Научная статья на тему 'Появление и первоначальное распространение петельчатых стремян (хронологический и этнокультурный аспекты)'

Появление и первоначальное распространение петельчатых стремян (хронологический и этнокультурный аспекты) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТЕЛЬЧАТЫЕ СТРЕМЕНА / ТЮРКСКАЯ КУЛЬТУРА / АЛТАЙ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / КЫЗЫЛ-ТАШСКИЙ ЭТАП / STIRRUPS WITH LOOP / TURKIC CULTURE / ALTAI / CENTRAL ASIA / ARCHAEOLOGICAL COMPLEXES / KISYL-TASH STAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серегин Николай Николаевич

Представлен опыт исследования ранних типов петельчатых стремян из археологических комплексов Алтае-Саянского региона и сопредельных территорий. Результаты проведенного анализа известных материалов позволяют утверждать, что наиболее ранние петельчатые стремена зафиксированы в памятниках кызыл-ташского этапа тюркской культуры Алтая (вторая половина V – первая половина VI в. н.э.), а их появление на сопредельных территориях в более позднее время связано с распространением данной общности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emergence and Primary Spreading of Stirrups with Loop (Chronological and Ethnocultural Aspects)

The work is an attempt to research early types of stirrups with loop from archaeological complexes of the Altai-Sayan region and adjacent territories. Results of the carried-out analysis of known materials allow to claim that the earliest stirrups with loop are founded in monuments of Kyzyl-Tashs stage of Turkic culture of Altai (2nd half of Vth – 1st half of VIth centuries AD), and their emergence in adjacent territories in later time is connected with distribution of this community.

Текст научной работы на тему «Появление и первоначальное распространение петельчатых стремян (хронологический и этнокультурный аспекты)»

история

ББК 63.48(2Рос-4Алт-6Г)

Н.Н. Серегин

Появление и первоначальное распространение петельчатых стремян (хронологический и этнокультурный аспекты)

N.N. Seregin

Emergence and Primary Spreading of Stirrups with Loop (Chronological and Ethnocultural Aspects)

Представлен опыт исследования ранних типов петельчатых стремян из археологических комплексов Алтае-Саянского региона и сопредельных территорий. Результаты проведенного анализа известных материалов позволяют утверждать, что наиболее ранние петельчатые стремена зафиксированы в памятниках кы-зыл-ташского этапа тюркской культуры Алтая (вторая половина V - первая половина VI в. н.э.), а их появление на сопредельных территориях в более позднее время связано с распространением данной общности. Ключевые слова петельчатые стремена, тюркская культура, Алтай, Центральная Азия, археологические комплексы, кызыл-ташский этап.

The work is an attempt to research early types of stirrups with loop from archaeological complexes of the Altai-Sayan region and adjacent territories. Results of the carried-out analysis of known materials allow to claim that the earliest stirrups with loop are founded in monuments of Kyzyl-Tashs stage of Turkic culture of Altai (2nd half of Vth - 1st half of VIth centuries AD), and their emergence in adjacent territories in later time is connected with distribution of this community.

Key words: stirrups with loop, Turkic culture, Altai, Central Asia, archaeological complexes, Kisyl-Tash stage.

Одной из ключевых проблем раннесредневековой археологии центрально-азиатского региона является дискуссионность вопросов хронологии. На это указывают сохраняющиеся различия в определениях датировки не только отдельных типов и категорий предметного комплекса, а также конкретных памятников, но и выделенных этапов культур кочевников второй половины I тыс. н.э. Наиболее острой данная проблема становится при исследовании начальных этапов истории номадов раннего Средневековья. Решение дискуссионных вопросов в указанном направлении связано прежде всего с детальным изучением конкретных категорий предметного комплекса из археологических памятников региона, предполагающих разработку классификации и построение схем типологического развития изделий с учетом привлечения датированных аналогий, использования методов естественных наук и др.

В раннем Средневековье одной из наиболее показательных с точки зрения хронологии групп изделий являются стремена. Изучению данной категории находок в отечественной и зарубежной археологической литературе традиционно уделяется большое внимание. В значительной степени это обусловлено как раз тем, что рассматриваемые изделия являются достаточно четкими хронологическими маркерами. Кроме того, анализ эволюции стремян позволяет делать выводы об особенностях развития военного дела номадов, о направлениях этнокультурных

контактов, специфике социальной организации кочевников и т. д. Различные вопросы, связанные с изучением рассматриваемой категории предметного комплекса, затрагиваются в большинстве работ, посвященных обобщению археологических материалов эпохи Средневековья с различных территорий [1-5]. При этом специальных исследований, направленных на детальный анализ особенностей типологического развития стремян, гораздо меньше [6]. Возможно, именно этим объясняется то, что на сегодняшний день многие вопросы в рамках обозначенной тематики остаются дискуссионными.

При рассмотрении различных аспектов изучения стремян зачастую специалистами затрагивается комплекс вопросов, связанных с проблемой их происхождения. В абсолютном большинстве работ привлекаются пластинчатые стремена. В настоящее время считается вполне определенным, что появление подобных находок в различных районах Центральной Азии и сопредельных территорий связано с кочевниками объединения сяньби [7, с. 264-266; 8, с. 20-21]. В ряде работ отечественных исследователей уточнена датировка ранних типов пластинчатых стремян, а также основные аспекты эволюции таких изделий и их распространения [7, 9-13]. Гораздо более фрагментарно представлены вопросы, связанные с изучением ранних форм стремян с петельчатым ушком. На имеющемся в этом направлении опыте исследований остановимся подробнее.

Распространенной точкой зрения является отнесение появления петельчатых стремян к У1-У11 вв. Одним из первых на это указал С. И. Вайнштейн [14, с. 66]. По его мнению, стремена начали использоваться алтайскими тюрками, что подтверждают находки в могильнике Кудыргэ. В таблице, составленной А. К. Амброзом [15, рис. 2.-19, 42], самые

ранние петельчатые стремена датированы VII в. К этому же времени появление подобных находок относят китайские специалисты [7, табл. 1.-31]. Во всех обозначенных работах также в качестве основного примера ранних петельчатых стремян выступают изделия из некрополя Кудыргэ, исследованного на Алтае.

Ранние петельчатые стремена из археологических комплексов тюркской культуры. 1 — Усть-Карасу, оградка А1-2 [19, рис. 55.-11]; 2 — Кара-Коба, оградка № 69-А [24, рис. 2.-1]; 3 — Кызыл-Таш, оградка № 1 [28, рис. 1.-3];

4 — Тыткескень-У1, курган № 5 [23, рис. 4.-7]; 5, 6 — стремена из коллекции С. И. Руденко [26, рис. 1; 27, рис. 1, 2];

7 — Кек-Оба, оградка № 4 [25, рис. Х.-1].

история

Анализ накопленного к концу 1980-х гг. материала позволил С. П. Нестерову сделать важный вывод о том, что стремена с петельчатым ушком впервые появились на территории Южной Сибири [16, с. 177178]. По мнению археолога, это произошло не ранее VI в. Д. Г. Савинов предположил, что петельчатые стремена появились под влиянием изделий с высокой пластинчатой дужкой восточноазиатского происхождения в У-УI вв. [17, с. 20]. Интересно, что в качестве примера стремян этого времени он привел предметы из Минусинской котловины — изделие из памятника Усть-Тесь и случайную находку [17, рис. 1.-2, 3]. В более поздней работе последняя отнесена исследователем к ГХ-Х вв. [18, с. 131, рис. 1.-8].

Общую характеристику ранних форм петельчатых стремян привел в ряде работ А. С. Васютин [10, с. 59; 19, с. 59], отнеся такие находки к «кудыргинско-му» времени (^-^1 вв.). Примером наиболее раннего петельчатого стремени исследователь посчитал изделие из памятника Усть-Карасу [10, рис. 1.-12; 3.-15;

19, рис. 57.-12; 58.-8]. Это же стремя, обозначив его как находку из комплекса Кок-Паш, отнес к самым ранним изделиям с петельчатым ушком П. П. Азбелев [20, с. 61, рис. 2.-8]. По его мнению, раннесредневековые материалы обозначенного памятника следует датировать, как, по-видимому, и стремя, первой половиной VII в.

Анализ материалов раскопок на территории Алтае-Саянского региона и сопредельных территорий, введенных в оборот в течение двух последних десятилетий, позволяет уточнить представленные выше точки зрения.

Можно утверждать, что наиболее ранние из известных петельчатых стремян (рис.) датируются второй половиной V — первой половиной VI в. н.э. Такие изделия обнаружены, главным образом, при исследовании памятников кызыл-ташского этапа тюркской культуры Алтая [21; 22]. Рассматриваемые находки этого времени имеют ряд характерных признаков, сочетание которых позволяет осуществить их достаточно точную атрибуцию. Одним из важных показателей является оформление ушка изделий. Петля стремян вертикально-вытянутая либо чуть приплюснутая и не сомкнутая в основании. Подножка ранних находок прямая, узкая и плоская [10, с. 53; 23, с. 166; 6, с. 146; 20, с. 61]. Кроме того, проем, образуемый дужками таких стремян, зачастую имеет несколько вытянутые очертания. Подобные находки обнаружены при исследовании памятников Кара-Коба-! [24, рис.

2.-7] и Усть-Карасу [19, рис. 55.-11 ] (рис. — 2), расположенных на Алтае. По всей видимости, к стременам этого типа относится также изделие из памятника Кек-Оба, исследованного в Минусинской котловине [25, рис. X. -1] (рис. — 7).

При рассмотрении комплексов кызыл-ташско-го этапа может быть обозначена наметившаяся уже

в это время эволюция признаков петельчатых стремян. Выделяются изделия, представляющие собой своего рода «промежуточное звено» между находками второй половины V — первой половины VI в. и вещами, относящимися к кудыргинскому времени. Показательные с этой точки зрения стремена раннего типа были обнаружены в ходе изучения коллекций Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ им. В. М. Флоринского [26, рис. 1; 27, рис. 1, 2] (рис. — 5, 6). Рассматриваемые экземпляры сочетают как ранние признаки: прямая плоская и узкая подножка, несомкнутое ушко, так и позже появившуюся округлость дужек и приплюснутость ушка-петли. Интересной чертой является некоторая «миниатюрность» данных находок по сравнению с другими стременами этого времени. Вместе с тем размеры рассматриваемых изделий не позволяют отнести их к вотивным моделям. В целом, представляется возможным датировать находки из коллекции С. И. Руденко второй четвертью — серединой VI в., т. е. концом кызыл-ташского этапа в развитии культуры тюрок раннего Средневековья. К этому времени, по всей видимости, относится также находка из памятника Кызыл-Таш [28, рис. 1.-3] (рис. — 3). В данном случае фиксируется появление такого конструктивного элемента, как ребро жесткости (нервюра) при сохранении небольшого проема петли, вытянутого контура изделия и прямой подножки. Похожие характеристики в сочетании с округлостью контура (поздний признак), но сохраняющейся несомкнуто-стью ушка петли и сравнительно узкой подножкой (ранние признаки) отмечены у стремени из кургана 5 некрополя Тыткескень-УI [23, рис. 4.-7] (рис. — 4).

Итак, наиболее ранние петельчатые стремена, происходящие из закрытых комплексов, обнаружены в памятниках раннего кызыл-ташского этапа тюркской культуры и встречены, главным образом, на территории Алтая. Вместе с тем подобные находки могли бытовать и в начале кудыргинского этапа, что демонстрируют представленные выше изделия из Минусинской котловины.

Интересным обстоятельством является то, что все обозначенные стремена кызыл-ташского этапа (за исключением находки из кургана № 5 могильника Тыткескень-VI, датирующейся концом данного периода) происходят не из погребений, а из комплексов, которые условно могут быть обозначены как «погребально-поминальные». В данном случае имеются в виду тюркские каменные оградки и «ритуальные» курганы, не содержащие захоронения человека. Также устойчивой характеристикой является обнаружение в рассматриваемых памятниках исключительно по одному петельчатому стремени [21, с. 45; 22, с. 21]. Судя по всему, преимущественная фиксация подобной традиции в ранних комплексах тюркской культуры обусловлена сохранением практики использования стре-

мян в качестве подножки, что отражает особенности первоначального применения данной категории изделий как приспособления для посадки на лошадь. Таким образом, наличие только одного стремени в погребении или «поминальной» оградке является характерным признаком памятников раннего кызыл-ташского этапа тюркской культуры Алтая, получая распространение на сопредельных территориях (Тува, Минусинская котловина, Средняя Азия) во второй половине VI — первой половине VII в. [29, табл. У-12;

30, с. 87; 31, с. 303; 32, рис. 5; 33, рис. 16.-19, 22; 17.12; 34, рис. 3].

В связи с тем, что практически все находки ранних типов петельчатых стремян происходят из па-

мятников кызыл-ташского этапа тюркской культуры, исследованных почти исключительно на территории Алтая, представляется возможным утверждать, что такие находки являются не только хронологическими показателями, но также важными этнокультурными маркерами. Появление обозначенных изделий связано с формированием и развитием в этом районе тюркской культуры. Именно в комплексах этой общности данные находки фиксируются впервые. Поэтому вполне обоснованным является утверждение о том, что появление «ранних» петельчатых стремян в других районах происходило вместе с распространением населения тюркской культуры Алтая на сопредельных территории.

Библиографический список

1. Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. Археологические памятники. — М., 1966.

2. Кирпичников А. Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси в ГХ-ХШ вв. — Л., 1973.

3. Кызласов И. Л. Аскизская культура Южной Сибири Х-Х^ вв. — М., 1983.

4. Иванов В. А., Кригер В. А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (ХП-Х^ вв.). — М., 1988.

5. Овчинникова Б. Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в V[-X вв. — Свердловск, 1990.

6. Неверов С. В. Стремена Верхнего Приобья в ^1-ХП вв. (классификация и типология) // Снаряжение верхового коня на Алтае в раннем железном веке и средневековье. — Барнаул, 1998.

7. Комиссаров С. А., Худяков Ю. С. Еще раз о происхождении стремян: сяньбийский фактор // История и культура улуса Джучи. — Казань, 2007.

8. Комиссаров С. А. Распространение стремян (в контексте межэтнических контактов) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. — 2006. — Т. 5. — Вып. 4: Востоковедение.

9. Грач В.А. Средневековые впускные погребения из кургана-храма Улуг-Хорум в Южной Туве // Археология Северной Азии. — Новосибирск, 1982.

10. Васютин А. С. Некоторые вопросы относительной хронологии комплексов со стременами и удилами кудыр-гинского и катандинского типов // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I-II тысячелетии н.э. — Кемерово, 1994.

11. Шульга П. И., Горбунов В. В. Фрагмент доспеха из тюркского кенотафа в долине р. Сентелек // Материалы по военной археологии Алтая и сопредельных территорий. — Барнаул, 2002.

12. Комиссаров С. А. К вопросу о происхождении стремян // Снаряжение кочевников Евразии. — Барнаул, 2005.

13. Дашибалов Б. Б. Ранние стремена из Забайкалья: к вопросу о связях хори-монголов (сяньби) и корейцев // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. — 2006. — Т. 5. — Вып. 3: Археология и этнография.

14. Вайнштейн С. И. Некоторые вопросы истории древнетюркской культуры (в связи с археологическими исследованиями в Туве) // Советская этнография. — 1966. — № 3.

15. Амброз А. К. Стремена и седла раннего средневековья как хронологический показатель (ІУ-УІІ вв.) // Советская археология. — 1973. — № 4.

16. Нестеров С. П. Стремена Южной Сибири // Методологические проблемы археологии Сибири. — Новосибирск, 1988.

17. Савинов Д. Г. К проблеме происхождения металлических стремян в Центральной Азии и Южной Сибири // Актуальные проблемы сибирской археологии. — Барнаул, 1996.

18. Савинов Д. Г. Миниатюрные стремена в культурной традиции Южной Сибири // Снаряжение кочевников Евразии. — Барнаул, 2005.

19. Бобров В. В., Васютин А. С., Васютин С. А. Восточный Алтай в эпоху великого переселения народов. — Новосибирск, 2003.

20. Азбелев П. П. Стремена и склепы таштыкской культуры // Исследование археологических памятников эпохи средневековья. — СПб., 2008.

21. Горбунов В. В., Тишкин А. А. О территории формирования тюркского этноса // Тюркские народы. — Тобольск ; Омск, 2002.

22. Тишкин А. А., Серегин Н. Н. Предметный комплекс из памятников кызыл-ташского этапа тюркской культуры (2-я половина V — 1-я половина VI вв. н.э.): традиции и новации // Теория и практика археологических исследований. — Барнаул, 2011. — Вып. 6.

история

23. Кирюшин Ю. Ф., Горбунов В. В., Степанова Н. Ф., Тишкин А. А. Древнетюркские курганы могильника Тыткескень-У1 // Древности Алтая. -1998. — № 3.

24. Могильников В. А. Культовые кольцевые оградки и курганы Кара-Кобы-1 // Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. — Горно-Алтайск, 1994.

25. Скобелев С. Г. Древнетюркские оградки могильника Кек-Оба // Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. — Новосибирск, 2000.

26. Тишкин А. А., Ожередов Ю. И., Серегин Н. Н. Коллекции С. И. Руденко в Музее археологии и этнографии Сибири им. В. М. Флоринского ТГУ // Роль естественно-научных методов в археологических исследованиях. — Барнаул, 2009.

27. Серегин Н. Н. Ранние стремена из коллекции С. И. Руденко // Теория и практика археологических исследований. — Барнаул, 2009. — Вып. 5.

28. Соенов В. И., Эбель А. В. Новые материалы из алтайских оградок // Гуманитарные науки в Сибири. — 1996. — № 3.

29. Киселев С. В. Материалы археологической экспедиции в Минусинский край в 1928 г. // Ежегодник гос. музея им. Н. М. Мартьянова в г. Минусинске. — Минусинск, 1929. — Т. IV — Вып. 2.

30. Винник Д. Ф. Тюркские памятники Таласской долины // Археологические памятники Таласской долины. — Фрунзе, 1963.

31. Вайнштейн С. И. Памятники второй половины I тысячелетия в Западной Туве // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. — М. ; Л., 1966. — Т. II.

32. Трифонов Ю. И. Древнетюркская археология Тувы // Ученые записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. — 1971. — Вып. 15.

33. Поселянин А. И., Киргинеков Э. Н., Тараканов В. В. Исследование средневекового могильника Белый Яр-П // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. — Новосибирск, 1999. — Вып. 2.

34. Худяков Ю. С. Древнетюркское погребение на могильнике Терен-Кель // Гуманитарные науки в Сибири. — 1999. — № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.