Научная статья на тему 'Ранняя коррекционная помощь детям с перинатальной патологией в условиях группы кратковременного пребывания'

Ранняя коррекционная помощь детям с перинатальной патологией в условиях группы кратковременного пребывания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
284
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТСКАЯ РЕЧЬ / ДЕФЕКТОЛОГИЯ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданова Ольга Алексеевна

Автор ставит своей целью проанализировать особенности коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жданова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ранняя коррекционная помощь детям с перинатальной патологией в условиях группы кратковременного пребывания»

Раздел V. Логопедия

О.А. Жданова

РАННЯЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

В настоящее время в стране сложилась благоприятная демографическая ситуация: рождаемость за последние два-три года значительно увеличилась, но тревожащими характеристиками являются уменьшение доли рождения здоровых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии. В связи с этим огромное значение имеет комплексная медико -психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей раннего возраста с последующей коррекцией и профилактика возможных отклонений в развитии.

При диагностике используется карта факторов риска, составленная на основе анализа медицинской статистики, медицинской литературы по этиологии заболеваний, клинических обследований детей раннего возраста в популяции.

К факторам риска отнесены:

• возраст родителей старше 40 лет;

• патологическое течение беременности;

• внутриутробная и неонатальная инфекция у детей;

• недоношенность и низкая масса тела у детей при рождении;

• врожденная асфиксия или родовая травма у детей;

• синдром дыхательных расстройств или другая патология, потребовавшая проведения искусственной вентиляции легких в неонатальном периоде у ребенка;

• хирургические вмешательства в неонатальном периоде у ребенка;

• гемолитическая болезнь новорожденных;

• нарушения темпов роста и развития в первые месяцы жизни;

• инфекционные заболевания у матерей;

• признаки перенесенной ишемии головного мозга или внутричерепного кровоизлияния у детей при проведении ультразвукового исследования головного мозга;

• высокий риск наследственных заболеваний;

• врожденные и наследственные поражения у детей;

• перинатальные поражения ЦНС у детей;

•препараты с ототоксическим действием (антибиотики аминогликозидного ряда), которыми лечили детей в первые дни и месяцы жизни.

Эффективность раннего выявления отклонений в развитии возможна лишь при ответственном сотрудничестве специалистов разных ведомств и родителей. Успех медицинской и психолого-педагогической помощи невозможен без партнерских и даже доверительных отношений между семьей маленького ребенка и специалистами. Только в атмосфере доверия и диалога можно обсудить возможные последствия выявленных проблем в развитии ребенка, понять и принять суть медицинской и психолого-педагогической реабилитации, наметить наиболее эффективную тактику помощи.

Исследования в области изучения позиции матери и семьи к воспитанию ребенка с органическим поражением ЦНС, проведенные институтом коррекционной педагогики РАО, показали различные позиции матери по отношению к воспитанию проблемного ребенка [ж. «Дефектология» № 2 2003 г.]. Условно эти позиции можно обозначить как активная, пассивная, отстраненная.

Родители с активной позицией адекватно воспринимают информацию о состоянии здоровья ребенка, активно включаются в процесс реабилитации. Эти родители интересуются информацией о воспитании ребенка первых месяцев жизни, пытаются получить информацию, посвященную вопросам ранней реабилитации ребенка методами педагогического воздействия, задают вопросы специалистам в стационаре и в детской поликлинике.

Родители с пассивной позицией безучастно воспринимают информацию о состоянии здоровья ребенка. После бесед со специалистами они эмоционально подавлены, растеряны. У таких родителей резко снижается самооценка, они пассивны в реабилитационных мероприятиях. Эти родители механически выполняют рекомендации специалистов и, как правило, самостоятельной активности по отношению к воспитанию и обучению своего ребенка не проявляют. Некоторые приобретают развивающие игрушки и начинают использовать их во время общения со своим ребенком, но к педагогу-дефектологу не обращаются.

Родители с отстраненной позицией наиболее болезненно воспринимают информацию о проблемах здоровья ребенка, не принимают участия в реабилитационных мероприятиях, считают, что ответственность за состояние здоровья ребенка на раннем этапе несут только врачи. Эти родители оказываются не готовыми к восприятию информации о воспитании проблемного малыша, так как они не связывают проблемы ребенка с возможными нарушениями психического развития, родители думают в данном случае только о его физическом здоровье. Такие родители не осознают необходимости соединения лечебных мероприятий с коррекционно-развивающими занятиями и беспокоятся лишь о нормализации соматического состояния ребенка. У них наблюдается чувство беспомощности и тревоги, отказ от взаимодействия с педагогом-дефектологом. Им крайне трудно быть объективными в рассуждениях о проблемах собственного ребенка. Они с недоверием относятся к проведению коррекционно-педагогических мероприятий и полностью сориентированы на медикаментозную помощь ребенку. Многие из таких родителей являются неоправданными оптимистами, избирательно относятся к полученной информации, ориентируются на положительные сведения о прогнозе здоровья ребенка. Чаще всего таких родителей интересует помимо здоровья только какая-то одна из проблем малыша, особенно в сравнении с каким-либо здоровым ребенком. Например, родителей может волновать проблема отсутствия речи у трехлетнего ребенка и при этом они не обращают внимания на проблемы в эмоциональном развитии, игровой деятельности, оправдывая это возрастом ребенка.

Коррекционно-педагогическая помощь семье должна быть включена в систему комплексного подхода к ранней реабилитации детей группы риска в условиях медицинских учреждений (стационара, детской поликлиники и др.), так как комплексное сопровождение ребенка дает возможность увидеть проблемы в его развитии с разных сторон.

Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет в большинстве случаев нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.

В нашем городе медицинские учреждения, к сожалению, не обладают полноценными возможностями для коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Нет оснащенной базы для проведения коррекционных занятий, нет достаточного количества специалистов - в детских поликлиниках нет должности детского психолога, учителя-дефектолога, специального психолога. Учителя-логопеды объединены по несколько человек в некоторых поликлиниках, в то время как родители ребенка раннего возраста с проблемами в развитии могут не иметь возможности посетить поликлинику другого района. Своевременная помощь и коррекция дают возможность сгладить имеющиеся проблемы в развитии и даже устранить их, обеспечив полноценное развитие ребенка.

Одной из форм оказания коррекционной помощи детям с проблемами в развитии стали группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих специальные учреждения.

Основываясь на письме Министерства образования РФ «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 №129/32-16 некоторые детские сады оказывают специальную помощь детям раннего возраста.

Основными задачами работы являются проведение коррекционных занятий с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества с ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи. Основная форма работы - индивидуальные занятия и занятия в малой группе - 3 ребенка вместе с родителями. В группу могут зачисляться дети с первых месяцев жизни до 3 лет. Коррекционные занятия проводятся два раза в неделю, а по желанию родителей - чаще.

В группы кратковременного пребывания чаще всего обращаются родители, имеющие активную позицию к воспитанию и развитию ребенка.

Психолого-педагогическое обследование ребенка проходит в присутствии матери. Для первичной диагностики и динамического наблюдения за развитием ребенка нами используется шкала оценки нервно-психического развития Э.Л. Фрухт, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной (приложение 1, 2, 3).

Первичное психолого-педагогическое обследование проводится в целях выявления его специфических образовательных потребностей. По результатам обследования составляется индивидуальная программа развития ребенка. Индивидуальные практические занятия с ребенком проводятся в присутствии матери в целях обучения ее правильному и содержательному взаимодействию со своим ребенком. Педагог-дефектолог определяет содержание занятий в соответствии с возможностями ребенка, указывает на положительные и специфические особенности, сильные и слабые стороны в развитии малыша. Родители обеспечиваются программами развития ребенка и описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с малышом. Родители ориентируются на развитие ребенка в данный конкретный момент, на формирование соответствующих возрасту когнитивных функций, на нормализацию темпа и динамики психомоторного развития.

Большое внимание уделяется речевому развитию детей, так как речь является средством человеческого общения, а непременным условием развития ребенка является его общение со взрослым.

Развитие речи является непрерывным процессом во всей совместной деятельности ребенка со взрослым. Чем бы ни занимался взрослый совместно с ребенком - от бытового общения в процессе одевания, умывания и т. п. до собственно специализированных развивающих занятий, эта деятельность всегда сопровождается развитием речи ребенка, как в плане понимания обращенных к нему фраз, так и в плане формирования его собственной речевой активности. Н.Я.Семаго определяет развитие речи, речевого общения, обучение родному языку как одну из главных среди основных задач развития и обучения ребенка.

По мнению О.Е. Громовой, своевременная логопедическая диагностика позволяет снизить социальную депривацию безречевого ребенка, использовать в полной мере возможности сензи-тивных периодов становления высших психических функций, эффективно коррегировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений (ж. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития», №4, 2008 г.)

Группу кратковременного пребывания посещали 8 детей в возрасте 1,5-3 лет, имеющие в анамнезе различную патологию ЦНС (таблица 1).

Первичное обследование выявило нарушение темпа познавательного и речевого развития у всех детей. На каждого ребенка была составлена индивидуальная программа развития. Занятия проходили индивидуально 2 раза в неделю. 1 раз в месяц дети объединялись в подгруппы для формирования навыков общения и взаимодействия в игровой и предметно-практической деятельности. На индивидуальных занятиях проходила нормализация темпа познавательного и речевого развития.

Таблица 1

Количественная и качественная характеристика патологии ЦНС

яа

§ !5 d а в а м

% п -ей

он щйк

по от а ец те ия и ат ар

«

s

н

■a

е ц ■a л е т

о а

р g г

д о и

и г ■ р д в д

о н §

н и о

н с р

о д

и н

м н е и С

т

р

е

п

и

Г

§

о

р

д

н

и

е с

я и

и н Д м а s

о т М л г н н

с и М о с о и

Д о К н

е т р е п и Г

о к цо та ти е с ч

uESrjÄ s1- я Я

g S ^¡¡^ g * 'S

g'gg» ¿1* 5 I I Iis §

silSI S i ■£ a S 8sh 5 «

ао в P5 ж

о т р

а

H и 3 B | S ^ I

* i § 1«! " g § g

1 S s & fa § fe

ри е не С ре н о

ае S н == < &

И S a BS

Пн

и С

В работе с детьми 2-го года жизни ставились следующие задачи:

• развитие понимания речи;

• развитие активной речи;

• сенсорное развитие;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие игры и действий с предметами;

• развитие движений;

• формирование навыков.

На 3-м году жизни в развитии ребенка выделяется два полугодия. В 1-м полугодии нами решались следующие задачи: активизация речи ребенка, развитие игровых умений, развитие конструктивной деятельности, сенсорное развитие, развитие движений. Во 2-м полугодии мы продолжали активизировать самостоятельную речь, игровые навыки, конструктивную и сенсомотор-ную деятельность, изобразительную деятельность.

В работе использовались сюжетно - образные, дидактические и спортивные игрушки и игровые материалы. Для развития речевой активности использовались театрализации потешек и сказок по возрасту («Петушок-петушок», «Ладушки-ладушки», «Сорока-сорока», «Пошел котик на Торжок», «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д.).

Проводились занятия по рисованию с использованием пальчиковых красок, лепка из соленого теста. На занятиях по формированию ощущений дети с удовольствием мяли, рвали бумагу, целлофановые пакеты, застегивали и расстегивали «липучки», играли с различными шнуровками.

Родители привыкали общаться со своим и чужим ребенком «глаза в глаза», спокойным голосом, простыми и доступными фразами, произносимыми в среднем темпе. На занятиях мамы обучались правильно использовать развивающие игрушки и пособия, учились создавать для ребенка развивающую среду.

Результаты коррекционной работы показали, что дети достигли достаточно высоких результатов в речевой, игровой, предметно-практической деятельности. Сенсомоторное развитие детей было приближено к норме. У шести из восьми детей наблюдалась легкая степень адаптации к условиям группы детского сада, они легко расставались с родителями и шли на контакт с сотрудниками детского сада. У одного ребенка адаптация была удовлетворительной; один ребенок не смог адаптироваться к условиям детского сада и был переведен на домашний режим.

Приложение 1

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни1

Возраст Зритель- Слуховые Эмоции и Движения Движения Подготови- Подгото- Навыки и

ные ориен- ориентиро- социальное руки и дей- общие тельные эта- ви- умения в

тиро- вочные поведение ствия с пы развития тельные режимных

вочные реакции предметами понимания этапы процессах

реакции речи развития активной речи

1 2 3 4 5 6 7 8 9

10 дней Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) Вздрагивает и мигает при резком звуке

18-20 Удержива- Успокаива-

дней ет в поле зрения неподвиж- ется при сильном звуке

1 Составлены Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской, С.М. Кривиной, Э.Л. Фрухт. 126

ный пред-

мет (лицо

взрослого)

1 месяц Плавное Длительное Первая Лежа на Издает

прослежи- слуховое улыбка в животе, отдель-

вание дви- сосредото- ответ на пытается ные звуки

жущегося чение (при- разговор поднимать в ответ на

предмета слу- шивается к голосу взрослого, звуку игрушки) взрослого и удерживать голову разговор с ним

2 меся- 1. Дли- 1. Ищущие 1. Быстро Лежа на Повторно

ца тельное повороты отвечает животе, произно-

зрительное головы при улыбкой на поднимает сит

сосредото- длительном разговор с и некото- отдель-

чение: звуке. ним. рое время ные

смотрит на удержива- звуки

привлек- 2. Повора- 2. Длитель- ет

ший вни- чивает го- ное сосре- голову

мание не- лову доточение

подвиж- в сторону на другом

ньш пред- голоса ребенке

мет или взрослого

лицо

взрослого.

2. Дли-

тельно

следит за

движущей-

ся игруш-

кой или

взрослым

3 меся- Зрительное 1. Проявля- Случайно 1. Лежит

ца сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке) ет (комплекс оживления) в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор). 2. Ищет глазами ребенка, издающего наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью несколько минут на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову. 2. При поддержке под мышки крепко упирается

звуки о твердую

опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. 3. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого)

4 меся- Узнает 1. Пово- 1. Во время Рассматри- То же, что Гулит. Во время

ца мать (раду- рачивает бодрство- вает, ощу- в 3 мес., но кормления

ется) голову в вания часто пывает и более ярко придержи-

сторону и легко захватывает выражено. вает рука-

невидимого возникает низко ви- ми грудь

источника "комплекс сящие над матери или

звука и оживле- грудью бутылочку.

находит ния". игрушки.

его. 2. Громко

2. По- смеется в

ответ на

разному Эмоцио-

реагирует нальное

на спокой- речевое

ную и пля- общение с

совую ме- ним.

лодию 3. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему

5 меся- Отличает 1. Узнает Радуется 1. Четко 1. Долго Подолгу Ест с лож-

цев близких голос мате- ребенку, берет иг- лежит на певуче ки полу-

людей от ри или берет у него рушку из животе, гулит густую и

чужих по близкого из рук иг- рук взрос- подняв густую

внешнему человека. рушку, гу- лого. корпус и пищу

виду (по- лит. опираясь

разному 2. Различает 2. Удержи- на ладони

реагирует строгую вает в руке выпрям-

на лицо и ласковую игрушку ленных

знакомого интонацию рук.

и незнако- обращенной 2. Перево-

мого к нему речи

взрослого) рачивается со спины на живот. 3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки

6 меся- По-разному Уверенно 1. Перево- Произно- 1. Хорошо

цев реагирует берет иг- рачивается сит от- ест с лож-

на свое и рушки из с живот на дельные ки, снимая

чужое имя разных положений и подолгу спину. 2. Пере-дви-гается, слоги (начало лепета) пищу губами. 2. Пьет из

занимается перестав- блюдца

ими, пере-

ляя руки или чашки

кладывает или не- небольшое

из одной

много пол- количество

руки в дру- зая жидкой

гую пищи.

7 меся- Игрушкой Хорошо На вопрос "где?" ищет и нахо- Подолгу Пьет из

цев стучит, ползает лепечет, чашки,

размахива- (много, дит взглядом повторно которую

ет, перекла- быстро, в предмет, произно- держит

ды-вает разных неоднократ- сит одни взрослый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бросает ее и направле- но называемый, и те же

др. ниях) постоянно находящийся в определенном месте слоги

8 меся- Смотрит на 1. Игруш- 1. Сам 1. На вопрос Громко, 1. Ест ко-

цев действия ками зани- садится "где?" нахо- четко и рочку,

другого мается дол- сидит и дит несколь- повторно которую

ребенка и го и разно- ложится. ко (2-3) произно- сам дер-

смеется или образно 2. Придер- предметов на сит раз- жит в руке.

лепечет действует живаясь постоян-ных личные 2. Пьет из

ими. руками за местах. слоги чашки,

барьер, 2. По слову которую

2. Подража- сам встает, взрослого держит

ет действи- стоит и выполняет взрослый

ям взросло- опускает- разученные

го с игруш- ся. ранее дей-

ками (тол- ствия (без

кает, сту- 3. Пере- показа), на-

чит, выни- ступает, пример "Ла-

мает и др.) держась за душки",

барьер. "Дай ручку"

и др.

9 меся- Плясовые 1. Догоняет С предме- Переходит 1. На вопрос Подража- 1. Хорошо

цев движения ребенка, тами дейст- от одного "где?" ет взрос пьет из

под ползет ему вует по- предмета к находит не лому, чашки,

плясовую на встречу. разному, в другому, сколько повторяя слегка

мелодию зависимос- слегка знакомых за придержи-

2. Подража- ти от их придержи- предметов в ним сло- вая

ет действи- свойств ваясь за их разных ги, кото- ее рукой.

ям и дви- (катает, руками местах не рые есть в

жениям вынимает, зависимо от его лепете 2. Форми-

другого открывает, их постоян- руется

ребенка гремит, ного навык

нажимает и месторас- опрятно-

др.) положения. сти (спо-

2. Знает койно от-

свое имя, носится к

оборачи- процессу

вается на зов высажива-

ния)

10 ме- Действует Самосто- 1. Входит 1. По прось- Подража- Закрепля-

сяцев рядом с ятельно и на бе "дай" ет взрос- ются

ребенком по просьбе невысокую находит и лому, умения,

или взрослого поверх- дает знако- повторяет приобре-

одной иг- выполняет ность мые предме- за ним тенные в

рушкой с разученные или горку, ты среди новые 9 месяцев

ним с игрушка- держась за других и слоги,

ми действия перила и дает их. которых

(открывает сходит с 2. При заиг- нет в его

и закрыва- нее. ры-вании с лепете

ет, вынима- ним ("дого-

ет и вкла- 2. Идет ню- догоню",

дывает и вперед с "Сорока-

др.). поддерж- ворона",

Действия с кой за обе "прятки" и

предметами руки. др.) выпол-

принимают няет

устойчивый разученные

характер действия и

движения

11 ме- 1. Радуется Овладевает 1. Стоит 1. По сло- Произно- Умения и

сяцев приходу новыми самостоя- весной инст- сит пер- навыки

детей. разученны- тельно. рукции вые сло- закрепля-

ми дейст- выполняет ваобоз- ются

2. Избира- виями и 2. Делает разученные начения.

тельное начинает первые действия, не например.

отношение выполнять самосто- подсказан- "ав-ав",

к детям их по слову ятельные ные предме- "кис-кис",

взрослого шаги тами (водит "дай"

(наклады- куклу, кор-

вает кубик мит собач-ку

на кубик, и др.).

снимает и 2. Появля-

надевает ются первые

кольца с большими отверстиями на стержень) обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.)

12 ме- 1. Различа- 1. Протяги- 1. Самосто- Ходит 1. Понимает 1. Легко Самосто-

сяцев ет вает друго- ятельно самосто- (без показа) подража- ятельно

предметы му ребенку выполняет ятельно названия ет пьет из

по форме и отдает разученные (без опо- нескольких новым чашки

(отличает игрушку действия с ры) предметов слогам. (держит

кирпичик сопровож- игрушками действий, руками и

от кубика дая (катает, имена 2. Произ- пьет)

по слову). смехом и водит, кор- взрослых и носит 5-

лепетом. мит детей. 10 облег-

2. Узнает и др.). 2. Выполняет ченных

на 2. Ищет отдельные слов

фотогра- игрушку 2. Перено- поручения

фии знако- спрятанную сит дейст- ("найди",

мого другим вия разу- "принеси",

взрослого, ребенком ченные с "отдай тете",

мать. одним "положи на

предметом место" и др.)

на другой 3. Понимает

(водит, слово

кормит, "нельзя"

баюкает (прекращает

куклу и др.) действие).

4. Некоторые

слова в речи

взрослых

принимают

обобщенный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

характер.

5. По слову

взрослого

выполняет

разученные

ранее дейст-

вия с игруш-

ками.

Приложение 2

Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни (К.Л. Печора)

Возраст 1год 1мес.-1год 3мес. 1год 4мес.- 1год 6мес. 1год 7мес.-1год 9мес. 1год 10мес.-2года.

Пони мание речи Запас понимаемых слов быстро расширяется Обобщает предметы (в понимаемой речи) по существенным признакам. Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Актив-ная Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в В момент сильной заинтересованности называет предметы Во время игры, обозначает свои действия словами и двух- При общении со взрослым пользуется

речь момент двигательной активности, удивления, радости. словами, облегченными (би-би) и правильно произнесенными (машина). словными предложениями. трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Сенсорное развитие Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см. Ориентируется в 3-4-х контрастных формах предметов (шар, кубик, кирпичик, призма). Ориентируется в 3 -х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см. Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.

Игра и действия с пред метами Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на пирамидку и т.д.). Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия. Воспроизводит несложные сюжетные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома». Воспроизводит ряд последователь-ных действий (начало сюжетной игры).

Дви- же- ния Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т.д.). Перешагивает через препятствия приставным шагом. Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20см.) приподнятой над полом. Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

Навыки Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку и т.д.). Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки и т.д.).

Приложение 3

Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни (Г.М.Пантюхина)

Возраст 2года - 2года 6мес. 2года 6мес. - Згода.

Актив- Грамматика Говорит многословными предложениями (более 3-х слов). Начинает употреблять сложные придаточные предложения.

ная речь Вопросы Появляются вопросы «Где...?», «Куда?». Появляются вопросы: «Почему?» и «Когда?».

Сенсорное раз- Воспроизведение формы Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале. В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению.

витие Воспроизведение цвета Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов (синий, зеленый, красный, желтый). Называет четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый).

Игра Игра носит сюжетный характер, отра- Появляются элементы ролевой

жающий взаимосвязь и последователь- игры.

ность действий из жизни окружающих.

Конструктивная Самостоятельно делает простые сюжет- Появляются сложные сюжет-

деятельность ные постройки и называет их. ные постройки.

Изобразительная С помощью пластилина или

деятельность карандаша изображает простые

предметы и называет их.

Н В одевании Полностью одевается, но еще не умеет Самостоятельно одевается, мо-

а застегивать пуговицы и завязывать жет застегнуть пуговицы,

в шнурки. шнурки завязывает с неболь-

ы шой помощью взрослого.

к В кормлении Ест аккуратно. Пользуется салфеткой по мере

и надобности, без напоминания.

Движения Перешагивает через палку или веревку, Перешагивает через палку или

горизонтально приподнятую от пола на веревку, горизонтально при-

20-28см. поднятую от пола на 30-35см.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Громова О.Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2008. №4.

2. Половинкина О.Б. Психолого-педагогическая работа дефектолога с родителями в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей // Дефектология. 2003. №2.

А.Ю. Кругликова КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СЕМЕЙНОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ

Консультирование как один из видов оказания психологической помощи исследуется давно и имеет на сегодняшний день в отечественной психологии не бесспорную, но достаточно упорядоченную научно-методологическую основу (Ю.Е. Алешина, А.А. Бодалев, Р. Кочюнас, В.В. Сто-лин, Э.Г. Эйдемиллер) [1, 2, 4]. В практической психологии консультирование выступает неотъемлемой частью деятельности психолога, психотерапевта и направлено на актуализацию дополнительных психологических сил и способностей клиента, позволяющих ему найти новые варианты выхода из трудной жизненной ситуации. Особенно широко консультирование применяется в ситуациях нарушений межличностного общения, когда существенно ограничиваются возможности самореализации клиента в личностной, социальной и производственной сфере.

Примером нарушенного (затрудненного) общения является логоневроз - особая форма заикания, проявляющаяся не только на физиологическом и собственно речевом уровне, но и на уровне межличностной коммуникации. Заикание - это сложное системное нарушение, при котором несвободная, затрудненная речь является лишь верхушкой айсберга. Его подводная часть определенным образом связана со всем негативным опытом жизни человека, в нем тесно переплетаются как речевые, так и собственно психологические проблемы (страх речи, неуверенность, стыд за свою речь, боязнь новых контактов, сужение, или ограничение, сферы общения). Как образно говорила Ю.Б. Некрасова, автор методики групповой логопсихотерапии, заикающийся - это человек со «звучащей психотравмой» [7]. Последствия психологической травматизации при лого неврозе наиболее наглядны. Они дают о себе знать не только во взгляде, в поведении, в отношении к себе и окружающим людям, но и озвучены в речи, во всем речевом поведении, что во много раз усложняет жизнь страдающего заиканием. Скрыть свою проблему можно только, если молчать или сводить общение до минимума. В силу особой сложности указанного психоречевого нарушения не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.