упрочения и развития социалистического общества (середина 30-х - конец 50-х годов). Гл. 4, 5. С. 23-123 (совм. с В.А. Муравьевым).

8 Луцкий Е.А. Библиографический аппарат в научно-историческом произведении: Учеб. пособие. М., 1974; Он же. Библиография произведений

B.И. Ленина и литературы о В.И. Ленине: Учеб. пособие. М., 1976.

9 Пресняков А.Е. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский. Пг., 1922.

C. 29.

10 Богословский М.М. Историография, мемуаристика, эпистолярия (Науч. наследие) / Отв. ред. А.И. Клибанов. М., 1987. С. 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.