Библиографический список
Браунер A.A. Лошади курганных погребений Тираспольского уезда Херсонской губернии // Записки общества сельского хозяйства Южной России. Херсон, 1916. Т. 86, кн. 1.
Васильев С.К. Лошади из погребений скифского времени Горного Алтая // Феномен алтайских мумий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. С. 237-242.
Васильев С.К., Гребнев И.Е. Остеологическая характеристика лошадей из курганов Бертекской долины // Древние культуры Бертекской долины. Новосибирск: Наука, 1994. С. 183-186.
Витт В.О. Лошади Пазырыкских курганов // СА. 1952. Вып. XVI. С. 163-205.
Гребнев H.E., Васильев С.К. Лошади из памятников пазырыкской культуры // Н.В. Полосьмак «Стерегущие золото грифы». Новосибирск, 1994. С. 106-111.
Косинцев П.А., Самашев З.С. Лошади Алтая в скифо-сакское время // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул: Азбука, 2008. С. 137-140.
Макарова Л.А. Биометрия лошадей двух Берельских курганов. Астана: Агроиздат, 2007. 112 с.
Тишкин A.A., Дашковский П.К. Основные аспекты изучения скифской эпохи Горного Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. 238 с.
Форонова Н.В. Ископаемые лошади Кузнецкой котловины. Новосибирск: Наука, 1990. 132 с.
Eisenmann V. Les metapodes d'Equus sensu lato (Mammalia, Perissodactyla) // Geobios. 1979. Vol. 12 (6). P. 863-886.
Eisenmann V., Karchound A. Analyses multidimension - nelles des metapodes d'Equus // Bull. Mus. nat. Hist. nat. P., 1982. T. 4 (1/2). P. 75-103.
Eisenmann V., Berckouche S. Identification and Discrimination of Metapodials from Pleistocene and Modem Equus, Wild and Domestic // Meadow, Verpmann. Equids in Ancient World. Beihefte zum Tübinger Atlas des Vorderen Orients. Reihe A., Wiesbaden, 1986. P. 116-163.
H.H. Серегин
Алтайский государственный университет, Барнаул РАННИЕ СТРЕМЕНА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ С.И. РУДЕНКО*
Изучению стремян в отечественной и зарубежной археологической литературе традиционно уделяется большое внимание. В первую очередь, это обусловлено тем, что рассматриваемые изделия являются достаточно четкими хронологическими показателями. Анализ эволюции стремян позволяет делать выводы об особенностях развития военного дела номадов, о специфике социальной организации кочевников, направлениях этнокультурных контактов и т.д. Различные вопросы, связанные с изучением рассматриваемой категории предметного комплекса, затрагиваются в большинстве обобщающих работ, посвященных анализу археологических материалов эпохи средневековья с различных территорий (Федоров-Давыдов Г.А., 1966; Кирпичников А.Н., 1973; Кызласов И.Л., 1983; Иванов В.А., Кригер В.А., 1988; Овчинникова Б.Б., 1990; и мн. др.). При этом специальных исследований, направленных на детальный анализ особенностей типологического развития стремян, их социальной значимостью, спецификой использования в ритуальной практике, гораздо меньше (Нестеров С.П., 1988; Неверов С.В., 1998). Возможно, именно этим объясняется то, что на сегодняшний день целый ряд вопросов в рамках рассматриваемой тематики остаются дискуссионными.
При изучении различных аспектов развития стремян наиболее часто специалистами затрагивается комплекс вопросов, связанных с проблемой их происхождения и
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Тюркская культура Южной Сибири: реконструкция этногенетических и историко-культурных процессов» (№09-01-94702 м/мл).
начального распространения. При этом в абсолютном большинстве работ привлекаются пластинчатые стремена (см. обзор: Комиссаров С.А., Худяков Ю.С., 2005). Гораздо более фрагментарно рассматривается специфика изделий с петельчатым ушком. Сделать ряд замечаний в этом направлении позволяет изучение находок из коллекции С.И. Руденко, хранящейся в Музее археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета им. В.А. Флорине ко го*.
В коллекции №6278, включающей 196 учетных единиц, помимо других предметов представлено семь железных стремян, относящихся к различным периодам эпохи средневековья. Судя по номерам и записям, находки были получены С.И. Руденко в ходе сборов «.. .в Мариинском и Ачинском округах Енисейского края» в 1920 г. Краткая информация о стременах данного собрания представлена в предварительной публикации (Тишкин A.A., Ожередов Ю.И., Серегин H.H., 2009, рис. 1-2). В настоящей статье более подробно остановимся на анализе двух ранних находок.
Коллекция №6278-118 (рис. 1). Общие размеры изделия: высота 11,8 см, наибольшая ширина 10,5 см. Ушко стремени петельчатое, слегка приплюснутое, выполненное путем наложения друг на друга концов железного прута с последующей их проковкой. Высота и ширина ушка составляют 2,75 см. Отверстие для стременного ремня подтреу-гольной формы, высотой 1,5 см и шириной 1,75 см. Дужки изделия округлой формы, в сечении округлые граненые. Их толщина составляет от 0,5 см у петли до 0,75 см у подножки. Подножка стремени прямая и плоская, шириной до 1,8 см и толщиной 0,2 см.
Рис. 1. Железное стремя из коллекции С.И. Руденко (коллекция №6278-118)
* Выражаем благодарность директору Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета им. В.А. Флоринского Ю.И. Ожередову, предоставившему возможность ознакомиться с коллекцией, а также А.Л. Кунгурову за выполнение иллюстраций.
г
L
Коллекция №6278-122 (рис. 2). Общие размеры изделия: высота 13 см, наибольшая ширина 10,5 см. Петельчатое, несомкнутое, слегка приплюснутое ушко стремени выполнено путем наложения друг на друга концов железного прута с последующей их проковкой. Высота ушка составляет 2,8 см, ширина - 2,7 см. Отверстие для ремня подтреугольной формы, высота его 1,3 см, ширина 1,8 см. Дужки стремени округлой формы, в сечении округлые граненые. Их толщина - от 0,5 у петли до 0,8 м у подножки. Подножка стремени прямая, плоская, шириной 1,5-1,75 см, толщиной до 0,3 см.
Уже на начальном этапе развития железных стремян существовало две их основных разновидности: пластинчатые и петельчатые. Рассматриваемые в публикации находки относятся к последним. Наиболее ранние из подобных изделий датируются 2-й половиной V - 1-й половиной VI в. н.э. и обнаружены при исследовании погребальных и поминальных комплексов кызыл-ташского этапа тюркской культуры Горного Алтая (Титтткин A.A., Горбунов В.В., 2002, 2005). Стремена этого периода имеют ряд характерных признаков, сочетание которых и позволяет осуществить их достаточно точную атрибуцию. В первую очередь, к таковым относится оформление ушка изделий. Петля стремян вертикально-вытянутая и несомкнутая в основании. Подножка ранних находок прямая, узкая и плоская (Васютин A.C., 1994, с. 53; Кирюшин Ю.Ф. и др., 1998, с. 166; Неверов С.В., 1998, с. 146; Азбелев П.П., 2008, с. 61). Кроме того, проем, образуемый дужками таких стремян, в ряде случаев имеет несколько вытянутые очертания. Подобные находки обнаружены при исследовании памятников Кызыл-Таш (Соенов В.П., Эбель A.B., 1996, рис. 1.-3), Усть-Карасу (Бобров В.В., Васютин A.C., Васютин С.А., 2003, рис. 55.-11), Кок-Паш (Бобров В.В., Васютин A.C., Васютин С.А., 2003, рис. 55.-13), Кара-Коба-I (Могильников В.А., 1994, рис. 2.-1).
В настоящее время представляется возможным достаточно четко проследить эволюцию обозначенных характеристик стремян. Для более поздних находок характерно увеличение отверстия для путлища и «вытягивание» ушка в горизонтальной плоскости; дужки стремян приобретает округлую и овальную, а впоследствии арочную форму. Важным датирующим признаком является подножка, которая становится изогнутой, ее ширина и толщина последовательно увеличиваются, более четко выделяется ребро жесткости (нервюра). Относительным хронологическим признаком можно считать вес стремян, также имеющий тенденцию к увеличению. Отмеченные показатели заметны уже при рассмотрении предметов из памятников 2-й половины VI - 1-й половины VII в. Комплексы этого периода распространены на обширных территориях центрально-азиатского региона (Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г., 2005, с. 207-208), однако погребения со стременами обнаружены преимущественно в Горном Алтае (Гаврилова A.A., 1965; Могильников В.А., 1990, рис. 1.-2; 3.-2-3; Кирюшин Ю.Ф. и др., 1998, рис. 5.-6-7; и др.).
Ранние стремена из коллекции С.И. Руденко интересны тем, что представляют собой «промежуточное звено» между изделиями двух обозначенных выше хронологических периодов. Рассматриваемые экземпляры сочетают как ранние признаки: прямая плоская и узкая подножка, несомкнутое ушко, так и позже появившуюся округлость дужек и приплюснутость ушка-петли. На этом основании представляется возможным отнести находки из коллекции С.И. Руденко ко 2-й четверти - середине VI в., т.е. к концу кызыл-ташского и самому началу кудыргинского этапов в развитии культуры тюрок раннего средневековья.
Рис. 2. Железное стремя из коллекции С.И. Руденко (коллекция №6278-122)
Необходимо подчеркнуть, что комплекс вопросов, связанных с определением места и времени появления петельчатых стремян, а также спецификой их первоначального распространения, требует проведения специального исследования. Высказанные ранее по этому поводу мнения исследователей нуждаются в существенной корректировке, что в первую очередь обусловлено появлением в последние десятилетия новых материалов. Рассмотрение этих и других вопросов планируется представить в отдельной работе. В настоящей статье лишь укажем, что, согласно результатам анализа имеющихся материалов, распространение ранних петельчатых стремян, датирующихся 2-й половиной V — VI в., происходило вместе с проникновением племен тюркской культуры с территории Горного Алтая в сопредельные районы.
В этом плане интересен факт обнаружения подобных изделий в Минусинской котловине. В настоящее время вопрос о времени появления тюрок на Среднем Енисее остается дискуссионным. Наиболее последовательно и аргументированно представлена точка зрения исследователей, относящих это событие к началу или середине VIII в. (Худяков Ю.С., 1979, с. 206; 2004, с. 88-89; Нестеров С.П., 1985, с. 119; 1999, с. 98; Нестеров С.П., Худяков Ю.С., 1979, с. 88; Митько O.A., 1995, с. 15-16; 2000, с. 61; Митько O.A., Тетерин Ю.В., 1998, с. 403). Другие считают, что на территории Минусинской котловины отдельные памятники тюркской культуры датируются VI-VII вв. (Теп-лоухов A.C., 1929, с. 55; Гаврилова A.A., 1965, с. 59; Кляшторный С.В., Савинов Д.Г., 2005, с. 232). Косвенным подтверждением того, что проникновение отдельных групп кочевников указанной общности на Средний Енисей произошло уже на кудыргинском
этапе ее развития, является находка ранних петельчатых стремян, имеющих ярко выраженную этнокультурную принадлежность*.
Окончательное решение этого вопроса, а также осуществление объективной реконструкции исторических процессов, происходивших в Саяно-Алтайском регионе, и интерпретация своеобразия комплексов тюркской культуры Минусинской котловины (Серегин H.H., 2009) в значительной степени связаны с осуществлением комплексного анализа всех компонентов погребальной обрядности обозначенной общности.
Научный руководитель - д. и.н., проф. A.A. Тишкин
Библиографический список
Азбелев П.П. Стремена и склепы таштыкской культуры // Исследование археологических памятников эпохи средневековья. СПб.: Изд-во Нестор-История, 2008. С. 56-68.
Бобров В.В., Васютин A.C., Васютин С.А. Восточный Алтай в эпоху великого переселения народов. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2003. 224 с.
Васютин A.C. Некоторые вопросы относительной хронологии комплексов со стременами и удилами кудыргинского и катандинского типов // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I II тысячелетии н.э. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. С. 55-68.
Гаврилова A.A. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; JL: Наука, 1965. 146 с.
Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII-XIV вв.). М.: Наука, 1988. 91 с.
Кирпичников А.Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси в IX-XIII вв. // САИ. EI-36. Л.: Наука, 1973. 140 с.
Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В., Степанова Н.Ф., Тишкин A.A. Древнетюркские курганы могильника Тыткескень-VI // Древности Алтая. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1998. №3. С. 165-175.
Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. 346 с.
Комиссаров С.А., Худяков Ю.С. Еще раз о происхождении стремян: сяньбийский фактор // История и культура улуса Джучи. Казань: Фэн, 2007. С. 246-266.
Кызласов ИЛ. Аскизская культура Южной Сибири X-XIV вв. М.: Наука, 1983. 128 с.
Митько O.A. Население территории Среднего Енисея в эпоху средневековья (VI-XVI вв.) (по данным погребальной обрядности): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1995. 23 с.
Митько O.A. Древнетюркский могильник на реке Таштык // Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. Новосибирск: НГУ, 2000. С. 143-157. С. 55-64.
Митько O.A., Тетерин Ю.В. О культурно-дифференцирующих признаках древнетюркских погребений на Среднем Енисее // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. T. I. С. 396-403.
Могильников В.А. Древнетюркские курганы Кара-Коба-1 // Проблемы изучения древней и средневековой истории Горного Алтая. Горно-Алтайск: ГАНИИИЯЛ, 1990. С. 137-185.
Могильников В.А. Культовые кольцевые оградки и курганы Кара-Кобы-1 // Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. Горно-Алтайск: ГАНИИИЯЛ, 1994. С. 94-116.
Неверов С.В. Стремена Верхнего Приобья в VII-XII вв. (классификация и типология) // Снаряжение верхового коня на Алтае в раннем железном веке и средневековье. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. С.129-151.
* Известные модели петельчатых стремян, обнаруженные в погребениях таштыкской культуры Минусинской котловины, являются копиями изделий, датирующихся 2-й половиной VI — 1-й половиной VII в. (Савинов Д.Г., 2005, с. 133; Азбелев П.П., 2008, с. 67). При этом появление пластинчатых стремян на Среднем Енисее, по всей видимости, относится к более раннему времени. Об этом свидетельствует находка миниатюрного изделия «дальневосточного типа» в склепе таштыкской культуры на могильнике Маркелов Мыс-1 (Тетерин Ю.В., 2007, рис. 19.-9).
Нестеров С.П. Таксономический анализ минусинской группы погребений с конем // Проблемы реконструкций в археологии. Новосибирск: Наука, 1985. С. 111-121.
Нестеров С.П. Стремена Южной Сибири // Методологические проблемы археологии Сибири. Новосибирск: Наука, 1988. С. 173-183.
Нестеров С.П., Худяков Ю.С. Погребение с конем могильника Тепсей-Ш // Сибирь в древности. Новосибирск: Наука, 1979. С. 88-92.
Овчинникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X вв. Свердловск: Изд-во Урал, унта, 1990.223 с.
Савинов Д.Г. Миниатюрные стремена в культурной традиции Южной Сибири // Снаряжение кочевников Евразии. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. С. 129-135.
Серегин H.H. Проблема выделения локальных вариантов тюркской культуры Саяно-Алтая // Социогенез в Северной Азии. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. С. 28-33.
Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края // Материалы по этнографии. Л., 1929. Т. IV, вып. 2. С. 41-62.
Тетерин Ю.В. Таштыкские склепы могильника Маркелов Мыс-1 на севере Хакасско-Минусинского края // Таштыкские памятники Хакасско-Минусинского края. Новосибирск: Хакас, ун-т; Ново-сиб. ун-т, 2007. С. 62-88.
Тишкин A.A., Горбунов В.В. Культурно-хронологические схемы изучения истории средневековых кочевников Алтая // Древности Алтая. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2002. №9. С. 82-91.
Тишкин A.A., Горбунов В.В. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке (Горный Алтай). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. 200 с.
Тишкин A.A., Ожередов Ю.И., Серегин H.H. Коллекции С.И. Руденко в Музее археологии и этнографии Сибири им. В.И. Флоринского ТГУ // Роль естественно-научных методов в археологических исследованиях. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. С. 36 40.
Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники восточной Европы под властью золотоордынских ханов. Археологические памятники. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. 274 с.
Худяков Ю.С. Кок-тюрки на Среднем Енисее // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1979. С. 194-206.
Худяков Ю.С. Древние тюрки на Енисее. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. 152 с.