Научная статья на тему 'РАННИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ В США: 1920-50-Е ГГ.: ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ КОНЦЕПЦИИ'

РАННИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ В США: 1920-50-Е ГГ.: ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ КОНЦЕПЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
855
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВЕЩАНИЕ / США / NBC / CBS / ABC / DUMONT / ЦВЕТНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / Ф.ФАРНСУОРТ / Д.САРНОВ / В.ЗВОРЫКИН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степура И.В.

В статье прослеживается экономико-организационная и технологическая история американского телевещания. Рассказывается об эволюции технических средств вещания: от механического к электронному, от черно-белого к цветному. Раскрывается историческое место форматов программного вещания в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY STAGES OF THE DEVELOPING OF TELEVISION BROADCASTING IN THE UNITED STATES (1920-50S): ORGANIZATIONAL, TECHNICAL AND SOFTWARE CONCEPTS

The economic, organizational and technological history of American television broadcasting is reviewed in the article. The evolution of broadcasting technology from mechanical to electronic and from black-and-white to a colour one is described. The program broadcasting formats’ place in history within a specified period is also revealed.

Текст научной работы на тему «РАННИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ В США: 1920-50-Е ГГ.: ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ КОНЦЕПЦИИ»

УДК 654.19

Степура И.В.

Украина, г.Киев

РАННИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ В США: 1920-50-Е ГГ.: ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ

КОНЦЕПЦИИ

Аннотация. В статье прослеживается экономико-организационная и технологическая история американского телевещания. Рассказывается об эволюции технических средств вещания: от механического к электронному, от черно-белого к цветному. Раскрывается историческое место форматов программного вещания в указанный период.

Ключевые слова : телевещание, США, NBC, CBS, ABC, DuMont, цветное телевидение, Ф.Фарнсуорт, Д.Сарнов, В.Зворыкин.

Stepura I. V.

Ukraine, Kiev

EARLY STAGES OF THE DEVELOPING OF TELEVISION BROADCASTING IN THE UNITED STATES (1920-50s): ORGANIZATIONAL, TECHNICAL AND SOFTWARE CONCEPTS

Annotation. The economic, organizational and technological history of American television broadcasting is reviewed in the article. The evolution of broadcasting technology from mechanical to electronic and from black-and-white to a colour one is described. The program broadcasting formats' place in history within a specified period is also revealed.

Keywords: television broadcasting, USA, NBC, CBS, ABC, DuMont, colour television, F. Farnsworth, D. Sarnov, V. Zvorykin.

Постановка проблемы. Развитие телевещания в США прошло все этапы присущие передовым странам в области развития телевидения. Временной период 1920-50-е гг. можно рассмотреть в рамках разных периодизаций. В первом варианте 1950-е гг. уже относятся к периоду классического развития телевидения, во втором его все еще можно относить к экспериментально-организационному этапу. Историки спорят, искали ли американские зрители политические новости на ТВ уже в 1950-х гг. или все же этот этап наступил в 1960-е гг. В последнем случае господствует точка зрения, что зритель искал на тот момент развлечений. Примыкает к предыдущему и второй вопрос, что больше «весило» для зрителей - радио или ТВ в 50-е гг. В 1950-х гг. сложились многие форматы ТВ вещания, сформированы были технические стандарты, изобретены и

внедрены технические средства вещания. В «полную силу» все организационные и программные наработки заработали с 1960-х гг. Поэтому автор считает, началом классического этапа именно 1960-е гг. Что касается раннего этапа: 1920-40 гг., то все же можно уверенно говорить об экспериментальном этапе - на этом все сходятся. Влияние ТВ на общественную жизнь было в зачаточном состоянии и находилось в тени радио, оно было нацелено на высшие слои общества. Здесь продолжался поиск механизмов и стандартов телевещания, приемного и передающего оборудования. Изучение ранних этапов (в разных периодизациях) рассматривались в работах зарубежных и отечественных авторов (Голядкин Н.А., Зубок А., Мащенко И., Парфенов Л., Burns, R. W, Godfrey, D.) [2;6;7;14;15]. Объектом исследования является исторический процесс развития американского ТВ на ранних этапах.

Цель работы - краткая систематизация фактов, программных концепций, технологий и организационных механизмов в процессе развития телевещания США.

Основное изложение. Первые телесистемы были не электронными, а «механическими». Механическое телевидение - телевизионная система, использовавшая механическое и электромеханическое оборудование для получения и вывода изображения. Передача изображений осуществлялась в радиодиапазоне, где использовалась электронная техника. В основе механической части рассматриваемой телесистемы лежит диск Нипкова, который имеет ряд отверстий, расположенных по спирали. В камере позади этого диска устанавливается фотоэлектрический элемент для регистрации попадающего на него света. В приемнике же вместо фотоэлектрического элемента используется источник модулированного света, чаще всего им была неоновая лампа. Лампа воспроизводит колебания освещенности зафиксированного фотоэлементом в студии. Диск в приемнике вращается, и каждое отверстие образует одну линию развертки. Для передачи линий развертки от камеры до приемника используется радиосвязь. И передающая система, и приемник имели несколько родственную конструкцию. Но на диске Нипкова можно разместить очень ограниченное количество отверстий и поэтому разрешение передаваемого изображения было довольно низкое - чаще всего около 30 линий, изредка до 120. Было несколько систем, которые использовали развертку до 200 линий. Еще один известный метод передачи в механическом телевидении - «летающая точка» (англ. Flying spot). Он появился из-за довольно низкой светочувствительности фотоэлектрических элементов тех лет. Объект находился в затемненной студии и освещался узким ярким пучком света, проходящим через отверстия диска Нипкова. Перемещаясь влево-вправо и вверх-вниз, пучок света сканировал объект полностью 16 или более раз в секунду. Отраженный от объекта свет попадал не в один фотоэлектрический

элемент, а на целый блок таких элементов, позволяя суммировать сигнал от них для повышения четкости передаваемой картинки. В механическом телевидении зрители использовали два приемника - один для передачи изображения с электромеханической частью, второй - простой радиоприемник для звука. Часто первый приемник изображения конструктивно выполнялся как приставка к стандартному радиоприемнику [10;12].

В США пионером механического телевидения был Ч.Дженкинс -летом 1928 г. со станции W3XK в Вашингтоне пошло телевещание, позже он открыл вторую станцию в Нью-Джерси. В 1928 г. General Electric запустила станцию в пригороде Нью-Йорка. Первая демонстрация: по методу «летающая точка» осуществила исследовательская лаборатория General Electric Realty Plot в Скенектади, Нью-Йорк. Звук передавался радиостанцией WGY, изображение непосредственно из лаборатории General Electric. В 1928 г. лаборатория Эрнста Александерсона в компании General Electric начала ежедневную проверку прохождения телевизионного сигнала на экспериментальной станции W2XAD. 11 сентября 1928 г. General Electric показала по телевизору первую драматическую постановку. Компания контролировала также компанию RCA (Рэдио корпорейшн оф Америка) и связанную с ней радиокомпанию NBC. В 1930 г. General Electric вынуждена была из-за обвинений антимонопольного комитета избавиться от RCA [10].

Развитию электронного телевидения мы многим обязаны Фило (Файло) Тэйлору Фарнсуорту. В 1922 г. 16-летний школьник Фило Фарнсуорт изложил своему школьному учителю Джастину Толману идею телевидения. Ф.Фарнсуорт - национальный американский ученый-самородок [15]. Судьба его была драматична и местами полна трагизма. При жизни он прослыл ученым -чудаком, «безумным гением», изобретателем-одиночкой. В 1923 г. русский эмигрант В.Зворыкин, ученик Б.Л.Розинга, составил патентную заявку, где описал свою электронную систему телевидения. Патентное ведомство заявку не принимает, считая ее фантастичной. В.Зворыкин устраивается на работу в компанию Вестингауз (Westinghouse) где разрабатывает свою телесистему, но она не производит впечатления из-за посредственного изображения. После этого тоже выходец из Российской империи, президент RCA Дэвид Сарнов приглашает В.Зворыкина для работы над телевизионной тематикой. Ф.Фарнсуорт и В.Зворыкин знали друг друга и конкурировали за приоритет в развитии электронного телевидения. В конце концов, американский патент на электронное телевидение получил Фило Фарнсуорт. Ф.Фарнсуорт - автор первой электронной передающей трубки - диссектора. Демонстрацию системы Фарнсуорта провели в 1923 г. Он запатентовал 26 сентября 1930 г. телесистему в составе передающего устройства, где изображение преобразовывалось в электрические сигналы,

приемной трубки - кинескопа, которая обеспечивала получение картинки, принцип синхронизации работы передатчика и приемника, а также схему регулировки яркости. Заявка же Зворыкина ожидала своего признания до 1938 г. Но Зворыкин изобрел свой вариант передающей трубки -иконоскоп [1;7]. Фарнсуорт не сумел привлечь массовых инвесторов для финансирования своих работ, взял кредиты на развитие, но, в конце концов, продал права на свою версию телевидения другим компаниям. За Зворыкиным стоял Д.Сарнов и RCA с колоссальными денежными ресурсами. Между Фарнсуортом и Зворыкиным шла патентная война за право называться основоположником электронного телевидения в США, обсуждение перипетий которой далеко увела бы читателя в сторону. Заметим, что RCA вела разработки передающих трубок - вслед за иконоскопом, появился ортикон, суперортикон. Новый вариант перспективной видеокамеры будет представлен уже в 1953 г.

Отметим, что в 2000-х годах в России фокус внимания общественности переместился на В.К.Зворыкина и его вклад в развитие ТВ. В Москве открыли ему памятник. Известный тележурналист Л.Парфенов снял большой фильм о его судьбе («Зворыкин-Муромец», Первый канал), вышла и книга [7]. Зворыкин в нем выступает как образец успеха на Западе, да и в мире, кроме того, он лично и компания RCA много сделали для развития телевидения в СССР. Московский телецентр работал первое время на американском оборудовании. В США многие журналисты и издатели отцом телевидения называли не Фарнсуорта и Зворыкина, а Д.Сарнова, как гениального менеджера и бизнесмена который воплотил технологию в практику [9].

Вещание в Нью-Йорке велось с самого высокого тогда здания -Эмпайр Стейт Билдинг - там и были передатчики (экспериментальное вещание с этой высотки с 1932 г.). Отсюда сигнал распространялся радиусом 25 миль (40 км). Регулярное телевизионное вещание началось в 1939-1941 гг. радиокомпанией NBC, связанной с RCA. Напомним, на тот момент в США существовали три крупные радиокомпании NBC, CBS и MBS.

Телевизионными разработками, помимо RCA (В.Зворыкин, Д.Сарнов), занимались в 1930-е гг. компании Zenith, General Electric, Westinghouse Electric, DuMont. Последняя компания имела и свою сеть DuMont Television Network. Радио она не занималась. Телевидением занималась и радиокомпания CBS. А вот MBS была чистой радиокомпанией [7;9].

В юридическом смысле телевидение США взяло у радио законодательную базу (Закон о радио 1934 г.), а также частично и программные концепции. Печатные СМИ отнеслись к телевидению настороженно, видя в нем нового конкурента по типу «еще одного радио». Регулированием отношений между инженерами, радиоменеджерами (а

потом и телеменеджерами, и бизнесменами от ТВ) и вещательными структурами, включая процедуры распределения (лицензирования) частот, занимается Федеральная Комиссия Связи, Federal Communication Commission - FCC . Телестанции США создавали объединения - «сети».

Уже в 1939 г. в США начали производство телевизионных приемников с девятидюймовым экраном ($400). Первая модель телевизора RCA имела экран 5x9 дюймов (дюйм - 2,5 см), могла принимать пять каналов. Звукового сопровождения в приемнике не было - надо было иметь отдельный приемник и настраивать отдельно на волну звукового сопровождения. Позже выпустили еще четыре модели от RCA (цена упала до $200). Телевизор покупают несколько сотен состоятельных зрителей. География покупок - Нью-Йорк и пригород. Счастливые обладатели новых телевизионных аппаратов смотрели по телевидению открытие Всемирной выставки 1939 г. Ведущее место занимают непрямые рекламные материалы NBC -RCA. Так на выставке выступает Дэвид Сарнов - он рассказывает о перспективах телевидения [7]. В его речи чувствовалась глубокая вера в то, что телевидение войдет в повседневную жизнь каждого американца. Он говорил, что «запускает телевидение сейчас» (хотя это было маркетинговым приемом, телевидение было известно и до 1939 г.) Следом выступил президент Рузвельт - и это было первое выступление американского главы государства на ТВ. Вещание NBC уже после трансляций с выставки тематически расширялось: были показаны матчи по бейсболу и американскому футболу [5;6]. Несмотря на очень высокую цену первых телевизоров (а доллар тогда ценился намного дороже, чем сейчас) появляется еще несколько тысяч владельцев приемников. Радиус вещания передатчика уже 64 км. Станция NBC называется W2XBS Первый канал. Сейчас это WNBC-TV канал 4. В 1940 г. в Нью-Йорке уже три тысячи телевизоров, но программ в целом мало и зрители часто видят на экране телевизора настроечную таблицу. В марте 1940 г. NBC объединила свою нью-йоркскую телестанцию со станцией в Филадельфии (WPTZ, в настоящее время KYW), так началось формирование первой общенациональной телесети в США. Позже к ним была добавлена телестанция Скенектади (WRGB).

Попытки нарастить продажи телевизоров большого успеха не имели из-за их дороговизны. Частные лица воздерживались от их покупки. Вот почему, большинство телевизоров было продано барам, гостиницам и другим общественным местам, где широкой общественности давалась возможность смотреть специализированные спортивные новости и состязания.

В 1940 г. RCA разрабатывает цветную систему вещания «Тринископ» [16]. При передаче использовали три отдельные передающие трубки на каждый из основных цветов. Информация о каждом цвете передавалась одновременно по отдельным каналам, т.е. в эфире каждый

цветовой канал имел отдельную частоту. В приемнике использовалось оптическое совмещение изображений трех кинескопов с разным цветом свечения люминофора. Уже тогда имеющиеся черно-белые телевизоры можно было настроить на прием какого-то одного цвета, но полутона и тени терялись.

Конкурирующая медиакомпания CBS не сидела сложа руки. Ее передатчик тоже в Нью-Йорке, на крыше небоскреба Крайслер-билдинг. Был открыт и новый офис CBS в здание на 485 Madison Avenue. С того же Крайслер-билдинг в 1941 г. пошли первые черно-белые передачи CBS. Но в 1940 г. CBS экспериментировало с цветным телевидением, правда приемники этой системы широко не выпускали, и зрителей практически то и не было. Исследования по цветному ТВ концентрируются в лаборатории CBS-Hytron [19]. Создана была гибридная электромеханическая модель. Передающая камера была одна, но цветоразделение происходило при помощи вращающихся дисков со светофильтрами стоящими за объективом однотрубочной камеры в студии, и также перед единственным черно -белым кинескопом приемника. Цветные кадры передавались не параллельно, а последовательно. Так появилась FSCS: «Система с последовательной передачей цветных полей» (Field-sequential color system), которая была продемонстрирована 4 сентября 1940 г. Она базировалась на одном черно-белом кинескопе. Решения CBS не были совместимы с черно-белыми стандартами, установленными ранее RCA. Были известны и другие разработки. В стандарте американского консорциума «CTI» от инженера Джорджа Слипера «Sleeper Color System» (SCS) последовательно передавались цветоделенные строки. На основе работ британского ученого Д.Берда свою систему создала телелаборатория Дюмон (Dumont) . Электронные прожекторы располагались с трех сторон под большими углами к мозаичному экрану, состоящему из трехгранных пирамид с разноцветным люминофором разных граней («трихромаскоп»). [18]. Соревнование выиграли трубки с теневой маской. Тут пучки попадали на пятна люминофора с соответствующим цветом свечения. Самыми популярными стали технология RCA с точечными триадами, и ее вариация с вертикальной апертурной решеткой, позднее разработанная корпорацией Sony под названием «Тринитрон» [17]. Развитием системы цветного телевидения от RCA стала система DSCS, и названной «Последовательной передачей цветных точек» (Dot Sequential Color System,1949 г.). Сигналы, соответствующие красному, зеленому и синему частичным изображениям, суммировались (мультиплексировались) с частотой 3,8 МГц в один общий. В приемнике они разделялись электронным коммутатором и воспроизводились на трехкинескопном мониторе. Телевизор DSCS был кубом со стороной 2 метра [17] .

Звук в телевидении передавался в УКВ диапазоне - новом для практики радио. Он был выбран на основе исследований Эдвина

Армстронга, который показал, что использование частотной модуляции обладает большей помехоустойчивостью. Еще в 1930-х годах в штате Нью-Джерси была построена экспериментальная УКВ-радиостанция, средства в которую вложила CBS. CBS собиралась использовать этот диапазон именно для качественного радиовещания. Внедрение новой техники шло медленно из-за экономической депрессии в США. Но после войны весь диапазон, освоенный Э.Армстронгом и CBS, отдается телевещанию для звука. Поэтому все выпущенные до войны приемники УКВ оказались невостребованными, и их можно было только выбросить. Такое решение контролирующих органов затормозило развитие частотного УКВ вещания на 20 лет. Э.Армстронг не выдержав удара по своему детищу, покончил с собой. В результате преимущество получила NBC-RCA.

В 1941 г. Федеральная комиссия по связи (FCC) приняла ряд важных стандартов на телеоборудование. Изображение должно было быть 525 строк, звук в диапазоне УКВ с частотной модуляцией. Стандартизация способствовала массовому выпуску передающего и приемного оборудования. Стандартизировали черно-белое ТВ, но не цветное (как настаивала CBS). Эфирные телеканалы были разбиты на две группы: со 2 по 13-й - VHF (метровый диапазон), а с 14 по 48-й - UHF (дециметровый).

Вспомним, что уже в 1962 г. Федеральная комиссия по связи обязывает все заводы выпускать многоканальные телевизоры как с метровым (1-12), так и с дециметровом (каналы 13- 84) диапазонами. Во всех телевизорах с 1953 г. был уже встроен декодер для глухих. На каналах существовали специальные субтитры для них. Выпускались эти декодеры и в виде приставок к телевизорам.

Ранний репертуар телестанции в Нью-Йорке (WNBT-NBC) включал передачи трех видов: кинорубрику (фильмы-путешествия и старые голливудские ленты), студийные передачи (концерт, скетч, кулинарные уроки) и внестудийные репортажи с передвижной телестанции: аппаратура помещалась в два автобуса и использовалась для освещения спортивных состязаний, выставок и показов мод [5;14].

Началом эры коммерческого телевидения в США считают 1941 г. В этом году NBC стал вставлять в свои передачи рекламу. W2XBS (филиал NBC) получил первую коммерческую лицензию - возможность извлечения прибыли из своих программ, приняв символы позывного как WNBT (в настоящее время WNBC-TV). В этот же год синхронно получила лицензию и корпорация CBS - WCBW (в настоящее время она называется WCBS). 1 июля 1941 г. телестанция WNBT (NBC, Нью-Йорк) модифицировала заставку тестовой таблицы с логотипом WNBT, которая выглядела как часы с логотипом фирмы выпуска ручных часов Bulova Watch (The Bulova logo) с произношением фразы «Bulova Watch Time», что-то вроде «Время по часам Билова». Часы с логотипом «Bulova» стали показывать и во время бейсбольных матчей (что сейчас на ТВ обычное

дело). Федеральная комиссия по делам коммуникаций разрешила телерекламу. WNBT продавала рекламодателям до 15 часов в неделю. Реклама была в ту пору двух видов: 1) реклама радийного типа - читалась информация диктором или ТВ-модификация - показывали заставку; 2) рекламодатель не только спонсировал ту или иную передачу, но выступал как продюсер, и нес всю ответственность за содержание, т.е. по сути, и за всю передачу. Вот откуда такой объем времени выделяемый тогда под рекламу [14].

На 7 декабря 1941 г. в стране насчитывалось 7,5 тыс. телевизоров. В этот день японская армия напала на американскую базу Пирл-Харбор и США вступили во Вторую Мировую войну [11].

Вторая мировая война несколько приостановила развитие американского телевидения, хотя и не остановила вовсе, как имело место, например, в Великобритании. Новые теле- и радиоприемники не выпускали, заводы переключились на выпуск оборонной продукции. Но имеющееся оборудование продолжало работать, т.к. на материковую территорию США ни одна бомба не упала. На начало войны вещало десять телестанций, в среднем они вещали по 15 часов в неделю, но в годы войны они стали вещать в среднем 4 часа в неделю. А с 1942 г. Федеральная комиссия по связи перестала выдавать лицензии для новых радио и телестанций - вещать могли только уже зарегистрированные. К 1945 г. останется только 6 телестанций.

Телевидение откликалось на текущую ситуацию. Была снята передача о нападении на Пирл-Харбор (журналист Ричард Хаббел). В 1942 г. он издаст книгу «4000 лет телевидения».

С 1945 г. Нью-Йоркская WNBT снова начала работу; c 8 мая началось вещание новостей. Выпуск плавно перешел в репортаж про празднование победы над Германией в Нью -Йорке. Сигнал камеры был с крыши гостинницы Hotel Astor, показав ликующую толпу внизу. К концу войны, потенциал коммерческого телевидения стал расти - в эфир вернулась реклама. В период 1945-1947 гг., в основном на трех нью-йоркских телевизионных станциях корпораций NBC, CBS и Дюмон возникли новые программы, расширилось и время их работы в эфире. Тогда всем казалось, что Дюмон будет третьей по значимости телекорпорацией США. Но надо понимать, что при всей коммерческой перспективности ТВ, оно находилось под влиянием радио, которое было в то время массовым СМИ и инвестиции в него, доходы от него, перетекали в нарождающуюся телеотрасль. А вот радио у Дюмон то и не было. В 1943 г. в результате антимонопольных расследований из NBC выделяют ряд радиостанций - сеть NBC Blue (голубая сеть), которую продают бизнесмену Э.Нобелю. Образуется новая вещательная компания. В 1944 г. он покупает бренд ABC - Эй-би-си («Америкен бродкастинг компании» -Американская вещательная компания). И 15 июня 1945 г. компания была

регистрирована под таким именем. Естественно, что ABC испытывала организационно-финансовые трудности. Э.Нобель обращается за инвестициями в United Paramount Theaters (UPT), и занятой в области театрального и кинопроизводства, связанной финансово с United States v. Paramount Pictures, Inc. Денег у UPT было много и они не боялись инвестировать. Более того, глава UPT Леонард Голденсон поверил в возможности телевещания, особенно в разрезе трансляции фильмов и театральных постановок. Ранее United States v. Paramount Pictures, Inc. Инвестировало и в телелабораторию Дюмон (а значит и в сеть DuMont Television Network), т.е. компания инвестировала в конкурирующие предприятия.

В 1945 г. обостряется конкуренция между CBS и NBC. Глава CBS У.Пейли переманивает на свою сторону звезд NBC (Д. Бенни, Э. Бергена, Ч. Маккарти, Р.Скелтона, и Д. Бернса) - и они переходят на радио CBS. Вследствие этого к CBS переходит лидерство по доходам от рекламы. Прибыль от радиосети перерасапределяется на телесеть, последняя получает новый импульс развития.

В 1946 г. CBS представила Федеральной комиссии по связи США (FCC) свой стандарт цветного телевизионного вещания системы для утверждения. Беда этого стандарта заключалась в том, что старые телеприемники черно-белого изображения оказывались несовместимыми с цветными телевизорами стандарта CBS. В то же время, RCA разработала цветную систему, которая была совместима с уже существующими телевизорами. Она то и будет внедрена. И разработка такого совместимого стандарта была очень важна, так как нарастал выпуск монохромных приемников существующего черно-белого стандарта. Но в 1946 г. утверждение цветного стандарта было призвано «преждевременным» [13].

В 1946 г. будет продано 6400 телеприемников. Но уже в 1948 г. - 1 млн. телевизоров при 60 телестанциях. В 1950 г. - телевизоров уже 6 млн., а в 64 городах 106 телестанций. В 1958 г. было 42 млн. телевизоров [11].

В 1948 г. в городке Mahanoy City (штат Пенсильвания) создана была первая в США кабельная сеть для индивидуального приема программ. Магистральные кабели между телецентрами были и раньше. Здесь телевышку закрывала гора и продавец телевизоров Джон Уолсон из-за плохого приема сигнала, поставил коллективную антенну. От нее протянул кабель и усилители, подключив дома. Сеть стала семейной компанией Service Electric, она существует до сих пор. Применительно к США нужно различать «сеть» как организацию вещателей и передающих станций, и кабельную сеть как физический способ доставки программ зрителю. В 1950-60-х гг. появляется много мелких сетей доставки. Основная их цель -подача сигнала, если эфирный сигнал некачественный. Своих программ почти нет или они предельно просты. Сети часто показывали канал из

соседнего города или штата. Расцвет кабельных сетей наступит в 1970-е, когда появятся спутниковые технологии доставки телесигнала для них.

В 1948 г. CBS приступила к формированию своей телесети. В Лос-Анджелесе заработала телестанция KTTV 11-й канал (сеть CBS). В Лос-Анджелесе CBS приобрела станцию KTSL (канал 2). В 1950 г. ее переименуют в KNXT (радиосеть в Лос-Анджелесе ранее называлась KNX), а еще позже KCBS-ТВ. Была открыта и станция в Чикаго [9;14].

Столкнувшись с финансовыми затруднениями развертывания радиосети, пытается выйти на рынок телевидения и ABC. 19 апреля 1948 г. она получает лицензии на телевещание в Филадельфии и Вашингтоне, что тогда было сложно из-за позиции военных, которые владели частотами. Сеть запускает первый филиал WFIL-TV в Филадельфии (ныне WPVI-ТВ) и WMAL-TV в Вашингтоне (в настоящее время WJLA-ТВ), позднее лицензию на телевещание получает флагманская станция («O & O»), WJZ-ТВ в Нью- Йорке (в настоящее время WABC-TV) (август 1948). До сетей CBS и NBC по числу станций ABC далеко, но ее обходит и главный конкурент в соревновании за третье место на телерынке США - Дюмон (DuMont Television Network). В конце 1940-х гг. была идея запуска телевизионной сети MBS TV, велись неудачные переговоры с кинокомпанией MGM, как с источником производства программ. Но MBS осталась именно радиосетью, но делались попытки экспериментального телевизионного вещания (KHJ-TV в Лос-Анджелесе, CKLW в Западном Онтарио в Виндзоре; были передачи на W6XAO - позже KTSL TV в Лос-Анджелесе). До начала 1950-х гг. действовали жесткие ограничения на число станций со стороны FCC (правила регулирования частот во избежание монополизма) - в крупном городе могло быть одна-две крупные телестанции, все это сводило на нет усилия ABC сводя ее к второсортной телесети, еще больше било по Дюмон и совсем закрывало дверь в телемир для MBS. Дело в том, что в начале 1940-х гг. FCC приняла решение об ограничении числа сетей в руках одной компании. В 1953 г. были приняты правила, регулирующие разнородную собственность СМИ - положение о множественной собственности (Multiple Ownership Rules), которые ограничили владение до пяти телестанций в одних руках. К середине 1970-х годов были приняты и правила, которые ограничили количество программ сетей в прайм-тайм. В 1975 г. FCC приняла правила, регулирующие перекрестную собственность, которые запретили совместное владение на одних географических рынках конкурирующими СМИ (ежедневные газеты и вещательные станции, телестанции и кабельные сети, кабельные и телефонные системы). В 1985 г. максимальное их число было увеличено до 12 при условии, что эти станции охватывают не более 25% всех домохозяйств на рынке. Многие ограничения были позже ослаблены в 1996 г.

США - страна с большой территорией и в некоторых регионах с малой плотностью населения. Для развертывания ТВ была принята апробированная сетевая модель близкая радиоотрасли. В 1950-х гг. коммерческие телесети законодательно подразделялись на несколько категорий: 1) национальные телесети - группы телестанций, принадлежащих ведущим телекомпаниям и управляемых ими (тогда не больше 6, потом будет увеличено); 2) филиалы сетей (ассоциированные с сетями) - отдельные телестанции (местные), не находящиеся в собственности владельцев телесетей, но связанные с сетями договорными отношениями; 3) независимые станции, не связанные с телесетями и формирующие вещательные программы собственными силами или закупающие их у других телекомпаний (иногда - обменивающиеся программами). Станции типа 2) не обладают собственной развитой производственной базой, но могут выпускать отдельные передачи, к примеру, новости или локальные ток-шоу. Они обязаны ставить в эфир общенациональную рекламу от глобальной сети. Станции типа 3) имеют более низкую доходность, создают свои программы, хорошо ориентируются в местном рекламном рынке. Расценки на публикуемую в телеэфире рекламу непосредственно зависят от рейтинга - результата измерения численности аудитории (групп) телекомпании или конкретной телепередачи. Методика определения рейтингов применялась в начале 1930-х годов на радио. Коммерческие СМИ находятся в непрерывной борьбе за рейтинг своих каналов и программ.

Развитию телевидения способствовали технические достижения и развитие инфраструктуры. Наряду с передающим трубками и кинескопом на теневой маске (см. выше), отметим, что уже к концу 1940-х гг. коаксиальный кабель стал охватывать города вдоль восточного побережья и на Среднем Западе, а потом к 1951 г. был запущен трансконтинентальный кабель через территорию Америки. Сигнал можно было передавать из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. К 1956 г. фирмой Атрех был разработан видеомагнитофон - средство записи изображения и звука на магнитной ленте. Изобрел видеомагнитофон Чарльз Гинзбург (19211992). Основатель и руководитель фирмы Ампекс был выходец из России Александр Матвеевич Понятов (АМПекс). Компания была ведущим изготовителем видеотехники в 1960-70-е гг., но в конце уступила лидерство японцам. Механизмы видеозаписи в дальнейшем совершенствовались. Студийный аппарат Атрех 30 ноября 1956 г. CBS впервые использовала для отсроченного выпуска в эфир программы вечерних новостей [6].

С 1950 г. возобновляется конкурс на создание стандарта цветного вещания. Соревнуются CBS, Дюмон и КВС^СА. CBS доработала свой стандарт, и он принимается. FSCS, побеждает и становится национальным стандартом. С 5 июня 1951 г. в 16:35 по восточному времени пять

телестанций сети CBS на восточном побережье начали регулярное цветное вещание. В FSCS изображение раскладывалось на 405 строк, и передавалось с частотой 144 цветных полей (48 полукадров) в секунду. Но NBC-RCA обжалуют решение FCC в суде. Споры затягиваются на два года, и NBC-RCA за это время устраняет недостатки в своей системе, и в 1953 г. принимается национальный стандарт цветного вещания NTSC (National Television System Committee). В основе NTSC лежали главным образом наработки RCA и подконтрольной ей NBC. Победа NBC-RCA была не столь однозначной, т.к. ей и пришлось финансировать развитие цветного телевидения в США. Продавать телевизоры по льготным ценам, ставить вещательное оборудование на своих телестанциях. Первая передача в этой системе была проведена телесетью NBC 30 августа 1953 г., а уже 1 января 1954 г. состоялась первая трансконтинентальная телетрансляция цветной программы по радиорелейной связи. Базовый серийный телевизор для этой системы назывался «RCA CT-100». Стоимость его была прямо скажем недешевой (для масштаба цен того времени): 1000 $. Но через год продадут 40 тыс. приемников. Процесс перехода на цветное ТВ растянется до середины 1960-х гг. NTSC внедрена была в Канаде и Мексике, Японии, Южной Корее, на Тайване, Филиппинах и в ряде стран Южной Америки [3].

Упоминаемая выше сеть DuMont (Дюмон) терпела убытки. Федеральная комиссия по связи (FCC) не давала ей разрешение на покупку новых станций. Объединенная компания ABC-UPT предложила DuMont слияние. Глава UPT Леонард Голденсон и управляющий директор DuMont, Тед Бергманн, быстро согласился на сделку. Причем сеть называлась бы ABC - DuMont и все контракты DuMont уважались бы и исполнялись. Но антимонопольные разбирательства не дали совершить такое слияние -поскольку United States v. Paramount Pictures, Inc. вкладывали и в DuMont, и в UPT. В результате DuMont Laboratories ликвидируется в 1956 г.[10;12]. На ее базе, выделением телестанций WABD в Нью-Йорке и WTTG в Вашингтоне, округ Колумбия, формируют DuMont Broadcasting Corporation. На ее основе появляется сеть и производящая телекомпания Metromedia (1956-1986), ядро которой становится в 1986 г. основой Fox (FBC) - четвертого ведущего игрока на телерынке США.

Американское телевидение развивалось на основе жанрового разнообразия радио. В 1930-50-е гг. оно было в большей степени развлекательным, но из-за дороговизны приемного оборудования тематически обращалась к высшему среднему и высшему имущественному классам. В конце 1940-х-начале 50-х гг. в связи со снижением цены на телевизор программа обогащается как форматами радио, так и опытом развлекательных представлений в барах, ресторанах, клубах, варьете. На экране были комики, развлекательные разговорно-эстрадные номера,

викторины, телешоу с постоянным ведущим, телеспектакли и телефильмы, документальное кино и др.

В начале 1950-х гг. в коммерческом вещании изменилась концепция подачи рекламы. Ранее много программ готовили сторонние организации, включая туда и рекламу. Теперь же производство концентрировалось в руках самой компании, и она сама начинает продавать время рекламодателю («журнальная концепция»). Ее предложил Сильвестр Уивер, вице-президент NBC. Поводом для ее введения стал скандал на викторине по проверке знаний, которую приготовили спонсоры -рекламодатели - их подозревали в махинациях. С.Уивер предложил знаковые многолетние передачи NBC - информационная программа Today и Ночное шоу на NBC The Tonight Show. Уже тогда в эфире работал М. Берл со своим театрализованным шоу «Театр звезды Тексако», имевший большой успех у зрителей. С 1951 г. с NBC сотрудничает итало-американский композитор Д.К.Менотти, автор оригинальных опер и музыкальных миниатюр. NBC стало внедрять и практику одновременных трансляций на радио и ТВ реальных концертных, театральных и спортивных событий на базе передвижных телестанций [10].

Такой же подход использовала в конце 1940-х, CBS выведя в эфир репортаж о работе Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (1949). Это произошло под руководством директора новостей и редактора Эдмунда Честера. В сентябре 1951 г. CBS провело первый «общенациональный» выпуск новостей, а 18 ноября выходит общественно -политическая передача «Смотри сейчас» (See It Now) с Э. Марроу, где американцы одновременно увидели статую Свободы в Нью-Йорке и залив в Сан-Франциско. Во главе всех этих нововведений на CBS стоял глава этой компании с 1946 по 1971 г. Фрэнк Стэнтон. Он ввел в программу вечерние новости на CBS: CBS Evening News. В 1950-х гг. в американском обществе стало зреть недовольство компанией по поиску сочувствующих СССР в свете начавшейся Холодной войны. Недовольство выразила считавшаяся тогда самой либеральной сеть CBS. Комментаторы CBS News начали критиковать поведение и высказывания сенатора Д. Маккарти. Э.Марроу появляется в отдельных сюжетах CBS Evening News. А его шоу «Смотри сейчас» поднимало много спорных вопросов, но вошла в историю как программа, критикующая сенатора Д.Маккарти с его речами про «красную угрозу» со стороны СССР, будто бы в огромном количестве притаившуюся во всех слоях общества. Марроу показал противоречивость и преувеличенность его суждений. Передача называлась «Доклад о сенаторе Джозефе Маккарти». Это был поворотный этап в развитии телевидения. Общество выступило против кампании сведения счетов с людьми под предлогом Холодной войны [14]. В 1953 г. Марроу начал второе еженедельное шоу, серию интервью знаменитостей «От человека к человеку» (Person to Person, 1953-1959). Начиная с 1958 г. и по 1960 г.

Марроу ведет ток-шоу, озаглавленное «Маленький мир» (Small Worldj в котором принимали участие видные политики. Параллельно он готовил документальные программы. Но отношения с CBS усложнялись - тон документальных передач становился все более критическим, обличающим. Последний фильм был о положении наемных сельскохозяйственных рабочих в США «Урожай стыда» (Harvest of Shame). После его выхода он подал в отставку с CBS.

Президент Дж.Кенеди назначает Марроу на должность руководителя иновещания - правительственного агентства ЮСИА (USIA) - прародителя телевидения и радио «Голос Америки». Информационное агентство Соединенных Штатов (ЮСИА, дословно С.Ш.И.А.) - представляет официальную точку зрения правительства для общественности в других странах. История прослеживается от Комитета по общественной информации (Committee on Public Information) времен Первой мировой войны, с 1938 г. Междепартаментный Комитет Научного Сотрудничества, а в 1942 г. начались передачи «Голоса Америки» (Voice of America), тогда антинацистской направленности. Последнее наиболее узнаваемая деятельность агентства. Сейчас эта целая группа радиостанций вещающих на зарубежье (по закону правительство США не может вещать на свою территорию и для своих граждан). ЮСИА играла важную со стороны Запада роль в пропагандистском радиопротивостоянии во времена Холодной войны. Забегая вперед, отметим, что сегодня ЮСИА это не только радио, но и телевидение - с 1983 г. заработал телеканал (телесеть) WorldNet. Он работает на арабском, английском, русском, испанском и тайском, фарси. Передают новости, передачи американских каналов (выходили : «Мир денег Адама Смита» и «Час новостей Макнила-Лерера» PBS, фрагменты трансляций из конгресса от специального канала С -SPAN), готовят и собственные программы («Досье новостей», «Мир науки», «Что нового на рынке»). Вот у истоков чего стоял на склоне лет Э.Марроу. Но вернемся на рубежи 1950-60-х гг. Э. Марроу не только медиаменеджер, он консультировал президента Д.Кеннеди и по важнейшим проблемам политики, таких как Карибский кризис. Но вскоре он заболевает раком легких (левое легкое удаляют). В 1964 г. по болезни уходит из ЮСИА. Тогда же Марроу был награжден Президентской медалью Свободы У. Пэли зовет его обратно на CBS, но Марроу понимает, что жить ему недолго и отказывается. Умер Марроу весной 1965 г. в 57 лет. За месяц до смерти он стал почетным кавалером Ордена Британской империи от королевы Елизаветы II. СBS занималось траурными мероприятиями. Посмертно Марроу был удостоен премии Грэмми (1967). Колледж связи в Вашингтоне государственном университете назван в честь Э. Р. Марроу. Был создан Центр общественной дипломатии имени Эдварда Р. Марроу при университете Тафтса, а в Нью-Йорке его именем названа школа.

В 1950 г. вышла в эфир первая утренняя передача. Это было полуторачасовое шоу «Третий канал. Будь готов!» (Three To Get Ready), которое появилось 14 февраля 1950 г. в утреннем слоте местного канала WPTZ Канал 3 (NBC: 1941-1995, ныне CBS KYW-TV Канал 3) в Филадельфии (штат Пенсильвания) и было построено на ярких импровизациях в прямом эфире ведущего-комика Эрни Ковакса (Ernie Kovacs), новостных выпусков и прогнозов погоды. Опыт этот, правда, для местного телевидения не продлился долго, и уже 1 ноября 1951 г. передачу закрыли [8]. Далее выйдет «The Ernie Kovacs Show» (DuMont, позже CBS).

В 1950 г. легендарный журналист У.Кронкайт идет работать на CBS News по приглашению Э. Марроу. Начинает работать в WTOP-TV, филиал CBS в г. Вашингтон, округ Колумбия. Ведет воскресный выпуск новостей в 23:00 с 1951 по 1962 г. На NBC в той же роли был Джон Кэмерон Суэйзи, а потом Чет Хантли. Но это было не все. Телевидение впервые стало играть роль важнейшей силы в американском политическом процессе в 1952 г., в ходе предвыборной кампании по выборам президента США (Д. Эйзенхауэр - Э. Стивенсон). Кронкайт работает ведущим журналистом -якорем («anchor») на предвыборных дебатах и обсуждениях выборов президента в 1952 г. Работать на выборах он будет до 1964 г., пока его не сменят пара Р.Траут и П.Мадд. С 1953 по 1957 гг. Кронкайт ведет программу на CBS «Ты там» (You Are There), которая воспроизводила исторические события в форме репортажа. Формат передачи оказался столь удачным, что в конце 1960-начале 70-х годов выйдет документальный сериал «XX век» о важных исторических событиях состоящий почти исключительно из кадров кинохроники и интервью. Этот формат до сих пор наследуют многие телекомпании. Так на НТВ подобную передачу снимал Л.Парфенов («Намедни. Наша эра).

В 1954 г. Кронкайт брал интервью у гостей Утреннего шоу, на CBS; а также общался с кукольным львом (по имени Шарлеман) на темы новостей дня [4]. «Но уже в 1954 г. вышла программа «Сегодня» (Today) на канале NBC, которая ... определяет утреннее настроение большинства американцев. Более 23 лет программа NBC была единственным примером утреннего вещания, но в 1975 г. канал ABC запустил программу «Доброе утро, Америка» (Good morning America), производством которой занимался не информационный, а развлекательный департамент, и традиционные новостные студии сменили студии-гостиные, а помимо новостей в программе появились сюжеты из жизни знаменитостей», -пишет С.Попова [8].

В конце 1950-х годов году CBS делает шаг навстречу «простому зрителю». Передачи ранее были нацелены на образованную аудиторию: это было следствием того, что ранее телевизоры могли купить состоятельные представители среднего и высших имущественных классов. Но к 50-м годам телевизоры уже становятся более массовыми.

Следовательно, работать нужно было на совсем другую аудиторию. Владелец CBS У.Пейли берет на работу Джеймса Обри в качестве президента CBS. Тот выпускает популярные сериалы «Деревенщина из Беверли», «Мюнстеры». Популярностью на CBS пользовались «Шоу Джека Бенни» (Jack Benny Program), и «Вечернее шоу Эдгара Бергена» (Edgar Bergen's Sunday-night show). «Шоу Джека Бенни» представляло собой музыкальную разностилевую постановку с дополнениями в виде драматических и комедийных постановок, сопровождаемых выступлением варьете. Звуковая версия позже была на радио CBS. Шло по ТВ и радио и «Большое шоу» (The Big Show) в котором выступали видные артисты того времени. На CBS в 1954 г. приходит видный шоумен Мерв Гриффин. Из Нью-Йорка он ведет музыкальное шоу «Finian's Rainbow». А в конце 1950-х гг. он ведущий телеигры «Доверься интуиции» [4].

Долгое время на CBS радио шла радиопостановка «Путеводный свет» («The Guiding Light»), которое с 1952 г. переехала с радио на ТВ и будет идти аж до 2009 г. Одновременно на радио и телевидению шли постановки «Наша мисс Брукс» (Our Miss Brooks), «Люсиль Болл : год спустя» (Lucille Ball a year later). Потом «Люси Болл» станет цветным. В 1958 г. был показан балет «Щелкунчик» в хореографии Георгия Баланчина. Эта телепередача была основана на знаменитой постановке театра «Нью-Йорк Сити Балет», которая шла ежегодно с 1954 г. в Нью-Йорке. Был снят и музыкальный фильм «Питер Пэн».

Крупный успех к телевидению ABC пришел в 1955-1961 гг. благодаря показу фильмов Уолта Диснея и продукции других голливудских киностудий. Регулярно шли передачи спортивных программ.

В 1950-х гг. Федеральная комиссия стала резервировать в каждом регионе частоты для некоммерческих целей - и их стали занимать университеты, муниципалитеты, общественники (на условиях самофинансирования). Днем в эфире телеуроки, а вечером культурно -просветительные программы для боле взрослой аудитории. Первой стала учебно-образовательная станция Хьюстона в 1953 г., к 1963 г. 75 станций. Это заложило основу общественному вещанию. Известный телерадиожурналист Э.Марроу (уже в должности директора агентства правительственной информации ЮСИА) принял участие в презентации 16 сентября 1962 г. учебного телевидения в Нью-Йорке. Трансляция велась телестанцией WNDT, которая позже стала WNET: одной из ключевых станций будущего PBS (общественное телевидение США, старт с 1970).

Выводы. В ранние годы телевидение США не оказывало сильного влияния на умы американцев, было в тени радио. Но оно сложилось организационно, технически; обозначилось его жанровое разнообразие; приняты были стандарты вещания. Ценность начального этапа (1920-50) в технической инновативности, научных решениях, в медиаэкономике. Развитие ТВ в этот период весомая страница истории науки и техники.

Использованные источники:

1.Гаков В. Говорит и показывает (иконоскоп) // Системный администратор. 2015. № 6. C.96.

2.Голядкин Н.А. Краткий очерк становлении и развития отечественного и зарубежного телевидения. [Электронный ресурс] URL: http://www.tvmuseum.ru/attach.asp?a_no=1014 (дата обращения: 23.01.2013)

3.Джакония В. Е. Телевидение. М.: «Горячая линия-Телеком», 2002. 640 с 4.Зубок А. Телевизионный бизнес. М.: Школа издательского и медиа бизнеса 2012. 560 с.

5.Киперман С. Великий телемечтатель [Электронный ресурс] // URL: https://maxpark.com/community/6224/content/3578597 (дата обращения: 23.01.2013)

6.Мащенко И. «Славянский след» американского телевидения // Зеркало недели. № 24 (399) 28 июня - 5 июля 2002 .

7.Парфенов Л. Зворыкин-Муромец. М. : Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2011. 166 с.

8.Попова С. Утренний коктейль // Медиа-профи. 2010. №10 (33). С. 16-20.

9.Самохин В.П., Киндяков Б.М Давид Сарнов - крестный отец радиовещания и телевидения (1891- 1971) // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2014. S1. С.3-37.

10.Ситников В. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение. M.: Litres, 2017. C. 270-285.

11.США // Малая сов. энциклопедия. Т.8. М.: СЭ, 1960. С. 711 .

12.Украинцев Ю.Д., Цветов М. А. История связи и перспективы развития телекоммуникаций : учебное пособие. Ульяновск : УлГТУ, 2009. 128 с.

13.Шамшур В.И. Цветное телевидение в США, Франции, Англии и Голландии. М.: Госэнергоиздат, 1956. 23 с.

14.Burns, R. W. Television: An International History of the Formative Years. The Institute of Electrical Engineers (IEE) (History of Technology Series 22) in association with The Science Museum (UK). 1998. p. 358-361.

15.Godfrey, D., Philo T. Farnsworth: The Father of Television, 2001. 360 p.

16.RCA 3 Channel Color System. Early Color TV [Electronic resource] // Early Television Museum. URL: http://www.earlytelevision.org/ rca_1947_color.html (дата обращения: 23.01.2013)

17. RCA-NBC Firsts in Color Television. History of early color television [Electronic resource]. URL: http://novia.net/~ereitan/rca-nbc_firsts.html (дата обращения: 23.01.2013)

18.DuMont Trichromoscope. Color Picture [Electronic resource] // Early Television Museum. URL: http://www.earlytelevision.org/dumont_ trichromoscope.html (дата обращения: 23.01.2013).

19.Reitan Ed. CBS Field Sequential Color System. (24 August 1997). [Electronic resource]. URL: http://novia.net/~ereitan/Color_Sys_CBS.html (дата обращения: 23.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.