Научная статья на тему 'Определение ограничений жизнедеятельности у детей первого года жизни'

Определение ограничений жизнедеятельности у детей первого года жизни Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
864
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / КАТЕГОРИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / CHILD DISABLED / LIFE CATEGORY / POINT SYSTEM EVALUATION

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Волынец Галина Васильевна, Пузин С. Н., Ильин А. П., Конова С. Р., Потапов А. С.

Предложена медицинская технология, основанная на балльной системе оценки ограничений в основных категориях жизнедеятельности у детей первого года жизни. Система дает возможность более объективно подходить к определению категории «ребенок-инвалид» с учетом возрастных особенностей, объективизировать оценку степени ограничений жизнедеятельности в основных категориях у детей первого года жизни, избежать как ложноположительных, так и ложноотрицательных решений при проведении медико-социальной экспертизы. Кроме того, она дает возможность разработать рациональную реабилитацию, оценивать эффективность проводимых реабилитационных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISABILITY DETERMINATION IN INFANTS

Proposed medical technology is based on the score system evaluation of restrictions in major categories of life activity in infants. The system allows to make a more objective approach to the definition of the «disabled child» category according to age pecularities, objectify the assessment of of life limitations in the major categories in children of the first year, to avoid a false positive, false negative decisions during medical and social assessment. In addition, it allows to create the rational design of rehabilitation, to evaluate the effectiveness of the rehabilitation measures.

Текст научной работы на тему «Определение ограничений жизнедеятельности у детей первого года жизни»

ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ

ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 616-036.86-053.3

ПВ. Волынец1, С.Н. Пузин2, А.П Ильин1, С.Р. Конова1, А.С. Потапов1, М.А. Шургая2, О.Т. Богова2, В.Н. Потапов2, С. А. Чандирли2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

1ФПБУ Научный центр здоровья детей РАМН, 1 19991, Москва; 2кафедра гериатрии и медико-социальной экспертизы ПБОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России,1 23995, Москва

Предложена медицинская технология, основанная на балльной системе оценки ограничений в основных категориях жизнедеятельности у детей первого года жизни. Система дает возможность более объективно подходить к определению категории «ребенок-инвалид» с учетом возрастных особенностей, объективизировать оценку степени ограничений жизнедеятельности в основных категориях у детей первого года жизни, избежать как ложноположи-тельных, так и ложноотрицательныхрешений при проведении медико-социальной экспертизы. Кроме того, она дает возможность разработать рациональную реабилитацию, оценивать эффективность проводимых реабилитационных мероприятий.

Ключевые слова: ребенок-инвалид, категория жизнедеятельности, балльная система оценки. DISABILITY DETERMINATION IN INFANTS

G.V. Volynets1, S.N. Puzin2, A.G. Win1, S.R.Konova1, A.S. Potapov1, M.A.Shurgaya2, O.T. Bogova2, V.N. Potapov2, S.A.Chandirli 2

1FGBU Research Center for Children S Health, 119991, Moscow, Russian Federation; 2Department of Geriatrics and Medical and Social Expertise, 2Russian Medical Academy of Postgraduate Education of the Ministry of Health Care and Social Development, 123995, Moscow, Russian Federation

Proposed medical technology is based on the score system evaluation of restrictions in major categories of life activity in infants. The system allows to make a more objective approach to the definition of the «disabled child» category according to age pecularities, objectify the assessment of of life limitations in the major categories in children of the first year, to avoid a false positive, false negative decisions during medical and social assessment. In addition, it allows to create the rational design of rehabilitation, to evaluate the effectiveness of the rehabilitation measures.

Key words: child - disabled, life category, point system evaluation.

Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.09 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» утверждены Классификации основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности и Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.09 № 1013н, категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соот-

Для корреспонденции:

Волынец Галина Васильевна - д-р мед. наук, гл. науч. сотр. гастроэнтерологического отд-ния с гепатологической группой НЦЗД РАМН, проф. каф. поликлинической и социальной педиатрии ФУВ РГМУ 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2; e-mail: volynec_g@mail.ru.

ветствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты. К основным категориям жизнедеятельности детей относятся: способность к передвижению, способность к самообслуживанию, способность к обучению, способность к общению, способность к ориентации, способность контролировать свое поведение [1].

Под ограничениями жизнедеятельности у детей понимается отклонение от нормы деятельности ребенка в различные возрастные периоды вследствие нарушения функционального состояния организма, которое ограничивает его способность выполнять определенный комплекс интегрированной деятельности.

К ограничениям жизнедеятельности ребенка могут приводить стойкие расстройства функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

До настоящего времени медико-социальная экспертиза проводилась на основании Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МКН). Этот документ был пересмотрен ВОЗ и в 2001 г. принят под названием Международная классификация

Медико-социальная экспертиза и реабилитация, № 2, 2013

функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая ушла от классификации «последствий болезни», чтобы стать классификацией «составляющих здоровья». «Составляющие здоровья» определяют, из чего оно состоит, в то время как «последствия» концентрируют внимание на тех влияниях, которые могут оказывать заболевания на конечный результат. МКФ занимает нейтральную позицию по отношению к причинам, вызывающим те или иные нарушения структур и функций организма, но содержит несколько составляющих: составляющую организм, которая содержит две классификации (одна - для структур организма, другая - для функций организма), составляющую активность и участие, которая классифицирует жизнедеятельность человека, и составляющую контекстовых факторов, которая включает в себя факторы окружающей среды, в том числе личностные факторы, которые мешают или способствуют реализации возможностей человека (участия) в активной жизнедеятельности.

Нарушения функций могут быть временными или постоянными, прогрессирующими, регрессирующими или стабильными, перемежающимися или непрерывными. Одни нарушения могут приводить к другим нарушениям. Например, потеря мышечной силы может нарушать двигательные функции, а стойкое нарушение двигательных функций может приводить к ограничениям жизнедеятельности, т. е. к трудностям при выполнении человеком определенных действий или задач. Многие функции организма одновременно обеспечивают деятельность в нескольких сферах жизни. Так, стойкие нарушения функций, обеспечивающих двигательную активность (мобильность), могут приводить к ограничениям жизнедеятельности не только в категории «Способность к передвижению», но и в категории «Способность к самообслуживанию». Стойкие нарушения таких сенсорных функций, как функции зрения или слуха, могут приводить не только к ограничениям жизнедеятельности в категории «Способность к общению», но и в категориях «Способность к обучению» и «Способность к ориентации». Это говорит о тесной взаимосвязи между различными категориями жизнедеятельности, обусловленной тем, что одни и те же функции организма отвечают за различные сферы деятельности человека.

Однако зачастую приходится сталкиваться с отождествлением принципиально различных понятий «нарушение функции» и «ограничение жизнедеятельности». Даже значительные и стойкие нарушения функций могут не приводить к ограничениям жизнедеятельности. И в то же время даже значительное восстановление определенных функций не всегда может приводить к полному восстановлению жизнедеятельности. Так, например, ограничения жизнедеятельности в категории «Способность к передвижению» могут возникать при стойких нарушениях функции подвижности и/или стабильности суставов, нарушении функций подвижности костного аппарата, функции силы и тонуса мышц, а также нарушении таких двигательных функций, как моторно-рефлекторные функции, функции непроизвольной двигательной реакции и др. Движения, которые осуществляются при выполнении этих функций, являются действием, или выполнением

определенной задачи, т. е. одного из видов жизнедеятельности.

Основные функции, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка, проходят возрастные этапы своего развития, что обусловливает необходимость при проведении медико-социальной экспертизы и определении наличия ограничений жизнедеятельности учитывать возраст ребенка. С момента рождения и по мере своего роста и развития ребенок осваивает выполнение тех или иных действий или задач, относящихся к определенной категории жизнедеятельности, т. е. учится осуществлять свою жизнедеятельность. Поэтому каждая категория жизнедеятельности имеет определенные возрастные особенности, знание которых позволяет при проведении медико-социальной экспертизы объективно определять наличие их ограничений и выносить правильное экспертное решение.

Рассматриваемые аспекты жизнедеятельности характеризуются различными вариантами целой серии показателей, связанных с нарушением комплекса различных функций организма (статодинамических, сенсорных, психических и др.), влияние сочетанно-сти нарушений которых на способность ребенка выполнять определенный комплекс интегрированной деятельности в разные возрастные периоды нередко трудно учесть.

С этой целью в качестве вспомогательного инструмента разработана балльная система оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей различного возраста на основе МКФ.

При этом проводится тестирование с оценкой каждого критерия, характеризующего способности ребенка к выполнению комплекса действий, относящихся к основным категориям жизнедеятельности, с учетом возраста и этапов становления различных функций, обеспечивающих эти способности. Каждый критерий оценивается по 4-балльной шкале. Способность самостоятельно выполнять какое-либо действие в соответствии с возрастной нормой соответствует 3 баллам. Если какой-либо навык не выполняется в том возрасте, когда он должен выполняться ребенком (или наблюдается отставание в его выполнении на один возрастной период), он оценивается в 2 балла. Отставание в освоении (выполнении) ребенком определенного навыка на два возрастных периода оценивается в 1 балл, на три возрастных периода - в 0 баллов.

Под возрастным периодом понимается:

• у детей в возрасте 0-3 года один возрастной период - это эпикризный срок;

• у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной период - 1 год;

• затем - возраст 10 лет;

• возраст 15 лет;

• возраст 17 лет включительно.

При оценке способности контролировать свое поведение под возрастным периодом понимается:

• у детей первого года жизни один возрастной период - это 6 мес;

• у детей в возрасте от 1 до 7 лет один возрастной период - 1 год;

• затем - возраст 10 лет;

• возраст 15 лет;

• возраст 17 лет включительно.

Балльная система оценки степени ограничений основных категорий жизнедеятельности у детей первого года жизни

х

Показатель

о

н о о к

О Л

к 5 ю к о о

о о о ~ а '

О ^

о к

И и

ю а

о я Я

о

ёУ о

баллы

Показатель

Я •о'

н о о к

О Л

® 5 ю к о о

о о о ^ а *

О -

о к

И и

ю а

о я Я

о

£

X

ГЗ =С

I

О X

к

баллы

3 мес Фиксация взгляда на неподвижных, ярких предметах Ребёнок вздрагивает и мигает при резком звуке На звук дети реагируют или реакцией пробуждения или реакцией движения

Прослеживает взглядом двигающийся предмет до средней линии Длительное зрительное сосредоточение на лицах Улыбка при виде матери

Поворачивает голову в сторону голоса взрослого или в направлении звука (прислушивается)

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении

Длительно рассматривает свои ручки

Лёжа на животе, пытается поднимать и удерживать голову

Выраженный хватательный рефлекс

Реакция упора ног; «автоматическая ходьба»

Удерживает голову

Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову

Удерживает голову в вертикальном положении Первые ощупывающие движения рук, возникающие при случайном касании предметов Воспринимает неподвижные объекты Ищет глазами издающего звуки человека Голосовые реакции: крик и плач

Начало формирования «комплекса оживления» в виде замирания или сосредоточения при звуках или зрительной фиксации объекта (предмета или лица человека) Издает неопределенные гласные звуки Сосредоточение на лице говорящего, на игрушке Реагирует на прикосновение Контакт «глаза в глаза» (реакция на лицо матери) Реакция испуга на сильные раздражители, крики, эпизоды фиксации взгляда на движущихся предметах Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним Ищет глазами предмет, издающий звуки Процесс приёма пищи внутрь через рот не нарушен Мочеиспускание не нарушено Дефекация не нарушена Количество набранных при тестировании баллов в возрасте 3 мес Нет ограничений (отставание на 0-4%)

Незначительные ограничения (отставание на 5-24%)

Умеренные ограничения (отставание на 25^9%)

Тяжёлые ограничения (отставание на 50-95% и более)

3

3

3

27 24 39 42 9

26- 23- 37- 40- 8-9

27 24 39 42

21- 18- 30- 32- 7-8

25 22 36 39

14- 12- 20- 21- 5-6

го 17 29 31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<13 <11 <19 <20 <4

Отсутствует фиксация взгляда на неподвижных, ярких предметах 2 2

Отсутствие вздрагивания и мигания при резком звуке 2 2

Отсутствие реакции пробуждения или движения на звук 2 2 2

Не прослеживает взглядом двигающийся предмет до средней линии 2 2 2

Отсутствует зрительное сосредоточение на лицах 2 2 2

Отсутствует улыбка при виде матери 2 2 2

Отсутствуют ищущие повороты головы на длительные звуки 2 2 2 2

Отсутствует зрительное сосредоточение в вертикальном положении. 2 2 2

Не рассматривает свои ручки. 2

Не пытается лёжа на животе, поднимать и удерживать голову 2

Не выражен хватательный рефлекс. 2

Отсутствует реакция упора ног, «автоматическая ходьба» 2

Не удерживает голову 2

Не лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и 2

высоко подняв голову

Не удерживает голову в вертикальном положении 2

Отсутствуют первые ощупывающие движения рук, возникающие 2 2

при случайном касании предметов

Не воспринимает неподвижные объекты 2

Отсутствует реакция на издающего звуки человека 2

Голосовые реакции отсутствуют или не выражены 2

Отсутствует замирание или сосредоточение при звуках, отсутствует 2 2

зрительная фиксакция на предмете

Не издает неопределенные гласные звуки 2

Сосредоточения на лице говорящего, на игрушке нет 2

Отсутствует реакция на прикосновение 2

Реакции на лицо матери нет 2

Отсутствует реакция испуга на сильные раздражители 2

Улыбкой на разговор с ним не отвечает 2

Предмет, издающий звуки, глазами не ищет 2

Нарушен процесс приёма пищи внутрь через рот 2

Нарушен процесс мочеиспускания 2

Нарушен процесс дефекации 2

6 мес Фиксация взгляда на неподвижных, ярких предметах 3 3

Ребёнок вздрагивает и мигает при резком звуке 3 3

На звук дети реагируют или реакцией пробуждения, или реакцией 3 3 3

движения

Прослеживает взглядом двигающийся предмет до средней линии 3 3 3

Длительное зрительное сосредоточение на лицах 3 3 3

Улыбка при виде матери 3 3 3

Поворачивает голову в сторону голоса взрослого или в направле- 3 3 3 3 нии звука (прислушивается)

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении 3 3 3

Длительно рассматривает свои ручки 3

Лёжа на животе, пытается поднимать и удерживать голову 3

Выраженный хватательный рефлекс. 3

Реакция упора ног; «автоматическая ходьба» 3

Удерживает голову. 3

Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и 3

высоко подняв голову

Удерживает голову в вертикальном положении 3

Первые ощупывающие движения рук, возникающие при случай- 3 3

ном касании предметов

Воспринимает неподвижные объекты 3

Ищет глазами издающего звуки человека 3

Голосовые реакции: крик и плач 3

Начало формирования «комплекса оживления» в виде замирания 3 3

или сосредоточения при звуках или зрительной фиксации объекта (предмета или лица человека)

Издает неопределенные гласные звуки 3

Сосредоточение на лице говорящего, на игрушке 3

Реагирует на прикосновение 3

Контакт «глаза в глаза» (реакция на лицо матери) 3

Реакция испуга на сильные раздражители, крики, эпизоды фикса- 3

ции взгляда на движущихся предметах

Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним 3

Ищет глазами предмет, издающий звуки 3

Процесс приёма пищи внутрь через рот не нарушен 3

Мочеиспускание не нарушено 3

Дефекация не нарушена 3

Прослеживает взглядом двигающийся предмет на 180° 3 3 3

Различает жёлтый и синий цвета 3 3 3

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и на- 3 3 3

ходит его глазами (фиксирует на нём взгляд)

Адекватно реагирует на спокойные и плясовые мелодии 3 3 3

Повышенное внимание к новым предметам 3 3 3

Выраженный «комплекс оживления»: проявляется радость, ребё- 3 3

нок громко смеётся в ответ на эмоциональное речевое общение

Узнаёт голос матери или близкого человека 3 3 3

Элементы гуления 3

Обращает внимание на мелкие контрастные предметы 3 3 3

Оживлённо реагирует на живое лицо и не реагирует на его цвет- 3 3

ную фотографию

Отличает изменения формы от изменения отдельных признаков 3 3

предмета

Оценивает отличия любого признака предмета как новый предмет 3 3

Формируются целенаправленные движения, которые осущест- 3 3

вляются под контролем зрения (бимануальная координация под зрительным контролем)

По-разному реагирует на своё и чужое имя 3 3 3

Сформированы постоянные условные рефлексы на пассивное раз- 3

гибание ножки ребёнка в коленном суставе

Двигательные реакции (поворот глаз, головы, движения рук) на 3

новые предметы

Приподнимается на животе, опираясь на локти 3

Отсутствует фиксация взгляда на неподвижных, ярких предметах Отсутствие вздрагивания и мигания при резком звуке Отсутствие реакции пробуждения или движения на звук

Не прослеживает взглядом двигающийся предмет до средней линии Отсутствует зрительное сосредоточение на лицах Отсутствует улыбка при виде матери

Отсутствуют ищущие повороты головы на длительные звуки

Отсутствует зрительное сосредоточение в вертикальном положении. Не рассматривает свои ручки

Не пытается лёжа на животе, поднимать и удерживать голову Не выражен хватательный рефлекс Отсутствует реакция упора ног, «автоматическая ходьба» Не удерживает голову

Не лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову

Не удерживает голову в вертикальном положении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствуют первые ощупывающие движения рук, возникающие

при случайном касании предметов

Не воспринимает неподвижные объекты

Отсутствует реакция на издающего звуки человека

Голосовые реакции отсутствуют или не выражены

Отсутствует замирание или сосредоточение при звуках, отсутствует

зрительная фиксакция на предмете

Не издает неопределенные гласные звуки Сосредоточения на лице говорящего, на игрушке - нет Отсутствует реакция на прикосновение Реакции на лицо матери нет

Отсутствует реакция испуга на сильные раздражители

Улыбкой на разговор с ним не отвечает. Предмет, издающий звуки глазами не ищет Нарушен процесс приёма пищи внутрь через рот Нарушен процесс мочеиспускания Нарушен процесс дефекации.

Не прослеживает взглядом двигающийся предмет на 180° 2

Не различает жёлтый и синий цвета 2

Не поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, не 2 фиксирует на нём взгляд

Не реагирует адекватно на спокойные и плясовые мелодии 2

Не отмечается повышенного внимания к новым предметам 2

Отсутствует «комплекс оживления» 2

Не узнаёт голос матери или близкого человека 2

Не наблюдается элементов гуления 2

Не фиксирует внимания на мелких контрастных предметах 2

Различий реакции ребёнка на живое лицо и его цветную фотогра- 2 фию нет

Не различает изменений формы от изменений отдельных признаков 2 предмета

Не оценивает отличия любого признака предмета как новый предмет 2 Отсутствуют целенаправленные движения под контролем зрения 2

Отсутствует дифференцированная реакция на своё и чужое имя 2 Не сформированы постоянные условные рефлексы на пассивное разгибание ножки ребёнка в коленном суставе

Отсутствуют двигательные реакции (поворот глаз, головы, движения рук) на новые предметы

Не приподнимается на животе, опираясь на локти

Элементарные маннпуляторные движения рук с предметами

Рассматривает, активно ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Однако, эти движения неточны, не скоординированы, сопровождаются многими синкинезиями При поддержке крепко опирается на твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе

Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных ручек

Переворачивается со спины на живот

Ребёнок способен брать предмет руками

Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки

Переворачивается с живота на спину

Сидит без поддержки

Берет игрушку из рук взрослого

Удерживает игрушку в руке

Направленные движения руки к определенному предмету

Передвигается, переставляя ручки или немного подползая Уверенно берет игрушки из любого положения и подолгу занимается ими, перекладывает из одной ручки в другую Петлеобразные хватательные движения с частыми промахами становятся более точными, а удержание предмета - прочным. Развивается произвольная регуляция движений глаз, что обеспечивает получение пространственной зрительной информации и определяет развитие и совершенствование двигательной активности

Подолгу и певуче гулит

Может дифференцировать выражение лица

По внешнему виду отличает близких людей от чужих

Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает его, тянется к нему

Активно ощупывает и захватывает предметы руками

Легко возникает «комплекс оживления» при бодрствовании.

Отличает папу от мамы

Дифференцирует направления звука - поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами Радуется общению с другим ребёнком, берет у него из рук игрушку

Пытается произносить отдельные слоги без смыслового значения Активно ощупывает и захватывает предметы Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, тянется к нему Различает интонацию голоса и по-разному на неё реагирует Формируются целенаправленные движения, которые осуществляются под контролем зрения

Различает целостные объекты и их отдельные признаки Различает красный и зелёный цвета

Способен дифференцировать выражение лица, различает мимику и жесты

Бимануальная коррекция под зрительным контролем Понимает собственное имя. Различает предметы по размеру

Процесс приёма жидкости внутрь через рот не нарушен Во время кормления придерживает ручками грудь матери или бутылочку

Ест с ложки полугустую пишу Хорошо ест с ложки, снимая пишу губами

Небольшое количество жидкой пищи пьёт из блюдца или из чашки, которую держит взрослый Держит в руках бутылочку Количество набранных при тестировании баллов в возрасте 6 мес Нет ограничений (отставание на 0^%)

Незначительные ограничения (отставание на 5-24%)

Отсутствуют элементарные маннпуляторные движения рук с пред- 2 2

метами

Не рассматривает, не ощупывает и не захватывает низко висящие 2 2

над грудью игрушки

При поддержке не опирается на твердую опору ногами, согнутыми в 2 тазобедренном суставе

Не лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрям- 2 ленных ручек

Не переворачивается со спины на живот 2

Ребёнок не способен брать предмет руками 2

Не стоит при поддержке под мышки 2

Не переворачивается с живота на спину 2

Не сидит без поддержки 2

Не берет игрушку из рук взрослого 2

Не удерживает игрушку в руке 2

Отсутствуют направленные движения руки к определенному пред- 2 2

Не передвигается, переставляя ручки или немного подползая 2

Не может брать игрушки из любого положения и подолгу занимать- 2 2

ся с ними, перекладывая из одной ручки в другую

Отсутствуют петлеобразные хватательные движения и удержание 2 предмета в руках

Отсутствует произвольная регуляция движений глаз 2 2

Не гулит 2 2

Не дифференцирует выражения лица 2

Не отличает по внешнему виду близких людей от чужих 2 2 2

Отсутствует поиск взглядом другого ребенка 2 2

Отсутствует ощупывание и захватывание предметов руками 2

Отсутствует «комплекс оживления» при бодрствовании 2 2 2

Не отличает папу и маму. 2 2

Не дифференцирует направлений звука 2

Не общается с другим ребёнком 2 2

Не произносит отдельных слогов 2

Отсутствует активное ощупывание и захват предметов 2

Отсутствует реакция на другого ребёнка 2

Не различает интонацию голоса 2 2 2

Отсутствуют целенаправленные движения, которые осуществляются 2

под контролем зрения

Целостные объекты и их отдельные признаки не различает. 2

Не различает красный и зелёный цвета. 2

Не может дифференцировать выражение лица, не различает мимику 2 2

и жесты

Отсутствует бимануальная коррекция под зрительным контролем 2

Не понимает собственное имя 2 2

Не различает предметы по размеру 2 2 ^

Нарушен процесс приёма жидкости внутрь через рот 2 ^

Не может придерживать ручками во время кормления грудь матери 2

или бутылочку ^

Не может есть с ложки полугустую пишу 2 ^

Не может есть с ложки, снимая пищу губами 2

Не может пить небольшое количество жидкой пищи из блюдца или 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из чашки, которую держит взрослый 2

Не может держать в руках бутылочку 2 Э

з

Умеренные ограничения (отставание на 25-49%)

3 3

3 3

3 3 3

37- 41- 58- 57-83 14-54 61 86 20

Тяжёлые ограничения (отставание на 50-95% и более) -36 ^40 ^57 ^56 ^13

9 мес Фиксация взгляда на неподвижных, ярких предметах 3 3

Ребёнок вздрагивает и мигает при резком звуке На звук дети реагируют или реакцией пробуждения или реакцией движения

Прослеживает взглядом двигающийся предмет до средней линии Длительное зрительное сосредоточение на лицах 3 3 3

Улыбка при виде матери 3 3 3

Поворачивает голову в сторону голоса взрослого или в направле- 3 3 3 3 нии звука (прислушивается)

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении 3 3 3

Длительно рассматривает свои ручки 3

Лёжа на животе, пытается поднимать и удерживать голову 3

Выраженный хватательный рефлекс 3

Реакция упора ног; «автоматическая ходьба» 3

Удерживает голову 3

Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и 3

высоко подняв голову

Удерживает голову в вертикальном положении 3

Первые ощупывающие движения рук, возникающие при случай- 3 3

ном касании предметов

Воспринимает неподвижные объекты 3

Ищет глазами издающего звуки человека 3

Голосовые реакции: крик и плач 3

Начало формирования «комплекса оживления» в виде замирания 3 3

или сосредоточения при звуках или зрительной фиксации объекта (предмета или лица человека)

Издает неопределенные гласные звуки 3

Сосредоточение на лице говорящего, на игрушке 3

Реагирует на прикосновение 3

Контакт «глаза в глаза» (реакция на лицо матери) 3

Реакция испуга на сильные раздражители, крики, эпизоды фикса- 3

ции взгляда на движущихся предметах

Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним 3

Ищет глазами предмет, издающий звуки 3

Процесс приёма пищи внутрь через рот не нарушен 3

Мочеиспускание не нарушено 3

Дефекация не нарушена 3

Прослеживает взглядом двигающийся предмет на 180° 3 3 3

Различает жёлтый и синий цвета 3 3 3

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и на- 3 3 3

ходит его глазами (фиксирует на нём взгляд)

Адекватно реагирует на спокойные и плясовые мелодии 3 3 3

Повышенное внимание к новым предметам 3 3 3

Выраженный «комплекс оживления»: проявляется радость, ребё- 3 3

нок громко смеётся в ответ на эмоциональное речевое общение

Узнаёт голос матери или близкого человека 3 3 3

Элементы гуления 3

Обращает внимание на мелкие контрастные предметы 3 3 3

Оживлённо реагирует на живое лицо и не реагирует на его цвет- 3 3

ную фотографию

Отличает изменения формы от изменения отдельных признаков 3 3

предмета

Оценивает отличия любого признака предмета как новый предмет 3 3

Формируются целенаправленные движения, которые осущест- 3 3

вляются под контролем зрения (бимануальная координация под зрительным контролем)

По-разному реагирует на своё и чужое имя 3 3 3

Сформированы постоянные условные рефлексы на пассивное раз- 3

гибание ножки ребёнка в коленном суставе

Отсутствует фиксация взгляда на неподвижных, ярких предметах О

Отсутствие вздрагивания и мигания при резком звуке О

Отсутствие реакции пробуждения или движения на звук О

Не прослеживает взглядом двигающийся предмет до средней линии О

Отсутствует зрительное сосредоточение на лицах О

Отсутствует улыбка при виде матери О

Отсутствуют ищущие повороты головы на длительные звуки О

Отсутствует зрительное сосредоточение в вертикальном положении О

Не рассматривает свои ручки О

Не пытается лёжа на животе, поднимать и удерживать голову Не выражен хватательный рефлекс Отсутствует реакция упора ног, «автоматическая ходьба» Не удерживает голову

Не лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову

Не удерживает голову в вертикальном положении

Отсутствуют первые ощупывающие движения рук, возникающие

при случайном касании предметов

Не воспринимает неподвижные объекты

Отсутствует реакция на издающего звуки человека

Голосовые реакции отсутствуют или не выражены

Отсутствует замирание или сосредоточение при звуках, отсутствует

зрительная фиксация на предмете

Не издает неопределенные гласные звуки Сосредоточения на лице говорящего, на игрушке нет Отсутствует реакция на прикосновение Реакции на лицо матери нет

Отсутствует реакция испуга на сильные раздражители

Улыбкой на разговор с ним не отвечает Предмет, издающий звуки глазами не ищет Нарушен процесс приёма пищи внутрь через рот Нарушен процесс мочеиспускания Нарушен процесс дефекации

Не прослеживает взглядом двигающийся предмет на 180° Не различает жёлтый и синий цвета

Не поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, не фиксирует на нём взгляд

Не реагирует адекватно на спокойные и плясовые мелодии Не отмечается повышенного внимания к новым предметам Отсутствует «комплекс оживления»

Не узнаёт голос матери или близкого человека Не наблюдается элементов гуления

Не фиксирует внимания на мелких контрастных предметах Различий реакции ребёнка на живое лицо и его цветную фотографию нет

Не различает изменений формы от изменений отдельных признаков предмета

Не оценивает отличия любого признака предмета как новый предмет Отсутствуют целенаправленные движения под контролем зрения

Отсутствует дифференцированная реакция на своё и чужое имя 1

Не сформированы постоянные условные рефлексы на пассивное разгибание ножки ребёнка в коленном суставе

Двигательные реакции (поворот глаз, головы, движения рук) на новые предметы.

Приподнимается на животе, опираясь на локти Элементарные манипуляторные движения рук с предметами.

Рассматривает, активно ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Однако эти движения неточны, не скоординированы, сопровождаются многими синкинезиями При поддержке крепко опирается на твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе

Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных ручек Переворачивается со спины на живот Ребёнок способен брать предмет руками Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки Переворачивается с живота на спину Сидит без поддержки Берет игрушку из рук взрослого Удерживает игрушку в руке

Направленные движения руки к определенному предмету

Передвигается, переставляя ручки или немного подползая. Уверенно берет игрушки из любого положения и подолгу занимается ими, перекладывает из одной ручки в другую Петлеобразные хватательные движения с частыми промахами становятся более точными, а удержание предмета - прочным. Развивается произвольная регуляция движений глаз, что обеспечивает получение пространственной зрительной информации и определяет развитие и совершенствование двигательной активности

Подолгу и певуче гулит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Может дифференцировать выражение лица

По внешнему виду отличает близких людей от чужих

Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает его, тянется к нему

Активно ощупывает и захватывает предметы руками

Легко возникает «комплекс оживления» при бодрствовании

Отличает папу от мамы

Дифференцирует направления звука - поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами Радуется общению с другим ребёнком, берет у него из рук игрушку

Пытается произносить отдельные слоги без смыслового значения. Активно ощупывает и захватывает предметы Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, тянется к нему Различает интонацию голоса и по-разному на неё реагирует Формируются целенаправленные движения, которые осуществляются под контролем зрения

Различает целостные объекты и их отдельные признаки Различает красный и зелёный цвета

Способен дифференцировать выражение лица, различает мимику и жесты

Бимануальная коррекция под зрительным контролем Понимает собственное имя Различает предметы по размеру

Процесс приёма жидкости внутрь через рот не нарушен Во время кормления придерживает ручками грудь матери или бутылочку

Ест с ложки полугустую пишу Хорошо ест с ложки, снимая пишу губами

Небольшое количество жидкой пищи пьёт из блюдца или из чашки, которую держит взрослый Держит в руках бутылочку

Отсутствуют двигательные реакции (поворот глаз, головы, движения 1 рук) на новые предметы

Не приподнимается на животе, опираясь на локти 1

Отсутствуют элементарные манипуляторные движения рук с пред- 1 1

метами

Не рассматривает, не ощупывает и не захватывает низко висящие 1 1

над грудью игрушки

При поддержке не опирается на твердую опору ногами, согнутыми в 1 тазобедренном суставе

Не лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрям- 1 ленных ручек

Не переворачивается со спины на живот 1

Ребёнок не способен брать предмет руками 1

Не стоит при поддержке под мышки 1

Не переворачивается с живота на спину 1

Не сидит без поддержки 1

Не берет игрушку из рук взрослого 1

Не удерживает игрушку в руке 1

Отсутствуют направленные движения руки к определенному пред- 1 1

Не передвигается, переставляя ручки или немного подползая 1

Не может брать игрушки из любого положения и подолгу занимать- 1 2

ся с ними, перекладывая из одной ручки в другую

Отсутствуют петлеобразные хватательные движения и удержание 1 предмета в руках

Отсутствует произвольная регуляция движений глаз 1 1

Не гулит

Не дифференцирует выражения лица

Не отличает по внешнему виду близких людей от чужих

Отсутствует поиск взглядом другого ребенка

Отсутствует ощупывание и захватывание предметов руками

Отсутствует «комплекс оживления» при бодрствовании

Не отличает папу и маму

Не дифференцирует направлений звука

Не общается с другим ребёнком

Не произносит отдельных слогов Отсутствует активное ощупывание и захват предметов Отсутствует реакция на другого ребёнка Не различает интонацию голоса

Отсутствуют целенаправленные движения, которые осуществляются под контролем зрения

Целостные объекты и их отдельные признаки не различает Не различает красный и зелёный цвета

Не может дифференцировать выражение лица, не различает мимику и жесты

Отсутствует бимануальная коррекция под зрительным контролем

Не понимает собственное имя

Не различает предметы по размеру

Нарушен процесс приёма жидкости внутрь через рот

Не может придерживать ручками во время кормления грудь матери

или бутылочку

Не может есть с ложки полугустую пищу

Не может есть с ложки, снимая пишу губами

Не может пить небольшое количество жидкой пищи из блюдца или

из чашки, которую держит взрослый

Не может держать в руках бутылочку

Не только различает интонацию голоса, но и по-разному на неё реагирует

На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся на постоянном определенном месте (часы, кукла и т.д.) Сидя, следит за предметом

Подражает действиям взрослого с игрушками (стучит, толкает мяч) Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете

Повторяет простые (одно- или двухсложные) слова По вербальной просьбе взрослого (без показа) выполняет разученные ранее действия («ладушки», «дай ручку») Отмечается повторение увиденных или услышанных жестов, мимики, звуков и слогов

Отмечаются первые проявления произвольности внимания (внимание к исчезнувшему объекту)

Долго и разнообразно занимается игрушками, действует ими в зависимости от их свойств Хорошо сидит без поддержки

Изменяет положение тела самостоятельно, но не всегда уверенно Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает из одной ручки в другую и т.д

Совершает попеременные шагательные движения при пассивной поддержке под руки

Самостоятельно садится, сидит и ложится Переступает, держась за барьер

Самостоятельно встает, держась за опору, стоит и опускается Смотрит на действия другого ребенка и смеётся или лепечет Гуление переходит в лепет. Подолгу лепечет, произносит 2-3 одних и тех же слога

Появляется модулированный лепет (слоги с разнообразными интонациями)

Начинает произносить «мама», «папа» Откликается на свое имя

Стремится передать собственное состояние взглядом и жестом

Дифференцированно реагирует на звуки - выполняет плясовые

движения под музыку

Пытается стягивать шапку с головы

Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке

Пьёт из чашки, которую держит взрослый

Формируется навык опрятности (высаживается взрослым на

горшок).

Количество набранных при тестировании баллов в возрасте 9 мес Нет ограничений (отставание на 0-4%)

Незначительные ограничения (отставание на 5-24%)

Умеренные ограничения (отставание на 25-49%)

Тяжёлые ограничения (отставание на 50-95% и более) 12 Прослеживает взглядом двигающийся предмет на 180° мес Различает жёлтый и синий цвета

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами (фиксирует на нём взгляд) Адекватно реагирует на спокойные и плясовые мелодии Повышенное внимание к новым предметам Выраженный «комплекс оживления»: проявляется радость, ребёнок громко смеётся в ответ на эмоциональное речевое общение. Узнаёт голос матери или близкого человека Элементы гуления

Обращает внимание на мелкие контрастные предметы Оживлённо реагирует на живое лицо и не реагирует на его цветную фотографию

108 105 147 147

104- 101 141- 141-

108 82-103 105 80- 100 147 112- 140 147 112- 140

55- 81 <54 54- 79 <53 75- 111 <74 75- 111 <74

3 3 3

3 3 3

3 3 3

3 3 3

3 3 3

3 3 3

3 3 3

3

3 3 3

3 3

3 3 3 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60 58-60 46-

Отсутствует дифференцированная реакция на различную интонацию голоса

На вопрос «где?» взглядом не находит предмет, находящийся на постоянном определенном месте (часы, кукла и т.д.)

Не следит за предметом в положении сидя 2 2

Не подражает действиям взрослого с игрушками 2 2

Не подражает взрослому, повторяя за ним слоги 2 2

Не повторяет простые (одно/или двухсложные) слова 2 2

Не выполняет по вербальной просьбе взрослого (без показа) 2 2 2 2

разученные ранее действия («ладушки», «дай ручку»)

Не повторяет увиденные или услышанные жесты, мимику, звуки и 2 2

слоги

Отсутствуют проявления произвольного внимания (внимание к не- 2 2

чезнувшему объекту)

Не может долго и разнообразно заниматься игрушками, действовать 2 2 2 2 ими в зависимости от их свойств

Не может хорошо сидеть без поддержки 2 2 §

X

Не может производить двигательных манипуляций с игрушками 2

Не прослеживает взглядом двигающийся предмет на 180° 0 0 0

Не отличает жёлтый и синий цвета 0 0 0

Не поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, не 0 0 0 фиксирует на нём взгяд

Не реагирует адекватно на спокойные и плясовые мелодии 0 0 0

Не отмечается повышенного внимания к новым предметам 0 0 0

Отсутствует «комплекс оживления» 0 0 0

Не узнаёт голос матери или близкого человека 0 0 0

Не наблюдается элементов гуления 0

Не фиксирует внимания на мелких контрастных предметах 0 0 0

Различий реакции ребёнка на живое лицо и его цветную фотогра- 0 0 фию нет

СП

Не совершает попеременных шагательных движений при пассивной 2 2

поддержке под руки

Не может самостоятельно садиться, сидеть и ложиться 2 2

Не переступает, держась за барьер 2 2 о

Не может самостоятельно вставать, стоять и опускаться 2 2

Не наблюдает и не реагирует на действия другого ребенка 2

Отсутствует лепет 2

Отсутствует модулированный лепет 2

Не произносит «папа», «мама» 2

Не откликается на свое имя 2 2

Не может передать собственное состояние взглядом и жестом 2

Отсутствует дифференцированная реакция на звуки 2 2

Не пытается стягивать шапку с головы 2

Не может есть корочку хлеба, которую сам держит в руке 2

Не может пить из чашки, которую держит взрослый 2 2

Не может садиться на горшок 2

Отличает изменения формы от изменения отдельных признаков предмета

Оценивает отличия любого признака предмета как новый предмет Формируются целенаправленные движения, которые осуществляются под контролем зрения (бимануальная координация под зрительным контролем) По-разному реагирует на своё и чужое имя

Сформированы постоянные условные рефлексы на пассивное разгибание ножки ребёнка в коленном суставе Двигательные реакции (поворот глаз, головы, движения рук) на новые предметы

Приподнимается на животе, опираясь на локти Элементарные манипуляторные движения рук с предметами

Рассматривает, активно ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Однако эти движения неточны, не скоординированы, сопровождаются многими синкинезиями При поддержке крепко опирается на твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе

Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных ручек

Переворачивается со спины на живот

Ребёнок способен брать предмет руками

Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки

Переворачивается с живота на спину

Сидит без поддержки

Берет игрушку из рук взрослого

Удерживает игрушку в руке

Направленные движения руки к определенному предмету Передвигается, переставляя ручки или немного подползая Уверенно берет игрушки из любого положения и подолгу занимается ими, перекладывает из одной ручки в другую Петлеобразные хватательные движения с частыми промахами становятся более точными, а удержание предмета - прочным Развивается произвольная регуляция движений глаз, что обеспечивает получение пространственной зрительной информации и определяет развитие и совершенствование двигательной активности Подолгу и певуче гулит Может дифференцировать выражение лица По внешнему виду отличает близких людей от чужих Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает его, тянется к нему Активно ощупывает и захватывает предметы руками Отличает папу от мамы

Дифференцирует направления звука - поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами Радуется общению с другим ребёнком, берет у него из рук игрушку Пытается произносить отдельные слоги без смыслового значения Активно ощупывает и захватывает предметы Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, тянется к нему Различает интонацию голоса

Формируются целенаправленные движения, которые осуществляются под контролем зрения

Различает целостные объекты и их отдельные признаки Различает красный и зелёный цвета

Способен дифференцировать выражение лица, различает мимику и жесты

Бимануальная коррекция под зрительным контролем Понимает собственное имя Различает предметы по размеру

Не отличает изменений формы от изменений отдельных признаков предмета

Не оценивает отличия любого признака предмета как новый предмет Отсутствуют целенаправленные движения под контролем зрения

Отсутствует дифференцированная реакция на своё и чужое имя Не сформированы постоянные условные рефлексы на пассивное разгибание ножки ребёнка в коленном суставе

Отсутствуют двигательные реакции (поворот глаз, головы, движения рук) на новые предметы

Не приподнимается на животе, опираясь на локти Отсутствуют элементарные манипуляторные движения рук с предметами

Не рассматривает, не ощупывает и не захватывает низко висящие над грудью игрушки

При поддержке не опирается на твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе

Не лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных ручек

Не переворачивается со спины на живот Ребёнок не способен брать предмет руками Не стоит при поддержке под мышки Не переворачивается с живота на спину Не сидит без поддержки Не берет игрушку из рук взрослого Не удерживает игрушку в руке

Отсутствуют направленные движения руки к определенному предмету Не передвигается, переставляя ручки или немного подползая Не может брать игрушки из любого положения и подолгу заниматься с ними, перекладывая из одной ручки в другую Отсутствуют петлеобразные хватательные движения и удержание предмета в руках

Отсутствует произвольная регуляция движений глаз

Не гулит

Не дифференцирует выражения лица

Не отличает по внешнему виду близких людей от чужих

Отсутствует поиск взглядом другого ребенка

Отсутствует ощупывание и захватывание предметов руками

Не различает папу и маму

Не дифференцирует направлений звука

Не общается с другим ребёнком Не произносит отдельных слогов Отсутствует активное ощупывание и захват предметов Отсутствует реакция на другого ребёнка Не различает интонацию голоса.

Отсутствуют целенаправленные движения, которые осуществляются под контролем зрения.

Целостные объекты и их отдельные признаки не различает. Не различает красный и зелёный цвета.

Не может дифференцировать выражение лица, не различает мимику и жесты

Отсутствует бимануальная коррекция под зрительным контролем Не понимает собственное имя Не различает предметы по размеру

3 3

3 3

Процесс приёма жидкости внутрь через рот не нарушен 3

Во время кормления придерживает ручками грудь матери или 3

бутылочку

Ест с ложки полугустую пишу 3

Хорошо ест с ложки, снимая пишу губами 3

Небольшое количество жидкой пищи пьёт из блюдца или из чаш- 3

ки, которую держит взрослый

Держит в руках бутылочку 3

Не только различает интонацию голоса, но и по-разному на неё 3 3

реагирует

На вопрос «где?» - находит взглядом предмет, находящийся на 3 3 3

постоянном определенном месте (часы, кукла и т.д.), Сидя, следит за предметом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подражает действиям взрослого с игрушками (стучит, толкает мяч)

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в 3 3

лепете

Повторяет простые (одно/или двухсложные) слова 3 3

По вербальной просьбе взрослого (без показа) выполняет разучен- 3 3 3 3

ные ранее действия («ладушки», «дай ручку»)

Отмечается повторение увиденных или услышанных жестов, 3 3

мимики, звуков и слогов

Отмечаются первые проявления произвольности внимания (внима- 3 3

ние к исчезнувшему объекту)

Долго и разнообразно занимается игрушками, действует ими в 3 3 3 3 зависимости от их свойств

Хорошо сидит без поддержки 3 3

Изменяет положение тела самостоятельно, но не всегда уверенно 3 3

Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает из одной ручки в 3

другую и т.д.

Совершает попеременные шагательные движения при пассивной 3 3

поддержке под руки

Самостоятельно садится, сидит и ложится 3 3

Переступает, держась за барьер 3 3

Самостоятельно встает, держась за опору, стоит и опускается 3 3

Смотрит на действия другого ребенка и смеётся или лепечет 3

Гуление переходит в лепет. Подолгу лепечет, произносит 2-3 одних 3

и тех же слога

Появляется модулированный лепет (слоги с разнообразными 3

интонациями)

Начинает произносить «мама», «папа» 3

Откликается на свое имя 3 3

Стремится передать собственное состояние взглядом и жестом 3

Дифференцированно реагирует на звуки - выполняет плясовые 3 3

движения под музыку

Пытается стягивать шапку с головы 3

Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке 3

Пьёт из чашки, которую держит взрослый 3 3

Формируется навык опрятности (высаживается взрослым на 3

горшок)

Ребёнок, подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, 3

которых нет в его лепете

При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движе- 3 ния («догоню- догоню», «сорока-воровка», играет в прятки и т.д.) Учится пить из чашки, слегка придерживая её ручками 3

Формируется навык опрятности (садится на горшок) 3 3

Копирует мимику, жесты, движения, звуки, слоги и простые слова 3

Знает 2-3 слова из 2 слогов («ма-ма», «па-па», «дай» и т.д.). Много- 3 3

кратно их повторяет

Повторяет разученные игровые действия 3

Полностью самостоятельно снимает шапку с головы Берёт кусочки хлеба и съедает их 3 3

3 3

Нарушен процесс приёма жидкости внутрь через рот

Не может придерживать ручками во время кормления грудь матери

или бутылочку

Не может есть с ложки полугустую пишу

Не может есть с ложки, снимая пишу губами

Не может пить небольшое количество жидкой пищи из блюдца или

из чашки, которую держит взрослый

Не может держать в руках бутылочку

Отсутствует дифференцированная реакция на различную интонацию голоса

На вопрос «где?» - взглядом не находит предмет, находящийся на постоянном определенном месте (часы, кукла и т.д.) Не следит за предметом в положении сидя Не подражает действиям взрослого с игрушками

Не подражает взрослому, повторяя за ним слоги

Не повторяет простые (одно- или двухсложные) слова Не выполняет по вербальной просьбе взрослого (без показа) разученные ранее действия («ладушки», «дай ручку») Не повторяет увиденные или услышанные жесты, мимику, звуки и слоги

Отсутствуют проявления произвольного внимания (внимание к исчезнувшему объекту)

Не может долго и разнообразно заниматься игрушками, действовать

ими в зависимости от их свойств

Не может хорошо сидеть без поддержки

Не может самостоятельно изменять положение тела

Не может производить двигательных манипуляций с игрушками

Не совершает попеременных шагательных движений при пассивной 1 1

поддержке под руки

Не может самостоятельно садиться, сидеть и ложиться 1 1

Не переступает, держась за барьер 1 1

Не может самостоятельно вставать, стоять и опускаться 1 1

Не наблюдает и не реагирует на действия другого ребенка 1

Отсутствует лепет 1

Отсутствует модулированный лепет 1

Не произносит: «папа», «мама» 1

Не откликается на свое имя 1 1

Не может передать собственное состояние взглядом и жестом 1

Отсутствует дифференцированная реакция на звуки 1 1

Не пытается стягивать шапку с головы 1

Не может есть корочку хлеба, которую сам держит в руке 1

Не может пить из чашки, которую держит взрослый 1 1

Не может садиться на горшок 1

К х

х

I

х

о

Не повторяет, подражая взрослому, новые слоги, которых нет в 2

лепете

Не выполняет при заигрывании разученные действия и движения 2

(«догоню- догоню», «сорока-воровка» и т.д.)

Не пытается пить из чашки, слегка придерживая её ручками 2

Не садится на горшок 2

Не копирует мимику, жесты, движения, звуки, слоги и простые 2

слова

Не знает 2-3-х слов из 2 слогов, не повторяет их 2

Не повторяет разученных игровых действий 2

Не может самостоятельно снимать шапку с головы 2 2

Не может брать и съедать кусочки хлеба 2 2

3 3

3 3 3

На просьбу «дай» - находит и дает знакомые предметы 3

Ребёнок пьёт из стакана, не проливая, если стакан держит взрос- 3 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лый

Самостоятельно пьет из чашки (берет, держит её ручками и пьёт). 3 3

Снимает расстегнутые туфли 3 3

Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной 3 3 3

просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все мячи, все машины, часы и пр.). Узнаёт предметы по картинке

Прислушивается к собственным звукам (связь между речью и слухом)

Легко подражает новым слогам и двухсложным словам 3

Повторяет новые слоги и простые слова 3

По вербальной просьбе взрослого выполняет ранее разученные 3 действия с игрушками

Ребёнок, показывая предмет, пытается его назвать (знает названия 3 нескольких предметов)

Отмечается активное зрительное исследование обстановки, из- 3 бирательное отношение к окружающим

Понимает значение слова «нельзя» (прекращает действие); пони- 3 мает некоторые обобщенные команды (сложи игрушки) Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком 3

Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это эмоциями 3 (смехом и лепетом)

Способен воспринимать и интерпретировать рисунки: он с интере- 3 сом рассматривает яркие картинки

По вербальной просьбе взрослого выполняет разученные дей- 3 ствия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.)

Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по 3 вербальной просьбе взрослого)

Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, 3 имена детей и взрослых

Снимает браслет с руки 3

Отмечается предварительное приспособление пальцев руки к 3

форме предмета и способность достаточно точно выполнять изолированные движения одной рукой

Хорошо ползает (много, быстро, в различном направлении) 3

Горизонтально ударяет кубиками один о другой (длина ребра 3 см) 3

Захватывает мелкие предметы (крошки печенья) вытянутыми 3

указательным и большим пальцами

Захватывает мелкие предметы согнутыми указательным и боль- 3

шим пальцами

Хорошо подтягивается в положение стоя, опираясь на предмет, и 3

остается стоять несколько секунд

Катает машинку на колесиках «туда - сюда» 3

Переворачивает страницы в книге с картинками 3

Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками 3

(катает мяч, кормит куклу и пр.)

Идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими 3

руками

По просьбе взрослого выполняет действия с предметами (открывание, закрывание и т.д.)

Действует рядом с другим ребенком или одной игрушкой с ним Произносит первые слова-обозначения («дай», «мама», «би-би»)

Произносит до 10 облегчённых слов («дай», «на», «мой» и т.д.) 3 3

Понимает простые инструкции, дополняемые жестами 3 3

На просьбу «дай» находит и дает знакомые предметы

При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-сорока», играет в прятки и т.д.)

3 3 3 3

3 3

Не может найти и отдать и знакомые предметы на просьбу: «дай» 2

Не может пить из стакана, не проливая, если стакан держит взрос- 2 2

лый

Не может самостоятельно пить из чашки 2 2

Не может снять расстёгнутые туфли 2 2

Отсутствуют обобщения в понимаемой речи 2 2 2

Не узнаёт предметы по картинке 2 2

Не прислушивается к собственным звукам 2 2 2

Не подражает новым слогам и двухсложным словам 2

Не повторяет новые слоги и простые слова 2

3 Не выполняет по вербальной просьбе взрослого ранее разученные 2 2

действия с игрушками

Не пытается назвать предмет, показывая на него 2 2 2

3 Отсутствует активное зрительное исследование обстановки, избира- 2 2

тельное отношение к окружающим

3 Не понимает значения слова «нельзя» и некоторые обобщенные 2 2 2

команды (сложи игрушки)

Не ищет спрятанную другим ребёнком игрушку 2 2 2

3 Отсутствуют эмоции при общении с другим ребёнком 2 2

Не рассматривает с интересом яркие картинки 2 2 2

3 Не выполняет по вербальной просьбе взрослого ранее разученные 2 2 2

действия с игрушками

Не различает предметы по форме по вербальной просьбе взрослого 2 2

(не отличает кирпичик от кубика) 3 Не понимает названий нескольких предметов, действий, имён детей 2 2 2

и взрослых (без показа)

Не снимает браслет с руки 2

Отсутствует предварительное приспособление пальцев рук к форме 2

предметов и способность выполнять изолированные движения одной рукой

Не может ползать 2 2

Не ударяет кубиками один о другой (длина ребра 3 см) горизонталь- 2

но

Не может захватить мелкие предметы (крошки печенья) вытянутым 2 2

указательным и большим пальцем

Не может захватить мелкие предметы согнутым указательным и 2 2

большим пальцем

Не может подтягиваться в положении стоя, опираясь на предмет, и 2 2

оставаться стоять несколько секунд

Не может катать машинку на колесиках «туда - сюда» 2

Не может переворачивать страницы в книге с картинками 2 2

Не может самостоятельно выполнять разученные действия с игруш- 2

ками (катать мяч, кормить куклу и пр.) ^

Не может идти несколько шагов боком вдоль мебели, держась 2 2 ^

обеими руками

Не выполняет по просьбе взрослого действий с предметами 2 2 2

§

Не может играть совместно с другим ребёнком 2 2 2 >*

Не произносит слов-обозначений («дай», «мама», «би-би»). 2 2

Не произносит облегчённых слов 2 2

Не понимает простых инструкций, дополняемых жестами 2 2 2

Не реагирует на просьбу: «дай»: не ищет и не дает знакомые пред- 2 2 §

Не выполняет при заигрывании разученные действия и движения 2 2 2 ^

(«догоню-догоню», «сорока-сорока», играет в прятки и т.д.) -С

§

Медико-социальная экспертиза и реабилитация, № 2, 2013

CN CN CN CN CN CN CN

CN CN CN CN CN

я а

S и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

is й

i « S3

е и s fe

■ я

& о

¡4 S со

и

S I

и

s в

S о •©ф к

та н

Í ё

2 а *

fH

О <2

К -rt

л о 2 R

5 о " а и ч к g

а s а «

Я £ 'S

™ з а и

К S Ид £ В « |

« „иг 2 и rt о

S.« « 5

Я Н и Г) .•Г ж м ч-

5

«3 5

К О

¡I I 5

ии и &

:5 | 13 13 is а % * ™ S S

(D Н и и

КОКК

(D (D

te и

а г

та S F ST

5 '1=

i= 13

н Л

>> ■

И й И О

Я Л

х в

я Я (Я . И S я ■

й а « г S g s а

1 а

о

§ в

и о

а и

9 я

»i^a

& s

о та

&

s s

К «

о m ©0^ (N I юг? оо i> o©m ixN -Н ^н ^н^н ^HVI

m 1> тзо ю I т5^

Ш ^ Ш»—! "tQQ

0\ I 00 I Г^ ^н о 1— ООО чо«^ ^н ^н i—ню 00 VI

m оо mm i> I ^fO vo m 40(N (N00 -Н ^н -н-н ^ю ^HVI

^ в а

' и н о

а & « Н

о о з g

а а и „

Й О Л 2

ш ^

§ I? & §

Я & S И

Н и

И я

ч н

о о

и и

я о

te И

s

^ я « ю

^ IS Ю

S

á ч í о я ^ g & о я я &

М Я Ч О & Л О

се с^ се с

я ю ^ а

я л

4 а

И .я ^

г о я

¡5

^ и "

^ IS а £ я

б iä Í3

R н со а и о a a S О

И се се ^ Н

После этого проводится вычисление суммарного показателя степени нарушений каждого критерия, характеризующего способности, относящиеся к каждой категории жизнедеятельности. Суммарное количество набранных при тестировании баллов для каждого возрастного периода рассчитывается в процентном отношении к возрастной норме баллов.

В соответствии с рекомендациями МКФ [0] отсутствие нарушений способности выполнять необходимый комплекс деятельности соответствует снижению количества набранных относительно возрастной нормы баллов на 0-4%. Незначительные нарушения соответствуют снижению количества набранных при тестировании баллов на 5-04% от возрастной нормы. Умеренные нарушения соответствуют снижению количества набранных при тестировании баллов на 05-49% от возрастной нормы. Тяжелые нарушения соответствуют снижению количества набранных при тестировании баллов на 50-95% и более от возрастной нормы. Снижение количества набранных при тестировании баллов на 95% и более от возрастной нормы соответствует абсолютным нарушениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенная медицинская технология позволяет более объективно подходить к определению категории «ребенок-инвалид» с учетом возрастных особенностей, объективизировать оценку степени ограничений жизнедеятельности в основных категориях жизнедеятельности у детей, избежать как ложнополо-жительных, так и ложноотрицательных решений при проведении медико-социальной экпертизы, оценить имеющиеся ограничения жизнедеятельности с целью разработки рациональной реабилитации, оценивать эффективность проводимых реабилитационных мероприятий (см. таблицу).

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.10.09 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». М.; 0009.

0. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: Пер. Шостка Г.Д., Ряснянский В.Ю., Квашин А.В. и др. Женева: ВОЗ; 0001.

REFERENCES

1. Order of the Ministry of Health and Social Development as of 03.10.0009 No. 1013n «On Approval of Classifications and Criteria Used in Medical and Social Assessments of Citizens by Federal State Institutions in Charge of Carrying out Medical and Social Assessments». М.; 0009.

0. International Classification of Functioning, Disability and Health. Translation Shostka G.D., Ryasnyanskii V. Yu., Kvashin A.V. et al. Geneva: WHO; 0001.

Поступила 03.01.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.